Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии»





Скачать 343.32 Kb.
НазваниеКонтрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии»
страница1/3
Дата публикации02.12.2014
Размер343.32 Kb.
ТипКонтрольная работа
100-bal.ru > Экономика > Контрольная работа
  1   2   3




МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(РГТЭУ)

ЮЖНО-САХАЛИНСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)

Кафедра общих гуманитарных дисциплин
Одобрено УМС ____________ института

Протокол № ________________________

от «_____» ___________________ 2008 г.

Председатель_______________________

РУССКИЙ ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ
Контрольная работа и методические рекомендации

по выполнению заданий контрольной работы

для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям

080502 «Экономика и управление на предприятии»,

080109 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»


Согласовано Рекомендовано кафедрой ОГД

с методическим отделом Протокол № _____

ЮСИ (филиала) РГТЭУ «___» _____________________200_г.

«___» _________________ 200_г. Зав.кафедрой _____________________

____________________________ Руденко Н.Н.

Драненко Л.П.
Южно-Сахалинск

2008 г.

Русский язык и культура речи. (Учебно-методическое пособие для студентов заочной формы обучения специальности «Экономика и управление на предприятии», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»). Южно-Сахалинск, 2008

Составитель: к.филол.н. профессор кафедры общих гуманитарных дисциплин Руденко Н.Н.

Южно-Сахалинский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2008

С О Д Е Р Ж А Н И Е


Введение…………………………………………………………………. 4

Часть 1. Задания контрольной работы и

языковой материал для анализа………………………………………... 5

Часть 2. Методические рекомендации по

выполнению заданий контрольной работы…………………………... 10

Часть 3. Содержание курса и литература…………………………….. 14

Часть 4. Вопросы к зачету и требования

к студенту на зачете……………………………………………………. 20

Приложения…………………………………………………………….. 22

  1. Образец титульного листа контрольной работы

  2. Словесные произведения для выполнения третьего задания

Введение
Умение общаться, убеждать, пропагандировать и защищаться словом – все это ставит человека в центр внимания, открывает широкие жизненные перспективы, во многом предопределяет успех любого дела, и прежде всего профессионального, что обусловливает особую важность курса “Русский язык и культура речи” в подготовке будущего специалиста.

Цель курса – помочь обучающимся в организации работы по овладению речевыми умениями и навыками, мастерством публичных выступлений, по приобретению знаний, умений и навыков в области письменной речевой коммуникации.

В связи с тем, что основной формой учебной деятельности студентов, обучающихся заочно, является самостоятельная работа, цель настоящего пособия – это оказание помощи студентам в организации самостоятельного изучения материала курса на базе выполнения заданий контрольной работы.

Пособие состоит из 4 частей. Первая часть - задания контрольной работы и языковой материал для анализа. Вторая часть - методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы. Третья часть- содержание курса и литература. Четвертая часть – вопросы к зачету и требования к студентам на зачете.


Часть 1
Задания контрольной работы


  1. Из поставленных в скобках слов выберите подходящий, по вашему мнению, вариант. Используя данные словарей русского языка, установите смысловое и стилистическое сходство и различие между этими словами, после чего обоснуйте свой выбор. Наблюдения оформите в виде подробных аргументированных комментариев.




  1. Определите, какие языковые нормы нарушены в речевой структуре. Опираясь на теоретические источники, обоснуйте свое мнение. Сделайте письменный аргументированный анализ. Произведите необходимую правку.




  1. Определите функциональный стиль, реализованный в тексте, и жанр этого словесного произведения. Обоснуйте свое мнение, опираясь на соответствующие композиционные и языковые особенности текста. Сделайте письменный аргументированный анализ.




  1. Составьте любой служебный документ, относящийся к группе распорядительных.

Языковой материал для анализа
К заданию 1.
Варианты:


  1. Широкий (ая) (показ, демонстрация) продукции нашей промышленности и сельского хозяйства – такова (основная, преобладающая, доминирующая) задача выставки.


(Исполнительская, исполнительная) власть на местах должна активизировать свою работу.


  1. Достижение этой гуманной цели не (лимитируется, ограничивается) ни состоянием науки и техники, ни (ресурсами, возможностями, запасами) труда и средств.


На (сборочном, сборном) пункте было много народу, но работы еще не начинались.


  1. Сорта новых сельскохозяйственных культур более (устойчивы, константны), то есть они лучше (передают, трансформируют) потомству такие свойства, как урожайность, величина плода, вкусовые качества.


От разгоревшегося (пожарища, пожара) посветлело на улице.


  1. В изображении характера героя произведения должна быть (преобладающая, доминирующая) черта, которую и должен сделать самодовлеющей (писатель, автор).


В конце методического пособия был приведен список (рекомендательной, рекомендованной) литературы.


  1. Если в ходе (использования, употребления, эксплуатации) агрегата будут обнаружены неполадки других узлов, следует обратиться к специалистам по (настройке, регулировке, наладке) оборудования.


Этот человек (сыскал, снискал) к себе уважение как новатор, как человек творческой мысли.


  1. (Постоянный, всегдашний, хронический) застой экономики, то есть стагнация, и инфляция, характеризующие (конъюнктуру, положение, обстановку, состояние) экономики, дали экономистам основание изобрести неологизм «стагфляция».


Сюжетом повести стала (драматичная, драматическая) ситуация, сложившаяся в семье писателя.


  1. В актовом зале университета (господствовало, царило, владычествовало) предпраздничное (веселье, оживление).


Чтобы добиться успеха, надо предпринять (эффективные, эффектные) меры.


  1. Когда стоишь подле древнего сруба, то не можешь отделаться от мысли, что эти поистине (огромные, великие, гигантские) бревна, каких нынче ни в одном лесу не сыщешь, срублены не нынешними людьми, а (исполинами, великанами, верзилами).


Качество холодильника улучшено за счет некоторых (конструкторских, конструктивных) решений.


  1. Какая-то неведомая нашим дням (сила, мощь, могучесть) чувствуется в этих сооружениях, но не одна физическая сила, а и сила духовная толкала строителей на (возведение, строительство, созидание) храмов-сказок, храмов-богатырей.


Такая (ое) (планировка, планирование) сроков выполнения работ оказала (о) сь преждевременной (ым)


  1. В воспоминаниях встают (огромные, исполинские, циклопические) постройки Греции и грандиозные (постройки, здания, сооружения) Египта.


Сборник широко (представил, предоставил) страницы тем поэтам, чьи голоса только начинают звучать в общем поэтическом хоре.

К заданию 2

Варианты:



  1. Экскаватор потерпел аварию благодаря запущенному состоянию одного из узлов.




  1. Можно привести много примеров о высоком качестве выполнения контрольных работ.




  1. По плану намечено построить 4 клуба, 3 библиотеки, детский сад, а также строительство дорог, мостов, озеленение сел, закладка парков.




  1. Выступающий заявил, что плохо обстоит дело с подготовкой машин к севу, что отрицательно может сказаться на всей посевной кампании, что является недопустимым.




  1. Работы на станке выполняются, используя одновременно оба вала.




  1. Нерадивое отношение к сырью повлекло к огромным затратам незапланированных средств.




  1. Педагогами института разработаны учебные планы, способствующие более лучшему восприятию материала.




  1. Увеличивая каждый раз точность отделки, поверхность детали становилась ровнее.




  1. Половину ее скромно обставленной комнаты занимала беккеровская рояль.




  1. О существовании полярной звезды знали наши самые отдаленнейшие предки.

К заданию 3

Варианты:


  1. Акт сдачи-приемки выполненных работ (услуг).




  1. Соглашение о зачете задолженности.




  1. Письмо.




  1. Распоряжение.




  1. Договор.




  1. Постановление администрации.




  1. Жалоба в порядке надзора.




  1. Служебная записка управляющему МУП ЖКХ Гусеву В.А.




  1. Постановление правительства РФ.




  1. Приказ.

Часть 2.
Методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы.

Прежде чем выполнять предлагаемые задания, необходимо внимательно изучить соответствующую литературу. Список литературы, которая поможет студенту разобраться в вопросах, способствующих выполнению заданий, помещен в третьей части пособия.

Приступая к выполнению первого задания, студент должен знать, чем характеризуется слово как единица лексической и стилистической системы языка.

Как единица лексической системы слово может иметь одно лексическое значение (однозначное слово) или несколько лексических значений (многозначное слово). Многозначные слова могут отличаться наличием прямых и переносных значений. Как единица стилистической системы слово может характеризоваться наличием или отсутствием эмоциональной и экспрессивной окраски и относиться и одному из стилистических разрядов (общеупотребительная лексика, терминология, нейтральная лексика, книжная лексика, разговорная лексика, просторечная лексика). Вся семантическая и стилистическая информация о слове содержится в различных словарях русского языка (прежде всего – в толковых словарях), в том числе в виде стилистических помет (например, таких: перен., разг., высок., спец. и др.). Кроме того, слова могут вступать в различные семантические отношения друг с другом, имея одинаковые или близкие значения (слова-синонимы), противоположные значения (слова – антонимы), различные значения при одинаковом или близком написании и звучании (слова – омонимы, слова – паронимы).

Осуществляя выбор одного слова из представленных в скобках, студент должен, во-первых, получить полную семантическую и стилистическую информацию о данных словах, во-вторых, определить, какое из слов соответствует семантике и стилистической тональности речевой структуры.

При оформлении своих наблюдений в виде письменных комментариев студент может воспользоваться следующим образцом.

Речевая структура


(Предстоящий, грядущий) летний спортивный сезон будет богат разнообразными соревнованиями.
Комментарий.

Опираясь на данные словарей русского языка, можно определить место слов, представленных в скобках, в лексической системе русского языка.

В «Словаре русского языка» (В 4-х т. / АН ССР. Под ред. А.П. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981) содержится следующая информация о словах предстоящий, грядущий:

  1. прилагательное предстоящий имеет значение «непосредственно следующий за настоящим» (предстоящий сезон);


прилагательное грядущий имеет значение «приближающийся, наступающий, будущий» (грядущее поколение);


  1. слово предстоящий не имеет никаких помет, свидетельствующих о его эмоционально-экспрессивной окраске и стилистическом ограничении его употребления; слово грядущий в указанном выше значении сопровождается пометой высок., что свидетельствует о его положительной эмоциональной окраске и стилистическом ограничении его употребления.

Следовательно, анализируемые прилагательные можно охарактеризовать как слова, имеющие близкие, но не одинаковые лексические значения (слова-синонимы).
Однако данные слова различаются стилистической характеристикой. Поэтому, если прилагательное предстоящий может быть использовано в контексте с любой стилистической тональностью, то прилагательное грядущий может быть использовано в контексте с ограниченной стилистической тональностью (речь должна быть торжественной, патетически окрашенной).

Содержанию контекста (в предложении речь идет о времени, непосредственно следующим за настоящим) и его нейтральной окраске соответствует синоним предстоящий.
Таким образом, речевая структура должна иметь следующий вид:
Предстоящий летний спортивный сезон будет богат разнообразными соревнованиями.
Выполнение второго задания способствует не только формированию навыка осознанного отношения к выбору языкового средства, служащего для передачи определенной информации, но и формированию навыка осмысления качества выбранного языкового средства, что во многом зависит от понимания такой лингвистической категории, как языковая норма, а также от знания структурно-языковых типов норм.

В языке, как правило, существует несколько однопорядковых языковых единиц (фонетических, словообразовательных, морфологических, синтаксических, лексических), при помощи которых можно выразить одну и ту же информацию. Однако языковой коллектив чаще всего отдает предпочтение одному из языковых вариантов, который закрепляется в различных письменных источниках (кодифицируется), в том числе и специальных (словарях, справочниках и др.), и называется языковой нормой.

Нарушение языковой нормы существенно снижает качество речи, а это, в свою очередь, мешает адекватному восприятию информации (логической, эстетической, эмоциональной и др.), выраженной речью, и препятствует эффективному общению.

При определении языковых норм (не ошибок!), которые были нарушены в речевой структуре, студент должен знать, что нормы могут регулировать выбор варианта звука (орфоэпические нормы), ударения (акцентологические нормы), словообразовательного средства (словообразовательные нормы), формы слова

(морфологические нормы), синтаксической модели (синтаксические нормы), лексемы (лексические нормы).

Обоснованию мнения студента по поводу обнаруженного им нарушения определенных языковых норм может помочь следующий образец письменного анализа.

Речевая структура.
Табунщик видел перед собой лишь бесчисленные корпуса лошадей.
Анализ.
Речевая структура, предложенная для анализа, является простым предложением, построенным по законам русского синтаксиса, а именно:

  1. представлен грамматический центр- табунщик видел;

  2. представлен состав сказуемого – видел перед собой, видел корпуса, бесчисленные корпуса, корпуса лошадей.


Лексику, использованную в предложении, можно охарактеризовать как общеупотребительную и нейтральную, о чем свидетельствует отсутствие в соответствующих словарных статьях «Словаря русского языка» (В 4- х. т. /АН СССР. Под ред. А.Н. Евгеньевой. М.: Русский язык, 1981) стилистических помет.
Выбор словоформ, используемых в анализируемом предложении, в целом соответствует законам морфологии (табунщик□ - ед.ч., И.п., м.р.; видел□- ед. ч., м.р., прош. вр., изъяв., н.; перед собой – ед.ч., Т.п.; бесчисленные – мн.ч., В.п.; лошадей – мн.ч., Р.п.). Для называния туловища животного в предложении использовано существительное корпус, которое реализовано в речевой структуре в форме множественного числа. Однако из двух словоформ, множественного числа корпусы и корпуса норма предписывает использование словоформы корпусы: в «Словаре русского языка» за существительным корпус в значении «туловище человека или животного» закреплена форма множественного числа, образованная при помощи окончания ы.

Таким образом, в предложении нарушена морфологическая норма, регулирующая выбор варианта словоформы:
Речевая структура должна иметь следующий вид:
Табунщик видел перед собой лишь бесчисленные корпусы лошадей.
Выполнение третьего задания потребует от студента знания основных признаков русского литературного языка, одним из которых является его стилевое расслоение.

В зависимости от сферы и цели общения коммуникант каждый раз производит отбор тех или иных языковых средств. Совокупности языковых средств, отличающиеся своим назначением, называются разновидностями литературного языка, или функциональными стилями. Тот или иной функциональный стиль способствует созданию определенного речевого произведения.

Например: при помощи научного стиля оформляются научные доклады, диссертации, дипломные работы и др.; основное назначение официально-делового стиля – это создание официальных документов.

Опираясь на языковые средства, при помощи которых было создано предложенное для выполнения задания словесное произведение, студент должен определить функциональный стиль, реализованный в словесном произведении, и речевой жанр этого произведения. Свои наблюдения он должен представить в виде письменного анализа, в котором в качестве аргументов должен быть использован языковой материал, извлеченный из текста.
Контрольная работа выполняется на стандартных белых листах с оставлением широких полей для замечаний и пояснений рецензента. Титульный лист оформляется по образцу, данному в приложении. Контрольная работа заканчивается списком использованной литературы, в котором источники располагаются строго по алфавиту с правильным оформлением выходных данных книг, и может быть представлена либо в напечатанном варианте, либо в рукописном (почерк должен быть четким, аккуратным). Если контрольная работа выполнена без соблюдения всех указаний или не полностью, она возвращается без проверки как не зачтенная.

После получения проверенной контрольной работы студент должен внимательно прочитать рецензию, ознакомиться с замечаниями рецензента и подготовиться к защите работы во время зачета.


  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания к изучению дисциплины и выполнению контрольной...
Специальность 080502/2 Экономика и управление на предприятии городского хозяйства
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconОрганизация дипломного проектирования по специальности 080502 «Экономика...
Методические указания предназначены для студентов очно-заочной формы обучения по специальности 080502 «Экономика и управление на...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические рекомендации и задания к контрольной работе для студентов специальности
Учебной программой для студентов заочной формы обучения предусмотрена домашняя контрольная работа. К выполнению предлагается 5 вариантов...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполнению курсовой работы по дисциплине...
...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполннению выпускно квалификациоой работы...
Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», выполняющих...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по подготовке и защите выпускной квалификационной...
Специальность 080502(8) – Экономика и управление на предприятии туризма и гостиничного хозяйства
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания к выполнению контрольной работы по дисциплине «Управление затратами»
Методические указания к изучению дисциплины «Управление затратами» и выполнению контрольной работы для студентов экономических специальностей...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы Направление подготовки 080100 «Экономика»
Контрольная работа по дисциплине «Культура речи и деловое общение» является допуском студента заочной формы обучения к зачету
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические рекомендации по прохождению производственной практики...
Методические рекомендации по прохождению производственной практики и написании отчета для студентов, обучающихся по специальности...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ… Задания для...
Для специальности: 080502 «Экономика и управление на предприятии (ресторанно-гостиничного бизнеса, туризма)»
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические рекомендации по выбору и выполнению контрольной работы...
Учебно-методический комплекс предназначен для студентов очной и заочной формы обучения экономического факультета института
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполнению контрольной работы разработаны...
Экономика и организация производства: методические указания по выполнению контрольной работы/ сост.: В. В. Беспалова, И. А. Иготти....
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы для студентов специальностей
Методические указания предназначены студентам специальностей 060800(080502) "Экономика и управление на предприятии (строительство)";...
Контрольная работа и методические рекомендации по выполнению заданий контрольной работы для студентов заочной формы, обучающихся по специальностям 080502 «Экономика и управление на предприятии» iconМетодические указания по выполнению контрольных работ для студентов...
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования. Содержит указание на цель и место...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск