Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В





Скачать 251.06 Kb.
НазваниеГобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В
Дата публикации14.03.2015
Размер251.06 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
История развития экономической мысли
студентка группы 3-5

ГОБУ СПО ВО «БСХТ»

Хренкова Н.,

научный руководитель

Ряскова А.В.
Актуальность выбранной темы подтверждается тем, что даже сейчас, в современном обществе изучение экономики невозможно без извлечения уроков из больного опыта, накопленного с древнейших времен до наших дней как в России так и во всем мире.

Применяемый метод исследования: литературно- документальный.

Данное исследование не ставит перед собой задачи глубокого изучения взглядов каждого экономиста или экономического течения.

Главная цель – это пройтись по азам экономической теории; изучить становление экономической мысли начиная с древнейших времен и заканчивая современностью.

Исходя из цели, можно выделить следующие задачи:

  1. изучить процесс становления экономической мысли;

  2. исследовать жизнь и деятельность выдающихся экономистов, которые внесли свой вклад в развитие и становление экономики.

  3. рассмотреть различные экономические школы, действующие в то или иное время.


В качестве информационной базы реферата использованы учебники, периодические издания и интернет-ресурсы.


  1. Зарождение экономической мысли


В древнем мире, когда появились первые древневосточные государства и установились государственные формы управления рабовладельческой экономикой, началась систематизация экономической мысли в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении экономической политики. Поэтому не случайно принято считать, что экономическая наука зародилась именно в странах Древнего Востока – в колыбели мировой цивилизации. В силу ряда благоприятных условий (география, теплый климат, наличие пищи, концентрация населения и другие) страны Древнего Востока рано пережили экономический подъем, а также процесс политического объединения и культурный расцвет.

Из дошедших до наших времен ранних письменных источников наиболее известным является так называемый кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. до н. э. царем Хаммурапи (1792–1750 гг. до н. э.). Этот кодекс, консолидировавший общество и экономическую жизнь вавилонского государства, внешне был нацелен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого». Фактически же закрепленные в нем правовые нормы жестко регламентировали натурально-хозяйственные основы, увязав их не только с экономической ответственностью. Так, за покушение на частную собственность мерой пресечения виновного могли стать обращение в рабство либо смертная казнь. Своеобразные требования государство узаконило в части «снижения» тяжести кабалы и рабство за долги, а также ростовщичества. К примеру, граждане-вавилоняне по «новым» законам впредь не лишались своих земельных наделов за долги; масштабы ростовщичества были «упорядочены» так, что предел денежной ссуды не должен был превышать 20%, а натуральной ссуды – 33%.
В трудах древнекитайских мыслителей, среди которых особенно выделялся Конфуций (551–479 гг. до н. э.), обосновывается резкое отмежевание умственного труда от физического. Причем первый объявляется монополией «высших» слоев, а второй — уде­лом «простолюдинов», основную массу которых составляли рабы. Выдающийся мыслитель Древнего Китая Сюнь Цзы призывал к освобождению рабов- земледельцев и рабов-ремесленников. Он считал, что «накопленным богатством» должны пользоваться все люди, которые равны от рождения, и люди из народа могут поль­зоваться правом частной собственности на землю.

В «Законах Ману» (Индия VI век до н. э.) регламентировались права и отношения с собственностью. В более поздних древнеиндийских трактатах содержится описание государственного и хозяйственного устройства Древней Индии, правил купли-продажи, найма работников, заключение сделок, осуществление торговых операций, ценообразование.

Важнейший литературный памятник древней Индии «Артхашастра» (буквально – «наука о пользе, о практической жизни», 4-3 вв. до н.э.) содержит проблемы стоимости вещей, их цены, а также торговой прибыли. «Артхашастра» призывает царя развивать производительные силы, регулировать цены на товары, создавая товарные фонды, и соблюдать активный баланс государственного бюджета – «увеличение дохода и уменьшение расхода».

В соответствии с вышеназванными источниками для азиатского способа производства были характерны следующие черты:

  1. чрезмерное регулирование хозяйства посредством регламентации сферы ссудных операций и торговли;

  2. ведущая роль в экономике отводится собственности государства;

  3. неприкосновенность частной собственности.


Дальнейшее развитие экономическая мысль получила в Античном мире.

В Древней Греции и Римской империи экономические воззрения систематизируются и приобретают научный облик, причем выразителями этих теорий были, как правило, мыслители (философы) и отдельные правители рабовладельческих государств. Выдающиеся греческие философы-мыслители Ксенофонт (430–355 гг. до н. э.), Платон (427–347), Аристотель (384–322) уже могут быть названы первыми учеными-экономистами.

Ксенофонт в трактате «О домашнем хозяйстве» дал характеристику образцового, с его точки зрения, хозяйства и образцового гражданина. Его труд «О доходах» – это попытка найти выход из экономических трудностей Древней Греции. Важнейшие идеи трактата «О домашнем хозяйстве» сводятся к следующему: естественным происхождением является разделение труда на умственный и физический, а людей – на свободных и рабов, любой товар обладает полезными свойствами (потребительная стоимость) и способен обмениваться на другой товар (меновая стоимость). Ксенофонт делит экономику на отрасли, пишет о сельском хозяйстве, ремесленничестве и торговле.

Платон создал теорию идеального общественного устройства и изложил ее в своем труде «Государство». Он довольно подробно высказывается о специализации трудовой деятельности, анализирует ряд основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом. Платон стремится доказать, что большое богатство и счастье несовместимы. Богатый человек не может быть вполне хорошим человеком, так как, по крайней мере, часть его богатства приобретается и расходуется несправедливо.

По мнению Платона, правители не должны иметь частной собственности, чтобы ничего не отвлекало их от ежедневных забот об общественном благе. Напротив, крестьяне и ремесленники могут быть частными собственниками, так как это побуждает их лучше трудиться.

Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро. Деньгами послужат бумажные знаки (чтобы исключить торговлю с соседними странами).

Гениальный ученый и мыслитель древности Аристотель пошел дальше Ксенофонта и Платона. Именно он ввел термин «экономия», который в переводе означает «управление хозяйством».

Он заложил основы экономической науки, приблизился к пониманию стоимости товаров, выявил экономическую сущность обмена, предложил трактовку цены как денежной меры стоимости. У него есть интересные мысли о происхождении и функциях денег, об их превращении в капитал, приносящий собственнику новые деньги.

Ключевые положения труда Аристотеля «Политика» следующие:

  1. обязательным является наличие частной собственности;

  2. все виды деятельности разделены на две группы: а) экономию – производство для удовлетворения естественных потребностей и б) хрематистику – производство и обмен для обогащения. Первая им одобряется, а вторая порицается;

  3. деньги выступают в роли соизмерителя при обмене, и поэтому их нельзя ссужать;

  4. государство важнее семьи и отдельной личности.

В Древнем Риме такие ученые, писатели и политики, как Варрон, Катон, Цицерон, Плиний уделяли внимание экономике сельского хозяйства, земельной собственности, организации труда рабов, высказывали мысли о роли отдельных видов экономической деятельности, а также множество хозяйственных советов.
Коренной переворот во взглядах на хозяйственную деятельность внесло христианство. Апостол Павел говорил: «Если кто не хочет трудиться, тот пусть и не ест». Самый простой труд христианство считало необходимым и провозглашало святым делом.

Отличительной чертой первого тысячелетия новой эры является переход от рабовладения к феодализму, и поэтому главным направлением в достижении экономической мысли был переход от оправдания рабства к его осуждению. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено, прежде всего, низкой эффективностью рабского труда, однако большую роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени.

Следует иметь в виду, что в этот период церковь вообще оказывала сильное влияние на экономические взгляды. Это влияние шло, прежде всего, через Библию и Евангелие (Новый Завет). Так провозглашался приоритет духовного начала в экономике, подчеркивалось, что не все ценности в мире продаются за деньги, развивались идеи близкие к социалистическим и даже к коммунистическим. В Священном Писании можно найти и наставления из арсенала форм и методов управления экономикой. Сама церковь приобщалась к взиманию налогов (сборов) и к ведению хозяйства.



  1. Меркантилизм


С укреплением национальной государственности и развитием торговли, которые привели к повышенному спросу на золото и серебро, появилось большое чисто трактатов о деньгах и их роли в хозяйственной жизни. Крупные коммерсанты, государственные деятели и люди науки обращались в них к власти со своими предложениями и требованиями, посвященными экономическим вопросам. Постепенно возникла школа меркантилистов (mercante – купец), что означало появление систематизированных экономических воззрений.

Меркантилизм, как первая школа экономической мысли, имеет целый ряд теоретико-методологических особенностей. Их суть сводится к следующему.

  1. Предметом пристального внимания должна быть сфера обращения (в первую очередь внешняя торговля) без увязки со сферой производства.

  2. Целью исследования является экономический рост, который понимается как приумножение денежного богатства страны. Он достигается благодаря государственному регулированию внешней торговли, достижению положительного сальдо торгового баланса и т.д.

  3. Богатство воплощается в деньгах, которые были искусственно изобретены людьми.

  4. Стоимость денег связана с «естественной природой» золотых и серебряных монет, а также с количеством денег в стране.

  5. Необходимо стимулировать рост рабочего населения в стране для снижения заработной платы.


Условно меркантилизм можно поделить на ранний и поздний.

Ранний меркантилизм был актуален до конца XVI века. В этот период меркантилистская доктрина базируется на теории «денежного баланса», который достигается посредством следующих мер государственного регулирования:

  1. установление максимально высоких цен на экспортируемые товары;

  2. всемерное ограничение импорта;

  3. запрет на вывоз из страны золота и серебра.

На первый план была выдвинута внешняя торговля, т.к. товар, продаваемый в другую страну, по их мнению, увеличивал массу денег в стране. Товар же, продаваемый внутри страны, не влиял на массу денег, т. к. передавался из рук в руки при неиз­менной общей массе денег в стране. Следовательно, считали представители меркантилизма, стране необходимо производить как можно больше товаров и все, что не потреблено внутри страны (излишки), продавать за рубеж, а не отдавать свои деньги за иностранные товары.

Поздний меркантилизм – XVII век – характеризуется сменой доктрин активного «денежного баланса» на активный «торговый баланс». Основные принципы меркантилизма этого периода формулируются следующим образом.

  1. Богатство есть золото, серебро и другие «сокровища».

  2. Целью внешней торговли является обеспечение притока в страну золота и серебра, для чего надо покупать дешевле и продавать дороже.

  3. Национальную промышленность надо поддерживать путем импорта дешевого сырья и протекционистских тарифов на остальной импорт.

  4. Для увеличения прибыли заработная плата должна поддерживаться на относительно низком уровне (например, благодаря росту населения).


Особую популярность среди меркантилистов имели Томас Ман и Антуан Монкретьен де Ваттевиль.

Томас Ман происходил из семьи ремесленников. Работая в конторе отчима, он получил солидную репутацию. Томас Ман — купец, богатый английский экономист. Став купцом и нажив солидное состояние, он передал свой опыт в двух небольших сочинениях: «Рассуждение о торговле Англии с Ост-Индией» и «Богатство Англии во внешней торговле или баланс нашей внешней торговли как результат нашего богатства».

Томас Ман главным видом капитала считал торго­вый капитал, богатство олицетворял с денежной формой, а путем обогащения признавал торговлю, в которой вывоз товаров преоб­ладает над ввозом, что приносит приращение капитала, богатство.

Дворянин Антуан де Монкретьен широко известен как видный представитель меркантилизма во Франции. Поэт и дуэлянт, приближенный короля и мятежник, закончил жизнь в одной из баталий, посмертно был осужден как государственный преступник, его тело было сожжено, а прах развеян по ветру.

Антуан Монкретьен вошел в историю как яркий представитель мер­кантилизма во Франции, который обессмертил свое имя тем, что ввел в научный оборот термин «политическая экономия». С выхо­дом в свет его книги «Трактат по политической экономии» (1615г.) экономическая теория более 300 лет развивалась и до сих пор развивается как политическая экономия.

Политэкономия дословно переводится как законы хозяйствования в рамках государства. Появление данного термина было обусловлено возрастающей ролью государства в первона­чальном накоплении капитала и во внешней торговле. Послед­няя, по мнению Монкретьена, является источником прибыли. «Главной целью различных ремесел» и лучшим способом приобретения могущества государства. А. Монкретьен видел разницу между деньгами и богатством, благосостоянием. «Не обилие золота и серебра... делает государство богатым, — писал он, — но наличие предметов, необходимых для жизни и для одеж­ды...».

Поздние меркантилисты говорят, что деньги не долж­ны просто сберегаться, а должны приносить доход через оборот. Деньги при отсутствии товарного производства не будут выпол­нять своих функций и, следовательно, не будут нужны. Меркан­тилисты подчеркивали, что для успешного развития экономики необходимо вывозить из страны не сырье, а готовые изделия из этого сырья.

Меркантилизм сделал удачную попытку научно систематизировать экономическую деятельность общества. Именно меркантилизм выдвинул задачу «рационального хозяйствования» на уровне предприятия и особенно государства в целом.

Заслуга меркантилистов в том, что они открыли дорогу новому экономическому мышлению. Их политика состояла в поощрении развития промышленности, с помощью которой добывались деньги, в протекционизме, экспансии торгового капитала, захвате колоний. Для реализации этих мер они требовали увеличить налогообложение.

  1. Физиократы


Экономическая мысль уже была поставлена перед вопросом об источнике общественного богатства. В поисках ответа на него определилась такая экономическая школа как физиократы (термин образован от греческих слов, обозначающих «власть природы»).

Школа физиократов возникла в середине XVIII в. во Франции в обстановке кризиса, хозяйственного упадка и неудач во внешней и внутренней политики.

Учение физиократов почти целиком было создано основателем школы Франсуа Кенэ и его последователем Жаком Тюрго.

Франсуа Кенэ (1694–1774гг.) восьмой из 13 детей мелкого торговца. Он был гениальным самоучкой, в 24 года получил ученую степень хирурга. Кенэ выпустил несколько научных трудов, которые принесли ему славу крупного врача. Благодаря профессионализму и своей популярности занял должность лейб-медика короля Людовика 15., который впоследствии даровал Кенэ титул дворянства.

Экономическими вопросами Кенэ занялся в возрасте 60 лет. Им опубликованы статьи «Очевидность», «Фермеры», «Зерновой хлеб», где он выступил сторонником крупного фермерского хозяйства.

Именно Ф. Кенэ принадлежит первое в истории экономической мысли достаточно глубокое теоретическое обоснование положений о капитале. Кенэ считал, что «Деньги сами по себе представляют собой бесплодное богатство, которое ничего не производит». Ф. Кенэ не только подразделил капитал на основной и оборотный, но и смог убедительно доказать, что оба они находятся в движении.

Кенэ показал, как в национальной экономике движутся товарные и денежные потоки между классами, в результате чего земледельцы производят продукты питания для всех классов, сырье для промышленности, семена для следующего года.

В отличие от меркантилистов физиократы источником общественного богатства считали производство, но только лишь сельскохозяйственное.

В связи с этим Нация, как утверждал Ф. Кенэ, состоит из трех классов граждан:

1. производительный класс – все люди, занятые в сельском хозяйстве, включая крестьян и фермеров;

2. класс собственников – землевладельцы, включая короля и духовенство;

3. бесплодный класс – все граждане вне земледелия, те, кто связан с промышленным производством – ремесленники, предприниматели, наемные рабочие, торговцы.
Чистый продукт создает земля, которая, благодаря своей природной плодородной силе, не только возмещает все затраты труда, семян, скота, но и создает определенный избыток, представляющий собой уникальный дар Природы. Промышленный труд не создает чистого продукта, а лишь изменяет форму зерна, леса, камня, руды и прочего. Результаты этого труда лишь возмещают понесенные при этом расходы, не создавая никакого излишка. Не создает чистый продукт и торговля, меняющая одну ценность на другую. Торгово-промышленная деятельность бесплодна, а прибыль от нее аналогична заработной плате, какую ремесленник и торговец выплачивают самим себе.

Производительный труд – это труд, создающий чистый продукт. Всякий другой труд – непроизводительный, хотя, возможно, и полезный. Производительный класс (фермеры) подлежит попечению со стороны государства и класса собственников.

По сравнению с меркантилистами взгляды физиократов оказались прогрессивнее, так как они вплотную подошли к правильному определению источника общественного богатства. Физиократы выступили за свободу торговли, конкуренции, единое налогообложение, требовали гарантий частной собственности от произвола и ограничений.

Ошибка физиократов заключалась в недооценке промышлен­ности и преувеличении роли сельского хозяйства. Они считали, что единственным производительным классом является кресть­янство. Класс крестьянства они рассматривали как гарант богат­ства. Рабочий класс они относили к «бесплодному классу».

Однако физиократами не учитывалось главное — опреде­ленное равновесие рынков сельскохозяйственных и промышлен­ных товаров. Опыт развитых стран показал, что сельское хозяйство и промышленность должны быть на том уровне, кото­рый позволяет народу жить достойно.



  1. Классическая школа экономики


Классическое направление в развитии экономической науки возникло в период становления капитализма свободной конкуренции. С XVI в. в Англии феодальный строй вступил в стадию разложения. В его недрах стали развиваться капиталистические отношения. В результате процесса экспроприации крестьянство лишалось земли и пополняло армию наемного труда. Происходило обуржуазивание земледельцев, появлялось «новое дворянство», которое ориентировалось на фермерское хозяйство, рассматривая его как источник денежных доходов.

Капиталистические отношения развивались также и в промышленности. Мануфактурное производство распространялось в суконном и горном деле, кораблестроении, металлургии, хлопчатобумажной промышленности. Важной сферой приложения капитала стала внешняя торговля.

Частным предпринимателям нужны были свои идеологии, обосновывающие преимущества капиталистической системы хозяйства перед феодальной. Эту миссию стала выполнять классическая экономическая теория.

Своего расцвета классическая политэкономия достигла в Англии в XVII–XVIII вв. Ее родоначальниками были Уильям Петти (1623–1687), Адам Смит (1723–1790) и Давид Рикардо (1772–1823).

Уильям Петти родился в семье мелкого ремесленника. Отказавшись заниматься семейным ремеслом, он нанялся юнгой на корабль. Через год он сломал ногу и был высажен на ближайший берег с незначительной суммой денег. В чужой стране он смог выжить и даже поступить в колледж. В то время на жизнь зарабатывал черчением карт. Дальнейшую жизнь посвятил себя медицине, получил в 27 лет степень доктора и стал профессором анатомии. Петти изучал математику, хотел стать изобретателем – изобрел копировальную машину и получил патент на неё. Петти обогатился, взявшись за правительственный подряд по составлению карты покоренной Ирландии, так он стал 1 из богатейших людей Англии. В 1658 году У. Петти был избран в парламент, где выдвинул идеи реформирования налоговой системы, организации статистической службы, проекты улучшения торговли.

Уильям Петти – основоположник классической школы политической экономии в Англии. Среди его наиболее известных произведений можно отметить следующие: «Трактат о налогах и сборах», «Политическая арифметика» и «Несколько слов по поводу денег».

У. Петти – первый автор трудовой теории стоимости, в основе которой лежит учение о естественной цене (стоимости). Различал внутреннюю стоимость и рыночную цену. Стоимость определял затраченным трудом, устанавливая количественную зависимость величины стоимости от производительности труда.

Он показывает, что стоимость товара произведенного человеком за определенное время, равна стоимости количества драгоценного метала, которое за это же время другой человек может добыть и начеканить из него монеты.

То есть Петти рассматривает не ценность определенного товара и серебра (золота), а количество труда, затраченного на производство того и иного товара, - а это было ошибочное мнение.

У. Петти утверждал, что торговля не является источником создания национального хозяйства, и выступал против притока драгоценных металлов, так как видел в нем источник роста цен. Он говорил о существовании пропорции денег для торгового обмена: избыток денег ведет к росту цен, а недостаток – к сокращению объемов производимых работ и низкому уровню налоговых платежей.
Адам Смит родился в Шотландии и получил образование в университетах г. Глазго и Оксфордском. В 28 лет был избран профессором философии и морали университета в Глазго. Его первая книга — «Теория нравственных чувств». Он — автор «Истории цивилизации Англии».

Адам Смит в возрасте 44 лет решил дать миру теорию социально-экономического устройства. Через 10 лет полного отшельничества он выпустил книгу «Исследование о природе и причине богатства народов». В этой книге систематизирована вся сумма накопленных к тому времени экономиче­ских знаний. Появление этой книги явилось завершением этапа становления политической экономии как науки.

Появление этой книги явилось завершением этапа становления политической экономии как науки.

Основная идея в учении А.Смита — идея либерализма, минимального вмешательства государства в экономику, рыночного саморегулирования на основе свободных цен, складывающихся в зависимости от спроса и предложения. Эти экономические регу­ляторы он называл «невидимой рукой». А.Смит заложил основы трудовой теории стоимости, возвысил роль производительного труда как создателя стоимости, показал значение разделения труда как условие повышения его производительности, впервые отметил, что в образовании стоимости лежит не только живой, но и овеществленный продукт — «перенесенная стоимость», создал учение о доходах, четко сформулировал принципы налогообложения и многое другое. Его исследование стало как бы библией для ученых-экономистов Запада.
Давид Рикардо – родился в семье богатого коммерсанта. С 1793 по 1812 гг. занимался коммерческой деятельностью, нажил миллионное состояние. Будучи крупным землевладельцем, по­святил себя научной работе. Он продолжил разработку теории А.Смита, преодолев некоторые недостатки его учения. Главный труд Д.Рикардо — «Начала политической экономии и налого­вого обложения».

Главную задачу политической экономии Д. Рикардо видел в определении законов, управляющих распределением продукта между классами. В своей теории стоимости он различал потребительскую и меновую стоимость и считал, что последняя определяется количеством затраченного труда, а также величиной и продолжительностью капиталовложений. Цена товара в краткосрочном периоде определяется спросом и предложением, а в долгосрочном – издержками на производство товара. Изменение заработной платы работников ведет к снижению прибыли, и наоборот. Снижение стоимости денег как товара ведет к росту заработной платы и повышению цен на товары.

Заработная плата, по Д. Рикардо, представляет собой доход наемного рабочего, плату за труд и зависит она от демографических процессов. Чем больше предложение рабочих рук, тем ниже заработная плата работников, и наоборот. Положение рабочего класса, несмотря на экономический рост, будет ухудшаться из-за роста цен на сельскохозяйственную продукцию. Тенденция падения заработной платы может быть остановлена при контроле заработной платы со стороны государства.

Главным условием роста экономики Д. Рикардо считал устойчивое денежное обращение, а лучшей базой денежной системы является золото. Возможна замена золота на бумажные деньги, но по твердому курсу. Ценность бумажных денег зависит от их количества в обращении.

В целом в истории экономической мысли Д. Рикардо является столь же величественной фигурой, как и А. Смит. Но сами эти фигуры весьма различны. Если теория А. Смита содержит больше существенных глубинных обобщений, то учение Д. Рикардо заложило основу модельного подхода к построению экономической теории. В качестве строгого и последовательного теоретика, способного получать неочевидные заключения из анализа предложенных им сравнительно простых моделей, Д. Рикардо (за исключением, возможно, Д. Кейнса) до сих пор не имеет себе равных среди всех экономистов.

Представители классической школы полагали, что присущая рыночной системе способность к саморегулированию, свободная конкуренция и невмешательство государства в хозяйственную жизнь автоматически восстанавливают в экономике уровень производства, соответствующий полной занятости.

Адам Смит и Давид Рикардо в отличие от других экономис­тов, которые пытались рассматривать экономические вопросы с позиций интересов определенных социальных групп, стремились быть объективными, независимыми от интересов определенных слоев общества, они создали науку на основе взвешенного ана­лиза экономических процессов.


  1. Марксизм


Предпосылки возникновения:

- к 1825 году в Англии завершается про­мышленный переворот, оформляется классическая фабричная система, утверждается классический способ производства (Про­мышленный переворот произошел во Франции, Германии, США, России) В этих странах на фоне невиданного ранее раз­вития производительных сил отмечался бурный рост капиталис­тических отношений;

- переход на машинное производство соп­ровождался удлинением рабочего дня, повышением интенсив­ности труда, превращением рабочего в придаток машины;

- периодические экономические кризисы, сопровождаемые рос­том безработицы и снижением заработной платы, привели к обострению классовой борьбы, развитию рабочего движения.

Процессы в экономике и общественной жизни капиталисти­ческих стран стали объектом всестороннего изучения и анализа, породили новое научное направление: опираясь на высшие достижения классической школы политической экономии, Карл Маркс и Фридрих Энгельс создали теоре­тическую концепцию, получившую обобщенное название «марксизм».

Карл Маркс (1818—1883) — немецкий мыслитель-энциклопедист, родился в семье адвоката. Отличаясь большой работо­способностью и увлеченностью, К.Маркс и его многочисленная семья жили в бедности, потому что он почти никогда не имел оплачиваемой работы. Финансовую поддержку он получал в основном от родителей жены — баронессы фон Вестфален и от своего друга и соратника Ф.Энгельса, потомственного фабри­канта. С именем К.Маркса связана попытка людей построить общество без частной собственности на средства производства, опираясь на экономику государственного типа, регулируемую из центра. Главный труд К.Маркса «Капитал» сделал автора одним из величайших экономистов мира. Ф.Энгельс на­зывал «Капитал» библией рабочего класса.

К. Маркс создал систему, которая охватила все социальные науки: экономическую теорию, философию, социологию и историю.

К.Маркс использовал социальный подход к общественному производству, показав его как сферу разнонаправленных экономических интересов производителей - собственников средств производства и наемных рабочих. Он утвердил политэкономию как классовую науку.

К. Маркс и Ф. Энгельс выступали противниками эксплуатации труда. Они вы делили две формы эксплуатации: внеэкономическую (рабовладельческая и феодальная эксплуатация) и экономическую.

В результате определенных экономических преобразований, происходящих во многих странах мира, произошло социальное расслоение на буржуазию и рабочий класс (пролетариат). Буржуазия была достаточно немногочисленна, но сосредоточила в своих руках основные средства производства, а многочисленный пролетариат не обладал собственностью на средства производства. Это вынуждало рабочий класс наниматься на работу на принадлежащие буржуазии заводы и фабрики. Эту форму эксплуатации основоположники марксистского учения назвали экономической. В своих трудах Маркс и Энгельс доказывали, что экономическая форма эксплуатация является жестокой и несправедливой.

Маркс ввел деление капитала на постоянный (средства производства) и переменный (рабочая сила).

Маркс исследовал процесс возникновения денег и выделил пять их функций: мера стоимости, масштаб цен, средство платежа, средство обращения, мировые деньги.

Ошибка сторонников марксизма в том, что они избрали курс на силовой захват власти и установление неограниченной власти пролетариата с принудительным изъятием частной собственности.

  1. Современные направления экономической мысли


К числу современных направлений экономической мысли принято относить экономические теории, сформировавшиеся в конце XIX — начале XX вв. Они представлены широким разнообрази­ем позиций, взглядов, концепций.

Главные направления современной эко­номической мысли:

  • неоклассическое;

  • кейнсианское;

  • институционально-социологическое.


Неоклассическая школа

Неоклассическое направление возникло в конце XIX в. как реакция на экономическое учение К.Маркса, его критическое осмысление. Оно господствовало до 30-х годов XX в. и воспевало свободную конкуренцию.

Ведущим представителем этого направления являлся Альфред Маршалл (1842-1924гг.).

В детстве под влиянием отца его готовили к духовной карьере, учитывая, что дед был священником. Из изучаемых предметов более других любил математику, а из увлечений в свободное от учебы время – шахматы. Не разделяя взгляды отца и заняв у дяди денег, самостоятельно отправился учиться математике в Кембриджский университет, который закончил с отличием и был там оставлен для преподавательской работы. Последняя стала основным занятием его жизни.

Центральное место в исследованиях А. Маршалла занимает проблема свободного ценообразования на рынке. Он сделал вывод, неправильно отдавать предпочтение либо предложения, либо спросу. Он считал, что оба они равнозначны. Рыночную цену он рассматривает на базе двухкритериальной концепции, т.е. как результат взаимодействия спроса, определяемой предельной полезностью, и предложения, определяемой предельными издержками. Маршалл выявил закономерности изменения спроса и предложения при изменении цены. Устойчивой или равновесной А. Маршалл считал такую цену, которая установлена в точке равновесия спроса и предложения.

А. Маршалл выдвинул концепцию об «эластичности спроса». Последняя характеризуется им как показатель зависимости объема спроса от изменения цены. Он выявил разную степень эластичности спроса товаров в зависимости от структуры потребления и уровня доходов и других факторов, показал, что наименьшая эластичность спроса присуща товарам первой необходимости.

А. Маршалл был противником активного вмешательства государства в «чистую экономику», то есть независимую экономику частных собственников.

Отсюда главный принцип — невмешательство госу­дарства в экономическую жизнь.

Однако практика современного мира показывает, что нет такой развитой страны, где бы государство не регулировало экономику.

Представители школы сформировали представление о том, что спрос и предложение являются равнозначными инструментами формирования рыночной цены; разработали на этой основе модель общего экономического равновесия; отмечали, что основной движущей силой рыночной экономики является предприниматель.
Кейнсианство

Возникло в 30-е годы XX века в условиях небывалого по своей остроте мирового экономическо­го кризиса и Великой депрессии. Ее основателем стал один из ярких представителей западной экономической науки англий­ский экономист Джон Мейнард Кейнс (1883-1946).

Кейнс создает теорию, где доказывает необходимость вмеша­тельства государства, которое должно создать определенную систему регуляции. Свои взгляды он изложил в своем главном произведении «Общая теория занятости, процен­та и денег», которая была опубликована в 1936 году. В своей книге на первый план Кейнс выдвигает: совокупный спрос, совокупное предложение, совокупные инвестиции и т.д.

Главная идея кейнсианства состоит в том, что система рыночных экономических отношений отнюдь не является совершенной и саморегулируемой и что максимально возможную занятость и экономический рост может обеспечить только активное вмешательство государства в экономику.

Кейнс считал, что государство обязано вмешиваться в экономику для регулирования занятости, что обеспечит большую социальную стабильность капиталистической экономики, сделает более доступ­ным кредит, что очень важно для бизнеса. Государство должно пре­одолевать инфляцию, бороться за устойчивость денег и строго регу­лировать их количество. Государство со всей своей разветвленной системой управления может повлиять на последствия экономичес­ких кризисов, которые сотрясали экономику и представляли огромную опасность для капитализма.
Монетаризм

Альтернативой кейсианству и одновременно разновидностью неоклассической теории стал монетаризм – направление в экономической науке, придающее особое значение деньгам. В 70-е годы мировую экономику потряс сильнейший экономический кризис. Главным стала инфляция на фоне общего сокращения производства. Инфляция подкосила инвестиционную деятельность, а дальнейшая активизация экономики с помощью кейнсианских методов стала невозможной. Тогда интерес политиков качнулся в пользу монетаризма.

Монетаризм — теория, исходящая из представления о решаю­щем влиянии денежной массы на цены, инфляцию и ход экономиче­ских процессов.

Ярчайшим представителем монетаризма является американский ученый Милтон Фридмен, лауреат Нобелевской премии по экономике, присужденной за работы в области «истории и теории денег».

По мнению М.Фридмена, все крупнейшие экономические потрясения объясняются последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики, поэтому государство должно как можно меньше и осторожнее вмешиваться в ры­ночные отношения.

Представители монетаризма уделяют особое внимание управ­лению экономикой со стороны государства через контроль за де­нежной массой, находящейся в обращении, и эмиссией денег, строгому балансированию государственного бюджета и установ­лению высокого банковского процента как методу борьбы с ин­фляцией. Мо­нетаристы считают, что деньги являются главным инструментом развития экономики.


Заключение
Каждая историческая эпоха выдвигала свои проблемы, искала способы их решения. Свое начало экономическая мысль берет со времен древнего мира, т.е. появления первых государств. С тех пор и по настоящее время осуществляются постоянные попытки систематизировать экономические воззрения в экономическую теорию, принимаемую обществом в качестве руководства к действию в осуществлении хозяйственной политики. При этом по мере происходящих изменений в экономике, науке, технике и культуре постоянно обновляется и совершенствуется и экономическая теория.

Современная экономическая наука, благодаря накопленному опыту развития, представлена различными направлениями и школами. Очень часто исследования экономистов включают в себя знания и методологию других научных дисциплин: социологии, демографии, социальной психологии, истории, статистики, разнообразного практического опыта и т.д.

Несмотря на различия во взглядах, иногда диаметрально противоположных, экономическая наука на современном этапе продолжает динамично развиваться.

Многообразие методологии и использование разных подходов к исследованию проблем позволяют, в конечном счете, получить наиболее объективную картину современной экономической жизни, а также способствуют поиску вариантов эффективного воздействия и прогнозирования.

О значении экономической науки в современном мире свидетельствует присуждение с 1969 года, Нобелевской премии по экономике.

Используемая литература


  1. Березин И. Краткая история экономических учений. М. Юнити. 2009 г.

  2. Слагода В.Г. Экономическая теория. М. Инфра – М. 2005г.

  3. Ядгаров А.С. История экономических учений. М. Инфа – М. 2010г.

  4. http:// www. economicus.ru

  5. http://www.ie.boom.ru

  6. http://www.ek-lit.agava.ru

  7. http://www. libertarium.ru



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconСценарное планирование: необходимость использования и алгоритм действия...
Гос спо по специальности 080106. 51 Финансы (по отраслям), утвержденный 18 марта 2002 г., регистрационный №15-0603Б
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconГаоу спо то «Тюменский колледж водного транспорта», г. Тюмень научный руководитель Абраева Б. Г
В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность,...
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconГобу нпо во «пл №7 г. Воронежа» Рукавицына Г. Ю. Золототрубова Н. Н. Составлена в соответствии
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 02 Литература является частью образовательной программы спо по профессии
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconА., Голубев А. Г.*, научный руководитель канд техн наук Чернова Г. А.*
Гаоу спо «Тюменский педагогический колледж №1», Уставом государственного автономного образовательного учреждения среднего профессионального...
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconГобу нпо во «пл №7 г. Воронежа» Оруджева М. М. Оруджев Р. С. Составлена в соответствии
Рабочая программа учебной дисциплины одб. 08 Физическая культура является частью образовательной программы спо по профессии
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconК детям в образовательном процессе
Международных Педагогических Чтений, руководитель лаборатории гуманной педагогики при гоу впо московский Городской Педагогический...
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В icon«Актуальные проблемы реализации фгос общего образования». Руководитель...

Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconНадпредметный курс «Мир деятельности», 1 класс Научный руководитель – д п. н. Л. Г. Петерсон

Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Методическая указания для работы со студентами гобу спо во «Борисоглебский техникум информатики и вычислительной техники» по организации...
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В icon«утверждаю» Научный руководитель цдоп и дии «Турниры фм» к андидат филологических наук, доцент

Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Рекомендации аттестующимся преподавателям. Составитель Пащенко Т. С., руководитель методического отдела гбоу спо то «Тюменский лесотехнический...
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconЛитература Введение
Научный руководитель учитель математики высшей категории Сукманова Светлана Валентиновна
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconПроектная работа : «школьная форма»
Власова Екатерина Михайловна, учитель начальных классов гбоу сош №727, научный руководитель проекта
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconОб одной задаче идентификации сложных систем дмитриев Е. И. научный...
Ознакомиться: 1 с классификацией и конструкцией основных типов подшипников качения
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconРациональное в творчестве журналиста альшевская К. С. научный руководитель...
Концепция школьной научно-практической конференции учащихся «Наука и творчество»
Гобу спо во «бсхт» Хренкова Н., научный руководитель Ряскова А. В iconДипломная работа Научный руководитель начальник отдела асу зао «Горэлектросети»
Субд, автоматизация, interbase, электронный справочник, оперативно диспетчерская служба, электросеть


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск