Скачать 343.32 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (РГТЭУ) ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал) Кафедра общих гуманитарных дисциплин Одобрено УМС ____________ института Протокол № ________________________ от «_____» ___________________ 2008 г. Председатель_______________________ РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии», 080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Согласовано Рекомендовано кафедрой ОГД с методическим отделом Протокол № _____ ЮСИ (филиала) РГТЭУ «___» _____________________200_г. «___» _________________ 200_г. Зав.кафедрой _____________________ ____________________________ Руденко Н.Н. Драненко Л.П. Южно-Сахалинск 2008 г. Русский язык и культура речи. (Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Южно-Сахалинск, 2008 Составитель: к.филол.н. профессор кафедры общих гуманитарных дисциплин Руденко Н.Н. Южно-Сахалинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008 С О Д Е Р Ж А Н И Е Введение…………………………………………………………………. 4 Часть 1. Задания контрольной работы и языковой материал для анализа………………………………………... 5 Часть 2. Методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы…………………………... 10 Часть 3. Содержание курса и литература…………………………….. 14 Часть 4. Вопросы к зачету и требования к студенту на зачете……………………………………………………. 20 Приложения…………………………………………………………….. 22
Введение Умение общаться, убеждать, пропагандировать и защищаться словом – все это ставит человека в центр внимания, открывает широкие жизненные перспективы, во многом предопределяет успех любого дела, и прежде всего профессионального, что обусловливает особую важность курса “Русский язык и культура речи” в подготовке будущего специалиста. Цель курса – помочь обучающимся в организации работы по овладению речевыми умениями и навыками, мастерством публичных выступлений, по приобретению знаний, умений и навыков в области письменной речевой коммуникации. В связи с тем, что основной формой учебной деятельности студентов, обучающихся заочно, является самостоятельная работа, цель настоящего пособия – это оказание помощи студентам в организации самостоятельного изучения материала курса на базе выполнения заданий контрольной работы. Пособие состоит из 4 частей. Первая часть - задания контрольной работы и языковой материал для анализа. Вторая часть - методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы. Третья часть- содержание курса и литература. Четвертая часть – вопросы к зачету и требования к студентам на зачете.Часть 1 Задания контрольной работы
Языковой материал для анализа К заданию 1. Варианты:
(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.
На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались.
От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице.
В конце методического пособия был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.
Этот человек (сыскал, снискал) к себе уважение как новатор, как человек творческой мысли.
Сюжетом повести стала (драматичная, драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.
Чтобы добиться успеха, надо предпринять (эффективные, эффектные) меры.
Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений.
Такая (ое) (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказала (о) сь преждевременной (ым)
Сборник широко (представил, предоставил) страницы тем поэтам, чьи голоса только начинают звучать в общем поэтическом хоре. К заданию 2 Варианты:
К заданию 3 Варианты:
Часть 2. Методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы. Прежде чем выполнять предлагаемые задания, необходимо внимательно изучить соответствующую литературу. Список литературы, которая поможет студенту разобраться в вопросах, способствующих выполнению заданий, помещен в третьей части пособия. Приступая к выполнению первого задания, студент должен знать, чем характеризуется слово как единица лексической и стилистической системы языка. Как единица лексической системы слово может иметь одно лексическое значение (однозначное слово) или несколько лексических значений (многозначное слово). Многозначные слова могут отличаться наличием прямых и переносных значений. Как единица стилистической системы слово может характеризоваться наличием или отсутствием эмоциональной и экспрессивной окраски и относиться и одному из стилистических разрядов (общеупотребительная лексика, терминология, нейтральная лексика, книжная лексика, разговорная лексика, просторечная лексика). Вся семантическая и стилистическая информация о слове содержится в различных словарях русского языка (прежде всего – в толковых словарях), в том числе в виде стилистических помет (например, таких: перен., разг., высок., спец. и др.). Кроме того, слова могут вступать в различные семантические отношения друг с другом, имея одинаковые или близкие значения (слова-синонимы), противоположные значения (слова – антонимы), различные значения при одинаковом или близком написании и звучании (слова – омонимы, слова – паронимы). Осуществляя выбор одного слова из представленных в скобках, студент должен, во-первых, получить полную семантическую и стилистическую информацию о данных словах, во-вторых, определить, какое из слов соответствует семантике и стилистической тональности речевой структуры. При оформлении своих наблюдений в виде письменных комментариев студент может воспользоваться следующим образцом. Речевая структура(Предстоящий, грядущий) летний спортивный сезон будет богат разнообразными соревнованиями. Комментарий. Опираясь на данные словарей русского языка, можно определить место слов, представленных в скобках, в лексической системе русского языка. В «Словаре русского языка» (В 4-х т. / АН ССР. Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981) содержится следующая информация о словах предстоящий, грядущий:
прилагательное грядущий имеет значение «приближающийся, наступающий, будущий» (грядущее поколение);
Следовательно, анализируемые прилагательные можно охарактеризовать как слова, имеющие близкие, но не одинаковые лексические значения (слова-синонимы). Однако данные слова различаются стилистической характеристикой. Поэтому, если прилагательное предстоящий может быть использовано в контексте с любой стилистической тональностью, то прилагательное грядущий может быть использовано в контексте с ограниченной стилистической тональностью (речь должна быть торжественной, патетически окрашенной). Содержанию контекста (в предложении речь идет о времени, непосредственно следующим за настоящим) и его нейтральной окраске соответствует синоним предстоящий. Таким образом, речевая структура должна иметь следующий вид: Предстоящий летний спортивный сезон будет богат разнообразными соревнованиями. Выполнение второго задания способствует не только формированию навыка осознанного отношения к выбору языкового средства, служащего для передачи определенной информации, но и формированию навыка осмысления качества выбранного языкового средства, что во многом зависит от понимания такой лингвистической категории, как языковая норма, а также от знания структурно-языковых типов норм. В языке, как правило, существует несколько однопорядковых языковых единиц (фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, лексических), при помощи которых можно выразить одну и ту же информацию. Однако языковой коллектив чаще всего отдает предпочтение одному из языковых вариантов, который закрепляется в различных письменных источниках (кодифицируется), в том числе и специальных (словарях, справочниках и др.), и называется языковой нормой. Нарушение языковой нормы существенно снижает качество речи, а это, в свою очередь, мешает адекватному восприятию информации (логической, эстетической, эмоциональной и др.), выраженной речью, и препятствует эффективному общению. При определении языковых норм (не ошибок!), которые были нарушены в речевой структуре, студент должен знать, что нормы могут регулировать выбор варианта звука (орфоэпические нормы), ударения (акцентологические нормы), словообразовательного средства (словообразовательные нормы), формы слова (морфологические нормы), синтаксической модели (синтаксические нормы), лексемы (лексические нормы). Обоснованию мнения студента по поводу обнаруженного им нарушения определенных языковых норм может помочь следующий образец письменного анализа. Речевая структура. Табунщик видел перед собой лишь бесчисленные корпуса лошадей. Анализ. Речевая структура, предложенная для анализа, является простым предложением, построенным по законам русского синтаксиса, а именно:
Лексику, использованную в предложении, можно охарактеризовать как общеупотребительную и нейтральную, о чем свидетельствует отсутствие в соответствующих словарных статьях «Словаря русского языка» (В 4- х. т. /АН СССР. Под ред. А.Н. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981) стилистических помет. Выбор словоформ, используемых в анализируемом предложении, в целом соответствует законам морфологии (табунщик□ - ед.ч., И.п., м.р.; видел□- ед. ч., м.р., прош. вр., изъяв., н.; перед собой – ед.ч., Т.п.; бесчисленные – мн.ч., В.п.; лошадей – мн.ч., Р.п.). Для называния туловища животного в предложении использовано существительное корпус, которое реализовано в речевой структуре в форме множественного числа. Однако из двух словоформ, множественного числа корпусы и корпуса норма предписывает использование словоформы корпусы: в «Словаре русского языка» за существительным корпус в значении «туловище человека или животного» закреплена форма множественного числа, образованная при помощи окончания ы. Таким образом, в предложении нарушена морфологическая норма, регулирующая выбор варианта словоформы: Речевая структура должна иметь следующий вид: Табунщик видел перед собой лишь бесчисленные корпусы лошадей. Выполнение третьего задания потребует от студента знания основных признаков русского литературного языка, одним из которых является его стилевое расслоение. В зависимости от сферы и цели общения коммуникант каждый раз производит отбор тех или иных языковых средств. Совокупности языковых средств, отличающиеся своим назначением, называются разновидностями литературного языка, или функциональными стилями. Тот или иной функциональный стиль способствует созданию определенного речевого произведения. Например: при помощи научного стиля оформляются научные доклады, диссертации, дипломные работы и др.; основное назначение официально-делового стиля – это создание официальных документов. Опираясь на языковые средства, при помощи которых было создано предложенное для выполнения задания словесное произведение, студент должен определить функциональный стиль, реализованный в словесном произведении, и речевой жанр этого произведения. Свои наблюдения он должен представить в виде письменного анализа, в котором в качестве аргументов должен быть использован языковой материал, извлеченный из текста. Контрольная работа выполняется на стандартных белых листах с оставлением широких полей для замечаний и пояснений рецензента. Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении. Контрольная работа заканчивается списком использованной литературы, в котором источники располагаются строго по алфавиту с правильным оформлением выходных данных книг, и может быть представлена либо в напечатанном варианте, либо в рукописном (почерк должен быть четким, аккуратным). Если контрольная работа выполнена без соблюдения всех указаний или не полностью, она возвращается без проверки как не зачтенная. После получения проверенной контрольной работы студент должен внимательно прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями рецензента и подготовиться к защите работы во время зачета. |
Методические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной... Специальность 080502/2 Экономика и управление на предприятии городского хозяйства | Организация дипломного проектирования по специальности 080502 «Экономика... Методические указания предназначены для студентов очно-заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на... | ||
Методические рекомендации и задания к контрольной работе для студентов специальности Учебной программой для студентов заочной формы обучения предусмотрена домашняя контрольная работа. К выполнению предлагается 5 вариантов... | Методические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине... ... | ||
Методические указания по выполннению выпускно квалификациоой работы... Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», выполняющих... | Методические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной... Специальность 080502(8) – Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства | ||
Методические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами» Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей... | Методические указания по выполнению контрольной работы Направление подготовки 080100 «Экономика» Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету | ||
Методические рекомендации по прохождению производственной практики... Методические рекомендации по прохождению производственной практики и написании отчета для студентов, обучающихся по специальности... | Методические указания по выполнению контрольных работ… Задания для... Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма)» | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | ||
Методические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы... Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института | Методические указания по выполнению контрольной работы разработаны... Экономика и организация производства: методические указания по выполнению контрольной работы/ сост.: В. В. Беспалова, И. А. Иготти.... | ||
Методические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальностей Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";... | Методические указания по выполнению контрольных работ для студентов... Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место... |