Скачать 0.98 Mb.
|
Г О С У Д А Р С Т В Е Н Н Ы Й У Н И В Е Р С И Т Е Т ВЫСШАЯ ШКОЛА ЭКОНОМИКИПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ Программа дисциплиныМикроэкономика для направления 080100.62 «Экономика» (вторая ступень высшего профессионального образования) Утверждена Одобрена на заседании кафедры Учебно-методическим Советом ПФ ГУ-ВШЭ экономической теории Председатель_____________ Е.А. Третьякова Зав. Кафедрой «11» октября 2007г. __________________(Е.Л. Зуева) «31» августа 2007г. Пермь 2007 г.
II. Пояснительная записка Часть I. Программа для 1 курса направления «Экономика» Автор программы: к.э.н., доцент Молодчик М.А. Требования к студентам: Знание основных понятий микроэкономики нулевого уровня, в том числе альтернативной стоимости, спроса и предложения на рынке товаров и услуг, типов рыночных структур, принципов формирования спроса фирмы на переменный ресурс. Знание основ планиметрии, аналитической геометрии на плоскости, основ математического анализа. Аннотация: Курс «Микроэкономика» является составной частью блока дисциплин предмета «Экономическая теория», являющейся базой для изучения прикладных курсов направления «Экономика». Освоение базовых принципов экономической теории, простейших экономических моделей позволяет выработать у студентов навыки обобщения, абстрагирования, анализа, прогнозирования, применения теории на практике. Курс «Микроэкономика» создает основу для изучения «Теории общественного сектора», «Теории отраслевых рынков», «Эконометрики», «Инвестиционного анализа» и других дисциплин, использующих принципы предельного анализа, основы теории поведения потребителя и производителя, понятия эффективности по Парето. Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых решаются расчётные задачи, использующие теоретический материал, данный на лекциях; проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов. Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Советы по самостоятельной работе с точки зрения использования литературы, времени, глубины проработки темы и др., а также контроль за деятельностью студента осуществляется во время индивидуальных консультаций. Целью преподавателя является стимулирование самостоятельного, углублённого изучения материала курса, хорошо структурированное, последовательное изложение теории на лекциях, отработка навыков решения задач и системного анализа ситуаций на семинарских занятиях, контроль знаний студентов. Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен: знать основные концепции и понятия курса:
уметь…
иметь представление о
обладать навыками
Формы контроля: Текущий контроль: На протяжении курса предусмотрено написание контрольных работ по темам «Теория потребительского поведения», «Теория производства», «Рыночное равновесие, вмешательство государства», «Типы рыночных структур», «Рынки ресурсов», А также написание эссе. Основными критериями оценки работы на семинаре служат активное участие в дискуссиях, докладах, групповых работах, посещение, выполнение домашних заданий, Итоговый контроль: Экзамен включает в себя все вопросы, включенные в программу курса. Итоговая оценка: итоговая оценка формируется на основании Положения о рейтинге ПФ ГУ ВШЭ (для дневной формы обучения). III. Содержание программы. Тема 1. Предмет и метод экономической теории. Экономические системы. 1.1 Предмет экономической теории (Основные стадии развития предмета. Позитивная и нормативная наука. Микро- и макроэкономика). 1.2 Метод экономической теории 1. Экономический способ мышления. 2. Метод научного исследования, ex ante и ex post величины 3. Основы моделирования. Экономические модели и эксперименты. 1.3 Экономические системы. 1. Рыночная система (Экономические агенты (рыночные и нерыночные), собственность и хозяйствование теория "пучка прав собственности", передача прав, согласование обязанностей, экономические интересы, цели и средства, организация рынка, трансакционные издержки, экономическая природа конкуренции, границы рынка, теневая экономика). Номинальные и реальные величины, затраты и результаты; общие, предельные и средние величины. Понятие Парето–эффективности. 2. Кругооборот экономических благ и доходов (простая модель кругооборота, роль государства в кругообороте); 3.Экономические цели общества (экономическая стратегия и экономическая политика); 4. Основные типы экономических систем (традиционное общество, рыночная экономика, командная экономика, смешанные экономические системы). Тема 2. Теория потребительского поведения. 2.1 Основы рационального поведения потребителя.
2.2 Кардиналистская ( количественная) теория полезности.
2.3 Ординалисткая (порядковая) теория полезности.
а) Кривые безразличия, их свойства и основные типы (функция полезности Кобба-Дугласа, совершенные заменители, комплементы, квазилинейные предпочтения, антиблага, точка насыщения); б) Предельная норма замены (замещения); в) Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ. Общие и чистые субституты и комплементы г) Единство количественной и порядковой теорий полезности.
а) Бюджетное ограничение и его экономический смысл; б) Оптимум потребителя: внутреннее и угловое равновесие;
а) Кривая “ доход-потребление” и её особенности для различных типов товаров; б) Кривые Энгеля. 2.4 Индивидуальный и рыночный спрос. Эластичность.
а) Эластичность спроса по цене. б) Эластичность спроса по доходу; в) Перекрестная эластичность спроса. г) Применение теории эластичности. 4. Функциональный и нефункциональный спрос. Социальные эффекты (эффект присоединения к большинству, эффект сноба, эффект Веблена, спекулятивный и нерациональный спрос). Тема 3. Теория производства (теория поведения производителя (предприятия). 3.1 Базовые понятия в теории производства 1. Ресурсы и их виды. Ограниченность ресурсов; 2. Альтернативная стоимость (альтернативные издержки, издержки отвергнутых возможностей). Экономические ограничения: граница производственных возможностей, компромисс общества между эффективностью и равенством; кривая производственных возможностей и закономерности её изменения; сравнительное преимущество; 3. Технологическая и экономическая эффективность; 4. Цели фирмы (максимизация прибыли; максимизация объёма продаж и др.); 5. Понятие предприятия (классификация; внешняя и внутренняя среда; диверсификация, концентрация и централизация производства; открытие и закрытие предприятий, санация и банкротство). 3.2 Производство с одним переменным фактором: 1. Понятие производственной функции, основные виды; 2. Совокупный, средний и предельный продукт; 3. Закон убывающей предельной производительности. Средняя и предельная производительность факторов; 4. Правило наименьших издержек; 3.3 Равновесие производителя. 1. Кривые постоянного продукта (изокванта и её свойства, предельная норма технического замещения, типы изоквант, производственная функция Кобба-Дугласа); 2.Изокоста (Математическое выражение и экономический смысл изокосты, влияние изменения цен на ресурсы и бюджета производителя);
3.4 Издержки производителя.
2. Издержки в долгосрочном периоде (графическая связь между издержками в краткосрочном и долгосрочном периоде, средние издержки в долгосрочном периоде, отдача от масштаба, минимальный эффективный масштаб производства и структура отрасли). 3.5 Принятие решения производителем относительно объема производства. 1. Правило максимизации прибыли (Бухгалтерская и экономическая прибыль; Общий, средний и предельный доход); 2. Предложение фирмы, закон предложения, рыночное предложение. Неценовые факторы предложения. 3. Эластичность предложения. Тема 4. Рыночное равновесие. 4. 1. Равновесие на рынке товаров и услуг.
4.2 Влияние государственного вмешательства на рыночное равновесие. 1. Провалы рынка и необходимость государственного вмешательства;
Тема 5. Рынок товаров и услуг. 5.1 Совершенная конкуренция. 1. Характерные черты рынка совершенной конкуренции, барьеры входа и выхода (в отрасли); 2. Равновесие в краткосрочном периоде (для отрасли и для отдельной фирмы, правило максимизации прибыли, предельная, допредельная и запредельная фирмы); 3.Равновесие фирмы в долгосрочном периоде (кривая предложения фирмы и кривая предложения отрасли, механизм вхождения в отрасль и выхода из неё, равновесие отрасли); 4. Достоинства и недостатки модели совершенной конкуренции. 5.2 Чистая монополия
5.3 Монополистическая конкуренция.
5.4 Олигополия
Тема 6. Рынки факторов производства (ресурсные). 6.1 Рынок труда.
6.2 Рынок капитала.
6.3 Рынок земли.
Базовый учебник
Основная
Дополнительная
Сайты: http:myphlip1.pearsoncmg.com; 50.economicus.ru; ise.spbr.ru . 2. Тематика заданий по различным формам текущего контроля: Примеры тем для эссе. 1. «Теория потребительского поведения».
2. «Типы рыночных структур».
3. Методические рекомендации (материалы) преподавателю: Для проведения лекций могут использоваться рабочая тетрадь и фолии. На семинарских занятиях используются следующие методы обучения:
На контрольных работах проверяется:
Вопросы для самоконтроля приведены в приложении 2. План лекций и семинарских занятий приведен в приложении 1. 4. Методические указания студентам: На каждом семинарском занятии студент получает домашнее задание. Выполнение его является обязательным. Студенту рекомендуется следующая схема подготовки домашнего задания:
Рассмотрение практических ситуаций предполагает работу в группе из 4- 7 человек. Группа вырабатывает мнение по заданному вопросу, используя предоставленные данные. На семинарском занятии один или два выступающих в течение 10 минут защищают позицию группы. Другие группы задают вопросы и дискутируют. При подготовке доклада необходимо обсудить с преподавателем перечень используемой литературы, предоставить напечатанный доклад за день до семинарского занятия.
На лекциях возможно использование мультимедийного проектора при наличии презентаций, например http:myphlip1.pearsoncmg.com. Возможно использовать программные продукты при проведении тестирования. Автор программы доцент кафедры экономической теории к.э.н., Молодчик М.А. II. Пояснительная записка Часть II. Продолжение. Программа для 2 курса направления «Экономика» Автор программы: канд.физ.-мат. наук, доцент М.В. Шеина. Требования к студентам: Предполагается, что студенты обладают базовыми знаниями по экономической теории в объеме дисциплины «Микроэкономика» для первого курса. Аннотация: Дисциплина «Микроэкономика» для 2 курса является составной частью блока дисциплин предмета «Экономическая теория», являющейся базой для изучения прикладных курсов направления «Экономика». Освоение основных экономических концепций и моделей позволяет выработать у студентов навыки обобщения, абстрагирования, анализа, моделирования, прогнозирования, применения методов экономического анализа при изучении практических ситуаций. Курс создает основу для изучения «Теории общественного сектора», «Экономики труда», «Теории отраслевых рынков», «Институциональной экономики», «Международной экономики», «Экономики фирмы», «Ценообразования», «Инвестиционного анализа» и других дисциплин, использующих принципы предельного анализа, основы теории поведения потребителя и производителя, понятие эффективности по Парето. Программа предусматривает проведение семинарских занятий, на которых проводится обсуждение и анализ упрощенных практических ситуаций с применением активных методов обучения, отрабатываются навыки выступления и дискуссии во время докладов студентов, решаются типовые расчётные задачи. Самостоятельная работа студентов включает в себя освоение теоретического материала на основе конспектов лекций, основной и дополнительной литературы, публикаций в периодических изданиях; подготовку к семинарским занятиям в индивидуальном и групповом режиме. Помощь в организации самостоятельной работы студентов: работа с литературой, оптимальность использования времени, глубина проработки материала и др., а также оценка усвоения учебного материала, вынесенного на самостоятельное изучение, осуществляется преподавателем во время индивидуальных консультаций. Целью преподавателя является структурированное, последовательное изложение теоретического материала курса на лекциях, помощь в организации самостоятельной работы студентов, выработка навыков системного подхода при анализе практических ситуаций с использованием основных микроэкономических моделей на семинарских занятиях, навыков решения типичных микроэкономических задач, осуществление контроля и оценка качества и глубины усвоения учебного материала курса. Учебная задача курса: В результате изучения курса студент должен: знать основные концепции курса и уметь использовать их для обсуждения проблем поведения потребителей и производителей на различных рынках, а также при выборе моделей государственной политики:
уметь…
иметь представление о
обладать навыками
Формы контроля: Текущий контроль: На протяжении курса предусмотрено написание контрольных работ и эссе. Работа на семинарских занятиях оценивается преподавателем по окончании учебного курса. Основными критериями оценки работы на семинарах служат качество и глубина проработки материала, свободное владение материалом, активное участие в дискуссиях, докладах, качество выполнения тестов и микроконтролей. Итоговый контроль: Экзамен включает в себя весь материал, вынесенный в программу для изучения на лекциях, семинарских занятиях и на самостоятельное изучение Итоговая оценка. Итоговая оценка формируется на основании Положения о рейтинге ПФ ГУ ВШЭ (для дневной формы обучения). III. Содержание программы. |
Рабочая программа дисциплины «Гражданская война в России: источники и историография» Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | ||
Программа дисциплины дпп. Ддс. 03. Страноведение цели и задачи дисциплины... Цель дисциплины заключается в формировании у студентов лингвострановедческой компетенции | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Ую программу дисциплины, где представлены цели, задачи и предмет дисциплины; требования к уровню освоения дисциплины; объем дисциплины... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Гсэ общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины; ен общие математические и естественнонаучные дисциплины; опд общепрофессиональные... | Примерная программа наименование дисциплины Цели и задачи дисциплины: Цель дисциплины дать общие представления об основных общебиологических закономерностях | ||
Рабочая программа учебной дисциплины «Современные микропроцессоры... Место дисциплины в структуре ооп: Профессиональный цикл. Дисциплины по выбору студента | Программа дисциплины Для направления «Менеджмент» (программа подготовки бакалавров) В программе дисциплины представлены содержание дисциплины, перечень вопросов для подготовки к экзамену, методы текущего контроля... | ||
Рабочая учебная программа дисциплины «Финансовое право» Ооп находится в вариативной части – дисциплины по выбору. Изучение данной дисциплины предполагает предварительное освоение следующих... | Программа дисциплины Наименование дисциплины История государства и права зарубежных стран В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности | ||
Программа дисциплины Наименование дисциплины: римское В рамках учебной дисциплины осуществляется подготовка студентов к следующим видам профессиональной деятельности: нормотворческая,... | Рабочая программа учебной дисциплины Программа дисциплины разработана для студентов технического вуза, в чью профессиональную деятельность Психология и Педагогика войдут... | ||
Вопросы к экзамену: 15 VI. Тематический план изучения дисциплины... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 4 | Программа учебной дисциплины наименование дисциплины: «Химия атмосферы»... Изучение дисциплины базируется на предварительном усвоении студентами материала основных метеорологических дисциплин: «Основы климатологии... | ||
Тематика курсовых работ 16 Вопросы к зачету: 16 VI. Тематический... Место дисциплины в структуре ооп впо (основной образовательной программы высшего профессионального образования) 5 | 1. цели и задачи освоения дисциплины цель дисциплины Данная дисциплина относится к циклу профессиональных дисциплин, вариативная часть, дисциплины по выбору ( В. Дв. 4) |