Программа дисциплины





НазваниеПрограмма дисциплины
страница1/10
Дата публикации28.02.2015
Размер0.98 Mb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т
ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИ

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ

Программа дисциплины


Микроэкономика

для направления 080100.62 «Экономика»
(вторая ступень высшего профессионального образования)

Утверждена Одобрена на заседании кафедры

Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ экономической теории

Председатель_____________ Е.А. Третьякова Зав. Кафедрой

«11» октября 2007г. __________________(Е.Л. Зуева)

«31» августа 2007г.

Пермь 2007 г.


  1. Обязательный минимум содержания дисциплины по ГОС (для дисциплин Федерального компонента).





ОПД.Ф.01 Экономическая теория. Микроэкономика.

Микроэкономика. Введение в экономическую теорию. Экономическая теория и экономическая практика; экономические агенты (рыночные и нерыночные), теневая экономика; собственность и хозяйствование: теория "пучка прав собственности", экономические интересы, цели и средства, экономическая рациональность: выбор оптимального решения; конкуренция и ее виды; экономические блага и их классификации (в т.ч. классификация ресурсов), полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, товар и деньги; фактор времени и дисконтирование, потоки и запасы, номинальные и реальные величины, кругообороты благ и доходов; затраты и результаты: общие, предельные и средние величины; альтернативные издержки (издержки отвергнутых возможностей); экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством, компромисс индивида между потреблением и досугом; краткосрочный и долгосрочный периоды в экономическом анализе; ex ante и ex post величины; сравнительное преимущество; Парето-эффективность.

Рынок, совершенная конкуренция, закон предложения, закон спроса, равновесие, равновесная цена; излишки потребителя и производителя, эластичность; теории поведения потребителя и производителя (предприятия); бюджетное ограничение, кривые безразличия, предельные нормы замещения, максимизация прибыли фирмы на всех типах рынков, включая ресурсные, рыночная власть, индекс Херфиндаля-Хиршмана, монополия, естественная монополия, ценовая дискриминация; олигополия, теория игр и стратегическое поведение фирм, монополистическая конкуренция, барьеры входа и выхода (в отрасли), валовые выручка (доход) и издержки, чистый денежный поток, приведенная (дисконтированная) стоимость, внутренняя норма доходности; переменные и постоянные издержки; общие, средние и предельные величины выручки и издержек, эффективности; отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная); факторы производства: труд (рабочая сила), физический капитал, земля, предпринимательские способности; рынки факторов производства, рента, заработная плата, процент, прибыль.

Индексы Пааше, Ласпейреса и Фишера; эффекты дохода и замещения по Хиксу, кривая компенсированного спроса; стратегическое поведение фирм, функции реакции фирм, равновесие Курно, Нэша; производственная функция (общий случай, линейная, Кобба-Дугласа, CES), экономика неопределенности и риска: причины, виды, пути снижения риска; теория поведения домашних хозяйств: однопериодное, двухпериодное и многопериодное бюджетные ограничения, межвременной выбор, влияние постоянных и временных сдвигов производственной функции, ограничения ликвидности для домашних хозяйств; общественные блага, общественный выбор и проблема "безбилетника", поиск ренты; трансакционные и трансформационные издержки, внешние эффекты (экстерналии) и теорема Коуза-Стиглера; асимметрия информации и негативный отбор, сигналы рынка, анализ отношений "принципал-агент"; ящик Эджуорта, общее равновесие.

II. Пояснительная записка
Часть I. Программа для 1 курса направления «Экономика»
Автор программы: к.э.н., доцент Молодчик М.А.
Требования к студентам:

Знание основных понятий микроэкономики нулевого уровня, в том числе альтернативной стоимости, спроса и предложения на рынке товаров и услуг, типов рыночных структур, принципов формирования спроса фирмы на переменный ресурс.

Знание основ планиметрии, аналитической геометрии на плоскости, основ математического анализа.

Аннотация:

Курс «Микроэкономика» является составной частью блока дисциплин предмета «Экономическая теория», являющейся базой для изучения прикладных курсов направления «Экономика». Освоение базовых принципов экономической теории, простейших экономических моделей позволяет выработать у студентов навыки обобщения, абстрагирования, анализа, прогнозирования, применения теории на практике.

Курс «Микроэкономика» создает основу для изучения «Теории общественного сектора», «Теории отраслевых рынков», «Эконометрики», «Инвестиционного анализа» и других дисциплин, использующих принципы предельного анализа, основы теории поведения потребителя и производителя, понятия эффективности по Парето.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчётные задачи, использующие теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов.

Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль за деятельностью студента осуществляется во время индивидуальных консультаций.

Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, контроль знаний студентов.
Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

знать основные концепции и понятия курса:

  • Предельный анализ;

  • Права собственности;

  • Виды конкуренции;

  • Рациональное поведение;

  • Альтернативная стоимость;

  • Рациональный выбор потребителя с точки зрения кардиналистской и ординалистской теории полезности;

  • Индивидуальный и агрегированный спрос;

  • Эластичность спроса и предложения;

  • Производственная функция;

  • Рациональное поведение производителя в терминах изоквант и изокост;

  • Издержки производства;

  • Предложение фирмы и рыночное предложение;

  • Выигрыши потребителей, производителей, общества;

  • Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке совершенной конкуренции;

  • Эффективность по Парето;

  • Модель чистой монополии;

  • Индекс Лернера, Херфиндаля-Хиршмана;

  • Краткосрочное и долгосрочное равновесие на рынке монополистической конкуренции;

  • Некоторые модели поведения производителя в условиях олигополии: модель Курно, Бертрана, картеля, Штакельберга;

  • Равновесие на рынке труда в условиях совершенной конкуренции и монопсонии;

  • Дисконтирование;

  • Межвременная оптимизация;

  • Индивидуальное предложение труда;

  • Метод сравнительной статики.

уметь

  • доказывать свойства кривых безразличия;

  • получать зависимости между эластичностью спроса, изменением цены, общей и предельной выручкой продавца;

  • показывать тип отдачи от масштаба, в том числе для производственной функции Кобба-Дугласа;

  • доказывать правило максимизации прибыли;

  • графически показывать взаимосвязь совокупного, предельного и среднего продукта, а также предельных, средних и совокупных издержек производителя;

  • математически доказывать, что предельный продукт пересекается со средним в точке минимума последнего;

  • математически показать то, что предельные издержки пересекаются со средними в точке их минимума;

  • доказывать равенство среднего и предельного дохода в условиях совершенной конкуренции;

  • доказывать, что средний доход больше предельного в условиях несовершенной конкуренции;

  • аналитически и графически определять параметры равновесие в моделях Курно, Штакельберга, Бертрана;

  • доказывать правило использования ресурсов.

иметь представление о

  • благах низшего порядка, антиблага, безразличные блага, дискретные блага;

  • квазилинейные предпочтения;

  • провалах рынка и причинах государственного вмешательства;

  • влиянии налогов, субсидий, тарифов, квот на рыночное равновесие;

  • многообразии моделей поведения производителя в условиях олигополии;

  • критериях эффективности инвестиционных проектов.

обладать навыками

  • построения графиков для различных видов функциональных зависимостей…

  • общей и предельной полезности потребления одного товара, а также функции полезности для двухтоварных наборов;

  • производственной функции;

  • средних, предельных, общих издержек производства для краткосрочного и долгосрочного периодов.

  • построения графиков для различных типов кривых безразличия и изоквант;

  • решения оптимизационных задач и построения графиков для ситуаций равновесия…

  • в теории потребителя;

  • в теории производителя;

  • при выборе между трудом и отдыхом;

  • при межвременной оптимизации.

  • решения задач и построения графиков при принятии решения производителем относительно цен и объемов производства в условиях…

  • совершенной конкуренции;

  • монополии;

  • монополистической конкуренции;

  • олигополии.




  • решения задач и построения графиков при принятии решения о количестве наемных работников и ставке заработной платы в условиях…

  • совершенной конкуренции;

  • монопсонии;

  • двусторонней монополии.

  • решение задач и построение графиков на изменение параметров рыночного равновесия (при введении налогов, субсидий, потолка цен, тарифов, квот)



Формы контроля:

Текущий контроль: На протяжении курса предусмотрено написание контрольных работ по темам «Теория потребительского поведения», «Теория производства», «Рыночное равновесие, вмешательство государства», «Типы рыночных структур», «Рынки ресурсов»,

А также написание эссе. Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, групповых работах, посещение, выполнение домашних заданий,

Итоговый контроль: Экзамен включает в себя все вопросы, включенные в программу курса.

Итоговая оценка: итоговая оценка формируется на основании Положения о рейтинге ПФ ГУ ВШЭ (для дневной формы обучения).


III. Содержание программы.
Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические системы.
1.1 Предмет экономической теории (Основные стадии развития предмета. Позитивная и нормативная наука. Микро- и макроэкономика).

1.2 Метод экономической теории

1. Экономический способ мышления.

2. Метод научного исследования, ex ante и ex post величины

3. Основы моделирования. Экономические модели и эксперименты.

1.3 Экономические системы.

1. Рыночная система (Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование теория "пучка прав собственности", передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, организация рынка, трансакционные издержки, экономическая природа конкуренции, границы рынка, теневая экономика). Номинальные и реальные величины, затраты и результаты; общие, предельные и средние величины. Понятие Парето–эффективности.

2. Кругооборот экономических благ и доходов (простая модель кругооборота, роль государства в кругообороте);

3.Экономические цели общества (экономическая стратегия и экономическая политика);

4. Основные типы экономических систем (традиционное общество, рыночная экономика, командная экономика, смешанные экономические системы).
Тема 2. Теория потребительского поведения.
2.1 Основы рационального поведения потребителя.

  1. Потребности и экономические блага, их классификации, полные и частичные взаимодополняемость и взаимозамещение благ, товар и деньги; классификация ресурсов (факторов производства): труд (рабочая сила), физический капитал, земля, предпринимательские способности; рента, заработная плата, процент, прибыль.

  2. Экономический выбор (экономическая рациональность, принципы рационального выбора, свобода выбора и суверенитет потребителя, выбор цели, альтернативная стоимость, выбор оптимального решения, права собственности);

  3. Аксиомы потребительского поведения (аксиома полноты, аксиома рефлексивности, аксиома транзитивности, аксиома ненасыщенности, аксиома независимости).

2.2 Кардиналистская ( количественная) теория полезности.

  1. Свойства функции полезности (общая и предельная полезность, общая полезность товарного набора, парадокс воды и алмаза);

  2. Положение равновесия потребителя (первый и второй закон Госсена, принцип оптимального выбора).

2.3 Ординалисткая (порядковая) теория полезности.

  1. Предпочтения потребителя:

а) Кривые безразличия, их свойства и основные типы (функция полезности Кобба-Дугласа, совершенные заменители, комплементы, квазилинейные предпочтения, антиблага, точка насыщения);

б) Предельная норма замены (замещения);

в) Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Общие и чистые субституты и комплементы

г) Единство количественной и порядковой теорий полезности.

  1. Положение равновесия потребителя (в ординалистской теории):

а) Бюджетное ограничение и его экономический смысл;

б) Оптимум потребителя: внутреннее и угловое равновесие;

  1. Изменение дохода потребителя и цен благ:

а) Кривая “ доход-потребление” и её особенности для различных типов товаров;

б) Кривые Энгеля.

2.4 Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность.

  1. Индивидуальный спрос (Кривая “цена-потребление”, построение кривой спроса на основе кривой «цена-потребления», закон спроса)

  2. Рыночный спрос (функция спроса, выигрыш потребителя, рыночный спрос, изменения спроса и объема спроса);

  3. Эластичность спроса.

а) Эластичность спроса по цене.

б) Эластичность спроса по доходу;

в) Перекрестная эластичность спроса.

г) Применение теории эластичности.

4. Функциональный и нефункциональный спрос. Социальные эффекты (эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена, спекулятивный и нерациональный спрос).
Тема 3. Теория производства (теория поведения производителя (предприятия).
3.1 Базовые понятия в теории производства

1. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов;

2. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки, издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством; кривая производственных возможностей и закономерности её изменения; сравнительное преимущество;

3. Технологическая и экономическая эффективность;

4. Цели фирмы (максимизация прибыли; максимизация объёма продаж и др.);

5. Понятие предприятия (классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство).

3.2 Производство с одним переменным фактором:

1. Понятие производственной функции, основные виды;

2. Совокупный, средний и предельный продукт;

3. Закон убывающей предельной производительности. Средняя и предельная производительность факторов;

4. Правило наименьших издержек;

3.3 Равновесие производителя.

1. Кривые постоянного продукта (изокванта и её свойства, предельная норма технического замещения, типы изоквант, производственная функция Кобба-Дугласа);

2.Изокоста (Математическое выражение и экономический смысл изокосты, влияние изменения цен на ресурсы и бюджета производителя);

  1. Равновесие производителя (Равенство предельной нормы технического замещения отношению цен на ресурсы);

  2. Выбор производственной технологии («путь развития» и отдача от масштаба производства (снижающаяся, повышающаяся, неизменная) в долгосрочном периоде, технический прогресс и его основные типы);

  3. Сходство и различия теории потребления и теории производства.

3.4 Издержки производителя.

  1. Издержки фирмы в краткосрочном периоде (бухгалтерские и экономические издержки, постоянные и переменные издержки, общие (валовые), средние и предельные издержки);

2. Издержки в долгосрочном периоде (графическая связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периоде, средние издержки в долгосрочном периоде, отдача от масштаба, минимальный эффективный масштаб производства и структура отрасли).
3.5 Принятие решения производителем относительно объема производства.

1. Правило максимизации прибыли (Бухгалтерская и экономическая прибыль; Общий, средний и предельный доход);

2. Предложение фирмы, закон предложения, рыночное предложение. Неценовые факторы предложения.

3. Эластичность предложения.
Тема 4. Рыночное равновесие.
4. 1. Равновесие на рынке товаров и услуг.

  1. Понятия рынка, равновесия, равновесной цены. Равновесие по Маршаллу, по Вальрасу;

  2. Существование и единственность равновесия;

  3. Выгоды (излишки) производителя, потребителя, общества.

  4. Устойчивость равновесия (абсолютное и относительное равновесие, неопределённость равновесия, локальная и глобальная устойчивость равновесия)

  5. Равновесие на нескольких рынках (общее равновесие). Модель Вальраса. Эффект обратной связи.

4.2 Влияние государственного вмешательства на рыночное равновесие.

1. Провалы рынка и необходимость государственного вмешательства;

  1. Внешние эффекты (экстерналии);

  2. Компромисс общества между эффективностью и равенством;

  3. Контроль над ценами;

  4. Государственные налоги и субсидии и их последствия.


Тема 5. Рынок товаров и услуг.
5.1 Совершенная конкуренция.

1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции, барьеры входа и выхода (в отрасли);

2. Равновесие в краткосрочном периоде (для отрасли и для отдельной фирмы, правило максимизации прибыли, предельная, допредельная и запредельная фирмы);

3.Равновесие фирмы в долгосрочном периоде (кривая предложения фирмы и кривая предложения отрасли, механизм вхождения в отрасль и выхода из неё, равновесие отрасли);

4. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции.

5.2 Чистая монополия

  1. Характерные черты, барьеры входа и выхода (в отрасли);

  2. Равновесие в условиях монополии (общая (валовая), средняя и предельная выручка, правило максимизации прибыли);

  3. Показатели рыночной власти (индексы А. Лернера, Херфиндаля-Хиршмана);

  4. Естественная момнополия.

  5. Экономические последствия монополии. Потери общественного благосостояния, вызванные монополией. Х-неэффективность.

  6. Ценовая дискриминация.

5.3 Монополистическая конкуренция.

  1. Характерные черты;

  2. Равновесие в краткосрочном и долгосрочном периоде;

  3. Достоинства и недостатки монополистической конкуренции;

  4. Роль неценовых факторов. Реклама.

5.4 Олигополия

  1. Характерные черты и причины распространения;

  2. Модели поведения производителя в условиях олигополии (кооперативное и некооперативное поведение, модель картеля, дуополия Курно, Бертрана, Штакельберга для одного периода, ценового лидера);

  3. Теория игр и стратегическое поведение фирм,

  4. Применение на практике моделей олигополии.


Тема 6. Рынки факторов производства (ресурсные).
6.1 Рынок труда.

  1. Особенности спроса и предложения ресурсов.

  2. Выбор (компромисс индивида) между досугом и потреблением. Предложение труда.

  3. Равновесие на рынке труда условиях совершенной конкуренции;

  4. Равновесие на рынке труда в условиях монопсонии;

  5. Роль профсоюзов на рынке труда (минимальная заработная плата; профсоюзы-монополисты; двусторонняя монополия).

  6. Особенности рынка труда. (дифференциация ставок заработной платы; компенсационная заработная плата; экономическая рента).

6.2 Рынок капитала.

  1. Основные понятия на рынке капитала (запасы и потоки; основной и оборотный капитал; ссудный процент; возмещение износа; валовые и чистые инвестиции; краткосрочные и долгосрочные инвестиции);

  2. Предложение сбережений (межвременные предпочтения; межвременное бюджетное ограничение; межвременное равновесие).

  3. Чистый денежный поток, фактор времени и дисконтирование, приведенная (дисконтированная) стоимость (внутренняя норма доходности, текущая дисконтированная стоимость; чистая дисконтированная стоимость; норма дисконтирования).

6.3 Рынок земли.

  1. Особенности предложения земли;

  2. Спрос на землю (сельскохозяйственный спрос, несельскохозяйственный спрос);

  3. Цена земли и арендная плата.



  1. Учебно-методическое обеспечение дисциплины:




  1. Литература:


Базовый учебник

    1. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики, М., 2007


Основная

      1. Фишер С.,Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. М. Дело. 1993

      2. Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика. В 2-х т. Скт.-Пб., Экономическая школа, 1997.

      3. «50 лекций по микроэкономике». В 2-х т. С.-Пб., Экономическая школа, 2000.

      4. Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М.: БИНОМ, 1998.

      5. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л. Микроэкономика. М.: Изд. «Дело», 2000.


Дополнительная

  1. 50 лекций по микроэкономике, в 2-х т, СПб., Экономическая школа, 2000Томпсон А., Формби Д. Экономика фирмы. М. Бином. 1998

  2. Хайман Д.Н. Современная микроэкономика: анализ и применение. Т. 1. М.: Финансы и статистика, 1992

  3. Пиндайк Р., Рубинфельд Д. Микроэкономика. М.: Экономика. Дело. 2000

  4. Вэриан Хэл Р. Микроэкономика. Промежуточный уровень, М: «ЮНИТИ», 1997

  5. Под редакцией В.М. Гальперина Вехи экономической мысли, в 3-х томах, СПб: «Экономическая школа», 2000

  6. Мицкевич А. А. Деловая математика в экономической теории и практике. М.: Высшая школа экономики, 1995.

  7. Розанова Н. М., Шаститко А. Е. Теория спроса и предложения. – М., «Анкил», 1995.

  8. Чемберлин Э. Х. Теория монополистической конкуренции. М.: Экономика, 1996




  1. Nicolson W. (1992), Microeconomics Theory. Basic Principles and Extension. 5 ed.




  1. Begg D., Fisher S., Dornbusch R. (1994), Economics. 4 ed.


Сайты:

http:myphlip1.pearsoncmg.com;

50.economicus.ru;

ise.spbr.ru

.

2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля:

Примеры тем для эссе.

1. «Теория потребительского поведения».

  1. Влияние рекламы на потребительский спрос.

  2. Рационирование. Причины вмешательства. Положительные и отрицательные стороны.


2. «Типы рыночных структур».

  1. Что определяет конкурентоспособность фирмы на примере…

  2. Технический прогресс с точки зрения теории и практики на примере…


3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю:
Для проведения лекций могут использоваться рабочая тетрадь и фолии.
На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:

  1. Решение расчетных задач;

  2. Обсуждение практических ситуаций с предварительной подготовкой докладов по группам;

  3. Доклады студентов.


На контрольных работах проверяется:

  1. Знание теории;

  2. Умение решать задачи;

  3. Умение применить теорию для решения упрощенных практических ситуаций.


Вопросы для самоконтроля приведены в приложении 2.

План лекций и семинарских занятий приведен в приложении 1.
4. Методические указания студентам:

На каждом семинарском занятии студент получает домашнее задание. Выполнение его является обязательным. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки домашнего задания:

  1. изучить лекционный материал;

  2. прочитать дополнительную литературу;

  3. решить заданные задачи;

  4. при затруднениях сформулировать вопросы преподавателю.


Рассмотрение практических ситуаций предполагает работу в группе из 4- 7 человек. Группа вырабатывает мнение по заданному вопросу, используя предоставленные данные. На семинарском занятии один или два выступающих в течение 10 минут защищают позицию группы. Другие группы задают вопросы и дискутируют.

При подготовке доклада необходимо обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, предоставить напечатанный доклад за день до семинарского занятия.


  1. Рекомендации по использованию информационных технологии.

На лекциях возможно использование мультимедийного проектора при наличии презентаций, например http:myphlip1.pearsoncmg.com.

Возможно использовать программные продукты при проведении тестирования.

Автор программы

доцент кафедры экономической теории к.э.н., Молодчик М.А.

II. Пояснительная записка
Часть II. Продолжение. Программа для 2 курса направления «Экономика»
Автор программы: канд.физ.-мат. наук, доцент М.В. Шеина.

Требования к студентам:

Предполагается, что студенты обладают базовыми знаниями по экономической теории в объеме дисциплины «Микроэкономика» для первого курса.
Аннотация:

Дисциплина «Микроэкономика» для 2 курса является составной частью блока дисциплин предмета «Экономическая теория», являющейся базой для изучения прикладных курсов направления «Экономика». Освоение основных экономических концепций и моделей позволяет выработать у студентов навыки обобщения, абстрагирования, анализа, моделирования, прогнозирования, применения методов экономического анализа при изучении практических ситуаций.

Курс создает основу для изучения «Теории общественного сектора», «Экономики труда», «Теории отраслевых рынков», «Институциональной экономики», «Международной экономики», «Экономики фирмы», «Ценообразования», «Инвестиционного анализа» и других дисциплин, использующих принципы предельного анализа, основы теории поведения потребителя и производителя, понятие эффективности по Парето.

Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов, решаются типовые расчётные задачи.

Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Помощь в организации самостоятельной работы студентов: работа с литературой, оптимальность использования времени, глубина проработки материала и др., а также оценка усвоения учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение, осуществляется преподавателем во время индивидуальных консультаций.

Целью преподавателя является структурированное, последовательное изложение теоретического материала курса на лекциях, помощь в организации самостоятельной работы студентов, выработка навыков системного подхода при анализе практических ситуаций с использованием основных микроэкономических моделей на семинарских занятиях, навыков решения типичных микроэкономических задач, осуществление контроля и оценка качества и глубины усвоения учебного материала курса.

Учебная задача курса:

В результате изучения курса студент должен:

знать основные концепции курса и уметь использовать их для обсуждения проблем поведения потребителей и производителей на различных рынках, а также при выборе моделей государственной политики:

  • Аксиоматику теории потребительского поведения;

  • Эффект дохода и эффект замещения при изменении цены для нормальных, инфериорных благ и товаров Гиффена;

  • Альтернативные способы измерения благосостояния потребителей;

  • Выявленные предпочтения;

  • Модель выбора потребителя в условиях первоначального наделения;

  • Основные типы производственных функций и их свойства (Кобба-Дугласа, Леонтьева, линейная);

  • Связь между эффективностью и совершенно-конкурентным равновесием;

  • Общее равновесие: эффективность распределения благ и размещения ресурсов;

  • Общественное благосостояние и критерии его оценки;

  • «Провалы рынка», корректирующее регулирование государства и квазиоптимум;

  • Типы ценовой дискриминации и способы ее реализации;

  • Модели олигополистического поведения: Курно, Штакельберга, Бертрана, ценового лидера, Бертрана-Эджуорта, картеля;

  • Основы теории игр;

  • Внешние эффекты и способы решения проблемы внешних эффектов;

  • Асимметричная информация: «неблагоприятный отбор» и «риск недобросовестного поведения»;

  • Стимулирующие контракты.

уметь

  • Доказывать свойство убывания предельной нормы замещения;

  • Интерпретировать экономический смысл множителя Лагранжа в оптимизационных задачах выбора;

  • Давать экономическую интерпретацию методов и получаемых результатов при декомпозиции эффекта цены на эффекты дохода и замещения;

  • Реконструировать кривые безразличия, используя слабую и сильную аксиомы выявленных предпочтений;

  • Определять функцию компенсированного спроса по Хиксу и по Слуцкому;

  • Определять функцию некомпенсированного спроса для функций полезности Кобба-Дугласа, для случаев совершенных субститутов и комплементов;

  • Выводить уравнение Слуцкого в общем виде и в коэффициентах эластичности;

  • Анализировать изменения благосостояния потребителей, используя индекс номинального дохода и индексы цен Ласпейреса и Пааше;

  • Анализировать изменения благосостояния потребителей, используя эквивалентную и компенсирующую вариации (для функции Кобба-Дугласа и в случае квазилинейных предпочтений);

  • Интерпретировать результаты решения оптимизационных задач выбора потребителя при наличии первоначального наделения в модели выбора между досугом и потреблением и модели межвременного выбора;

  • Определять характер отношения потребителя к риску по данным о предпочитаемых им вариантах потребления;

  • Определять функцию предложения и функцию спроса на ресурсы фирмы, действующей на рынках совершенной конкуренции;

  • По данным о функциях полезности двух потребителей (производственных функциях для двух продуктов) определять графически и аналитически вид контрактной кривой и кривой возможных полезностей (производственных возможностей);

  • Зная кривую производственных контрактов и функцию полезности общества, определять товарный набор, максимизирующий общественную полезность;

  • Определять относительные равновесные цены по данным о предпочтениях потребителя и первоначальном запасе товаров в экономике чистого обмена;

  • Интерпретировать эффективное по Парето распределение благ (размещение ресурсов) и Парето-улучшение, а также понятие квазиоптимума для различных ситуаций, связанных с «провалами рынка»;

  • Определять оптимальные цены в случае осуществления монополистом ценовой дискриминации третьего типа;

  • Показывать влияние ценовой дискриминации на прибыль монополиста и общественное благосостояние;

  • Показывать соотношения между параметрами равновесия в моделях олигополии Курно, Штакельберга, Бертрана, ценового лидера, Бертрана-Эджуорта, картеля; в рамках этих моделей анализировать влияние олигополии на эффективность;

  • Использовать основные понятия теории игр (стратегии, матрица выигрышей, доминирующая стратегия, равновесия по Нэшу и по Парето) при анализе моделей олигополии;

  • Анализировать стратегическое взаимодействие фирм в краткосрочном периоде (неповторяющихся играх) и в долгосрочном периоде (в бесконечно повторяющихся играх), показывать зависимость стратегических решений от межвременных предпочтений фирм;

  • Анализировать различные способы решения проблемы внешних эффектов;

  • Анализировать влияние асимметричной информации на эффективность рыночных контрактов применительно к товарному рынку, рынку кредитов, рынку страховых услуг и государственной промышленной политике;

  • Определять дизайн стимулирующих контрактов, анализировать результаты применения стимулирующих контрактов в условиях асимметричной информации;

иметь представление о

  • Лексикографических предпочтениях;

  • Изопрофитах и их использовании в задачах максимизации прибыли;

  • Проблемах общего равновесия, их связи с эффективностью и совершенной конкуренцией;

  • Функциях общественного благосостояния и проблемах эффективности и справедливости;

  • Видах тарифов при ценовой дискриминации второго типа, двухставочном тарифе;

  • Антагонистических играх;

  • Смешанных стратегиях;

  • Способах определения оптимального портфеля ценных бумаг в простейших случаях;

  • Основных способах государственного регулирования монополии;

  • Теореме Коуза.

обладать навыками

  • Работы с функциями типа Кобба-Дугласа и с квазилинейными функциями;

  • Постановки оптимизационных задач выбора потребителя или производителя и их решения с помощью метода множителей Лагранжа;

  • Расчета эффектов дохода и замещения по Хиксу и по Слуцкому и их графического представления для нормальных, инфериорных благ и товаров Гиффена;

  • Проверки выполнения слабой и сильной аксиом теории выявленных предпочтений;

  • Расчета индексов стоимости жизни Ласпейреса и Пааше;

  • Расчета ожидаемого дохода, его дисперсии и среднеквадратичного отклонения;

  • Расчета величины излишка производителя и экономической ренты;

  • Решения задач максимизации прибыли в краткосрочном и долгосрочном периодах, проверки условий оптимальности первого и второго порядка;

  • Построения графической модели «коробка Эджуорта» в случае чистого обмена и в случае производства;

  • Расчета параметров равновесия в моделях олигополии: Курно, Штакельберга, Бертрана, ценового лидера, Бертрана-Эджуорта, картеля;

  • Определения равновесия Нэша и Парето-равновесия в простейших играх типа «дилемма заключенного», «битва полов».


Формы контроля:
Текущий контроль: На протяжении курса предусмотрено написание контрольных работ и эссе. Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем по окончании учебного курса. Основными критериями оценки работы на семинарах служат качество и глубина проработки материала, свободное владение материалом, активное участие в дискуссиях, докладах, качество выполнения тестов и микроконтролей.
Итоговый контроль: Экзамен включает в себя весь материал, вынесенный в программу для изучения на лекциях, семинарских занятиях и на самостоятельное изучение
Итоговая оценка. Итоговая оценка формируется на основании Положения о рейтинге ПФ ГУ ВШЭ (для дневной формы обучения).

III. Содержание программы.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа дисциплины iconРабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография»
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины...
Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции
Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины...
Программа дисциплины iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные...
Программа дисциплины iconПримерная программа наименование дисциплины
Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях
Программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры...
Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров)
В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля...
Программа дисциплины iconРабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право»
Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих...
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности
Программа дисциплины iconПрограмма дисциплины Наименование дисциплины: римское
В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,...
Программа дисциплины iconРабочая программа учебной дисциплины
Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут...
Программа дисциплины iconВопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4
Программа дисциплины iconПрограмма учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»...
Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии...
Программа дисциплины iconТематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический...
Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5
Программа дисциплины icon1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины
Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск