Скачать 127.31 Kb.
|
Министерство Министерство образованияэкономического развития Российской Федерациии торговли Российской Федерации Государственный Университет –Высшая Школа Экономики Утверждена УМС Одобрена на заседании Секция «Менеджмент» кафедры управления Председатель человеческими ресурсами Зав. кафедрой С.Р.Филонович В.В.Щербина «____»_____________ 2002 г. «____»____________2002 г. Программа дисциплины«Социология труда, социология профессий» для направления 521500 «Менеджмент» (третья ступень высшего профессионального образования) Магистерская программа 521504 – «Управление человеческими ресурсами» Москва, 2002г. 1.Пояснительная записка Автор программы – к.э.н., доцент Л.Н.Векша Требования к студентам: Студент должен: - обладать знаниями дисциплин: общей социологии, методов социологического анализа, управления персоналом, - уметь работать с научной литературой, проводить содержательный анализ предмета исследования, владеть методами статистического и социологического анализа. Аннотация: В результате преподавания студентам данной учебной дисциплины предполагается усвоение ими знаний в области социологии труда и профессионализма, и на этой основе выработать у них необходимые умения и навыки. Материалы лекций и практические занятия лягут в основу становления их общего социологического профессионализма в сфере управления человеческими ресурсами. Для полноценного усвоения содержания данной учебной дисциплины студентам необходимо изучение общих гуманитарных, социально-экономических и общепрофессиональных дисциплин. Цель курса «Социология труда, социология профессий» – усвоение студентами принципов и методов управления трудовыми социальными отношениями в различных организационных условиях, а также подготовка студентов к пониманию содержания таких социальных процессов как профессионализация и трудовая социализация. Курс читается на 1-м курсе магистратуры факультета «Менеджмент». Курс построен в традиционной форме:лекций и практических занятий. Курс предполагает кроме лекционных занятий также практические и самостоятельные занятия. Представленный курс предусматривает обучение в объеме 88 учебных часа, из которых 30 лекционных, 12 семинаров, 46 часов самостоятельной работы. Учебные задачи курса заключаются: - в глубоком усвоении теоретических и методологических основ трудовой деятельности как важнейшей сферы социальной активности личности, ее самореализации посредством профессионализации и социальной адаптации к различным, динамично изменяющимся условиям современной жизнедеятельности; - в овладении студентами методами и специальными технологиями формирования и развития трудовых отношений, механизмами профессионального научения, должностного и квалификационного продвижения, приемами переквалификации. После изучения дисциплины «Социология труда, социология профессий» студенты должны: - знать систему социально-трудовых отношений в сфере труда; структуру организационных требований, предъявляемых работникам в различных типах социальных организаций, в разнообразных профессиональных группах; отечественный и зарубежный опыт профессиональной адаптации, социализации, карьеры, реабилитации, мобильности; принципы и механизмы индивидуальной и групповой мотивации в условиях рыночной экономики; факторы и условия удовлетворенности трудом, специальностью, профессией; инструментарий управления инновационными процессами в сфере трудовых и профессиональных отношений.
