МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Алтайский государственный университет»
Рубцовский институт (филиал)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО ДИСЦИПЛИНЕ ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА
Специальность - 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит
Форма обучения – очная, заочная, очно- заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО формы обучения
Кафедра – «Экономика»
Рубцовск - 2011
При разработке учебно-методического комплекса в основу положены: 1) ГОС ВПО по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., 181 эк/сп 2) Учебный план по специальности 080109.65 Бухгалтерский учет, анализ и аудит, утвержденный решением Ученого совета РИ (филиала) АлтГУ от «23» мая 2011г., протокол №12 Учебно –методический комплекс одобрен на заседании кафедры «Экономика» от «22» июня 2011 г., протокол №11
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
| 4
| 1.1 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
| 4
| 1.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
| 5
| 1.3. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ (ДИДАКТИЧЕСКИЕ ЕДИНИЦЫ)
| 8
| 1.4. СОДЕРЖАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ (СЕМИНАРОВ)
| 10
| 2. МАТЕРИАЛЫ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ И ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ
| 19
| 2.1 МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОЙ РАБОТЫ
| 19
| 2.2. ПРИМЕРНЫЕ ЗАДАНИЯ К ПРОМЕЖУТОЧНОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ
| 21
| 2.3. ПРИМЕРНЫЕ ВОПРОСЫ К ИТОГОВОМУ КОНТРОЛЮ ЗНАНИЙ
| 24
| 3. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСВОЕНИЮ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА»
| 26
| 4. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА
| 34
| 5. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
| 36
| 6. ГЛОССАРИЙ
| 38
|
1. ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ «ТЕОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА» 1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Современные процессы становления и развития рыночной экономики в России обусловили актуализацию широкого спектра проблем, требующих практического решения и соответствующего теоретико-методологического обеспечения.
Достижение макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста напрямую зависит от эффективности финансово-хозяйственной деятельности и стратегической устойчивости отдельных организаций. Высокий динамизм бизнес-среды и условия жесткой рыночной конкуренции предопределяют необходимость использования экономического анализа в процессе принятия управленческих решений.
Дисциплина «Теория экономического анализа» является одной из дисциплин федерального компонента. Она изучает роль и значение экономического анализа в системе управления организацией, его методы и методологию, типологию видов экономического анализа, его информационное обеспечение.
Цели освоения дисциплины:
«Теория экономического анализа» - получение представления об экономическом анализе, осмысление и понимание основных методов и методик экономического анализа, и их применение на разных стадиях процесса разработки и принятия управленческих решений.
Задачи дисциплины:
- Рассмотреть роль и значение экономического анализа в системе управления организацией;
–изучить основные методы и методические приемы экономического анализа;
– рассмотреть типологию видов экономического анализа;
–научиться выявлять резервы повышения эффективности деятельности организации;
-изучить информационное обеспечение анализа;
–научиться интерпретировать результаты анализа и давать рекомендации по улучшению состояния организации.
Дисциплина «Теория экономического анализа» относится к федеральному компоненту ОПД.Ф.13.
Перечень дисциплин, усвоение которых студентами необходимо для изучения данного курса: «Философия», «Экономическая теория», «Экономика организаций (предприятий)», «Статистика».
Программа предусматривает различные формы работы со студентами: проведение лекционных и практических занятий, в качестве промежуточного контроля знаний проведение компьютерного тестирования в системе Tesa.
1.2 ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
(распределение часов курса по разделам и видам работ)
Очная форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1 (60 баллов)
| 1. Экономический анализ в системе управления организацией
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 2. Методология и методика экономического анализа деятельности предприятий
| 28
| 12
| 4
| -
| 12
| 3. Типология видов экономического анализа
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 2
(20 баллов)
| 4. Система комплексного экономического анализа
| 18
| 6
| 4
| -
| 8
| 5. Классификация и принципы поиска резервов
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
(20 баллов)
| 6. Функционально-стоимостной анализ
| 8
| 2
| 2
| -
| 4
| 7. Информационное обеспечение экономического анализа
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| 8. История и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Экзамен – 40 баллов
| Итого часов
| 100
| 30
| 20
| -
| 50
|
Заочная, заочная (сокращенная) на базе ВПО формы обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Экономический анализ в системе управления организацией
| 9
| 1
| -
| -
| 8
| 2. Методология и методика экономического анализа деятельности предприятий
| 27
| 1
| 2
| -
| 24
| 3. Типология видов экономического анализа
| 8
| -
| -
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 2
| 4. Система комплексного экономического анализа
| 16
| 2
| 2
| -
| 12
| 5. Классификация и принципы поиска резервов
| 16
| 2
| 2
| -
| 12
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
| 6. Функционально-стоимостной анализ
| 8
| -
| -
| -
| 8
| 7. Информационное обеспечение экономического анализа
| 8
| -
| -
| -
| 8
| 8. История и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий
| 8
| -
| -
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 6
| 6
| -
| 88
|
Очно-заочная (вечерняя) сокращенная на базе СПО форма обучения
Дидактические единицы (ДЕ)
| Наименование тем
| Максимальная нагрузка студентов, час.
| Количество аудиторных часов при очно-заочной форме обучения
| Самостоятельная работа студентов, час.
| Лекции
| Семинары
| Лабораторные работы
|
| 1
| 2
| 3
| 4
| 5
| 6
| 7
| ДЕ 1
| 1. Экономический анализ в системе управления организацией
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| 2. Методология и методика экономического анализа деятельности предприятий
| 24
| 4
| 2
| -
| 16
| 3. Типология видов экономического анализа
| 10
| 2
| 2
| -
| 6
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 2
| 4. Система комплексного экономического анализа
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| 5. Классификация и принципы поиска резервов
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| Контрольная работа
| ДЕ 3
| 6. Функционально-стоимостной анализ
| 12
| 2
| 2
| -
| 8
| 7. Информационное обеспечение экономического анализа
| 10
| 2
| 2
| -
| 8
| 8. История развития и перспективы экономического анализа деятельности предприятий
| 8
| -
| -
| -
| 8
| Промежуточный контроль
| Тестирование
| Итоговый контроль
| Экзамен
| Итого часов
| 100
| 16
| 14
| -
| 70
| 1.3 СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Содержание ГОС по дисциплине «Теория экономического анализа»
Научные основы экономического анализа; место его в системе экономической науки; роль экономического анализа в информационном обеспечении управления; экономический анализ и его связь с контролем; методология и методика экономического анализа деятельности предприятий; предмет экономического анализа; методы экономического анализа, их состав, взаимосвязь, последовательность применения; экономико-математические методы (ЭММ) анализа хозяйственной деятельности; применение ЭММ в решении типовых аналитических задач; информационное обеспечение экономического анализа; система комплексного экономического анализа и поиска резервов повышения эффективности хозяйственной деятельности; виды резервов, их классификация, комплексная оценка резервов производства; экстенсивные и интенсивные факторы роста производства; методология комплексного анализа основных показателей хозяйственной деятельности; основные концепции анализа; история и перспективы развития экономического анализа деятельности предприятий в условиях укрепления рыночных отношений и реформирования бухгалтерского учета. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
(дидактические единицы)
ДЕ 1 Теоретические и методологические аспекты экономического анализа
|