Скачать 258.34 Kb.
|
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «УТВЕРЖДАЮ»: И.о. проректора-начальник управления по научной работе _______________________ Г.Ф. Ромашкина __________ _____________ 2011 г. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для аспирантов специальности 080010 «Финансы, денежное обращение и кредит» Очной и заочной форм обучения «ПОДГОТОВЛЕНО К ИЗДАНИЮ»: Авторы работы _____________________________/ Жукова С.С./ «______»___________2011 г. Рассмотрено на заседании кафедры Финансов, денежного обращения и кредита «05» мая 2011 г. № 9 Соответствует требованиям к содержанию, структуре и оформлению. «РЕКОМЕНДОВАНО К ЭЛЕКТРОННОМУ ИЗДАНИЮ»: Объем __15__стр. Зав. кафедрой _________________/С.С. Жукова/ «______»___________ 2011 г. Рассмотрено на заседании УМК ИПЭУ Протокол №2 от 17.06.2011г. Соответствует ФГОС ВПО и учебному плану образовательной программы. «СОГЛАСОВАНО»: Председатель УМК ________________________/Д.В. Лазутина/ «17» июня 2011 г. «СОГЛАСОВАНО»: Нач. отдела аспирантуры и докторантуры_____________М.Р. Сорокина «______»_____________2011 г. РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ПРАВА, ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ КАФЕДРА ФИНАНСОВ, ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ И КРЕДИТА Жукова С.С. БЮДЖЕТ И БЮДЖЕТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ Учебно-методический комплекс Рабочая программа для аспирантов специальности 080010 «Финансы, денежное обращение и кредит» Очной и заочной форм обучения Тюменский государственный университет 2011 Жукова С.С. Бюджет и бюджетные технологии: Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для аспирантов направления 080010 «Финансы, денежное обращение и кредит» дневной и заочной форм обучения. Тюмень: 2011, 15 стр. Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной профессиональной образовательной программы послевузовского профессионального образования (аспирантура).. Рабочая учебная программа дисциплины (модуля) опубликована на сайте ТюмГУ: Бюджет и бюджетные технологии [электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.umk3.utmn.ru., свободный. Рекомендовано к изданию кафедрой финансов, денежного обращения и кредита. Утверждено проректором по учебной работе Тюменского государственного университета. ОТВЕТСТВЕННЫЙ РЕДАКТОР: Жукова С.С., к.э.н., профессор, зав. кафедрой финансов, денежного обращения и кредита © ГОУ ВПО Тюменский государственный университет, 2011. © Жукова С.С., 2011 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Бюджет активно воздействует на все стадии воспроизводства, поэтому развитие и совершенствование бюджета следует рассматривать, прежде всего, на основе развития и совершенствования экономических отношений. Определение сущности, роли и места бюджета в системе воспроизводства служит основным методологическим пунктом развития теории бюджетного планирования и использования ее результатов в создании и совершенствовании бюджетной системы. В условиях перехода к рынку бюджет является не только единственным плановым документом, утверждаемым в качестве закона, но и основой, вокруг которой организуется система финансового хозяйства в целом, финансовое планирование и прогнозирование на основе единой финансовой политики государства. Все это обеспечивает необходимость изучения дисциплины «Бюджет и бюджетные технологии» слушателями.
Цели дисциплины. Формирование у аспирантов системы знаний и компетенций в области организации и управления процессом формирования и расходования бюджетных средств. Задачи дисциплины. Изучить теоретические основы функционирования современной бюджетной системы. Закрепить у представления обучающихся о принципах построения и реализации межбюджетных отношений. Приобретение аспирантов практических навыков управления государственными финансами.
Дисциплина «Бюджет и бюджетные технологии» относится к базовой общепрофессиональной части профессионального цикла дисциплин. Для изучения дисциплины студент должен обладать знаниями и компетенциями, полученными при изучении учебных предметов: «Финансы», «Деньги, кредит и банки», «Статистика», «Экономика фирмы», «Финансовые измерения», «Финансовое право», «Гражданское право», «Финансовые рынки», «Ценообразование», «Инвестиции и инвестиционная деятельность», «Экономический анализ», «Налогообложение экономических субъектов», «Финансовые риски», «Банковское дело», «Международные валютно-кредитные и финансовые отношения», «Информационные технологии в экономике», «Менеджмент», «Маркетинг».
В результате освоения ООП аспирантуры выпускник должен обладать следующими компетенциями: ПК – 1 - способностью обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований; ПК – 2 - способностью обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования; ПК – 3 – способностью проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой. В результате освоения дисциплины обучающийся должен: знать:
уметь:
владеть:
2. структура и трудоемкость дисциплины Семестр 8. Форма промежуточной аттестации экзамен, контрольная работа. Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы 108 часов. 3. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН Таблица 1 Тематический план очной и заочной форм обучения
Таблица 2. Планирование самостоятельной работы студентов очной и заочной форм обучения
4. Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ Тема 1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ Социально-экономическая сущность бюджета страны. Основы функционирования бюджетной системы РФ. Механизм построения бюджетной системы в РФ. Структура и основы формирования бюджетов. Государственные бюджетные и внебюджетные фонды. Основы построения бюджетного процесса в РФ. Сравнительная характеристика организации бюджетной системы России и других стран. Тема 2. Основы формирования доходов бюджетов различных уровней Понятие и структура доходов бюджета. Механизм передачи средств для финансирования расходных полномочий нижестоящим бюджетам. Налоговый потенциал, критерии оценки эффективности использования экономического потенциала региона. Критерии закрепления плановых полномочий и доходных источников по уровням бюджетной системы. Тема 3. Бюджетирование ориентированное на результат Понятие, объект и субъект финансовой политики государства. Роль и принципы бюджетирования ориентированного на результат. ДРОНДы. Взаимосвязь показателей в бюджете. Контроль за использованием бюджетных ресурсов. Тема 4. Бюджетное планирование и прогнозирование Понятие, значение и роль финансового планирования и прогнозирования. Виды, цели и задачи финансовых планов и прогнозов. Методы и инструменты финансового планирования и прогнозирования. Факторы влияющие на формирование финансовых планов и прогнозов. Макроэкономические показатели. 6. ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ Тема 1. Бюджетная система и бюджетное устройство РФ Проведение деловой игры по основам организации и функционирования финансовой системы страны. В рамках деловой игры разбить группу на несколько подгрупп (минимум два человека) и проработать основы взаимодействия различных субъектов финансовой системы страны. Целью деловой игры является закрепление теоретических и наработка практических навыков управления финансами государства. Тема 2. Основы формирования доходов бюджетов различных уровней Проведение деловой игры по основам организации и функционирования финансовых взаимоотношений между бюджетами различных уровней. В рамках деловой игры разбить группу на несколько подгрупп (минимум два человека) и проработать основы взаимодействия различных субъектов бюджетного процесса. Целью деловой игры является закрепление теоретических и наработка практических навыков формирования и перераспределения ресурсов государства. Тема 3. Бюджетирование ориентированное на результат Проведение деловой игры по основам функционирования системы программно – целевого распределения бюджетных ресурсов. В рамках деловой игры разбить группу на несколько подгрупп (минимум два человека) и проработать основы формирования целевых программ и механизма распределения ресурсов. Целью деловой игры является закрепление теоретических и наработка практических навыков управления финансовыми средствами государства. Тема 4. Бюджетное планирование и прогнозирование Проведение круглого стола по основам организации и функционирования системы бюджетного планирования и прогнозирования страны. В рамках круглого стола рассмотреть проблемы и проработать основы взаимодействия различных субъектов бюджетной системы страны. Целью проведения круглого стола является обсуждение современных проблем управления бюджетными ресурсами. 7. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины (модуля) В процессе изучения дисциплины обучающиеся должны выполнить следующие виды самостоятельной работы: составить эссе, написать реферат и оформить презентацию по реферату. По окончании изучения каждой темы учебного плана на практическом занятии предусмотрено выполнение студентом комплексного ситуационного задания. Студент должен выполнить эссе по каждой теме учебного плана. По объему эссе должно составлять 7-9 страниц машинописного текста, кегль 14, межстрочный интервал 1,5 строки. ТЕМЫ ЭССЕ К теме 1 «Механизм взаимодействия бюджетной и финансовой систем». К теме 2 «Теории межбюджетных отношений». К теме 3 «Механизм формирования финансовой политики государства». К теме 4 «Теории бюджетного планирования и прогнозирования». В рамках самостоятельной работы предусмотрено выполнение студентом рефератов, оформленных в виде презентации. По объему реферат должен составлять 7-10 слайдов. ТЕМЫ РЕФЕРАТИВНЫХ РАБОТ:
ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ
8. Образовательные технологии Трудоемкость дисциплины с использованием интерактивных форм обучения составляет: 16 часов лекций, 16 часов семинарских (практических) занятий. Особенностями изучения данной дисциплины являются интерактивный режим проведения лекций при участии студентов в обсуждении изучаемого материала, широкое применение технических средств обучения, Интернета и других информационных технологий. В ходе проведения всех видов занятий значительное место уделяется активизации самостоятельной работы студентов с целью углубленного освоения разделов программы и формирования практических навыков, а именно предусмотрено проведение дебатов и дискуссий. Лекционные занятия проводятся в интерактивной форме с использованием мультимедийных презентаций и интерактивной доски. Активно используется вовлечение обучающихся в работу конференций различного уровня. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины (модуля). 9.1 ОСНОВНАЯ литература:
9.2 ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ литература:
9.3. Программное обеспечение и Интернет-ресурсы:
9.4. журналы:
10. Технические средства и материально-техническое обеспечение дисциплины (модуля) Требуется программное обеспечение персональных компьютеров; информационное, программное и аппаратное обеспечение локальной компьютерной сети; информационное и программное обеспечение глобальной сети Интернет. Для освоения данной дисциплины требуется учебный класс, оснащенный мультимедиа средствами (проектор и др.) для проведения лекционных и семинарских занятий. |
Рабочая программа вступительного экзамена для специальности 08. 00.... Программа дисциплины «Финансы, денежное обращение и кредит» для поступающих в аспирантуру по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для аспирантов специальности... ... | ||
Программа вступительных экзаменов в аспирантуру по научной специальности... Программа предназначена для аспирантов, сдающих вступительные экзамены в аспирантуру по научной специальности 08. 00. 10 «Финансы,... | Учебно-методический комплекс Строение вещества и кристаллохимия Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | ||
Шифр специальности: 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит... Организация деятельности школы, направленная на обеспечение доступности общего образования | 08. 00. 10 Финансы, денежное обращение и кредит Формула специальности:... Включает 30 задания (А1-А30). К каждому заданию дается 4 ответа, один из которых правильный | ||
Рабочая программа по дисциплине Финансы, денежное обращение и кредит Программа учебной дисциплины "Финансы, денежное обращение и кредит" предназначена для реализации государственных требований к минимуму... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... | ||
Программа вступительн ых ( го) экзамен ов ( а) соискателей, поступающих... Программа предназначена для подготовки к сдаче вступительного экзамена в аспирантуру по научной специальности 08. 00. 10 «Финансы,... | Программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное... Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 «Финансы, денежное обращение и кредит» (Страхование). — М.: Финансовый университет,... | ||
Программа кандидатского экзамена по научной специальности 08. 00.... Программа предназначена для подготовки к сдаче кандидатского экзамена в Московском университете им. С. Ю. Витте по специальности... | Программа 38. 06. 01 Экономика «Финансы, денежное обращение и кредит» Цель вступительных экзаменов оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению «Финансы,... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальностей: 080301 «Коммерция... Учебно-методический комплекс «Финансы, денежное обращение и кредит» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности... Программа вступительного экзамена в аспирантуру по специальности 08. 00. 10. «Финансы, денежное обращение и кредит» / Сост. Л. А.... | ||
Программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 "Финансы, денежное обращение и кредит" Рабочая программа дисциплины по специальности 08. 00. 10 – "Финансы, денежное обращение и кредит" | Программа вступительных экзаменов по специальной дисциплине, соответствующей... Цель вступительных экзаменов – оценка базовых знаний соискателя с точки зрения их достаточности для научной работы по направлению... |