Министерство образования Иркутской области
Областное государственное автономное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
Иркутский технологический колледж Задания
домашней контрольной работы
по учебной дисциплине Обществознание
специальность 080114
Экономика и бухгалтерский учёт
базовый уровень подготовки
заочная форма обучения
Иркутск, 2012 г.
Задания домашней контрольной работы по учебной дисциплине Обществознание разработаны на основе программы и «Учебно-методического пособия по организации самостоятельной работы студентов» заочной формы обучения. Задания составлены в соответствии с ФГОС СПО по специальности 080114 Экономика и бухгалтерский учёт базовый уровень подготовки.
Разработчик:
Н.В. Кубенко, преподаватель первой квалификационной категории ОГАОУ СПО ИрТК
Утверждено на заседании МК протокол № _______
« » июня 2012 г. Председатель методической комиссии ______________________С. В. Королева
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
| 4
| Структура домашней контрольной работы
| 5
| Оформление домашней контрольной работы
| 5
| Оценка результатов освоения учебной дисциплины
| 6
| Содержание заданий домашней контрольной работы в соответствии с вариантами
| 8
| Варианты тем итоговой работы по дисциплине
| 18
| Основные подходы к содержанию итоговой работе
| 19
| Перечень вопросов дифференцированного зачета по дисциплине
| 21
| Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет- ресурсов, дополнительной литературы
| 23
| Рекомендации по выполнению контрольной работы
Общие положения
Программа учебной дисциплины Обществознание является частью основной профессиональной образовательной программы по специальности СПО 080114 Экономика и бухгалтерский учёт базовый уровень подготовки.
Данной программой предусмотрена самостоятельная работа студентов в объеме 39 час., по заочной форме обучения - 105 час.
Самостоятельная работа включает 4 задания:
Подготовка двух сообщений (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору) по предлагаемой теме - задание № 1
Работа с понятийным аппаратом по предлагаемой теме - задание № 2
Подготовка эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору) по предлагаемой теме - задание № 3
Выполнение итоговой работы (реферат, эссе, исследовательский проект – по выбору) по предложенной тематике - задание № 4
Данные виды самостоятельной работы позволяют проверить знания и умения, а также уровень сформированности общих компетенций студентов. Для выполнения заданий рекомендуется использовать материалы, содержащиеся в «Учебно-методическом пособии по организации самостоятельной работы учебной дисциплины Обществознание».
Количество вариантов самостоятельной работы -10. Каждый номер варианта соответствует личному шифру студента.
Структура домашней контрольной работы
Домашняя контрольная работа включает:
титульный лист
содержание
формулировку задания и результаты его выполнения
список использованных информационных источников
приложения (если это необходимо)
Оформление домашней контрольной работы
Домашняя контрольная работа оформляется на листах формата А4, шрифт Times New Roman 14, через 1 интервал. Каждое из заданий должно быть представлено на отдельном листе, изложено четко, лаконично.
Не рекомендуется приводить не предусмотренный заданием теоретический материал, переписанный из учебников.
Реферат прилагается к домашней контрольной работе. Тема реферата соответствует личному шифру студента.
Список использованных источников оформляется в соответствии с приведенными в ДКР образцами.
4. Критерии оценки:
- результаты выполнения задания № 1- 10 баллов
- результаты выполнения задания № 2 - 10 баллов
- результаты выполнения задания № 3 - 30 баллов
- результаты выполнения задания № 4 – 50 баллов
Максимальная сумма 100 баллов.
Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет, оценка которого формируется поэтапно: выполнение заданий самостоятельной работы, представление итоговой работы (реферата, эссе, исследовательского проекта - по выбору), проведение итогового компьютерного тестирования.
Оценка «Дифференцированный зачет» выставляется в том случае, если обучающийся набрал в сумме не менее 50% баллов. Преподаватель вправе не зачесть контрольную работу и вернуть ее на доработку, если в ней отсутствует хотя бы одно из предусмотренных программой заданий. Предоставление контрольной работы является условием допуска к процедуре проведения дифференцированного зачета по дисциплине (компьютерное тестирование).
«Отлично» выставляется при условиях:
- выполнения заданий самостоятельных работ №1-20, представление итоговой работы (реферата, эссе, исследовательского проекта - по выбору), итогового компьютерного тестирования;
- свободного распознавания наиболее общих проблем социального бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
- полного определения значения обществознания для формирования личности, его мировоззрения, гражданской позиции и профессиональных навыков
- полного определения соотношения для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей
- полного и точного формулирования основных понятий дисциплины
«Хорошо» выставляется при условиях:
- выполнения заданий самостоятельных работ №1-20, представление итоговой работы (реферата, эссе, исследовательского проекта - по выбору), итогового компьютерного тестирования;
- частичного распознавания наиболее общих философских проблем социального бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни, их значения для формирования личности человека, его мировоззрения, гражданской позиции и профессиональных навыков
- неполного определения соотношения для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей
- в основном, полного и точного формулирования основных понятий дисциплины
«Удовлетворительно» выставляется при условиях:
- выполнения заданий самостоятельных работ №1-20, представление итоговой работы (реферата, эссе, исследовательского проекта - по выбору), итогового компьютерного тестирования;
- общего распознавания наиболее общих философских проблем социального бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основы формирования культуры гражданина и будущего специалиста
- общего определения значения обществознания для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков
- общего определения соотношения для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей
- общего формулирования основных понятий дисциплины
«Не зачтено» - при несоблюдении указанных условий.
5. Содержание заданий домашней контрольной работы в соответствии с вариантами ВАРИАНТ 1
Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Потребности, способности и интересы»
- «Профилактика негативных форм девиантного поведения среди молодежи. Опасность наркомании, алкоголизма»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут
Дайте определение понятиям по теме «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе»
Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Религия как феномен культуры»
Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 2
1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Самосознание, его роль в процессе социализации»
- «Социальные конфликты в современной России»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Самоконтроль в моей жизни: за и против» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 3
1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Основные виды профессиональной деятельности»
- «Межнациональные конфликты: сущность, причины, пути урегулирования» Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Социальные отношения» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Социальная и личностная значимость здорового образа для моей жизни» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 4
1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Эволюция и революция как формы социального изменения»
- «Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Политика как общественное явление» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Что такое демократия?» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 5
1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Смысл и цель истории»
- «Происхождение и природа власти»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Гражданские качества личности, их соответствие уровню зрелости личности» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 6 1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Общество: традиционное, индустриальное, постиндустриальное (информационное)»
- «Инструменты власти»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Социальные качества личности, их соответствие уровню зрелости личности» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 7 1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Естественные и социально-гуманитарные науки, их роль в развитии общества»
- «Почему парламентаризм называют парламентской демократией?»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Социальные отношения» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Противоречивость воздействия людей на природную среду» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 8 1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Мировые религии: христианство, ислам, буддизм»
- «Политические технологии избирательной кампании» Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Политика как общественное явление» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Значимость социальных норм в жизни общества и человека» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 9 1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Социальные общности и группы»
- «Избирательная кампания в Российской Федерации»
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Начала философских и психологических знаний о человеке и обществе» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Основные источники политической информации, их значение в жизни современного человека» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
ВАРИАНТ 10 1. Подготовьте сообщения (компьютерная презентация, устное сообщение по выбору):
- «Престижность деятельности профессии «Продавец, контролер-кассир»
- «Характеристика современных партий» (на основе типологии политических партий)
Структура сообщения:
- актуальность проблемы
- краткая характеристика основных аспектов темы
- заключение по теме сообщения
- перечень использованных источников
- время сообщения – 5-7 минут 2. Дайте определение понятиям по теме «Основы знаний о духовной культуре человека и общества» 3. Подготовьте эссе (компьютерная презентация, в письменной форме и устное представление - по выбору): «Влияние массовой культуры на духовную жизнь общества и человека» 4. Подготовьте итоговую работу по учебной дисциплине Обществознание (реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору)
6. Варианты тем итоговой работы учебной дисциплины Обществознание:
Общество и его регуляторы.
Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы.
Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития.
Тоталитаризм – феномен XX столетия.
Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей.
Политика – наука, искусство и профессия.
Свободные выборы – утопия или реальность.
Четвертая власть и ее роль в политической жизни.
Демократия – за и против.
Политические партии и лидеры современной России.
Лидер – кто он?
Политические идеи русских мыслителей.
Консерватизм, либерализм, социализм, фашизм.
Молодежь и ее роль в современной политике.
Политические реформы в современной России.
7. Основные подходы к содержанию итоговой работе
по учебной дисциплине Обществознание
(реферат, эссе, исследовательский проект - по выбору) Реферат - краткое изложение содержания научных трудов, литературы по определенной научной теме. Объем реферата может достигать 10-15 стр.; время, отводимое на его подготовку – от 2 недель до месяца. Подготовка реферата подразумевает самостоятельное изучение студентом нескольких литературных источников (монографий, научных статей и т.д.) по определённой теме, не рассматриваемой подробно на лекции, систематизацию материала и краткое его изложение. Цель написания реферата – развитие навыков краткого и лаконичного представления собранных материалов и фактов в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным отчетам, обзорам и статьям. Для подготовки реферата студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению. Эссе – небольшая по объему самостоятельная письменная работа на определенную тему. Цель эссе состоит в развитии навыков самостоятельного творческого мышления и письменного изложения собственных умозаключений. Эссе должно содержать чёткое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария дисциплины История, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.
Для подготовки эссе студенту предоставляется список тем, список обязательной и дополнительной литературы, требования к оформлению.
Критерии оценки эссе: самостоятельность выполнения, способность аргументировать положения и выводы, обоснованность, четкость, лаконичность, оригинальность постановки проблемы, уровень освоения темы и изложения материала (обоснованность отбора материала, использование первичных источников, способность самостоятельно осмыслять факты, структура и логика изложения). Исследовательский проект
Проектирование позволяет решить ту или иную проблему в результате самостоятельных действий студентов с обязательной презентацией этих результатов.
В работе над проектом предполагаются следующие этапы:
1. Подготовка. Определение темы и целей проекта.
2. Планирование.
Определение источников информации; определение способов её сбора и анализа. Определение способа представления результатов (формы отчёта).
Установление процедур и критериев оценки результата и процесса разработки проекта.
Распределение заданий и обязанностей между членами команды.
3. Исследование.
Сбор информации.
Решение промежуточных задач.
Основные инструменты: интервью, опросы, наблюдения, эксперименты.
4. Анализ и обобщение.
Анализ информации, оформление результатов, формулировка выводов.
5. Представление проекта.
Возможные формы представления результатов: устный, письменный отчёт, электронная презентация
6. Подведение итогов.
Оценка результатов и самого процесса проектной деятельности студентов.
8. Перечень вопросов дифференцированного зачета по дисциплине Обществознание
Природа человека, врожденные и приобретенные качества
Философские представления о социальных качествах человека
Социализация личности
Познавательная деятельность человека
Свобода и ответственность личности
Человек в группе
Профессиональная деятельность и профессиональное самоопределение
Общество как сложная система
Представление об обществе как сложной динамичной системе
Общество и природа
Многовариантность общественного развития
Особенности современного мира
Духовная культура личности и общества
Наука и образование в современном мире
Наука в современном мире
Образование, его роль в жизни современного человека и общества
Мораль, искусство и религия как элементы духовной культуры
Мораль: основные принципы и нормы
Религия и церковь в современном мире. Искусство и его роль в жизни людей. Виды искусств.
Социальная роль и стратификация
Социальные отношения. Понятие о социальных общностях и группах
Социальная стратификация и социальная мобильность
Социальная роль. Социальный статус и престиж
Социальные нормы и конфликты
Социальные нормы, виды социальных норм и санкций. Социальный контроль и самоконтроль
Отклоняющееся поведение, его формы, проявления. Социальная и личностная значимость здорового образа жизни
Социальный конфликт: причины, истоки возникновения и пути разрешения
Важнейшие социальные общности и группы
Особенности социальной стратификации в современной России
Этнические общности. Межнациональные отношения, этносоциальные конфликты, пути их разрешения.
Конституционные принципы национальной политики в Российской Федерации.
Семья как малая социальная группа. Семья и брак.
Политика и власть. Государство в политической системе
Понятие власти. Типы общественной власти
Политическая система и политические режимы. Политические институты
Государство как политический институт
Демократия, ее основные ценности и признаки
Участники политического процесса
Личность и государство. Политический статус личности.
Политическое участие и его типы. Причины и особенности экстремистских форм политического участия
Гражданское общество и государство. Гражданские инициативы.
Выборы в демократическом обществе
Роль средств массовой информации в политической жизни общества.
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы по дисциплине Обществознание
Основная литература
Учебные пособия:
Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2008.
Кравченко А.И. Обществознание: Учебник для 11 класса общеобразовательных учреждений. М.: 2009.
Словарь по обществознанию
Человек и общество: Обществознание: учебник для учащихся 10–11 кл. общеобразоват. учреждений / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – Ч. 2. – 11 кл. – М., 2002.
Человек и общество: Обществознание: учебник для 10–11 кл. общеобразоват. Учреждений: в 2 ч. – Ч. 1: 10 кл. / под ред. Л. Н. Боголюбова и А. Ю. Лазебниковой. – М., 2002. Дополнительная литература
Баранов, П.А. Обществознание: полный справочник для подготовки к ЕГЭ / П.А. Баранов, А.В. Воронцов, СВ. Шевченко; под ред. П.А. Баранова. — М.: ACT: Астрель, 2009. — 478, [2] с. — (Единый государственный экзамен) Интернет- ресурсы:
http://school-collection.edu.ru
|