Скачать 0.74 Mb.
|
Министерство образования и науки РФ ______________________________________________________________ ГОУ ВПО РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Кафедра Международной торговли Утверждено УМС факультета Мировой экономики и торговли Протокол № ____________ «_____» ____________2011г. Председатель ___________ проф. Вавилова Е.В. Логистика ВЭД Учебно-методический комплекс Для студентов специальности 080115 Таможенное дело Согласовано: Рекомендовано кафедрой: Учебно-методическое управление РГТЭУ Протокол №____________ «_____» ________________2011 г. «____» ______________ ______________________ Зав. кафедрой ______________ Вавилова Е.В. Москва 2011 Автор-составитель: Жогличева В.В. ст.преподаватель кафедры международной торговли Учебно-методический комплекс «Логистика ВЭД» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 – Таможенное дело. Дисциплина входит в цикл дисциплин специализации и является обязательным для изучения. Согласования со смежными кафедрами: Зав. кафедрой Мировой экономики РГТЭУ, д.э.н., профессор Е.Д.Халевинская Директор библиотеки З.Н. Уханова ОГЛАВЛЕНИЕ Введение 1. Цель, задачи и предмет дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4 2. Требования к уровню освоения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .4 2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6 3. Объем дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 3.1 Объём дисциплины и виды учебной работы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 7 3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы . . . .. . . . . . . . . .8 4. Содержание курса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9 5. Темы практических и семинарских занятий , тематических дискуссий и деловых игр. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 12 6. Задания для самостоятельной работы студентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15 6.1. Тесты. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 18 7. Темы контрольных работ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . . 29 8. Темы рефератов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 47 9. Вопросы для подготовки к экзамену . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..49 10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .52 10.1 Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .. . . . . . . . . . . . . . .52 10.2 Методические обеспечения дисциплины . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .53. 10.3 Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .54 11. Глоссарий . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 54 1. Цель, задачи и предмет дисциплины. Целью изучения данной дисциплины является формирование у студентов теоретических и практических навыков по управлению материальными и сопутствующими им потоками в сфере внешнеэкономической деятельности.Задачами дисциплины являются:
2. Требования к уровню освоения дисциплины В результате изучения дисциплины студенты должны знать: - роль и место логистики во внешнеэкономической деятельности, - основные термины и понятия, применяющиеся в логистике, - сущность основных логистических концепций, - главные принципы логистики, - виды логистики, основные задачи и методы каждого вида логистики. Основные навыки и умения, которые должны получить студенты в процессе изучения дисциплины: - уметь анализировать состояние логистической системы конкретного предприятия, - видеть возможности использования логистических концепций на определенном предприятии, - находить решения по оптимизации деятельности отдельных функциональных областей логистики на предприятии, ориентированном на ВЭД, - научиться разрабатывать рациональные схемы доставки внешнеторговых грузов с использованием методов логистики. 2.1. Инновационные технологии, используемые в преподавании курса 1. Коллоквиум – (от лат. сolloguium – разговор, беседа) – одна из форм учебных занятий, в ходе которых преподаватель контролирует усвоение студентами сложного лекционного курса, а также процесс самостоятельной работы студентов в течение семестра (темы 1,2,3,4). 2. Круглый стол - это один из наиболее эффективных способов для обсуждения сложных и актуальных для текущего момента вопросов в любой профессиональной сфере, обмен опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога (тема 5). 3. Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений руководящими работниками или специалистами в различных производственных ситуациях (в учебном процессе – в искусственно созданных ситуациях), осуществляемый по заданным правилам группой людей в диалоговом режиме. Деловые игры применяются в качестве средства активного обучения экономике, бизнесу, познания норм поведения, освоения процессов принятия решения (тема 7). 4. Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение о проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссий по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или реферата по предложенной тематике (тема 8). 5. Метод проектов – это комплексный метод обучения, результатом которого является создание какого-либо продукта или явления (темы 1,2,3,4,5,6,7). 6. Анализ кейсов – одна из наиболее эффективных технологий обучения менеджеров и маркетологов, направленная не столько на усвоение новых знаний, сколько на формирование новых психологических качеств и умений (тема 7). 3. Объем дисциплины 3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2 Распределение часов по теме и видам учебной работы Специальность 080115 «Таможенное дело». Формы обучения: очная, очно-заочная, заочная.
4. Содержание курса. Тема 1. Сущность и значение логистики. История возникновения и трактование термина «логистика». Объект и предмет изучения. Цели и задачи логистики. Основные принципы логистики. Роль, место и значение логистики. Сопоставление традиционного и логистического подходов к управлению материальными потоками в сфере ВЭД. Этапы развития логистики. Развитие логистики в России. Современные тенденции в развитии логистики. Тема 2. Основные понятия в логистике. Характеристика основных и сопутствующих (информационных, сервисных и др.) потоков. Логистические операции. Логистические функции: ключевые и поддерживающие. Логистические системы. Основные элементы макрологических и микрологических систем. Логистическая цепь. Элементы логистической системы. Тема 3. Базовые логистические концепции, системы и технологии во ВЭД. Понятие логистической концепции. Интегрированная логистика. Логистические концепции и технологии. Оценка функционирования логистической системы. Перспективы реализации логистических концепций и систем в таможенной практике. Тема 4. Функциональные области логистики. Характеристика функциональных областей логистики. Закупочная логистика. Особенности процесса закупок для внешнеторговых организаций. Процедура выбора поставщика. Производственная логистика. Сбытовая логистика. Логистический подход к управлению запасами. Основные задачи логистики складирования. Транспортная логистика. Информационная логистика. Логистика сервисного обслуживания. Тема 5. Транспортная и внешнеторговая логистика. Основные транспортные операции и задачи транспортной логистики. Логистический выбор вида транспорта. Характеристика различных видов транспорта. Основные способы транспортировки. Выбор перевозчика и экспедитора. Основные участники и их задачи во внешнеторговых логистических операциях. Базисные условия поставки товаров по «Инкотермс-2010». Тема 6. Информационная логистика и ее значение во ВЭД. Информационные системы и технологии в логистике. Классификация информационных систем. Принципы построения информационных систем в логистике. Информационный поток при транспортировке груза от экспортера к импортеру. Телекоммуникации и информационное обеспечение ВЭД. Тема 7. Направления логистизации таможенного дела. Особенности процесса логистизации таможенного дела. Логистический подход к таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. Формирование таможенной и околотаможенной логистической инфраструктуры. Аутсорсинг в таможенном деле. Тема 8. Интеграция России в мировую логистическаую сеть. Международные транспортные коридоры. Интермодальные и мультимодальные перевозки. Логистические центры в России. Мировой рынок транспортно-логистических услуг. 5. Темы практических и семинарских занятий, тематических дискуссий и деловых игр. Тема 1. Сущность и значение логистики. 1. Происхождение и определение логистики. 2. Цели и задачи логистики. 3. Основные принципы логистики. 4. Роль, место и значение логистики. 5. Этапы развития логистики. 6. Развитие логистики в России. Литература Основная: 2, 3. Дополнительная: 7, 10, 12. Тема 2. Основные понятия в логистике. 1. Понятие и виды материальных и информационных потоков. 2 Логистические операции и функции. 3 Понятие логистической системы и логистической цепи поставок. 4. Элементы логистической системы. Литература Основная: 2, 3. Дополнительная: 7, 10, 12. Тема 3. Базовые логистические концепции, системы и технологии во внешнеэкономической деятельности. 1. «Толкающие» и «тянущие» логистические системы. 2. Логистический подход на основе MRP. 3. Принципы работы системы JIT. 4. Применение системы КАНБАН. 5. Использование подхода JIT ко всей цепи поставок. Литература Основная: 2, 3. Дополнительная: 7, 8, 9, 10, 12. Тема 4. Функциональные области логистики. 1. Характеристика функциональных областей логистики. 2. Роль и место логистической стретегии. 3. Основные виды логистических стратегий. 4. Этапы разработки логистической стратегии. 5. Понятие мощности (пропускной способности) цепи поставок. Литература Основная: 2, 3, 5. Дополнительная: 7, 9, 10, 12. Тема 5. Транспортная и внешнеторговая логистика. 1. Основные задачи транспортной логистики. 2. Выбор способа перевозки. 3. Логистический выбор вида транспорта. 4. Выбор перевозчика и экспедитора. 5. Выбор наиболее целесообразного маршрута доставки. 6. Интеграция России в мировую логистическую сеть. Литература Основная: 1, 3, 4, 5. Дополнительная: 10, 11,12. Тема 6. Информационная логистика и ее значение для внешнеэкономической деятельности. 1. Информационные системы и технологии в логистике. 2. Классификация информационных систем. 3. Принципы построения информационных систем в логистике. 4. Информационный поток при транспортировке груза от экспорте к импортеру. 5. Телекоммуникации и информационное обеспечение внешнеэкономической деятельности. Литература Основная: 1, 2, 6. Дополнительная: 7, 10. Тема 7. Направления логистизации таможенного дела. 1. Особенности процесса логистизации таможенного дела. 2. Логистический подход к таможенно-тарифному и нетарифному регулированию. 3. Формирование таможенной и околотаможенной логистической инфраструктуры. 4. Аутсорсинг в таможенном деле. Литература: Основная: 2, 3. Дополнительная: 8, 9, 11. Тема 8. Интеграция России в мировую логистическую сеть. 1. Международные транспортные коридоры. 2. Интермодальные и мультимодальные перевозки. 3. Логистические центра в России. 4. Мировой рынок транспортно-логистических услуг. Литература: Основная: 1, 4, 5. Дополнительная: 9, 11. 6. Задания для самостоятельной работы студентов Самостоятельная работа студентов является обязательным компонентом процесса подготовки специалистов и формирует творческую активность и самостоятельность. Основными направлениями самостоятельной работы студентов по учебной дисциплине могут быть:
|
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 «Таможенное дело». Дисциплина... | Учебно-методический комплекс для специальности 080115 «Таможенное дело» Учебно-методический комплекс «Внешнеторговая документация» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело Учебно-методический комплекс по дисциплине «Наднациональные основы таможенного регулирования вэд» составлен в соответствии с требованиями... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное... Учебно-методический комплекс «Итоговая государственная аттестация» составлен в соответствии с гос впо по специальности 080115 Таможенное... | ||
Учебно-методический комплекс по курсу «Страхование» составлен в соответствии... Мазаева М. В. Страхование. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080115. 65 «Таможенное дело»... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное... «Организация таможенного контроля товаров и транспортных средств» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное... Учебно-методический комплекс «Валютное регулирование и валютный контроль» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности 080115. 65 «Таможенное дело» | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |