Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения





Скачать 107.86 Kb.
НазваниеДоверие как актив организации: методологические аспекты измерения
Дата публикации20.02.2015
Размер107.86 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы


Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения

В.Н. Минина, Высшая школа менеджмента СПбГУ, minina@gsom.pu.ru

О.А Небогина, moroca@yandex.ru
Введение

Современные рынки характеризуются новыми подходами к обеспечению конкурентных преимуществ. В их основе – формирование бизнес-моделей, значительно повышающих капитализацию компании и способствующих миграции ценностей в соответствующий бизнес. Создание конкурентоспособной бизнес-модели предполагает тщательный анализ и учет социальных факторов развития организации, использование неосязаемых активов экономического роста, к числу которых относят доверие.

В литературе по менеджменту представлено большое количество исследований, содержащих попытки обосновать роль доверия как актива компании. Условно эти исследования можно разделить на несколько групп.

В зависимости от фокуса на внутренние или внешние коммуникации можно выделить два направления исследований: а) изучение доверия внутри организации и б) изучение доверия к организации (Smith, 2005; James, Sykuta 2004). В первом случае, наряду с анализом проблем межличностного и межгруппового доверия в организации, ученые предпринимают попытки определить признаки организации, основанной на доверии. Во втором случае центр внимания смещается в сторону контрактных отношений и оппортунистического поведения. При этом, как отмечают Джеймс и Сикута, больший исследовательский интерес вызывает проблема внутриорганизационного доверия.

В зависимости от того, как доверие влияет на экономические показатели компании, можно также выделить два направления исследований. Первое сосредотачивает внимание на снижении издержек, второе - на повышении экономических результатов организации, результативности труда ее сотрудников.

В ряде публикаций (Kautonen and Welter 2003; Schoorman, Mayer, Davis 2007; Zaghloul, Hartman 2003 и др.) доверие рассматривается либо как альтернатива формального контроля, либо как альтернативный механизм регулирования взаимодействия акторов в рамках бизнес-модели (Schmidt et all 2006). Создание климата доверия внутри организации, построение и укрепление отношений доверия между организацией и потребителями ее продукции (услуг), организацией и поставщиками способствует, по мнению сторонников данного подхода, снижению транзакционных издержек.

В других исследованиях, напротив, при определении роли доверия акцентируются условия, при которых повышаются экономические результаты (Flin & Burns 2004; Kalleberg, Berg, Appelbaum 2004; Smyth 2005; Stahl & Sitkin 2004 и др.). Сторонники данного подхода подчеркивают, что доверие способствует формированию позитивных установок к труду, кооперативного поведения, оно является обязательной предпосылкой эффективной работы проектных команд. Таким образом, создание климата доверия рассматривается как фактор повышения результативности труда.

Безусловно, и тот, и другой подход выглядят весьма привлекательными. На первый взгляд позитивное влияние доверия на развитие организации кажется очевидным, тем более что есть фундаментальные работы, демонстрирующие примеры такого влияния (Фукуяма 2004). Однако все не так просто. Поясним на примере. Авторы статьи «Действительно ли доверие является социальным капиталом? Обмен знаниями в проектах по созданию новых продуктов», опираясь на результаты проведенного исследования, сделали вывод, что доверие не является тем фактором, с помощью которого можно объяснить обмен знаниями в проектной команде (Bakker et al 2006). Они обнаружили, что на обмен знаниями в проектных командах влияет не столько доверие, сколько членство в команде, и сделали вывод, что социальным капиталом является не доверие как таковое, а принадлежность команде. Этот пример наводит на мысль о необходимости более тщательного отношения к анализу доверия и его влияния на экономические результаты организации. Фундаментальным вопросом, требующим решения, является вопрос о том, как измерить уровень доверия в организации.
Проблемы измерения доверия

Анализ литературы свидетельствует, что «узким местом» при измерении уровня доверия является концептуализация данного понятия. Райтсмен справедливо отмечает, что понятие доверия нуждается в теоретическом обосновании, поскольку в эмпирических исследованиях измерительные процедуры развиваются быстрее, чем процедуры концептуализации (Wrightsman 1991:411). Использование переменных, отражающих разные уровни или аспекты доверия, приводит к тому, что полученные исследовательскими группами результаты оказываются несопоставимыми (Mcknight  Chervany 1996:4).

Сказанное наводит на мысль о необходимости разработки теории измерения доверия. В настоящее время такой теории нет, есть лишь отдельные измерители данного феномена. Важнейшим шагом в разработке данной теории является операциональное определение доверия как эмпирической системы.

Доверие, как известно, не является однозначно определяемым понятием. Более того, как в свое время отметил Гиффин (1968), очень часто оно рассматривается как какой-то мистический и неосязаемый фактор, который вряд ли можно строго определить. Конечно, с того времени «много воды утекло», и сегодня мы говорим о том, что в социальном знании существует специальная теория доверия (Huemer 1998; Luhmann 1979; Misztal 1996; Sztompka 1999). Однако, как верно подметил Мартин Эндресс, в ней есть несколько проблемных зон (Endress 2004). Одна из ключевых проблем данной теории в том, что чаще всего доверие рассматривают односторонне, только как рефлексивное, тем самым преувеличивается когнитивная составляющая данного понятия. Этим «грешат» концепции, в которых доверие трактуется как результат принятия решения на основе калькуляции соотношения затрат и выгод (Коулмен), как стремление минимизировать риски (Луман), что также выводит нас на принятие решения. Концептуализация доверия как вероятностного выбора присуща и подходу Гамбетты (Gambetto 1988: 217). Близок к концепции Гамбетты подход П. Штомпки (Sztompka 1999), хотя концепция доверия у П. Штомпки более сложная.

Критически оценивая существующие теории доверия, М. Эндресс отмечает, что подход к доверию как рефлексивному приводит к пониманию его как типа калькулируемого ресурса социального взаимодействия (Endress 2004: 16). Однако это не так. Доверие – это не столько результат индивидуального принятия решения (хотя этот аспект нельзя сбрасывать со счетов), сколько свойство коллективности (диад, групп, коллективов). Это результат взаимодействия. В связи с этим важно рассматривать доверие как характеристику функционирования этих коллективных образований, т.е. как действующее доверия (functioning trust). Оно не может быть сведено к результату когнитивных действий индивида (reflexive trust). На эмоциональный компонент доверия обращает внимание Э. Гидденс и подчеркивает, что оно имеет «мистическую» природу и не может быть объяснено только с помощью рациональных оснований (Giddens 1990:27; 1991:19). Поэтому правильнее говорить о единстве двух аспектов – когнитивном и эмоциональном, которые в совокупности дают определение доверия как правила для повторной встречи (Endress 2004: 21). Согласно М. Эндрессу, доверие как действующее воспроизводится в разных культурных и институциональных средах по-разному. Следовательно, его нельзя изучать в отрыве от среды.

Подход М. Эндресса, на наш взгляд, является перспективным, он позволяет рассматривать доверие через призму разных факторов: институциональных, межличностных, личностных.

Анализируя исследования доверия на организационном уровне, Харрисон Макнайт и Норманн Шервани, равно как и Мартин Эндресс, пришли к заключению, что в теории доверия есть проблемные зоны. Они обратили внимание, что в литературе данное понятие представлено в виде разноуровневых конструктов, несущих разную смысловую нагрузку (Mcknight & Chervany 1996). Х. Макнайт и Н. Шервани выделили три вида доверия, которые описываются в литературе. Это безличное (структурное), диспозиционное и личностное (межличностное) доверие.

Безличное доверие основано на социальных или институциональных структурах, независимо от личностных качеств доверяющих сторон. Шапиро, в частности, рассматривает доверие как функцию защиты, которая обеспечивается договором или другими нормативными актами (Shapiro 1987).

Диспозиционное доверие непосредственно связано с личностными свойствами доверяющей стороны. Есть люди, которые склонны доверять другим, независимо от ситуации. Эриксон (1968) описал диспозиционное доверие как базисное отношение, направленное на себя и на мир.

Личностное доверие означает, что индивид доверяет другому или другим. Суть такого доверия в том, что оно направлено на других. Межличностное доверие предполагает, что два индивида или группа доверяют друг другу, при этом важно, что есть люди, доверяющие друг другу. Структурное и личностное (межличностное) доверие ситуационны, в то время как диспозиционное доверие кросс-ситуационно.

Названные виды доверия отражают разные стороны и уровни социальных отношений и не могут быть механически объединены. Каждому их них присущи свои параметры измерения, которые нельзя суммировать или сравнивать между собой, чтобы определить уровень доверия. Попытки синтезировать разноуровневые конструкты могут привести к формированию эклектичной модели, лишенной оснований.

Х. Макнайт и Н. Шервани также отмечают, что при концептуализации доверия исследователи акцентируют разные аспекты. Одни из них фокусируют внимание на аффективном аспекте (установка, чувство), другие – на когнитивном аспекте (ожидание, намерение, вера). При этом чувство доверия часто выражается с помощью таких понятий, как безопасность и уверенность (confidence). Намерение предполагает когнитивную оценку и поведенческий выбор. Вместе с тем, как отмечалось выше, при изучении доверия важны оба аспекта, и вряд ли оправданно выделять только один из них: эмоциональный (аффективный) или когнитивный.

В целом, авторы выделили шесть смысловых конструктов, которые, на их взгляд, представлены в литературе и отражают наиболее общее понятие доверия, близкое к повседневному использованию данного термина. К их числу относятся следующие: доброжелательность, заботливость, внимательность, компетентность, гостеприимность, благосклонность. Эти атрибуты в разных ситуациях по-разному характеризуют отношения доверия. Такая многозначность и ситуативность характеристик доверия, на наш взгляд, свидетельствует о сложности их применения в качестве измерителей данного феномена.

Трудность операционализации доверия в том, что оно многоаспектное и отражает разные грани социального взаимодействия. На индивидуальном, базисном, уровне оно обеспечивает безопасность, стабильную среду для самоидентификации. Как качественная характеристика социальных отношений оно предполагает встречные обязательства, дружеское расположение и взаимность, проверенные временем. Доверие как системная характеристика представляет собой общественное благо (Ganskau & Minina 2008:243).

Если рассматривать доверие, как правило «повторной встречи», то можно конкретизировать его с помощью совокупности определенных характеристик. На уровне организации это могут быть, например, такие, как предоставление адекватной информации, возможность оказывать взаимное влияние, поощрение самоконтроля, отказ от злоупотребления слабостями (уязвимостью) других (Zand 1972:238), выполнение принятых обязательств, отказ от извлечения выгоды из общения с другими, даже если такая возможность представляется (Cummings & Bromiley 1996:303), добросовестное и компетентное исполнение обязанностей и т.п.

Как показывает анализ литературы, и на это обратили внимание Х. Макнайт и Н. Шервани, среди исследователей распространен подход, согласно которому доверие операционализируется через характеристики взаимодействующих акторов (см., например: Mayer et al. 1995; Tschannen-Moran & Hoy 1998; Hoy & Tschannen-Moran 1999). Л. Каммингс и П. Брамили предложили инструментарий для измерения доверия в организации, который они назвали «Organizational trust inventory (OTI)» и который включает три переменные: надежность, честность и вера в добро (Cummings & Bromiley 1996). По существу, такой подход ограничивает исследование доверия поведенческим уровнем, чего явно недостаточно для комплексного описания данного феномена. Мы считаем, что кроме поведенческих, деятельностных аспектов, необходимо рассматривать также отношенческие характеристики доверия, которые находят выражение в таких понятиях, как «институциональные рамки доверия», «культура доверия», «организация, основанная на доверии».

Следует отметить, что в литературе представлены работы, в которых предпринимаются попытки дать комплексную характеристику доверия в организации.

Модель комплексного исследования доверия в организации

На наш взгляд, заслуживает внимание методологический подход к исследованию доверия, представленный Денисом и Майклом Рейна (Reina & Reina 2006; Reina & Reina 2007). Их работы посвящены формированию доверия внутри организации, необходимого для эффективного функционирования любой организации. Д. и М. Рейна рассматривают доверие как коммуникацию, или как транзакционное доверие, фокусируя внимание на обоюдности отношений, и выделяют три его уровня: контрактное доверие, коммуникационное доверие, компетентностное доверие.

Контрактное доверие является стартовой точкой для доверия на рабочем месте. Это означает, что членам команды, работающим вместе, нужно знать, что от них ждут, и чего они могут ждать взамен. Контрактное доверие подразумевает, что члены команды должны соблюдать соглашения, они должны отвечать за свои поступки.

Коммуникационное доверие связано с созданием окружающей среды, в которой люди чувствуют себя комфортно и безопасно. Членам команды необходимо общаться открыто и честно друг с другом. Коммуникационное доверие подразумевает, что сотрудники говорят правду. В командах с высоким уровнем доверия ее члены берут ответственность за свои ошибки, а лидеры создают условия для исправления ошибок.

Компетентностное доверие внутри команды является абсолютным требованием работы, эффективного общения и производительности и включает в себя: обучение навыкам, помощь членов команды друг другу, вовлечение в работу других и помощь им в конкретном деле. В командах с высоким уровнем доверия сотрудники вовлекают друг друга в повседневную работу, они делятся информацией, обмениваются идеями и принимают совместные решения в процессе «мозгового штурма».

По мнению Д. и М. Рейна, доверие в организации можно измерить с помощью следующих параметров: соблюдение договоренностей, взаимовыгодные действия и намерения по отношения к другим, выполнение ожиданий относительно целей и результатов, обмен информацией, ответственность за свои действия, конструктивная критика по отношению к другим людям, сохранение конфиденциальности информации, обучение, принятие совместных решений.

На наш взгляд, подход Д. и М. Рейна учитывает переменные, отражающие различные уровни проявления доверия. На его основе может быть разработан инструментарий для оценки влияния доверия на экономические результаты организации.

Литература:

  1. Фукуяма Ф. (2004) Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию: Пер. с англ. /Ф. Фукуяма. – М.: ООО «Издательство АСТ»: ЗАО НПП «Ермак»

  2. Bakker M., Leenders R.Th.A.J., Gabbay Sh. M., Kratzer J., Van Engelen Jo M.L. (2006) Is trust really social capital? Knowledge sharing in product development projects. Learning Organization; Vol. 13 Issue 6, p. 594-605.

  3. Cummings, L.L. & Bromiley, P. (1996). The organizational Trust Inventory (OTI): Development and Validation, in R.M. Kramer & T.R. Tyler (eds), Trust in Organizations: Frontiers of Theory and research. Thousand Oaks, CA: Sage Publications.

  4. Endress, M. (2004): Foundation of Trust. Introductory Remarks on the Sociology of Trust. In: Schrader, H. (Ed.) Trust and Social Transformation. Theoretical approaches and empirical findings from Russia, Münster, Lit Verlag.

  5. Erikson, E. H. (1968). Identity: Youth and crisis. New York: W. W. Norton

  6. Hoy, W. K., & Tschannen-Moran, M. (1999). Five faces of trust: An empirical confirmation in urban elementary schools. Journal of School Leadership, 9(3), 184-208

  7. Huemer, L. (1998). Trust in Business relations. Borea Bokförlag, Umeå

  8. Ganskau E., Minina V. (2008). Identifying and measuring trust at an organizational level: a review of empirical research. New Challenges to Managing Organisations in Project Business. V. Minina, K. Wikström, M. Gustafsson, S. Kosheleva (eds). St. Petersburg: Agraph+

  9. Flin R. & Burns C. (2004). The Role of Trust in Safety Management. Human Factors and Aerospace Safety, Volume 4 (4), pp. 277-287

  10. Gambetta, D. (1988) Can We Trust Trust? In: Gambetta, D. (Ed.), Trust, Marketing and Breaking Cooperative Relations. Oxford/Cambridge. Blackwell

  11. Giddens A (1990). The Consequences of Modernity. Cambridge: Polity Press

  12. Giddens A (1991). Modernity and Self-identity. Self and Society in the Late Modern Age. Cambridge: Polity Press

  13. Giffin, K. (1967). The contribution of studies of source credibility to a theory of interpersonal trust in the communication process. Psychological Bulletin, 68(2): 104-120

  14. Kalleberg, A. L., Berg, P., Appelbaum, E. (2004). How Trust Really Works in High Performance Work Organizations. Revision of paper presented at Conference on Work Intensification, Paris, France, November 21- 22, 2002

  15. Kautonen, T. and Welter, Fr. (2003). Trust in Small Business Networks – Empirical Evidence from East and West Germany. Paper to the Sub-theme “Trust in and around organizations” at the 19th EGOS Colloquium, Copenhagen, 3-5 July, 2003

  16. Luhmann N. (1979). Trust and Power: Two Works. Chichester: John Wiley & Sons

  17. Mcknight D. H., Chervany N. l. (1996). The meanings of trust /Technical report. Hubert H. Humphrey Center, Minneapolis: Carlson School of management 9604_040100

  18. Mayer, R., Davis, J. & Schoorman, F.D. (1995). An Integrative Model of Organizational Trust. Academy of Management review, 20 (3), 709-734

  19. Misztal, B. (1996). Trust in Modern Societies: The Search for the Bases of Social Order. Cambridge: Polity Press

  20. Reina D. S., Reina M. L. (1999). Trust and Betrayal in the Workplace: Building Effective Relationships in Your Organization. Berrett-Koehler Publishers

  21. Reina D. S., Reina M. L. (2007) Building Sustainable trust. OD Practitioner vol.9 №1

  22. Reina D. S., Reina M. L. (2006) The truth about trust and betrayal. Associations now, April.

  23. Reina D. S., Reina M. L. (2006) Rebuilding trusy within organizations. The systems thinker vol.17, №1.

  24. Shapiro, S. P. (1987). The social control of impersonal trust. American Journal of Sociology, 93(3): 623-658

  25. Schmidt St., Steele R., Dillon Th. S., Chang E. (2006) Fuzzy trust evaluation and credibility development in multi-agent systems. Applied Soft Computing Journal, doi:10.1016/j.asoc.2006.11.002

  26. Schoorman F. D., Mayer R. C., Davis J. H. (2007). Editor’s Forum an Integrative Model of Organizational Trust: Past, Present, and Future. Academy of Management Review, Vol. 32, N 2, p. 344-354

  27. Sztompka P. (1999) Trust. A Sociological Theory. Cambridge: University Press.

  28. Smyth H. (2005). Trust in the Design Team. Architectural Engineering and Design Management, Vol. 1, pp. 211-223

  29. Stahl G. K., Sitkin S. B. (2004). Trust in Mergers and Acquisitions. In Mergers and acquisitions: Managing culture and human resources (Edited by G. K. Stahl & M. Mendenhall), Stanford University Press

  30. Tschannen-Moran, M. & Hoy, W. K. (1998). A conceptual and empirical analysis of trust in schools. Journal of Educational Administration, 36, 334-352

  31. Wrightsman, L. S. (1991). Interpersonal Trust and Attitudes toward Human Nature. In Robinson, J. P., Shaver, P. R., & Wrightsman, L. S. (Eds.), Measures of personality and social psychological attitudes: Vol. 1: Measures of social psychological attitudes: 373-412. San Diego, CA: Academic Press

  32. Zaghloul R., Hartman F. (2003). Construction Contracts: the Cost of Mistrust. International Journal of Project Management, 21. PP. 412-424

  33. Zand, D.E. (1972). Trust and Managerial Problem Solving. Administrative Science Quarterly, 17(2), pp. 229-239



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения icon" сохраните ваш актив №1 Советы Богатого Папы как превратить Ваши идеи в актив"
Определение последовательности проведения занятия и использования материального обеспечения
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения icon" сохраните ваш актив №1 Советы Богатого Папы как превратить Ваши идеи в актив"
Отчет по разработкам в упов, включая соответствующие вопросы, обсуждаемые на последних сессиях caj, cc и Совета (устный доклад Зам....
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения icon5Порядок оформления контрольной работы 12 7 Вопросы к зачету по дисциплине...
Антикризисное управление являются одним из ключевых элементов рыночной экономики. Антикризисное управление как наука изучает теоретические,...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Требования, предъявляемые к проектам. Методологические аспекты управления проектной деятельностью. Технологии и методы управления...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconРекомендованные темы рефератов по специальности
Организационно-методологические и методические аспекты обеспечения экономической безопасности
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconПримерные темы рефератов для аспирантов по курсу «История и философия науки»
Философско-методологические аспекты формирования концепции развития национальной экономики
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Теоретико-методологические аспекты анализа Н. И. Кареевым проблемы объективного и субъективного в социологии
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconМетодологические аспекты построения курса теории перевода в специальном языковом вузе
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Тема урока: Переход от непосредственного сравнения величин к сравнению величин с помощью их измерения. Число как результат измерения...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconТема Историко-методологические аспекты теории государства и права
Историко-теоритические предпосылки возникновения и развития науки о праве в России. Развитие отечественной науки о праве и государстве...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconТема Историко-методологические аспекты теории государства и права
Историко-теоритические предпосылки возникновения и развития науки о праве в России. Развитие отечественной науки о праве и государстве...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconОсновные теоретические и методологические аспекты прекращения деятельности юридическими лицами
Целью выполнения работы является раскрытие понятие прекращения деятельности предприятием и рассмотрение порядка учета информации...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconОтчет по инженерной геодезии: Теодолит 2Т 30
Теодолит предназначен для измерения вертикальных и горизонтальных углов, для измерения расстояний и определения магнитных азимутов...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconПрограмма учебной дисциплины «Таможенное дело»
На основе системного подхода освещаются управленческие, экономические и право­вые аспекты организации и осуществления таможенного...
Доверие как актив организации: методологические аспекты измерения iconЭнергетика России
Для начала следует сказать, что энергия – это общая количественная мера форм движения материи. Для измерения энергии, как и работы,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск