Скачать 194.91 Kb.
|
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Пермский государственный педагогический университет» Кафедра информатики и вычислительной техники БРАЦУН Д.А. СЕТЕВАЯ ЭКОНОМИКА Учебно-методический комплекс курса по специальности 080507 «Менеджмент организаций»
Пермь, 2008 Автор-составитель Брацун Д.А., кандидат физико-математических наук, доцент Учебно-методический комплекс «Сетевая экономика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080507 «Менеджмент организаций». Дисциплина входит в цикл дисциплин по выбору, индекс дисциплины в учебном плане ОПД.В.01 Согласовано с деканом факультета информатики и экономики Декан А.В. Люшнин Директор библиотеки Г.М. Подгорных Оглавление I. Рабочая программа дисциплины «Сетевая экономика» 4 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы 6 3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работы 6 6. Лабораторные работы (лабораторный практикум) 11 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнению 11 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины 12 8.1. Литература 12 8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплины 13 8.3. Методические указания студентам 13 8.4. Методические рекомендации преподавателю 13 II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестации 15 I. Рабочая программа дисциплины «Сетевая экономика»1. Цели и задачи изучения дисциплины Сетевая экономика является пограничной между такими дисциплинами, как экономика, менеджмент и информационные системы. Цели и задачи изучения дисциплины соотносятся с общими целями ГОС ВПО по направлению подготовки. Целью курса является ознакомление студентов с сущностью экономических категорий и понятий сетевой формы экономической деятельности с тем, чтобы научить давать правильную оценку конкретным экономическим ситуациям, определять резервы и пути повышения результативности работы предприятий, связанных с производством и реализацией программных продуктов и услуг с использованием сетевых технологий. Задачи дисциплины:
2. Требования к уровню освоения дисциплины Выписка из ГОС ВПО направления «Физико-математическое образование», профиль «Информатика», содержащая требования к обязательному минимуму содержания дисциплины и общее количество часов:
Данный курс требует знания таких дисциплин, как «Информационные системы», «Вычислительные системы, сети и телекоммуникации», «Экономика» и проходится после их освоения. В результате изучения дисциплины студент должен: знать место сетевой формы экономической деятельности, электронные службы и электронные платежные системы; уметь оценивать тарифы и цены в сетевой экономике, пользоваться платежными средствами, определять резервы и пути повышения эффективности работы предприятий при вовлечении его в сетевые формы экономической деятельности; освоить методы и приёмы сетевой коммерции; приобрести навыки использования ресурсов сети Интернет; использования Интернет-технологий, оценки экономической эффективности сетей; иметь представление:
3. Объем дисциплины 3.1. Объем дисциплины и виды учебной работы
3.2. Распределение часов по темам и видам учебной работыФорма обучения очная
4. Содержание разделов дисциплины Тема 1. Информационное общество: возникновение и этапы развития. Понятие информационного общества (ИО). Технологическая база для возникновения ИО. История важнейших открытий на этапах становления ИО. Роль коммуникаций. Глобализация. Социальные, политические и экономические последствия формирования глобального ИО. Перспективы развития. Пессимистический и оптимистический сценарии. Тема 2. Сетевая форма организации экономики. Основные определения и признаки. Теория Паринова. Виды определений сетевой экономики. Признаки сетевой формы экономической деятельности. Дополнительность и совместимость. Теория Паринова об основных формах экономической деятельности. Примитивно-сетевая, командная, рыночная и сетевая формы. Модель информационной проницаемости. Роль прямых и длительных связей между экономическими агентами в сети. Взгляд синергетики на зарождение и развитие сетевой экономики. Тема 3. Ценообразование в сетевой экономике. Ценообразование в глобальной сети. Межсоединения и распределенная экономика: IP-транспорт; структура цены и экономика соглашений о межсоединениях; разделение распределенной стоимости. Модель назначения цен. Тема 4. Предприятие в сетевой экономике. Специфика конкурентной среды в Интернет-экономике с точки зрения покупателя и производителя. Основная задача предприятия в сети. Особенности поиска поставщиков и сбыта продукции в сети. Формирование информационно-экономического пространства (ИЭП). Этапы формирования ИЭП. Виды предпринимательской деятельности в сети. Разработка и внедрение инновационной продукции. Тема 5. Проблема авторских прав в сетевой экономике. Проблема соблюдения традиционных форм авторского права в сетевой экономике. Возможные пути разрешения проблемы: полная свобода для обмена информацией в сети против криптографирования и уголовного преследования нарушителей. Роль государственного регулирования. Тема 6. Трудовые отношения в сети. Виды трудовой деятельности в сети: телекомьютинг и телеработа. Особенности трудовых отношений в сетевой экономике с точки зрения работодателя и работника. Социальные последствия роста доли сетевой экономики в мировом производстве и потреблении. Футуристические работы Э.Тоффлера. Влияние сетевой формы экономической деятельности на экологию. Тема 7. Особенности развития мировой Интернет-экономики. Основные этапы развития Интернет-экономики в США и других западных странах. Необходимые условия для ускоренного развития сетевых форм экономической деятельности. Роль государства в налоговом регулировании и создании адекватной законодательной базы. Кризис «новой экономики» 2000-2001 годов. Национальные особенности интернет - предпринимательства в России: проблемы развития и пути их решения. Тема 8. Технологии электронной коммерции. Определение электронной коммерции. Особенности ведения коммерции в сети. Формы электронной коммерции. Глобальные информационные ресурсы для коммерции. Аукционная система электронных продаж: организация торгов, стратегия поведения во время торгов. Глобальные аукционные площадки: eBay, Молоток. Электронный магазин: универсализм против спецификации. Виды продвижения товаров. Реклама в сети. Электронные службы. Тема 9. Платежные электронные системы. Виды платежных электронных систем в сети. Понятие об электронных деньгах. Виды электронных денег: WebMoney, Яндех-деньги. Особенности использования кредитных и дебитных карт для оплаты товара в сети. Виртуальный банковский счет. Интернет-банкинг. Система электронных платежей PayPal. Принципиальная схема работы системы PayPal. Проблема безопасности при проведении транзакций через сеть. Виды мошенничества в сети. Тема 10. Эффективность экономической деятельности в сети. Экономическая эффективность сетей типа Интернет. Пути повышения эффективности работы предприятий при вовлечении его в сетевые формы экономической деятельности. Классические примеры делового успеха в Интернет-экономике: Google, PayPal, 1С, Лаборатория Касперского. Тема 11. Организация собственного дела в сети. Необходимые условия для успешной стратегии развития собственного бизнеса в сети. Формирование ИЭП предприятия. Особенности таможенного законодательства в России и за рубежом. Управление финансовыми потоками. Контроль издержек. 5. Темы семинарских занятий Темы семинарских занятий соответствуют лекционным темам, приведенным в пункте 4. На семинарах разбираются как основные положения лекционных занятий, так и вопросы, не нашедшие должного освещения на них. Как правило, на семинарское занятие из числа студентов назначается несколько докладчиков. Продолжительность доклада 15-20 минут. После выступления докладчику задаются вопросы, происходит общее обсуждение поднятых вопросов в течении 20-25 минут. Доклад должен быть оформлен в виде реферата, подписан и сдан преподавателю после занятия с учетом критических замечаний, сделанных по время семинара. Список возможных частных тем для семинарских выступлений:
6. Лабораторные работы (лабораторный практикум)Не предусмотрены учебным планом. 7. Тематика контрольных работ и методические указания по их выполнениюКонтрольные работы не предусмотрены учебным планом. 8. Учебно-методическое обеспечение дисциплины8.1. ЛитератураОсновная литература
Электронные материалы
Дополнительная литература
8.2. Материально-техническое и информационное обеспечение дисциплиныУМК по дисциплине в электронном виде находится в библиотеке и методическом кабинете кафедры информатики и ВТ ПГПУ и может быть использован для самостоятельной работы. Могут быть использованы материалы сайта http://science.trajan.ru, раздел «Сетевая экономика». 8.3. Методические указания студентамИзучение программы курса. На лекциях преподаватель рассматривает вопросы программы курса, составленной в соответствии с государственным образовательным стандартом. Из-за недостаточного количества аудиторных часов некоторые темы не удается осветить в полном объеме, поэтому преподаватель, по своему усмотрению, некоторые вопросы выносит на самостоятельную работу студентов, рекомендуя ту или иную литературу. Кроме этого, для лучшего освоения материала и систематизации знаний по дисциплине, необходимо постоянно разбирать материалы лекций по конспектам и учебным пособиям. В случае необходимости обращаться к преподавателю за консультацией. Полный список литературы по дисциплине приведен в пункте 8.1. «Учебно-методическое обеспечение дисциплины». В целом, на один час аудиторных занятий отводится один час самостоятельной работы. Семинарские занятия. При изучении курса «Сетевая экономика» каждому студенту должен подготовить одно выступление на семинарское занятие и активно участвовать в обсуждении выступлений других студентов. 8.4. Методические рекомендации преподавателю
Преподаватель, читающий лекционные курсы в вузе, должен знать существующие в педагогической науке и используемые на практике варианты лекций, их дидактические и воспитывающие возможности, а также их методическое место в структуре процесса обучения.
II. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения текущего контроля и промежуточной аттестацииЗачет — форма проверки усвоения студентом учебного материала лекционных курсов, практических и семинарских занятий, выполнения студентом лабораторных работ, курсовых работ, а также форма проверки прохождения учебной, учебно-исследовательской, педагогической и стажерской практик и выполнения в процессе этих практик всех заданий в соответствии с утвержденными программами. Зачеты могут устанавливаться как по предметам в целом, так и по отдельным их частям. Вопросы к зачету 9 семестр Тема 1. Информационное общество: возникновение и этапы развития.
Тема 2. Сетевая форма организации экономики. Основные определения и признаки. Теория Паринова.
Тема 3. Ценообразование в сетевой экономике.
Тема 4. Предприятие в сетевой экономике.
Тема 5. Проблема авторских прав в сетевой экономике.
Тема 6. Трудовые отношения в сети.
Тема 7. Особенности развития мировой Интернет-экономики.
Тема 8. Технологии электронной коммерции.
Тема 9. Платежные электронные системы.
Тема 10. Эффективность экономической деятельности в сети.
Тема 11. Организация собственного дела в сети.
|
Учебно-методический комплекс по дисциплине социология специальность... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организаций, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | Учебно-методический комплекс по направлениям: 080500 «Менеджмент»... Дисциплина «Внешнеэкономическая деятельность организаций (предприятий)» это первая часть дисциплины «управление внешнеэкономической... | ||
Учебно-методический комплекс для специальности 080507 Менеджмент... Учебно-методический комплекс «Управленческие решения» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта... | Учебно-методический комплекс для студентов специальности 080507 «Менеджмент организаций» Федеральное государственное бюджетное учреждение высшего профессионального образования | ||
Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент... Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности 080507. 65 "Менеджмент организации" | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507- менеджмент... Исследование систем управления: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Т. М. Дерендяева – кфспб.: Ивэсэп, 2010 | Учебно-методический комплекс по дисциплине экономика предприятия... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденными 17 марта 2000, №234 эк/сп | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине статистика специальность... Гос впо по специальности 080507. 65 Менеджмент организации, утвержденный Министерством образования РФ «17» марта 2000 г., №234 эк... | Учебно-методический комплекс специальность: 080507. 65 Менеджмент... Инновационный менеджмент: Учебно-методический комплекс / Авт сост. Дерендяева Т. М. – Калининград, 2010. – 25 с | ||
Учебно-методический комплекс по специальности: 080507 (061100) менеджмент... Логистика: Учебно-методический комплекс / Авт сост к э н. Ю. В. Кузьмина. – Спб.: Ивэсэп, 2006 | Программа для студентов 1 курса озо специальности 080507. 65 «Менеджмент... Рабочая программа предназначена для студентов 1 курса озо, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" | ||
Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» Учебно-методический комплекс дисциплины (умкд) «Маркетинг» для студентов очной формы обучения специальности 080507. 65 «Менеджмент... | Учебно-методический комплекс Для специальностей 080505 Управление... Учебно-методический комплекс «Эстетика» составлен в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего... | ||
Учебно-методический комплекс по дисциплине финансовый менеджмент ... | Учебно-методический комплекс дисциплины инновационный менеджмент... Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования |