Скачать 166.95 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ. ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Южно – Российский государственный технический университет (Новочеркасский политехнический институт) «УТВЕРЖДАЮ» Проректор по УВР ________________ Разоренов Ю.И. «_____»_________2009г. . ПРОГРАММА повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по приоритетному направлению «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса и других сфер, относящихся к национальным интересам России» Направление: «Проблемы инженерного образования» ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И ПРАКТИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ.
Новочеркасск 2009 г. 1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ. ЦЕЛЬ: формирование у слушателей знаний и навыков разработки и внедрения в педагогическую практику системы интеграции гуманитарного, естественнонаучного и профессионального знания, обеспечивающей подготовку специалистов – инженеров обладающих системными знаниями, являющихся конкурентоспособными на рынке труда, способными к инновационной деятельности. ЗАДАЧИ:
2. ПЕРЕЧЕНЬ ДИСЦИПЛИН И РАЗДЕЛЫ. (НАИМЕНОВАНИЯ ТЕМ) 2.1 Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания как инновационная технология организации единого образовательного пространства 2.1.1 Предметно – блочная система обучения и ее недостатки. Многомерность понятий переходящих из одной дисциплины в другую. Междисциплинарные связи как инструмент интеграции, их типология. 2.1.2 Интеграция и системный подход в развитии современной науки. Дифференциация и интеграция – две стороны научного познания. Синергетический подход и системный анализ в современном образовании. Интегративный тип познания. 2.1.3 Интеграция как инновационная педагогическая технология проектирования содержания дисциплины и организации единого образовательного пространства. Междисциплинарность технической и гуманитарной подготовки как системообразующий фактор. 2.2 Модель интегрированной системы обучения и ее преимущества. 2.2.1 Первый уровень интеграции – междисциплинарные связи внутри одного предмета. Второй уровень интеграции – интегрированные курсы и интегрированные модули. Модель интегрированной системы обучения. 2.2.2 Синтетические курсы («Культурология», «Безопасность жизнедеятельности»). Интегрированные модули курсов («Иностранный язык», «Философия», «Введение в специальность»). Интегрированные курсы. 2.2.3 Результаты и преимущества интеграции. Система интегрированных курсов и пути актуализации инженерного знания. 2.3 Характеристика интегрированных курсов. 2.3.1 Характеристика синтетического курса на примере дисциплины «Культурология». Характеристика интегрированных модулей на примере курсов «Введение в специальность» и «Иностранный язык». Характеристика интегрированного курса «Человек в социокультурном пространстве современной цивилизации». 2.3.2 Процессуальные аспекты проведения семинаров и практических занятий по проблемному интегрированному курсу. Технология разработки и реализации итогового междисциплинарного, выпускающего курса по специальности. Государственный экзамен и дипломное проектирование. 2.3.3 Интеграционные процессы в образовании и педагогическая переподготовка преподавателей высшей школы. 2.4 Роль фундаментальных наук в научно – техническом прогрессе (НТП), в преобразовании ресурсно – сырьевой экономики страны в инновационную. 2.4.1 Исторические и новейшие аспекты взаимосвязей фундаментальной науки и производства. 2.4.2 Роль современной фундаментальной науки в адаптации НТП к требованиям устойчивого существования человека на Земле. 2.5 Фундаментализация как основа развития современного высшего технического образования и как методологический инструмент формирования общих и профессиональных компетенций бакалавра, специалиста, магистра. 2.5.1 Фундаментализация – составляющая новой образовательной парадигмы. 2.5.2 Целостная устойчивая система фундаментализации высшего технического образования на современном этапе его развития. 2.6 Критерии и особенности целостной устойчивой системы интеграции образования, науки и практической деятельности в типичном техническом университете. 2.6.1 Интеграция образования, науки и производственной деятельности - основа перевода ресурсно – сырьевой экономики страны на инновационную. 2.6.2 Критерии и особенности системы интеграции образования, науки и инновационной практической деятельности в техническом университете. 2.7 Проблемы организации научно-инновационной деятельности в современных условиях. 2.7.1 Теоретические аспекты организации научно-инновационной деятельности 2.7.2 Проблемы становления научно-инновационной деятельности в условиях транзитивной (переходной) экономики. 2.7.3 Мировые тенденции развития инновационной деятельности. 2.7.4 Перспективы развития инновационной деятельности с учетом стартовых условий в России и общемировых тенденций. 2.2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ВРЕМЕНИ ПО ТЕМАМ.
2.3. ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ.
2.4. ТЕМАТИКА И ФОРМЫ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЫ. Основными формами индивидуальной работы с преподавателями является консультирование по вопросам подготовки к практическим занятиям и выполнению итоговых аттестационных работ. Тематика индивидуальной работы:
2.5. ТЕМАТИКА ИТОГОВЫХ РАБОТ. 1. Интегрированная система обучения – путь формирования единого образовательного пространства и системного знания как личностного знания. 2. Методологические основы интеграционных процессов в образовании. 3. Интегрированная система обучения как инновационная технология формирования профессиональных и социальных компетенций специалиста. 4. Структурирование содержания дисциплин одного блока (базис, тезаурус, логический конструкт) для внедрения межпредметных связей. 5. Интегрированные модули в дисциплинах. Создание интегрированного модуля в личной педагогической практике. 6. Гуманитаризация и фундаментализация инженерного образования как механизм интеграции. 7.Содержательные и процессуальные характеристики интегрированных курсов. 8.. Система интегрированного обучения как путь актуализации знаний и формирования целостной личности. 9. Синергетический подход и системный анализ в современном образовании. 10. Воспитательный аспект интегрированной системы обучения. 11. Внутренние и внешние движущие силы производства. 12. Эволюция вклада фундаментальной науки в НТП. 13. Общие фундаментальные основы производства. 14. Сравнительный анализ развития производства и эволюции природы. 15. Современные проявления фундаментальной науки как движущей силы производства. 16. Роль фундаментальных наук в области профессиональных интересов слушателя (тему работы формулирует слушатель). 17. Пути перехода от от поддерживающего обучения к опережающему образованию. 18. Инженерная деятельность в контексте реальности. 19. Роль фундаментальных наук и дисциплин в развитии профессионального мышления. 20. Роль фундаментальных наук и дисциплин в развитии общих и профессиональных компетенций. 21. Роль фундаментальных наук и дисциплин в формировании способности специалиста оперативно выявлять и использовать профессионально значимую составляющую достижений современной науки. 22. Роль фундаментальных наук и дисциплин в развитии мышления на языке моделей. 23. Роль фундаментальной науки в подготовке специалистов в области профессиональных интересов слушателя. 24. Роль фундаментальных наук в процессе интеграции образования, науки и производства. 25. Критерии и особенности системы интеграции образования, науки и инновационной практической деятельности в техническом вузе. 26. Общемировые тенденции развития инновационной деятельности. 27. Коммерциализация научно-технических разработок и трансфер технологий. 28. Проблемы государственного регулирования инновационной деятельности. 29. Нормативно - правовое обеспечение инновационной деятельности в Южном федеральном округе. 3. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ. 3.1. Основная литература. 1. Буланова – Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д., Сучков Г.В. Педагогика и психология высшей школы (учебное пособие, 3 – издание исправленное и дополненное). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 512 с. 2. Шукшунов В.Е., Буланова – Топоркова М.В., Сучков Г.В. Интеграция гуманитарного, естественнонаучного и инженерного знания. Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ) «Набла», 2002, 60 с. 3. Буланова –Топоркова М.В., Столяренко Л.Д. Введение в специальность (для электромеханических специальностей. Новочеркасск, 2002. 4. Лозовский В.Н. Введение в специальность (для электромеханических специальностей). Новочеркасск. 2002. 5. Кукушин В.С., Духавнева А.В., Буланова-Топоркова М.В., Сучков Г.В. Педагогические технологии (учебное пособие, 3-е издание исправленное и дополненное). Москва: ИКЦ «марТ»; Ростов-на-Дону:Изд. центр "Март", 2006.- 336 с. 6. Лозовский В.Н., Лозовский С.В., Шукшунов В.Е. Фундаментализация высшего технического образования: цели, идеи, практика. Учебное пособие – СПб.: Лань, 2006 – 128 с. 7. Управление инновациями. Опыт ведущих компаний: Пер. с англ. – М.: ООО «И.Д. Вильямс», 2007. – 304 с. 8. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент. Учебник. 4-е изд. – СПб.: Питер, 2004. – 400 с. 9. Проектирование и моделирование промышленных изделий: Учебн. для вузов / С.А. Васин, А.Ю. Талащук, В.Г. Бандорин, Ю.А. Грабовенко, Л.А. Морозова, В.А. Редько; под ред. С.А. Васина, А.Ю. Талащука. – М.: Машиностроение-1, 2004 – 692 с. 10. Шукшунов В.Е. Инновационная деятельность университетов России в научно-технической и образовательной сферах. – М.: МАН ВШ, Ассоциация «Технопарк», 2005. – 89 с. 11. Шукшунов В.Е. Коммерциализация интеллектуальной собственности и трансферт технологий. Основы создания центров коммерциализации и трансферта технологий. – М.: Ассоциация «Технопарк», 2005. – 31 с. 12. Шукшунов В.Е., Павленко А.В., Нырков Е.А. Концептуальные основы построения инновационной системы высшей школы / Юж.-Рос. гос. техн. ун-т. – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. – 46 с. 3.2. Дополнительная литература. 1. Буланова – Топоркова М.В. Акмеологический подход в обучении как основа профессиональной и творческой самореализации будущих специалистов// Инновационные аспекты учебного и воспитательного процессов в технических вузах: Материалы науч. – метод. Семинара вузов Северного Кавказа, 14 – 15 окт. 1999 г.: ЮРГТУ (НПИ), 1999.- С.159 – 162. 2. Буланова – Топоркова М.В., Шукшунов В.Е. Роль интегрированных курсов в формировании личностных качеств студентов // Проблемы интеграции гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в техническом образовании тез. докл. регион. науч. – метод. конференции – Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2001, - С.7 – 12. 3. Шукшунов В.Е. Фундаментализация и гуманитаризация – основа университетского технического образования в России // VI Академ. чтения МАН ВШ, Новочеркасск, 21 – 23 июня 2000 г. – Новочеркасск, 2000 – 20 с. 4. Шукшунов В.Е., Взятышев В.Ф., Романкова Л.И. Инновационное образование: идеи, принципы, модели. М.: МАН ВШ, 1996. 66 с. 5. Лозовский В.Н., Шукшунов В.Е., Сысоев Н.И. Фундаментализация высшего технического образования. Прикладные аспекты. Новочеркасск: УПЦ «Набла» ЮРГТУ (НПИ), 2002. 36 с. 6. Шукшунов В.Е., Лозовский В.Н. Фундаментальные основы инженерного образования в XXI веке. М.: Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2003. 28 с. 7. Шукшунов В.Е. Фундаментализация высшего технического образования. М.: АН ВШ РФ, 2000. 24 с. 8. Шукшунов В.Е., Лозовский В.Н. Миссии университетов в XXI веке и фундаментальные основы инженерного образования. Научная мысль Кавказа. 2004. №3 (39). С. 70 – 78. 9. Шукшунов В.Е., Лозовский В.Н., Буланова – Топоркова М.В., Сучков Г.В. Концепция университетского технического образования. М.: Новочеркасск: ЮРГТУ (НПИ), 2004. 28 с. 10. Брайан Твисс. Управление научно-техническими нововведениями: Сокр. пер. с англ./ Авт. предисл. и науч. ред. К.Ф. Пузыня. – М.: Экономика, 1989. – 271 с. 11. Джонс Дж. К. Методы проектирования: Пер. с англ. – 2-е изд., доп. – М.: Мир, 1986. – 326 с. 12. Хилл П. Наука и искусство проектирования. Методы проектирования, научное обоснование решений. – М.: «Мир», 1970. – 263 с. 13. Мишин С.А. Проектный бизнес: адаптированная модель для России. М.:. АСТ, 2006. – 428 с. 3.3. Пособия и методические указания. 1. Буланова – Топоркова М.В., Духавнева А.В., Столяренко Л.Д., Сучков Г.В. Педагогика и психология высшей школы (учебное пособие, 3 – издание исправленное и дополненное). Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.- 512 с. 2. Кукушин В.С., Духавнева А.В., Буланова-Топоркова М.В., Сучков Г.В. Педагогические технологии (учебное пособие, 3-е издание исправленное и дополненное). Москва: ИКЦ «марТ»; Ростов-на-Дону:Изд. центр "Март", 2006.- 336 с. 3. Лозовский В.Н., Лозовский С.В., Шукшунов В.Е. Фундаментализация высшего технического образования: цели, идеи, практика. Учебное пособие – СПб.: Лань, 2006 – 128 с. Программу составили: Буланова – Топоркова Мария Валерьяновна, к. филол. н., профессор; Лозовский Владимир Николаевич, д.т.н., профессор; Ткачев Александр Николаевич, д.т.н., профессор. «_____»_________2009 г. |
Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Педагогическое знание и мастерство играет основополагающую роль в воспитании и развитии обучаемых | ||
Программа краткосрочного повышения квалификации преподавателей и... Целью изучения курса является получение новых фундаментальных знаний и практических навыков в области физики и химии органических... | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Знакомит слушателей с современными способами повышения эффективности учебного процесса и обеспечения качества образования | ||
Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Энергообеспечение сельскохозяйственных потребителей с использованием возобновляемых источников энергии | Курсы повышения квалификации профессорско-преподавательского состава по программе «Реализация и оценка качества освоения основных образовательных программ в соответствии с требованиями фгос с использованием информационных... | ||
Программа курса повышения квалификации профессорско-преподавательского... Большая часть пользователей не успевают за этим развитием технологий. Новые технологии – новые правила обработки и соответственно... | Программа повышения квалификации педагогических работников по приоритетному... «Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Педагогика и психология» по программе «Профессиональная этика» | ||
Гоу впо «южно-уральский государственный университет» «Проблемы подготовки кадров по приоритетным направлениям науки, техники, критическим технологиям, сервиса» | Положение о расчете штатного расписания профессорско-преподавательского... Методика расчета штатного расписания профессорско-преподавательского состава кафедр университета | ||
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный... Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального... | Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный... Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального... | ||
Федеральное агентство по образованию гоу впо «московский государственный... Повышение квалификации профессорско-преподавательского состава в 2008 г государственных вузов, находящихся в ведении Федерального... | График проведения курсов повышения квалификации профессорско-преподавательского... Современные технологии кормления сельскохозяйственных животных: библиографический указатель за 2008 – 2012 г г./ Библиотека Курской... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Руководство предназначено для заведующих и профессорско-преподавательского состава профилирующих кафедр Академии, руководителей выпускных... | Виктор Медиков Тайны правителей мира Издание четвёртое Москва 2007 Книга предназначена для профессорско-преподавательского состава, студентов и слушателей повышения квалификации магму, других академий... |