Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Курганская государственная сельскохозяйственная академия
имени Т.С. Мальцева»
ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Направление подготовки - 280104.65 Пожарная безопасность
Квалификация – инженер
Форма обучения – очная, заочная
Лесниково
1 Общая характеристика направления подготовки
дипломированного специалиста “Безопасность жизнедеятельности” 1.1. Направление подготовки дипломированного специалиста утверждено приказом Министерства образования Российской Федерации от 02.03.2000 г. № 686.
1.2. Перечень образовательных программ (специальностей), реализуемых в рамках данного направления подготовки дипломированного специалиста: 330400 Пожарная безопасность
1.3 Квалификация выпускника – инженер (Инженер пожарной безопасности).
Нормативный срок освоения основной образовательной программы подготовки инженера по направлению подготовки дипломированного специалиста “Безопасность жизнедеятельности” при очной форме обучения - 5 лет.
1.4. Квалификационная характеристика выпускника.
Области профессиональной деятельности выпускника:
анализ и идентификация опасностей, защита человека, природы, объектов экономики и техносферы от естественных и антропогенных опасностей;
ликвидация последствий воздействия опасностей, контроль и прогнозирование антропогенного воздействия на среду обитания, разработка новых технологий и методов защиты человека, объектов экономики и окружающей среды;
обеспечение устойчивого и экотехнологического развития, управление воздействием на окружающую среду;
экспертиза безопасности, устойчивости и экологичности технологий, технических объектов и проектов;
организация и обеспечение безопасности на рабочем месте с учетом требований охраны труда.
Объекты профессиональной деятельности выпускника:
человек, опасности, связанные с человеческой деятельностью и опасными природными явлениями;
потенциально опасные технологические процессы и производства;
методы и средства защиты человека, объектов экономики и среды обитания от опасностей и вредного воздействия;
методы и средства оценки опасностей, правила нормирования опасностей и антропогенного воздействия на среду обитания;
методы и приемы выполнения работ с учетом правил охраны труда.
Виды профессиональной деятельности выпускника:
научно-исследовательская;
проектно-конструкторская;
организационно-управленческая;
эксплуатационная.
Конкретные виды деятельности определяются содержанием образовательно-профессиональной программы, разрабатываемой вузом.
В зависимости от реализуемой образовательной программы (специальности) инженер по направлению подготовки дипломированного специалиста “Безопасность жизнедеятельности” подготовлен к решению следующих типов задач по виду профессиональной деятельности.
Научно-исследовательская деятельность.
Для выпускника специальности “Пожарная безопасность”:
проведение стандартных и сертификационных испытаний строительных материалов и конструкций, пожарной техники и оборудования;
оценка пожарной опасности и уровня противопожарной защиты зданий и сооружений, технологических процессов, аппаратов и оборудования, электрических, тепловых и вентиляционных установок, иных технических систем;
разработка рекомендаций и технических решений по повышению уровня противопожарной защиты объектов и населенных пунктов.
Проектно-конструкторская деятельность.
Для выпускника специальности “Пожарная безопасность”:
разработка проектов технических условий, технических заданий, стандартов и нормативных документов.
Для выпускника по специальности “Защита в чрезвычайных ситуациях”:
определение зон повышенного техногенного риска в среде обитания;
выбор системы предупреждения чрезвычайных ситуаций, защиты человека и среды обитания применительно к отдельным производствам и предприятиям на основе известных методов и систем защиты;
выполнение расчетов с применением ЭВМ, связанных с выбором режимов функционирования защитных систем и отдельных устройств, разработка проектов защиты территорий и ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных природных явлений.
Организационно-управленческая деятельность.
Для выпускника специальности “Пожарная безопасность”:
нормативно-правовое регулирование и осуществление государственных мер в области пожарной безопасности;
создание и организация деятельности пожарной охраны, организация тушения пожаров, проведения первоочередных аварийно-спасательных работ, анализ и учет пожаров, их последствий, деятельности по обеспечению пожарной безопасности, управление боевыми действиями на пожарах, оценка боевых действий подразделений пожарной охраны, организация работы коллектива исполнителей;
взаимодействие со страховыми организациями, дознание по делам о пожарах, проведение противопожарной пропаганды и обучение населения мерам пожарной безопасности;
экспертиза проектной документации на строительство и реконструкцию объектов в части соблюдения мер пожарной безопасности, подготовка по ним соответствующих заключений, оценка и прогнозирование обстановки на пожаре, экспертное исследование пожаров;
надзор за выполнением в проектной документации, на строящихся объектах, на действующих предприятиях и в организациях требований противопожарных норм и правил, за службой и подготовкой в аппаратах и подразделениях пожарной охраны, за эксплуатацией пожарной техники и оборудования, контроль за соблюдением законодательства о пожарной безопасности.
Эксплуатационная деятельность.
Для выпускника специальности “Пожарная безопасность”:
эксплуатация пожарной техники, оборудования, снаряжения и средств связи.
Выпускники могут в установленном порядке работать в образовательных учреждениях.
1.5. Возможности продолжения образования выпускника.
Инженер, освоивший основную образовательную программу высшего профессионального образования по направлению подготовки дипломированного специалиста “Пожарная безопасность ”, подготовлен к обучению в аспирантуре.
2. Требования к уровню подготовки выпускника по специальности 280104 Пожарная безопасность
2.1. Общие требования к образованности выпускника
Выпускник должен:
понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес;
иметь представление о современном мире как духовной, культурной, интеллектуальной и экологической целостности; осознавать себя и свое место в современном обществе;
знать основы Конституции Российской Федерации, этические и правовые нормы, регулирующие отношения человека к человеку, обществу и природе; уметь учитывать их при решении профессиональных задач;
обладать экологической, правовой, информационной и коммуникативной культурой, элементарными умениями общения на иностранном языке;
обладать широким кругозором; быть способным к осмыслению жизненных явлений, к самостоятельному поиску истины, к критическому восприятию противоречивых идей;
быть способным к системному действию в профессиональной ситуации; к анализу и планированию своей деятельности, самостоятельным действиям в условиях неопределенности;
быть готовым к проявлению ответственности за выполняемую работу, способным самостоятельно и эффективно решать проблемы в области профессиональной деятельности;
быть способным к практической деятельности по решению профессиональных задач в организациях различных организационно-правовых форм; владеть профессиональной лексикой;
быть способным научно организовать свой труд, готовым к применению компьютерной техники в сфере профессиональной деятельности;
быть готовым к позитивному взаимодействию и сотрудничеству с коллегами;
быть готовым к постоянному профессиональному росту, приобретению новых знаний;
обладать устойчивым стремлением к самосовершенствованию; стремится к творческой самореализации;
иметь научное представление о здоровом образе жизни, и путях физического самосовершенствования.
2.2. Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам По общим гуманитарным и социально-экономическим дисциплинам
Выпускник должен: в области философии:
иметь представление о философских, научных и религиозных картинах мира, смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации;
иметь представление об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей природной среды;
иметь представление о роли науки, научного познания и его структуре, формах и методах, социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологии;
в области права:
знать основные положения Конституции Российской Федерации;
иметь представление об основных отраслях права Российской Федерации;
знать права и свободы человека и гражданина, механизмы их реализации;
уметь использовать необходимые нормативно-правовые документы;
в области русского языка и культуры речи:
знать различия между языком и речью, функции языка как средства формирования и трансляции мысли;
знать нормы русского литературного языка, специфику устной и письменной речи, правила продуцирования текстов разных деловых жанров;
уметь строить свою речь в соответствии с языковыми, коммуникативными и этическими нормами;
уметь анализировать свою речь с точки зрения ее нормативности, уместности и целесообразности; устранять ошибки и недочеты в своей устной и письменной речи;
уметь пользоваться словарями русского языка;
в области иностранного языка:
владеть лексическим (1200-1400 лексических единиц) и грамматическим минимумом, необходимым для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности;
обладать элементарными умениями общения на иностранном языке;
в области физической культуры:
иметь представление о роли физической культуры в общекультурном, профессиональном и социальном развитии человека; знать основы здорового образа жизни;
уметь использовать физкультурно-спортивную деятельность для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей, самоопределения в физической культуре;
в области социальной психологии2:
знать закономерности общения, социально-психологические феномены группы и общества, пути социальной адаптации личности;
уметь пользоваться простейшими приемами саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;
в области экономики:
знать общие положения экономической теории;
иметь представление об основах микро- и макроэкономики, экономической ситуации и стране и за рубежом, о денежно-кредитной и налоговой политике;
уметь находить и использовать необходимую экономическую информацию;
в области социологии и политологии:
иметь представление о социальной структуре, социальном расслоении, социальном взаимодействии и об основных социальных институтах общества;
иметь представление о социальных движениях и других факторах социального изменения и развития;
По математическим и общим естественнонаучным дисциплинам
Выпускник должен:
в области математики:
знать основные понятия и методы математического анализа, дискретной математики, теории вероятностей и математической статистики; основные численные методы решения прикладных задач;
уметь решать обыкновенные дифференциальные уравнения;
в области информатики:
иметь представление об основных этапах решения задач с помощью ЭВМ, методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и накопления информации;
иметь представление о программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники, о компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации, о методах защиты информации;
знать основные понятия автоматизированной обработки информации, знать общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
знать базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
уметь использовать изученные прикладные программные средства;
в области экологических основ природопользования:
иметь представление о взаимосвязи организмов и среды обитания;
иметь представление об условиях устойчивого состояния экосистем и причинах возникновения экологического кризиса;
иметь представление о природных ресурсах России и мониторинге окружающей среды;
______________________________________
2 Требования к уровню подготовки выпускника по дисциплинам в областях социальной психологии, экономики, социологии, политологии являются обязательными для выполнения только в случае освоения соответствующих дисциплин.
иметь представление об экологических принципах рационального природопользования.
По общепрофессиональным дисциплинам
Выпускник должен:
иметь представление:
о роли общепрофессиональных знаний в профессиональной деятельности;
о современных средствах машинной графики и возможностях использования пакетов прикладных программ компьютерной графики в профессиональной деятельности;
о национальной и международной системах стандартизации и сертификации;
об основах государственной системы стандартизации;
о единой системе конструкторской документации и системе проектной документации;
об использовании методов термодинамики и теплопередачи в пожарной охране;
об основах теории возникновения и распространения горения, общих закономерностях развития пожаров;
об общих закономерностях процессов прекращения горения на пожарах;
об основных конструктивных схемах зданий;
об автоматизированных системах связи и оперативного управления пожарной охраны;
знать:
основные правила построения чертежей и схем;
способы графического представления пространственных образов;
основы теоретической механики;
основы сопротивления материалов;
методы расчета электрических цепей;
основы теории электрических машин, их технические параметры и характеристики, типы электрических машин и их особенности;
принцип работы типовых электронных устройств;
основные методы измерения электрических и радиотехнических величин;
физико-химические основы процессов возникновения, распространения и прекращения горения жидкостей, газов, твердых горючих веществ и материалов, смесей веществ;
основные показатели пожаровзрывоопасности веществ и материалов и методы их определения;
основные огнетушащие вещества, механизм их действия;
классификацию строительных материалов по назначению и горючести;
назначение, устройство и поведение в условиях пожара строительных конструкций;
показатели огнестойкости строительных конструкций, зданий и сооружений;
тактико-технические характеристики аппаратуры и средств связи, общие принципы и правила использования комплексов технических средств связи, применяемых в пожарной охране;
основные понятия и определения метрологии, стандартизации и сертификации;
основные положения Государственной системы стандартизации Российской Федерации и систем (комплексов) общетехнических и организационно-методических стандартов;
уметь:
рассчитывать параметры электрических схем;
использовать средства вычислительной техники в профессиональной деятельности;
использовать основные положения стандартизации и сертификации в профессиональной деятельности;
определять показатели огнестойкости строительных конструкций, зданий и сооружений;
пользоваться средствами радиосвязи;
применять требования нормативных документов к основным видам продукции (услуг) и процессов;
применять документацию систем качества;
применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации;
в области правового обеспечения профессиональной деятельности:
иметь представление о правовом положении субъектов правоотношений в сфере профессиональной деятельности (включая предпринимательскую деятельность);
знать права и обязанности работников в сфере профессиональной деятельности;
знать законодательные акты и другие нормативные документы, регулирующие правоотношения в процессе профессиональной деятельности;
уметь защищать свои права в соответствии с трудовым законодательством;
в области экономики отрасли:
иметь представление об основных аспектах развития отрасли, организации (предприятия) как хозяйствующих субъектов в рыночной экономике;
знать организацию производственного и технологического процессов;
знать материально-технические, трудовые и финансовые ресурсы отрасли и организации (предприятия), показатели их эффективного использования;
знать механизмы ценообразования на продукцию (услуги), формы оплаты труда в современных условиях;
знать методику разработки бизнес-плана;
знать и уметь рассчитывать по принятой методологии основные технико-экономические показатели деятельности организации;
в области менеджмента:
иметь представление о современном менеджменте;
знать функции, виды и психологию менеджмента;
знать основы организации работы коллектива исполнителей;
знать принципы делового общения в коллективе;
знать информационные технологии в сфере управления производством;
знать особенности менеджмента в области профессиональной деятельности.
в области безопасности жизнедеятельности:
знать принципы обеспечения устойчивости функционирования объектов экономики, прогнозирования развития событий и оценки последствий при техногенных чрезвычайных ситуациях и стихийных явлениях;
уметь организовывать и проводить мероприятия по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций;
знать основы военной службы и обороны государства;
иметь представление о медицинских знаниях;
в области охраны труда:
знать особенности обеспечения безопасных условий труда в сфере профессиональной деятельности, правовые, нормативные и организационные основы охраны труда на предприятии:
уметь проводить анализ травмоопасных и вредных факторов в сфере профессиональной деятельности;
уметь использовать экобиозащитную технику.
|