ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Дальневосточный Государственный Гуманитарный Университет»
Кафедра Психологии
Согласовано Утверждено
На заседании кафедры
___________________
___________________ зав. кафедрой___________
Протокол №________
от ________________
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
По Экспериментальная психология_________
Специальность: 020400 «Психолог»
Хабаровск 2010
Аннотация Экспериментальная психология рассматривается как самостоятельная научная дисциплина, разрабатывающая теорию и практику психологического исследования и имеющая в качестве основного предмета изучения систему психологических методов. Психологическое исследование представлено как специфический процесс научного познания со своей логикой и фазами развития. В систематизированном виде приведена совокупность используемых в психологии методов. Рассмотрены как процессуально-практические, так и теоретико-методологические аспекты способов получения, обработки и интерпретации психологических сведений. Основное внимание уделено эмпирическим методам психологии.
Не маловажным является взаимосвязь экспериментальной психологии с другими направлениями в психологии исследования. В первую очередь следует отметить психодиагностику и математические методы психологии. психодиагностика как основополагающая выбора измерения параметров изучаемого поведения, выбора испытуемых и методов исследования, и конечно же математические методы психологии – как выбора способа обработки полученных данных и установления корреляционных связей.
В данном учебно – методическом комплексе представлены виды экспериментов и экспериментальные схемы, характеристика и этапы эксперимента. Кроме того, представлены взаимосвязи курса экспериментальной психологии с методологией проверки научных гипотез. Особо ценным является не только основное представление о нормативах экспериментального метода в психологии, так и информацию об основных направлениях квазиэкспериментальных исследований.
Ключевым смысловым основанием является понимание изучаемой психологической реальности в психологическом эксперименте, т.е. теоретическое построение в качестве которые рассматривают «психологические факты»
Следует не забывать о специфики непосредственного общения психолога с испытуемым, участвующим в психологическом исследовании. Ученый должен быть не только ученным, но и хорошим организатором, должен владеть широким диапазоном знаний в планировании очень разных по типу исследований.
Учебно – методический комплекс предназначена для студентов психологических вузов и факультетов.
Цель дисциплины – познакомить студентов с нормативами научного мышления, которое предполагает знание способов рассуждения психолога при проверки гипотез, изменений в критериях научного мышления и современных подходов к организации эмпирического исследования.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины:
Студент, изучивший дисциплину, должен
Знать:
Историю и современное состояние психологического эксперимента;
Традиционные и современные подходы изучения эксперимента;
Характеристика психологического эксперимента;
Методы исследования, применяемые в эксперименте;
Шкалы измерения и представление результатов исследования.
Уметь:
Планировать, организовывать, подбирать соответствующие методы и проводить психологическое исследование с учетом условий;
Формулировать гипотезу, адекватно цели исследования определять объект, предмет исследования, уметь пользоваться ключом к методикам исследования;
Формулировать выводы, прогноз и рекомендации.
Владеть:
Методами и принципами работы в психологическом эксперименте;
Навык обработки и представления результатов исследования.
Задачи дисциплины:
Рассмотреть принципы и структуру научного исследования;
Эмпирические методы в психологии и психологию психологического эксперимента;
Процедуру и основные характеристики эксперимента, его виды и психологические измерения;
Представление и статистическая обработка данных.
Таблица №1
№
| Дидактические единицы по дисциплине
«Экспериментальная психология»
| 1
| Теоретические и эмпирические знания в психологии
| 2
| Методология экспериментального психологического исследования
| 3
| Классификация исследовательских методов в психологии
| 4
| Теория психологического эксперимента
| 5
| Планирование эксперимента и контроль переменных
| 6
| Квазиэксперимент
| 7
| Планирование эксперимента и контроль переменных
| 8
| Корреляционные исследования
| 9
| Измерения в психологии
| 10
| Систематизация и специфика экспериментальных исследований в различных областях психологии (сенсорных, перцептивных, мнемических процессов, внимания)
| 11
| Анализ и представление результатов психологического исследования
| Дидактические единицы дисциплины образовательного стандарта специальности
Таблица №2
Содержание дисциплины, структурированное по видам учебных занятий с указанием их объема
№
| Вид учебной работы
| Объем в часах по формам обучения
|
|
| ДО
| ОЗО
| 1
| Общая трудоемкость
| 180
| 180
| 2
| Аудиторные занятия
| 74
| 18
| 3
| Лекции
| 44
| 10
| 4
| Семинары/Практические занятия
| 30
| 10
| 5
| Самостоятельная работа
| 106
| 162
| 6
| Курсовые работы
| -
| -
| 7
| Вид итогового аттестации
| Экзамен (5 семестр)
| Экзамен (5 семестр)
|
Таблица №3
Тематическое планирование дисциплины (ДО)
№
| Наименование темы в
соответствии с дидактической
единицей стандарта
| Всего
часов
| Лекции
| Семи
нары
| Практи-
ческие
| Самост. работа
| Продукт
Самостоя
тельной
работы
| 1
| 1. Теоретические и эмпирические знания в психологии
| 2
| 1.1.Предмет и задачи экспериментальной
психологии.
| 2
| 2
| -
| 2
| 4
| Конспект
| 3
| 1.2.Проблема и гипотеза в психологическом
исследовании
| 4
| 2
| -
| 2
| 6
| Конспект
| 4
| 1.3.Основные общенаучные
исследовательские методы. Эмпирические методы в психологии.
| 8
| 4
| -
| 2
| 10
| Конспект
| 5
| 1.4.Классификация методов психологического исследования. Квазиэксперимент.
| 6
| 4
| -
| 2
| 10
| Конспект
| 6
| 2. Теория психологического эксперимента
| 7
| 2.1.Личность и деятельность. Личность и деятельность испытуемого.
| 6
| 4
| -
| 2
| 10
| Конспект
| 8
| 2.2.Организация и проведение экспериментального исследования.
| 8
| 4
| -
| 2
| 10
| Конспект
| 9
| 2.3.Этапы психологического эксперимента.
| 6
| 4
| -
| 2
| 8
| Конспект
| 10
| 2.4.Виды естественно – научного психологического эксперимента.
| 4
| 2
| -
| 2
| 6
| Конспект
| 11
| 2.5.Корреляционное исследование и его планирование.
| 4
| 2
| -
| 2
| 8
| Конспект
| 12
| 2.6.Специфика экспериментальных исследований сенсорных и перцептивных процессов.
| 4
| 2
| -
| 3
| 6
| Лабораторная работа,
Конспект
| 13
| 2.7.Специфика экспериментальных исследований мнемических процессов и внимания.
| 4
| 2
| -
| 3
| 6
| Лабораторная работа,
Конспект
| 14
| 2.8.Специфика экспериментальных исследований мышления, речи и воображения.
| 4
| 2
| -
| 3
| 6
| Лабораторная работа,
Конспект
| 15
| 2.9.Специфика экспериментальных исследований эмоций и психомоторики.
| 4
| 2
| -
| 2
| 6
| Лабораторная работа,
Конспект
| 16
| 3. Психологическое измерение
| 17
| 3.1.Теория психологических измерений. Виды психологических измерений.
| 3
| 2
| -
| 2
| 3
| Реферат
| 18
| 3.2.Методы первичной и вторичной статистической обработки результатов эксперимента.
| 3
| 2
| -
| 2
| 3
| Реферат
| 19
| 3.3.Тестирование теория измерений.
| 4
| 2
| -
| 2
| 4
| Реферат
| 20
| Итого
| 74
| 44
| 0
| 30
| 106
|
|
Таблица №4
|