Скачать 348.86 Kb.
|
МИНОБРНАУКИ РОССИИФедеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Ижевский государственный технический университет" (ИжГТУ)ГЛАЗОВСКИЙ ИНЖЕНЕРНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ У Т В Е Р Ж Д А Ю Ректор ИжГТУ _____________Б.А.Якимович _______________________20 г. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА По дисциплинеУправление качеством для направления 080100.62 - Менеджмент, профиль– Производственный менеджмент_____ форма обучения: очная (очная, очно-заочная или заочная) Общая трудоемкость дисциплины составляет: 4 зачетных единиц(ы)
Кафедра «Экономика и менеджмент» Полное наименование кафедры, представляющей рабочую программу Составитель Новоселова Лариса Михайловна, ст.преподаватель Ф.И.О.(полностью), степень, звание Рабочая программа составлена на основании федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования и утверждена на заседании кафедры Протокол от 11.11.2011 №11/2011 Заведующий кафедрой _______________________ С.П.Дёшина ______________________2011 г. СОГЛАСОВАНО: Председатель учебно-методической комиссии по направлению 080100.62 – Экономика _______________Л.А.Дедов __________________ 2011 г. Количество часов рабочей программы соответствует количеству часов рабочего учебного плана направления 080100.62 – Экономика Начальник учебно-инженерного отдела _______________________ Н.В.Исакова ____________________2011 г. Аннотация к дисциплине
Целью преподавания дисциплины являетсяформирование системного подхода к управлению качеством на основе принципов всеобщего менеджмента качества (TQM), как к деятельности, способной привести организацию к успеху и дальнейшему процветанию. Задачи дисциплины:
В результате изучения дисциплины студент должен знать: - основной понятийно-терминологический аппарат управления качеством; - основы стандартизации, сертификации и управления качеством; - принципы ТQМ и построение системы менеджмента качества (СМК) в соответствии с международными стандартами ИСО 9000 (МС ИСО 9000). уметь:
владеть:
Дисциплина относится к циклудисциплиннаправления (ДН(М) В7). Для изучения дисциплины студент должен знать: - этапы формирования качества продукции; - статистические методы анализа; - этапы формирования и виды затрат на качество продукции; - способы управления бизнес - процессами организации. уметь: применять полученные знания для анализа и совершенствования менеджмента организации. владеть: методологией анализа и планирования качества, его технического, организационного и информационного обеспечения. Изучение дисциплины базируется на знаниях, полученных при изучении дисциплин: «Производственный менеджмент», «Инновационный менеджмент», «Менеджмент» и знаниями в области математической статистики, маркетинга, управления персоналом и др.
* компетенции, приобретаемые студентами конкретного направления/ специальности в ходе изучения дисциплины, приведены в приложении № 2
4.3. Темы и содержание практических занятий
Лабораторные работы по дисциплине не предусмотрены.
Для проработки и закрепления лекционного материала по дисциплине «Управление качеством» применяются:
6.1.1К разделу 1. Научные и организационные положения менеджмента качества(тест) 1. Менеджмент качества связан: А) только с производственными подразделениями предприятия; Б) со всей системой управления предприятием; В) с внешними поставщиками и потребителями продукции предприятия. 2. Какая из функций не является функцией менеджмента качества: А) надзор за полнотой контроля качества; Б) участие в проведении приемочного контроля. В) обучение персонала в области качества. 3. Управление качеством: А) включает в себя менеджмент качества; Б) то же, что и менеджмент качества; В) является частью менеджмента. 4.Укажите этапы жизненного цикла продукции, на которых происходит подтверждение качества: А) проектирование; Б) контроль, испытания, обследования; В) упаковка и хранение; Г) монтаж и эксплуатация; Д) сбыт продукции; Ж) транспортирование продукции. 5.Укажите этапы жизненного цикла продукции, на которых происходит обеспечение качества: А) маркетинг; Б) материально – техническое снабжение; В) разработка и подготовка производственного процесса; Г) производство; Д) контроль, испытания, обследования; Ж) утилизация после использования. 6.Укажите этапы жизненного цикла продукции, на которых происходит планирование качества: А) проектирование; Б) контроль, испытания, обследования; В) упаковка и хранение; Г) маркетинг; Д) монтаж и эксплуатация; Ж) сбыт продукции. 6.1.2К разделу 2. Основы стандартизации. Основы сертификации (тест) 1. Какая документация рассматривается при сертификации СМК: А) международные стандарты; Б) рабочие инструкции; В) записи о качестве; Г) технологические инструкции; Д) меню в столовой. 2. Сертификации всегда носит: А) добровольный характер по всем видам продукции; Б) обязательный характер по всем видам продукции; В) законодательно установлены виды продукции, подлежащие обязательной сертификации. 3. Внутренний аудит это: А) проверка соответствия запланированным мероприятиям и их внедрение; Б) оценка пригодности запланированных мероприятий для достижения целей; В) работа по сбору информации для анализа эффективности внедрения системы качества; Г) выявление виновных в случаях обнаружения несоответствий. 4. Сертификация – это: А) процедура выдачи разрешения на выпуск определенной продукции; Б) подтверждение соответствия продукции установленным требованиям; В) проверка поставщиком требований по качеству 5. Какая документация рассматривается как объект аудита: А) отчеты об аудитах; Б) стандарты предприятия; В) табель учета рабочего времени; Г) должностные инструкции; Д) записи об обучении; Ж) записи в еженедельнике. 6. Система сертификации действует на: А) уровне взаимоотношений поставщиков и потребителей; Б) национальном, региональном и международном уровне; В) отраслевом уровне. 6.1.3К разделу 3. Разработка и внедрение системы менеджмента качества(тест) 1. Кпринципам менеджмента качества относятся: А) ориентация на потребителя; Б) лидерство руководителя; В) применение статистических методов; Г) процессный подход; Д) системный подход. 2. Роль руководства предприятия в TQM: А) руководители сосредоточены в первую очередь на вопросах общего менеджмента; Б) эффективность TQM в первую очередь определяется руководством предприятия; В) эффективность TQM зависит от службы менеджмента качества предприятия. 3. Кпринципам менеджмента качества не относятся: А) ориентация на потребителя; Б) анализ со стороны руководства; В) системный подход; Г) лояльность поставщика; Д) вовлечение персонала. 4. Методология всеобщего управления качеством (TQM) – это: А) система обеспечения качества продукции; Б) экспертиза продукции предприятия; В) совокупность методов управления предприятием, основным рычагом которых является качество. 5. Бизнес-процесс – это: А) процессы предпринимательской деятельности (в отличие от управленческой); Б) характеристика предпринимательских( коммерческих) видов деятельности в отличие от некоммерческих; В) структурированная , логически замкнутая (начало – процесс – результат) последовательность действий по выполнению определенного вида деятельности. 6. Какой из нижеприведенных тезисов не верен. Внедрение методов TQM требует: А) вовлечение и обучение всего персонала; Б) мониторинга поставщиков и их продукции; В) смены персонала компании. 6.1.4 Примерные задания для домашних контрольных работ.
Приведите примеры качественной, но неконкурентоспособной продукции, конкурентоспособной, но некачественной продукции. 2. Проверьте правильность нижеперечисленных утверждений и подтвердите своё решение: а) ответственность за качество должна быть коллективной; б) реальное повышение качества может быть реализовано как на основе новых технологий, так и без них: в) качество – это то, что говорит потребитель, а не производитель; г) политика предприятия должна учитывать политику в области качеств 3. Укажите неточности в нижеприведенной последовательности разработки системы менеджмента качества: а) проводится обследование производства и подготавливается специальный доклад; б) разрабатывается Руководство по реализации Программы качества; в) на специальном совещании обсуждаются детали, сроки и организация выполнения программы качества и Руководства, вносятся необходимые исправления и принимаются решения (в том числе по обучению и аттестации персонала); г) мероприятия из программы и Руководства включаются в общий план развития предприятия; д) производится выбор системы менеджмента качества; е) Программа качества и Руководство запускаются в производство; ж) осуществляется поддержка системы и защита интересов предприятия
Выполнение расчетно-графической работы по дисциплине не предусмотрено.
Выступление с рефератами, эссе, докладами не предусмотрено.
а) Основная литература 1. Основы менеджмента качества: Уч. пособие для вузов по экон. специальностям / А.Е. Хачатуров, Ю.А. Куликов. - М.: Дело и сервис, 2003. 2. Управление качеством: Учебник для вузов по экон. специальностям / С.Д. Ильенкова, Н.Д. Ильнкова, В.С, Мхатарян и др. / под ред. С.Д. Ильнковой. - 2-е изд. перер. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 3. Управление качеством: учебное пособие / Б.И. Герасимов, Н.В Злобин, С.П. Спиридонов. – М.: КНОРУС, 2005. 4. Аристов О.В. Управление качеством: Учеб.пособие для вузов. - М.: ИНФРА-М, 2004. б) Дополнительная литература 1. ГОСТ Р ИСО 9000:2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Изд во Госстандарта, 2009. 2. ГОСТ Р ИСО 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования. - Изд во Госстандарта, 2009. 3. ГОСТ Р ИСО 9004:2008. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности. - Изд во Госстандарта, 2009. 4. Управление качеством: Учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Упр.качеством» / И.И. Мазур, В.Д. Шапиро; под ред. И.И. Мазура - 2-е изд. – М.: Омега-Л, 2005 5. Окрепилов В.В. Всеобщее управление качеством. - СПб.: Изд. СПб, 1988. 6. ИсакаваКаору. Японские методы управления качеством.-М.: Экономика повышения качества / Под ред. ХитосиКумэ. Пер. с англ. и дополнение Ю.П. Адлера, Л.А. Конаревой. - М.: Финансы и статистика, 1990. 7. Харингтон Д. Управление качеством в американских корпорациях. М., Экономика 1990.. 8. Гончаров Э.Н. Удивительное — рядом. Kто такие владельцы процессов // Стандарты и качество. — 2005. —№ 9. в) Программное и коммуникационное обеспечение Доступ к современным профессиональным базам данных, информационным справочным и поисковым системам.
При обучении дополнительных материально-технических средств не требуется ПРИЛОЖЕНИЕ № 1 к рабочей программе по дисциплине «Управление качеством» на 2 семестр Модуль «Управление качеством» |
Рабочая программа История и философия науки образование: послевузовское... Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Нижегородский государственный инженерно-... | Основная образовательная программа впо, реализуемая в институте по... Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический... | ||
Основная образовательная программа впо, реализуемая в институте по... Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный инженерно-экономический... | Программа оценивания контролируемой компетенции: №Контролируемые... Филиал Государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Нижегородский государственный... | ||
Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Образование: Глазовский Государственный Педагогический Институт им. В. Г. Короленко; учитель истории | Реферат Операционная система. Последовательность заруки ЭВМ Федеральное агентство по образованию Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Глазовский... | ||
Реферат Windows 95\ 98. Пользовательский интерфейс, настройки пользовательского интерфейса Федеральное агентство по образованию. Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования “ Глазовский... | Types of Tourism Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде | ||
Инженерно-экономический университет Социологические проблемы изучения общественного мнения (методические указания к проведению семинарских занятий) | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в городе Твери | ||
В. К. Федюкин Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Протокол №6 от 19 января 2012 года Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... | ||
Методические указания по написанию контрольной работы №1 Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... | Программа по формированию навыков безопасного поведения на дорогах... Высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный инженерно-экономический университет» в г. Вологде | ||
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы Филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский... | Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов заочного отделения Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Санкт-Петербургский государственный... |