Содержание





Скачать 156.72 Kb.
НазваниеСодержание
Дата публикации16.03.2015
Размер156.72 Kb.
ТипРеферат
100-bal.ru > Экономика > Реферат


МЛАДЕНЧЕСКАЯ СМЕРТНОСТЬ

СОДЕРЖАНИЕ

1. Младенческая смертность, ее причины и показатели. 2

Диаграмма по всем регионам за 2005 год 5

2.Методики анализа младенческой смертности и фетоинфантильных потерь. 7

Список использованной литературы 12


1. Младенческая смертность, ее причины и показатели.



Младенческая смертность – один из демографических факторов, наиболее наглядно отражающих уровень развития страны и происходящие в ней экономические и социальные изменения. В ХХ веке уровень младенческой смертности в России снизился почти в 20 раз. Изменилась и ее доля в уровне общей смертности. Но за этими положительными достижениями скрыты тенденции, вызывающие серьезную озабоченность1.

Будучи фактически всегда острой, проблема смертности детей первого года жизни в России в настоящее время приобрела чрезвычайно актуальное значение, - и вот по каким четырем важнейшим причинам:

Первое. В грудном возрасте ребенок наименее защищен от неблагоприятных воздействий внешней среды и поэтому от крайне зависим от условий жизни, создаваемых ему обществом и семьей. К концу 90-х годов в стране резко изменилась экономическая и социальная ситуация. Переход к рынку и глубокий экономический кризис обусловили социальное расслоение и обнищание значительной части населения, а, следовательно, - существенно уменьшили степень безопасности для жизни грудного ребенка.

Второе. Переходный период в стране, мягко говоря, отрицательно сказался на состоянии репродуктивного здоровья населения. Не вдаваясь в подробности по данному вопросу, отметим, лишь один момент: только 20-30% родов сегодня можно отнести к разряду нормальных. Конечно, это обстоятельство не может не сказывается на перспективе сохранения его жизни.

Третье. В силу упомянутых выше обстоятельств к середине 90-х годов в России сложилась уникальная в своем роде медико-демографическая ситуация: уровень рождаемости типичен для экономически развитых стран, а показатели общей, материнской и младенческой смертности находятся на уровне, характерном для слаборазвитых государств. Такое положение обеспечило катастрофические цифры депопуляции (естественной убыли): 5-6 человек на 1000 населения. Поэтому сохранение каждого зачатия, жизни каждого новорожденного, грудного ребенка приобретает, без преувеличения, государственное и даже стратегическое для выживания значение.

Четвертое. Введение с 1993 года в России международных критериев живо - и мертворождения сформировало новую ситуацию, когда одно из приоритетных мест в охране материнства и детства должна занять система выхаживания новорожденных детей, формирование и функционирование которой требует существенных материальных затрат.

Есть такие демографические показатели, которые лучше любых слов характеризуют положение дел в государстве. Один из них - младенческая смертность. Общество, считающее себя гуманным, обязано максимально снизить эту цифру. Сейчас в развитых странах в первый год жизни умирает 3-5 детей из тысячи. Во многом это обусловлено снижением смертности в так называемый перинатальный (околородовый) период.

За последнее десятилетие показатель младенческой смертности уменьшился на 59,6 процента. Таких результатов удалось добиться благодаря увеличению количества перинатальных центров, которые занимаются лечением детей с рождения до года2.

Часто причиной смерти детей в раннем возрасте становится "отсутствие детской хирургической помощи в центрах, нехватка специалистов и специального медицинского транспорта". Поэтому с появлением квалифицированной помощи летальность среди младенцев снижается.

В таблице 1 и диаграмме 1 указана младенческая смертность в РФ3.

Таблица 1

Младенческая смертность в Российской Федерации (на 1000 родившихся)



Территория России

Число детей, умерших в возрасте до 1 года
на 1000 родившихся


 

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

Российская Федерация

20,7

17,4

17,8

18

19,9

18,6

18,1

17,4

Северный Район

20,1

15,8

15,8

17,2

16,9

18

18,5

16,4

Республика Карелия

19,2

14

13,3

15,2

13,6

13,3

17,4

13,2

Республика Коми

21,9

16,5

16,4

17,3

18,8

21,4

25,3

16,9

Архангельская область

17,3

14,4

15,2

16

17,4

16,7

16,2

15,9

в т.ч. Ненецкий а. округ

15,8

29,6

14,8

24,9

14,4

19,1

18

23,2

Вологодская область

23,6

17,7

18,1

19,5

17,8

21

17,4

17,4

Мурманская область

18,2

16,1

15

17,6

14,6

14,9

15,9

17,3

Северо-Западный район

19,7

16,9

16,3

15,6

18,1

16,1

14,9

13

Гор. Санкт-Петербург

19,1

18

16,8

15

18,37

15,8

13,8

11,5

Ленинградская область

19,9

14,2

15,2

14,6

14,9

12,2

14,3

11,3

Новгородскяа область

23,2

18,3

17,4

18,5

20,3

20,8

19,8

17,8

Псковская область

19,4

15,2

14,8

18,1

19,1

20,5

17,1

19,9

Кировская область

17,7

17

15

16

17,5

14,9

17,1

14,9

Калининградская область

21,1

16,5

15,3

16

18,7

19,9

15,4

16,5

Диаграмма 1

Диаграмма по всем регионам за 2005 год




Так, в 1999 году в стране было всего 12 перинатальных центров, а к настоящему времени их количество выросло до 126. В 2004 году младенческая смертность составила 11,6 промилле, в 2003 году - 12,4 промилле, в 2002 году - 13,3 промилле. Показатель материнской смертности в 2004 году составил 23,4 промилле на 100 тысяч новорожденных, в 2003 году - 31,9 промилле4. Сложившаяся ситуация позволяет делать оптимистические прогнозы, т.к. в 2005 году младенческая смертность составила 11,2 промилле, а в 2006 - 10,8 промилле.

В таблице 2 указаны позитивные изменения показателей младенческой смертности, которая начиная с 1998 года снизилась на 25%5.


Таблица 2
Динамика младенческой смертности в Российской Федерации в 1994-2003 г.г.


Вместе с тем, уровень материнской и младенческой смертности в РФ остается достаточно высоким, он пока не достиг уровня среднеевропейских показателей.

Между тем, врожденные пороки развития наблюдаются примерно у трети российских детей, а количество детей-инвалидов до 18 лет составляет 630 человек. Для того, чтобы уменьшить их количество, планируется проводить обследование ребенка на предмет пяти наследственных заболеваний, тогда как сейчас новорожденных обследуют только на фенилкетонурию и гипотериоз.

Среди причин младенческой смертности – перинатальные причины как таковые, а также врожденные пороки развития, которые наблюдаются у 27-30% детей. Также среди причин младенческой смертности новые болезни, выявленные в последнее время у новорожденных в перинатальный период.

Среди этих болезней можно выделить дегенеративную болезнь мозга и бронхолегочные болезни. В России сейчас насчитывается 620 тысяч детей-инвалидов до 18 лет.

Однако, в течение последних четырех лет в России наблюдается тенденция к снижению младенческой и материнской смертности.

2.Методики анализа младенческой смертности и фетоинфантильных потерь.



Одна из особенностей младенческой смертности в России, как и везде, складывается из неонатальной - в течение первого месяца жизни, - и постнеонатальной - до года. Оказывается, что число ушедших из жизни в первый месяц после рождения в России не намного больше, чем в развитых странах. Причина этих смертельных случаев - врожденные аномалии и так называемые состояния перинатального периода.

Педиатрам, организаторам здравоохранения важно владеть методикой анализа основных медико-демографических показателей с учетом современных требований к формулировке дефиниций младенческой смертности и фетоинфантильных потерь, расчетам уровней и классификаций причин смерти детей6.

Таблица 3

Структурные компоненты перинатальной и младенческой смертности в зависимости от периодов жизни


28 и более

Роды

Недели жизни

Период жизни

недель

беременности




1

2

3

4

от 28 дней по 11 мес. 29 дней 23 часа 59 минут

Антенатальная

смертность

Интернаталь-
ная смертность


Ранняя неонатальная

смертность

Поздняя неонатальная смертность

Постнеонатальная

смертность

Мертворождаемость

















Перинатальная смертность



















Неонатальная смертность






В показатели младенческой смертности включаются только живорожденные дети, мертворожденные учитываются только при расчете показателей перинатальной смертности, при анализе уровней мертворождаемости и фетоинфантильных потерь.

До недавнего времени, как в отечественной, так и зарубежной медицинской литературе, отдельно рассматривались показатели младенческой и перинатальной смертности, что не давало возможности комплексно оценить потери всех жизнеспособных детей в возрасте до одного года. Для полного учета и анализа деятельности службы охраны материнства и детства ВОЗ было предложено изучение показателя фетоинфантильных потерь (ФИП), включающего в себя мертворождаемость и смертность детей в возрасте от 0 до 365 дней. Французские исследователи назвали этот показатель плодово-младенческим (foeto-infantile).



Рис. 1 Структура фетоинфантильных потерь
Показатель фетоинфантильных потерь исчисляется по формуле:

Показатель ФИП = ((Число родившихся мертвыми + Число умерших на первом году жизни) / Число родившихся живыми и мертвыми) х 1000

Сохранение жизни ребенка в перинатальном периоде (с 22-й полной недели внутриутробной жизни плода до 6 полных суток жизни ребенка), - это общая проблема акушеров-гинекологов и педиатров, "гордиев узел" в деле охраны материнства и детства, требующий четкого взаимодействия основных служб здравоохранения.

Фетоинфантильные потери оказывают существенное влияние на основные социально-демографические показатели. При снижении мертворождаемости и младенческой смертности в суммарном исчислении до уровня 15% продолжительность жизни для новорожденного (соответственно для городского и сельского населения) увеличилась бы на 0,88 и 1,08 лет для мальчиков и 0,57 и 0,69 лет для девочек.

Данное обстоятельство не в последнюю очередь определяет и численность контингентов, вступающих в трудоспособный возраст. Так, число доживающих до начала трудовой деятельности в этом случае возрастет на 1,4-1,7% среди мужчин и на 0,8-0,9% среди женщин. К продолжительности периода экономической активности добавится от 0,30-0,31 года у женщин до 0,55-0,67 года у мужчин.

Данный интегрированный показатель плодово-младенческих потерь (ФИП) ВОЗ рекомендует использовать как новый методический подход для анализа деятельности служб материнства и детства, для выработки наиболее эффективных управленческих решений по профилактике младенческой и перинатальной смертности. Целесообразность изучения ФИП продиктована единством значительной части причин этих потерь, а так же выявлением возрастных отрезков с наибольшими потерями. Интегрированный коэффициент, объединяющий информацию о возрастной и причинной структуре смертности плодов и младенцев, должен помочь руководителям здравоохранения правильно планировать и распределять материальные ресурсы. При их распределении основная часть должна быть направлена на развитие и внедрение перинатальных технологий.

Методика анализа фетоинфантильных потерь

Расчет показателя мертворождаемости

(Мертворождаемость - число родившихся мертвыми х 1000) / (ч. родивш. живыми + ч. род. мертвыми )

Расчет показателя перинатальной смертности

Перинатальная смертность = (мертворожд. + умершие на 1 неделе жизни)- ((мертворожд. + умершие на 1 неделе жизни х 1000)/ (число родившихся живыми + ч. родивш. мертвыми)

Методика анализа младенческой смертности

Уровень смертности детей в возрасте до 1 года - это один из основных показателей здоровья населения, реагирующий на изменения в экономической политике, на характер распределения материальных благ, на уровень социального и культурного развития.

В то же время показатель смертности детей коррелирует с качеством, объемом и доступностью медицинской помощи женщинам и детям, а по уровню, динамике, структуре причин младенческой смертности можно судить и о степени эффективности деятельности органов и учреждений здравоохранения.

Показатель младенческой смертности = (Число детей, умерших до 1 года / Число живорожденных) х 1000

При вычислении годового показателя детской смертности следует иметь ввиду, что умершие в данном календарном году в возрасте до 1 года относятся по периоду рождения к двум смежным годам - текущему и предыдущему. Методика вычисления годового показателя детской смертности предусматривает отношение числа умерших к сумме родившихся - 1/3 за предыдущий год и 2/3 за текущий год (формула Ратса).

Годовой показатель младенческой смертности = (Число умерших детей в возрасте до 1 года в данном календарном году  х 1000) / (2/3 родившихся живыми в данном году + 1/3 родившихся живыми в предыдущем году)

Одним из элементов анализа младенческой смертности является анализ младенческой смертности по возрастным периодам жизни ребенка в возрасте до 1 года7. Тенденции заболеваемости и смертности во многом будут зависеть от успехов развития науки и эффективности функционирования органов здравоохранения.

Среди стратегических направлений по совершенствованию помощи женщинам и детям, снижению младенческой смертности главным должно стать усиление (в определенном смысле восстановление) профилактического звена в охране здоровья матери и ребенка. Имеется в виду управление здоровьем путем усиления всех трех звеньев профилактической работы8:

Первичной - преимущественно социальной - профилактики (обеспечение достойного жизненного уровня, оптимального образа жизни, охраны окружающей среды и сохранения генофонда человека);

Вторичной - медико - социальной (донозологической) - профилактики - раннее выявление риска заболеваний на основе скринирующих систем, предупреждение их развития;

Третичной - преимущественно медицинской - (реабилитация, предупреждение осложнений, инвалидности).

Наиболее результативна и эффективна первичная профилактика.
Борьба за здоровье будущих поколений должна начинаться сейчас, при подготовке родителей к выступлению в брак, в процессе беременности и родов, выхаживания новорожденного, роста и развития ребенка и подростка, который превратится в родителя и, при полноценно проведенной поэтапной профилактической работе, – будет более здоровое потомство.

Список использованной литературы




  1. Андреев Е.М., Вишневский А.Г. Демографические перспективы России до 2100 года. // Население России. – М.: Книжный дом "Университет". – 2002.

  2. Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Смертность и продолжительность жизни. // Население России. – М.: Книжный дом "Университет". – 2002.

  3. Володин Н.Н. Новые технологии в решении проблем пеританальной медицины. 2-й Российский конгресс «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». – М.: 2003.

  4. Исаев Д.С. Методология управления медико-социальной профилактикой младенческой смертности. – Алма-Ата., – 2004. – 266 с.

  5. Медовиков П.С. Причины детской смертности. – СПб.: 2004.

  6. Методическое указание Минздрава России № 98/66 "Методика анализа младенческой смертности" – М., – 2005. – 10 с.

  7. Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2005.

  8. Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2004.

  9. Семья, дети: факты и проблемы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. – № 11 (99).

  10. Управление качеством медицинской помощи в Российской Федерации. – 2004.

1 Медовиков П.С. Причины детской смертности. – СПб.: 2004.


2 Андреев Е.М., Кваша Е.А., Харькова Т.Л. Смертность и продолжительность жизни. // Население России. – М.: Книжный дом "Университет". – 2002.


3 Российский статистический ежегодник: Статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2005.


4 Россия в цифрах: Краткий статистический сборник. – М.: Госкомстат России, 2004.


5 Володин Н.Н. Новые технологии в решении проблем пеританальной медицины. 2-й Российский конгресс «Современные технологии в педиатрии и детской хирургии». – М.: 2003.


6 Исаев Д.С. Методология управления медико-социальной профилактикой младенческой смертности. – Алма-Ата., – 2004. – 266 с.


7 Исаев Д.С. Методология управления медико-социальной профилактикой младенческой смертности. – Алма-Ата., – 2004. – 266 с.


8 Семья, дети: факты и проблемы / Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. – 2004. – № 11 (99).



Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Содержание iconСодержание письменной работы Письменная работа выполняется в следую­щей...
Содержание работы включает наименование всех разделов, подразделов с указанием страниц
Содержание iconСодержание письменной работы Письменная работа выполняется в следую­щей...
Содержание работы включает наименование всех разделов, подразделов с указанием страниц
Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «Физика»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Содержание iconГодовой отчет 2010 содержание
Содержание
Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины оп. 07 Православная культура
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся
Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины Немецкий язык Наименование разделов и тем
Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Содержание iconКраткое содержание. Краткое содержание. 3
Многоуровневая структура эталонной модели iso osi и стека протоколов tcp/IP. 13
Содержание icon«биология и патология пчел и рыб»
Содержание дисциплины, темы дисциплины, виды занятий и количество часов по теме, содержание тем 5
Содержание iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Осуществляют поиск ответов. Воспринимают их содержание наводящих подсказок, осознают их содержание, делают выводы
Содержание iconПерспективно-тематический план и содержание учебной дисциплины технология...
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся
Содержание iconСтатьи об оккультизме (1) содержание содержание 1

Содержание iconСодержание Содержание 2 Введение
Правовое государство признает за индивидом определенную сферу свободы сферу, за пределы которой вмешательство государственной власти...
Содержание iconСодержание экологического проекта по трудовому воспитанию Содержание проекта
Ребята, скажите, с какими материалами мы с вами работали вот уже два урока? (нитки, клей, картон)
Содержание iconТематический план и содержание учебной дисциплины «основы материаловедения»
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа(проект) (если...
Содержание iconМетодическое пособие по дисциплине «Создание тестов» Содержание Содержание...
Тест под тестом в данном положении понимается совокупность тестовых заданий, предназначенная для проверки знаний и навыков
Содержание iconДоклад о результатах и основных направлениях деятельности министерства...
Цель Повышение эффективности использования потенциала оборонно-промышленного комплекса 12


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск