Скачать 188.5 Kb.
|
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины «Риск менеджмент в энергетическом и сырьевом секторах» для направления 080100.68 «Экономика» подготовки магистра 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины «Риск-менеджмент в энергетических и сырьевых отраслях» устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов 2-го года обучения направления подготовки 080100.68 «Экономика», обучающихся по магистерской программе «Мировая экономика» по специализации «Регулирование энергетических и сырьевых отраслей в России и мире» и посещающих дисциплину «Риск-менеджмент в энергетических и сырьевых отраслях». Программа разработана в соответствии с: Стандартом НИУ ВШЭ; Образовательной программой 080100.68 «Экономика»; Рабочим учебным планом университета по направлению 080100.68 «Экономика» подготовки магистра, утвержденным в 2012г. 2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины «Риск менеджмент в энергетических и сырьевых отраслях» являются изучение магистрантами теоретических и прикладных аспектов идентификации и управления рисками, возникающими при разработке энергетических и сырьевых активов. Магистранты изучают практику риск-менеджмента, сложившуюся в отечественных компаниях, и пути решения управленческих задач, апробированные в российских сырьевых компаниях, предлагаемые западными компаниями. На основе системного подхода анализируются основные этапы принятия решений в области риск-менеджмента, раскрывается взаимосвязь управленческих решений, организационного развития и финансовых результатов. ХХI век предстал перед нами в виде динамического (детерминированного) хаоса Мировой экономики, что заставляет страны Большой восьмерки пересмотреть свои взгляды на свойства глобализации и возможности управления детерминированной системой, которой является международный рынок. В таких условиях на первое место выходят вопросы эффективности управления компаниями, являющимися составной частью рыночного пространства, и для которых вопросы правильного реагирования на неопределенности и риски рынка, является основой выживания. 3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины магистрант должен: Знать: Вероятностную сущность рисков, их определения и виды Факторы рисков и общие принципы их оценки Методы выявления уязвимости процессов Нормативно-правовую базу страхования рисков Методические аспекты оценки ущерба, причиненного в результате реализации рисков Прикладные аспекты оценки ущерба, причиненного в результате реализации рисков Теоретические и прикладные аспекты страхования и хеджирования рисков Уметь: Применять статистический анализ при обработке анализа рисков Решать конкретные задачи, связанные с количественной оценкой риска Разрабатывать концептуальные модели объектов повышенного риска Анализировать общие принципы страхового полиса Иметь навыки (опыт): Анализа рисков инвестиционных проектов Долгосрочного и краткосрочного хеджирования рисков Разработки системы менеджмента риска на региональном и местном уровнях Анализа уязвимости процессов в отношении факторов риска В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыНастоящая дисциплина относится к циклу специальных дисциплин и блоку дисциплин, обеспечивающих подготовку магистра по направлению «Экономика». Для специализаций «Регулирование энергетических и сырьевых рынков в России и мире» настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин: управление стоимостью энергетической и сырьевой компании, инновационный менеджмент энергетической и сырьевой компании, направление развития ВИНК, а также в ходе проведения научно-исследовательского семинара 5Тематический план учебной дисциплины
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковДля получения оценки на текущем, промежуточном или итоговом контроле, студент должен продемонстрировать знания и умения, относящиеся к компетенции, формируемой в результате освоения дисциплины, перечисленные в разделе 3 настоящего документа. Оценки по всем формам промежуточного контроля выставляются по 10-ти бальной шкале. Итоговая оценка выставляется по методике, которую условно можно назвать накопительно - универсальной, на основе учета следующих показателей студента в процессе обучения:
Критерии дифференцированной оценки соответствуют следующей шкале: 8-10 баллов – отлично; 6-7 баллов – хорошо; 4-5 баллов – удовлетворительно; 3 и менее баллов – неудовлетворительно. 7Содержание дисциплиныТема 1. ВВЕДЕНИЕ В РИСК-МЕНЕДЖМЕНТ – 4 часа Неопределенность и риск. Определение и виды экологического риска. Подходы к управлению риском. Система управления качеством окружающей среды (экологический менеджмент). Сообщения об экологических рисках. Принятие решений по результатам оценки экологического риска Литература:
Тема 2. ОСНОВЫ ТЕОРИИ ВЕРОЯТНОСТИ И СТАТИСТИКИ В ПРИМЕНЕНИИ К ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА – 4 часа Основы теории вероятности; распределение вероятностей. Статистические параметры и количественная оценка вероятностей Литература:
Тема 3. ФАКТОРЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА – 6 часов Экологический транспорт и перенос. Трансформация химических веществ в окружающей среды. Загрязнение водной и воздушной среды Литература:
Тема 4. ОЦЕНКА ОБЩЕГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА – 6 часов Общие принципы оценки экологического риска. Формулировка проблемы и планирование оценки экологического риска . Анализ и определение параметров экологического риска Литература:
Тема 5. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКИХ РИСКОВ ДЛЯ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ ЧЕЛОВЕКА - 6 часов Общие принципы оценки экологического риска для здоровья человека. Качественная и количественная оценка результатов исследований человека и животных. Анализ экологического риска и определение допустимых концентраций Литература:
Тема 6. ОЦЕНКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА, СВЯЗАННОГО С ЭКСПЛУАТАЦИОННЫМИ ОПАСНОСТЯМИ - 6 часов Общие принципы оценки экологического риска, связанного с эксплуатационными опасностями. Методы классификации опасностей. Методы выявления уязвимости HAZOP. Количественная оценка FN кривых. Методы FTA и FMEA по исследованию типов отказов и анализ их последствий. Литература:
Тема 7. ПРАВОВЫЕ И ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА И ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ – 4 часа Основы российского и зарубежного экологического законодательства. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды Литература:
Тема 8. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОЦЕНКЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА - 4 часа Понятие экономической ценности экосистем и ее оценка Применение результатов оценки экосистем – анализ рентабельности экологических проектов Литература:
Тема 9. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ОЦЕНКИ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО УЩЕРБА – 6 часов Прямые и косвенные методы оценки экологического ущерба. Экологическая оценка инвестиционных проектов. Оценка экологического ущерба при проведении геолого-разведочных работ и разработке нефтегазовых месторождений. Литература:
Тема 10. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ – 12 часов Страхование риска загрязнения окружающей среды и его методологические особенности. Инвентаризация и классификация объектов повышенного экологического риска. Виды экологического страхования. Общие принципы формирования страхового полиса. Права и обязанности сторон в экологическом страховании. Расчет тарифных ставок по страхованию риска загрязнения окружающей среды. Количественные методы оценки функционирования систем экологического страхования. Литература:
Тема 11. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО СТРАХОВАНИЯ – 6 часов Страхование потерь при проведении геолого-разведочных работ и разработке нефтегазовых месторождений. Функционирование системы экологического страхования на региональном уровне. Прикладные аспекты экологического страхования в США и европейских странах. Литература:
8Образовательные технологииЛекции и самостоятельные работы, выполнение домашних заданий, выполнение письменных контрольных работ, подготовка презентаций, написание рефератов (эссе). 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студентаТема реферата (эссе) для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке. 9.1Тематика заданий текущего контроляПримерные вопросы/ задания для самостоятельных работ: Самостоятельная работа – статистическая обработка результатов экологического исследования Самостоятельная работа – решение количественных задач по факторам экологического риска Самостоятельная работа – разработка концептуальной модели объекта Самостоятельная работа – количественная оценка экологического риска для жизни и здоровья человека Самостоятельная работа – оценка уязвимости объекта методом HAZOP 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Опасные отходы Перспективная и ретроспективная оценка риска Оценка вредных воздействий Сравнительная оценка экологического риска Оценка накопленного экологического риска Комплексная оценка экологического риска Менеджеры и оценщики риска Конечная точка Концептуальная модель объекта Стрессор Рецептор Источник и область источника Точка и механизм воздействия Индексы Вариативность Сводный профиль воздействия Сводный профиль последствий воздействия Параметры воздействия – интенсивность, продолжительность и область Экологический риск для здоровья человека Вредное воздействие Биоактивация Идентификация стрессора Латентный и индукционный период Доза и интенсивность дозы Острая и подострая (субхроническая) токсичность Избыточный риск Модели распределения толерантности Механистические модели Единичная, множественная и многоступенчатая ответная реакция Предаварийные ситуации Опасность Определение опасности – HAZID Анализ «Что произойдет, если?». Карты контроля безопасности - checklists Метод HAZOP Структуризация объекта Ключевое слово Главное, промежуточное, исходное событие и неразвивающееся событие Минимальное сечение Дерево отказов Экологическое право Экологическая безопасность Экологическое страхование Абсолютная ответственность Потенциально ответственные стороны Экономический механизм природопользования Фонды экологического страхования Базовые нормативы платежей за загрязнение окружающей среды Экологическое кредитование Объекты страхования и страховые случаи Ценность экосистемы Потребительская и непотребительская ценность Наследуемая и экзистенциальная ценность Прямой и косвенный экологический ущерб «Точный» и «справедливый» экономический анализ Рентабельность экологических проектов Индивидуальная польза и общественное благосостояние Метод рыночной стоимости Метод продуктивности Метод гедонического ценообразования Метод транспортно-путевых расходов Условная оценка «товаров» и «услуг» экосистемы Эффект включения. Эффект неучастия Проблема упорядочивания. Стратегическое и информационное пристрастие Условный выбор «товаров» и «услуг» экосистемы Инициатор и инвестор Инвестиционный и проектно-инвестиционный цикл ИП Экологическая концепция. Экологический скрининг и меморандум Первичный и детальный экологический анализ. Текущий экологический контроль Ожидаемая прибыль Дерево принятия решений Экологическое страхование и объект страхования Страхователи, страховщики и выгодоприобретатели Страховая сумма и страховое возмещение Страховая премия, страховой тариф и страховой случай Франшиза Страховой экологический аудит и страховой сертификат Апостерионный метод. Метод квалиметрического анализа Страхование верхнего предела ответственности при проведении очистных работ Страхование гражданской ответственности за загрязнение Смешанное ограниченное страхование риска Эксцедентное перестрахование и самострахование 9.3Примеры заданий промежуточного /итогового контроляПо желанию автора программы, приводятся примеры билетов с вопросами и задачами, заданий для зачета или экзамена, тренировочные тесты по дисциплине. 10Порядок формирования оценок по дисциплинеПреподаватель оценивает: - работу студентов на семинарских и практических занятиях оценивается активность участия в дискуссиях, правильность решения задач на семинаре и т.д. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских и практических занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем как Qаудиторная - самостоятельную работу студентов, осуществляя проверку правильности выполнения домашних работ, задания для которых выдаются на семинарских занятиях (имеются ввиду домашние работы, которые не включаются в РУП), полноту освещения темы, которую студент готовит для выступления с докладом на занятии-дискуссии и т.д. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – Qсам. работа. Накопленная оценка за текущий (промежуточный) контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом: Qпромеж = m1 Qк/р + m2 Qэ + m3 ·Qсам. работа +m4·Qаудиторная где ∑mi = 1, а конкретные значения весов mi указаны в п.6.1 настоящего документа. Результирующая оценка за итоговый контроль в форме зачета выставляется по следующей формуле, где Qзачет – оценка за работу непосредственно на зачете: Qитоговый = n1·Qзачет + n2· Qпромеж где ∑ni = 1, а конкретные значения весов ni указаны в п.6.1 настоящего документа. Способ округления накопленной оценки промежуточного (итогового) контроля в форме зачета - арифметический, в пользу студента. Результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена выставляется по следующей формуле, где Оэкзамен – оценка за работу непосредственно на экзамене: Qитоговый = n1·Qэкзамен + n2· Qпромеж где ∑ni = 1, а конкретные значения весов ni указаны в п.6.1 Способ округления накопленной оценки итогового контроля в форме экзамена – арифметический, в пользу студента. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль (Qдоп.вопрос = 1 или 0). Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме зачета, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Qпромеж и доп.вопр. = m1 Qк/р + m2 Qэ + m3 ·Qсам. работа +m4·Qаудиторная + Qдоп.вопрос Qитоговый = n1·Qзачет + n2· Qпромеж и доп.вопр На экзамене студент может получить дополнительный вопрос (дополнительную практическую задачу, решить к пересдаче домашнее задание), ответ на который оценивается в 1 балл. Таким образом, результирующая оценка за промежуточный (итоговый) контроль в форме экзамена, получаемая на пересдаче, выставляется по формуле Qитоговый = n1·Qэкзамен + n2· Qпромеж и доп.вопр Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – арифметический, в пользу студента. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1. Базовый учебникБазовый учебник по данной дисциплине отсутствует. 11.2. Основная литератураСписок основной литературы, обязательной для усвоения студентами, указан в каждой теме занятий. 11.3. Дополнительная литератураСписок дополнительной литературы, помогающей в усвоении предмета студентами, ука- зан по каждой теме занятий. 11.4. Программные средства Для успешного освоения дисциплины, студент использует следующие программные средства Microsoft office// Excel, Word, PowerPoint.
Дистанционная поддержка дисциплины производится через электронную почту портала НИУ ВШЭ. Во время обучения дисциплины все студенты получают индивидуальные пароли для входа в доступный им почтовый ящик, куда пересылаются необходимые материалы: программа курса; контрольные вопросы; темы рефератов (эссе); темы лекций с предлагаемой литературой; презентации и тесты; задания. 12 Материально-техническое обеспечение дисциплиныДополнительного специализированного материально-технического обеспечения дистанционной поддержки дисциплины не требуется. |
Программа дисциплины «Риск менеджмент в энергетическом и сырьевом секторах» Программа предназначена для преподавателей, проводящих занятия, учебных ассистентов и магистрантов направления подготовки 080100.... | Правительство Российской Федерации Государственное образовательное... Учебная дисциплина «Налогообложение в энергетическом и сырьевом секторах» изучается на первом курсе магистерской программы «Мировая... | ||
Программа предназначена для бакалавров по направлению 080200. 62... Программа предназначена для бакалавров по направлению 080200. 62 менеджмент и профилю подготовки «производственный менеджмент»; квалификация... | Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине Риск-менеджмент | ||
Корпоративный риск-менеджмент «Управление корпоративными рисками» изучается на втором курсе магистратуры факультета экономики (программа «Финансы»). Он опирается... | Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | ||
Рабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть | Рабочая программа дисциплины «Введение в производственный менеджмент» Целью изучения дисциплины является ознакомление студентов первого курса с избранным направлением подготовки «Менеджмент», профилем... | ||
Гермогентова М. Н. Программа дисциплины. Риск-менеджмент: для студентов... Рабочая программа предназначена для студентов магистратуры, обучающихся по направлению 080100. 68 “Экономика” | Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа дисциплины «Корпоративная и социальная ответственность» Место дисциплины в структуре ооп: Б3 Профессиональный цикл, управление человеческими ресурсами, стратегический менеджмент, корпоративный... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | ||
Аннотация рабочей программы учебной дисциплины менеджмент спортивных... Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа шифр Наименование дисциплины в. Дв. 1 Тайм-менеджмент Перечень индикаторов компетенций, предусмотренных рабочей программой учебной дисциплины в. Дв 2 Тайм-менеджмент | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Программа дисциплины «Общий менеджмент» для направления 080200. 62 «Менеджмент» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 38.... |