Практикум история экономики





Скачать 204.25 Kb.
НазваниеПрактикум история экономики
Дата публикации25.07.2013
Размер204.25 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА


НОВОСИБИРСКИЙ ФИЛИАЛ

Горбачева Ю.В.




ПРАКТИКУМ



ИСТОРИЯ ЭКОНОМИКИ



НОВОСИБИРК 2005




Уважаемые студенты!

Данное учебное пособие имеет своей целью помочь Вам разобраться в основных проблемах истории экономики, а также проверить, насколько полно и глубоко усвоен Вами лекционный курс.

В пособии определяются учебные цели каждой темы, даются новые понятия, предлагается ряд упражнений и тестов. Вопросы для самоконтроля, приведенные в конце каждой темы, помогут Вам либо убедиться в правильности Ваших ответов, либо приведут к пониманию необходимости дополнительного изучения учебного материала. Глубокое усвоение основного содержания и основных понятий в истории экономики поможет Вам при изучении экономической теории, истории экономических учений, мировой экономики.


Больших Вам успехов на этом пути!

Тема 1. Предмет и задачи курса. Общая характеристика развития мирового хозяйства


  • Учебные цели




  1. Определить предмет и задачи курса

  2. Дать понятия национального и мирового хозяйства. Проследить этапы развития мирового хозяйства

  3. Проанализировать факторы, влияющие на специфику развития производительных сил и производственных отношений

  4. Дать классификацию стран в мировом хозяйстве

  5. Разобраться в направлениях перестройки мирового хозяйства, уяснить смысл понятия «новый мировой экономический порядок»




  • Новые понятия


ВНП (валовый национальный продукт);

реструктуризация;

азиатские тигры;

новый мировой экономический порядок.


  • Упражнения




  1. Заполните таблицу «Этапы развития мирового хозяйства»




Название этапа

Временные рамки

Содержание этапа

1. Доиндустриальный







2. Индустриальный







3. Постиндустиальный










  1. Раскройте содержание каждого из факторов, влияющего на экономическое развитие страны, что относится к каждому фактору, дополните те факторы, которые не названы в таблице:




Название фактора

Что включает данный фактор?

1. Природно-климатические факторы




2. Рабочая сила




3. Уровень развития производительных сил




4.




5.







  • Тесты




  1. Найдите правильный ответ.

Неодинаковое положение стран в мировом хозяйстве объясняется:

  1. богатством природных ресурсов;

  2. географическим положением;

  3. относительно ранним промышленным переворотом;

  4. количеством и качеством рабочей силы;

  5. все ответы верны.


2. Выберите те показатели, которые наиболее полно характеризуют уровень экономического развития страны:

  1. ВНП на душу населения;

  2. темпы роста ВНП на душу населения;

  3. численность населения;

  4. темпы ее роста;

  5. золотой запас страны;

  6. темпы роста производительности труда.


3. Что такое «новый мировой экономический порядок» в представлении развивающихся стран?

  1. равные отношения всех стран ;

  2. равное представительство в международных экономических организациях;

  3. снятие торговых барьеров во взаимной торговле друг с другом;

  4. реструктуризация внешних долгов;

  5. все ответы верны.




  • Вопросы для самоконтроля




  1. Что является предметом изучения истории экономики?

  2. Каковы связи этого курса с другими науками?

  3. Каковы задачи курса истории экономики?

  4. Какие Вам известны этапы развития мировой экономики? Что лежит в основе каждого этапа?

  5. Какие факторы влияют на экономическое развитие каждой страны? Какие из факторов Вы считаете наиболее важными?

  6. Какова классификация стран в мировой экономике?

  7. Какие страны относятся к «азиатским тиграм»?

  8. Почему развивающиеся страны предложили «новый мировой экономический порядок»?

  9. Насколько вероятно разрешение в ближайшем будущем проблемы внешнего государственного долга для развивающихся стран?


Тема 2. Анализ моделей развития мирового хозяйства в доиндустриальную эпоху.


  • Учебные цели




  1. Дать понятие о рабовладении как первой классовой антагонистической формации и о формах рабства.

  2. Уяснить особенности азиатского способа производства, дать историю термина и современное состояние проблемы.

  3. Особенности классической феодальной модели на примере Франции.

  4. Показать своеобразие развития феодальных отношений в различных странах Европы (Россия, Англия, Германия).

  5. Дать характеристику военно-феодальных отношений в Японии.

  6. Рассмотреть эволюцию домохозяйства, ремесла и торговли в доиндустриальную эпоху.

  7. Показать двойственный характер простейших форм капитала.




  • Новые понятия


Азиатский способ производства;

домохозяйство;

домашнее рабство;

экономическое принуждение;

вненеэкономическое принуждение;

синокосе.


  • Упражнения




  1. Найдите в каждой из форм рабства черты сходства и различия




Формы рабства

Черты

Различия

Сходства

Домашнее или патриархальное







Античное







Плантационное










  1. Допишите определение:


………?……….. это раннеклассовое образование, основанное на коллективном труде, где товарное производство находится в зародышевой форме, антагонизм между классами не проявляется явно, а замаскирован в виде ренты-налога и общественных работ.


  1. Напишите типичные источники образования феодального фонда земель:



  1. Покажите, что означает экономическое и внеэкономическое принуждение:




Экономическое принуждение

Внеэкономическое принуждение








  1. Поясните схему: барщина ---------- продуктовая рента --------- рента деньгами (оброк)-------- развитие рынков и городов --------- развитие цехового производства --------- простая кооперация ----------- мануфактура --------- фабрика




  1. Назовите основные признаки прогресса производительных сил феодализма.




  1. Допишите определения:


Торговый капитал – это ………………

Ростовщический капитал – это ……………….


  • Тесты




  1. Выберите правильный ответ

Домашнее рабство – это:

  1. поголовное рабство;

  2. ограниченное рабство;

  3. рабство всего населения.




  1. Значение античного рабства заключается в том, что оно:

  1. способствовало разделению труда между земледелием и промышленностью в более крупном масштабе;

  2. создало условия для расцвета греческой науки, культуры, искусства;

  3. создало условия для укрепления Римской империи;

  4. все ответы верны.




  1. Выберите правильный ответ:

Натуральное хозяйство – это такое хозяйство, в котором:

  1. производятся все продукты для собственного потребления из собственного сырья;

  2. члены семьи работают сами для удовлетворения своих потребностей;

  3. продукты производятся для продажи.




  1. Найдите правильные ответы:

Главные формы феодальной эксплуатации – это:

  1. барщина;

  2. отработка на сеньора;

  3. оброк.




  1. Синокосе – это:

  1. национальная японская игра;

  2. игра слов, не имеющая реального содержания;

  3. совокупное название сословий.

Какой ответ по Вашему правильный?


  • Вопросы для самоконтроля.


1.Что такое рабство?

2. Какие Вам известны формы рабства, назовите их основные черты.

  1. Можно ли назвать азиатский способ производства отдельным способом производства?

  2. Каково значение рабства в истории развития человечества?

  3. Как Вы можете объяснить выражение известного английского историка А.Д. Тойнби: «Возможно наше будущее можно расшифровать по книге греко-римского прошлого»?

  4. Каковы характерные черты феодального способа производства?

  5. Назовите источники образования фонда земель в феодальном обществе.

  6. Какие Вам известны формы феодальной эксплуатации? Чем они отличались?

  7. Что такое экономическое и внеэкономическое принуждение?

  8. Чем отличался английский феодализм от французского?

  9. Каковы особенности японского феодализма?

  10. Что такое домохозяйство? Какие его виды Вам известны?

  11. Чем отличалось ремесло развитого феодализма от ремесла раннего феодализма?

  12. В чем выразился прогресс производительных сил феодализма?

  13. Почему мы говорим о двойственности роли торгового и ростовщического капитала?



Тема 3. Экономическое развитие Западной Европы в XVI-XX вв. Возникновение и развитие капиталистического хозяйства.


  • Учебные цели




  1. Проследить эволюцию помещичьего землевладения в Германии, Англии, Франции и России.

  2. Дать анализ развития промышленности до капитализма в основных европейских странах.

  3. Раскрыть предпосылки развития товарного хозяйства, показать роль денег и их эволюцию.

  4. Сравнить типы развития капитализма в XVII веке в разных странах.

  5. Показать отличия в формировании капитализма в Японии и в США.

  6. Отметить причины монополизации экономики и ее интернационализации.

  7. Проанализировать модели смешанной экономики.




  • Новые понятия


Месячина;

отходники;

огораживание;

копигольдеры;

фригольдеры;

коттеры;

талья;

полетта;

фронда;

юнкерские хозяйства;

«прусский путь развития сельского хозяйства»;

каури;

революция цен;

рассеянная мануфактура;

централизованная мануфактура;

интернационализация хозяйственных связей.


  • Упражнения




  1. Условия возникновения товарного хозяйства:

  1. общественное разделение труда;

  2. ?;

  3. ?.

Допишите, какие еще условия были необходимы для развития товарного хозяйства.


  1. Заполните таблицу «Типы развития капитализма в XVII веке»




Типы развития капитализма в XVII веке

Страны, относящиеся к этому типу

Основная особенность данного типа капитализма

1. Англо-голландский







2. Иберо-итальянский







3. Особый тип







4. Крепостнический тип










  1. Раскройте основное содержание каждой из названных функций денег:






Название функций денег

Содержание каждой функции

1

Мера стоимости




2

Средство обращения




3

Средство платежа




4

Средство накопления




5

Мировые деньги






4. Назовите крупнейшие открытия в области науки и техники, которые обусловили появление совершенно новых тенденций в развитии мирового капиталистического хозяйства на рубеже XIX и XX веков.
5. Найдите отличия в нижеприведенных схемах монополий. Как называется каждая из изображенных монополий?







А





B




C




D















Торгово-

сбытовая

контора



























A




B




C




D



  • Тесты




  1. Выберите правильный ответ:

Огораживание - это:

  1. установление изгороди вокруг своего участка;

  2. ограждение новых пастбищ частоколом;

  3. процесс обезземеливания крестьян.




  1. Найдите правильный ответ:

Промышленный переворот означает:

  1. ускоренное развитие промышленности;

  2. преимущественную занятость населения страны в промышленности;

  3. переход от мануфактурной стадии развития капитализма к машинной (фабричной).




  1. Капитализм в России отличался от капитализма ведущих западных держав тем, что:

  1. именно государство создавало наиболее крупные мануфактуры;

  2. был основан на принудительном труде;

  3. было существенное отставание в уровне техники и технологии.


4. При переходе от натурального хозяйства к рыночному прямой продуктообмен (бартер) уступил место обмену, совершаемому при посредстве денег, в роли которых выступали определенные товары. Это произошло в связи с тем, что бартер:

  1. был неэффективен из-за высоких издержек по поиску субъектов, готовых к обмену именно на те товары, которые нужны продавцу;

  2. был неудобен;

  3. препятствовал развитию общественного разделения труда;

  4. основывался на совпадениях потребностей в обмениваемых товарах;

  5. имели место все перечисленные выше причины.




  1. Деньги служат:

  1. средством обращения;

  2. средством накопления;

  3. мерой стоимости;

  4. средством платежа;

  5. мировыми деньгами;

  6. все предыдущие ответы неверны;

  7. все предыдущие ответы верны.




  1. Цеховая организация производства была выгодна тем, что она обеспечивала:

  1. защиту интересов членов цеха;

  2. установление стабильности цен;

  3. поиск потребителей цеховой продукции;

  4. рост производительности труда;

  5. подготовку искусных мастеров;

  6. создание многочисленных инструментов, облегчающих ручной труд.

Какие из перечисленных ответов Вы считаете наиболее общими?


  • Вопросы для самоконтроля




  1. Какие изменения произошли в землевладении помещиков и крестьян в период XVI-XX веков в различных странах Европы? (Германия, Англия, Франция).

  2. Что представлял собой прусский путь развития сельского хозяйства?

  3. Какова эволюция помещичьего землевладения в России в названный период?

  4. Какие особенности имела цеховая организация промышленности?

  5. Какова роль городов в организации ремесла и торговли?

  6. Чем отличается товарное хозяйство от натурального?

  7. Какие Вам известны типы товарного хозяйства?

  8. Что представляют собой типы развития капитализма в XVII веке? Какие страны относят к каждому типу?

  9. В чем своеобразие формирования капиталистических отношений в Японии по сравнению с европейскими странами?

  10. Почему американский капитализм сформировался в более короткие сроки, чем европейский?

  11. Что мы понимаем под интернационализацией хозяйственных связей?

  12. Каковы показатели концентрации производства и капитала?

  13. Какие Вам известны формы монополий?

  14. Как Вы объясните необходимость регулирования экономики в XX веке?



Тема 4. Государственный социализм в странах Восточной Европы





  • Учебные цели




  1. Показать причины возникновения государственного социализма в Восточной Европе.

  2. Рассмотреть истоки кризиса хозяйственной системы государственного социализма.

  3. Дать анализ экономических реформ в странах Восточного блока и в Китае.

  4. Разобраться в причинах незавершенности экономических реформ в Советском Союзе.




  • Новые понятия


Государственный социализм;

демонтаж административно-командной системы;

нормативно-чистая продукция;

шоковая терапия.


  • Упражнения




  1. Перечислите причины возникновения государственного социализма в Восточной Европе.




  1. Заполните таблицу «Признаки кризиса государственного социализма в странах Восточного блока».




№ п/п

Виды кризисов

Содержание каждого из видов кризиса

1

В области экономики



2

В области политики



3

В области идеологии





  1. Допишите определение:


Шоковая терапия – это ………………………….
4.Раскройте содержание каждого из направлений реформирования экономики СССР в 60-70 годы XX в.





Совершенствование












управления




планирования




экономического стимулирования




  • Тесты:




  1. Найдите правильный ответ:

Либерализация цен – это:

  1. повышение цен;

  2. регулирование цен на основные товары и услуги;

  3. установление цен на базе спроса и предложения.




  1. Реформы в странах Восточного блока включали в себя:

  1. приватизацию;

  2. развитие предпринимательства;

  3. создание среднего класса;

  4. создание условий для конкуренции;

  5. демонополизацию;

  6. либерализацию внешнеэкономической деятельности.

Найдите наиболее общие ответы.


  1. Неудачи экономических реформ в России в 60-90–х годах XX века были обусловлены:

  1. недостаточной четкостью программ;

  2. сопротивлением партийно-хозяйственной элиты;

  3. непоследовательностью в проведении реформ;

  4. отсутствием необходимой правовой базы;

  5. неготовностью общества к реформам;

  6. отсутствием политического согласия в обществе;

  7. все ответы неверны;

  8. все ответы верны.




  • Вопросы для самоконтроля


1. Почему в Восточной Европе 40-х годов возник государственный социализм?

2. В чем причины кризиса хозяйственной системы государственного социализма? Какие признаки кризиса Вы можете назвать?

  1. Какие страны первыми встали на путь реформирования экономики? Почему?

  2. Что такое демонтаж административно-командной системы?

  3. Каковы главные цели реформирования экономики в России?

  4. Что такое шоковая терапия?

  5. Чем отличается подход к экономическим реформам в России в 60-70-е годы и 80-90-е годы XX века?

  6. Почему в настоящее время все чаще говорят о неудачах реформы экономики России? Каковы причины этих неудач, по Вашему мнению?

  7. Каковы этапы реформ в Китае?


Тема 5. Развитие экономики России в 19-20 вв.


  • Учебные цели




  1. Дать характеристику состояния экономики России накануне отмены крепостного права.

  2. Раскрыть достоинства и недостатки крестьянской реформы 1861 г.

  3. Показать заслуги С.Ю.Витте в финансовой стабилизации страны.

  4. Обосновать противоречивый характер экономических реформ П.А.Столыпина.

  5. Рассмотреть особенности российской экономики в период военного коммунизма и НЭПа.

  6. Дать понятия о целях, условиях и результатах индустриализации, коллективизации и кооперирования в России.

  7. Показать особенности развития экономики страны в годы Великой Отечественной войны и первые послевоенные годы.

  8. Охарактеризовать современное состояние экономики России.




  • Новые понятия


Продразверстка;

продналог;

военный коммунизм;

НЭП;

финансовая стабилизация.


  • Упражнения




  1. Назовите признаки роста промышленности России в годы перед реформой 1861 года.

  2. Перечислите основные положения реформы 1861 года.

  3. Раскройте содержание каждого из элементов программы реформы А.П.Столыпина.


Основные элементы программы реформы


Содержание

1. Деятельность Крестьянского банка.




2. Разрушение общины и развитие частной собственности




3. Переселение в Сибирь




4. Развитие кооперативов и агрокультурных мероприятий







  1. Политика военного коммунизма включала в себя меры (назовите их и поясните).

5. Из перечисленных ниже мероприятий отнесите часть из них к политике военного коммунизма, а часть – к политике НЭПа. Заполните в соответствии с этим таблицу:


Военный коммунизм

НЭП









  1. абсолютная централизация управления промышленности;

  2. введение продразверстки;

  3. введение продналога;

  4. нормирование потребления промышленных и продовольственных товаров;

  5. отмена частной торговли и денег;

  6. разрешение мелких частных предприятий;

  7. натурализация заработной платы;

  8. увеличение производства товаров первой необходимости для села;

  9. милитаризация труда;

  10. разрешение частной торговли и денег.




  • Тесты


1. Признаки роста промышленности в России перед реформой крепостного права выражались в следующем:

  1. рост числа промышленных предприятий;

  2. рост количества наемных рабочих на предприятиях;

  3. переход от мануфактур к фабрикам;

  4. внедрение паровых машин и пудлинговых печей;

  5. рост количества машиностроительных заводов;

  6. техническое перевооружение горной промышленности;

  7. быстрый рост сахарной промышленности;

  8. широкое развитие мелкой крестьянской торговли.

Какие из перечисленных признаков относятся к промышленному перевороту, а какие – к поступательному развитию научно-технического прогресса?
2. Крестьянская реформа 1861 г. обеспечивала:

  1. личную свободу всех крестьян;

  2. личную свободу дворовых и приписанных к заводам;

  3. отмену барщины;

  4. сокращение барщины;

  5. уничтожение подводной повинности (от слова «подвода»);

  6. надел крестьян землей без выкупа;

  7. выкуп крестьянами земли у помещиков.

Выберите несколько правильных ответов.
3. Введенная после Октябрьской революции «продовольственная диктатура» означала:

  1. запрещение частной торговли хлебом;

  2. отмену частной торговли;

  3. отмену денег;

  4. натурализацию зарплаты;

  5. нормирование потребления продовольствия;

  6. все ответы неверны;

  7. все ответы верны.

Выберите ответ.


  • Вопросы для самоконтроля




  1. Каковы предпосылки для проведения в России аграрной реформы?

  2. Какие особенности аграрной реформы 1861 г. Вы можете назвать?

  3. Почему мы говорим о противоречивом характере крестьянской реформы?

  4. Какие Вам известны другие преобразования в России в 1860-1870-х годах, кроме крестьянской реформы?

  5. Почему реформы Александра II получили название «Великих реформ»?

  6. Какие Вы можете назвать особенности развития экономики России в послереформенные годы? Почему такое важное значение имело развитие железнодорожного транспорта?

  7. В чем выразилась финансовая стабилизация страны в связи с реформами С.Ю.Витте?

  8. Можете ли Вы назвать крупнейшие монополии в экономике России в конце XIX – начале XX века?

  9. Каково содержание Манифеста «Об усовершенствовании государственной власти» 1905 года?

  10. Почему столыпинские реформы были встречены оппозицией враждебно?

  11. Как вы оцениваете результаты столыпинской аграрной реформы?

  12. Какие Вам известны показатели экономического подъема в России в 1909-1913 годах?

  13. Насколько, по Вашему мнению, был правомерен переход от экономики военного коммунизма к экономике НЭПа в России?

  14. Как повлияли крестьянские выступления и Кронштадский мятеж на экономическую политику правительства?

  15. Как проходило в России в 20-х годах XX века возрождение кредитной и банковской системы?

  16. Что такое командная экономика? Каковы причины ее реформирования?

  17. Какие Вы знаете основные этапы коллективизации сельского хозяйства?

  18. Какие Вам известны источники средств для индустриализации страны? В чем отличия в проведении российской индустриализации от ее проведения в ведущих западных странах?

  19. Как происходил переход советской экономики на военные рельсы в первые месяцы войны?

  20. Каковы основные итоги войны для советской экономики?

  21. В чем причина необходимости глубоких социально-экономических перемен в середине 1950-х годов и в 60-е годы?


ДЛЯ ЗАМЕТОК



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Практикум история экономики iconЭкономики и менеджмента
Настоящая программа ориентирована на подготовку аспирантов и соискателей ученой степени кандидата экономических наук к экзамену по...
Практикум история экономики iconУчебно-методический комплекс учебной дисциплины «история экономики и экономических учений»
Учебная программа дисциплины «История экономики и экономических учений» разработана для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент...
Практикум история экономики iconУчебно-методический комплекс по дисциплине гсэ. В этническая история россии
Хацевич р. В., к ф н., доцент, декан факультета менеджмента Мурманского института экономики спб академии управления и экономики
Практикум история экономики iconРабочая учебная программа по дисциплине «История мировой экономики»...
История мировой экономики [Текст]: рабочая учебная программа. Тюмень: гаоу впо то «тгамэуп». 2013. – 42с
Практикум история экономики iconРабочая программа Общепсихологический практикум Направление подготовки 030300 «Психология»
Ноу впо «санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права»
Практикум история экономики iconПрограмма по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета
Программа по дисциплине «История экономики» для студентов экономического факультета по специальности 060500 «Бухгалтерский учет,...
Практикум история экономики iconСуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие
Источник (фрагмент) : СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие. М.: Финансы и статистика, 2002....
Практикум история экономики iconСуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие
Источник (фрагмент) : СуринА. И. История экономики и экономических учений: Учебно-метод пособие. М.: Финансы и статистика, 2002....
Практикум история экономики iconУчебно-методический комплекс практикум по социально-психологическому...
Филиал ноу впо "санкт-петербургский институт внешнеэкономических связей, экономики и права"
Практикум история экономики iconКафедра экономической теории
История экономики. Методические указания для самостоятельной работы и выполнения контрольных работ студентов заочного отделения Института...
Практикум история экономики icon«История развития экономики в Кузбассе»
Конкурс по экономике «Экономическое путешествие» (далее – Конкурс) организуется и проводится Кемеровским филиалом Московского государственного...
Практикум история экономики iconПрактикум по курсу "Коммерческое право" Казань
Практикум рассмотрен и рекомендован к изданию кафедрой гражданского права и процесса кгу
Практикум история экономики iconПрактикум по бизнес-планированию. 3 кредита (ест) Подготовка специалиста,...
Лукашов Николай Владимирович, к э н., доцент кафедры экономики исследований и разработок экономического факультета Санкт-Петербургского...
Практикум история экономики iconРоссийской Федерации Министерство образования Российской Федерации...
История России” и “История политических учений”. Знания по курсу “История России” необходимы для компаративного анализа материалы...
Практикум история экономики iconПрограмма наименование дисциплины История экономики Направление подготовки
Целью настоящей дисциплины является изучение исторического процесса становления и развития общественного производства, закономерностей...
Практикум история экономики iconОглавление общие положения
«Высшая школа экономики» и «Положения об организации и проведении практики студентов в Национальном исследовательском университете...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск