Скачать 92.75 Kb.
|
«Экономическая и социально-политическая география Канады» Программа курса (А.И.Черкасов) I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ Цель курса: Сформировать представление о современных особенностях экономической и социально-политической географии Канады. II. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА Введение. Курс “Экономическая и социально-политическая география Канады” посвящен комплексному экономико-географическому анализу истории хозяйственного, политического и социального развития и современным взаимосвязанным территориальным проблемам экономики и общества крупнейшей (по площади) одной из самых высокоразвитых стран зарубежного мира – Канады. Эта страна во многих аспектах (масштабы и структура территориальных и природных ресурсов, история развития и т. д.) весьма сходна с Россией. Особое внимание уделяется сопоставлению и выявлению возможностей использования позитивного канадского опыта при решении современных социально-экономических задач в развитии Российской Федерации. При изучении данного курса студенты должны понять специфику Канады, которая является, с одной стороны, в известной степени продолжением социально-экономической структуры своего мощного южного соседа – США, а с другой стороны, по многим параметрам отличается от него и даже демонстрирует “особый” путь социально-экономического развития и состояния экономики. При изучении США и Канады как единого хозяйственного комплекса студенты должны четко различать две противоположные тенденции совместного развития этих двух стран. С одной стороны – это высочайший уровень интеграции, прозрачность границ, глубокое взаимопроникновение двух сходных по структуре (хотя и различающихся по масштабу) экономик, практически свободное движение из страны в страну товаров, рабочей силы и капитала в рамках “соглашений о свободной торговле” ФТА и НАФТА. В условиях неравенства масштабов экономик (примерно 10:1 в пользу США) это создает впечатление экономического преобладания США и отводит Канаде подчиненную роль “ресурсной кладовой” региона. С другой стороны, следует отметить отличную от США внутреннюю социально-экономическую политику Канады. Это связано как с историко-экономическими особенностями и традициями, так и с наличием здесь особых социально-политических и экономических проблем, в некоторых аспектах схожих с проблемами современной России: от гигантских размеров территории, структурно-географических особенностей ресурсного потенциала до многоэтничной структуры населения и национальных особенностей федерализма. Все это вызывает периодически усиливающееся стремление части экономической и политической элиты Канады проводить отличную от США внутри- и внешнеэкономическую политику (борьба “континенталистов” с “националистами”). Следует обратить внимание и на относительно более высокий уровень “качества жизни”, достигнутый в Канаде, и на более высокую применимость многих положительных аспектов канадского социально-экономического опыта при решении сходных народнохозяйственных задач в России. В качестве основного подхода при изучении социально-экономических проблем Канады следует принять постоянное сопоставление их с аналогичными проблемам а) США, и б) России, стараясь по возможности вычленить элементы положительного канадского опыта. Студенты должны твердо усвоить принципиальные отличия исторических, историко-экономических и социально-политических особенностей возникновения и развития в Северной Америке двух внешне схожих, но по сути глубоко различных наций и народнохозяйственных комплексов, различных политических систем – американской и не менее самобытной канадской, которая в гораздо большей степени ориентируется на “европейские” ценности (менее выраженный индивидуализм, большее признание “групповых прав”). Особое внимание следует обратить на принципиальную “мозаичность” канадского общества (политику двуязычия и многокультурности), положительный опыт Канады в области разрешения социально-этнических проблем и проблем регионализма. Рассматривая особенности истории развития и современной структуры хозяйства Канады, следует обратить внимание на повышенную роль природных ресурсов (минеральных, энергетических, сельскохозяйственных и др.) в истории освоения страны и формировании отраслей специализации, историческую последовательность смены этих отраслей, не забывая при этом, что в конечном счете развитие экономики и общества Канады привело к возникновению в стране современного “постиндустриального” общества с преобладающей долей отраслей третичного сектора. Особое внимание следует уделить значению и положительной роли в освоении природных ресурсов концепции опережающего развития производственной и социальной инфраструктуры осваиваемых районов страны (на всех этапах развития активно поддерживаемого государством). При рассмотрении проблем сельского хозяйства Канады следует отметить, что основу производства в нем (в большей степени, чем в сельском хозяйстве США) составляют высокомеханизированные семейные фермы – крупные по размерам, но в гораздо меньшей степени привлекающие наемный труд. При рассмотрении особенностей канадской экономики следует обратить внимание на беспрецедентную роль иностранного, и в первую очередь американского, капитала в формировании промышленности Канады и эволюцию политики канадского правительства в отношении иностранных инвестиций и канадо-американских торговых связей. Следует отметить относительный успех Канады в деле сокращения зависимости экономики страны от иностранного капитала в 1970-80-е годы и переход к дальнейшей “североамериканской интеграции” и интернационализации хозяйства страны на новой основе в последующие десятилетия. При изучении проблем освоения Канадского Севера следует обратить особое внимание на сходство народнохозяйственных и социальных задач, стоящих как на канадском, так и на российском Севере, что обеспечивает перспективы плодотворного и взаимовыгодного канадо-российского сотрудничества в этой области. При анализе канадо-российских отношений необходимо усвоить, что основные их перспективы лежат не столько в области торговых отношений (при сходной структуре экспорта обеих стран), сколько в развитии научно-технического и экономического сотрудничества (вплоть до совместных проектов, инвестиций и т.п.), в особенности в ресурсных отраслях северных районов. III. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЧАСОВ КУРСА ПО ТЕМАМ И ВИДАМ РАБОТ Программа рассчитана на 20 аудиторных часов в форме 10 лекционно-семинарских занятий. По итогам изучения курса сдается зачет. IV. ФОРМА ИТОГОВОГО КОНТРОЛЯ Зачет V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ КУРСА Рекомендуемая литература:
М. , АНКИЛ, 2002.
(разделы: “Французская Америка”, “А. Черкасов”, “Канадский Паспорт”, “Туман десятилетия”, и “Студенческие рефераты”) Учебный план образовательной магистерской программы “Экономическая и социально-политическая география Канады”тема 1. Введение в географию Канады (2 часа) Место Канады на карте мира. Чем обусловлен интерес к Канаде: а) в мире в целом; б) в США; в) в России. Канада как: а) источник ресурсов; б) полигон современных методов освоения территорий; в) центр притяжения иммиграции; г) модель рационального экономического, регионального, социально-политического и культурного развития, средоточие современных мировых проблем и пример их успешного решения. Географическая самобытность Канады. Природно-географические районы Канады: являются ли они простым продолжением на Север природных районов США? “Вертикальное” (меридиональное) и “горизонтальное” (широтное) членение территории. Природные предпосылки возникновения современной транспортно-географической сети Канады. тема 2-3. Историко-географические предпосылки возникновения на территории Канады самобытной хозяйственной, политической и социокультурной системы (4 часа). История заселения Канады. Первые народы: индейцы и эскимосы до прихода европейцев. Французская колонизация. Типы расселения колонистов и их взаимодействие с коренными народами и английскими колониями. Англо-французская борьба за Северную Америку и ее последствия. Возникновение франкоканадской нации. Зарождение англоканадской нации (лоялисты, позднейшие колонисты). Роль географических, историко-политических и экономических факторов в формировании нового государства - Канады. Исторические предпосылки отличия особенностей хозяйства и культуры Канады от особенностей США. Обзор канадской истории и ее воздействия на ход регионального хозяйственного развития (освоение Запада и Севера страны, роль протекционизма, роль иностранного капитала, транспортная политика). тема 4 . География населения Канады (2 часа). Современная структура населения Канады: численность, размещение. Изодемографическая карта: неравномерность размещения, несовпадение с размещением ресурсов и его причины. Демографические показатели. Профессиональная структура. Городское и сельское население: процессы урбанизации, субурбанизации, рурбанизации. Системы городов и региональные урбанистические подсистемы. Новейшие тенденции в расселении и роль иммиграции. Структура иммиграции и иммиграционная политика, ее экономическое воздействие. тема 5-6 . Этнокультурная мозаика (4 часа). Понятие “нация” “этническая группа”. Сколько “наций” живет в Канаде? (анализ различных вариантов ответа, в зависимости от подхода). “Нации-основательницы”, “Первые нации” . Вопрос о канадской национальной самобытности. Направления и темпы ассимиляции иммигрантов. Проблемы этнотерриториальных общин, языковые проблемы. Политика двуязычия и многокультурности. Обзор основных этнических групп и их подразделений (включая лингвистические, культурные и конфессиональные характеристики): 1)аборигенные народы (крупнейшие индейские народы, эскимосы-инуиты, проблемы их социально-экономического положения и территориальных прав);. 2) франкоканадцы (квебекцы, акадийцы, франко-манитобцы и др.). Особенности культуры и языка;
тема 7 . Политическая география Канады (2 часа). Государственный строй. Особенности канадского федерализма. Федерация или конфедерация? (О терминологической неточности, породившей серьезные проблемы). Федерально-провинциальные отношения. Симметричная или асимметричная федерация (продолжающийся спор). Проблема Квебека. Федеральная и провинциальные системы политических партий и парламентских выборов. Характеристика основных политических партий и географии их поддержки на обоих уровнях: по стране в целом и по провинциям. Связь политической географии с этнической и профессиональной структурой населения. Тенденции в политической жизни Канады 90-х годов и угроза распада федерации. тема 8 . География хозяйства Канады ( 2 ч). Обзор важнейших отраслей хозяйства Канады: ресурсы, история развития, размещение, структура, роль на национальном и мировом рынках (здесь же - проблемы внешней торговли, в т.ч. в рамках Североамериканского континента и поотраслевые перспективы сотрудничества с Россией):
тема 9-10 . Региональный обзор (4 часа). Комплексные экономико-географические, социально-политические, демографические и этнологические характеристики шести основных регионов Канады ( в т.ч. крупнейших городов):
Программу составил: к.г.н. А.И. Черкасов (зав. сектором политических проблем Канады ИСКРАН) |
Структура учебной программы организационно методический раздел 1... Рф 17 марта 2000 г., номер государственной регистрации 180 эк/СП, и имеет своей целью сформировать у студентов систему компетенций,... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Программа элективного курса «Глобальные проблемы человечества» предназначена для обучающихся 10 (11) класса, базируется на знаниях... | ||
Спецкурс для студентов бакалавриата 1-ого курса Объем учебной нагрузки:... Цель лекционного курса – изучение физической, исторической, социальной, культурной, политической и экономической географии Германии... | Урок обж, истории и информатики Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных... | ||
Рабочая программа по курсу обществознание 7 класс Составитель: Иванова Людмила Сергеевна Государственного образовательного стандарта, даёт распределение учебных часов по разделам и темам курса. Она рассчитана на 34 учебных... | Пояснительная записка цели освоения дисциплины ... | ||
Самостоятельная работа студентов Цель курса – сформировать представление студентов о предмете экономической теории, рассмотрение этапов формирования экономической... | Рабочая программа дисциплины история европейской интеграции (Спецкурс/спецсеминар) Цель курса – сформировать у студентов представление об особенностях интеграционных процессов в Европе | ||
Тематическое планирование по географии 6 класс Раскрыть содержание курса физ. Географии. Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого... | Оборудование, механизация и автоматизация в технологии материалов Введение. Цель изучения курса, его связь с другими науками, значение курса Краткое содержание дисциплины | ||
Рабочая программа курса «история западной цивилизации новейшего времени» Основной целью освоения курса студентами является получение журналистами базовых знаний по социально-политической, культурной и экономической... | Рабочая учебная программа Организационно методический раздел Место... «Банковское законодательство». Умкд составлен в соответствии с требованиями фгос впо третьего поколения и определяет структуру и... | ||
Программа курса владивосток 2003 Введение Актуальность курса «Политическая география» Изучение региональных политических культур, электоральных процессов вообще возможны лишь с использованием навыков и инструментария... | Программа дисциплины опд. Ф. 02. 1 История языка и введение в спецфилологию... Предметом теоретического курса «Введение в спецфилологию» является история германских языков и народов. Его цели: ознакомление студентов... | ||
Рабочая программа курса "История и методология наук о Земле" для... Цель курса: получение систематизированных знаний о закономерностях развития геологии, географии и геоэкологии | Рабочая программа Типология личности Код дисциплины по учебному плану:... Цель курса – сформировать у студентов устойчивое целостное представление о психологии личности и ее типологических особенностях |