Формы контроля:
Wэссе=0,3; Wреф.=0,2; Wэ=0,5. Оср.(окр)=Оэ*Wэ(0,3)+Ор*Wр(0,2)+Оэ*W(0,5) II. Содержание программы Тема 1. Сфера труда как объект социологического анализаПонятие о дисциплине. Предмет социологии труда и социологии профессий. Связь курса с другими дисциплинами экономического, социологического и социопсихологического профиля. Специфика содержания дисциплины в условиях трансформирующегося общества. Краткий исторический экскурс. Тема 2.Трудовая мотивация и трудовое поведение: сущность, факторы, критерии эффективности Мотиваторы, регуляторы, формы реального и вербального поведения в условиях организационной и групповой деятельности. Структура трудового поведения, механизмы его динамики и управления. Специфика традиционного и инновационного поведения работников, критерии и методы их оценки. Формы социального контроля в сфере труда: прямое управление саморегуляции и организационный порядок. Тема 3. Трудовая адаптация человеческих ресурсовПроцессы адаптации, взаимоадаптации, организационной мобильности. Факторы, определяющие отношение работника к труду. Удовлетворенность трудом: объективные, субъективные показатели, методы социологического анализа и интерпретации. Управление процессами трудовой адаптации. Тема 4. Трудовые конфликты и социальная защита работникаСущность, структура и причины трудовых конфликтов. Средства разрешения трудовых конфликтов. Позитивные аспекты конфликтных ситуаций. Основные виды социальной защиты работника. Роль специализированных институтов в системе социальной защиты персонала. Проблемы занятости и безработицы, социологические методы их изучения и управления. Тема 5. Социология профессионализмаПрофессии в сфере труда. Подходы к классификации профессий. Социальный статус профессий и его изменение. Профессионализм, компетентность, квалификация. Критерии профессионализма и методы социолого-психологического его измерения. Тема 6. Профессиональная социализацияСтадии жизненного цикла человека и основные этапы его профессионализации. Профессиональное и личностное самоопределение. Профессиональная адаптация. Личностно-деловой потенциал работника и методы его выявления. Мотивационная и операциональная стороны профессионализма. Профессиональная среда, ее роль и влияние. Тема 7. Препятствия на пути профессионального становления и развитияПрофессиональные деформации личности и ее профессиональные проблемы. Профессиональные заболевания, их социальные последствия; средства профессиональной реабилитации. Социологические средства борьбы со снижением безопасности труда. Тема 8. Содержание и принципы социологической диагностики и стимулирования профессионализма Методы социологической диагностики мотивационной и операциональной сфер профессионализма. Средства и социальные технологии оценки профпригодности. Профессиональная аттестация работников. Профориентация и профессиональная обучаемость. Пути самопрофессионализации личности и социальных групп. Социальные закономерности становления профессионала. III.Учебно-методическое обеспечение дисциплины 1.ЛитератураБазовый учебник:Ромашов О.В. Социология труда: Учебное пособие.-М., Гардарика, 1999г. Основная литература:Агеев В.С., Базаров Т.И., Скворцов В.В. Методики составления социально-психологической характеристикидля аттестации кадров. –М., МТУ, 1986 г. Борисова Е.М., Логинова Г.П. Индивидуальность и профессия.-М., 1991 г. Векша Л.Н. Инновационный менеджмент: Учебное пособие.-М.:МГГА, 1999 г. Векша Л.Н. Концепции мотивации и регуляции поведения личности. Учебное пособие.-М.: МГГА, 1998 г. Вершловский С.Г. Общее образование взрослых: стимулы и мотивы.-М., 1987 г. Дворецкая Г.В., Махнарылов В.П. Социология труда: Учебное пособие.-Киев: Высш. шк., 1990 г. Дикарева А.А., Мирская М.И. Социология труда: Учебное пособие.-М., Высш. шк., 1989 г. Зущена Г.М., Костин Л.А. Трудовые ресурсыи трудовой потенциал общества: Учебное пособие.-М., АТ и СО, 1996 г. Иванцевич Д.М., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления персоналом.-М.: Дело. 1993 г. Кравченко А.И. Социология труда в ХХ веке. Историко-критический очерк.-М.: Наука, 1987 г. Климов Е.А. Психология профессионала.-М.:ИПП, Воронеж, НПО МОДЭК, 1996 г. Маркова А.К. Психология профессионализма.-М.:МГФ «Знание», 1996 г. Маркович Д Социология труда: Пер. с сербско-хорват.-М.: Прогресс, 1988 г. Общая социология: Учебное пособие /Под общ. ред. проф. А.Г.Эфендиева/.-М.:Инфра-М, 2000 г. Подмарков В.Г. Человек в трудовом коллективе (Проблемы социологии труда).-М.:Экономика, 1982 г. Дополнительная литература: Попова И.М. Стимулирование трудовой деятельности как способ управления (Социологический анализ).-Киев., Наукова думка, 1976 г. Рофе А.И. Экономика и социология труда: Учебное пособие.-М.:МИК, 1996 г. Самоукина Н.В. Психология педагогика профессиональной деятельности.-М.: ЭКМОС, 1999 г. Социология труда: Учебник /Под ред. Н.И. Дряхнова, А.И.Кравченко, В.В.Щербины/.-М.: МГУ, 1993 г. Суслов В.Я. Социология труда: теоретические и методологические проблемы.-М.:ЛГУ, 1971 г. Титма М.Х. Выбор профессии как социальная проблема.-М.: Знание, 1975 г. Филиппов А.В. Работа с кадрами: психологический аспект.-М.:Мысль, 1989 г. Херцберг Ф., Майнер М.У. Побуждения к труду и производственная мотивация. СОЦИС, 1990, №1. Человек и его работа /Под ред. А.Г.Здравомыслова, В.П. Рожина, В.А. Ядова.-М.: Мысль, 1967 г. Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социол. исследование проблем выбора профессии и трудоустройства).-М.: Мысль, 1985 г. Шаленко В.Н. Конфликты в трудовом коллективе.-М.:МГУ, 1992 г. Ширс А. Подготовка преподавателей курса менеджмента. Пер. с англ.-М.: Национальный фонд под-ки кадров. 1997 г. Щербина В.В. Социальные теории организации: Словарь.-М.:Инфра-М, 2000 г. Щербина В.В. Средства социологической диагностики в системе управления.-М.: МГУ, 1993 г. Ядов В.А. Стратегия социологического исследования.- М.:Добросвет, 1998 г. 2. Тематика эссе:
3.Требования к написанию эссе Эссе может быть представлено объемом 7-10 страниц текста в компьютерном варианте, должно содержать список использованной литературы. Текст должен быть напечатан в редакторе WinWord через 1,5 интервала, шрифт Times New Roman. В эссе должны быть раскрыты: цель и задачи работы; проблемы, решаемые автором, глубина понимания выбранной проблемы. Эссе должно продемонстрировать умение автора работать с научной литературой, способность адекватно оценить решение исследовательской проблемы. 4.Тематика рефератов:
10.Методы профессиональной аттестации работников. 5. Требования к написанию реферата Объем реферата не может быть менее 6-8 страниц машинописного текста. Он должен начинаться с введения, затем иметь основную часть, заключение и список использованной литературы. При комментировании того или иного первоисточника следует избегать прямого конспектирования текста, а сосредоточить внимание на изложение собственных взглядов на раскрываемую проблему. В ходе экзамена экзаменатор со студентом ведет детальное обсуждение работы, дополнительно выясняя глубину понимания иследовательской темы. 6. Вопросы для экзамена:
IV.Тематический расчет часов
Автор программы к.э.н., доцент Л.Н.Векша |
Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология труда и занятости» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология профессий» Целью освоения дисциплины «Социология профессий» является формирование у студентов представлений о социальной истории, этапах развития,... | ||
Программа дисциплины социология и психология труда 080507. 65 «Менеджмент организации» Поэтому дисциплина «Социология и психология труда», дающая студентам углубленное представление о человеке «трудящемся», является... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | ||
Рабочая программа Социология Код дисциплины по учебному плану: «Социология»... В результате изучения дисциплины, студент должен обладать следующими общекультурными (ОК) компетенциями | Программа дисциплины для направления 040100. 62 «Социология» идля... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | ||
Методические рекомендации по изучению дисциплины «Социология труда... Автор: О. П. Беспалая, кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук» | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины Социология эмоций для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для препода-вателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040100. 62 «Социология»... | Рабочая программа учебной дисциплины «экономика и социология труда»... Учебно-методический комплекс по курсу «Экономика и социология труда» предназначен для студентов рсэи и включает в себя учебно-тематический... |