Скачать 198.48 Kb.
|
Некоммерческая организация «Ассоциация московских вузов» Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования Московский государственный индустриальный университет ГОУ ВПО МГИУ Научно-образовательный материал «Программа повышения квалификации по приоритетному направлению «Педагогика и психология» по программе «Профессиональная этика» Состав научно-образовательного коллектива: Руденко И.Б., к.т.н. Лукьянова Н.В., к.т.н. Москва 2010 г. ПРОГРАММА повышения квалификации педагогических работников по приоритетному направлению «Педагогика и психология» по программе «Профессиональная этика» ОБЪЁМ УЧЕБНОЙ НАГРУЗКИ И ВИДЫ ОТЧЁТНОСТИ
1. Цели и задачи программы1.1. Цели программыОсновной целью программы является формирование дополнительных профессиональных компетенций педагога. Программа посвящена раскрытию основных направлений нравственных представлений о профессиональной деятельности педагога профобучения, анализу центральных понятий морального сознания, рассмотрению взаимоотношений морали с другими компонентами социальной этики. 1.2. Задачи программы
2. Требования к уровню освоения программыВ результате изучения программы слушатели должны знать:-свод норм, правил принципов, которыми должен руководствоваться каждый человек в своем поведении, в условиях учебного процесса в профессиональной деятельности и социальной жизни; - основы морально-нравственных отношений в образовательной системе преподаватель – студент. В результате изучения программы слушатели должны уметь:-оценивать состояние социально-психологических проблем возникающих в профессионально-педагогической деятельности; -способствовать созданию в профессионально-педагогической деятельности высокого уровня морально-нравственной атмосферы; - понимать значимость и уметь защищать нравственные ценности современного монокультурного сообщества. Цель и задачи реализуются в содержании лекционного курса, содержании и формах практической и самостоятельной работы слушателей. Методологическим ориентиром, без которого обращение к истории и теории профессиональной этики вряд ли будет плодотворным, являются следующие принципы: - конкретно-исторического подхода, фиксирующий этические взгляды, феномен профессиональной этики и профессионально-нравственную сферу в контексте эпохи; - развития, рассматривающий генезис профессиональной морали, нравственности и этических воззрений, преемственность этапов их развития, взаимосвязь с другими формами общественного бытия и сознания; - аксиологический, предполагающий формирование системы ценностей специалиста, нравственную оценку профессиональной деятельности исходя из традиционных ценностей национальной культуры и менталитета; - деятельностный, являющийся методологической основой для выявления специфики профессиональной морали и нравственности; - междисциплинарных связей, заключающийся в использовании, углублении этических знаний, полученных студентами при изучении дисциплин гуманитарного цикла; - профессиональной детерминации, позволяющий определить особенности профессиональной этики, исходя из специфики будущей профессиональной деятельности специалиста. Логика курса основана на обще методических требованиях организации учебного материала. Последовательность тем определяется движением от абстрактного к конкретному, от общего к частному. Категориальный аппарат курса формируется на основе тех же методических требований. 3. Виды учебных занятий по программе и их объёмы (в часах)
4. Содержание программы4.1. Тематическое содержание программыТема 1. Профессиональная этика, ее предмет, функции и место в структуре этического знания. Предмет этики, ее функции и роль в обществе. Основные категории этики, их многоаспектность. Предмет профессиональной этики как конкретизация предметной сферы этического знания. Место профессиональной этики в структуре этического знания. Особенности профессиональной этики. Профессиональная этика как способ институционализации профессиональной морали. Этические требования к нормам профессиональной регламентации. Функции профессиональной этики: гносеологическая, мировоззренческая, аксиологическая, воспитательная. Заслуга Э. Дюркгейма в выделении профессиональной этики в качестве самостоятельной отрасли этического знания. Тема 2. Основные категории этики как науки. Конструктивная этика. Общие моральные понятия: долг, совесть, добро и зло. Социальная сущность, назначение и функции морали. Общая структура морали и её основные элементы. Христианская мораль. Свобода выбора и ответственность. Моральная ответственность. Исполнительская и функциональная моральная ответственность. Моральное сознание. Конструктивная (созидательная) этика в монокультурном образовательном пространстве. Тема 3. Профессиональная мораль: сущность, функции, исторический генезис. Деятельностный подход как методологическая основа анализа феномена профессиональной морали. Роль общественного разделения труда в формировании и становлении профессиональной морали. Специфика профессиональной морали. Профессиональная мораль как совокупность требований, регламентирующих сферу профессиональной деятельности. Значение категорий этики в изучении специфики профессиональной морали. Принцип гуманизма основа профессиональной морали. Функции профессиональной морали: регламентирующая, ценностно-ориентационная, воспитательная. Принцип историзма как необходимое условие изучения этапов становления профессиональной морали. Доморальные нормы регуляции трудовой деятельности в первобытном обществе. Тема 4. Нравственная структура личности педагога. Основные элементы нравственной структуры личности профессионала: нравственное сознание, нравственная практика, нравственные отношения. Значение норм, принципов, ценностей профессиональной морали как нравственного компонента рационально-теоретического уровня сознания специалиста. Эмоционально-чувственная сфера: переживание представлений о добре и зле, их субъективное освоение специалистом. Механизм формирования нравственных убеждений специалиста; роль волевой сферы. Нравственное самосознание личности как показатель глубины, целостности, органичности усвоения профессиональной морали. Единство нравственного сознания и нравственной практики специалиста. Специфика нравственного поступка в профессиональной деятельности. Линия поведения специалиста как совокупность и ценностная направленность поступков. Нравственное отношение синтез нравственного сознания и нравственного поведения в сфере профессиональной деятельности. Тема 5. Проблема нравственного выбора в сфере профессиональной деятельности. Понятие нравственного выбора в профессиональной сфере. Диалектика цели и средств. Структура нравственного поступка: мотив намерение цель деяние последствия самооценка. Диалектическая связь элементов нравственного поступка специалиста. Проблема нравственного выбора на стадии профессионального самоопределения личности. Проблема нравственного выбора на стадии профессионального становления. Нравственный конфликт в сфере профессионального долга и способы его разрешения. Факторы нравственно-профессиональной деформации личности. Корпоративная мораль: нравственные и социально-психологические основания. Тема 6. Специфика профессиональной этики педагога профессионального обучения. Профессионально-этический кодекс педагога профессионального обучения: социально значимые цели деятельности; моральные нормы; моральные принципы, ценности; нравственные качества профессионала; сфера действия кодекса. Специфика профессиональной деятельности педагога профессионального обучения. Сопряжение профессионального обучения и профессионально-нравственного воспитания. Нравственные качества педагога профессионального обучения. Функционирование профессионально-педагогической нравственности в системах отношений: -преподаватель - студент; -преподаватель - общество (предприятие, фирма); -преподаватель - педагог. Нравственный выбор педагога: его содержание, детерминация, противоречивый характер. Диалектика цели и средств. Типы отклоняющегося нравственного поведения в профессиональной деятельности педагога: профессионально-групповой эгоизм, корпоративная мораль, своекорыстное использование знаний и власти, противопоставление интересов своей профессиональной группы другим. Опасность деформации профессиональной морали педагога. Принцип гуманизации педагогической деятельности как гарант разрешения проблем профессиональной этики: Нравственное воспитание и самовоспитание педагога профессионального обучения. Основы профессионально-делового этикета педагога профессионального обучения, нравственно-психологическая семантика норм этикета. Нравственная и сегрегативная функции профессионально-делового этикета. Профессионально-деловой этикет как форма проявления содержания нравственной культуры педагога, условие эффективности его профессиональной деятельности. Тема 7. Нравственные отношения между людьми. Дружба и любовь как нравственная проблема. Современная семья. Современные представления о нравственной ценности дружбы. Дружба как отражение практических и эмоциональных функций общения. Моральная и социальная ценность дружбы. Исторический процесс развития отношений дружбы. Сущность дружбы в первобытной культуре как отражение символического породнения, нерасторжимости договорных, ритуальных отношений. Смысл человеческой любви, многообразный мир любви. Любовь как переживание другого человека во всем его своеобразии и неповторимости. Любовь как постижение ценности мира другого человека. Роль семьи в жизни общества и человека. Переплетение хозяйственно-бытовых и духовных функций в современной семье. Различие нравственных доминант семьи и брака. Факторы, дестабилизирующие современную семью и укрепляющие ее. Особенности семейных конфликтов, их отрицательно-нравственный потенциал и правила выхода из конфликтной ситуации. Понятие нравственной сферы семьи, ее значение для воспитания будущего поколения. Нравственные аспекты взаимоотношений отцов и детей , старших и младших; семья и дети; старики в семье. Роль семьи в формировании нравственных основ личности. Семейные традиции и их роль в жизни человека. Национальные семейные традиции. Показатели нравственно-психологического здоровья семьи. Тема 8. Творческое задание. Составление профессионально-этического кодекса педагога профессионального обучения. 4.2. Разделы программы и виды занятий
4.3. Содержание дисциплины по видам занятий4.3.1. Лекции
4.3.2. Практические занятия (семинары)
4.3.3. Самостоятельная работа студентов
5. Учебно-методическое обеспечение программы5.1. Основная литература1. Мишаткина Т.В. Педагогическая этика :учеб.пособие для вузов. - Ростов н/Д: Феникс, 2004 2. Златин П.А. Этика деловых отношений: учеб. пособие для вузов. / Крекова М.М., Соколянский В.В.; под ред. П.А.Златина - М.: ИНФРА-М, 2004 5.2. Дополнительная литература3. А.А. Гусейнов Этика: Учебник. / Р.Г. Апресян Гардарика, 2004 4. Л.А. Попов Десять лекций по этике. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. 2001 5. И.Л. Зеленкова Основы этики. М., 2001 6. И.Л. Зеленкова Этика: тексты, комментарии, иллюстрации. М., 2001 Дополнительные учебно-методические материалы по программе Список вопросов для зачёта по программе
Темы рефератов
ДругоеВопросы для самоконтроля:
|
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников общеобразовательных учреждений, для педагогических работников начального и среднего профессионального... | Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа повышения квалификации профессорско-преподавательского... Педагогическое знание и мастерство играет основополагающую роль в воспитании и развитии обучаемых | На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... По направлению: проектирование содержания образования по специальности (сетевые технологии) | ||
На включение программы повышения квалификации педагогических и руководящих... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений | Факультет повышения квалификации Государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования ( повышения квалификации) специалистов «Кузбасский... | ||
План проспект курсов повышения квалификации педагогических работников... Бурятский республиканский педагогический колледж предлагает слушателям: стационарные курсы и семинары (на базе колледжа), выездные... | «О порядке замещения и увеличения объема работы временно отсутствующих... Рофессионального образования, дополнительные образовательные программы, возникают вопросы, связанные с выполнением учебного плана... | ||
Дополнительного профессионального образования (повышения квалификации)... Повышения квалификации специалистов «пермский областной институт повышения квалификации работников образования» | Список педагогических работников, подлежащих аттестации с целью установления... Уточнение и корректировка распределения нагрузки, расстановка педагогических кадров | ||
Программы повышения квалификации педагогических и руководящих работников... Программа для педагогических работников муниципальных общеобразовательных учреждений Воронежской области | «О порядках и сроках прохождения повышения квалификации и профессиональной... Кировское областное государственное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования | ||
Курсы повышения квалификации для научно педагогических работников... Межвузовского учебно-методического центра 2012 года, провести краткосрочные курсы повышения квалификации для научно – педагогических... | Программа курсов повышения квалификации по теме «Современная сельская... Директор аоу дпо ур «Центр повышения квалификации работников культуры» Удмуртской Республики | ||
Н. К. Смирнов, заведующий кафедрой психолого-педагогических технологий... | Учебно-методический комплекс Курс по выбору “Психология религии” предназначен для подготовки студентов факультета "Педагогика и психология", обучающихся по специальности... |