Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13





Скачать 259.7 Kb.
НазваниеВыполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13
страница1/2
Дата публикации07.03.2015
Размер259.7 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат
  1   2
Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 13

Экзаменационный реферат по обществознанию
Жизнь и творчество А. А. Исаева

Выполнил

Арасланов Никита

Ученик 9 «Б» класса

МОУ СОШ №13


Ярославль

2010
Содержание

Введение…………………………………………………………………..3

1. Биография А.А. Исаева……………………………………………5

2. Экономические взгляды А. А. Исаева…………………………… 9

3. Взгляды А.А. Исаева на вопросы социальной экономики и

демографии ……………………………………………………….…….16

Заключение……………………………………………………………....23

Список литературы…………………………………………………..…25

Приложение……………………………………………………………..26

Введение

В 90-е годы изменилась общественно-политическая система в нашей стране. Стала историей марксистко-ленинская идеология. Это изменило отношение ко многим историческим деятелям. Кроме того, бурное развитие товарно-денежных отношений заставило современных экономистов обратиться к трудам дореволюционных историков, переосмыслить и переоценить их работы. Одним из таких забытых экономистов XIX –XX века является Андрей Алексеевич Исаев.

Андрей Алексеевич Исаев занимает видное место в плеяде экономистов императорской России. Он имел непосредственное отношение сразу к трем крупнейшим российским научным и учебным центрам – Московскому и Санкт - Петербургскому университетами и Ярославскому юридическому лицею. Однако именно в Ярославле А.А. Исаев впервые раскрылся как талантливый ученый. Ярославский период в его творческой жизни стал наиболее насыщенным и плодотворным в научном отношении. Этот факт особенно интересен нам, ярославцам в преддверие тысячелетия нашего древнего города.

После окончания 11 классов я собираюсь поступать на экономический факультет, но уже сегодня я занимаюсь вопросами экономики более углубленно. Когда я услышал о А.А. Исаеве, мне захотелось познакомиться с его экономическими теориями.

Оказалось, что в наших библиотеках и книжных магазинах книг с работами А.А. Исаева практически нет. Мне удалось прочитать только некоторые статьи Андрея Алексеевича, опубликованные в Интернет. Кроме того, в современных экономических журналах есть перепечатки его статей1. Список известных работ А.А. Исаева дан в Приложении 2. Эти работы экономиста стали источниками моего реферата.

Архивные материалы, касающиеся Исаева, в Ярославле не сохранились. Здание Демидовского лицея, где он работал, было разрушено во время белогвардейского мятежа и все архивы сгорели.

О самом А.А.Исаеве, его жизни и творчестве, монографии нет. Общие биографические сведения и список опубликованных работ есть в словарях дореволюционных, советских и современных2. Так, Большой Советской энциклопедии А.А. Исаев характеризовался как русский экономист народнического направления, сочувствовавший марксизму, но толковавший марксизм с позиций реформизма. Его представляли как одно из идеологов «кооперативного социализма». В этой же отмечалось, что статистическими данными и выводами А.А. Исаева многократно пользовался В.И. Ленин. В своей работе «Развитие капитализма в России» В.И. Ленин ссылался на такие работы А.А. Исаева, как «Промыслы Московской губернии», «Начало политической экономии», «Настоящее и будущее русского общественного хозяйства» и др.3

Его работы упоминаются в монографиях статьях по экономике. Биографические данные об А.А. Исаеве есть в работах, посвященных истории Ярославского Демидовского юридического лицея.

Цель данного реферата – изучение жизни и экономических взглядов А.А. Исаева.

Задачи, которые необходимо решить в данной работе:

  • собрать и обобщить известные биографические данные А. А. Исаева;

  • выяснить, какие вопросы экономического развития России в конце XIX века интересовали известного ученого;

  • дать общую характеристику экономическим взглядам экономиста;

  • охарактеризовать взгляды А.А. Исаева в области социальной экономики и демографии.


1. Жизнь и творчество А.А. Исаева

А.А. Исаев родился 19 октября 1851 в колонии Новые Мезиричи Суражского уезда Черниговской губернии. Когда мальчику исполнилось 12 лет, родители отправили его учиться в Москву. Он поступил в1-ю Московскую гимназию и закончил её с блестящими результатами, получив за успехи в учебе золотую медаль. Золотая медаль открыла пред молодым Исаевым дорогу в Московский университет. Выбор его пал на юридический факультет. Однако в Москве он пробыл всего один год, а затем продолжал обучение в Санкт-Петербургском университете, который и окончил в 1873 году, получив степень кандидата права.

