Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика»





Скачать 126.5 Kb.
НазваниеРабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика»
Дата публикации17.01.2015
Размер126.5 Kb.
ТипРабочая программа
100-bal.ru > Экономика > Рабочая программа
Министерство образования и науки Российской Федерации
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова»
Утверждено

на заседании совета

Экономико-математического факультета

протокол № ____ от «__»________201_ г.

Председатель совета

_____________ Тихомирова Е.И.

Экономико-математический факультет

Кафедра статистики

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКИ

Направление подготовки 080100 «Экономика»
Профиль подготовки «Количественные методы исследования бизнес-процессов»
Квалификация (степень) выпускника Магистр

Москва - 2012
Составитель: д.э.н., Эльдяева Н.А.

Рецензент: Зам. декана факультета информационных технологий Университета российской академии образования, профессор, кандидат экономических наук, В.Д. Антоненко.

Рецензент: профессор кафедры математических методов в экономике ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В.Плеханова», доктор экономических наук, доцент Е.Ю.Дорохина.
В ходе научно-педагогической практики магистрант приобретает навыки и умения, необходимые для: подготовки учебно-методических материалов и учебных планов, преподавания экономических дисциплин, а также проведения самостоятельного научного исследования, анализа различных источников информации, необходимых для осуществления проектно-экономической деятельности.
Рабочая программа составлена на основании ФГОС ВПО по направлению подготовки 080100.68 «Экономика»
Рабочая программа утверждена на заседании кафедры статистики, протокол №8 от «5» декабря 2012 г.
Заведующий кафедрой Хохлова О.А.
Одобрено советом (методической комиссией) экономико-математического факультета, протокол № ___ от «____» ______________2012 г.
Председатель Тихомирова Е.И.

  1. Цель научно-педагогической практики − подготовка магистрантов к научно-педагогической деятельности.




  1. Задачи научно-педагогической практики:

− сформировать умения и навыки разработки учебных планов;

− изучить подходы к планированию программ обучения, проведению семинаров, тренингов и т. п.

− сформировать навыки разработки учебных и методических материалов;
3. Место научно-педагогической практики в структуре ООП:

– практика относится к блоку М3.Научно-исследовательская работа;

– для ее прохождения магистрант должен

  • знатьфедеральные образовательные стандарты;

  • знать современные методы преподавания дисциплин;

  • уметьиспользовать современные технические средства и информационные технологии для решения аналитических задач.

– практика необходима для получения педагогических навыков, а также сбора, анализа и обобщения материалов с их возможным последующим использованием в магистерской диссертации;

– научно-исследовательская практика входит в один блок с научно-исследовательской практикой, научно-исследовательской работой магистрантов и профессиональным семинаром.

В соответствии с учебным планом трудоемкость научно-педагогической практики составляет 3 нед.× 54ч. = 162 час.или 4,5 зачетных единиц.
4. Требования к результатам освоения дисциплины:

Общекультурные компетенции

ОК-1 − способен совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень;

ОК-2 − способен самостоятельно осваивать новых методов исследования, к изменению научного и научно-производственного профиля своей профессиональной деятельности;

ОК-3− способен самостоятельно приобретать (в том числе с помощью информационных технологий) и использовать в практической деятельности новые знания и умения, включая новые области знаний, непосредственно не связанных со сферой деятельности;

ОК-4 − способен принимать организационно-управленческие решения и готов нести за них ответственность, в том числе в нестандартных ситуациях.

ОК-5 – способность свободно пользоваться иностранными языками как средством профессионального общения;

ОК-6 − владеть навыками публичной и научной речи.

Общекультурные компетенции

научно-исследовательская деятельность:

ПК-1 − способен обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований;

ПК-2 − способен обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования;

ПК-3 − способен проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой;

ПК-4 − способен представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада;

проектно-экономическая деятельность:

ПК-5 − способен самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ;

ПК-6 − способен оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности;

ПК-7 − способен разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках;

аналитическая деятельность:

ПК-8 − способен готовить аналитические материалы для оценки мероприятий в области экономической политики и принятия стратегических решений на микро- и макроуровне;

ПК-9 − способен анализировать и использовать различные источники информации для проведения экономических расчетов;

ПК-10 − способен составлять прогноз основных социально-экономических показателей деятельности предприятия, отрасли, региона и экономики в целом;

организационно-управленческая деятельность:

ПК-11 − способен руководить экономическими службами и подразделениями на предприятиях и организациях различных форм собственности, в органах государственной и муниципальной власти;

ПК-12 − способен разрабатывать варианты управленческих решений и обосновывать их выбор на основе критериев социально-экономической эффективности;

ПК-13 − способен применять современные методы и методики преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-13);

ПК-14− способен разрабатывать учебные планы, программы и соответствующее методическое обеспечение для преподавания экономических дисциплин в высших учебных заведениях (ПК-14).
В результате освоения компетенций магистрант должен:

  1. Знать:

    1. Основы планирования учебного процесса (ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-13);

    2. Современные методы преподавания учебных дисциплин (ПК-14);

    3. Современные программные продукты, необходимые для решения задач планирования учебного процесса (ОК-1, ОК-2, ПК-13)

  2. Уметь:

    1. Применять современный инструментарий для решения задач планирования учебного процесса (ОК-1, ПК-1, ПК-4, ПК-8, ПК-13);

    2. Обосновать актуальность, теоретическую и практическую значимость научного исследования (ПК-2);

    3. Использовать современное программное обеспечение для решения задач построения и риск-анализа образовательных программ(ОК-1, ОК-2, ОК-3, ПК-5, ПК-6, ПК-13);

    4. Формировать прогнозы функционирования и развития образовательных программ (ОК-1, ПК-10, ПК-13);

    5. Представлять результаты научной деятельности профессиональному сообществу, в т.ч. и на иностранном языке (ОК-5, ОК-6).

  3. Владеть:

    1. Методикой и методологией проведения планирования учебного процесса и (ОК-1, ПК-13, ПК-14);

    2. Навыками проведения самостоятельного научного исследования, анализа различных источников информации для проведения экономических расчетов (ПК-3, ПК-9);

    3. Современной методикой построения образовательных программ (ОК-1, ОК-4, ПК-5, ПК-6, ПК-7, ПК-11, ПК-12, ПК-13, ПК-14).


Для магистрантов предусмотрены два варианта прохождения научно-педагогической практики – разработка спецкурса и подготовка кейса.

Магистранты, обучающиеся по программе «Количественные методы исследования бизнес-процессов» должны отразить специфику своей специализации в отчетах по практике.
Методические рекомендации по разработке нового спецкурса

Предполагается осуществить следующие этапы в ходе разработки нового спецкурса:

1) выбрать название курса (или темы в курсе);

2) определить предмет, методы изучения курса; обосновать взаимосвязь нового курса с другими дисциплинами;

3) разработать Программу курса;

4) составить тематический план;

5) сформировать список рекомендуемой литературы;

6) составить задания для самостоятельной работы студентов;

7) подготовить тесты или вопросы для итогового экзамена или зачета.


  1. Название учебного курса должно соответствовать научным и профессиональным интересам студента, может быть связано с профилем его практической деятельности или научных исследований. Название должно быть новым, не дублирующим стандартные дисциплины учебного плана магистра. Курс может быть посвящен развитию, конкретизации, инновационной интерпретации действующих дисциплин или их разделов. Он может находиться на пересечении известных учебных или научных направлений магистерской программы.

  2. Необходимо сформулировать предмет (научную, практическую область изучения), методы (как изучать, используя какие подходы, инструменты), показать взаимосвязь с другими дисциплинами (какими базовыми знаниями должны владеть студенты для освоения нового курса, с какими дисциплинами соприкасается новый курс).

  3. Необходимо составить учебно-тематический план новой дисциплины по следующему образцу:


Учебно-тематический план дисциплины «…»

для студентов (1 или 2) курса Магистратуры РЭА, обучающихся по программе «…»



пп

Название тем курса

Всего

часов

В том числе часов

Аудиторные занятия

Самостоятельная работа

1.













2.













3.













4.































ИТОГО часов

24

12

12



  1. Разработать Учебную Программу нового курса, т.е. по каждой теме, включенной в учебно-тематический план, дать краткое содержание (6-8 строчек).

  2. Составить список литературы, рекомендуемой для изучения нового курса (не менее 10-12 источников). Список должен содержать (если это возможно применительно к курсу) законодательные, нормативные, инструктивные документы, учебники и учебные пособия, научные издания, статьи, Интернет-ресурсы и т.д. Причем рекомендуемые источники разделить на две категории: 1) Основная литература; 2) Дополнительная литература.

  3. Разработать задания для самостоятельной работы студентов (задачи, практикум, рефераты, эссе, кейсы, аналитические обзоры и т.д.).

  4. Определить форму итогового контроля знаний студентов по результатам изучения нового курса – экзамен или зачет, в устном или письменном режиме. Подготовить тесты или перечень вопросов для экзамена или зачета.

  5. Разработать презентацию учебной Программы.


Методические рекомендации по подготовке кейсов

Кейс представляет собой описание деловой ситуации, подготовленное по определенному формату и предназначенное для обучения студентов анализу разных видов информации, ее обобщению, навыкам формулирования проблемы и выработки возможных вариантов ее решения в соответствии с установленными критериями. Кейсы в качестве учебного задания начали использоваться в 20-х гг. XX века. Внедрение кейсов в Гарвардской школе бизнеса началось в 1920 году. Первые подборки кейсов были опубликованы в 1925 году в Отчётах Гарвардского университета о бизнесе. В настоящее время сосуществуют две классические школы case-study - Гарвардская (американская) и Манчестерская (европейская). В рамках первой школы целью метода является обучение поиску единственно верного решения, вторая – предполагает многовариантность решения проблемы.
Кейсы, используемые в учебных целях, делятся на несколько групп:

Кейсы гарвардского типа

Это серьезные учебные задания, включающие описание деловой ситуации в виде текста, таблиц, статистических данных, графиков, рисунков и т.п. Такие кейсы никогда не содержат формулировку проблемы, а только описание ее симптомов. Студенты сами должны сформулировать проблему, проанализировать различные варианты ее решения и предложить наиболее подходящий в качестве рекомендации, обосновав свой выбор. Объем кейса варьируется от 5-6 до 30-35 страниц.
Кейс-истории

Более простые учебные кейсы или кейс-истории служат для наглядного представления той или иной управленческой проблемы. Они содержат формулировку проблемы, студентам предлагается ответить на ряд вопросов по содержанию кейса и вариантам решения представленной в нем проблемы. Эти варианты решения могут быть даже представлены в самом кейсе, тогда студентам предлагается выбрать наиболее подходящий для ситуации вариант и обосновать свой выбор. Объем таких кейс-историй обычно от 1-2 до 5-6 страниц.
Мини кейсы

Это форма письменного контроля знаний, которая предполагает реакцию студентов на предложенную им и описанную кратко деловую ситуацию. Студенты должны увязать ситуацию с определенной темой или разделом изучаемой дисциплины и прокомментировать с точки зрения этой темы или раздела поведение действующих лиц ситуации, а также сделать вывод или дать рекомендации. Обычно объем мини кейса в пределах 1-2 абзацев.
Требования к учебному кейсу

Поскольку кейсы столь разнообразны, необходимо выработать определенные критерии и требования к их подготовке. В рамках научно-педагогической практики студенты должны подготовить учебный кейс, отвечающий следующим требованиям:

  1. Кейс должен соответствовать одной из дисциплин учебного плана магистратуры. Кейс может быть и междисциплинарным, но при этом должны быть четко понятна ведущая дисциплина, по которой его можно использовать.

  2. Кейс должен опираться на знания основных разделов данной дисциплины, а не каких-то частностей.

  3. Кейс должен содержать текстовый материал (описание, 3-4 страницы) и другие виды подачи информации (таблицы, графики, диаграммы, иллюстрации и т.п. общим объемом 1-2 страницы).

  4. Кейс не должен содержать прямой формулировки проблемы.

  5. Кейс должен быть написан профессиональным языком, но в интересной для чтения форме.

  6. Кейс должен быть основан на реальных материалах, но названия компаний, товаров, географических мест и т.п. сведения могут быть изменены. Об этом должно быть сказано в сноске.

  7. Рекомендуется следующая структура кейса.

А. Описание ситуации (1-2 стр.).

Б. Дополнительная информация (3-4 стр.) в виде форм отчетности, статистических и аналитических таблиц, графиков, диаграмм, исторических справок о компании, списка источников и любой другой информации, которая нужна для анализа ситуации.

В. Методическая записка (1-2 стр.), содержащая как рекомендации для студента, анализирующего кейс, так и для преподавателя, который организует обсуждение кейса.

Г. Перечень вопросов (6-7 вопросов), должны помочь студентам понять его основное содержание, сформулировать проблему и соотнести проблему с соответствующими разделами учебной дисциплины.

Вопросы к кейсу

Кейс должен сопровождаться вопросами к нему и методической запиской. Вопросы к кейсу (6-7) направлены на то, чтобы помочь работающим с этим кейсом понять его основное содержание, сформулировать проблему и соотнести его проблему с соответствующими разделами учебной дисциплины.

Методическая записка к кейсу

Методическая записка к кейсу содержит пояснения для преподавателя по использованию кейса в учебном процессе, дополнительную информацию по ситуации или эпилог (то, что реально произошло с описываемой компанией).

Материал для кейса

Исходной точкой подготовки кейса является конкретный материал:

- Газетная или журнальная публикация;

- Пример из собственного опыта;

- Рассказ знакомого.

При отборе материалов следует обращать внимание на наличие проблемы/конфликта, возможность описать ситуацию со всех сторон и неизвестность принятого компанией решения.

Объем кейса составляет 10-12 страниц компьютерного текста (TimesNewRoman 12 шрифт, 1,5 интервал).

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины социология направление подготовки 080100 «Экономика»
Программа «Социология» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта высшего...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины Макроэкономика (продвинутый уровень)...
Рабочая программа составлена и утверждена на основании фгос впо по направлению подготовки 080100. 68 “Экономика” (магистерская программа...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины корпоративные финансы направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 080100 «Экономика»...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»
Профиль подготовки «Экономика предприятий и организаций», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Финансы и кредит»
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconОбразовательная программа (опоп) высшего профессионального образования...
Социальная роль, цели и задачи опоп впо по направлению подготовки 080100 «Экономика», профилю «Налоги и налогообложение»
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «Экономика» и профилям...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа (ооп) бакалавриата, реализуемая вузом по направлению подготовки 080100 «экономика» и профилю подготовки...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа учебной дисциплины Направление подготовки 080100. 62 «Экономика»

Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины в. Од 5 Экономический анализ Направление...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconГоу впо «Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова»...
Введение в фандрайзинг: учебно-методическое пособие [Текст] / сост. М. С. Пальчевская. Красноярск: Сиб федер ун-т, 2012. 38 с
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая учебная программа дисциплина: английский язык Блок дисциплин:...
...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины институциональная экономика направление...
Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план)
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования...
Основная образовательная программа бакалавриата, реализуемая по направлению подготовки 080100 «Экономика» 4
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconОсновная образовательная программа 080100. 62 Экономика. Мировая...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, и студентов, обучающихся по ооп 080100. 62 Экономика. Мировая...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины в. Од 5 Комплексный анализ хозяйственной...
Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования...
Рабочая программа педагогической практики направление подготовки 080100 «Экономика» iconРабочая программа дисциплины в. Дв 1 Корпоративная социальная ответственность...
Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (фгос впо) по направлению 080100 «Экономика»...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск