Скачать 477.71 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия» Институт дистанционного образования ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ И ФИНАНСОВ КАФЕДРА СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ НАУК УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС ПО СОЦИОЛОГИИ Для специальности Экономика и управление на предприятии АПК ________________060801_______________ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ заочная Тюмень 2009 МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ Специальность – 060801 Экономика и управление на предприятии АПК Квалификация: экономист – менеджер Вводится с момента утвержденияМосква - 2009
ФГОУ ВПО Тюменская государственная сельскохозяйственная академия Кафедра социально-экономических наук Согласовано Утверждаю ________________ _____________________ Директор института Дистанционного образования Королев А.Е. Проректор по учебной Профессор. работе, профессор “______” 200__г. А.А.Лящев “____”________200__г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По “СОЦИОЛОГИИ” Для специальности Экономика и управление на предприятии АПК _________________________060801_________________________ Институт экономики и финансов. ФОРМА ОБУЧЕНИЯ Заочная Курс 2 Семестр 3 Объем в часах: Всего – 90 В т.ч. лекции – 6 Семинарские занятия- 4 Самостоятельная работа – 80 Форма аттестации – зачет. Ведущий преподаватель: Гончаренко Ольга Николаевна, к.и.н.. доцент Тюмень,2009 Рабочая программа составлена в соответствии с типовой программой на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования____по социологии_______________________________________________ (название курса, типовой программы, дата утверждения) Государственные требования к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника по специальности_______060801 Экономика и управление на предприятии АПК ___________________________________________________________________________ ( название, номер специальности) утвержденного______ГОС ВПО Министерства образования РФ от 17. 03.200 г. № 181 эк/сп________________________________________________________ ( кем, год) Рабочая программа обсуждена :
Протокол №_____ от г. Зав. Кафедрой, доцент _______________Гончаренко О.Н.
Протокол № 3 от 21 ноября 2007 г.. Председатель________________________Карсканова И.М.
Специалист в любой области деятельности должен обладать не только профессиональными знаниями и навыками, но и хорошо ориентироваться в явлениях общественной жизни, в поведении людей. Этому содействует целый комплекс гуманитарных и общественных дисциплин, изучаемых в средней и высшей школе. Важное место среди последних занимает социология, как наука об обществе в различных формах его проявления: от общих законов функционирования и развития до поведения малых групп и отдельных личностей и понималась как социальная гигиена. Целью курса является обеспечение социологического аспекта подготовки высококвалифицированного специалиста на основе современной мировой и отечественной социологической мысли. Задачами данной дисциплины являются:
2. Перечень необходимых навыков, приобретенных студентами при усвоении дисциплины В результате обучения студенты должны: I. уметь: во-первых, ориентироваться в массе учебной, научной и научно-популярной литературы, т.к. особенность социологического материала, подверженного быстрым изменениям, не позволяет останавливаться на хрестоматийной форме и заставляет искать истину в становящемся виде; во-вторых, правильно составлять и оформлять реферативный материал; в-третьих, пользоваться методами прикладной социологии, проводить сбор и обработку эмпирических данных; в-четвертых, применять полученные теоретические знания на практике и использовать социологическую информацию в своей деятельности; в-пятых, осмысливать общественные явления и ориентироваться в них II. знать:
3. Взаимосвязь курса с другими дисциплинами. Социология как система знаний не может развиваться и выполнять свои функции не взаимодействуя с другими науками. Философия и социология. Социальная философия раскрывает субъективно-объективные отношения, сознательную деятельность на высшем уровне обобществления, рассматривает ее как родовую. Социология же, опираясь на философию, ориентируется на более конкретный анализ, на исследование сложной и разнообразной мозаики этой деятельности, поведения и отношений в том или ином обществе. Вместе с тем, описывая жизнедеятельность личности и социальных групп, социология оказывает воздействие на философию, заставляет ее расширять и углублять уровни обобщения. История и социология. Между данными науками существует множество точек соприкосновения и взаимодействия. Известно, что в процессе развития общества нормы деятельности, поведения и отношений, ценности передаются из поколения в поколение. Прерывание преемственности, отрицание накопленного опыта, традиций, культуры в целом, как мы вновь и вновь убеждаемся, чревато большими бедами для человека и общества. Вместе с тем весьма важно выявить эволюцию субъективно-объективных связей, деятельности, отношений, норм и ценностей. Решить данную задачу можно лишь совместными усилиями истории и социологии. Социология и экономическая наука. Материальное производство, экономическая деятельность - основная форма деятельности общества. Следовательно, социология не может не взаимодействовать с теорией этой деятельности - экономической наукой. Социология и политология. Исследуя людей и общности как объекты и субъекты деятельности, поведения и отношений, социология по существу имеет дело с гражданским обществом. Политология же изучает политическую жизнь. Ясно, что между данными науками существует взаимодействие. Таким образом, социология в содружестве с другими, родственными ей дисциплинами: психологией, социальной психологией, экономикой, антропологией, политологией и этнографией – образует подсистему систему научного знания – социальное знание. Кроме того, социология тесно связана с гуманитарными науками: историей, философией, литературоведением, искусствознанием и культурологией. 4.Содержание дисциплины. 4.1.Разделы дисциплины и виды занятий.
4.2. Содержание разделов дисциплины 4.2.1 Тематическое планирование (. Содержание дисциплины по видам занятий ) 4.2.1.1.Лекции
4.2.1.2. Семинарские занятия (тематическое планирование)
4.2.2.3.Самостоятельная работа студента. Самостоятельная работа призвана, прежде всего, дополнить теоретический лекционный материал примерами и анализом различных общесоциологических и конкретно-социологических теорий. Кроме того, на самостоятельное изучение вынесено ряд тем, не пройденных в лекционном курсе. В течение семестра каждому студенту необходимо:
Самостоятельная работа студентов:
Формы самостоятельной работы: НЭ – написание эссе; ПА – проведение анкетирования; ПКР – подготовка к контрольной работе; ПгТ – подготовка к тестированию; ПЛМ – проработка лекционного материала; ПТ – посещение театра; Р- реферат; РбЛ – работа с литературой; СИ- самостоятельное изучение темы; СО –отчет по социологическому практикуму. Виды контроля самостоятельной работы: КР - Контрольная работа; КТ - Компьютерное тестирование; ПЗСО – Проверка и защита отчета по социологическому практикуму; ПТ - Письменное тестирование; ПЭ - Представление и оценивание эссе; ПрРГР - Проверка и приём расчётно-графической работы; Опрос - Устный опрос, ОС – оценка сообщения. 5.Лабораторный практикум - не предусмотрен 6. Перечень вопросов для подготовки к зачету 1. Античная социология. 2.Средневековая социология и социология нового времени. 3.Современная социология. 4. Предмет социологии. 5.Метод социологии. 6.Человек: биологическое и социальное. 7. Структура личности и психика. 8.Социальное действие и поведение. 9.Социальные ценности и самооценка. 10.Потребности и мотивы. 11.Социальное взаимодействие. 12. Социальная структура. 13. Социализация: универсальное и специфическое. 14.Становление социального «Я». 15.Теория зеркального “Я” Ч.Кули. 16.Процесс социализации и его агенты. 17.Десоциализация и ресоциализация. 18.Агенты социального контроля. 19.Социальный контроль и его элементы. 20.Девиантное поведение. 21.Многообразие значений и форм культуры. 22.Универсалии культуры. 23.Язык. 24.Аккультурация религии. 25.Значение классификация социальных групп. 26.Публика и толпа. 27.Малая группа. 28.Брак и семья - социальные институты. 29.Функции семьи. 30.Тенденции развития семейно-брачных отношений. 31.Формы массового поведения. 32.Социальная аномия. 33.Социальные институты. 34.Общество и государство. 35.Мировая система и цивилизация. 36.Типология и эволюция обществ. 37.Социальный прогресс. 38.Измерение стратификации. 39.Принадлежность к страте. 40. Исторические типы стратификации. 41.Классы. 42.Богатство. 43.Измерение неравенства. 44.Измерение бедности. 45.Классификация мобильности. 46.Объем и дистанция мобильности. 47.Каналы вертикальной мобильности. 48. Групповая замкнутость. 49.Миграция. 50.Текучесть кадров. 51. Природа и структура управления. 52. Социология организации. 53.Теория бюрократии М.Вебера. 54.Бюрократия. 7. Учебно-методическое обеспечение дисциплины. 6.1. Рекомендуемая литература. А) основная :
Б) дополнительная
В) для самостоятельного изучения дисциплины
1. www.au.ru. 2. www.aport.ru. 3. www.isn.ru/sociology.shtml. 4. www.medialingua.ru/www/wwwsearc.htm. 8.Материально-техническое обеспечение дисциплины. Средства обеспечения освоения дисциплины (указывается перечень обучающих, контролирующих компьютерных программ, диа-кино-фильмов) : Книжный фонд кафедры и библиотеки ТГСХА Книги и статьи подготовленные преподавателями кафедры. Персональный компьютер, монитор, принтер. Социология. Методические рекомендации./ Автор-составитель О.Н.Гончаренко. – ТГСХА., 2007. – 115 с. Мультимедийный проектор. Доска, мел. 9. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины На занятиях используется методическое пособие по “Социологии” (Социология. Методические рекомендации./ Автор-составитель О.Н.Гончаренко. – ТГСХА., 2007. – 115 с.), статьи из журналов “Социологические исследования” за 2000-2007 гг. 8.3.Методические рекомендации (деловые игры и т.д.) На семинарских занятиях используются: Методические рекомендации для написания рефератов. Методические указания по “Социологическому практикуму”. Методические указания для проведения деловой игры в технике социодрамы. ( Игра проводится в технике социодрамы с целью помочь преодолеть барьеры ролевой трансформации). Социодрама хороша тем, что “пассивное” участие в ней наблюдателей так же эмоционально активно, как и непосредственных “игроков”. Кроме того, вырабатываются новые способности, открываются новые возможности более глубокого понимания других людей и внутренней логики происходящих событий. И, наконец, совместное составление сценария, игра и совместный анализ сплачивает и укрепляет саму студенческую группу).
ПРИМЕРНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА КУРСА «Социология» |
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502-экономика и... Учебно-методический комплекс «Теория коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс Для специальности: 080502 Экономика... Учебно-методический комплекс «Основы лизинговой деятельности» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности 080502 «Экономика... Учебно-методический комплекс «Деловой иностранный язык (Испанский язык)» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс дисциплины внешнеэкономическая деятельность... Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями государственного образовательного стандарта высшего профессионального... | ||
Рабочая программа По дисциплине «Технология производства продукции... «Экономика и управление на предприятии апк» и 060500 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» | Методические указания по выполннению выпускно квалификациоой работы... Методическое пособие предназначено для студентов специальности «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)», выполняющих... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080502 Экономика... Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования / Примерной программой 1 по дисциплине по специальности... | Учебно-методический комплекс Для специальностей 080502-Экономика... Учебно-методический комплекс Рекреационная география составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины дс. Управление персоналом Для специальности 080502 – Экономика и управление на предприятии (промышленность) | Учебно-методический комплекс по дисциплине «Товароведение продовольственных... Структура и содержание дисциплины «Товароведение продовольственных товаров» направлены на максимальную реализацию Государственного... | ||
Отчет о результатах самообследования образовательной программы по... Качество учебно-методического, информационного и библиотечного обеспечения факультета | Учебно-методический комплекс дисциплины сд. Ф экономика недвижимости Для специальностей 080502 Экономика и управление на предприятии (промышленность) | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине «Мировая экономика» Специальность 080502 Экономика и управление на предприятии (транспорт, связь, лесной комплекс) | Программа для специальности 060800 «Экономика и управление на предприятии транспорта» Факультет «Управление на водном транспорте Кафедра истории и экономической теории Шифр дисциплины: опд ф. 08 Планировании на предприятии... | ||
Учебно-методический комплекс Для специальности: 080505 Управление... Учебно-методический комплекс по дисциплине «Социология и психология управления» составлен в соответствии с требованиями Государственного... | Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли... Учебно-методический комплекс Охрана труда на предприятии отрасли составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного... |