Форма Альбома форм документов СМК
УТВЕРЖДАЮ
первый проректор,
д-р экон. наук, профессор
____________ И.В.Баранова
«____» ______________ 2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б3.В.ДВ.4.1 Корпоративная социальная ответственность Направление подготовки
высшего профессионального образования
080100 Экономика Профиль «Финансы и кредит»
Профиль «Банковское дело»
Профиль «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»
Квалификация выпускника – бакалавр Общая трудоемкость дисциплины: 180 часа
5 зачетных единиц
Новосибирск 2014
Рабочая программа разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению 080100 «Экономика» (профили: «Финансы и кредит», «Банковское дело», «Бухгалтерский учет, анализ и аудит») и основной образовательной программой НОУ ВПО САФБД.
Канд. экон. наук,
доцент кафедры
«Стратегический менеджмент и
управление инновациями» _______ О.А. Сапрыкина
Программа одобрена на 2014-2015 учебный год на заседании кафедры «Стратегический менеджмент и управление инновациями» (Протокол № 12 от 11.06.2014г.) и Научно-методического совета (Протокол № 5 от 30.06.2014 г.).
Зав. кафедрой канд. физ. – мат. наук, проф.__________________ Д.И. Свириденко
Эксперт: Михайлова Е.М. профессор, канд. экон. наук, ученое звание доцент
1. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ДИСЦИПЛИНЫ В соответствии с основной образовательной программой САФБД дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» должна содержать следующие дидактические единицы:
Корпорация. Публичная корпорация. Виды корпоративных юридических лиц. Права и обязанности участников корпораций. Корпоративное управление. Управление акционерным капиталом. Органы корпоративного управления. Корпоративный менеджмент. Корпоративная культура. Корпоративные кодексы. Корпоративная социальная ответственность (КСО). Генезис КСО. Заинтересованные стороны (стейкхолдеры). Устойчивое развитие. Принципы, формы и модели КСО. Стандарты КСО. Программы КСО. Оценка результативности программ КСО. Социальный учет. Экологический учет. Нефинансовые корпоративные отчеты. Социальный аудит. Интегрированная корпоративная отчетность. Аудит интегрированной корпоративной отчетности.
Целью дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» является формирование у будущих бакалавров системыбазовых знаний и навыков в области корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности для ведения цивилизованного бизнеса и соблюдения международных стандартов корпоративного управления и корпоративной социальной ответственности.
Задачами дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» является освоение теоретических знаний в области КСО; изучение зарубежного опыта КСО и определение возможностей его использования в российской экономике; обеспечение понимания необходимости реализации концепции КСО в России; анализ влияния КСО на формирование положительной деловой репутации и имиджа современной корпорации, ведения бизнеса на основе норм корпоративной этики; изучение международных стандартов КСО и специфики составления социальной отчетности в отечественных корпорациях; обеспечение понимания эффективного взаимодействия бизнеса и государства в целях реализации принципов КСО. 2. МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП Дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» является дисциплиной по выбору и относится вариативной части профессионального цикла дисциплин структуры основной образовательной программы (ООП) бакалавриата ФГОС ВПО по направлению «Экономика» (квалификация – «бакалавр»).
Содержание дисциплины имеет внутренние связи с рядом дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла («Этика и культура управления», «Технология ведения деловых переговоров»), профессионального цикла («Экономика труда», «Экономика и социология труда», «Риск-менеджмент», «Инновационный менеджмент»). Связи с дисциплинами осуществляются на основе общих понятий и категорий, и различаются глубиной уровня познания и связями с другими категориями в контексте конкретной дисциплины. 3. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ В совокупности с другими дисциплинами ФГОС ВПО дисциплина «Корпоративная социальная ответственность» направлена на формирование общекультурных (ОК) и профессиональных (ПК) компетенций бакалавра экономики. По завершении изучения дисциплины «Корпоративная социальная ответственность» студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:
владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1);
умеет использовать нормативные правовые документы в своей деятельности (ОК-5);
способен логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);
готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-7);
способен к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства (ОК-9);
владеет основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, имеет навыки работы с компьютером как средством управления информацией, способен работать с информацией в глобальных компьютерных сетях (ОК-13);
способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способен выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10)
В результате освоения содержания дисциплины студент должен:
знать:
основы генезиса концепции КСО, роль и место этики бизнеса в системе КСО;
основные направления интегрирования КСО в теорию и практику стратегического управления;
уметь:
идентифицировать, анализировать и ранжировать ожидания заинтересованных сторон организации с позиции концепции КСО;
диагностировать этические проблемы в организации и применять основные модели принятия этичных управленческих решений;
владеть навыками:
формирования и поддержания этичного климата в организации.
4. ОБЪЕМ ДИСЦИПЛИНЫ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ РАБОТЫ
(очная форма обучения)
Вид учебной работы
| Всего часов / зачетных единиц
| Семестр
| 7
| Аудиторные занятия (всего)
| 60/1,67
| 60/1,67
| В том числе:
|
|
| Лекции: всего
в т.ч. в интерактивной форме
| 38
6
| 38
6
| Практические занятия: всего
в т.ч. в интерактивной форме
| 18
10
| 18
10
| КСР
| 4
| 4
| Самостоятельная работа (всего)
| 120/3,33
| 120/3,33
| В том числе:
|
|
| Другие виды самостоятельной работы: работа с литературой, подготовка к семинарским занятиям,
| 84
| 84
| Вид промежуточной аттестации - экзамен
| 36
| 36
| Общая трудоемкость часы/зачетные единицы
| 180/5
| 180/5
| Объем дисциплины и виды учебной работы по очно-заочной и заочной формам обучения представлены в Приложении 2.
5. СОДЕРЖАНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ 5.1. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Корпорация как экономический и социальный институт: концептуальный аспект
Понятие субъекта бизнеса как юридического лица. Модели современного бизнеса: индивидуальная и корпоративная. Специфика правового оформления долевого бизнеса. Концептуальные подходы к понятию корпорации. Корпорация как хозяйственный субъект. Корпорация как форма объединения акционерного капитала.
Этапы становления и развития корпоративных организаций. Общее и отличительное корпораций мировой экономики. Концерн: понятие, специфические особенности, правовое обеспечение, схемы формирования (горизонтальное и вертикальное интегрирование). Холдинг: понятие, место в экономической системе, отличительные особенности, типы холдинговых структур. Финансово-промышленные группы: концептуальная основа, особое место среди других субъектов рыночной экономики, принципы формирования, приоритетные направления деятельности, регламентация и правовая основа функционирования. Неуставные и временные корпоративные формирования.Виды неуставных (ненормативных) корпораций в системе бизнеса. Картели, синдикаты, пулы, консорциумы, ассоциации и союзы, оффшорные зоны, свободные экономические зоны. Место и роль неуставных корпораций в функционировании корпоративного бизнеса.
Тема 2. Основные функции корпорации, принципы и нормы корпоративного управления
Сущность и категории корпоративного управления. Объекты корпоративного менеджмента: по уровню (рабочее место, участок, цех, производство, предприятие, объединение предприятий), по функциональной области (инновации, производство, логистика, персонал, финансы, информация, безопасность и проч.), по виду объекта (операция, проект, система).
Теория корпоративного управления как отражение действительности российского бизнеса. Современное состояние развития теории корпоративного управления. Задачи развития корпоративного права.
Принципы корпоративного управления. Корпоративные стандарты. Кодексы корпоративного управления (поведения). Роль Организации экономического сотрудничества и развития в становлении принципов корпоративного управления.
Развитие корпораций в России. Отражение норм корпоративного управления в российском законодательстве.
Тема 3. Органы корпоративного управления и контроля
Управление в корпорации. Права и обязанности участников корпорации. Общее собрание участников корпорации. Компетенции высшего органа управления корпорации. Созыв, подготовка и проведение общего собрания участников.
Исполнительные органы общества. Единоличный исполнительный орган корпорации (директор, генеральный директор, председатель и т.п.). Коллегиальный исполнительный орган корпорации (правление, дирекция, совет директоров). Компетенция исполнительных органов, состав и формирование исполнительных органов, обязанности исполнительных органов, вознаграждение, ответственность исполнительных органов.
Коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет). Функции коллегиального органа управления. Формирование и организация деятельности коллегиального органа управления. Обязанности членов коллегиального органа управления. Комитеты при коллегиальном органе управления: комитет по стратегическому планированию, комитет по человеческим ресурсам и вознаграждению, комитет по урегулированию корпоративных конфликтов, комитет по этике, комитет по аудиту и др. Вознаграждение членов коллегиальных органов управления. Ответственность членов коллегиальных органов управления.
Ревизионная комиссия и аудиторская организация (или индивидуальный аудитор) корпорации – контролирующие органы корпорации.
Тема 4. Развитие корпоративного управления в России
Гражданский кодекс о формах корпоративных образованиях. Коммерческие корпоративные образования. Хозяйственные товарищества: полные товарищества и товарищества на вере (коммандитные товарищества). Крестьянские (фермерские) хозяйства. Производственные кооперативы. Акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью.
Особенности управления и контроля в хозяйственных товариществах и обществах. Корпоративный договор. Права и обязанности участников хозяйственного товарищества и общества.
Публичные и непубличные общества.
Некоммерческие корпоративные организации.
Различия в интересах основных групп участников корпоративных отношений. Отличительные признаки корпорации. Преимущества и недостатки корпорации корпоративной формы организации бизнеса.
Тема 5. Стратегическое управление корпорацией
Структура и основные компоненты стратегического корпоративного управления. Миссия и философия корпорации. Основные цели и задачи корпорации. Стратегический анализ потенциала корпорации. Классификация стратегий корпорации. Реализация стратегии: ключевые задачи. Корпоративная культура, обеспечивающая эффективную реализацию стратегии. Основы политики действий руководства корпорации. Отношения высшего менеджмента и «внешних» инвесторов» относительно стратегий развития корпораций.
Тема 6. Генезис концепции корпоративной социальной ответственности (КСО)
Эволюция концепции социальной ответственности. Предыстория формирования КСО: зарождение профсоюзного движения и отдельные элементы религиозно-этического характера. Интерпретации КСО: классический подход, теория корпоративного альтруизма, теория «разумного эгоизма», интегрированный подход.
Модель пирамиды КСО А. Керролла. Современные подходы к КСО: агентская теория, теория оценки эффективности корпоративной социальной деятельности и др.
Концепция «ядра». Корпоративная социальная восприимчивость. Корпоративная социальная деятельность. Корпоративное гражданство. Стратегическая филантропия. Концепция социальных инвестиций. Менеджмент заинтересованных сторон. Корпоративная устойчивость. Концепция устойчивого успеха.
|