ПЕРВОЕ ВЫСШЕЕ ТЕХНИЧЕСКОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ РОССИИ
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ МИНЕРАЛЬНО-СЫРЬЕВОЙ УНИВЕРСИТЕТ «ГОРНЫЙ»
Согласовано
|
| Утверждаю
| Руководитель ООП
по специальности 220501
проф. Б.Я. Литвинов
|
| Зав. кафедрой М и УК
проф. Б.Я. Литвинов
| РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Всеобщее управление качеством
Специальность: 220501 – Управление качеством
Квалификация выпускника: специалист
Форма обучения: очная
Составитель:
доцент О.В. Новикова
Санкт-Петербург
2012
Составитель: доцент О.В. Новикова
Научный редактор: профессор Г.А. Алексеев
1. Цель и задачи дисциплины.
Цель изучения дисциплины - подготовка к практической деятельности по управлению предприятием по концепции TQM для достижения долгосрочного успеха путем максимального удовлетворения запросов потребителей, сотрудников и общества.
Основная задача дисциплины - приобретение студентами знаний, умений и навыков в области управления организацией с позиций TQM.
2. Место дисциплины в структуре ООП.
Курс «Всеобщее управление качеством» входит в состав специальных дисциплин и изучается студентами в 5 семестре.
Для освоения курса обучающийся должен обладать устойчивыми знаниями по следующим дисциплинам: «Экономико-математические методы управления качеством», «Документирование управленческой деятельности», «Метрология, стандартизация и сертификация», «Управление качеством продукции на различных стадиях жизненного цикла».
3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: ПК5, ПК12, ПК13, ПК15.
В результате изучения дисциплины студент должен:
Иметь представление:
о новых подходах к управлению качеством;
Знать и уметь использовать:
формирование подходов TQM;
основные принципы TQM;
модель делового совершенства;
обеспечение качества систем управления в рамках TQM;
сбора данных и их статистической обработки;
использования статистических методов контроля качества;
вовлечения сотрудников в деятельность по улучшению качества.
4. Объём дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоёмкость дисциплины составляет 2 зачётные единицы.
-
Вид учебной работы
| Всего часов
| Аудиторные занятия (всего)
| 28
| В том числе:
|
| Лекции
| 16
| Практические занятия (ПЗ)
| 12
| Самостоятельная работа (всего)
| 116
| В том числе:
|
| Контрольная работа
|
| Другие виды самостоятельной работы:
|
| Работа с литературой
|
| Вид аттестации
| экзамен
| Общая трудоёмкость час
зач. ед.
| 144
2
|
Основные дидактические единицы (модули):
Дисциплина «Всеобщее управление качеством» состоит из следующих разделов:
Введение
Предмет, цели, задачи и объекты курса «Всеобщее управление качеством» (TQM). Структура курса, его роль и место в формировании мировоззрения и базы знаний инженера-менеджера. Связь с другими дисциплинами. Организация изучения предмета.
Раздел 1. Новые подходы к управлению.
Всеобщее управление качеством (TQM)
Основные положения TQM
Основные понятия в области управления качеством. TQM – как общеорганизационный метод непрерывного повышения качества всех организационных процессов, производства и сервиса. Исторические аспекты и области применения TQM.
Формирование подходов TQM
Вклад в формирование подходов TQM Шухарта, Деминга, Джурана, Фейгенбаума. Цикл PDCA, «14 пунктов» Деминга, принципы достижения успеха Джурана, теория «комплексного (всеобщего) управления качеством Фейгенбаума. Вклад Исикава, Тагути и Синго в развитие теории и практики управления качеством. Четыре правила управления качеством и программа улучшения качества из 14 шагов Кросби. Билл Смит и концепция «шесть сигм».
Основные принципы TQM
Ориентация на потребителя. Роль руководства. Вовлечение сотрудников. Процессный подход к управлению. Системный подход. Постоянное улучшение. Принятие решений, основанных на фактах. Взаимовыгодные отношения с поставщиками.
Премии за качество
Критерии и значение премий в области качества. Премия Деминга, национальная премия М. Болдриджа (США), Европейская и Российская премии за качество. Модель делового совершенства.
Раздел 2. TQM и совершенствование деятельности организации
2.1. Основные направления совершенствования деятельности
Десять основных направлений деятельности: заинтересованность высшего руководства; создание коллегиального руководства; вовлечение руководящего состава; коллективное участие персонала; индивидуальное участие персонала; создание групп по совершенствованию системы; вовлечение поставщиков; обеспечение качества функционирования системы; формирование тактики и стратегии; создание системы поощрения.
2.2. Планирование и управление улучшением деятельности
Деятельность высшего руководства. Роль и принципы деятельности. Политика в области качества. Требования к комплексу планирования. Создание руководящего совета по улучшению деятельности. Оценка достигнутых результатов. Программы обучения в рамках процесса улучшения.
2.3. Объекты, ресурсы и методы руководства
Анализ планов совершенствования работы подразделений. Стимулирование персонала. Проблемы, связанные с системой управления и их разрешение. Мероприятия по улучшению деятельности организации.
Раздел 3. TQM и управление персоналом
3.1. Групповой подход
Сущность группового подхода. Создание групп по совершенствованию деятельности подразделений. Кружки качества, группы совершенствования процессов и целевые группы.
3.2. Совершенствование в рамках подразделений
Комплекс работ по усовершенствованию требований потребителей. Организация и оплата труда: подготовка и обучение кадров, планирование работ, годовая аттестация сотрудников и оплата труда.
Профессиональный рост и планирование карьеры: цели и методология планирования карьеры, разработка ежегодного плана профессионального роста.
3.3. Признание заслуг
Основные задачи процесса признания. Формы признания: материальная компенсация; денежные вознаграждения; общественное признание отдельной личности и деятельности группы; личное признание со стороны руководства.
Раздел 4. TQM и совершенствование систем управления
4.1. Системный и процессный подходы
Процессы и сущность управления процессами. Создание групп по усовершенствованию процесса. Разработка маршрутной схемы процесса.
Статистическое регулирование и формирование системы регулирования. Этапы системного подхода: разработка ТУ на процесс; анализ схемы процесса; установление каналов передачи информации; документация на процесс.
4.2. Аттестация персонала
План аттестации и ответственность за ее проведение Виды деятельности по аттестации: сертификация операций процесса; обработка пробной партии; независимая проверка процесса. Принцип «точно вовремя», его применение и преимущества. Деятельность групп по усовершенствованию процессов.
4.3. Функционирование системы обеспечения качества
Основные элементы организации обеспечения качества: анализ надежности и ремонтопригодности; обеспечение качества выпускаемой продукции и оказываемых услуг; статистические методы контроля качества (семь простых инструментов контроля качества); обеспечение качества функционирования систем.
Раздел 5. TQM и обеспечение качества систем управления
5.1. Обеспечение качества систем управления
Создание группы обеспечения качества функционирования систем управления. Проверка качества функционирования систем. Основные задачи службы обеспечения качества функционирования систем.
5.2. Взаимодействие с поставщиками
Требования к поставщикам и условия заключения контрактов. Обучение, поощрение и контроль поставщиков. Аттестация деятельности поставщиков.
Заключение
Перспективы развития и совершенствования TQM. Адаптация специалистов в области менеджмента качества в современных условиях.
Литература:
Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2011. – 253 с.
Рожков В.Н. Управление качеством: Учебник /В.Н.Рожков. – М.: ФОРУМ, 2012. - 336 с.
Овсянко Д.В. Управление качеством /Д.В. Овсянко; Высшая школа менеджмента СПбГУ. – СПб.: Изд-во «Высшая школа менеджмента», 2011. – 204 с.
Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебное пособие. - СПб.: Питер, 2008- 560 с.
__________________________________________________________________ Разработчики:
кафедра МиУК доцент О.В. Новикова |