Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г





Скачать 347.43 Kb.
НазваниеУчебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г
страница1/5
Дата публикации01.03.2016
Размер347.43 Kb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ИНСТИТУТ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ, ЭКОНОМИКИ И ПРАВА

«История экономических учений ведущих европейских стран

Учебно-методический комплекс

По специальности: 032301 - Регионоведение


Санкт-Петербург

2006 г.


История экономических учений ведущих европейских стран: Учебно-методический комплекс/ Авт.-сост. Пешехонов А.В.– СПб.: ИВЭСЭП, 2006. -
Утвержден на заседании кафедры мировой экономики и ВЭД, протокол № 8 от 07 июня 2006 г.

Утверждено и рекомендован к печати Научно-методическим Советом, протокол №__________ от ___________________.

Рецензент: к.э.н., доцент Фарбер В.А.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Изучение дисциплины «История экономических учений» имеет целью:

Изучение экономических учений, концепций зарубежных  стран, и экономической мыли России;

подготовка высококвалифицированных специалистов-экономистов, имеющих представление о становлении различных концепций в экономической истории, различных методов экономических исследований;

формирование экономического мышления в условиях перехода к социально-ориентированной рыночной экономики.

Требования к обязательному минимуму содержания и уровню подготовки выпускника ВУЗа по дисциплине: «История экономических учений» дипломированный специалист должен:

Знать:

       основные этапы становления и развития экономической науки;

       экономическую мысль древнего мира и эпохи средневековья;

       экономическое учение меркантилистов, экономическую теорию физиократов;

       возникновение классической школы политической экономики, её представителей и их основные идеи;

       экономические учения социализма; экономическую доктрину марксизма;  

       маржинализм   и неоклассическое направление в экономической теории;

       экономические теории Запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. Кейнса;

       экономическую мысль запада во второй половине XX века;

       экономическую мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках;

       отечественную экономическую мысль в первой половине XX века;

       отечественную экономическую мысль  во второй половине XX века.

Уметь:

       логически анализировать развитие экономической мысли, пути решения насущных и перспективных   экономических проблем;

       принимать, искать и выбирать рациональные экономические решения;

       овладевать основными экономическими взглядами в контексте общемировоззренческих представлений эпохи, менталитета  народа, философии, религии, культуры, языка, достижений науки и техники.

Быть ознакомлен:

       с различными работами и произведениями, охватывающими различные исторические эпохи в области экономической мысли;

       с важнейшими научными школами, направлениями, концепциями, объясняющими процессы становления и развития мировой экономической мысли;

       с процессом и методами исторического исследования.

Основные дидактические единицы, с помощью которых

определяется содержание дисциплины:

«История экономических учений» (индекс   ------)


Объект и предмет истории экономических учений её место и роль в истории и экономическом развитии общества;

       социально-экономические предпосылки возникновения экономических учений;

       основные парадигмы различных направлений и школ экономических учений;

       экономическая мысль и экономические учения, и их вклад в развитие и становление экономической истории.

       основные экономические школы их становление и тенденции развития;

       экономические учения и их вклад в становление мировых экономических цивилизаций, экономических систем.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН



п/п

ТЕМЫ

Аудиторная работа

Лекции

Семинары

Всего часов

1

Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.

4




4

2

Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

4

2

6

3

Возникновение классической школы политической экономики. Экономическая теория  физиократов.

4




4

4

Классическая школа политической экономии

4

2

6

5

Последователи классической школы политической экономии

4




4

6

Экономические учения социализма.

4

2

6

7

Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории

4

2

6

8

Экономические теории запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

4

2

6

9

Экономическая мысль Запада во второй половине XX века

8

2

10

10

Экономическая мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках.

8




8

11

Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века.

8




8

12

Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века

2




2




ИТОГО

56

12

68


СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

Т е м а 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической науки.

Предмет, метод и структура истории экономических учений. Цели изучения дисциплины история экономических учений. Исторический и логический подходы  к развитию экономической мысли. Этапы развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли. Основные подходы к периодизации развития экономической мысли.

Т е м а 2. Экономическая мысль в древнем мире и в эпоху средневековья. Меркантилизм как экономическое учение.

Знания о хозяйственной жизни в древнем мире. Экономическая мысль древнего Востока. Экономическая мысль древней Греции (Ксенофонт, Аристотель, Платон). Экономическая мысль древнего Рима. Экономическая мыль канонистов, Меркантилизм – первая экономическая школа. Два этапа развития меркантилизма. Атлантический меркантилизм. Среднеевропейский меркантилизм -  камералистика.

Т е м а 3. Возникновение классической школы политической экономики. Экономическая теория  физиократов.

Исторические условия возникновения и общая характеристика классической школы   политической экономии. Основатели классической школы политической экономии (У. Петти, П. Буагильбер). Этапы развития  классической школы. Физиократия. Экономическое учение   Ф. Кенэ. Экономическая таблица Ф. Кенэ – первая в истории макроэкономическая модель. Физиократическое воззрение А. Р. Тюрго.

Т е м а 4. Классическая школа политической экономии.

Эпоха классической политической экономии. Историографический  подход  к понятию «классическая политическая экономия». Экономическое учение А. Смита: о разделении труда, стоимости, деньгах, капитале, невидимой руки, о принципах рационального собирания налогов. Общественная деятельность Д. Риккардо. Теория ценности, капитала и земельной ренты Д. Риккардо.

Т е м а 5 . Последователи классической школы политической экономии.

Теория народонаселения и закон убывающей отдачи Т. Мальтуса. Либеральный оптимизм школы Ж..Б. Сэя. Теория трех факторов и закон  рынков Ж.Б. Сэя. Раскол в либеральной политэкономии: экономической романтизм С.   де Сисмонди.   Дж.   Ст. Милль -   завершитель классической школы и его компромиссная  политэкономия. Историческая школа Германии и этапы её развития.

Т е м а 6. Экономические учения социализма.

Утопический социализм и его представители: Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн. Философские и политико-революционные  истоки марксизма. Методологические принципы экономической теории К. Маркса. «Капитал» К. Маркса. Маркс и Энгельс «об организации производства, обмена и распределения в плановом  хозяйстве». Ф. Энгельс об основном противоречии Капитализма. Ревизия марксистской доктрины и раскол европейской социал-демократии. 

Т е м а 7. Маржинализм и неоклассическое направление в экономической теории.

Общая характеристика маржиналистской революции. Смена парадигмы в экономическом анализе. Предшественники маржинализма (Г. Госсен, А. Курно, И. Тюнен). Университетские школы маржиналистов: Австрийская, Лозанская, англо-американская. Теория предельной полезности австрийской школы. Концепции равновесия в теории Л. Вальраса и В. Порето. Возникновение неоклассической теории. Теория цены, спроса и предложения А. Маршала. Американский маржинализм. Теория предельной производительности Дж. Кларка.

Т е м а 8. Экономические теории запада в первой половине XX века. Экономическое учение Дж. М. Кейнса.

Возникновение институционализма и его основные направления. Американский институционализм (Т. Веблен, Дж. Коммонс, У.К. Митчелл). Возникновение теории монополистической конкуренции (Э. Чемберлен)   и несовершенной конкуренции (Дж. Робинсон). Экономические взгляды И. Шумпетера. Стокгольмская (шведская) школа в экономической теории. Исторические условия возникновения кейнсианства. Теоретическая система Дж. Кейнса. Кейнсианская концепция   регулирования рыночной экономики. «Общая теория занятости, процента и денег».

Т е м а 9. Экономическая мысль Запада во второй половине XX века.

Кейнсианство -   теоретическая основа смешанной экономики. Англо-американское неокейнсианство. Основные направления неокейнсианства. Модели экономического роста. «Неоклассический синтез» П. Самуэльсона. Кризис кейнсианства и возрождение неоклассического   направления. Основные теории возрожденного неоклассического направления: современный монетаризм, Экономическая теория предложения, теория рациональных ожиданий. Теория германского неолиберализма  и социального рыночного хозяйства.

Т е м а 10. Экономическая мысль в России в XVII , XVIII , XIX веках.

Возникновение экономической мысли в России. «Русская правда». Первые российские меркантилисты: Ю. Крижанич,  А. Ордин-Нащекин, В. Татищев,  И. Посошков. Рекомендации меркантилистов и преобразования Петра Великого. Идея евразийского транзита. Идеи физиократов в России и отношение к ним Екатерины Великой. «Вольное экономическое общество». Антикрепостническое идеи в программе   декабристов, в трудах А.А. Радищева, Н. И Тургенева, Н.Г. Чернышевского. Возрождение экономико-математического направления. Экономические идеи «народников», «легальных марксистов», социал-демократов.

Т е м а 11. Отечественная экономическая мысль в первой половине XX века.

Теоретическое обоснование политики военного коммунизма. Экономические идеи Новой экономической политики (НЭП.).  Дискуссии по вопросам товарно-денежных отношений, планирования, индустриализации коллективизации. Теория трудового семейного хозяйства А.В. Чаянова.

Учение о больших циклах коньюктуры Н.Д. Кондратьева. Труды Л.Ю. Юровского по вопросам финансов и денег. Этапы и направления развития политической экономии социализма в первой половине XX века.

Т е м а 12. Отечественная экономическая мысль во второй половине XX века.

Экономическая дискуссия   1951 года. Теория оптимального планирования и система оптимального функционирования экономики. Работы Н.В. Конторовича, В.С. Немчинова, В.В. Новожилова. Экономические обоснование реформы 1965 года. Экономическая мысль в стране в 70-80-х годах. Экономические концепции перестройки экономики. Концепции и программы перехода к рыночной экономике. Дискуссии о путях построения развитой социально-ориентированной рыночной экономики.
  1   2   3   4   5

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс 032701. 65 032301. 65 По специальности:...
Программа предназначена для студентов, обучающихся по специальности «Регионоведение», изучающих немецкий, французский испанский языки...
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080507 (061100) менеджмент...
Логистика: Учебно-методический комплекс / Авт сост к э н. Ю. В. Кузьмина. – Спб.: Ивэсэп, 2006
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по специальности 061100: «Менеджмент организации» Санкт-Петербург
...
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080801 Прикладная...
Операционные системы среды и оболочки: Учебно-методический комплекс /Автор сост. Г. М. Аванесов спб.: Ивэсэп, 2006
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по специальности 080105. 65 (060400)...
Бюджетная система Российской Федерации: Учебно-методический комплекс по специальности 080105. 65 (060400) // Галимова И. В., Галимов...
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
Программа дисциплины предназначена для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» ивключает в себя организационно-методический...
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по специальности: 080801. 65 Прикладная...
Сетевое администрирование: Учебно-методический комплекс /Автор сост. Г. М. Аванесов спб.: Ивэсэп, 2010
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconРабочая программа дисциплины Специальность 032301. 65 «Регионоведение»
Мировая экономика и мэо [Текст]: рабочая программа дисциплины для студентов специальности 032301. 65 «Регионоведение» очной и заочной...
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по специальности: 061100 менеджмент организации Санкт-Петербург
Хозяйственное право: Учебно-методический комплекс / Авторы-составители: Бессолицин Д. А., Новиков В. В. Спб: Спб ивэсэп, 2011
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по направлению подготовки специалиста:...
О-75 Основы художественного перевода: учебно-методический комплекс / авт сост. Э. В. Седых. Спб.: Ивэсэп, 2010. – 55 с
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно методический комплекс по направлению: 521000 «психология»...
Историческая психология: Учебно-методический комплекс / Авторы Берно-Беллекур И. В., Серавин А. И.– Спб.: Ивэсэп, 2005.– 78 с
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconМетодические указания по выполнению самостоятельной работы студентов...
«Маркетинг», 032301. 65 «Регионоведение», 080507. 65 «Менеджмент организации», 080801. 65 «Прикладная информатика в экономике», 030501....
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс по направлению 521500 «менеджмент» Санкт-Петербург
Овчинников Г. П. Макроэкономика: Учебно-методический комплекс. Спб.: Ивэсэп, 2005 13 с
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconЭлектронный учебно-методический комплекс специальность: 190701. 65...
Грузоведение: учебно-методический комплекс /авт сост. Б. Г. Ашуркин. – Спб.: Ивэсэп, 2011. – 69 с
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс специальность: 190701 Организация перевозок...
С 83 Стратегия развития автотранспортных предприятий: учебно-методический комплекс / авт сост. В. А. Богомазов. – Спб.: Ивэсэп, 2011....
Учебно-методический комплекс По специальности: 032301 Регионоведение Санкт-Петербург 2006 г iconУчебно-методический комплекс специальностm: 080102 (65. 060600)-...
Внешнеэкономическая деятельность предприятия: учебно-методический комплекс/авт сост. В. А. Фарбер, В. И. Ченцов – спб.: Ивэсэп, 2010....


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск