Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело





НазваниеУчебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело
страница1/6
Дата публикации29.07.2013
Размер0.74 Mb.
ТипУчебно-методический комплекс
100-bal.ru > Экономика > Учебно-методический комплекс
  1   2   3   4   5   6


Министерство образования и науки РФ

______________________________________________________________

ГОУ ВПО

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра Международной торговли

Утверждено

УМС факультета Мировой экономики и торговли

Протокол № ____________

«_____» ____________2011г.

Председатель ___________

проф. Вавилова Е.В.

Логистика ВЭД

Учебно-методический комплекс

Для студентов специальности

080115 Таможенное дело

Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление РГТЭУ Протокол №____________

«_____» ________________2011 г. «____» ______________

______________________ Зав. кафедрой

______________

Вавилова Е.В.

Москва 2011

Автор-составитель:

Жогличева В.В. ст.преподаватель кафедры международной торговли

Учебно-методический комплекс «Логистика ВЭД» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 – Таможенное дело.

Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательным для изучения.

Согласования со смежными кафедрами:

Зав. кафедрой Мировой экономики РГТЭУ,

д.э.н., профессор Е.Д.Халевинская

Директор библиотеки З.Н. Уханова

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

1. Цель, задачи и предмет дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4

2. Требования к уровню освоения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6

3. Объем дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3.1 Объём дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7

3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы . . . .. . . . . . . . . .8

4. Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

5. Темы практических и семинарских занятий , тематических дискуссий и деловых игр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12

6. Задания для самостоятельной работы студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15

6.1. Тесты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18

7. Темы контрольных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 29

8. Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47

9. Вопросы для подготовки к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49

10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52

10.1 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .52

10.2 Методические обеспечения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53.

10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54

11. Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54

1. Цель, задачи и предмет дисциплины.

Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретических и практических навыков по управлению материальными и сопутствующими им потоками в сфере внешнеэкономической деятельности.


Задачами дисциплины являются:

  • ознакомиться с понятием и теоретической концепцией логистики, ее эволюцией и функциональными областями;

  • разобраться с основными принципами и методами логистики;

  • усвоить содержание основных терминов и понятий логистики;

  • изучить основные логистические системы, концепции и технологии;

  • уяснить значимость создания единой интегрированной логистической функции и использование ее во ВЭД ;

  • разобраться с особенностями проектирования и реализации логистической стратегии во ВЭД.

2. Требования к уровню освоения дисциплины

В результате изучения дисциплины студенты должны знать:

- роль и место логистики во внешнеэкономической деятельности,

- основные термины и понятия, применяющиеся в логистике,

- сущность основных логистических концепций,

- главные принципы логистики,

- виды логистики, основные задачи и методы каждого вида логистики.

Основные навыки и умения, которые должны получить студенты в процессе изучения дисциплины:

- уметь анализировать состояние логистической системы конкретного предприятия,

- видеть возможности использования логистических концепций на определенном предприятии,

- находить решения по оптимизации деятельности отдельных функциональных областей логистики на предприятии, ориентированном на ВЭД,

- научиться разрабатывать рациональные схемы доставки внешнеторговых грузов с использованием методов логистики.

2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании

курса

1. Коллоквиум – (от лат. сolloguium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра (темы 1,2,3,4).

2. Круглый стол - это один из наиболее эффективных способов для обсуждения сложных и актуальных для текущего момента вопросов в любой профессиональной сфере, обмен опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (тема 5).

3. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (тема 7).

4. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (тема 8).

5. Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления (темы 1,2,3,4,5,6,7).

6. Анализ кейсов – одна из наиболее эффективных технологий обучения менеджеров и маркетологов, направленная не столько на усвоение новых знаний, сколько на формирование новых психологических качеств и умений (тема 7).
3. Объем дисциплины

3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы


Вид учебной работы

Количество часов по

специальности 080115

«Таможенное дело»

Очной

Заочной

Очно-заочной

№ семестра

9

10

9

Аудиторные занятия:

34

17

8

Лекции

24

10

6

Практические и семинарские занятия

10

7

2

Самостоятельная работа

36

53

62

ВСЕГО ЧАСОВ НА ДИСЦИПЛИНУ

70

70

70

Формы отчетности:

Контрольные работы, рефераты

(количество, №№семестров)

-

-

Контр.работы – 9 семестр

Виды итогового контроля

(экзамен, зачет)

- №№ семестров

Экзамен 9 семестр

Экзамен –

10 семестр


Экзамен – 9 семестр



3.2 Распределение часов по теме и видам учебной работы Специальность 080115 «Таможенное дело». Формы обучения: очная,

очно-заочная, заочная.


Название разделов и тем

Всего часов по учебному плану

Виды учебных занятий

Аудиторные занятия, из них

Самостоятельная работа

Лекции

Практические занятия, семинары

Тема 1. Сущность и значение логистики.


5

5

5

2

1

1

1

1

-

2

3

4

Тема 2. Основные понятия в логистике.

5

5

5

2

1

1

1

1

1

2

3

3

Тема 3. Базовые логистические концепции, системы и технологии во ВЭД.

10

10

10

4

1

1

2

1

1

4

8

8

Тема4. Функциональные области логистики

10

10

10

4

2

1

1

1

-

5

7

9

Тема5. Транспортная и внешнеторговая логистика.


10

10

10

6

2

1

2

1

-

2

7

9

Тема 6. Информациноная

Логистика и ее значение во ВЭД.

10

10

10

2

1

-

1

-

-

7

9

10

Тема 7. Направления логистизации таможенного дела.

10

10

10

2

1

1

1

1

-

7

8

9

Тема 8. Интеграция России в мировую логистическую сеть

10

10

10

2

1

-

1

1

-

7

8

10

Итого:

70

70

70

24

10

6

10

7

2

36

53

62


4. Содержание курса.
Тема 1. Сущность и значение логистики.

История возникновения и трактование термина «логистика». Объект и предмет изучения. Цели и задачи логистики. Основные принципы логистики. Роль, место и значение логистики. Сопоставление традиционного и логистического подходов к управлению материальными потоками в сфере ВЭД. Этапы развития логистики. Развитие логистики в России. Современные тенденции в развитии логистики.


Тема 2. Основные понятия в логистике.

Характеристика основных и сопутствующих (информационных, сервисных и др.) потоков. Логистические операции. Логистические функции: ключевые и поддерживающие. Логистические системы. Основные элементы макрологических и микрологических систем. Логистическая цепь. Элементы логистической системы.
Тема 3. Базовые логистические концепции, системы и

технологии во ВЭД.

Понятие логистической концепции. Интегрированная логистика. Логистические концепции и технологии. Оценка функционирования логистической системы. Перспективы реализации логистических концепций и систем в таможенной практике.
Тема 4. Функциональные области логистики.

Характеристика функциональных областей логистики. Закупочная логистика. Особенности процесса закупок для внешнеторговых организаций. Процедура выбора поставщика. Производственная логистика. Сбытовая логистика. Логистический подход к управлению запасами. Основные задачи логистики складирования. Транспортная логистика. Информационная логистика. Логистика сервисного обслуживания.
Тема 5. Транспортная и внешнеторговая логистика.

Основные транспортные операции и задачи транспортной логистики. Логистический выбор вида транспорта. Характеристика различных видов транспорта. Основные способы транспортировки. Выбор перевозчика и экспедитора. Основные участники и их задачи во внешнеторговых логистических операциях. Базисные условия поставки товаров по «Инкотермс-2010».
Тема 6. Информационная логистика и ее значение во ВЭД.

Информационные системы и технологии в логистике. Классификация информационных систем. Принципы построения информационных систем в логистике. Информационный поток при транспортировке груза от экспортера к импортеру. Телекоммуникации и информационное обеспечение ВЭД.
Тема 7. Направления логистизации таможенного дела.

Особенности процесса логистизации таможенного дела. Логистический подход к таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. Формирование таможенной и околотаможенной логистической инфраструктуры. Аутсорсинг в таможенном деле.

Тема 8. Интеграция России в мировую логистическаую сеть.

Международные транспортные коридоры. Интермодальные и мультимодальные перевозки. Логистические центры в России. Мировой рынок транспортно-логистических услуг.


5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр.
Тема 1. Сущность и значение логистики.

1. Происхождение и определение логистики.

2. Цели и задачи логистики.

3. Основные принципы логистики.

4. Роль, место и значение логистики.

5. Этапы развития логистики.

6. Развитие логистики в России.

Литература

Основная: 2, 3.

Дополнительная: 7, 10, 12.
Тема 2. Основные понятия в логистике.

1. Понятие и виды материальных и информационных потоков.

2 Логистические операции и функции.

3 Понятие логистической системы и логистической цепи поставок.

4. Элементы логистической системы.

Литература

Основная: 2, 3.

Дополнительная: 7, 10, 12.
Тема 3. Базовые логистические концепции, системы и технологии во внешнеэкономической деятельности.

1. «Толкающие» и «тянущие» логистические системы.

2. Логистический подход на основе MRP.

3. Принципы работы системы JIT.

4. Применение системы КАНБАН.

5. Использование подхода JIT ко всей цепи поставок.

Литература

Основная: 2, 3.

Дополнительная: 7, 8, 9, 10, 12.
Тема 4. Функциональные области логистики.

1. Характеристика функциональных областей логистики.

2. Роль и место логистической стретегии.

3. Основные виды логистических стратегий.

4. Этапы разработки логистической стратегии.

5. Понятие мощности (пропускной способности) цепи поставок.

Литература

Основная: 2, 3, 5.

Дополнительная: 7, 9, 10, 12.
Тема 5. Транспортная и внешнеторговая логистика.

1. Основные задачи транспортной логистики.

2. Выбор способа перевозки.

3. Логистический выбор вида транспорта.

4. Выбор перевозчика и экспедитора.

5. Выбор наиболее целесообразного маршрута доставки.

6. Интеграция России в мировую логистическую сеть.

Литература

Основная: 1, 3, 4, 5.

Дополнительная: 10, 11,12.
Тема 6. Информационная логистика и ее значение

для внешнеэкономической деятельности.

1. Информационные системы и технологии в логистике.

2. Классификация информационных систем.

3. Принципы построения информационных систем в логистике.

4. Информационный поток при транспортировке груза от экспорте к импортеру.

5. Телекоммуникации и информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности.

Литература

Основная: 1, 2, 6.

Дополнительная: 7, 10.
Тема 7. Направления логистизации таможенного дела.

1. Особенности процесса логистизации таможенного дела.

2. Логистический подход к таможенно-тарифному и нетарифному регулированию.

3. Формирование таможенной и околотаможенной логистической инфраструктуры.

4. Аутсорсинг в таможенном деле.

Литература:

Основная: 2, 3.

Дополнительная: 8, 9, 11.
Тема 8. Интеграция России в мировую логистическую сеть.

1. Международные транспортные коридоры.

2. Интермодальные и мультимодальные перевозки.

3. Логистические центра в России.

4. Мировой рынок транспортно-логистических услуг.

Литература:

Основная: 1, 4, 5.

Дополнительная: 9, 11.
6. Задания для самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки специалистов и формирует творческую активность и самостоятельность.

Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине могут быть:

  • усвоение новых знаний, углубление и повторение ранее приобретенных знаний с целью их обобщения и систематизации;

  • формирование практических умений по курсу;

  • практическое применение знаний, умений с целью углубления, расширения, обобщения и систематизации знаний, а также совершенствование умений;

  • научно-исследовательская работа.
  1   2   3   4   5   6

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное...
Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 «Таможенное дело». Дисциплина...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс для специальности 080115 «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс «Внешнеторговая документация» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Наднациональные основы таможенного регулирования вэд» составлен в соответствии с требованиями...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное...
Учебно-методический комплекс «Итоговая государственная аттестация» составлен в соответствии с гос впо по специальности 080115 Таможенное...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс по курсу «Страхование» составлен в соответствии...
Мазаева М. В. Страхование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080115. 65 «Таможенное дело»...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное...
«Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное...
Учебно-методический комплекс «Валютное регулирование и валютный контроль» составлен в соответствии с требованиями Государственного...
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconРабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо...
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080115. 65 «Таможенное дело»
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности...
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск