Скачать 126.06 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»
ПРОГРАММА ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ 38.06.01 «ЭКОНОМИКА» ПРОФИЛЬ «ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (МЕНЕДЖМЕНТ) » КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ Тамбов 2014 Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 «Экономика», по профилю « Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры менеджмента и маркетинга, обсуждена и утверждена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга ТГУ имени Г.Р.Державина. Протокол № 6 от «20» марта 2014 г. В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 «Экономика», по профилю « Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)». Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю. Структура программы 1. Цели и задачи вступительных испытаний Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение управленчески мыслить при анализе того или иного материала, объясняя чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении менеджмента, какие конкретно исторические условия, предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов. Основные задачи испытания: выяснить мотивы поступления по данному профилю и определить область научно-практических и личных интересов поступающего; оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя; проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой. 2. Требования к знаниям и умениям поступающего В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 «Экономика», по профилю «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)», поступающий должен: быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой управленческого мышления; знать теоретические основы и закономерности функционирования менеджмента как науки, принципы соотношения методологии и методов управленческого познания; иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мирового и отечественного менеджмента; уметь квалифицированно анализировать современные управленческие проблемы общества в рамках одной из отраслей менеджмента; владеть методикой, технологией создания и использования моделей прогнозирования экономических явлений; освоить методику анализа управленческих процессов и деятельности в различных сферах общества: политической, экономической социальной и др. владеть инновативными технологиями в практике управленческой работы. Умения и навыки: владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в сфере управления; умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний; умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования; умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных; умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий; умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати. 3. Содержание программы (аннотации тем) 1. Природа и сущность управления. Потребность в управлении. Понятие менеджмента. Функции менеджмента. Сущность, виды и задачи управления. Управленческий процесс и его элементы. Технологии управления. 2. Эволюция науки об управлении. Эволюция управления как научной дисциплины. Научное управление. Административная школа. Человеческие отношения, поведенческие науки. Наука управления. Подходы в управлении: процессный, системный, ситуативный. Зарубежные модели менеджмента. 3. Зарубежные модели управления. Принципы американского менеджмента. Специфика японской модели менеджмента. Основные черты западноевропейской модели менеджмента. 4. Хронология зарождения и развития управления в отечественной науке. Тектология А. Богданова. Взгляды и воззрения О. Ерманского. Культура труда и управления А. Гастева. Факторы становления и развития отечественной модели управления на современном этапе. 5. Организация как объект управления. Понятие организации. Подходы к рассмотрению организации. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия. Типы организаций. Элементы организационной структуры. Современные организационные структуры. Элементы организационной структуры. 6. Планирование в системе менеджмента. Роль планирования в деятельности организации. Функции планирования. Основные составляющие процесса планирования. Оперативные и стратегические планы. Бизнес-планирование. 7. Мотивация в системе менеджмента. Необходимость и понятие мотивации. Содержание теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория Х – Y. Теория Мак Клелланда. Теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания. Теория справедливости. Методы мотивации. 8. Организационные коммуникации. Необходимость коммуникаций для организации. Коммуникационная модель. Типы коммуникаций: организационные, межличностные; вертикальные и горизонтальные; по целям общения и по используемым каналам.Коммуникационные сети. Эффективность коммуникаций. 9. Делегирование полномочий и контроль в системе управления. Делегирование как процесс. Делегирование и ответственность. Принципы делегирования полномочий. Поиск и выбор делегата. Повышение эффективности организационных взаимодействий. Преимущества делегирования. Природа контроля. Контроль и обратная связь. Виды контроля. Формы реализации контроля. Требования к эффективной системе контроля. 10. Социально психологические аспекты управления. Психология деловых отношений и эффективный менеджмент. Элементы деловых отношений. Конфликт: понятие и неизбежность. Источники конфликтов и его этапы. Виды конфликтов. Типы поведения в конфликте. Управление конфликтами. 11. Навыки влияния. Власть и влияние. Формы власти. Модель влияния. Формы влияния. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный; ориентированный на задачу и человека. 12: Принятие управленческих решений. Управленческие решения, их типы. Процесс принятия решений. Решение проблем и принятие решений. Принятие решения в условиях неопределенности. Организация выполнения решения. Управление реализацией решения. 13: Менеджмент и лидерство. Руководство в сравнении с лидером. Качества необходимые преуспевающему менеджеру. Подходы к лидерству. 14. Создание эффективной команды и управление. Формы управленческих команд. Создание и деятельность комитетов. Группы по совершенствованию деятельности подразделений. Кружки качества и самоуправляемые бригады (японский и отечественный опыт). Группы по совершенствования процессов и целевые группы. Необходимость групповой работы. Типы групп и их характеристики. Группа и команда. Роли членов команды. 15. Постановка целей и выработка стратегии развития организации. Понятие и необходимость организационной стратегии. Типы организационных стратегий. Уровни выработки стратегии. Информация для стратегических решений. Анализ внешней и внутренней среды. Формирование стратегии. Основные области поведения фирмы на рынке, предопределяющие тип организационной стратегии. Реализация стратегии. 16. Организация и ведение переговоров. Деловые переговоры. Типы переговоров. Функции переговоров. Организация переговорного процесса. Основные стадии переговорного процесса. Методы и приемы ведения переговорного процесса. 17. Организация и ведение совещаний. Служебное совещание: понятие, цели, задачи, специфические особенности. Причины необходимости проведения совещания. Виды служебных совещаний. Российская классификация деловых совещаний. Методика проведения служебного совещания. 18. Этика менеджмента. Понятие этики менеджмента. Этика менеджмента и социальная ответственность. Меры направленные на повышение этического поведения руководителя. Кодекс деловой этики. 19. Маркетинг в системе менеджмента. Содержание маркетинговой деятельности. Маркетинг и эффективный менеджмент. Технология маркетинговой деятельности. Этапы проведения маркетинговых исследований. Каналы сбыта продукции. Реклама товара и фирмы. Организационные формы маркетинга. 20. Управление персоналом. Планирование персонала. Привлечение, отбор и набор персонала. Политика отбора и продвижения. Развитие персонала. Профессиональная подготовка. Основные типы и методы обучения. 21. Управление качеством товаров. Качество и его составляющие элементы. Система показателей качества товаров. Эволюция системы управления качеством. Современные принципы управления качеством. Основы сертификации. Организация контроля качества товаров. 22. Управление инвестициями и инвестиционными проектами. Сущность и виды инвестиций. Управление инвестициями в системе менеджмента. Источники инвестиций и способы их привлечения. Инвестиционные проекты. Фазы инвестиционного проекта. Оценка эффективности инвестиционной деятельности. 23. Управление финансами. Финансы организации. Направления деятельности финансового менеджера. Управление денежными потоками. Финансовое планирование. Финансовый контроль. Управление прибылью и рентабельностью. Ценные бумаги как инструмент управления. 24. Управление и инновационная деятельность. Понятие инноваций. Виды инноваций с учетом их целей. Технологические пределы и инновации. Этапы инновационного процесса. Стратегическое управление инновациями. Стратегии развития предприятия. Инновационный менеджмент. 25. Применение современных информационных технологий в менеджменте. Информационные технологии в системе менеджмента. Виды информационных технологий. Моделирование в принятии управленческих решений. Экономико-математические методы и модели. Информационное обеспечение системы управления. 26. Эффективность менеджмента. Критерии оценки эффективности. Понятие и сущность эффективности менеджмента. Критерии эффективности менеджмента организации. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента. Социальная эффективность менеджмента. 4. Вопросы к вступительным испытаниям
5. Рекомендуемая литература Основная литература
Дополнительная литература
|
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре... | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «Экономика», по профилю «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)» разработана профессорско-преподавательским... | В аспирантуру, проводимых академией Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных... | ||
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)» | Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических... «политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития» | ||
Программа вступительных испытаний по специальности Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Кардиология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Органическая химия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности лор-болезни Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | ||
Программа вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... | Программа вступительных испытаний по специальности «Кожные и венерические болезни» Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована... |