По сложившейся в те времена традиции лучших выпускников российских университетах отправляли совершенствовать свои знания в западноевропейские, большей частью германские, университеты. А.А. Исаев в 1873 и 1874 годах стажировался в Лейпцигском и Гейдельбергском университетах, занимаясь там политической экономией под руководством профессоров Рошера и Книса.

В 1875 году в Московском университете Исаев успешно сдал экзамен на степень магистра политической экономии. В том же году он получил приглашение от московского губернского земства на исследование промыслов Московской губернии. Андрей Алексеевич принял это приглашение и сразу же окунулся в работу. Этим исследованиям он посвятил вторую половину 1875 года и весь 1876 год. Итогом стала подготовленная им работа «Промыслы Московской губернии» (1876 г.) в трех выпусках.

В 1877 году А.А. Исаев вновь был направлен Санкт-Петербургским университетом в командировку за границу. В Лейпциге, Йене, Страсбурге, Берлине и Париже он занимался политической экономией и финансовой наукой. После возвращения в Россию в начале 1879 года А.А. Исаев защитил в Санкт-Петербургском университете диссертацию «Промышленного товарищества во Франции и Германии» и получив степень магистра политической экономии.

В 1879 году был назначен на должность доцента в Демидовском юридическом лицее города Ярославля. После защиты диссертации на степень доктора политической экономии был переведён на должность ординарного профессора, затем возглавил кафедру политической экономии.

А.А Исаеву предстояло попасть в коллектив, где трудились замечательные педагоги и талантливые ученые, многие из которых впоследствии стали известны всей России, составили цвет её юридической науке. Можно сказать, что А.А. Исаеву повезло на заре его преподавательской и активной научной деятельности. Ко времени приезда А.А. Исаева в Демидовском юридическом лицее читали лекции: Д.И. Азаревич, Ф.В. Григоревич, И.И. Дитятин, М.А. Липинский, Н.С. Суворов, И.Т. Тарасов и др. Директор лицея М.Н. Капустин читал курсы лекций по финансовому праву, международному праву и энциклопедию права. В лицее читались также курсы римского права, церковного права, гражданского права, государственного права, административного права, торгового права, уголовного права и уголовного судопроизводства, всеобщей истории права, истории русского права.

1879 /80 учебный год для лицея имел особое значение: начиналось новое десятилетие существования Демидовского лицея - второе со времени его преобразования. За несколько месяцев до начала учебного года А.А. Исаев приказом министра народного просвещения (от 16 июля 1879 года) был утверждён в звании «исправляющего должность экстраординарного профессора по кафедре политической экономии.

А.А. Исаеву поручалось чтение курса политической экономии. Кроме чтения лекций, преподаватели лицея по поручения Совета Лицея знакомились с письменными работами студентов и кандидатами «рассуждения», выступая фактически научными оппонентами. А.А. Исаев был одним из самых «основательных» и «внимательных» рецензентов. Некоторые его отзывы на студенческие работы были опубликованы во «Временнике Демидовского юридического лицея»; они представляют собой самостоятельные научные рассуждения.

На августовском (1880 г.) заседании Совета Лицея был одобрен доклад А.А.Исаева «Хозяйственное значение благотворительности». Совет рекомендовал прочитать этот доклад на совместном собрании преподавателей и студентов лицея. Следует отметить, что этим докладом А.А. Исаев положил начало своей благотворительной деятельности. В лицее была заведена добрая традиция читать публичные лекции в пользу бедствующих студентов. Андрей Алексеевич не только читал благотворительные лекции, издавал свои книги социальной направленности, но и непосредственно участвовал в организации общественной благотворительности в России.

Преподавательская работа А.А. Исаева в Демидовском юридическом лицее открыла новую страницу в творчестве А.А. Исаева, связанную с наукой финансового права. В лицее Андрей Алексеевич занимал кафедру политической экономии. Соответственно он читал курсы политэкономии, науки о финансах (финансового права) и кроме лекций вёл практические занятия по экономической статистике. Среди его многочисленных публикаций того периода особого внимания заслуживают две работы, переиздаваемые в четвертом томе антологии «Золотые страницы финансового права России»: «Государственный кредит» (Ярославль, 1886) и «Очерк теории и политике налогов» (Ярославль, 1887).

После успешной защиты диссертации на степень доктора политической экономии Андрей Алексеевич был переведен на должность ординарного профессора с жалованием в 2400рублей (плюс 300 р. столовых и 300 р. квартирных). Знаменательным событием в жизни профессора А.А. Исаева стало его награждение орденом Святой Анны 2-й по представлению министра народного просвещения (1887 г.). В 1888 году Андрей Алексеевич уже статский советник, что было отражено в деле списочного состава преподавателей лицея на 1888/89 учебный год.

По воспоминаниям современников Андрей Алексеевич был человеком, который основательно подходил ко всем вопросам, отличался трудолюбием, принципиальностью и скромностью. В семейной жизни Андрей Алексеевич был заботливым отцом и мужем. В отношении к студентам он был корректен, но требовательным. Нередко заступался за них перед начальством. Отношение с коллегами А.А. Исаев строил, избегая интриг, которые, как и в других образовательных Учреждений, имели место в Демидовском лицее. Андрей Алексеевич умел последовательно отстаивать свои научные взгляды и принципиальные жизненные позиции.

Ярославский этап профессорско-преподавательской деятельности Андрея Алексеевича Исаева завершился в 1888 году, о чем свидетельствует хроника «Временника», в которой зафиксировано, что «распоряжением г. Управляющего Министерством Народного Просвещения ординарный профессор А.А. Исаев 22 августа уволен, согласно прошению, от службы в отставку».

За время работы в Демидовском юридическом лицее А.А. Исаевым во «Временнике» лицея была опубликована серия работ различной научной направленности - статьи, исследования, актовые речи, публичные лекции.. В журнале «Юридическая библиография», который издавался Демидовским юридическим лицеем, А.А. Исаев регулярно публиковал рецензии на различные работы своих коллег.

После выхода в отставку А.А. Исаев переехал в Санкт-Петербург. В январе 1889 года в должности приват-доцента он приступил к чтению лекций в Санкт-Петербургском университете. Начал со специального курса о народном хозяйстве современной России, а затем перешёл к политической экономии. Осенью того же года Андрей Алексеевич занял кафедру полицейского права в Императорском Александровском лицее.

В Санкт-Петербурге Андрей Алексеевич занимался активной общественной деятельностью. Он стал одним из учредителей общества для помощи нуждающимся переселенцам, председателем кустарного отделения в обществе для содействия русской промышленности и торговли. Общественная работа не мешала научной деятельности А.А. Исаева. В петербургский период своей жизни Андрей Алексеевич подготовил и издал ряд интересных работ различной научной направленности.

В работе « Настоящее и будущее русского общественного хозяйства» (СПб., 1896) А.А. Исаев обращается к актуальным для общества вопросам: о влиянии экономике на общественную жизнь, о современном положении русского общественного хозяйства, о взглядах народников на перспективы российской общественной жизни и др.

Одно из последних фундаментальных исследований А.А. Исаева - «Мировое хозяйство» (СПб., 1910). Как отмечал автор в небольшом предисловии к своей книге, её целью являлось «выдвинуть главные формы экономических отношений народами, связать ряды фактов, которые особенно влияют на развитее этих отношений, и уяснить значение мирового хозяйства для общественной жизни отдельных стран». А.А. Исаев в этой книге рассматривает успехи народного хозяйства отдельных стран со второй половины XIX века, исследует развитие мирового хозяйства, связь последнего с таможенной политикой, влияние колонии на развитее метрополии и всего мирового хозяйства, а также другие менее актуальные проблемы.

А.А. Исаев продолжал работать, и после революции. Последней работой Андрея Алексеевича стала «Безработица и борьба с нею (за период 1917 - 1924 гг.)», изданная в Москве в 1924 году. Об этом периоде жизни А.А. Исаева известно очень мало.

Умер Андрей Алексеевич Исаев в 73-ёх летнем возрасте, 1924 года.

Экономические взгляды А.А. Исаева
Экономические взгляды А.А. Исаева самобытны, не смотря на то, что многие идеи, провозглашенные в его работах, кажутся вам знакомыми. Очень тяжело определить, к какому политическому течению принадлежит сам Андрей Алексеевич. В литературе советской его представляли как либерального экономиста или экономиста народнического направления, сочувствовавший марксизму, но толковавший марксизм с позиций реформизма. Если вы внимательно приглядитесь к его работам, то найдете идеи, изложенные в экономических трудах В.И.Ленина. По мнению современных ученых это связано с тем, что на теоретические воззрения А. Исаева оказали влияние три источника.

- Первым выступило классическое направление политэкономии Смита и Риккардо, основным принципом анализа социальных и экономических явлений в котором был дедуктивный метод. В этом духе изложена его теория заработной платы, процента и себестоимости.

- Вторым надо считать школу Маркса. Под её влиянием он построил общую теорию распределения, согласно которой одна часть национального дохода идет в пользу работающих классов, другая (прибавочная ценность) составляет избыток производства и переходит в руки капиталистов и земледельцев.

- Третьем источником является идеи русских народников. Уже в первых своих исследований кустарной промышленности Московской губернии А.А. Исаев выступил горячим защитником своеобразия русской хозяйственной жизни, отличительными чертами которой, по его мнению, были община и артель.

А. А. Исаев обращался практически ко всем вопросам политической экономии. Наиболее известный общий труд «Начала политической экономии» 4 В своей работе, которая стала практически учебником по политической экономии, Исаев объясняет основные понятия экономики, останавливаясь более подробно на наиболее спорных вопросах.

В этой книге Андрей Алексеевич рассматривает закономерности, влияющие на развитие экономики. Автор детально представил структуру и содержание следующих экономических сфер: производства, распределения, обмена и потребления. В качестве одной из методологических установок, ученый руководствовался теорией прибавочной ценности.

Он определяет факторы, влияющие на производительность труда, раскрывает сущность капиталистического производства и виды капитала, рассматривает системы хозяйства и формы производства. В работе представлено учение о доходе и его распределении. Автор изучает понятие валового и чистого дохода, выясняет причины избытков в хозяйстве и основы распределения доходов. А.А. Исаев раскрывает теорию прибыли и учение о ренте, показывает, какие объективные условия влияют на формирование заработной платы.

Наибольший интерес представляют разделы книги, посвященные обмену и потреблению. В разделе об обмене, излагается учение о ценности и рыночном ценообразии. Раскрыты функции денег, условия, определяющие количество денег, необходимых для страны, рассмотрены монетные системы. Большое внимание уделено бумажным деньгам и кредиту. В связи с кредитом изучена банковская система, показано, за счет чего формируются банковские обороты, описаны виды банковского кредитования. Исследована система кредита в России. Автор объясняет, как пути и средства сообщения влияют на развитие народного хозяйства. Важнейшим рычагом регулирования экономики в этой сфере являются железнодорожные тарифы. Представлена система путей сообщения в России в конце XIX - начале XX вв. Автор уделяет внимание исследованию торговых отношений, видов торговли, её инфраструктуры в форме ярмарок и бирж. Изложены основы внутренней и внешней политики. В рамках вопроса о народном потреблении изучена проблема страхования, виды страхования, страховое дело в России.

А.А. Исаев анализирует причины экономических и хозяйственных кризисов, излагает различные учения о кризисах. Среди макроэкономических факторов одним из важнейших является прирост населения и его социальный состав. Он исследует причины перенаселения, рассматривает плотность населения в различных областях России, роль эмиграции в изменениях населённости. В книге уделено внимание причинам и возможности разрешения проблемы инфляции, с которой вплотную Россия столкнулась именно во второй половине XIXв., когда началось бурное развитие капитализма. Последним важным вопросом, является проблема вмешательства государства в экономику. Андрей Алексеевич считает это вмешательство в ряде случаев целесообразным.

А.А. Исаев утверждает, что все научные выводы необходимо проверять на практике.

В своих работах Исаев сформулировал принципы общей теории распределения: одна часть национального дохода идет на покрытие нужд рабочего классов, другая («прибавочная ценность») составляет избыток производства и присваивается предпринимателем.

В вопросе о происхождении частной собственности Исаев исходит из т.н. теории закона, согласно которой собственность возникает как результат установления государственной властью определенных правовых норм. В области теории ренты Исаев отрицал экономические значения частной собственности на землю как условие возникновения ренты, отождествлял последнюю с дифференцированным доходом.

Значительное внимание Исаев уделял вопросам эволюции общины, а также кооперации. Исаев считал, что только община может защитить русское крестьянство от пролетаризации и стать «существенным приобретением» при переходе России к новому строю, который Исаев определял как совокупность свободных кооперативных хозяйств.

В работе «Забастовки учащихся» (1912) признавал законным неограниченное право рабочих на участие в забастовке. Последнюю он считал крайностью, но и необходимым инструментом для разрешения кризисных ситуаций. При этом А.А. Исаев отмечал важность третейских судов и палат посредников. Он констатировал, что необходимость стачек проистекает в том числе из-за невозможности примирения сторон. Свои выводы он иллюстрирует статистическими данными из истории: в Англии с 1894 по 1901 г. палата посредников смогла примирить участников только 327 стачек, т.е. 5,3% из имевших место, а подчинились ее решению 10,5% рабочих-забастовщиков. В связи с этим особую важность приобретало недопущение стачек посредством разрешения конфликтов на предварительных этапах. Но в случае начала стачки она должна быть обдуманной, с реальными требованиями. Участие в ее организации профсоюзов было желательно, так как они придавали ей осмысленность и моглим создать забастовочный фонд. Таким образом, А.А. Исаев не удержался от смешения экономических споров с политическими проблемами, признав право на политическую забастовку.

Ученый большое внимание уделяет вопросам налогообложения. Этим вопросам посвящены две работы: «Очерк теории и политики налогов»(1887г.) и «Пропорциональные или прогрессивные налоги?» (1889г.). Под налогами Андрей Алексеевич понимает «обязательные платежи частных хозяйств, служащие для покрытия общих расходов государства и единиц самоуправления…». Сегодня мы понимаем налоги практически также как и ученый XIX в. Но вот с чем сегодня трудно согласиться, так это с надеждой Андрея Алексеевича, что в будущем «вместе в развитием знаний и нравственных качеств, и более глубокого сознания обязанности граждан относительно государства» уклонения от уплаты налогов будут редки. В 90-е годы в России неуплата налогов воспринималась как явление нормальное, обычное. Может быть, в более далеком будущем мечта экономиста сбудется.

Андрей Алексеевич, выступает за принцип «пощады в обложении». «Этот принцип определяет, сколько гражданин может уделять государству из своего хозяйства. Чем ниже имущественный уровень, чем менее прочны источники доходов подданных, тем в более широких размерах должен быть применим принцип пощады. А потому, чем богаче гражданин, тем более он обязан свои богатством существованию государства. И доля в имуществе, которой обязан своим происхождением существованию государства, увеличивается по мере увеличения имущества не только абсолютно. Но и относительно. Отсюда – принцип прогрессивности обложения, определяющий, сколько гражданин должен отдавать государству». Принцип прогрессивного налогообложения и сегодня используется в мировой экономической практике.

Наиболее интересным вопросом, обсуждаемым в трудах ученого, является вопрос о русских артелях или о кооперации. Сегодня мы на этот вопрос смотрим и с точки зрения истории и с точки зрения экономики. Этот вопрос для нас особенно важен, если вспомнить, как проводилась кооперация в 30-х годах. На что опирались руководители Советского государства, провозглашая всеобщую кооперацию? Стоило ли вообще создавать коллективные хозяйства? На каких принципах должны быть основаны эти кооперативы? А сегодня очень важным является вопрос: как относиться к коллективным хозяйствам сегодня?

Кооперация - форма организаций хозяйственной деятельности, когда достаточно большое сообщество людей совместно и на равных началах участвуют в одном и том же или в разных, но связанных между собой процессах труда.

Русская артель, известная по архивным источникам с XIII-XIV веков, оказалась формой, наиболее ей близкой. В XIX веке артель приняла принципы кооперативного движения, выработанные общественной мыслью Западной Европы, приняла и изменила их, сообразуясь с национально-культурной традицией, придав им некоторое своеобразие. День 22 октября 1865 года оказался тем рубежом, с которого началось кооперативное движение в России. В этот день был утвержден первый в России устав ссудо-сберегательного товарищества в селе Рожденственском Дороватском волости Ветлужского уезда Костромской губернии, иначе говоря, родилась первая Российская кооперация.

А.А. Исаев в своих работах дает богатый статистический материал по истории развития артелей. Он изучает историю артелей, состав, исследует специализацию артелей в центральной части России. Особое внимание уделяет ученый сибирским кооперативным масло- и сыродельням, подчеркивая высокое качество продукции и прибыльность этих кооперативов. На его статистические данные и выводы опирается в своих работах по развитию капитализма в России В.И. Ленин.

А.А. Исаев, пропагандируя развитие кооперативного движения у нас в России, считает нужным определить основные правила и принципы их организации. Ученый подчеркивает, что создание артелей – явление добровольное. Участники кооператива должны сами определить его тип, занятия, функции каждого участника. Именно это делает кооперативы прибыльным предприятием. Эти принципы организации кооперативного движения позже изложены Владимиром Ильичем Лениным в статьях о кооперации. Более того, современные ученые считают идеи ученого о кооперации актуальными.

Таким образом, А.А. Исаев разрабатывает теорию кооперации и выступает сторонником кооперативного социализма, идеи которого до и после революции защищали два других крупнейших мыслителя России М. Туган-Боровский и А. Чаянов. Самобытной теорию Исаева делает то обстоятельство, что, органично соединив в себе два совершенно разнородных идейных течения - народничество, воспевавшее прелести сельской жизни, и марксизм, защищающий преимущество индустриального труда, - кооперативный социализм был ориентирован на коллективные ценности, господствовавшие в сознании русского народа прежде и сохранившееся по сей день.

Сегодня кооперативное движение могло бы стать серьезной составляющей экономического развития страны. Идея и практика кооперативного движения с успехом использовались и используются для смягчения социальных противоречий и как эффективное средство мобилизации сил, способных оживить и поднять экономику, стимулировать самостоятельность, эту основу основ всякого гражданского общества.
3.Взгляды А.А. Исаева на вопросы социальной экономики и демографии.
Важнейшим трудом экономической социологии и демографии дореволюционного периода, посвященный социально-экономической мобильности и миграции крестьянства можно считать монографию А. Исаева «Переселение в русском народном хозяйстве» (1891 г.)

Выдвигая теоретико-методологические принципы исследования А.А. Исаев отмечает:

а) качественное различие образа жизни сельского и городского населения с точки зрения социальной мобильности;

б) главные причины миграционного движения с точки зрения кросс-культурных аспектов.

Городские жители, привыкшие к перемене профессий, в большей степени склонны к перемене места работы и места жительства. У них нет того, что мешает миграции: земельного надела и собственного хозяйства, а также привязанности к домашнему очагу. Напротив, сельчане всю жизнь имеют одно занятие, которым и привязаны к одному месту, к своей малой родине. Их кругозор узок, он редко выходит за пределы социального круга. Серьёзно различается и мотивационная основа миграции у горожан и сельчан: если для первых мобильность принимает добровольный характер, то для вторых - вынужденный.

Выделив внутренние для данной социальной категории миграционные мотивы, А.А. Исаев переходит к сравнительному анализу причин миграционного движения в России и западных стран. Всем странам, охваченным в разное время переселением, свойственны одни и те же причины, а именно религиозные (гонение со стороны господствующей религии), криминальные (отселение преступников на новые земли), политические (недовольство общественном порядке в стране), экономические (низкий уровень жизни).

Анализируя действия экономических причин в исторической перспективе, т.е. в разные эпохи и в разных странах, охваченных миграционным движением, А.А. Исаев отмечает две характерные особенности:

а) возрастание их значимости по мере приближения к современной эпохе (экономические причины с каждым поколением действуют всё более сильно).

б) действенное воздействие на миграцию - через капитал, склоняя к переезду небольшое число предприимчивых и богатых, и через труд, вынуждая сотни тысяч людей покидать насиженные места по причине нужды и бедности.

Отток капитала и отток труда вызван одним и тем же фактором - их перенасыщением в одном и том же месте и дефицитом в другом. Говоря о переизбытке труда в месте исхода в людей, А.А. Исаев именует его «чрезмерной населенностью».

Если европейцам, ради экономической выгоды, приходилось осваивать территории, лежащие вне родины, то русским не надо было переплывать океан или проникать в чужие страны. Огромные территории Сибири находились под боком. В этом заключаются как плюсы, так и минусы. Плюсы видятся в экономическом освоении новых регионах страны, а минусы состоят в том, что на освоение собственной территории деньги выделять приходится государству. Для массового переселения русских крестьян в Сибирь, начавшегося после 1861 года А.А. Исаев приводит следующие причины:

- быстрый рост населения в центральных губерниях

- сокращение пригодных для обработки земель

- расширение такого явления как, малоземелье и безземелье

- истощение почвы и снижение урожайности из-за применения устаревших приёмах обработки земли

- развитие фабрик и вытеснение ими кустарных промыслов

- усовершенствование промышленной техники, создававшее избыток рабочих рук в городе

Переселение крестьянства в Сибирь проходило несколькими этапами. Покоряя просторы Сибири, русские крестьяне привозили с собой всё более совершенную технику и приёмы ведения агрохозяйства. Первая волна вскоре добилась процветания и по ряду показателей превзошла благосостояние крестьян коренной России. Причиной быстрого прогресса на новом месте служил ряд факторов:

а) более высокая заработная плата из- за дефицита кадров;

б) более плодородная, неистощенная земля, а значит низкая себестоимость продукции и высокие урожаи;

в) больше возможностей разбогатеть за счет всё пребывающего потока мигрантов (продажа продукции по высоким ценам, сдача земли в аренду, найма дешевой рабочей силы).

Колонизация Сибири оказала благоприятное влияние на уклад и уровень жизни населения. Переселенцы Сибири стали не только лучше жить, но и выглядели лучше тех, кто остался в центральных районах. Причиной радикальных изменений в образе жизни стала отмена крепостного права, сделавшая крестьян свободными. Они сменили место жительства, разорвали прежние социальные связи, вышли из-под экономической кабалы и по-настоящему почувствовали себя экономически самостоятельными людьми.

Другая важная проблема, которой А.А. Исаев придал статус программной, касались уже не социального состава отъезжающих, а отношение к ним со стороны тех крестьян, кто оставался на месте. Отношение к переселяющимся определялось сложившимся в общине системой социальных отношений и экономической зависимости. Различные социальные группу выполняли разные функции в системе разделения труда. Бедные служат для средних и крупных хозяйств: а) арендаторами и б) рабочей силой. Уменьшение беднейших означает сокращение числа сельских рабочих, и следовательно, повышение заработной платы. Отток зажиточных будет означать сокращение числа арендаторов, с которых землевладелец получает крупную прибыль. В результате землевладельцы всячески старались удержать крестьян.

Особое место в исследовании А.А. Исаева занимает анализ ходачества. Ходоки - это институт доверенных лиц, посланных сельским обществом с целью полного и подробного анализа социально-экономических условий вселения. Они могли являться лидерами общественного мнения либо наиболее компетентными членами сообщества. Ходоков можно определить как экспертов, проводящих оценку земли и социальной обстановки в незнакомой местности.

Другой исследовательской проблемой у А. Исаева выступала информация об условиях быта во время процесса переселения. Нахождение в дороге для семейных и не очень богатых крестьян представляло испытание даже более тяжелое, чем жизнь на родине. Сравнивая две волны миграции в Сибирь (середины и конца XIX века), можно заметить, что в материальном плане больше повезло прибывшем раньше, захватившим лучшие и наиболее плодородные участки, меньше - приехавшим позже. У старожильцев успели сложиться тесные социальные связи, они объедены круговой порукой и даже кровными связями, выступают единым фронтом, что часто помогает одержать победу против разрозненных кочевников.

Второй волне мигрантов больше повезло в другом: они переселялись в то время, когда местные власти решили не только вести учет мигрантов, Нои помогать им с обустройством места. Важнейшим звеном института вселения вступал землеотвод, проводившийся местной администрацией. Удачно проведённый землеотвод способствовал закреплению кадров в Сибири, неудачный их - оттоку.

Для его решения необходимо было изучить обстановку, привязаться к конкретным условиям и разработать комплекс практических мероприятий, что в общем и целом проделал А.А. Исаев. Он выяснил объективные и субъективные трудности, с которыми сталкивалась администрация, занимавшаяся землеотводом.

Во-первых, участки должны были соответствовать традиционным методам хозяйствования, которые привозились из центральной России, а это, как правило, методы экстенсивного земледелия.

Во-вторых, подобранные участки должны соответствовать привычкам и традициям, которые переселенцы так же привезли с собой. Часто чиновники, распределяя мигрантов по деревням, не учитывали прежнее занятие: ремесленник могущий найти работу только в городе, работал в деревне, хотя и не умел пахать. Такому люду оставалось только красть и бродяжничать.

По приезде переселенцы попадают в иное, нежели на родине, общество. Они выехали из сословного общества, в социальной структуре которого давно сложились межсословные и межклассовые отношения, привилегии, права и обязанности. Однако в Сибири ничего подобного нет: «В Сибири нет дворян и крупного частного сельского хозяйства, т.е. нет ничего, соответствующего слоям русского общества, которые относятся к переселенцам наиболее дружелюбно». Аморфная структура, с одной стороны, позволяет быстро продвинуться наверх, но и другой - криминализует такое восхождение, создаёт дополнительные очаги социального конфликта. И на новом месте сохраняется главная причина экономических противоречий - конкуренция за обладание дефицитными ресурсами.

Для жителей сибирских проходящие через них потоки мигрантов выступают в роли потребителей промышленных товаров и продуктов. Это одновременно и благо и зло. С одной стороны, «передвижение чрез город нескольких десятков тысяч в течение каждого лета заметно оживляет торговые обороты мучников, пекарей, частью рыбников и мясников», с другой потребитель, как правило, нищий и больших прибылей не несет. Конечно, рассуждает А.А. Исаев, удовольствие настоящего торговца, получаемого от проданного даже на гривенник товара, не уменьшится от осознания того факта, что у бедолаги он последний. Торговца беспокоит не нравственный аспект, а совсем другой: как бы этот гривенник не оказался последним, ведь тогда переселенцу не хватит денег на дальнейшее перемещение и тысячи станут просить милостыню, совершать кражи и преступления в сибирских городах. На большой дороге столкнулись интересы двух классов. Сибирские торговцы и лавочники - это представители среднего класса, переселенцы из коренной России - представители низшего класса. У них различные взгляды, образ жизни и модель поведения.

Непопулярен переселенец и у сибирского чиновника. Того самого чиновника, который вроде и службу царскую справляет, и о своём кармане не забывает. Его смущает в частности, экспорт в Сибирь из центральной России более высокого уровня законопослушности и правопорядка. «Сибирский чиновник, пишет А.А. Исаев, знает, что посёлок, основанный вятчанами, курянами или тамбовцами, создаётся из элементов, чуждых сибирской жизни: эти люди знакомы с порядками, устанавливающимся в русских земских губерниях; в некоторых из этих местностей вовсе не известны не хронические, ни острые нашествия земских заседателей на карман благодушного россиянина. Сибирский чиновник знает, что пришельцы образуют массу, которая, при всём своём смирении, уже потому представляет менее привлекательным для администрации материалом, что не имеет привычки к поборам, установившимся в Сибири».

Переселенцев можно назвать людьми с достижительной мотивацией. Она находит воплощение в трудолюбии и энергии, которые в конечном счете приводят к восходящей мобильности - переходу из низшей группы в среднюю. Высокая мотивация достижения рождает в нём совершенно нового человека: расчетного, предприимчивого, умелого. Точно так же подействовала Сибирь на старожильцев. Человек, получивший экономическую и хозяйственную самостоятельность, перерождается. Он становится веберовским рациональным индивидом, «хомо-экономикус», готовым к созданию капитализма. Важной предпосылкой созданию капитализма выступают хозяйственные условия и новый тип культуры. Крестьянин из коренной России привез с собой не только более прогрессивные приёмы хозяйствования, орудия труда и новый тип мотивации. Он привёз с собой старые привычки и традиции, уклад и образ жизни. Одним словом, он привёз с собой особую культуру, если понимать под таковой совокупность форм приобретенного поведения, характерных для некоторой группы или общества и передающихся из поколения в поколение.

В монографии освещается множество проблем, которые имели не только теоретическое, но и практическое значение для тогдашнего общества. Их анализ не потерял научной ценности и сегодня. В своей работе А.А. Исаев приходит в выводу, что переселение является наиболее могущественным средством повышения благосостояния народа, улучшения его здоровья и санитарных условий жизни. Переселение - не только самое эффективное, но и самое доступное для России средство решения наболевших социально-экономических проблем.
  1   2

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 icon«Возобновляемые источники энергии энергия будущего» Работу выполнил...
...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconИтоги первого этапа городского конкурса профессионального мастерства педагогов
«сош №40», моу «Гимназия №41», моу «сош №45», моу «Гимназия», моу «сош №48», моу «сош №49», моу «сош №54», моу «сош №55», моу «сош...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconПоложение о конкурсе «Ученик класса» в 5 классе мбоу «Еласовская сош» в 2012-2013 учебном году
Конкурс «Ученик класса» направлен на поддержку талантливых детей, повышение уровня учебной мотивации учащихся
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconИсследовательская работа на тему: «лики ладоней» выполнили: Колядин...
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с углублённым изучением отдельных предметов №3 г....
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconВыполнил Митянин Иван ученик 9 класса Руководитель Сухова Татьяна...
Измерение инфляции: индекс потребительских цен (ипц). Формула Пример задачи
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconРеферат по теме «Роль чисел в сказках А. Пушкина»
Автор: ученик 4 класса моу «Наумовская сош» Томского района Томской области Романов Сергей
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconВыполнил ученик 10 класса «В»
Как научная дисциплина, комбинаторика сформировалась в XVII в. В книге "Теория и практика арифметики" (1656 г.) французский автор...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconСоциальный проект «День самоуправления»
Авторский коллектив: Лобов Иван, ученик 9кб класса Каракчеев Дмитрий, ученик 9кб класса Вдовина Алина, ученица 9кб класса Пьянков...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconРеферат R,R-винная кислота и её производные Выполнил Ученик 10А класса...
«Московский Городской Педагогический университет; биолого-химический университет»
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconРеферат по информатике выполнил ученик 11-"А" класса Титенко Дмитрий...
Мы живем на стыке двух тысячелетий, когда человечество вступило в эпоху новой научно-технической революции
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconПоложение о конкурсе «Лучший ученик класса» в 9 линг классе моу сош...
Цель: создание условий для самореализации учащихся через учебную и творческую деятельность
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconНаучно-исследовательская работа по теме «Тригонометрия и тригонометрические...
Я решил писать данную работу, чтобы узнать побольше об истории появления тригонометрии, способах решения тригонометрических уравнений...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconРаботу выполнил Полянский Сергей Ученик «8» класса Вяртсильская средняя школа
Лувр это не только архитектурный памятник, как дворец французских королей, но и один из самых известных музеев мира. В нем собрана...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 icon«Ульяновцы на флоте» очень меня заинтересовала, и я планирую в дальнейшем...
Автор Манушин Артём Альбертович,29,06. 2001 г р., ученик 7 в класса моу сош №4 г. Инза, проживающий по адресу 433 000г. Инза, 7 –й...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconПлесень… Работу Ученик 7 «Б» класса Филиппов Савелий Сергеевич моу...
Вагапова Гульназ Азатовна, Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Кугарчи Кугарчинский...
Выполнил Арасланов Никита Ученик 9 «Б» класса моу сош №13 iconОтдел образования администрации г. Гуково распоряжение
На конкурс было представлено 92 творческие работы, из них 25 представлены обучающимися и педагогами моу сош №24, 13 – моу сош №1,...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск