МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
РОССИЙСКИЙ ГОCУДАРСТВЕННЫЙ ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Мировой экономики
Одобрено УМС факультета
Мировой экономики и торговли
Протокол № 3
«11» ноября 2008 г.
Председатель _______________
МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА И ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ (ВЭД) Учебно-методический комплекс Для специальности: 080115 Таможенное дело
Согласовано: Рекомендовано кафедрой:
Учебно-методическое управление РГТЭУ Протокол № 10
«____»______________2008г. «11»ноября 2008 г.
____________________________ Зав. кафедрой__________
Москва 2008 автор-составитель
к.э.н., доцент Соя-Серко Ирина Лелиановна,
Учебно-методический комплекс «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080115 «Таможенное дело». Дисциплина входит в федеральный компонент цикла общепрофессиональных дисциплин для специальности 080115 «Таможенное дело» и является обязательной для изучения.
Согласовано:
Зав. кафедрой Международной торговли,
К. с/х. н., доцент Е.В. Вавилова
Директор библиотеки З. Н. Уханова
С О Д Е Р Ж А Н И Е
| стр.
| Введение……………………………………………………………………….
Цели, задачи и предмет дисциплины ……………………………………….
Требования к уровню освоения дисциплины ………………………………
Объем дисциплины ………………………………………………………..
Объем дисциплины и виды учебной работы …………………………
Распределение часов по темам и видам учебной работы ………………
4.Инновационные технологии, используемые в преподавании курса «Мировая экономика и ВЭД»
Содержание курса ……………………………………………………………
Темы семинарских занятий, тематических дискуссий …………………….
Задания для самостоятельной работы студентов…………………………...
7.1.Тесты для самоконтроля ………………………………………..…..
7.2.Вопросы для самопроверки……………………………………
Тематика курсовых работ и методические рекомендации по их выполнению…………………………………………………………………................
Тематика контрольных работ и методические рекомендации по их выполнению ………………………………………………………................
Вопросы для подготовки к экзамену ………………………………………
Глоссарий……………………………………………………………………..
Учебно-методическое обеспечение дисциплины…………………………...
12.1.Литература ………………………………………………………….
12.2.Методическое обеспечение дисциплины………………………
12.3.Материально-техническое и информационное обеспечение
дисциплины………………………………………………………………
| 4
5
9
11
11
12 13
14
28
37
37
48 59 64
69
74
86
86
89 89
|
Введение Учебно-методический комплекс предназначен в помощь студентам в системном овладении ими знаниями по дисциплине «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)». Изучение курса должно подготовить будущих специалистов теоретически и методически к решению сложных вопросов развития мировой экономики и ВЭД. Важным считается учет положительного опыта отечественной науки, использование позитивных наработок зарубежной практики.
Комплекс содержит тематический план учебной дисциплины, методические пояснения к ее изучению, планы семинарских занятий и списки рекомендуемой литературы, перечень примерных контрольных вопросов для самостоятельной работы, вопросы к экзамену, примерную тематику письменных работ, задания для самостоятельной работы, перечень ключевых терминов, необходимых для понимания предмета и т. д.
Учебно-методический комплекс дает общую ориентацию в изучении данной учебной дисциплины. В соответствии с законами Российской Федерации «Об образовании» (ст. 55) и «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (ст. 20) кафедра и преподаватели могут в установленном порядке уточнять перечень изучаемых вопросов, рассматривать новые актуальные проблемы, применять авторские методики обучения, рекомендовать дополнительные учебные материалы и источники.
Цель, задачи и предмет дисциплины.
Цель курса состоит в необходимости дать базовую основу знаний студентам в области мирового хозяйства и международных экономических отношений, а также в области осуществления процессов ВЭД экспортоориентированных предприятий и других субъектов ВЭД, входящих в состав внешнеэкономического комплекса России.
Задача курса состоит в следующем:
раскрыть становление и сущность мирового хозяйства и тенденции его развития;
объяснить развивающиеся процессы глобализации в мировом хозяйстве;
охарактеризовать субъекты мирового хозяйства;
дать классификацию стран по экономическому потенциалу и уровню социально-экономического развития;
объяснить роль и значение международного разделения труда как основы развития международных экономических связей и мирового хозяйства;
охарактеризовать природно-ресурсный потенциал мирового хозяйства, демографические проблемы и трудовые ресурсы мира;
показать научно-технический потенциал мирового хозяйства;
объяснить отраслевую структуру мирового хозяйства;
раскрыть систему современных международных отношений;
показать роль и значение международной торговли в функционировании мирового хозяйства;
обрисовать теории международной торговли;
охарактеризовать международную торговлю: структуру, динамику, ценообразование;
рассмотреть внешнеторговую политику: либерализм, протекционизм автаркия;
объяснить необходимость государственного регулирования внешней торговли, использование тарифных и нетарифных методов;
показать роль и значение международного регулирования торговли: ГАТТ/ВТО, ЮНКТАД;
охарактеризовать внешнюю торговлю России: динамику, структуру, ее торговый баланс;
дать характеристику международного рынка товаров и услуг;
дать характеристику основных форм организации международной торговли;
охарактеризовать международное движение капитала: сущность, структуру, динамику;
показать значение прямых иностранных инвестиций в современном мировом хозяйстве;
раскрыть роль и значение ТНК в мировом хозяйстве;
рассмотреть проблему иностранных инвестиций в России и их регулирование;
раскрыть причины бегства капитала из России;
показать роль и значение межгосударственного кредита в функционировании мирового хозяйства;
рассмотреть вопросы международной миграции рабочей силы и ее регулирование;
проанализировать международные валютно-расчетные отношения, платёжный и расчетный балансы;
объяснить происходящие в мировом хозяйстве интеграционные процессы, формы интеграционных объединений;
рассмотреть такие интеграционные объединения, как: «Евросоюз», НАФТа, Меркосур, АСЕАН и другие;
рассмотреть международные валютно-финансовые организации: МВФ, Мировой банк, ЕБРР и другие;
охарактеризовать место России в системе современных международных экономических отношений;
рассмотреть роль регионов в современном мировом хозяйстве: Северной Америки, Западной Европы, Азии, Африки, Латинской Америки, Центральной и Восточной Европы, стран Балтии и стран – членов СНГ;
дать характеристику таких стран, как: США, Япония, Китай, Германия, Индия, Россия.
дать основные дефиниции, имеющие место во внешнеэкономической сфере деятельности;
раскрыть содержание ВЭД экспортоориентированных предприятий, организаций, компаний и фирм;
- представить объективную основу осуществления ВЭД, ее отличительные критерии и условия осуществления на уровне экспортеров- производителей продукции, работ и услуг;
охарактеризовать виды ВЭД, которые обеспечивают возможность реализации экспортной стратегии экспортеров-производителей;
представить состав и содержание внешнеэкономических функций экспортоориентированных предприятий;
рассмотреть процесс организации работ в рамках внешнеторговых фирм, функционирующих в составе экспортоориентированных предприятий;
представить технологический процесс выхода на внешний рынок экспортоориентированных структур;
рассмотреть последовательность и содержание процессов, направленных на изучение обстоятельств работы экспортеров-производителей на рынках зарубежных партнеров;
охарактеризовать комплекс мер межгосударственного и национального регулирования внешнеторговых процессов в системе международной торговли;
рассмотреть состав участников сферы ВЭД в России исходя из профиля их деятельности и характера внешнеторговых операций;
- представить стратегию ВЭД в России, динамику и направления ее развития;
- рассмотреть механизм государственного регулирования внешнеторговой деятельности в России;
- раскрыть содержание экономических методов государственного воз действия и системы нетарифных ограничений в сфере ВЭД в России;
показать способы и характер воздействия различных методов госрегулирования на эффективность экспортно-импортных операций и участников ВЭД;
дать сравнительные характеристики российской и зарубежной практики отдельных стран в области государственного регулирования внешнеторговых процессов;
показать возможности прогнозирования участниками ВЭД скрытых издержек в рамках нетарифных ограничений ввоза иностранной продукции на рынки зарубежных партнеров;
рассмотреть состав многосторонних международных соглашений в области регламентирования внешнеторговых процессов в мировой торговле;
показать принципы унификации и гармонизации внешнеторговых процессов и мер регламентирования в системе ВТО.
Место учебной дисциплины в профессиональной подготовке выпускника.
Содержание курса «Мировая экономика и внешнеэкономическая деятельность (ВЭД)» соответствует требованиям государственного высшего профессионального образования.
Программой определены: структура и содержание курса, его темы, объем аудиторной и самостоятельной работы; перечень контрольных вопросов и задания для самостоятельной работы, темы контрольных работ и вопросов к экзамену. В программе представлен список литературы, необходимой для освоения тем курса. Формы контроля:
курсовая работа, экзамен по всему курсу, оперативный контроль. Формой оперативного контроля являются контрольные вопросы к каждой теме курса, рассматриваемые на семинарских занятиях.
2. Требования к уровню освоения дисциплины. В результате изучения курса студенты должны знать и представлять процессы, происходящие в современном мировом хозяйстве, его природно-ресурсный, трудовой и научный потенциал.
Студенты должны ориентироваться в системе субъектов мирового хозяйства, знать состояние экономики ведущих стран соответствующих регионов, их место в мировой экономике; усвоить систему мирохозяйственных связей, в которую входят международная торговля, вывоз капитала, миграция рабочей силы, интеграционные процессы, международные валютно-расчетные отношения.
Студенты должны хорошо знать состояние экономики России и ее место в мировом хозяйстве.
В области внешнеэкономической деятельности студентам необходимо знать:
-содержание работ в составе внешнеэкономической деятельности экспортоориентированных предприятий и фирм;
-подходы и последовательность действий по изучению и выбору внешнего рынка;
-направление и содержание работ на внешнеторговой фирме любой предпринимательской и государственной структуры - субъекта ВЭД;
-содержание и особенности разработки экспортной стратегии предприятий-экспортеров;
-существующие формы ВЭД, методы работы на внешних рынках и способы выхода на них;
-последовательность и содержание работ по изучению конъюнктуры экспортных рынков;
а также:
-обладать знаниями в области прогнозирования обстоятельств работы на рынках зарубежных партнеров;
-иметь представление о практических действиях в части реализации разнообразных ситуаций, связанных с преодолением процедур регламентации внешнеторговой деятельности у себя в стране и в странах-партнерах;
-разбираться в современной сложной системе построения внешнеэкономического комплекса в России;
-знать структуру федеральных органов, осуществляющих конкретные функции по обеспечению мер государственного регулирования в сфере ВЭД.
Процесс обучения студентов по данному курсу осуществляется в ходе проведения практических занятий, написаний рефератов, промежуточных оценок знаний и степени усвоения материала и, наконец, сдачи зачетов и экзаменов.
3. Объем дисциплины
3.1 Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы
| Количество часов по формам обучения
| Очная
| Очно-заочная
| Заочная
|
№№ семестров
|
4
|
4
|
4
| Аудиторные занятия
| 80
| 32
| 20
| Лекции
| 44
| 16
| 16
| Семинарские занятия
| 36
| 16
| 4
| Самостоятельная
работа
| 96
| 144
| 156
| Всего часов на
дисциплину:
| 176
| 176
| 176
| Текущий контроль
|
|
| Контрольная
работа-4 сем.
| Курсовые работы
| 4 сем.
| 4 сем.
|
| Виды итогового
контроля
| Экзамен-4 сем.
| Экзамен-4 сем.
| Экзамен-4 сем.
|
3.2 Распределение часов по темам и видам учебной работы
Очная форма обучения
№
| Наименование тем
| Всего
часов
| Аудиторные занятия
| Самостоятельная работа
| Лекции
| Семинары
| 1
| Мировое хозяйство и его структура.
| 8
| 2
| 2
| 4
| 2
| Потенциал мировой экономики.
| 12
| 4
| 2
| 6
| 3
| Международная торговля.
| 12
| 4
| 2
| 6
| 4
| Международное движение капитала
| 12
| 4
| 2
| 6
| 5
| Международная миграция рабочей силы.
| 8
| 2
| 2
| 4
| 6
| Международные валютные отношения.
| 12
| 4
| 2
| 6
| 7
| Интеграционные процессы в мировом хозяйстве.
| 12
| 4
| 2
| 6
| 8
| Система международных экономических организаций.
| 8
| 2
| 2
| 6
| 9
| Регионы в современном мировом хозяйстве.
| 16
| 4
| 4
| 8
| 10
| Организация и управление внешнеэкономической деятельностью предприятия.
| 26
| 4
| 6
| 16
| 11
| Внешнеэкономические операции. Контрак международной купли-продажи товаров
| 24
| 4
| 6
| 14
|
12
| Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности в Российской Федерации
| 26
| 6
| 4
| 16
|
| Итого:
| 176
| 44
| 36
| 96
|
4.Инновационные технологии, используемые в преподавании курса Мировая экономика и ВЭД
Дискуссия – форма учебной работы, в рамках которой студенты высказывают свое мнение по проблеме, заданной преподавателем. Проведение дискуссии по проблемным вопросам подразумевает написание студентами эссе, тезисов или рефератов по предложенной тематике. ( см. темы семинарских занятий №№ 1,9) Круглый стол – один из наиболее эффективных способов для обсуждения острых, сложных и актуальных на текущий момент вопросов в любой профессиональной сфере, обмена опытом и творческих инициатив. Такая форма общения позволяет лучше усвоить материал, найти необходимые решения в процессе эффективного диалога. ( см.. тему семинарского занятия № 3,12) Ситуационный практикум - обучение , при котором студент и преподаватель участвуют в непосредственном обсуждении конкретной ситуации. При данном методе студент самостоятельно обосновывает заключение по выдвинутой проблеме, дает ей свою оценку. (см. темы семинарских занятий №№ 2,5) Тестирование – контроль знаний с помощью тестов, которые состоят из условий (вопросов) и вариантов ответов для выбора (самостоятельная работа студентов) (см. раздел «Тесты для самоконтроля)
5. Содержание курса Темы и их краткое содержание
|