Проект





Скачать 241.92 Kb.
НазваниеПроект
Дата публикации17.02.2015
Размер241.92 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы

ПРОЕКТ



Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

НАПРАВЛЕНИЕ подготовки

«Градостроительство»

Шифр направления 271000.68


КОНЦЕПЦИЯ

магистерской ОЧНО-ЗАОЧНОЙ программы

«Город: пространственное планирование»

Москва, 2011

Содержание
1. Обоснование потребностей в выпускниках направления «Градостроительство»

2. Существующие программы подготовки по направлению «Градостроительство»

2.1. В российских учебных заведениях

2.2. Практика подготовки специалистов за рубежом

3. Цели и задачи магистерской программы

4. Прием и развитие программы

5. Общая характеристика содержания учебных планов

6. Карьера выпускников после окончания программы

Приложение 1. Базовый учебный план магистерской программы

Приложение 2. Аннотация основных дисциплин учебного плана

Приложение 3. Сведения о профессорско-преподавательском составе

Приложение 4. CV научного руководителя программы


1. Обоснование потребностей в выпускниках направления «Градостроительство»
Образовательное и научно-исследовательское направление «Urban studies»1 традиционно играет существенную роль в западных университетах и научных областях. В России такое направление пока не получило своего развития и поэтому нет даже адекватного перевода данного термина (возможные переводы – урбанистика, исследования городов, исследования развития городов; далее мы будем пользоваться термином – «урбанистика»).

Урбанистика включает в себя целый ряд дисциплин, в том числе экономику города; планирование развития территорий, регулирование землепользования и застройки; архитектурное проектирование районов застройки; экологию городов; транспортные системы городов; социально-экономическую политику городского развития, включая жилищную политику и жилищную экономику, и другие. Данные дисциплины также пока не имеют устойчивых наименований в русском языке.

Разнообразная деятельность в области планирования и регулирования пространственного развития городов в СССР обозначалась термином «градостроительство». Эта деятельность существенно отличалась от западного urban (region, city) planning2. Градостроительство было и, во многом, остается и сейчас, одной из специализаций профессии «архитектор», оно не предполагало знаний, навыков и умений, необходимых для работы в рыночных условиях, в системе государственного и муниципального управления или частного девелопмента. Самостоятельной же профессии, аналогичной urban planner не было и до сих пор не существует.

Градостроительный кодекс РФ, принятый в 2004 году заложил основы институциональных изменений этой сферы. В силу разных причин название этой сферы осталось без изменения («законодательство в области градостроительной деятельности»). Однако, под старым термином теперь скрывается совершенно обновленное содержание. Появились современные управленческие «технологии» - территориальное планирование, правовое (градостроительное) зонирование и планировка (межевание) территории, аналогичные западному urban planning. Попутно отметим, что, несмотря на многочисленные попытки, пока не удается найти замену термину «градостроительство», чтобы избежать смысловых ассоциаций, искажающих суть и специфику профессии. Сейчас, для обозначения новой дисциплины, наиболее часто стали употреблять термин «градоустройство», а для обозначения новой профессии специалиста, работающего в области «градоустройства» - планировщик.

Наиболее важно, что специалистов для новой деятельности в области градоустройства в России не готовят. Нынешние специалисты, - главные архитекторы муниципалитетов и сотрудники их подразделений, работники частных девелоперских и инвестиционных компаний, реализующие проекты по застройке городов, аналитики и работники масс-медиа не обладают необходимыми знаниями и навыками. Дефицит специалистов в этой сфере определяет низкую эффективность большинства проектных, нормативных и управленческих документов и решений, низкое качество среды жизнедеятельности и отставание данной сферы от других социальных систем и институций России.

Фундаментальные институциональные и законодательные изменения в рассматриваемой сфере определили острую потребность в квалифицированных специалистах в области планирования пространственного развития городов и регионов, оптимизации использования территории с точки зрения достижения баланса публичных и частных интересов, решения всего комплекса вопросов городского развития. Наконец, был введен «Федеральный государственный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки 271000 «Градостроительство (квалификация магистр)» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 марта 2010 г. № 227)3 и утверждены «Квалификационные характеристики должностей руководителей и специалистов градостроительной деятельности», отдельно от архитектуры и строительства («Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 23 апреля 2008 г. № 188). Таким образом, сейчас появилось возможность начать полномасштабную подготовку специалистов по указанному направлению, которые будут востребованы в системе государственного и муниципального управления и частном бизнесе.
2. Существующие программы подготовки по направлению «Градостроительство»
2.1. В российских учебных заведениях

В 2011 году в НИУ Высшая школа экономики была открыта первая в России очная магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» по направлению «Градостроительство». До сих пор в России не было ни одной образовательной программы в области градостроительства на уровне магистра. На момент открытия данной программы существовало три магистерских программы схожего содержания: в Московской академии архитектуры (МАРХИ), в Российской академии народного хозяйства при Правительстве РФ (РАНХ) и в Московском Государственном Строительном Университете (МГСУ). Однако, ни одна из них не предполагает подготовку современных специалистов профессии urban planning и в соответствии с федеральным государственным стандартом по направлению подготовки «Градостроительство».

Так, в МАРХИ, подготовка осуществляется в рамках направления «Архитектура». «Градостроительство» заявлено только как специализация архитектурной подготовки. Подготовка магистров по этой специализации больше напоминает западную “urban design”, т.е. по существу проектное полуархитетурное - полуградостроительное обучение. Признавая важность освоения проектного подхода для выработки навыков и умений принятия управленческих решений, следует отметить, что указанная программа не обучает научным методам и не предполагает исследовательскую практику. Эта программа готовит проектировщиков с графическими и планировочными умениями, но без экономической, социальной, правовой и другой научной подготовки.

В РАНХ обучение магистров осуществляется в рамках направления «Менеджмент», со специализацией «урбанистика». Эта программа значительно более продвинутая и современная, по сравнению с программой МАРХИ. В ней большое внимание уделено рассмотрению и обсуждению конкретных региональных программ и урбанистических теорий. Однако, в ней отсутствует компонент обучения методам и практическим навыкам территориального планирования и разработки документов планировки территории, а также практически отсутствует экономическая и правовая подготовка магистрантов, без которой сегодня невозможно представить эффективную работу в рассматриваемой сфере.

В МГСУ подготовка магистров осуществляется по направлению «Строительство». Основу данной программы, как следует из названия направления, формируют технические дисциплины в сфере инженерно-технической подготовки территории и управления строительством. Таким образом в данной программе экономическая и правовая компоненты ограничивается строго техническими вопросами строительства и проектирования, что, конечно, не может подготовить магистрантов к работе с городом на всех, требуемых современными условиями, уровнях .

В результате, до самого последнего времени в России не было ни одной магистерской программы по градостроительству, как направлению комплексной подготовки магистрантов современным социальным, экономическим и правовым теориям функционирования и развития города, в сочетании с теорией и практикой пространственного анализа, а также, обучения навыкам проектного принятия решения. Открытая в 2011 году в НИУ ВШЭ магистерская программа «Управление пространственным развитием городов» стала первой уникальной попыткой в подготовке градостроителей – исследователей, проектировщиков и управленцев. Являясь очной, данная программа в первую очередь рассчитана на недавних выпускников Российских ВУЗов, а также молодых специалистов только начинающих свой карьерный путь и поэтому имеющих возможность сочетать дальнейшее обучение с приобретением практического опыта по месту работы. До сегодняшнего дня такая форма обучения была единственным способом приобрести современные знания в сфере градостроительства вне зависимости от уровня подготовки кандидата и специфики его профессиональной деятельности. Задача очно-заочной магистерской программы «Город: пространственное планирование», таким образом, - дать возможность уже состоявшимся специалистам и управленцам получить современные знания о городе без значительного ущерба для своей профессиональной деятельности, связанной с необходимостью организации продолжительного отпуска.


2.2. Практика подготовки специалистов за рубежом

В отличие от российской образовательной практики, за рубежом, дисциплина «городское (региональное) планирование» представлена очень широко. Практически во всех странах Европы и Америки имеются образовательные программы по направлению “urban planning”, “urban design” и “urban studies”. Только в США имеется 125 различных магистерских программ по направлению «городское планирование». Следует отметить, что бакалавров по этому же направлению готовят только в 16 американских университетах. Столь существенный разрыв между количеством магистерских и бакалаврских программ связан с тем, что среди профессионалов имеется твердое убеждение, что специалисты данной области могут формироваться только на магистерском уровне.

В западных университетах накоплен огромный опыт преподавания указанной дисциплины, слушателям предлагаются современные теории развития городов и технологии управления, в том числе, в области экономики города, недвижимости, жилищной сферы, транспортной организации и многих других сфер городского хозяйства и городской жизни. Большинство этих теорий и технологий до сих пор неизвестно большинству отечественных специалистов, в России им негде обучиться. В связи с этим, в последнее время некоторые студенты, получившие бакалаврскую степень в российских высших заведениях, уезжают в западные университеты для получения магистерской степени по направлению «территориальное (городское, региональное, сельское) планирование». Это указывает на то, что магистерское образование «западного» образца по этому направлению востребовано, даже с учетом сложностей его получения за рубежом. Средняя общая стоимость обучения в подобной магистерской программе составляет около 20.000 долларов.

Вместе с тем преподавание по указанным направлениям в западной школе опирается на совершенной иную социальную реальность, правовые нормы и традиции, что сильно ограничивает возможность переноса знаний, практического опыта и готовых рецептов на российскую почву. Так, некоторые социальные и правовые институты отсутствуют в российской действительности полностью (например, широко распространенная в США и Англии практика предоставления малых грантов для поддержания среды небольших городских сообществ или широкие права, предоставленные соседствам, в области планирования и регулирования на низовом уровне). Однако в западных курсах по теме «городское планирование» эти вопросы имеют ключевое значение, им уделяется очень много времени.

Как показывает практика, большинство Российских молодых специалистов, которые сегодня делают свою карьеру в России в сфере изучения, проектирования и управления городским процессом, получили степень магистра наук в области Urban studies/ Urban planning за рубежом именно по причине отсутствия подобных программ в России. Тем не менее, в отличие от молодых специалистов, состоявшиеся профессионалы-практики и управленцы часто не имеют возможности оставить свое основное место работы для получения дополнительного образования в формате очной магистратуры. В связи с этим, по нашему убеждению, данная Российская программа будет пользоваться спросом среди российских специалистов в силу ее очно-заочной формы. С другой стороны, она также будет конкурентоспособна по сравнению с зарубежными курсами по причине адаптации ее содержания к российским реалиям, возможности изучения в ее рамках специфики российской практики, подходов и прецедентов.


3. Цели и задачи магистерской программы
Цель программы: подготовка и переподготовка градостроителей - специалистов в области управления пространственным развитием городов, осуществляемого в виде территориального планирования, градостроительного зонирования, планировки территории для работы в системе государственного и муниципального управления, в области девелопмента и инфраструктурного развития, а также исследований города, городской среды, городской экономики и иных подсистем.

Задачи программы:

  • Подготовить специалистов, обладающих современными знаниями в области функционирования и развития городов, в том числе, экономики города и городских подсистем, местного самоуправления и городских сообществ.

  • Предоставить магистрантам образцы лучшей практики управления, пространственного (территориального) планирования и исследования городов и отдельных территорий.

  • Сформировать у слушателей программы ценностные установки гуманитарного подхода к управлению и развитию городов, высокую мотивацию в отношении создания привлекательной, качественной среды проживания, становления гражданского общества и местных сообществ, бережного отношения к культурному наследию, историческим и национальным традициям.

  • Обучить магистрантов навыкам независимой исследовательской работы, а также развить умения в области проектного подхода, принятия обоснованных управленческих решений;

  • С помощью современной информационно-технологической базы создать полноценную инфраструктуру обучения, необходимую для данного направления подготовки, в том числе для работы с современными программными пакетами и информационными системами.

  • Включить слушателей и выпускников программы в профессиональное сообщество исследователей, управленцев системы государственного и муниципального управления, проектировщиков и менеджеров девелоперских компаний, а также в международные профессиональные сети.


4. Прием и развитие программы
Прием на магистерскую программу «Город: пространственное планирование» определяются российским законодательством, Правилами приема в магистратуру НИУ-ВШЭ.

Поступление в магистратуру проходит в два этапа: конкурсный отбор (портфолио) и собеседование (выборочно).

Для участия в конкурсе документов (портфолио) абитуриент предоставляет следующие документы:
В обязательном порядке:

  1. Диплом бакалавра или специалиста

Диплом бакалавра, специалиста. При отсутствии диплома на период конкурса выпускники программ бакалавра или специалиста предоставляют справку из учебной части о сроке окончания программы и получения диплома, а также академическую справку (или копию зачетной книжки) с указанием изученных дисциплин по следующим направлениям:

    • Экономическое направление – макроэкономика и микроэкономика, экономическая география, государственное и муниципальное управление, менеджмент.

    • Градостроительное направление – градостроительство, архитектура, землеустройство, экология.

    • Гуманитарное направление – политология, социология, культурология, социальная психология, право.

    • Техническое направление - математическое моделирование, информационные технологии, инженерно-техническая инфраструктура (транспорт, инженерные сети).


2. Письмо о намерениях (мотивационное письмо)

Абитуриент может предоставить письмо (максимум 2000 знаков), в котором будут описаны предыдущий профессиональный и академический опыт абитуриента; обоснование выбора этой магистратуры; профессиональные и академические планы по завершению магистратуры; а также дана другая информация, которую абитуриент сочтет уместной для пояснения своих намерений о поступлении на данную программу магистратуры.
3. Дипломная работа или реферат по городской тематике

Предоставляются рукописи, в том числе ВКР бакалавра (специалиста) или реферат по тематике, связанной с городским развитием (не более 20 печатных страниц). Абитуриент по собственному желанию может предоставить дипломную работу или реферат.
Дополнительные материалы портфолио:

  1. Публикации, научные работы или материалы проектов

  • Публикации в профессиональных изданиях: журналах, научных сборниках или;

  • материалы проектов, в которых абитуриент принимал участие (с указанием конкретных задач, которые были реализованы абитуриентом). Такими материалами могут быть: архитектурные и градостроительные проекты, консалтинговый отчет или отчет о исследовательской работе.


4. Дипломы, награды и сертификаты

  • Дипломы, сертификаты и прочие документы, подтверждающие полученную дополнительную профессиональную квалификацию, кроме иностранного языка;

  • Дипломы, сертификаты и прочие документы победителей и лауреатов конкурсов научных работ, архитектурных конкурсов и проч.

  • Документы, подтверждающие получение специальных стипендий, научных и иных грантов.



Предполагается, что все магистранты будут обучаться на коммерческой основе.

Первый прием в магистратуру планируется 1 сентября 2012 года. Предполагается, что первый набор будет в количестве 25 коммерческих мест. Набор на данную программу будет осуществляться по образовательному направлению «Градостроительство». Предполагается, что контингент поступающих в магистратуру будет формироваться в основном из действующих сотрудников муниципалитетов и их подразделений, работников частных проектных, девелоперских и инвестиционных компаний, а также консультантов и аналитиков консалтинговых компаний, работников масс-медиа.
5. Общая характеристика содержания учебных планов
Учебный план магистерской очно-заочной программы «Город: пространственное планирование» по направлению 271000.68 "Градостроительство" сформирован в соответствии с современными отечественными и зарубежными требованиями к подготовке специалистов в этой области.

Организационный формат программы – накопительно - модульная система, индивидуальное планирование учебной деятельности слушателями.

Программа формируется из адаптационных и обязательных дисциплин, курсов по выбору, научно–исследовательской деятельности.
Данная магистерская программа построена на следующих принципах.

1. Магистранты обучаются работе с городом в двух предметных «плоскостях»:

– дисциплинарной (экономика, социология, культурология, право и др.), в которой исследуются, планируются и проектируются различные городские процессы;

– пространственной, в которой всех указанные процессы рассматривается с точки зрения их локализации.

Одновременное освоение этих подходов не такая тривиальная образовательная задача. Наиболее близкая аналогия имеет место в экономической географии, в части так называемой «географии городов», однако в ней, как правило, отсутствует проектный, конструктивный подход. Для реализации этого принципа в программе предлагаются курсы, в которых город или его подсистемы рассматриваются с различных дисциплинарных позиций (экономика города, социология города, экология города и т.п.) и курсы, посвященные пространственному срезу города (планировочная структура города, территориальное планирование, картографический инструментарий и т.п.). В результате специалисты должны научиться различать эти «плоскости» рассмотрения и работать в каждой из них, используя специфические знания, методы, умения и навыки.

2. Междисциплинарный характер подготовки специалистов, предполагающий обучение экономическим, социологическим теориям города, методам и практикам, истории урбанистики и культурологи города, правовому регулированию развития города, застройки и недвижимости, подходам и методам современного управления различными городскими процессами. Освоение этих, различных дисциплин должно выработать у магистранта принципиально комплексный взгляд на все объекты и явления города, когда каждое из них может и должно рассматриваться одновременно с разных сторон (дисциплинарных позиций).

3. Акцент на прикладной характер подготовки магистрантов. Наряду с дисциплинами общенаучного цикла, закладывающими основы фундаментального знания о городе, в программе широко представлены специализированные дисциплины по каждой из городских подсистем - жилищной, транспортной, инженерно-технической, стратегического планирования и другие. При этом, упор делается на прикладные аспекты образования, освоение современных методов и технологий, а также приобретение компетенций их использования. С этой целью предлагается широкое использование активных методов обучения – кейсового метода, проектного подхода и групповых заданий, в ходе которых магистранты будут использовать, усваивать и переводить в практическую плоскость знания, полученные в ходе лекций и дискуссий. Кроме того, к образовательному процессу привлекаются практикующие специалисты в области исследования, консалтинга и проектирования, в том числе, для проведения тренингов и мастер-классов.

4. Единство гуманитарного и естественно-технического подходов в подготовке специалистов. Несомненно, большинство курсов рассматриваемой программы содержит в себе компоненты гуманитарного и технического знания, поскольку современная экономика, социология, теория управление построены на взаимопроникновении элементов объективного знания, количественных методов и качественного, описательного дискурса. Тем не менее, признавая всю условность этого разделения, в программе можно выделить специфические гуманитарные курсы, такие как: «История урбанистики», «Городской культурный ландшафт», «Социально-демографические вопросы развития городов», «Правовое регулирование градостроительной деятельности и правовое зонирование». Одновременно, в программе разворачиваются курсы, которые следует отнести к инженерно-техническим, «точным» дисциплинам: «Бизнес-планирование городских проектов (девелопмент)», «Планирование и управление городскими транспортными системами», «Административно-правовое и техническое регулирование в проектировании и строительстве», «Развитие городской коммунальной инфраструктуры». Предложенный принцип направлен на формирование у слушателей магистерской программы сильной мотивации в создании качественной среды проживания, приоритете ценностей и предпочтений разных групп населения в сочетании с компетенциями технического, прикладного характера.
Магистерская программа начинается адаптационными курсами. Поскольку в магистерскую программу набираются специалисты разных профессий, то им будут предложены два курса, восполняющие знания и умения, необходимые для дальнейшего плодотворного обучения. Логика подбора адаптационных курсов состоит в том, чтобы, с одной стороны, «подравнять» слушателей в основах пространственного анализа и работы с картами, а с другой, в знании базовых экономических процессов. К адаптационным курсам относятся следующие дисциплины:

  • Основы экономики (макро-, микро-, региональная, общ. сектор);

  • Методы пространственного анализа на основе ГИС.

Ядро магистерской программы составляют обязательные дисциплины, обеспечивающие глубокое изучение базовых положений теории, методов и практики управления пространственного развития города. Ядро включает курсы гуманитарного цикла (по истории урбанистики, экономике города) и курсы практической направленности, посвященные методам стратегического планирования и управления социально-экономическим развитием города, правового регулирования градостроительной деятельности, бизнес-планирования различных проектов, территориального планирования и проектирования. Предложенные курсы преподаются на основе научной литературы и пособий продвинутого уровня, подготовленных профессорско-преподавательским составом программы. Дисциплины «ядра» программы преподаются на обоих курсах магистерской программы с определенной логикой последовательного изложения материала. К циклу «ядра» магистерской программы, т.е. базовых дисциплин относятся:

  • История урбанистики;

  • Правовое регулирование градостроительной деятельности;

  • Территориальное планирование и проектирование на основе исследования пространственной структуры города;

  • Экономика города;

  • Планирование и управление муниципальным социально-экономическим развитием;

  • Жилищная экономика и жилищная политика.


Вариативная часть учебного плана содержит курсы для углубленного изучения городских подсистем, современных тенденций развития города и городских сообществ. К вариативной части учебного плана, т.е. дисциплинам по выбору относятся:

  • Социально-демографические вопросы развития городов;

  • Культурный ландшафт города;

  • Морфология городской застройки;

  • Бизнес-планирование городских проектов (девелопмент);

  • Планирование и управление городскими транспортными системами;

  • Современные концепции развития городов в контексте новых глобальных вызовов;

  • Развитие городской коммунальной инфраструктуры;

  • Административно-правовое и техническое регулирование в проектировании и строительстве.

Большое значение в рамках магистерской очно-заочной программы «Город: пространственное планирование» придается научно-исследовательской и проектной работе магистрантов. Научно-исследовательская работа проводится в виде семинаров, самостоятельной исследовательской работы. Проектный метод применяется при разборе специально подготовленных кейсов и выполнении проектных заданий на их основе. Предполагаются выполнение проектов разной длительности и сложности. Исследовательская и проектная линии обучения «сводятся» в рамках практики – подготовки курсовой работы, магистерской диссертации и научно-исследовательских семинаров. Данные формы обучения носят приоритетный характер и отвечают ключевым требованиям, предъявляемым к магистерским программам в России и в ведущих западных вузах.

Основными формами обучения в Программе являются:

  • Обзорные, постановочные, научно-исследовательские лекции в целях рассмотрения основных теоретических положений и понятий по соответствующим курсам с аналитическим обзором важнейших проблем, возможных вариантов решений и исследований;

  • научно-исследовательские семинары, коллоквиумы - занятия, предполагающие обсуждение и анализ явлений и процессов городского развития, обсуждения индивидуальных проектов и прикладных исследований;

  • индивидуальные и групповые проекты в сфере территориального планирования города и отдельных его подсистем, разработки правил землепользования и застройки, проекты планировки территории по отдельным районам или частям города, девелопмента недвижимости и развития муниципальной инфраструктуры;

  • мастер-классы и методологические семинары в форме обсуждения научных теорий, проектов и практики городского управления ведущих отечественных и зарубежных специалистов;

  • самостоятельная работы слушателей по изучению, переводам, освоению теоретического и практического учебного материала; работа с литературой, нормативно- правовыми документами; экспертиза документов и материалов в направлении анализа политики и практики управления пространственным развитием городов и регионов на разных уровнях;

  • консультации профессорско-преподавательского состава с целью оказания помощи в освоении теоретического материала;

  • подготовка и участие в научно- практических конференциях, форумах;

  • межсессионное самостоятельное освоение учебной программы по подготовленным профессорско-преподавательским составом спискам литературы и учебно-методическим пособиям.


Предполагаются следующие формы обучения и контроля прослушанных курсов.

Очно-заочная форма обучения подразумевает активное использование системы LMS (Learning Management System), обеспечивающую эффективное взаимодействие между преподавателями и студентами в течении всего учебного процесса. В первую очередь данная система будет использована на тех этапах обучения студентов, когда они будут вести самостоятельную работу, требующую консультаций с преподавателем или научным руководителем, вне стен университета.

Итоговый и промежуточный контроль знаний магистрантов планируется в форме устных и\или письменных экзаменов и зачетов, защиты курсовой работы по результатам первого года обучения. В качестве текущего контроля полученных знаний слушатели обязаны делать доклады теоретического и прикладного плана для семинара (в том числе для выступлений на конференциях), готовить обзорные рефераты, статьи.

Государственные аттестационные испытания проводятся в форме защиты магистерской диссертации.
6. Карьера выпускников после окончания программы

Выпускники со специальностями по образовательному направлению «Градостроительство» сегодня очень дефицитны, как в частном так и в государственном секторе. Поэтому компетенции и знания приобретённые магистрантами на данной программе с одной стороны позволят занять им исключительно конкурентоспособную позицию на рынке, с другой – дадут уникальную возможность переосмыслить собственную сферу деятельности и реализовать на практике совершенно новый подход в своей профессиональной области.
Предполагается, что профессиональная деятельность кандидатов и выпускников магистерской очно-заочной программы «Город: пространственное планирование» будет осуществляться в следующих областях:

  • планирование и проектирование городов, регионов, иных градостроительных объектов различного уровня сложности;

  • исследование городской проблематики, прогнозирование, программирование и оценка градостроительных решений;

  • управление и администрирование градостроительной деятельности на местном и региональном уровне, проведение в жизнь градостроительной политики, реализация мероприятий территориального планирования и проектирования;

  • профессиональное образование и подготовка кадров.


Магистр по направлению подготовки «Градостроительство» в области пространственного планирования городов и регионов будет подготовлен к следующим видам профессиональной деятельности:

  • научно - исследовательская;

  • планирование и проектирование;

  • организационно-управленческая;

  • экспертная;

  • педагогическая.


Выпускник указанной магистерской программы будет готов для выполнения конкретных видов работ, в том числе, над:

    • проектами (документами) и схемами территориального планирования;

    • правилами землепользования и застройки территорий в границах местного самоуправления;

    • проектами планировки/межевания территории (кварталов, микрорайонов, районов и частей муниципальных образований);

    • стратегическими планами пространственного и социально-экономического развития территорий;

    • программами развития жилищной и социальной сферы, городской инфраструктуры, иных экономических подсистем города;

    • бизнес-планами и проектами в сфере рынка недвижимости и строительства (девелопмента);

    • нормативными актами по вопросам функционирования и развития городов;

    • эмпирическими исследованиями и анализом данных, проводить опросы, осуществлять натурные наблюдения;

    • экспертными заключениями по различным проектам и документам муниципального уровня и уровня субъекта РФ, связанным с пространственным развитием территорий;

    • оцениванием, обоснованием, согласованием и принятием управленческих решений;

    • управленческими технологиями, информационным обеспечением процессов, определяющих реализацию программ, политику развития и проектные решения;

    • преподаванием дисциплин, связанных с управлением пространственным развитием городов, территориальным планированием и планировкой территории.


Профессиональный рынок для реализации знаний выпускников формируется в основном следующими организациями:

  • органы местного самоуправления и государственной власти; учреждения государственной и муниципальной службы;

  • государственные, муниципальные и частные консалтинговые, научно-исследовательские и проектные организации;

  • частные девелоперские, инвестиционные и риэлтерские компании;

  • высшие учебные заведения и образовательные центры;

  • средства массовых коммуникаций, связанные с вопросами городского и регионального развития.


Профессиональные качества, прививаемые обучающимся, основываются на знаниях, отвечающих современному уровню развития дисциплин о функционировании и развитии городов, городских сообществ и допускают гибкую адаптацию выпускников к условиям их последующей профессиональной деятельности. Наряду с профессиональными качествами у выпускников формируются профессиональные компетенции, соответствующие уровню магистра необходимые для их профессиональной деятельности.

Кроме того, мы намерены добиться положения, когда специалисты с дипломом «Высшей школы урбанистики» будут иметь реализовать свои знания по полученной специальности в зарубежных и международных институциях, наравне с выпускниками западных школ.

Уровень подготовки выпускников магистерской программы, включающий сочетание общих и специальных, пространственных, экономических, правовых и управленческих знаний, проектных и исследовательских компетенций, как по форме (наличие диплома магистра), так и по содержанию достаточен:

  • для занятия должностей категорий «руководители», «помощники (советники)», «специалисты» в секторе государственной и муниципальной службы, связанной с управленческой деятельностью по реализации градостроительной политики и проектных решений;

  • для занятия руководящих должностей в различных государственных, некоммерческих организациях и коммерческих организациях в сфере проектирования, консультирования, научных исследований.

Основной руководитель магистерской программы А.В. Крашенинников

Руководитель магистерской программы А.А. Высоковский


1 Wikipedia дает следующее определение: «Urban studies is the term for a diverse range of disciplines and approaches to the study of all aspects of cities, their suburbs, and other urban areas. This includes urban economics, urban planning, urban architecture, urban ecology, urban transportation systems, urban politics, and urban social relations. This can be contrasted with the study of rural areas and rural lifestyles

2 В англоязычной литературе существует большое количество различных определений этой дисциплины, в частности: «An urban planner is a professional who works in the field of urban planning for the purpose of optimizing the effectiveness of a community's land use and infrastructure. They formulate plans for the development and management of urban and suburban areas, typically analyzing land use compatibility as well as economic, environmental and social trends. In developing their plan for a community (whether commercial, residential, agricultural, natural or recreational), urban planners must also consider a wide array of issues such as sustainability, air pollution, traffic congestion, crime, land values, legislation and zoning codes. Urban planners are usually hired by developers, private property owners, private planning firms and local/regional governments to assist in the large-scale planning of communal and commercial developments, as well as public facilities and transportation systems. Urban planners in the public role often assist the public and serve as valued technical advisors in the myriad web of the community's political environment. Related disciplines include regional, city, environmental, transportation, housing and community planning».

Близкое по смыслу определение дают специалисты McGill University (Канада): «Modern urban planning emerged as a profession in the early decades of the 20th century, largely as a response to the appalling sanitary, social, and economic conditions of rapidly-growing industrial cities. Initially the disciplines of architecture and civil engineering provided the nucleus of concerned professionals. They were joined by public health specialists, economists, sociologists, lawyers, and geographers, as the complexities of managing cities came to be more fully understood. Contemporary urban and regional planning techniques for survey, analysis, design, and implementation developed from an interdisciplinary synthesis of these fields. Today, urban planning can be described as a technical and political process concerned with the welfare of people, control of the use of land, design of the urban environment including transportation and communication networks, and protection and enhancement of the natural environment».





3 Аналогичный стандарт по направлению Градостроительство для квалификации бакалавр находится в стадии разработки и согласования.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проект iconУрок №16-17 тема: Проект Цель: Познакомить учеников с понятием «проект»...
Цель: Познакомить учеников с понятием «проект» и алгоритмом работы над проектом. Выполнить свой проект – отчёт об изученном курсе...
Проект iconМеждународный проект
Проект Современного Искусства и Креативного творчества «апельсиновая береза» г. Москва
Проект iconКраткое содержание проекта Проект реализуется в рамках учебного предмета «Геометрия»
Реализация данного проекта способствует углублению знаний учащихся по геометрии. Проект показывает учащимся использование многогранников...
Проект iconКраткое содержание проекта Проект основан на исследовании учащимися...
Группы создадут проект «Сохраним деревья города». Дети проявят свои творческие способности в предметах изобразительного искусства,...
Проект iconКурсовой проект на тему: Проект производственно-технической базы...
Курсовой проект содержит три листа графической части и пояснительную записку на 70 стр., 13 таблиц, 10 использованных источников
Проект iconРеферат Баранов К. Г., Игнатенков А. И. Дипломный проект на тему...
Общий объем проекта составляет 78 страниц. Дипломный проект содержит 1 рисунок, 16 таблиц. Список литературы представлен 30 источниками...
Проект iconИнформационное письмо проект
С 2012 года гбоу гимназия №11 реализует проект «Сетевой педсовет» в рамках программы «Гимназический союз России»
Проект iconДипломный проект на тему: «Проект реконструкции участка текущего...
Общий объем проекта составляет 70 страниц. Дипломный проект содержит 4 рисунка, 15 таблиц. Список литературы представлен 29 источниками...
Проект iconДипломный проект на тему: «Проект реконструкции участка текущего...
Общий объем проекта составляет 70 страниц. Дипломный проект содержит 4 рисунка, 15 таблиц. Список литературы представлен 29 источниками...
Проект iconКачественные изменения состава и квалификации педагогических кадров
Международный проект "Энергосбережение", экологический проект «Хранители природы» в направлении «Крылья над Европой»
Проект iconДипломный проект на тему: «Проект мероприятий по повышению конкурентоспособности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект iconДипломный проект на тему: Проект детского кафе на 50 мест в Торгово- офисном центре г. Пушкино
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект iconТехническое задание является исходным документом, на основе которого...
Сонт регламентируются гостами в единой системе конструкторской документации (ескд). Гост определяет сле­дующие стадии конструкторской...
Проект icon«Российской науке — виват!»
Здравствуйте! Сегодня мы представляем проект, который поможет нам найти что-то общее в культуре нашей страны и зарубежных странах....
Проект iconДипломный проект на тему: Проект мероприятий по разработке антикризисной...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Проект iconДипломный проект на тему: «Проект сервисного центра по обслуживанию...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск