Модернизация экономического образования в сельской школе





Скачать 75.88 Kb.
НазваниеМодернизация экономического образования в сельской школе
Дата публикации16.04.2015
Размер75.88 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы




Модернизация экономического образования в сельской школе

(развитие предпринимательских способностей у школьников).
учитель экономики МБОУ «Кувакинская СОШ»

Тренюшева Тамара Муратовна
«Знать мало, надо применять». Иоганн Вольфганг Гёте.

Председатель Правительства РФ В.В.Путин высказал озабоченность экономической безграмотностью граждан нашей страны, отметив, что азы экономики должны преподаваться и усваиваться ещё на уровне школы. И это не случайно. Человек не может ощущать себя свободным, если он не способен предвидеть последствия тех или иных событий, активно влиять на них. Так, экономически неграмотные люди остро ощущают свою зависимость, некомпетентность, будучи не в состоянии определить, как поступить, какое решение принять в той или иной ситуации. Им не хватает знания законов экономического развития и умения пользоваться ими, трудно разобраться в специфике языка, с помощью которого экономисты описывают происходящее. И поэтому в школьные программы был введён учебный курс по экономике, главная задача которого – становление и развитие этических норм экономического поведения личности, основанных на приоритете творческой созидательной деятельности. Ведущее место среди этих норм занимает следующее положение: каждый человек достигает успеха в жизни в том случае, если он приносит пользу другим членам общества. Только обладая экономическим мышлением, можно объективно судить о достоинствах и недостатках экономических систем и вариантов общественного выбора, о деятельности фирм и об организации отраслевых рынков, о маркетинге и менеджменте, рынке труда, рынках капитала и денег, семейной экономике и поведении потребителей, национальной и мировой экономике. Изучение предмета "экономика" ориентировано на выработку навыков хозяйственной деятельности в различных экономических условиях и умения самоопределяться в них, что очень актуально сегодня. Действительно, существует общая проблема адаптации учащихся к сложным условиям рыночной экономики. Старшеклассник, готовящийся к самостоятельной жизни независимо от избираемой области профессиональной деятельности, должен уметь ориентироваться в экономических вопросах и проблемах, что позволит ему уверенно чувствовать себя в дальнейшем. Выпускнику просто жизненно необходимо морально, психологически и практически быть готовым к труду в условиях рыночной экономики, ему необходимо помочь осознать, что личный успех зависит от профессиональной и экономической грамотности, трудолюбия, инициативы, предприимчивости и творчества.

Как определяет федеральный стандарт образования, выпускники школы должны получить опыт  работы с источниками экономической информации, критического осмысления информации, формирования собственных заключений и оценочных суждений, анализа общественных явлений, освоения типичных экономических ролей и написания творческих работ.

Экономическое воспитание формирует рациональный тип мышления школьника. В этой области в учебном плане массовой школы у экономики нет конкурентов. Экономическое воспитание представляет собой основу формирования мировоззрения ученика, так как экономическая культура формируется за счёт целого комплекса общественных наук: истории, философии, права, обществознания, экономической географии и других. Но все-таки центральное место в решении данного вопроса необходимо отвести экономике. Тем более что сегодня овладение экономическими знаниями становится одним из решающих условий достижения жизненного успеха. Ведь главным в содержании образования является социальный заказ, а совокупным социальным заказчиком можно назвать саму жизнь.

Экономику принято считать гуманитарной дисциплиной, но уникальность изучения экономики в школе заключается в том, что она требует применения инструментария как гуманитарных, так и точных наук, тем самым способствуя формированию интегрированного способа мышления. И это не упрощает, а усложняет преподавание этого предмета.

Сам факт введения в школах предмета «экономика» относится к модернизационным процессам в образовании. Основы экономических знаний начали изучать в школах с 1993 года при полном отсутствии каких-либо школьных учебников и пособий для учителя. Сейчас положение коренным образом изменилось, учитель даже имеет возможность выбирать по какому учебнику будет вестись обучение. Наиболее популярными являются учебники Автономова, Липсица, Любимова. В современных условиях экономическое образование начинает занимать доминирующее положение среди школьных общественных дисциплин в формировании мировоззрения школьника, по большому счёту – это инвестиции в будущее России.

И вот после всего вышеизложенного сам собой напрашивается вывод, что школьный предмет экономику нельзя изучать по одному часу в неделю и всего два-три года. Тем более что в большинстве школ введён социально-экономический профиль. В данной ситуации целесообразно задуматься о концепции непрерывного экономического образования, которое складывается из последовательных циклов, в каждом из которых решается определенная задача, достигается промежуточная или конечная цель обучения. Это уже достаточно распространенная система и состоит она из трёх циклов: первый цикл – начальная школа, вплоть до 4 класса, второй – 5-9 классы, третий – 10-11 классы. Кувакинская СОШ Алатырского района имеет опыт системы непрерывного экономического обучения, когда предмет экономика изучался со 2 по 11 класс. И необходимо отметить, что этот опыт положительный.

Для расширения экономических знаний мною разработан и предложен учащимся ряд элективных курсов экономического направления: «Основы экономических знаний», «Прикладная экономика», «Основы маркетинга», «Основы менеджмента», «Основы бизнеса и предпринимательства», «Основы потребительского поведения», «Экономика и личность», «Личная экономика». Все элективные курсы способствуют развитию экономического образа мышления; формируют способность к личному самоопределению и самореализации, опыт рационального экономического поведения; воспитывают ответственность за экономические решения.

В учебной деятельности широко применяю проблемное обучение, коллективную систему обучения, исследовательский, проектный и игровой методы. Основной принцип "Знать - чтобы уметь, уметь - чтобы действовать!" подтверждает эффективность данных методов, с использованием которых даже обычный урок может превратиться в ситуацию выбора, при котором необходимо подтвердить рациональность принятого решения. Все перечисленные методы способствуют формированию экономического мышления, так как предполагают ученика как активного участника процесса обучения, предполагают возможность альтернативного выбора.

Успешность моей работы подтверждается результатами: более 50 % выпускников поступают в средние и высшие учебные заведения по экономическому профилю. Система обучения, созданная в школе, позволила добиться и высокого  качества обучения: количество школьников, обучающихся по экономическим предметам на «4» и «5», составляет за три последних года  в среднем 84 %.

Не менее важной является исследовательская работа учащихся, работа над рефератами и последующее участие в научно-практических конференциях, что даёт дополнительные возможности учащимся стать более ответственными гражданами, подготовить их к активному участию в экономической жизни страны и в жизни гражданского общества в целом. Главный положительный результат: выпускники могут самостоятельно осуществлять выбор и нести за него ответственность.

Экономика в школе – это не только способ распространения базовых экономических концепций, но и средство формирования, развития личности, адаптации её к социально-экономическим условиям. Для наиболее полной реализации этих задач мною, наряду с лекциями, практикумами, семинарами, дискуссиями, широко используются деловые экономические игры, моделирующие различные экономические ситуации: «Геологическая дилемма», «Заработать на жизнь», «Рынок кофе», «Производство ручек», «Остров» «Рынок», «Книжная фабрика», «Рекламная кампания», «Строительный бизнес» и другие. Считаю, что это способствует лучшему усвоению теоретических знаний, поддерживает у школьников высокий познавательный интерес к изучаемому предмету. Активные формы обучения и особенно деловые игры позволяют учащимся за короткий промежуток времени прожить экономическую ситуацию, пропустить ее через себя, сделать выводы и тем самым получить прочные знания. Игра позволяет воплотить индивидуальный подход в обучении. Она учит мыслить, позволяет ученику стать субъектом обучения, проявить свои индивидуальные личностные качества, она позволяет одним усвоить материал на уровне предметных действий, другим на уровне знаний, третьим на уровне логических выводов. Деловые игры мною используются  с 6 класса и это оправдано, так как учебный материал рассматривается в различных ситуаций, приближенных к жизненным. Использую также разнообразные формы контроля: тестирование, решение экономических задач, экономические диктанты, рефераты, составление бизнес-планов, написание эссе. Неоднократно школьники участвовали в Международном конкурсе эссе «Законы жизни» и «Простые слова».

С 2000-го года в МБОУ «Кувакинская СОШ» реализуется методика «Школьных компаний», которая помогает молодым людям уже в возрасте 14-16 лет получить самые первые представления о принципах организации и управления собственным бизнесом. Работая в Школьной компании, учащиеся получают уникальную возможность пройти все стадии организации и функционирования настоящего коммерческого предприятия – от сбора необходимого капитала, проведения маркетинговых исследований, производства и продажи выпущенной продукции до определения финансовых результатов своей деятельности и ликвидации компании.

Школьные компании – учебные производственные предприятия, в которые организуются школьники в процессе учебной деятельности и внеклассной работы. Они сами выбирают организационную форму, руководство, продукт производства и в процессе организации и работы предприятия проходят настоящую «школу бизнеса»: осваивают азы менеджмента, маркетинга, бухучёта, знакомятся с правовыми и нравственными основами бизнеса, выпускают и реализуют продукцию. Ассортимент продукции компании зависит от того, кто входит в неё. Если есть дети, которые плетут или желают плести бисером, то выпускаются плетёные изделия из бисера. Если в компанию входят дети умеющие рисовать, то расписываются деревянные изделия. Практически все занимаются шитьём мягких игрушек, так как это занятие не требует особых одаренностей, необходим только определенный навык. И хотя работа в Школьной компании – это всего лишь деловая игра, тем не менее это игра «всерьёз». В ней абсолютно всё, как во взрослом бизнесе, отличие только в масштабах. Так же как и в реальном бизнесе, деятельность школьной компании не всегда прибыльна, да и прибыль, если есть, невелика, так как соответствует скромным вложениям. Необходимо отметить, что опыт работы в компании, потерпевшей убытки, чаще даже более ценен, так как заставляет анализировать и находить ошибки. И уже на примере Школьной компании ребята убеждаются, что упорный труд, тщательная подготовка и настойчивость в достижении поставленной цели в конце концов приносят свои результаты.

Школьная компания «Кувакинский сувенир» - активный участник, победитель и призёр Региональных, Всероссийских и Международных ярмарок и слётов школьных компаний. Поэтому кувакинский сувенир известен далеко за пределами Чувашии. А на одном из слётов в Москве Кувакинский сувенир «Кукла» купил посол США. «Кувакинский сувенир» занял I место в Ярмарке Школьных компаний «Школьные компании V Кубку Европы по спортивной ходьбе – 2003». В феврале 2008 года учащиеся МОУ «Кувакинская гимназия» стали участниками Всероссийской конференции «Профессиональная ориентация молодёжи. Развитие молодёжного предпринимательства в России», которая проходила в Москве в Торгово-промышленной палате Российской Федерации под председательством Е.Примакова. В апреле 2009 года школьная компания «Кувакинский сувенир» на ХI Международной выставке-ярмарке школьных компаний в городе Тула победила в номинации «За сохранение национальных традиций».

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Модернизация экономического образования в сельской школе iconОтличительные особенности сельской малочисленной школы от других видов школ
Условия организации педагогического процесса в сельской малочисленной школе
Модернизация экономического образования в сельской школе iconСистема подготовки учащихся к егэ по математике в сельской школе
Вполне естественно, что перед учителем сельской общеобразовательной школы встал вопрос о повышении качества обучения и подготовки...
Модернизация экономического образования в сельской школе iconМодернизация экономики и устойчивое развитие
Все это и определяет суть модернизации как обеспечение технологического прогресса для экономического развития и поддержания благоприятной...
Модернизация экономического образования в сельской школе iconРеализация проекта в мбоу сош с. Бай-Хаак модели поликультурной школы...
В средней школе с. Бай-Хаак Тандинского района(кожууна) реализуетсясетевой проект «Модель поликультурной школы в сельской местности»...
Модернизация экономического образования в сельской школе iconХохлова М. В., Симоненко В. Д., Самородский П. С., Синица Н. В
«Проектная деятельность». Комплексная программа может использоваться как в сельской, так и в городской школе, имеющей школьный участок....
Модернизация экономического образования в сельской школе iconОтчет о работе муниципальной инновационной площадки
«Организация внеурочной деятельности в условиях реализации федерального государственного стандарта начального общего образования...
Модернизация экономического образования в сельской школе iconДемократическая модернизация российского общества: социально-философский анализ
Диссертация выполнена на кафедре общегуманитарных дисциплин Московского гуманитарно-экономического института (Калужский филиал)
Модернизация экономического образования в сельской школе iconПлан работы школы на 2010-2011 уч. Год Тема: «Компетентностный подход...
Внедрение новых форм обучения, приемлемых для классов-комплектов, основанных на ключевых компетенциях школьного образования
Модернизация экономического образования в сельской школе iconСовершенствование здоровьесберегающей среды в сельской школе
Дети проводят в школе значительную часть дня, и заниматься их здоровьем должны в том числе и педагоги. Нужно уйти от усредненного...
Модернизация экономического образования в сельской школе iconПроект ступенчатого экологического образования и воспитания в сельской...
Экологическая тропа (методический материал для проведения экскурсии для младших школьников)
Модернизация экономического образования в сельской школе iconЛитература 10-11 классы
Модернизация образования в средней школе поставила новые задачи перед курсом литературы в 10-м классе. Общие принципы изучения словесного...
Модернизация экономического образования в сельской школе icon«Московский государственный университет культуры и искусств» «утверждаю» Проректор по научной
Ключевые слова: модернизация, социальная модернизация, человеческий потенциал, социокультурные изменения, факторы модернизации
Модернизация экономического образования в сельской школе iconОтчет по учебно-воспитательной работе ноо мбоу сош г. Нестерова I....
«Модернизация содержания и технологий образования в условиях перехода на новые федеральные государственные стандарты»
Модернизация экономического образования в сельской школе icon«Модернизация муниципальных систем дошкольного образования» в рамках...
А это во многом зависит от нас, работать в этом направлении надо начинать уже с младшего дошкольного возраста. Ребёнок – дошкольник...
Модернизация экономического образования в сельской школе iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Особенности организации учебного процесса в сельской малочисленной малокомплектной школе
Модернизация экономического образования в сельской школе iconГ. И. Бессонова (Байкальский международный экономический форум, круглый...
Выступление Генерального секретаря Международной ассоциации «Координационный Совет по Транссибирским перевозкам» (кстп)


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск