Проектирование эффективного менеджмента





Скачать 91.91 Kb.
НазваниеПроектирование эффективного менеджмента
Дата публикации17.03.2015
Размер91.91 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
ПроектированиЕ Эффективного менеджмента

управляющей компании ЖКХ
Патудин В.М., Целищев Н.И.

(2009 г.)

1. Актуальность проблемы создания эффективных организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ в рыночной экономике
Жилищный кодекс РФ снимает многие ограничения, связанные с функционированием системы ЖКХ в условиях рынка. В ЖК РФ предложена принципиальная схема функционирования системы ЖКХ в рыночной экономике [1]. Одной из актуальных проблем является разработка и реализация эффективных организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ. Решение данной задачи по сути своей связано с реализацией пилотных проектов с целью апробации конкретных схем функционирования системы ЖКХ в рыночных условиях. Разработку и реализацию пилотных проектов целесообразно проводить с использованием современных инструментальных технологий менеджмента с целью моделирования организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ в рыночной экономике. Это, в свою очередь, позволит проанализировать различные сценарии реформирования ЖКХ с учетом сложившихся особенностей функционирования социально-экономической системы муниципального образования.

Принципиальные подходы к моделированию организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ можно рассмотреть на примере создания модели деятельности управляющей компании муниципального образования как основного участника рынка ЖКХ.

2. Процессный подход к проектированию эффективного менеджмента управляющей компании
При создании эффективных моделей бизнеса в настоящее время наиболее перспективным считается процессный подход к управлению, который позволяет решать проблему проектирования бизнес-структур, адаптированных к динамически изменяющимся свойствам внешней среды [2].

Для рынка ЖКХ это особенно актуально, т.к. одним из основных принципов процессно-ориентированного управления считается принцип максимальной ориентации на удовлетворение потребностей клиента, сформулированный еще в стандартах ISO 9000:2000. Данный принцип, очевидно, гармонирует с благими целями реформы ЖКХ, достижение которых означало бы качественное изменение обслуживания населения в сторону улучшения со стороны предприятий системы ЖКХ.

Суть процессного подхода к управлению заключается в выделении в организации сети процессов и управлении этими процессами для достижения максимальной эффективности деятельности организации.

Концептуальная схема управления процессом показана на рис. 1 [2].

Основные понятия процессного управления:

  • процесс – это устойчивая, целенаправленная совокупность взаимосвязанных видов деятельности, которая по определенной технологии преобразует входы в выходы, представляющие ценность для потребителя;

  • владелец процесса – это должностное лицо или коллегиальный орган управления, имеющий в своем распоряжении ресурсы, необходимые для выполнения процесса, и несущий ответственность за результат процесса;

  • выход (продукт) – материальный или информационный объект или услуга, являющийся результатом выполнения процесса и потребляемый внешними по отношению к процессу клиентами;

  • вход бизнес-процесса – продукт, который в ходе выполнения процесса преобразуется в выход;

  • ресурс бизнес-процесса – материальный или информационный объект, постоянно используемый для выполнения процесса, но не являющийся входом процесса;

  • показатели процесса (показатели продукта, показатели эффективности процесса, показатели (данные) удовлетворенности клиента).


Рис. 1
В современном менеджменте понятие «процесс» и «бизнес-процесс» используются как синонимы.

При создании процессной модели деятельности управляющей компании выделяют следующие основные этапы:

1. Создание сети бизнес-процессов управляющей компании с использованием современных методологий структурного моделирования.

2. Построение системы управления бизнес-процессами (СУБП) на основе цикла PDCA («цикл Деминга») и показателей бизнес-процессов. Цикл Деминга включает четыре шага: планирование процесса (Plan), выполнение процесса (Do), анализ показателей эффективности процесса (Check), корректировка процесса (Act).

Для управления процессом необходимо разработать специальный набор показателей. Такие показатели могут оценивать процесс как с количественной, так и с качественной стороны.

Кроме планирования основных показателей процесса необходимо разработать виды документов, их содержание, порядок обработки, т.е. функционирование самого процесса. Для показателей нужно также запланировать точки измерения, а также разработать методику измерения.

При проектировании бизнес-процессов можно использовать различные функционально-ориентированные методологии. В настоящее время широко используются IDEF-методологии. При этом для создания процессных моделей используются специальные программные продукты – так называемые CASE-средства, например, BPwin [3-5].

В качестве примера на рис. 2 в нотации IDEF0 показан простейший вариант диаграммы основного бизнес-процесса системы управления многоквартирным домом, состоящего из подпроцессов: планирование организации работ, конкурсный отбор подрядчиков, контроль и текущее планирование, финансовое обеспечение работ.

На рис. 3 рассмотрена система управления бизнес-процессом на примере подпроцесса «Контроль и текущее планирование». Процедура управления процессом основана на использовании цикла PDCA.

Располагая плановыми и фактическими значениями показателей, владелец процесса осуществляет их анализ и принимает корректирующие и предупреждающие воздействия в зависимости от степени и характера отклонения. Например, в случае неудовлетворенности потребителей организуется работа по снижению времени обслуживания заявок, возможно, исключение некоторых операций в бизнес-процессе, могут быть приняты кадровые решения. В любом случае при отклонении значений показателей от плановых необходимо сначала провести анализ причины отклонения, принимая во внимание все показатели. В результате проведения корректирующих (или предупреждающих действий), начинается следующий цикл: планирование, выполнение и т.д. Процесс выходит на новый уровень функционирования – самоорганизацию.

На рис.4 изображены контрольные точки измерения показателей, которые используются для управления подпроцессом «Контроль и текущее планирование».

Предложенный подход к проектированию процессно-ориентированной системы менеджмента позволяет управляющей компании в своей дальнейшей деятельности получить существенные конкурентные преимущества на развивающемся рынке ЖКХ, т.к. разрабатываемая система управления бизнес-процессами ориентирована на оптимальный учет интересов потребителей услуг ЖКХ.

В настоящее время одной из актуальных задач для созданных управляющих компаний является проблема урегулирования договорных отношений с потенциальными клиентами. В этой связи отметим, что рассмотренная технология позволяет спроектировать эффективную цепочку процессов, учитывающих взаимоотношения с клиентами, которую можно использовать в качестве алгоритма выхода на рынок коммунальных услуг. На наш взгляд, именно с данного бизнес-процесса можно начинать проектирование процессно-ориентированной системы менеджмента управляющей компании.
3. Имитационное финансовое моделирование деятельности управляющей компании
Эффективное использование процессного подхода к управлению при проектировании бизнес-структур необходимо сочетать с другими методологиями моделирования предметной области, в частности, с экономико-математическим моделированием, имитационным моделированием экономических процессов. Такой комплексный подход используется для создания моделей бизнес-структур, анализ которых позволяет понять особенности их функционирования до начала реализации соответствующих проектов.

Для реализации пилотного проекта по созданию управляющей компании очень важно проанализировать и оценить её финансово-экономическую деятельность. Это позволит













понять инвестиционную привлекательность данного бизнеса. Отметим, что разработанная процессно-ориентированная модель деятельности управляющей компании позволяет адекватно оценить издержки, связанные с реализацией бизнес-процессов, и фактически является первым шагом на пути создания имитационной финансовой модели деятельности управляющей компании. Это особенно актуально сегодня, т.к. в настоящее время большинство управляющих компаний находится в стадии организации. Многие управляющие компании «увлечены» созданием системы подомового учета. Процессная модель компании является первым этапом на пути решения данной задачи.

Однако гораздо важнее использовать данные процессного моделирования для разработки имитационной финансовой модели бизнеса компании.

Именно данная модель позволяет спрогнозировать динамику финансовых потоков от операционной и инвестиционной деятельности компании, провести сценарный анализ финансовых потоков, что позволяет перейти к решению вопросов стратегического планирования развития бизнеса. Эти модели отражают реальную экономическую деятельность предприятия через описания денежных потоков (поступлений и выплат) в различные периоды времени. Предприятие рассматривается как «генератор» денежных потоков. Анализ эффективности этого генератора проводится с помощью методов, широко распространенных в теории и практике финансового менеджмента. «Побочный» результат создания имитационной финансовой модели – это качественный бизнес-план функционирования и развития управляющей компании.

Для разработки имитационной финансово-экономической модели можно использовать как простейшие средства типа электронных таблиц, например, MS Excel. Для моделирования финансовых потоков можно также использовать более серьезные финансово-аналитические программные продукты типа Project Expert, Альт-инвест и др.

Основные этапы создания имитационной финансово-экономической модели деятельности управляющей компании:

  • создание модели внешней среды (моделирование налогового поля, моделирование инфляционных процессов и др.);

  • создание модели инвестиционной деятельности;

  • создание модели операционной деятельности компании;

  • создание финансовой модели компании.

В нашей работе с целью демонстрации разработан простейший вариант имитационной финансовой модели операционной деятельности управляющей компании.

Задача создания имитационных финансовых моделей стратегических планов развития предприятий ЖКХ представляет значительный интерес, поскольку она позволяет моделировать (просчитывать) различные сценарии развития событий, оценивать эффективность планов в изменившихся условиях и т.п. В рамках единого технологического подхода становится возможным создавать интегрированные имитационные модели планов стратегического развития группы предприятий, которые можно использовать для построения прогнозных моделей развития системы ЖКХ муниципальных образований. При этом особую значимость приобретают технологии разработки стратегических планов на основе единых норм и стандартов. Это обеспечивает сравнимость и сопоставимость разрабатываемых планов, позволяет решать проблему с позиции системного подхода. Это позволяет также унифицировать процесс разработки программ развития сектора ЖКХ муниципальных образований, в частности, с целью привлечения федеральных ресурсов для решения актуальных проблем ЖКХ (например, для решения проблемы капитального ремонта жилищного фонда).

Рассмотренный подход к построению стратегических планов развития предприятий ЖКХ особенно актуален в связи с вступлением в силу Федерального закона № 131–ФЗ, который по существу заставляет перейти на экономические (рыночные) методы управления муниципальными образованиями. В этом случае задача создания системы стратегического планирования и управления развитием муниципальных образований выходит на первый план. Актуальной проблемой стратегического управления развитием муниципальных образований становится разработка, пожалуй, в первую очередь, проектов (программ) развития секторов экономики муниципальных образований с социальной направленностью – таких как ЖКХ.

Рассмотренные подходы к проблеме моделирования организационно-экономических механизмов функционирования системы ЖКХ на примере управляющих компаний позволяют решать задачи стратегического планирования развития разных секторов экономики муниципальных образований. Однако для этого целесообразно создать специальные рыночные инструменты инвестиционного развития, например, агентство, фонд инвестиционного развития, эффективность использования которых доказана многочисленными примерами в разных странах мира. С помощью данных инструментов собственно и можно реализовать системный подход к решению стратегических вопросов развития муниципальных образований, начиная от поиска точек роста экономики и заканчивая привлечением потенциальных инвесторов, в том числе и для решения актуальных проблем развития системы ЖКХ.
Список литературы

1. Жилищный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Изд-во РИПЭЛ, 2005. –128с.

2. Репин В.В, Елиферов В.Г. Процессный подход к управлению. Моделирование бизнес-процессов. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2004. – 408 с.

3. Маклаков С.В. BPwin и ERwin. CASE-средства разработки информационных систем. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2000. – 256 с.

4. Маклаков С.В. Моделирование бизнес-процессов с BPwin 4.0. М.: ДИАЛОГ-МИФИ, 2002. – 224 с.

5. Дубейковский В.И. Практика функционального моделирования с ALLFusion Process Modeler 4.1. Где ? Зачем ? Как ?– М.: ДИАЛОГ–МИФИ, 2004. – 454 с.


Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Проектирование эффективного менеджмента iconСто алтгту 14. 62 2433. 2012 Приложение в силлабус (памятка)
Тема Общая теория управления. Функции и методы менеджмента. Основные понятия менеджмента. Развитие и становление менеджмента. Развитие...
Проектирование эффективного менеджмента iconРабочая программа учебной дисциплины проектирование информационных...
Целью дисциплины является: изучение методологии структурного анализа, моделирование информационных систем в стандарте idef, проектирование...
Проектирование эффективного менеджмента iconСистема менеджмента качества
Введен: взамен стп 02068443. 005-92 «Курсовое проектирование», раздела 5 «Положения об итоговой государственной аттестации бакалавров»,...
Проектирование эффективного менеджмента iconРеферат по дисциплине: Психология менеджмента на тему: Организационное...
...
Проектирование эффективного менеджмента iconОрганизационно-методический раздел цель дисциплины
Цель дисциплины: познакомить слушателей с классическими и современными подходами, составляющими основу менеджмента организации, и...
Проектирование эффективного менеджмента iconКурсовая работа по дисциплине «сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Проектирование эффективного менеджмента iconПояснительная записка к курсовой работе по дисциплине «Сети ЭВМ и средства телекоммуникаций»
Проектирование сети, логическое проектирование сети, физическое проектирование сети, нагрузка на сеть, пропускная способность сети,...
Проектирование эффективного менеджмента iconОрганизация учебного процесса
Активно используются возможности телевизионных аудиторий для проведения лекционных занятий и компьютеризированных классов для проведения...
Проектирование эффективного менеджмента iconУчебно-методический комплекс дисциплины проектирование информационных...
Основная цель изучения курса “Исследование систем управления” приобретение знаний, формирование и развитие умений и навыков исследовательской...
Проектирование эффективного менеджмента iconУчебно-практическое пособие Дисциплина : «Менеджмент» Тема «История...
Целью данного пособия является ознакомление студентов с историей возникновения и развития менеджмента; отличительными чертами основных...
Проектирование эффективного менеджмента icon1. 1 Цель. Задачи дисциплины, ее место в подготовке специалиста (с...
Нга, изучение приемов эффективной выкладки товаров в торговых точках в соответствии со спецификой магазинов, освоение методов формирования...
Проектирование эффективного менеджмента iconУчебное пособие Допущено Советом Учебно-методического объединения...
Рецензенты: директор Института экономики и менеджмента Пензенского гуас, д э н., профессор С. Д. Резник; зав кафедрой менеджмента...
Проектирование эффективного менеджмента iconЛитература по направлениям (составлено по источнику: Менеджмент организации:...
Информационные ресурсы и технологии в финансовом менеджмента: учебник для магистров / под ред. И. Я. Лукасевича, Г. А. Титоренко....
Проектирование эффективного менеджмента iconВопрос Система современного менеджмента. Новые направления развития менеджмента

Проектирование эффективного менеджмента iconРеферат по дисциплине «Проектирование информационных систем» на тему:...
Для того, чтобы реализовать составные компоненты системы, на рынке закупаются типовые проектные решения и затем настраиваются под...
Проектирование эффективного менеджмента iconОсновная образовательная программа высшего профессионального образования
Целью данной программы является подготовка менеджеров высшей квалификации конкурентоспособных в сфере: финансов; маркетинга; логистики;...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск