Скачать 154.21 Kb.
|
ИВЭСЭП --------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------- САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ институт внешнеэкономических связей, экономики и права Кафедра экономической теории и предпринимательства М а к р о э к о н о м и к аУчебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент»Санкт-Петербург2005г. Овчинников Г.П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс.- СПб.: ИВЭСЭП, 2005 - 13 с. Утверждено на заседании кафедры экономической теории и предпринимательства, протокол № 3 от 10 ноября 2005г. Составитель: доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической теории и предпринимательства ИВЭСЭП Овчинников Г.П. Рецензент: доктор экономических наук, профессор Колтынюк Б.А.
Учебно-методический комплекс « Макроэкономика» предназначен для студентов дневного, вечернего и заочного отделений экономического факультета ИВЭСЭП, обучающихся по направлению 521500 – менеджмент. Макроэкономика относится к числу фундаментальных научных дисциплин, формирующих у студентов базовую экономическую подготовку, закладывающих основы современного экономического мышления и реально подготавливающих к успешному восприятию функциональных и отраслевых экономик. В результате изучения макроэкономики студенты должны усвоить закономерности функционирования национальной экономики рыночного типа в целом и ее крупных составляющих элементов, понимать целевые установки и инструменты экономической политики, проводимой государством на макроэкономическом уровне, оценивать ее эффективность и воздействие на общественное благосостояние. С этой целью в рамках данной дисциплины изучаются факторы, определяющие объем национального производства, а, следовательно, и уровень занятости в экономике, колебания деловой активности в стране, выявляется природа инфляции и меры, способствующие ее обузданию, рассматривается состояние государственного бюджета и платежного баланса страны, темпы ее экономического роста Обучение студентов предполагает применение как традиционных форм образовательного процесса ( лекций и практических занятий ), так и новых форм активного обучения с использованием информационных технологий. Важное место в обучении студентов, особенно на вечернем и заочном отделениях, принадлежит самостоятельной работе. Текущий контроль знаний, наряду с зачетами и экзаменами, предполагает выполнение контрольных работ, тестирование, подготовку и обсуждение рефератов. II. Учебная программа курса «Макроэкономика» Тема № 1. Введение в макроэкономику: предмет, метод, исходныепонятия. Возникновение макроэкономики как самостоятельной научной дисциплины. Дж.М.Кейнс и его вклад в развитие экономической теории. Предмет макроэкономики. Агрегированные показатели. Взаимодействия экономических агентов на отдельных рынках. Этапы развития макроэкономики и ее прикладной характер. Экономико-математическое моделирование. Классификация моделей. Понятие макроэкономического равновесия. Закон Вальраса и закон Сэя. Подходы ex ante и ex post. Валовый внутренний и валовый национальный продукт. Промежуточный и конечный продукт. Добавленная стоимость. Подсчет общественного продукта по доходам и по расходам: базовое макроэкономическое тождество. Оценка общественного продукта по рыночным ценам и по стоимости производства. Чистый национальный продукт и национальный доход. Номинальные и реальные показатели. Дефлятор ВНП, индекс потребительских цен и индекс оптовых цен производителей. Теневая экономика. Тема № 2. Макроэкономическая модель классической школы.Исходные постулаты классической школы. Рынок труда: функции спроса и предложения труда. Условие равновесия на рынке труда: определение равновесной массы труда, реальной зарплаты и объема производства. Условие равновесия на рынке благ, определение объема производства Функции потребления, сбережений и инвестиций. Классическая дихотомия. Количественная теория денег: уравнение Фишера и уравнение Кембриджской школы. Алгебраическая и графическая трактовки модели общего равновесия. Открытая экономика в представлении экономистов-классиков. Действие автоматического рыночного механизма в условиях золотого стандарта и при свободном флоатинге. Принцип нейтральности государства. Современная оценка классической теории. Тема № 3. Кейнсианские постулаты и инструменты анализа.Функция потребления. Средняя и предельная склонность к потреблению. Функция сбережения. Средняя и предельная склонность к сбережению. Кейнсианский крест. Функция инвестиций. Сущность кейнсианской революции. Принцип эффективного спроса. Предельная эффективность капитала. Автономные и индуцированные инвестиции. Принцип мультиплицирования национального дохода: качественный и количественный подход. Парадокс бережливости. Понятие акселератора. Тема № 4. Деловой цикл в кейнсианской трактовке.Мультипликатор и изменение дохода. Инвестиции и акселератор. Механизм взаимодействия мультипликатора и акселератора (модель Самуэльсона- Хикса). Тема № 5. Деньги, банковская система и инфляция.Двухуровневая банковская система, взаимодействие Центрального банка и коммерческих банков. Денежная масса и денежная база. Обязательные и избыточные резервы. Создание новых денег коммерческими банками в процессе кредитно-ссудных операций. Кредитно-денежный мультипликатор. Инструменты кредитно-денежной политики: операции на открытом рынке, манипуляции с нормой обязательных резервов и учетной процентной ставкой. Особенности Сущность денег и их функции. Денежная масса и денежные агрегаты. регулирования денежной массы в российской экономике. Сущность инфляции и ее формы. Инфляция спроса и инфляция издержек. Кривая Филлипса. Естественный уровень безработицы. Последствия инфляции. Тема № 6. Модель IS- LM с фиксированными ценами.Исходные посылки модели IS-LM с фиксированными ценами. Условие равновесия на рынке благ. Линия IS, ее сдвиги и изменение угла наклона. Условие равновесия на денежном рынке. Трансакционный спрос на деньги, мотив предосторожности и спекулятивный мотив. Множественность равновесия на денежном рынке при изменении величины национального дохода. Линия LM, ее конфигурация и подвижки. Одновременное равновесие на рынке благ и рынке денег. Взаимодействие рынка благ и рынка денег. Ликвидная ловушка. Рынок труда: спрос, предложение и условие равновесия. Алгебраическая и графическая трактовка модели IS-LM. Особенности модели IS-LM с гибкими ценами. Тема № 7. Макроэкономическая политика в закрытой экономике. Общая схема государственного регулирования в модели IS-LM. Воздействие на национальный доход фискальной политики. Мультипликатор государственных расходов и налоговой мультипликатор. Теорема Хаавельмо. Дефицитное финансирование и концепция государственного долга. Встроенные стабилизаторы. Кредитно-денежная политика. Передаточный механизм монетарной политики. Сравнительная эффективность фискальной и кредитно-денежной политики. Политика mix. Тема № 8. Макроэкономическая политика в открытой экономике.Сущность, цели и инструменты политики стабилизации в открытой экономике. Сван-диаграмма. Модель Манделла-Флеминга. Равновесие валютного рынка и построение кривой ВР. Общее одновременное внутреннее и внешнее равновесие экономики. Модель IS-LM-ВР. Макроэкономическая политика при фиксированном валютном курсе. Макроэкономическая политика при гибком валютном курсе. Современная версия кейнсианской модели открытой экономики ( модель Дорнбуша). Тема № 9. Новая макроэкономика и революция рациональных ожиданий. Крах ортодоксального кейнсианства и возникновение новой макроэкономики. Революция рациональных ожиданий. Понятие ожиданий. Ожидания в паутинообразной модели. Экстраполяционные ожидания. Адаптивные ожидания. Концепция рациональных ожиданий и ее применение в макроэкономическом анализе. Тема № 10. Монетаризм. Условия и суть монетаристской контрреволюции. Гипотеза постоянного ( перманентного) дохода и функция потребления. Монетаристская версия количественной теории денег и модель номинального дохода. Кривая Филлипса в коротком и длинном периодах. Монетаристская трактовка деловых циклов и кризисов. Монетарное правило. Монетаристская модель открытой экономики. Тема № 11. Новая классическая школа. Концепция расчистки рынков: кривая совокупного предложения Лукаса. Ожидаемое и неожиданное изменение денежной массы. Динамическая кривая совокупного предложения без инфляционных ожиданий. Эффект монетарной экспансии. Воздействие фискальной экспансионистской политики. Шоки предложения. Реальный деловой цикл. Тема № 12. Уровень инфляции в коротком и длинном периодах.Инфляция, ожидания и совокупное предложение. Кривая совокупного предложения в коротком и длительном периодах. Динамическая кривая совокупного предложения. Определение темпа инфляции и уровня производства в коротком и длительном периодах. Динамическое согласование объема производства и инфляции. Согласование экономики в результате фискального импульса. Инфляция и денежная масса. Альтернативные стратегии борьбы с инфляцией. Политическая экономия инфляции и безработицы. Тема № 13. Деньги и инфляция.Денежное предложение, процентная ставка и инфляция. Рост денежной массы, инфляционный налог и сеньораж. Гиперинфляция. Тема № 14. Новая кейнсианская экономика.Теория эффективной зарплаты. Фиксированные цены о общее неравновесие. Трудовые контракты и малоподвижная зарплата. Монополистическая конкуренция и малоподвижные цены. Тема № 15. Экономический рост.Сущность экономического роста и его особенности. Теории экономического роста: взгляды экономистов-классиков, посткейнсианские модели и модель Р.Солоу. Тенденции и источники экономического роста. Экономика предложения. III. Учебно-тематические планы. Учебно-тематический план по курсу «Макроэкономика» для специальности 061100 «Менеджмент организации» (дневное обучение).
IV. Экзаменационные вопросы.
V. Методические указания по выполнению контрольных работ и написанию рефератов. Подготовка контрольных работ и рефератов студентами имеет целью привитие навыков самостоятельной работы с первоисточниками, углубленное изучение отдельных макроэкономических проблем и контроль за этой работой со стороны преподавателей. Контрольные работы выполняются всеми студентами заочной формы обучения и представляются в институт до начала экзаменационной сессии. К сдаче экзаменов допускаются только те студенты, которые получили зачет по контрольной работе. Что же касается рефератов, то они выполняются, как правило, по инициативе самих студентов преимущественно дневной формы обучения. Такие рефераты обсуждаются и оцениваются во время семинарских занятий. Подготовка таких рефератов может рассматриваться как начальная стадия работы над курсовым, а затем и дипломным проектом. Процесс подготовки контрольной работы ( реферата) состоит из ряда последовательных этапов. Началом этого процесса является выбор темы работы. Выбор темы студент осуществляет, как правило, самостоятельно, исходя из собственных научных интересов, специфики собственной профессиональной деятельности, доступности статистических данных, экономической литературы и др. При этом студент может воспользоваться примерной тематикой работ, приводимой ниже. Допускается известная корректировка названия тем с учетом интересов студента. В отдельных случаях инициатива выбора темы может исходить от студента и выходить за рамки рекомендованной тематики. Однако темы работ такого рода следует согласовать с преподавателем. Следующим этапом работы является подбор и изучение экономической литературы по избранной теме, сбор статистической информации. Пользуясь библиотечными каталогами ( предметным и алфавитным), студент составляет список литературы, которую надлежит изучить при подготовке своей работы. Список использованной литературы и источников может включать не только учебники, учебные пособия, статьи из периодических изданий, но и законодательные акты, статистические материалы, данные Интернета. Работая над литературой , не забывайте делать выписки с обязательным указанием источника. Изучение литературы позволяет перейти к следующему этапу - составлению плана работы. В плане после краткого введения должны найти отражение узловые вопросы, раскрывающие содержание избранной темы в определенной логической последовательности. Завершается план заключением, содержащим важнейшие выводы. Все перечисленные выше этапы являются подготовительными по отношению к собственно написанию контрольной работы ( реферата). Однако успех работы в целом в решающей степени зависит от того, насколько ответственно и добросовестно студент выполнил весь объем подготовительной работы. Контрольная работа (реферат) должна быть надлежащим образом оформлена. На титульном листе должна располагаться следующая информация: наименование учебного заведения, факультет, форма обучения, номер группы, фамилия и инициалы студента, наименование темы. Затем на отдельном листе следует воспроизвести план работы. После этого следует содержательная часть работы объемом 10-15 страниц машинописного текста. Все приводимые в тексте цитаты , таблицы, цифры должны иметь ссылку на источник. В конце работы приводится список использованной литературы и источников. Этот список должен открываться законодательными актами и нормативными документами. Затем в алфавитном порядке перечисляются монографии, статьи и другие использованные источники. VI. Примерная тематика контрольных работ и рефератов.1. Взаимосвязь микро- и макроэкономики. Микроэкономические основы макроэкономики.
VII. Список рекомендованной литературы. Основная литература. Овчинников Г.П., Яковлева Е.Б. Макроэкономика. – СПб.: Поиск, 2005. Тарасевич Л.С., Гребенников П.И., Леусский А.И. Макроэкономика.- М., Юрайт-Издат, 2004. Макроэкономика. Теория и российская практика. Под ред. Грязновой А.Г. и Думной Н.Н. –М.:Кио Рус, 2004. Дополнительная литература. Базылев Н.И., Гурко С.П., Базылева М.Н. Макроэкономика. Учебное пособие. – М.: ИНФРА-М, 2004. Долан Э. Дж., Линдсей Д. Макроэкономика. АОЗТ «Литера плюс», СПб, 1994. Овчинников Г.П. Микроэкономика. Макроэкономика. В 2-х т. СПб. Изд-во Михайлова В.М. 1997. Сакс Дж.Д., Ларрен Ф.Б. Макроэкономика. Глобальный подход. М.: Дело, 1996. Туманова Е.А. , Шагас Н.Л. Макроэкономика. Элементы продвинутого подхода. Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2004. Шестакова К.Д. Макроэкономика: Учебное пособие. – РИОР, М., 2004. |
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507 (061100) менеджмент... Логистика: Учебно-методический комплекс / Авт сост к э н. Ю. В. Кузьмина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Учебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации» Санкт-Петербург ... | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 061100 менеджмент организации Санкт-Петербург Хозяйственное право: Учебно-методический комплекс / Авторы-составители: Бессолицин Д. А., Новиков В. В. Спб: Спб ивэсэп, 2011 | Исследование систем управления учебно-методический комплекс по направлению:... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт. Сост. Е. В. Козлова – спб.: Ивэсэп, 2005 | ||
Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с | Учебно-методический комплекс по направлениям: 521500 «Менеджмент» Маркетинг: Учебно-методический комплекс / Авт составитель Титов В. А. Спб.: Спбивэсэп, 2006. – с | ||
Учебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:... О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с | Учебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»... Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 080801. 65 Прикладная... Сетевое администрирование: Учебно-методический комплекс /Автор сост. Г. М. Аванесов спб.: Ивэсэп, 2010 | Учебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010 | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 080801 Прикладная... Операционные системы среды и оболочки: Учебно-методический комплекс /Автор сост. Г. М. Аванесов спб.: Ивэсэп, 2006 | Электронный учебно-методический комплекс специальность: 190701. 65... Грузоведение: учебно-методический комплекс /авт сост. Б. Г. Ашуркин. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 69 с | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» Учебно – методический комплекс дисциплины «Инновационный менеджмент» разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного... | Учебно-методический комплекс специальность: 190701 Организация перевозок... С 83 Стратегия развития автотранспортных предприятий: учебно-методический комплекс / авт сост. В. А. Богомазов. – Спб.: Ивэсэп, 2011.... | ||
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г ... | Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального... Направление утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02. 03. 2000 г. N 686 |