Скачать 202.45 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: Проректор по учебной работе _______________________ /Волосникова Л.М. __________ _____________ 201__г. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки очная форма обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Автор (ы) работы ___________________/Ильина И.В./ «__»___________201__г. Рассмотрено на заседании кафедры Общей и экономической социологии. «__»___________201__г. Протокол №_______. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем _________стр. Зав. кафедрой ______________________________/Акулич М.М./ «______»___________ 201__ г. Рассмотрено на заседании УМК ИПЭУ Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК _________________/Лазутина Д.В./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: Директор ИБЦ _________________/Еманов А.Г./ «______»_____________201__ г. «СОГЛАСОВАНО»: И.о. зав. методическим отделом УМУ_____________/Поротова С.С./ «______»_____________201__ г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Институт права, экономики и управленияКафедра «Общей и экономической социологии»ильина и.в. КУЛЬТУРА ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки очная форма обучения Тюменский государственный университет 2013 Ильина И.В. Культура делового общения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов всех направлений магистерской подготовки очная форма обучения. Тюмень, 2013 г., ___ стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом рекомендаций и ПрООП ВПО по направлению и профилю подготовки. Рабочая программа опубликована на сайте ТюмГУ: Культура делового общения [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой Общей и экономической социологии. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: д.с.н., профессор М.М. Акулич© Тюменский государственный университет, 2013. © И.В. Ильина, 2013. 1. Пояснительная записка:
Цель курса заключается в предоставлении студентам теоретико-методологических основ изучения культуры делового общения как дисциплины, рассматривающей закономерности формирования и функционирования психологии и этики делового общения. В данном курсе рассматриваются основные виды и формы делового общения, вербальные и невербальные средства общения, технология делового общения, служебный этикет и искусство самопрезентации. Задачи учебного курса: - дать теоретические основы изучения культуры делового общения; - раскрыть особенности различных видов и форм делового общения; - охарактеризовать вербальные и невербальные средства общения и их роль в процессе делового общения; - раскрыть основные составляющие технологии делового общения; - показать целесообразность применяемых в деловой сфере стилей общения; - дать навыки делового поведения в трудовом коллективе и служебного этикета; - научить искусству самопрезентации.
Относится к циклу факультативных дисциплин.
В результате освоения ООП магистратуры выпускник должен обладать следующими компетенциями: ОК - готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе; ОК - способностью находить организационно-управленческие решения и готовность нести за них ответственность; ОК - способностью к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства. Карту компетенций см. в Приложении в конце программы. В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
- понятийно-категориальный аппарат дисциплины; - особенности деловой культуры современного специалиста; - особенности восприятия, коммуникации и взаимодействия в процессе общения; - сущность и виды барьеров в общении и их преодоление; - основные нормативы деловой риторики; - специфику речевой коммуникации и психологические механизмы влияния на партнера; - технологию и бизнес-протокол деловых встреч, национальные особенности их организации; - основные принципы и нормы профессиональной и деловой этики (общей и специальной); - принципы и правила делового этикета.
- анализировать особенности различных видов и форм делового общения; - работать с информацией, выстраивать диалоговое общение с партнерами и убеждать в споре; - организовывать и вести деловые беседы, переговоры, совещания; - устанавливать позитивный контакт с деловыми партнерами, соблюдая требования служебного этикета и дипломатического протокола.
Семестр четвертый. Форма промежуточной аттестации зачет. Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетная единица 36 часов. 3. Тематический план. Таблица 1.
Планирование самостоятельной работы студентов Таблица 2.
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. Содержание дисциплины. Тема 1. Понятие общения. Коммуникативная сторона общения. Характеристика понятия «общение». Виды потребностей в общении. Структура общения. Три стороны общения. Стили общения. Понятие коммуникации. Особенности передачи информации между двумя людьми. Средства межличностной коммуникации. Особенности слушания. Правила эффективного слушания. Динамика межличностной коммуникации. Тема 2. Перцептивная сторона общения. Формирование первого впечатления. Сущность и механизмы социальной перцепции. Социальные стереотипы. Ситуации социальной перцепции. Эффекты социальной перпепции. Тема 3. Общение как взаимодействие. Понятие интеракции и ее признаки. Теории взаимодействия: ролевая теория, символический интеракционизм, транзактный анализ. Виды взаимодействия. Механизмы интеракции. Тема 4. Особенность делового общения. Сущность и виды делового общения. Функции делового общения. Понятие культуры делового общения. Принципы ведения делового общения. Тема 5.Особенность делового общения. Технология делового общения. Деловой протокол: общая характеристика и функциональное назначение. Бизнес-язык. Деловые беседы, их структура и характеристика основных этапов. Методы и приемы ведения деловой беседы. Деловые переговоры. Культура деловых совещаний. Особенности общения с иностранными партнерами. Роль этики в деловом общении. Деловое общение и психология коллектива. Деловые совещания. Публичные выступления. Тема 6. Барьеры общения. Сущность и классификация барьеров общения. Барьеры взаимодействия. Барьеры восприятия и понимания. Барьеры отрицательных эмоций. Коммуникативные барьеры (авторитета, избегания, непонимания). Преодоление барьеров. Тема 7. Культура речевого общения. Культура речи делового человека: понятие и слагаемые. Особенности речевой культуры. Развитие речевой культуры. Публичные выступления. Нравственно-психологические особенности спора. Принципы честного спора. Психологические механизмы влияния на партнера. Знаки внимания в общении. Приемы формирования аттракции. Тема 8. Профессиональная этика. Роль этики в деловом общении. Основные подходы к роли этики в общении. Понятия деловой и профессиональной этики. Деловое общение и отношения в коллективе. Понятие «человеческие отношения» и мотивация деятельности. Общение в коллективе «по горизонтали». Особенности общения «по вертикали». Тема 9. Деловой этикет. Деловая этика и этикет. Особенности служебного этикета. Нарушения служебной этики. Приветствия, представления и знакомства в деловой сфере. Визитные карточки. Особенности этикета телефонных разговоров. Культура деловой переписки. Резолюции и визы. Прием и общение с посетителями. Подарки и сувениры. Виды официальных приемов и правила поведения на них. 6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля). Примерные вопросы для подготовки к зачету 1. Характеристика понятия «общение». 2. Виды потребностей в общении. 3. Структура общения. 4. Сущность и виды делового общения. 5. Функции делового общения. 6. Понятие культуры делового общения. 7. Коммуникативная сторона общения. 8. Интерактивная сторона общения. 9. Перцептивная сторона общения. 10. Стили общения. 11. Сущность и механизмы социальной перцепции. 12. Теории взаимодействия. 13. Виды и механизмы взаимодействия. 14. Сущность и классификация барьеров в общении. 15.Преодоление барьеров. 16. Культура речи делового человека: понятие и слагаемые. 17. Особенности речевой культуры. 18. Развитие речевой культуры. 19. Публичные выступления. 20. Нравственно-психологические особенности спора. 21. Принципы честного спора. 22. Психологические механизмы влияния на партнера. 23. Знаки внимания в общении. 24. Приемы формирования аттракции. 25. Культура слушания партнера. 26. Виды делового общения. 27. Деловой протокол: общая характеристика и функциональное назначение. 28. Бизнес-язык. 29. Деловые беседы, их структура и характеристика основных этапов. 30. Методы и приемы ведения деловой беседы. 31. Деловые переговоры. 32. Культура деловых совещаний. 33. Особенности общения с иностранными партнерами. 34. Роль этики в деловом общении. 35. Деловая этика и этикет. 36. Особенности служебного этикета. 37. Нарушения служебной этики. 38. Приветствия, представления и знакомства в деловой сфере. 39. Визитные карточки. 40. Особенности этикета телефонных разговоров. 41. Культура деловой переписки. 42. Резолюции и визы. 43. Прием и общение с посетителями. 44. Подарки и сувениры. 45. Виды официальных приемов и правила поведения на них. 46. Модели поведения делового человека. 47. Критерии отбора модели поведения. 48. Роль этики в деловом общении. 49. Деловое общение и психология коллектива. 50. Понятие «человеческие отношения» и мотивация деятельности 51. Общение в коллективе «по горизонтали». 52. Особенности общения «по вертикали». 7. Образовательные технологии. Трудоемкость дисциплины с использованием активных и интерактивных форм обучения составляет 36 часа, из них лекции интерактивные - 18 час.. При реализации дисциплины с целью формирования и развития профессиональных навыков обучающихся предусматриваются следующие формы обучения: - активные формы обучения (проблемные лекции, лекции пресс-конференции, выполнение мини-проектов); - интерактивные формы обучения (мультимедийные лекции, электронные презентации рефератов, консультирование студентов с использованием электронной почты, использование программно-педагогических тестовых заданий по дисциплине для проверки знаний студентов). 8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 8.1. Основная литература 1. Бороздина Г.В. Психология и этика делового общения: учебник для бакалавров / Г.В. Бороздина, Н.А. Кормнова; под общ. Ред. Г.В. Бороздиной. – М.: Издательство Юрайт, 2012. – 463 с. 2. Кибанов, А.Я. Этика деловых отношений / А.Я. Кибанов, Д.К. Захаров, В.Г. Коновалова. – М., 2009. 3 Кнорринг В.И. Теория, практика и искусство управления: учеб. Для студентов вузов/В.И. Кнорринг. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва: Норма, 2009. – 544 с. 4. Психология и этика делового общения: учеб. для студентов вузов/ ред. В.Н. Лавриненко – 5-е изд., перераб. и доп. – Москва: ЮНИТИ, 2010. – 415 с. 8.2. Дополнительная литература:
8.3. Интернет источники:
9. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины: Мультимедийное оборудование и интерактивные доски. ПРИЛОЖЕНИЕ Карта компетенций по Культуре делового общения
|
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62 "Радиофизика" (очная форма обучения),... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... | ||
Рабочая программа для студентов направления 220501. 65 Управление... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... Якименко Владимир Иосифович. Астрофизика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления, 011800. 62 "Радиофизика"... | ||
Рабочая программа для студентов направления 100100. 62 "Сервис".... Рассмотрено на заседании кафедры радиофизики года. Протокол №. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению | Рабочая программа для студентов направления 100400. 62 "Туризм".... Рассмотрено на заседании кафедры радиофизики года. Протокол №. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Физическая культура является компонентом общекультурной подготовки специалиста и входит в число обязательных дисциплин цикла «Общие... | ||
Рабочая программа для студентов направления 011800. 62 Радиофизика... ... | Рабочая программа для студентов специальности 010500. 65 Математическое... Федеральное Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Рабочая программа для студентов направления 011800. 62 "Радиофизика"... Рабочая программа для студентов направления 011800. 62 "Радиофизика" очная форма обучения | Рабочая программа для студентов направления 030100. 62 Философия.... ... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления... ... | Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62... Г. В. Кухтерина. Основы психодиагностики. Учебно-методический комплекс для студентов направления 050700. 62 Педагогика, профиль подготовки... | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направлений:... Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направлений: 011200. 62 "Физика" (очная форма обучения), 011800. 62... | Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Рассмотрено на заседании кафедры журналистского мастерства, 26. 03. 2008 №7. Соответствует требованиям к содержанию, структуре и... |