Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью»





НазваниеМетодические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью»
страница1/4
Дата публикации23.11.2014
Размер0.54 Mb.
ТипМетодические указания
100-bal.ru > Культура > Методические указания
  1   2   3   4


СУРГУТСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра связей с общественностью


Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью
Методические указания

к самостоятельной работе студентов
Специальность 030602 «Связи с общественностью»

Сургут

2008
Печатается по решению
Денисова Т.Ю. Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью: Методические указания к самостоятельной работе студентов. Специальность «Связи с общественностью» / Денисова Т.Ю – Сургут: Изд-во СурГУ, 2008. – 49 с.

В данном пособии представлены указания по выполнению различных видов самостоятельной работы по курсу «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью»: по подготовке к семинарам, выполнению практических заданий, связанных с анализом художественных произведений, написанию эссе и рефератов. Также в сборнике даны примерные темы рефератов, эссе, вопросы для самопроверки, образцы творческих заданий.

Пособие предназначено для студентов третьего курса дневного отделения, обучающихся по специальности «Связи с общественностью».


©Сургутский государственный

университет, 2008

Введение


Всякое подлинное произведение искусства содержит в себе целый мир. В каждом слове поэта, в каждом творении его воображения – все судьбы людские, вся драма сущего со всеми ее горестями и упованиями в непрестанном становлении.

Б. Кроче

Процесс формирования специалиста в сфере связей с общественностью носит, в силу специфики специальности, сложный и многоаспектный характер. Эффективная деятельность в социальной сфере возможна при условии сочетания владения специальными знаниями и современными технологиями в данной области с высоким уровнем общей культуры будущего специалиста. Курс «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью» органично сочетает решение обеих задач, опираясь на давнюю традицию российского образования. Стремление увидеть отечественную культуру в сопряжении с общими достижениями цивилизации, по мнению Ф.М. Достоевского, всегда было коренным свойством русского человека, помогавшим ему осознать свою национальную самобытность. Открытость русского сознания, вбирающего в себя многие стороны культуры Запада и Востока, не только является следствием географического положения страны, соединяющей Европу и Азию, Север и Юг, но и оказывается признаком ее жизнеспособности. Расширение взаимодействия культур и информационного поля в ХХI веке делает практику изучения отечественной культуры в контексте мировой особенно актуальной.

Изучение мировой художественной культуры студентами специальности «Связи с общественностью» обладает определенной спецификой.

Прежде всего, основной задачей изучения мировой художественной культуры является не запоминание многочисленных явлений культуры как фактов, но комплексное постижение культуры как совокупности ценностей, как мира, осмысленного и освоенного человеком. Смысловыми линиями, на которые нанизываются многообразные факты художественной культуры, выступают в предлагаемом курсе такие ее феномены, как культурный архетип, картина мира, художественный стиль, топика, ментальный строй эпохи. Только осмысленные и вписывающиеся в определенную смысловую матрицу факты художественной культуры (а также целые ее пласты) оказываются способны как участвовать в формировании общей культуры специалиста по связям с общественностью, так и выполнять различные узкопрактические функции в эффективной профессиональной деятельности.

Принадлежа к феноменам коммуникации, художественное произведение, с одной стороны, транслирует картину мира своего времени (включающую концепцию человека, иерархию ценностей, социальные идеалы, идеологическую мифологию, представления о пространстве и времени, эпистемологическую модель эпохи и т.д.), а также, будучи своеобразным «посланием», вступает в диалог с адресатом, формируя его убеждения, меняя поведенческие стереотипы, направляя и побуждая к действиям. Обладая сильнейшим и средствами эмоционального воздействия, искусство может способствовать как формированию нравственных установок, так и высвобождению инстинктов; участвовать в формировании ценностей; подготавливать почву для внедрения и продвижения идей. Изучение механизма создания, трансляции и интерпретации художественных текстов может существенно помочь студентам научиться видеть, диагностировать и прогнозировать меру и характер явного и неявного воздействия на массовое сознание средствами коммерческих, социальных и политических технологий.

Курс «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью» построен в соответствии со следующими

принципами:

  • Сочетание социально-исторического и искусствоведческого взглядов на художественный феномен, обусловленное признанием того, что они, с одной стороны, рождаются в конкретной исторической обстановке и отражают насущные проблемы общества, а с другой, как всякие произведения искусства, рождаются и живут по собственным законам и решают свои, художественные задачи. Взаимодополнительность этих подходов поможет студентам связывать идеи, мифологемы, образы, воплощенные в искусстве историко-культурным контекстом и собственным опытом; проецировать артикулированные в искусстве разных эпох проблемы в плоскость современных социально-культурных реалий; синтезировать знания, полученные ими при изучении различных дисциплин.

  • Интерпретация и толкование художественного произведения должны быть подкреплены не только владением художественным языком данного вида искусства, но и пониманием фундаментальных вопросов человеческого бытия, осмысляемых и транслируемых искусством. Таким образом, данная модель курса «Мировая культура и искусство» представляет не комплексную историю искусств, а совокупность образов мира и человека, выраженных языком искусства.

  • Стержнем изучения многообразия художественных явлений становится понимание диалогичности культур в целом и отдельных произведений искусства, осуществляемой через сквозные темы, архетипические образы, угасающие и вновь обретающие вторую жизнь стили и направления, процесс освоения и творческого преломления в позднейших произведениях художественного наследия предшественников.

  • Классификация произведений искусства по стилям, направлениям, культурным эпохам позволяет не потеряться в океане художественных феноменов. Отдавая дань этому подходу, считаем необходимым сочетать «историю стилей» с «историей одного шедевра», т.к., во-первых, великим художникам часто тесны рамки определенного художественного направления, а во-вторых, особенности стиля или эпохи зачастую лучше всего раскрываются через творчество или даже произведение одного художника.

Цель курса:

Сформировать у студентов целостные представления о мировой художественной культуре как феномене человеческой деятельности, аккумулирующем исторический опыт, религиозные, нравственные, философские, эстетические, ценностные ориентиры различных народов и эпох.

Задачи курса:

  • показать место курса в системе гуманитарного знания в целом, а также его значение в качестве компонента профессиональной подготовки специалистов в сфере связей с общественностью;

  • сформировать знания об этапах, закономерностях, тенденциях развития мировой художественной культуры и их детерминантах;

  • проанализировать шедевры русского и зарубежного искусства с позиций эстетической актуальности художественных образов, а также возможности их рассмотрения в качестве индикатора идейного и духовного содержания эпохи и средства воздействия на общество.

Курс «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью» преподается студентам третьего курса специальности «Связи с общественностью» в течение 5-6 семестра. Проблематика курса связана с содержанием как теоретических дисциплин (философия, культурология, семиотика, отечественная история, история мировой литературы), так и ряда профессионально ориентированных (реклама в коммуникационном процессе, психология массовых коммуникаций, теория и практика работы с текстами и др.). Основными формами работы являются лекционные, практические и семинарские занятия. Занятия по ряду тем могут быть также организованы в форме экскурсий и конференций.

Наряду с аудиторными занятиями большую роль в эффективном овладении содержанием дисциплины и методами практической работы, а также в активизации мыслительной деятельности, стимуляции научного творчества играют различные формы самостоятельной деятельности студентов. Навыки самостоятельной работы в той или иной степени необходимы при подготовке к семинарам, выполнении практических работ, в работе над эссе, рефератом, курсовой работой, проектом, при подготовке к зачету или коллоквиуму. Аудиторная и самостоятельная работа оказываются тесно связаны и взаимообусловливают эффективность друг друга. Качественная самостоятельная работа обеспечивает достойное участие студента в различных формах аудиторных занятий, на которых, в свою очередь, происходит формирование начальных навыков самостоятельной деятельности.

Однако студенты, изучающие курс «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью», очень часто испытывают затруднения при выполнении различных заданий, предложенных преподавателем. Сложности связаны, во-первых, с тем, что многие студенты оказываются недостаточно подготовленными к учебной деятельности, связанной со значительным повышением роли самостоятельной деятельности и самоорганизации; во-вторых, сами формы самостоятельной деятельности для многих являются новыми и непривычными; а, в-третьих, сам курс обладает весьма существенной спецификой. В данном пособии содержатся практические рекомендации по организации наиболее часто встречающихся форм самостоятельной деятельности студентов при изучении курса «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью»: деятельности на лекции, подготовке к семинарам, выполнении контролирующих заданий репродуктивного и творческого характера.

Требования к уровню усвоения содержания дисциплины

Студент должен знать:

  • Основные периоды развития мировой художественной культуры, важнейшие исторические события каждой из эпох, их влияние на общественное сознание, на развитие культуры;

  • выдающихся деятелей мировой художественной культуры и созданные ими произведения;

  • основные художественные направления: барокко, классицизм, романтизм, символизм, реализм, модернизм и т.д.;

  • основные виды искусства и их жанровое многообразие;

  • важнейшие понятия: картина мира, архетип, мифологема, идея, тема, стиль, жанр, сюжет, композиция, выразительные средства и т.д.;

Студент должен уметь:

  • определять принадлежность художественного произведения к определенной эпохе, стилю;

  • географически локализовать выдающиеся памятники художественной культуры, наиболее известные музеи и театры;

  • давать собственную интерпретацию произведения, аргументировать свою точку зрения;

  • пользоваться справочной и специальной литературой по искусству,

  • осуществлять разноуровневый художественный анализ произведения, сравнивать произведения с одинаковым сюжетом;

  • представлять свои знания и размышления о произведениях искусства в различных формах (доклад, эссе, реферат, участие в дискуссии, проект, презентация и т.д.)

Контроль степени освоения дисциплины носит комплексный характер и осуществляется в различных формах: тестирование, контрольная работа, практическое занятие или его элементы, подготовка и защита реферата, написание эссе, подготовка творческого проекта, выступление на семинарах и конференциях и т.д. Контролю при этом подлежат не только теоретические знания по дисциплине и степень сформированности необходимых навыков, но и глубина и оригинальность личного восприятия художественного материала, способность к анализу и синтезу полученных знаний, качество презентации материала.
Методические указания

по самостоятельной деятельности студентов на лекции
Лекции по дисциплине «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью» составляют две трети всего аудиторного времени и играют огромную роль в освоении дисциплины, поскольку, во-первых, представляют весьма разнородный, обширный и труднообозримый материал в систематизированном и концептуально переработанном виде. Во-вторых, именно на лекциях начинается формирование важнейших навыков: навыка восприятия и навыка анализа. Мировая художественная культура– предмет особый, и деятельность студента во время лекций существенно отличается от традиционно принятых слушания и конспектирования. Интеллектуальное и эмоциональное освоение важнейших вопросов курса находятся в неразрывном единстве и взаимообусловливают и дополняют друг друга. Сопровождение лекций обязательным показом и прослушиванием аудиовизуальных материалов призвано не развлечь студентов и даже не просто проиллюстрировать обсуждаемые художественные феномены, но и стимулировать подлинную внутреннюю работу студента с произведением искусства. Эта внутренняя работа, безусловно, должна начаться с чистого, непредвзятого эмоционального восприятия. Независимость от мнения соседа и преподавателя, честность перед собой, иммунитет к штампам в оценках очень важны, но все же недостаточны. Уже на лекциях эмоциональное восприятие студента подвергается управлению и корректировке, поскольку оно должно быть не только искренним, но и правильным, т.е. отличаться полнотой и глубиной. В самом начале занятий студенты могут просто не замечать многих деталей картин, не слышать гармонии в музыкальном произведении, не замечать стилевых особенностей. Навыки вдумчивого и внимательного вглядывания и вслушивания начинают формироваться именно на лекциях, поскольку именно здесь преподаватель имеет возможность акцентировать внимание студентов на наиболее значимых деталях, представить варианты (в том числе – собственный) интерпретаций художественных феноменов, представить образец анализа произведения искусства, ответить на вопросы. На лекциях впервые затрагиваются вопросы, могущие в дальнейшем стать основой дискуссии на семинарах, темой эссе, реферата или курсовой работы.

Конспектирование лекций, безусловно, необходимо в силу ряда причин. Во-первых, процесс конспектирования позволяет длительно сохранять внимание к излагаемым проблемам и создает дополнительные возможности для усвоения материала, а, во-вторых, в конспекте фиксируются основные положения изучаемой темы, что позволяет в дальнейшем сэкономить время при подготовке к различным видам контроля. При конспектировании вряд ли следует стремиться записать каждое слово преподавателя. В первую очередь необходимо зафиксировать план лекции, отражающий логику изложения содержании темы, основные понятия, имена, названия, стилевые особенности, интересные факты, сравнения, необходимую литературу по теме.

При всей ценности лекций все же львиную долю материала студентам предстоит освоить и осмыслить в процессе самостоятельной работы, и, прежде всего, при подготовке и проведении семинарских и практических занятий, выполнении творческих заданий различного рода.
Методические указания

по подготовке к семинарам
Подготовка и выступления студентов на семинарских занятиях по курсу «Мировой опыт художественной культуры в связях с общественностью» связаны с определенными, довольно специфическими сложностями. Прежде всего, подготовка к занятию предполагает не только изучение указанной литературы и усвоение определенной информации по плану семинара, но и обязательное знакомство непосредственно с самими произведениями искусства, которые часто далеко не просто найти, особенно музыкальные произведения. Кроме того, выступление на семинаре также в большинстве случаев должно сопровождаться презентацией рассматриваемых произведений и органично сочетать подачу информации, ее иллюстрирование аудиовизуальным материалом и представление собственной интерпретации этого материала. Поскольку исследуемые проблемы в силу своей смысложизненной, человековедческой направленности имеют личностную значимость для студентов и воспринимаются зачастую очень неоднозначно, семинары обязательно содержат элемент дискуссии. Во время обсуждения студенты должны стремиться отстаивать свою точку зрения, свое понимание какого-либо произведения, свое отношение к заключенным в нем нравственным и эстетическим проблемам, художественным ценностям, а также возможности практического использования полученных знаний в профессиональной деятельности. Важно, чтобы сами произведения «участвовали» в дискуссии: звучали музыкальные и поэтические произведения, демонстрировались слайды. Свободное обращение с материалом и культура речи и презентации информации одновременно характеризует и теоретические знания по дисциплине, и практические навыки их использования.
  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические рекомендации по самостоятельной работе студентов и изучению дисциплины
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс Для специальностей: 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Медиапланирование» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс Для специальности 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Основы теории коммуникации» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030602 «Связи с общественностью»
Учебно-методический комплекс «Психология массовых коммуникаций» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс для специальности 030602 «Связи с общественностью»...
Учебно-методический комплекс «Религиоведение» составлен в соответствие с требованиями Государственного образовательного стандарта...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс Для специальности: 030602 Связи с общественностью
Учебно-методический комплекс «Имиджелогия» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов содержат...
М 20 Математическое моделирование биотехнологических процессов: Методические указания к самостоятельной работе [Текст] / сост. П....
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине...
Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся по специальности «Связи с общественностью», выполняющих курсовую...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания для самостоятельной работы студентов по дисциплине «Антропология»
Антропология: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост Е. В. Инжеваткин. – Красноярск: Сибирский федеральный...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания к самостоятельной работе (для специальности биохимия)
Б 545 Безопасность жизнедеятельности: методические указания к самостоятельной работе [Текст ] / cост. О. А гусейнов. – Красноярск:...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания по самостоятельной работе красноярск 2013 удк...
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология» (магистерские программы: 020400....
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» icon«Особенности учета в торговле» Методические указания по проведению...
Методические указания по проведению практических занятий и самостоятельной работе студентов
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconУчебно-методический комплекс специальность: 030602. 65 (350400) Связи...
Целью курса является овладение студентами основными принципами, формами и методами со-деятельности Предметом курса предусматривается...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания по самостоятельной работе студентов
Методические указания предназначены студентам для выполнения самостоятельной работы по дисциплине «Вторичные метаболиты растений»...
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»
Методические указания к самостоятельной работе студентов Специальность 030602 «Связи с общественностью» iconМетодические указания к самостоятельной работе Специальность 020208. 65 Биохимия
Учебное пособие предназначено для студентов, обучающихся по специальности «Биохимия»


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск