Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика»





Скачать 126.06 Kb.
НазваниеПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика»
Дата публикации11.03.2015
Размер126.06 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Тамбовский государственный университет имени Г.Р.Державина»


Утверждено на заседании

Ученого Совета

Тамбовского государственного университета имени

Г.Р. Державина

протокол № 35 от

«25» марта 2014 г.
Ректор В. М. Юрьев


ПРОГРАММА

ВСТУПИТЕЛЬНЫХ ИСПЫТАНИЙ

ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ

НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ В АСПИРАНТУРЕ

38.06.01 «ЭКОНОМИКА»

ПРОФИЛЬ

«ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ (МЕНЕДЖМЕНТ) »

КВАЛИФИКАЦИЯ: ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. ПРЕПОДАВАТЕЛЬ-ИССЛЕДОВАТЕЛЬ

Тамбов 2014

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 «Экономика», по профилю « Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)» разработана профессорско-преподавательским составом кафедры менеджмента и маркетинга, обсуждена и утверждена на заседании кафедры менеджмента и маркетинга ТГУ имени Г.Р.Державина.

Протокол № 6 от «20» марта 2014 г.

В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 «Экономика», по профилю « Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)».

Программа вступительных испытаний сформирована на основе федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования по программам как специалитета, так и магистратуры, и дает возможность оценить качество знаний поступающих в аспирантуру по данному профилю.

Структура программы
1. Цели и задачи вступительных испытаний

Целью вступительного испытания для поступающих должна стать возможность показать свое умение управленчески мыслить при анализе того или иного материала, объясняя чем вызваны поиски и открытия в том или ином направлении менеджмента, какие конкретно исторические условия, предпосылки (потребности, запросы общества, противоречия внутри самой науки или что-то другое) послужили толчком к появлению новых идей и выводов.
Основные задачи испытания:

 выяснить мотивы поступления по данному профилю и определить область научно-практических и личных интересов поступающего;

 оценить потенциальные возможности поступающего, обеспечивающие усвоение и развитие компетенций исследователя, преподавателя-исследователя;

 проверка базовых знаний, предъявляемых к поступающему данной программой.
2. Требования к знаниям и умениям поступающего

В соответствии с предъявляемыми требованиями по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38.06.01 «Экономика», по профилю «Экономика и управление народным хозяйством (менеджмент)», поступающий должен:

быть хорошо эрудированным, обладать высокой культурой управленческого мышления;

знать теоретические основы и закономерности функционирования менеджмента как науки, принципы соотношения методологии и методов управленческого познания;

иметь представление об основных тенденциях и направлениях развития мирового и отечественного менеджмента;

уметь квалифицированно анализировать современные управленческие проблемы общества в рамках одной из отраслей менеджмента;

владеть методикой, технологией создания и использования моделей прогнозирования экономических явлений;

освоить методику анализа управленческих процессов и деятельности в различных сферах общества: политической, экономической социальной и др.

владеть инновативными технологиями в практике управленческой работы.
Умения и навыки:

владение навыками самостоятельной научно-исследовательской и научно-педагогической деятельности, требующими широкого образования в сфере управления;

умение определять проблему, формулировать гипотезы и решать задачи, возникающие в ходе научно-исследовательской и педагогической деятельности и требующие углубленных профессиональных знаний;

умение формировать план исследования, выбирать необходимые методы исследования, модифицировать существующие и разрабатывать новые методы исходя из задач конкретного исследования;

умение обрабатывать полученные результаты, анализировать и осмысливать их с учетом имеющихся литературных данных;

умение вести библиографическую работу с привлечением современных информационных технологий;

умение представлять итоги проделанной работы в виде отчетов, рефератов, статей, оформленных в соответствии с имеющимися требованиями, с привлечением современных средств редактирования и печати.
3. Содержание программы (аннотации тем)
1. Природа и сущность управления. Потребность в управлении. Понятие менеджмента. Функции менеджмента. Сущность, виды и задачи управления. Управленческий процесс и его элементы. Технологии управления.

2. Эволюция науки об управлении. Эволюция управления как научной дисциплины. Научное управление. Административная школа. Человеческие отношения, поведенческие науки. Наука управления. Подходы в управлении: процессный, системный, ситуативный. Зарубежные модели менеджмента.

3. Зарубежные модели управления. Принципы американского менеджмента. Специфика японской модели менеджмента. Основные черты западноевропейской модели менеджмента.

4. Хронология зарождения и развития управления в отечественной науке. Тектология А. Богданова. Взгляды и воззрения О. Ерманского. Культура труда и управления А. Гастева. Факторы становления и развития отечественной модели управления на современном этапе.

5. Организация как объект управления. Понятие организации. Подходы к рассмотрению организации. Внутренняя среда организации. Внешняя среда организации: прямого и косвенного воздействия. Типы организаций. Элементы организационной структуры. Современные организационные структуры. Элементы организационной структуры.

6. Планирование в системе менеджмента. Роль планирования в деятельности организации. Функции планирования. Основные составляющие процесса планирования. Оперативные и стратегические планы. Бизнес-планирование.

7. Мотивация в системе менеджмента. Необходимость и понятие мотивации. Содержание теории мотивации. Иерархия потребностей Маслоу. Теория Х – Y. Теория Мак Клелланда. Теория Герцберга. Процессуальные теории мотивации. Теория ожидания. Теория справедливости. Методы мотивации.

8. Организационные коммуникации. Необходимость коммуникаций для организации. Коммуникационная модель. Типы коммуникаций: организационные, межличностные; вертикальные и горизонтальные; по целям общения и по используемым каналам.Коммуникационные сети. Эффективность коммуникаций.

9. Делегирование полномочий и контроль в системе управления. Делегирование как процесс. Делегирование и ответственность. Принципы делегирования полномочий. Поиск и выбор делегата. Повышение эффективности организационных взаимодействий. Преимущества делегирования. Природа контроля. Контроль и обратная связь. Виды контроля. Формы реализации контроля. Требования к эффективной системе контроля.

10. Социально психологические аспекты управления. Психология деловых отношений и эффективный менеджмент. Элементы деловых отношений. Конфликт: понятие и неизбежность. Источники конфликтов и его этапы. Виды конфликтов. Типы поведения в конфликте. Управление конфликтами.

11. Навыки влияния. Власть и влияние. Формы власти. Модель влияния. Формы влияния. Стили руководства: авторитарный, демократический, либеральный; ориентированный на задачу и человека.

12: Принятие управленческих решений. Управленческие решения, их типы. Процесс принятия решений. Решение проблем и принятие решений. Принятие решения в условиях неопределенности. Организация выполнения решения. Управление реализацией решения.

13: Менеджмент и лидерство. Руководство в сравнении с лидером. Качества необходимые преуспевающему менеджеру. Подходы к лидерству.

14. Создание эффективной команды и управление. Формы управленческих команд. Создание и деятельность комитетов. Группы по совершенствованию деятельности подразделений. Кружки качества и самоуправляемые бригады (японский и отечественный опыт). Группы по совершенствования процессов и целевые группы. Необходимость групповой работы. Типы групп и их характеристики. Группа и команда. Роли членов команды.

15. Постановка целей и выработка стратегии развития организации. Понятие и необходимость организационной стратегии. Типы организационных стратегий. Уровни выработки стратегии. Информация для стратегических решений. Анализ внешней и внутренней среды. Формирование стратегии. Основные области поведения фирмы на рынке, предопределяющие тип организационной стратегии. Реализация стратегии.

16. Организация и ведение переговоров. Деловые переговоры. Типы переговоров. Функции переговоров. Организация переговорного процесса. Основные стадии переговорного процесса. Методы и приемы ведения переговорного процесса.

17. Организация и ведение совещаний. Служебное совещание: понятие, цели, задачи, специфические особенности. Причины необходимости проведения совещания. Виды служебных совещаний. Российская классификация деловых совещаний. Методика проведения служебного совещания.

18. Этика менеджмента. Понятие этики менеджмента. Этика менеджмента и социальная ответственность. Меры направленные на повышение этического поведения руководителя. Кодекс деловой этики.

19. Маркетинг в системе менеджмента. Содержание маркетинговой деятельности. Маркетинг и эффективный менеджмент. Технология маркетинговой деятельности. Этапы проведения маркетинговых исследований. Каналы сбыта продукции. Реклама товара и фирмы. Организационные формы маркетинга.

20. Управление персоналом. Планирование персонала. Привлечение, отбор и набор персонала. Политика отбора и продвижения. Развитие персонала. Профессиональная подготовка. Основные типы и методы обучения.

21. Управление качеством товаров. Качество и его составляющие элементы. Система показателей качества товаров. Эволюция системы управления качеством. Современные принципы управления качеством. Основы сертификации. Организация контроля качества товаров.

22. Управление инвестициями и инвестиционными проектами. Сущность и виды инвестиций. Управление инвестициями в системе менеджмента. Источники инвестиций и способы их привлечения. Инвестиционные проекты. Фазы инвестиционного проекта. Оценка эффективности инвестиционной деятельности.

23. Управление финансами. Финансы организации. Направления деятельности финансового менеджера. Управление денежными потоками. Финансовое планирование. Финансовый контроль. Управление прибылью и рентабельностью. Ценные бумаги как инструмент управления.

24. Управление и инновационная деятельность. Понятие инноваций. Виды инноваций с учетом их целей. Технологические пределы и инновации. Этапы инновационного процесса. Стратегическое управление инновациями. Стратегии развития предприятия. Инновационный менеджмент.

25. Применение современных информационных технологий в менеджменте. Информационные технологии в системе менеджмента. Виды информационных технологий. Моделирование в принятии управленческих решений. Экономико-математические методы и модели. Информационное обеспечение системы управления.

26. Эффективность менеджмента. Критерии оценки эффективности. Понятие и сущность эффективности менеджмента. Критерии эффективности менеджмента организации. Подходы к оценке и показатели экономической эффективности менеджмента. Социальная эффективность менеджмента.

4. Вопросы к вступительным испытаниям

  1. Сущность, виды и задачи управления.

  2. Управленческий процесс и его элементы.

  3. Технологии управления.

  4. Административная школа.

  5. Школа научного управления.

  6. Принципы американского менеджмента.

  7. Специфика японской модели менеджмента.

  8. Основные черты западноевропейской модели менеджмента.

  9. Тектология А. Богданова.

  10. Взгляды и воззрения О. Ерманского.

  11. Культура труда и управления А. Гастева.

  12. Факторы становления и развития отечественной модели управления на современном этапе.

  13. Подходы в управлении: процессный, системный, ситуативный.

  14. Сущность понятия организация.

  15. Современные организационные структуры.

  16. Внутренняя и внешняя среды организации.

  17. Роль планирования в деятельности организации и его основные составляющие.

  18. Стратегическое управление в менеджменте.

  19. Классическая теория стратегического менеджмента.

  20. Процесс планирования и его содержание.

  21. Оперативные и стратегические планы.

  22. Теории мотивации.

  23. Практические подходы и методы мотивации.

  24. Содержательные теории мотивации.

  25. Процессуальные теории мотивации.

  26. Роль руководителя в процессе мотивации.

  27. Природа коммуникаций.

  28. Типы коммуникаций.

  29. Коммуникационная модель.

  30. Проблемы возникающие в процессе коммуникаций.

  31. Процесс делегирования полномочий.

  32. Преимущества делегирования полномочий.

  33. Причины недостаточного делегирования полномочий.

  34. Сущность контроля и его виды.

  35. Формы реализации контроля.

  36. Требования к эффективной системе контроля.

  37. Понятие управленческого решения. Виды управленческих решений.

  38. Методы принятия решений.

  39. Содержание работы менеджера.

  40. Руководитель и лидер.

  41. Задачи руководителя и атрибуты лидера.

  42. Организация процесса коллективного творчества.

  43. Принципы создания эффективной команды.

  44. Понятие и основные элементы рабочего времени.

  45. Планирование рабочего времени руководителя и специалиста.

  46. Взаимоотношения полов в деловых отношениях.

  47. Понятие конфликта и его виды.

  48. Причины возникновения конфликта и его этапы.

  49. Управление конфликтом.

  50. Формы власти и влияния.

  51. Использование влияния на практике.

  52. Виды и функции переговоров.

  53. Организация и осуществление переговорного процесса.

  54. Служебное совещание: понятие, цели, задачи, специфические особенности.

  55. Виды служебных совещаний и их классификация.

  56. Подготовка и проведение служебных совещаний.

  57. Этапы переговорного процесса.

  58. Подготовка и выступление с докладом.

  59. Понятие этики менеджмента.

  60. Факторы определяющие этический выбор.

  61. Этика менеджмента и социальная ответственность.

  62. Содержание маркетинговой деятельности.

  63. Маркетинг и эффективный менеджмент.

  64. Технология маркетинговой деятельности.

  65. Сущность и функции кадрового менеджмента.

  66. Планирование персонала. Методы оценки персонала.

  67. Система обучения и оценки результативности обучения.

  68. Качество и его составляющие элементы.

  69. Этапы развития системы управления качеством.

  70. Система показателей качества товаров.

  71. Основные теории обеспечения качества товаров.

  72. Инвестиции и сферы инвестирования.

  73. Инвестиционный проект как объект управления.

  74. Основные функции менеджера по инвестициям.

  75. Финансы организации и функции финансового менеджмента.

  76. Управление прибылью и рентабельностью.

  77. Управление текущими финансовыми операциями.

  78. Понятие инновации.

  79. Технологические пределы и инновации.

  80. Управление инновациями.

  81. Организация инновационного менеджмента.

  82. Информационные технологии в организации.



5. Рекомендуемая литература

Основная литература

  1. Бородушко И.В., Лукашевич В.В. Основы менеджмента. М.: Юнити-Дана, 2012.

  2. Герчикова И.Н. Менеджмент. М.: Юнити-Дана, 2012.

  3. Захаров Н.Л.: Управление социальным развитием организации. М.: Инфра-М, 2012.

  4. Зиновьев В.Н., Зиновьева И.В. Менеджмент: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2010.

  5. Коротков, Э. М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э. М. Коротков. М.: Юрайт, 2012.

  6. Максимцова М.М., Комарова М.А. Менеджмент: М.: Юнити-Дана, 2012.

  7. Мамаева Т.П. История Менеджмента. Национальные модели менеджмента и их истоки. – Старый Оскол: ТНТ, 2011.

  8. Фомичев, А. Н. Исследование систем управления: учебник для вузов. – М.: Дашков и К, 2013.


Дополнительная литература

  1. Архангельский Г., Лукашенко М., Телегина Т., Бехтерев С. Тайм-менеджмент (полный курс). М.: Альпина Паблишер, 2013.

  2. Балдин К.В. Управленческие решения: Учебник / К. В. Балдин, С.Н. Воробьев, В. Б. Уткин. М.: Дашков и К, 2012.

  3. Виханский О.С., А.И. Наумов. Менеджмент. М.. 2010.

  4. Грошев И.В.. Краснослободцев А.А. Организационная культура. М.: Юнити-Дана, 2013.

  5. Грошев И.В., Юрьев В.М. Менеджмент организационной культуры. М.: МПСУ, 2010.

  6. Друкер П. Ф.. Менеджмент.: Пер. с англ. - М.:Вильямс, 2010.

  7. Захарова Л.Н. Психология управления. М.: Логос, 2010.

  8. Казначевская, Г. Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. Ростов-н-Дону: Феникс, 2012.

  9. Кармышев Ю.А. Инновации и инновационная деятельность : теория, методология, основы управления [Текст]: учеб. пособие / Ю.А. Кармышев, В.И. Меньщикова; Там. гос. ун-т им. Г. Р. Державина. Тамбов: Издательский дом ТГУ им. Г. Р. Державина, 2012.

  10. Козлов В.В., Мануйлов Г.М., Фетискин Н.П. Психология управления. М.: Академия, 2011.

  11. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Вильямс, 2011.

  12. Литвинюк А.А.: Организационное поведение. М: Юрайт, 2012.

  13. Строева Е.М. Разработка управленческих решений: Учебное пособие. М.: ИНФРА-М, 2013.

  14. Лапыгин Ю.Н. Теория организации и организационное поведение: учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011, 2013.

  15. Мишин В.М. Исследование систем управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012.

  16. Николаева И.Н. Инвестиции: учебник. М.: Дашков и К, 2013.

  17. Теория управления: учебник / [Ю. П. Алексеев и др.]; под общей редакцией: А. Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина. – Москва: Издательство РАГС, 2010.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
В данной программе представлены вопросы к вступительным испытаниям по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 05. 06. 01 «Науки о земле»,...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«Экономика», по профилю «Экономика и управление народным хозяйством (управление инновациями)» разработана профессорско-преподавательским...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconВ аспирантуру, проводимых академией
Прием на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре осуществляется по результатам вступительных...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«теория и методика обучения и воспитания (информатика – уровень высшего профессионального образования)»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических...
«политические проблемы международных отношений глобального и регионального развития»
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кардиология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Акушерство и гинекология»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Органическая химия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Нервные болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности лор-болезни
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Травматология и ортопедия»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...
Программа вступительных испытаний по направлению подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре 38. 06. 01 «экономика» iconПрограмма вступительных испытаний по специальности «Кожные и венерические болезни»
Программа вступительных испытаний при приеме на обучение по программам подготовки научно-педагогических кадров в аспирантуре сформирована...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск