Скачать 164.46 Kb.
|
ФГБОУ ВПО «Московский государственный гуманитарный университет им. М.А. Шолохова» Экономико-технологический колледж РАБОЧАЯ ПРОГРАММА дисциплины «Менеджмент» для специальности 270103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» Москва 2012 1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Программа учебной дисциплины "Менеджмент" предназначена для реализации государственных требований к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по специальности 230103 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений». Учебная дисциплина "Менеджмент" является общепрофессиональной, устанавливающей базовые знания для освоения специальных дисциплин. В условиях становления современных рыночных отношений меняется не только характер экономической деятельности предприятия, но и методы управления им, поэтому в результате изучения дисциплины учащийся должен: иметь представление:
знать:
уметь:
Изучение программного материала должно способствовать формированию у обучающихся нового экономического мышления. Дисциплина "Менеджмент" базируется на знаниях, умениях и навыках, полученных обучающимися при изучении социально-экономических дисциплин, раскрывает практику управления во всех ее проявлениях и рассматривается как умение добиваться поставленной цели, используя труд, интеллект и мотивы поведения людей. При изучении дисциплины необходимо постоянно обращать внимание обучающихся на ее прикладной характер, показывать, где и когда изучаемые теоретические положения и практические навыки могут быть использованы в будущей практической деятельности. В процессе обучения целесообразно использовать лекционно-семинарские занятия, организационно-деятельностные и деловые игры, разбор производственных ситуаций, проводить дискуссии по актуальным проблемам управления, работать с методическими и справочными материалами, применять технические средства обучения и вычислительную технику, организовывать экскурсии на предприятия и выставочные центры. 2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
3. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА Тема 1. Введение. Понятие и причины возникновения менеджмента Понятие менеджмента, его содержание и место в системе социально-экономических категорий. Практические предпосылки возникновения менеджмента, его роль в развитии современного производства. Менеджмент как наука и искусство. Менеджмент как человеческий фактор, специальность и система. Характерные черты и стадии менеджмента. Обучающийся должен: иметь представление:
знать:
Тема 2. Функции менеджмента Управление и менеджмент. Менеджмент как процесс. Системный подход к управлению. История развития менеджмента. Функции менеджмента. Обучающийся должен: иметь представление:
знать:
Тема 3. Мотивация труда Сущность мотиваций и их роль в повышении эффективности организации. Потребности как основа мотивации: первичные и вторичные потребности. Иерархия потребностей по Маслоу, Герцбергу. Современные теории мотивации. Критерии мотивации труда. Индивидуальная и групповая мотивации. Ступени мотивации. Правила работы с группой. Обучающийся должен: иметь представление:
Тема 4. Имидж менеджера. Лидерство Имидж лидера. Природа лидерства. Оценка лидерских качеств. Карьера и имидж. Формирование имиджа руководителя. Харизма. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 5. Внутренняя и внешняя среда организации Внутренняя и внешняя среда предприятия. Сущность и необходимость определения структуры управления. Основные принципы построения организационных структур. Достоинства и недостатки различных структур, эффективность их применения. Построение структуры управления конкретной организацией. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 6. Управленческие решения. Теории принятия управленческих решений Коммерческие и некоммерческие управленческие решения. Методы принятия управленческих решений. Содержание процедур и общих функций процесса разработки УР. Теории принятия решений. Функции управленческого решения. Стадии процесса разработки и принятия УР. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 7. Контроль в системе менеджмента Понятие контроля. Три этапа контроля: выработка стандартов и критериев, сопоставление с ними реальных результатов, коррекция. Правила контроля. "Управляющая пятерня". Виды контроля: предварительный, текущий, заключительный. Итоговая документация по контролю. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 8. Формы планирования. Виды планов. Стратегический менеджмент Понятие и сущность планирования. Стратегическое планирование. Долгосрочное, среднесрочное и текущее планирование. Организационные формы планирования. Миссия предприятия. Выбор и формирование целей в процессе планирования. Связи между целями. Выработка функциональных стратегий. Анализ стратегического потенциала развития предприятия. Анализ внешней среды. Виды анализа. Деловая обстановка. Матричные модели оценки организации. Матрица БКГ. Матрица Маккинси. Матрица АДЛ. Анализ и оценка стратегии предприятия. Стратегические зоны хозяйствования. Анализ стратегических альтернатив. Оценка стратегии. Выбор стратегии. Управление реализацией стратегии. Реализация стратегии. Оценка реализации стратегии. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 9. Виды рисков. Управление ими Виды рисков на предприятиях и управление рисками как условие предотвращения кризиса. Процесс управления рисками. Влияние рисков на хозяйственную деятельность предприятия. Управление финансовыми рисками. Принятие управленческого решения по снижению финансового риска. Оценка рисков. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 10. Конфликтология: сущность и классификация конфликтов Сущность конфликта. Субъекты и участники конфликта. Объект конфликта. Процесс развития конфликта. Предконфликтная ситуация. Инцидент. Классификация групповых конфликтов. Особенности образа конфликтной ситуации в групповых конфликтах. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 11. Конфликтные ситуации. Методы управления конфликтами Навыки поведения в конфликтной ситуации и управления конфликтом. Факторы, снижающие эффективность применяемых методов управления конфликтами. Анализ способов разрешения и профилактики конфликтных ситуаций. Методы управления конфликтами. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 12. Психология менеджмента: темперамент и характер Психологические свойства личности (темперамент, характер, способности) в профессиональной деятельности. Основные свойства темперамента. Характер. Структура характера. Обучающийся должен: знать:
Тема 13. Коммуникативность в менеджменте, ее значение. Малые группы Коммуникативность и управленческое общение. Развитие коммуникативных навыков, умения работать в группе, подчинять свои интересы интересам группы, умения выслушать мнение членов группы. Выявление лидеров группы. Малые группы. Обучающийся должен: знать:
уметь:
Тема 14. Этика и деловое общение. Фазы делового общения Этика и психология менеджмента. Нравственно-этические основы менеджмента. Культура управления. Этический кодекс современного делового человека. Система ценностей общественного прогресса. Менеджмент как социальная ценность. Система ценностей современного делового человека. Основные моменты делового общения. Процессы делового общения. Межличностное и групповое общение. Законы и приемы делового общения. Барьеры общения и пути их устранения. Развитие делового общения и повышение его эффективности. Фазы делового общения. Управленческое общение, его функции и назначение. Распорядительная информация и ее виды. Условия эффективного общения. Два закона управленческого общения. "Шкала отношений". Основные характеристики подчиненных. Психологические приемы достижения расположенности подчиненных (аттракция): "имя собственное", "зеркало отношений", "золотые слова", "терпеливый слушатель", "личная жизнь". Правила устного распоряжения. Обучающийся должен: иметь представление:
знать:
Обучающийся должен: знать:
уметь: Тема 15. Стили управления в менеджменте. Понятие руководства Власть. Лидерство. Партнёрство. Стиль руководства и факторы его формирования. Виды и совместимость стилей руководства. Связь стиля руководства и ситуации Обучающийся должен: знать:
Обучающийся должен: знать:
уметь: Тема 16. Планирование работы менеджера: организация рабочего дня, рабочего места, режима работы Продолжительности рабочего времени. Требования к организации и оборудованию рабочих мест. Режим труда и отдыха при работе с компьютером. Обеспечение электробезопасности и пожарной безопасности на рабочем месте. Планирование рабочего времени руководителя. Организация рабочего дня руководителя. Рабочее место руководителя. Улучшение условий и режима работы. Обучающийся должен: знать:
уметь:
4. КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ 4.1. Критерии оценки устных и письменных ответов
4.2. Критерии оценки рефератов
4.3. Критерии оценки тестовых заданий Оценка выставляется в зависимости от максимально возможного количества баллов, которое можно получить за тест.
5. ЛИТЕРАТУРА Основная:
Дополнительная:
СОДЕРЖАНИЕ
|
Рабочая программа учебной дисциплины «внешнеэкономическая деятельность»... «Менеджмент (по отраслям)» и другие экономические специальности, и относится к специальным дисциплинам, введенным для изучения решением... | Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины Основной целью преподавания... ... | ||
Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» Рабочая программа дисциплины «Инновационный менеджмент» разработана Гудковым Игорем Валентиновичем, кандидатом педагогических наук,... | Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент для специальности... Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее... | ||
Пояснительная записка Цели и задачи дисциплины (модуля) Цель дисциплины «Финансовый менеджмент» Бакша н. В. Финансовый менеджмент учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 036801. 65 «Таможенное... | Рабочая программа дисциплины инвестиционный менеджмент рекомендуется для направления подготовки Дисциплина «Инвестиционный менеджмент» относится к направлению «Менеджмент» по профилю «Менеджмент», входит в его базовую часть | ||
Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент качества для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 7 студентам очной формы обучения | Рабочая программа учебной дисциплины менеджмент качества для подготовки... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Од. 7 студентам очной формы обучения | ||
Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов специальности... «Менеджмент организации» 080507. 65 (Финансовый менеджмент) заочной формы обучения | Рабочая программа дисциплины Корпоративный менеджмент Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины по выбору профессионального цикла ( В. Дв. 1) студентам очной и заочной... | ||
Учебно-методический комплекс Рабочая учебная программа для студентов... Петрова И. А. Обеспечение жизнедеятельности и экологии Тюменского региона. Учебно-методический комплекс, рабочая учебная программа... | Рабочая программа учебной дисциплины государственное регулирование... Рабочая программа предназначена для преподавания дисциплины блока в. Дв 2 студентам очной формы обучения | ||
Рабочая учебная программа по дисциплине: философия для специальности «Общие гуманитарные и социально-экономические дисциплины» государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования... | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Мельник В. В. Синергетика. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент организации»,... | ||
Рабочая программа Дисциплина Управление затратами для специальности 080200. 63 «Менеджмент» Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Менеджмент на предприятиях туризма и гостиничного хозяйства» | Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями гос впо... Воронин А. В. Управленческие решения. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов специальности 080507. 65 «Менеджмент... |