МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского Экономический факультет УТВЕРЖДАЮ
Проректор по учебно-методической работе, проф. ____________________Елина Е.Г. «____» _______________ 20___ г.
Рабочая программа дисциплины
Микроэкономика-2
Направление подготовки
Экономика
Профиль подготовки
______________________________________
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр Форма обучения
очная
Саратов
2011
1. Цели освоения дисциплины
Целью освоения дисциплины (модуля) является освоение теоретического и практического материала по углубленному курсу «Микроэкономика-2».
Задачей дисциплины является изучение базовых экономических понятий, микроэкономических закономерностей функционирования рыночной экономики, основных принципов поведения экономических агентов: домашних хозяйств и фирм; изучение основных микроэкономических моделей, показывающих связь важнейших экономических переменных.
(Указываются цели освоения дисциплины (или модуля), соотнесенные с общими целями ООП ВПО). 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата
Дисциплина «Микроэкономика-2» относится к базовой части профессионального цикла подготовки бакалавров (Б3). Преподавание дисциплины осуществляется в 3 и 4 семестрах. Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 час
Данная дисциплина логически взаимосвязана с другими экономическими дисциплинами (модулями): базовым курсом микроэкономики, микроэкономикой-3, макроэкономикой, экономикой труда, институциональной экономикой, статистикой.
При изучении дисциплины студент должен обладать базовыми знаниями по микроэкономике, преподаваемыми на первом курсе обучения.
Курс Микроэкономики-2 является необходимым как основа для дальнейшего изучения дисциплин «Микроэкономика-3», «Институциональная экономика», «Экономика труда». 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины:
способность собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);
способность на основе типовых методик и действующей нормативно-правовой базы рассчитать экономические и социально-экономические показатели, характеризующие деятельность хозяйствующих субъектов, (ПК-2);
способность выполнять необходимые для составления экономических разделов планов расчеты, обосновывать их и представлять результаты работы в соответствии с принятыми в организации стандартами (ПК-3);
способность осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);
способность выбрать инструментальные средства для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, проанализировать результаты расчетов и обосновать полученные выводы (ПК-5);
способность на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);
способность анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений (ПК-7);
способность анализировать и интерпретировать данные отечественной и зарубежной статистики о социально-экономических процессах и явлениях, выявлять тенденции изменения социально-экономических показателей (ПК-8);
способность, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет (ПК-9);
способность использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);
способность организовать деятельность малой группы, созданной для реализации конкретного экономического проекта (ПК-11);
способность использовать для решения коммуникативных задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-12);
способность критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13);
способность преподавать экономические дисциплины в образовательных учреждениях различного уровня, используя существующие программы и учебно-методические материалы (ПК-14);
способность принять участие в совершенствовании и разработке учебно-методического обеспечения экономических дисциплин (ПК-15).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать и правильно понимать основные микроэкономические понятия и термины; закономерности функционирования современной экономики на микроуровне; основы построения, расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
Уметь грамотно описывать и анализировать экономические процессы и явления на микроуровне в их взаимосвязи; применять на практике полученные знания; прогнозировать на основе стандартных теоретических и эконометрических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений на микроуровне; представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
Владеть методами и инструментами микроэкономического анализа хозяйственных явлений, построения эконометрических моделей объектов, явлений и процессов на микроуровне.
4. Структура и содержание дисциплины «Микроэкономика-2»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов
№
п/п
| Раздел
дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы теку-щего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
| Всего
| Лек-ции
| Прак-тич
| Сам.
раб.
| 1.
| Предмет и метод микроэкономики
| 3
| 1
| 8
| 2
| 2
| 4
| Доклады,
рефераты
| 2.
| Базовые экономические понятия
| 3
| 2
| 12
| 4
| 4
| 4
| Доклады,
рефераты
| 3.
| Рыночная система: спрос и предложение
| 3
| 3-5
| 28
| 8
| 10
| 10
| Доклады,
рефераты
| 4.
| Поведение потребителя в рыночной экономике
| 3
| 6
| 12
| 4
| 4
| 4
| Доклады,
рефераты
| 5.
| Производство экономических благ
| 3
| 7 – 9
| 20
| 6
| 6
| 8
| Доклады,
рефераты
| 6.
| Экономическая природа фирмы
| 3
| 10 – 12
| 28
| 8
| 10
| 10
| Доклады,
рефераты
|
| Итого
|
|
| 108
| 32
| 36
| 40
| Зачет
| 7.
| Типы рыночных структур: совершенная конкуренция
| 4
| 1
| 18
| 6
| 6
| 6
| Доклады,
рефераты
| 8
| Типы рыночных структур: несовершенная конкуренция. Антимонопольное законодательство
| 4
| 2
| 18
| 6
| 6
| 6
| Доклады,
рефераты
| 9
| Рынок труда и распределение доходов.
| 4
| 3 – 4
| 24
| 6
| 8
| 10
| Доклады,
рефераты
| 10
| Рынки капитала и земли
| 4
| 5 – 6
| 20
| 6
| 6
| 8
| Доклады,
рефераты
| 11
| Общее равновесие и экономическая эффективность
| 4
| 7 – 8
| 16
| 4
| 6
| 6
| Доклады,
рефераты
| 12
| Экономика информации, неопределенности и риска
| 4
| 9 – 10
| 12
| 4
| 4
| 4
| Доклады,
рефераты
|
|
|
|
|
|
|
| 36
| Экзамен
|
| Итого
|
|
| 108
| 32
| 36
| 40
|
|
| Всего
|
|
| 216
| 64
| 72
| 80
|
| Содержание учебной дисциплины
Тема 1. Предмет и метод микроэкономики. Понятие объекта и предмета изучения микроэкономики. Изменение взглядов на предмет в исторической перспективе. Формальная логика как метод экономического исследования. Диалектика. Восхождение от абстрактного к конкретному. Единство исторического и логического методов. Анализ и синтез. Индукция и дедукция. Системный подход. Статистический метод. Экономико-математическое моделирование. Экономические эксперименты. Тема 2. Базовые экономические понятия. Экономические потребности, экономические блага, экономические ресурсы. Экономический выбор. Альтернативные издержки. Производственные возможности. Экономический кругооборот. Экономические системы: основные ступени развития – доиндустриальное, индустриальное и постнидустриальное общество. Современные экономические системы: рыночная, командная и смешанная экономика. Тема 3. Рыночная система: спрос и предложение. Рынок и его функции. Спрос, кривая спроса. Выведение функции спроса из функции полезности. Индивидуальный и рыночный спрос, проблема агрегирования. Факторы, влияющие на спрос. Предложение, кривая и функция предложения. Факторы, влияющие на предложение. Равновесие спроса и предложения. Равновесная цена. Дефицит и излишки. Устойчивость равновесия. Паутинообразная модель.
Концепция эластичности и построение различных коэффициентов эластичности. Эластичность спроса по цене и по доходу. Перекрестная эластичность. Эластичность компенсированного спроса. Уравнение Слуцкого в коэффициентах эластичности. Перекрестная эластичность замещения. Уравнение Слуцкого в коэффициентах перекрестной эластичности. Соотношения между различными коэффициентами эластичности спроса. Обобщенный закон Энгеля. Эластичность предложения. Практическое значение теории эластичности. Тема 4. Поведение потребителя в рыночной экономике. Потребительские предпочтения. Принцип рационального поведения. Аксиомы рационального выбора. Полезность блага. Функция полезности, ее виды (линейная, квазилинейная, Кобба-Дугласа, Леонтьева), их экономическая интерпретация и сравнение. Потребительский выбор. Кривая безразличия. Зона и предельная норма замещения. Бюджетное ограничение. Условия равновесия потребителя. Кривая “доход-потребление” и кривые Энгеля. Кривая “цена-потребление”. Максимизация полезности и внутренний оптимум потребителя. Две меры реального дохода. Эффекты замещения и дохода по Слуцкому и Хиксу. Функции и кривые компенсированного спроса. Уравнение Слуцкого. Понятие нормальных товаров и товаров низшей категории. Парадокс Гиффена. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Перекрестные эффекты изменения цены, замещения и дохода. Общие и чистые субституты и комплементы. Выгода (излишек) потребителя и ее измерение. Компенсирующая и эквивалентная вариации дохода, маршаллианский потребительский избыток, соотношение между ними. Излишек продавца.
|