Скачать 309.19 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО РЫБОЛОВСТВУФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «МУРМАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»Кафедра международных экономических отношений Методические указания к самостоятельной работе студентов по дисциплине «Современный международный терроризм» по специальности базового высшего профессионального образования: 030701.65 – Международные отношения Форма обучения: очная. Составитель – Людмила Васильевна Пащенко, канд. филос. наук, старший преподаватель кафедры международных экономических отношений Мурманского государственного технического университета. Методические указания рассмотрены и одобрены кафедрой международных экономических отношений _________________ 2010, протокол № _________. Рецензент – Саенкова Е.С., канд. филос. наук, доцент кафедры международных экономических отношений МГТУ. оглавление
ОБЩИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ Настоящие методические указания составлены в соответствии ГОС ВПО по специальности 030701.65 - Международные отношения, утвержденного 14.03. 2000г.; регист. номер 48 мжд /сп. 2. Сущность дисциплины и цель ее изучения Учебный процесс по курсу осуществляется в виде лекций и семинарских занятий, а также самостоятельной работы студентов. Семинарские занятия нацелены на активизацию, углубление и закрепление лекционных материалов и знаний, приобретенных в процессе самостоятельного изучения рекомендованной литературы. Проявления терроризма исследуются на примерах разных стран и регионов: это Европа (Италия, Испания, Германия), США, Северная Африка (Египет, Алжир), Ближний Восток (Израиль, Палестина), Центральная и Юго-Восточная Азия (Афганистан, Индия, Шри-Ланка). Специально рассматривается проблема терроризма в СНГ и России (Чечня), обращается внимание на роль религиозного фактора в террористической активности. Особое внимание уделено последнему этапу в развитии террористической активности, связанному с распадом биполярного мира, процессами глобализации и попытками следовать неолиберальной модели модернизации переходных обществ. Весьма актуальным представляется ознакомление студентов с деятельностью международного сообщества по борьбе с терроризмом. Цель изучения дисциплины: формирование у студентов знаний о природе, форме и практике терроризма в современном мире, а также подходов к борьбе с ним. Ее основные задачи:
Требования к уровню подготовки специалиста в рамках данной дисциплины Специалист по международным отношениям должен Знать
Уметь
Обладать навыками
3. Значение дисциплины в подготовке специалиста Курс «Современный международный терроризм» позволяет студентам овладеть современными знаниями по обозначенной проблематике и навыками анализа этого феномена в его разнообразных проявлениях, что необходимо для работы в государственных и негосударственных организациях, занятых в сфере внешней политики и национальной безопасности. 4. Взаимосвязь дисциплины с другими изучаемыми студентами дисциплинами
ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
Список рекомендованной литературы Основная
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ
Тема 1. Феномен терроризма и проблема его сущностной характеристики Террор и терроризм: эволюция понятий. Понятийный аппарат (радикализм, экстремизм, фанатизм, терроризм). Корни терроризма. Типологии терроризма, их сильные и слабые стороны. Композитные формы терроризма. Мультипликаторы терроризма (СМИ, транснациональные связи, современные технологии и др.) Различные контексты исследования терроризма: философский, исторический, политический (властный), юридический, социальный, религиозный, технологический, психологический. Методологические сложности политического и правового определения терроризма. Терроризм в цивилизационном измерении. Этика борьбы и насилие. Индивидуальное и групповое поведение террористов. Организационная структура террористических групп. Методические рекомендации В результате изучения данной темы необходимо овладеть понятийным аппаратом. Обратить внимание на подходы исследователей к определения понятий террор, терроризм, экстремизм, радикализм. Проблема дефиниций терроризма в конфликтологии и особенно в юриспруденции увязывается с необходимостью разграничения понятий «экстремизм» и «терроризм». Выявив формально-логические и сущностные характеристики понятия «террор», следует перейти к установлению дефиниционных границ «терроризма». Для определения теоретических основ терроризма необходимо выяснить его важнейшие признаки и подходы к классификации. Как в отношении дефиниции терроризма, так и в отношении его классификации нет единого мнения. Выделяют: этнический (националистический) терроризм; классовый, а точнее социально направленный терроризм; государственный терроризм; религиозный терроризм. Различая типологические характеристики терроризма, необходимо видеть их различия и приводить конкретные примеры. Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 2. Терроризм в Европе. Северная Ирландия и Южная Европа Генезис англо-ирландского конфликта. Противоречия между католиками и протестантами как пример кумулятивного раскола. Возникновение Ирландской республиканской армии и тенденции ее развития в 1930-1985 гг. Сущность «католического» и «протестантского» терроризма в 90 - ее гг. XX в. Планы мирного урегулирования и их итоги. Традиция насилия в политической истории стран Южной Европы. Социально-политические корни терроризма. Типология террористических движений. «Черный» и «красный» терроризм в Италии: цели, политическая практика, социальная база. Сицилийская мафия. Ультраправый, левацкий и националистический терроризм в Испании. ЭТА в годы франкизма и на этапе демократизации: политика, идеология, взаимоотношения с обществом и государством. Методы и промежуточные итоги борьбы с терроризмом. Методические рекомендации В процессе изучения данной темы необходимо проследить генезис англо-ирландского конфликта. Указать причины конфликта, а также этнические и религиозные противоречия, которые способствовали развитию терроризма в Ирландии. Этническую окраску имеет и терроризм в Испании. Субъектом этнического терроризма является национальная, этническая община. Следует уделить внимание изучению таких аспектов, как идеология терроризма, социальная база, организации. При изучении классовой (или идеологической) разновидности терроризма следует различать левый и правый терроризм, особенности их стратегии и тактики. Дать краткий обзор деятельности их ведущих организаций. Среди террористических группировок, которые поддерживали левоэкстремистские идеи, наиболее известны «Фракция Красной армии» (РАФ), провозгласившая целью борьбу с «преступным фашистским режимом» ФРГ и содействие «пролетарской коммунистической» революции, итальянские «Красные бригады», «Прямое действие» во Франции, а также «Красная Армия Японии». Приверженность к ультралевым лозунгам до настоящего времени декларируют Колумбийские террористические организации. В настоящее время левые идейно-политические лозунги деятельности ФАРК и ЭЛН прикрывают не только террористическую деятельность организации, которой пытаются придать революционный ореол, но и тесную связь террористов с преступностью, с наркобизнесом и наркомафией. Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 3. Терроризм на Ближнем Востоке и в Северной Африке Источники ближневосточного терроризма (палестинская проблема, межарабские противоречия, иранская революция 1978-79 гг.) Политизация ислама; становление и развитие исламского радикализма и экстремизма в Египте. Ассоциация «Братьев-мусульман». Политический ислам и концепция джихада. Понятие шахиды. Сионизм в Палестине и насилие. Израиль и палестинская проблема. ООП и ее деятельность. Терроризм и право на национальное самоопределение. Международный аспект палестинского терроризма. Ливанский узел и «Хезболлах». Иран и «экспорт исламской революции». UNITA (терроризм под прикрытием национально-освободительного движения). Гражданская война в Алжире. «Исламский фактор» и геополитика. Методические рекомендации В процессе изучения данной темы необходимо выявить истоки ближневосточного терроризма. Обратить внимание на оценку причин исламского терроризма в научной литературе. Сложной является проблема идейной основы исламского терроризма. Следует остановиться на двух ее аспектах: в какой мере ислам служит идеологическим оправданием терроризма и можно ли отождествлять исламский фундаментализм с экстремизмом. Определив причины и идейные основы исламизма, необходимо рассмотреть цели, которые провозглашают террористы. Проследить эволюцию воинствующего исламизма, которая привели к формированию четырех типов стратегии джихада для защиты традиционных исламских ценностей в новом глобальном мире. Понимание различий этих четырех видов джихада очень важно для осознания роли идеологического фактора в международном исламистском движении. Изучить организационную структуру, методы борьбы крупных и активно действующих экстремистских исламских группировок :«Вооруженная исламская группа», «Фронт исламского спасения»,египетские «Ал-Гамаат ал-исламийя» и «Джихад ислами», палестинские «Исламский джихад», военное крыло «Хамас», «Мировой фронт джихада» и др. Знать лидеров и идеологов этих и им подобных организаций и группировок Вопросы для самоконтроля
Литература
Тема 4. Терроризм в Центральной и Юго-Восточной Азии. Генезис афганской проблемы. Роль третьих стран в формировании исламского сопротивления. Афганские исламисты и традиционалисты («Талибан»). Феномен Усамы бен Ладена. Контртеррористическая операция в Афганистане. Роль России в международной антитеррористической коалиции. Иран и «Хезболлах». Пакистан и кашмирская проблема. Идеологический и этнический терроризм в регионе: маоистские группы в Непале и «Тигры освобождения Тамил Илама» в Шри-Ланке. Методические рекомендации Рассмотрение темы следует начать с изучения межэтнических отношений в Афганистане (геофизические, историко-политические, социально-экономические). Затем следует охарактеризовать этно - конфессиональные проблемы в период правления НДПА, условия и последствия ввода советских войск в Афганистан. Проследить процесс зарождения и становления сепаратистского движения Талибан. Выяснить причины поражения Северного Альянса и, как следствие, успеха талибов. Особое место при рассмотрении данной темы следует отвести изучению специфики политического режима, установленного движением Талибан в Афганистане после захвата Кабула в 1996 г., который стал воплощением самых радикальных программ политико-религиозной идеологии в их исламистской версии. Проследить связь движения Талибан с террористической организацией Аль-Каида и ее лидером саудовским миллиардером Усамой бен Ладеном. Затем следует изучить особенности религиозного терроризма, который вновь начинает играть первые роли в современной террористической практике. Чрезвычайно большое влияние на процесс увеличения масштабов религиозного терроризма (и в целом - религиозного экстремизма) оказывает такое явление как фундаментализм. Целями терроризма религиозных экстремистов могут быть: защита своей конфессии; возвращение к фундаментальным религиозным постулатам, реорганизация общественной жизни на их основе; создание религиозного государства. Для того чтобы разобраться в сложившихся противоречиях «кашмирской проблемы», необходимо обратиться к истокам пакистано-индийского конфликта. Установить причины активизации исламистских радикальных группировок на территории Индии. Следует охарактеризовать сикхский сепаратизм и стремление радикальных организаций к созданию суверенного сикхского государства – Халистана – на территории Индии. Вопросы для самоконтроля
|
Методические указания к практической работе студентов по дисциплине... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология» Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»... | Методические указания для студентов по выполнеию внеаудиторной самостоятельной работы В работе даны методические указания для студентов 1 курса учреждений начального и среднего профессионального образования по выполнению... | ||
Методические указания по самостоятельной работе студентов Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Избранные главы экологической... | Методические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине... М молекулярные механизм гормональной регуляции: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Г. И. Боровкова. –... | ||
«международный терроризм как глобальная проблема современности» Учебно методическое пособие по дисциплине «Международный терроризм как глобальная проблема современности» разработан в соответствии... | Методические указания по самостоятельной работе студентов содержат... М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П.... | ||
Методические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия) Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:... | Методические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк... Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400.... | ||
«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению... Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов | Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность... Денисова Т. Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов.... | ||
Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология» | Методические указания к самостоятельной работе Красноярск Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия» | ||
Методические указания по самостоятельной работе Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению «Биология», магистерская программа «Микробиология и... | Методические указания по выполнению самостоятельной работы студентов... В методические указания включены рекомендации по самостоятельной проработке тем курса, вопросы для подготовки к зачету, перечень... |