Скачать 242.54 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ Р ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования «МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ» УТВЕРЖДАЮПроректор по учебной работе______________Т.В. Маркелова«_____» ___________2010 РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Наименование дисциплины _____Исследование систем управления По направлению подготовки ___080100.62 Экономика По профилю подготовки ________080101 «Бухгалтерский учет, анализ и аудит» Факультет Экономики и менеджмента Кафедра Прикладной математики и моделирования систем Квалификация (степень) выпускника бакалавр Москва — 2010 Разработчик: зав. каф. ПМиМС д.т.н., доцент Е.В. Никульчев Рецензент: проф. РГРТУ д.т.н., профессор В.В.Белов проф. МГУП д.т.н., профессор А.П. Горяшко Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры «Прикладная математика и моделирования систем» 19 ноября 2010, протокол № 4. Зав. кафедрой ________________/ Е.В. Никульчев / Одобрена Советом факультета Экономики и менеджмента «__» ноября 2010, протокол № __ Председатель ______________/ О.В. Кублашвили /
1. Цели и задачи дисциплины: Целью дисциплины «Исследование систем управления» является формирование научного представления об исследовательской деятельности, а также о современных методах исследования систем управления, развитие перспективного мышления и новаторского подхода к управлению; формирование навыков практического исследования систем управления и анализа существующих ситуаций в управлении. Задачами изучения дисциплины являются:
2. Место дисциплины в структуре ООП: Дисциплина относится к факультативной части профессионального цикла дисциплин, для ее успешного освоения студент должен обладать знаниями и умениями, полученными при изучении дисциплин «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений», «Линейная алгебра», «Статистика». Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины «Исследование систем управления», будут полезными при изучении дисциплин «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Управленческий учет» 3. Требования к результатам освоения дисциплины: Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1); – способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1); – способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4); – способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6); – способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10); – способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13). В результате изучения дисциплины студент должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
4. Объем дисциплины и виды учебной работы Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.
5. Содержание дисциплины 5.1. Содержание разделов дисциплины 1. Система управления как объект и предмет исследования. Общие понятия об управлении. Кибернетическое и экономическое понятие управления. Управление как целенаправленный процесс. Субъекты и объекты управления. Составляющие элементы системы управления. Цели и задачи управления. Принципы управления: сущность и классификация. Понятие и классификация функций управления (анализ, планирование, прогнозирование, регулирование, организация процессов, учет и контроль). Классификация систем. Основные информамерности систем. Система управления в качестве предмета исследования. 2. Системный подход в исследовании управления. Сущность понятия «система». История и этапы развития системного подхода. Основные понятия и определение системного подхода. Система управления как объект исследования. Понятие системы управления. Сущность системного подхода к исследованию управления. Основные принципы системного подхода: принцип целостности, принцип совместимости элементов целого, принцип функционально-структурного строения целого, принцип развития, принцип лабилизации функций, принцип полифункциональности, принцип итеративности, принцип вероятностных оценок, принцип вариантности. Структурно-функциональный анализ систем управления. Дифференциация элементов системы управления и свойства ее целостности. 3. Методы социологических исследований систем управления. Цель социологических исследований систем управления. Виды социологических исследований, используемых в изучении систем управления. Формы проведения социологического исследования: наблюдение, экспертные оценки и анкетирование, построение сценариев. Процедуры и организация социологических исследований. Социологические исследования и диагностика систем управления. Методические аспекты социологических исследований. Исследование организационной культуры. Контроль и диагностика конфликтов. Рефлексионное исследование систем управления. Эффективность и оценка результатов социологических исследований. 4. Изучение документов и тестирование в исследовании систем управления. Методы изучения документов: сущность, факторы эффективности. Классификация документов. Информационность документов. Использование тестирования в исследовании реальных систем управления: персонал, связи, функции. Методы тестирования. Сущность и разновидности тестов. Содержание тестов. Принципы составления тестов. Обработка и оценка результатов тестового исследования. 5. Имитационное моделирование в исследовании систем управления. Понятие модели. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических задач управления. Конструирование исследовательских моделей: принципы и практическая ценность. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления. Принципы и подходы к построению математических моделей. Этапы построения математической модели. Проверка адекватности модели исследуемому объекту. 6. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления. Показатели состояния систем управления: состав, конкуренция, валидность. Классификация показателей системы управления. Показатели, характеристики и параметры системы управления. Глубина и объективность отражения свойств системы управления в показателях. Показатели статистики и динамики управления, элементов и связей, функционирования и развития. Анализ показателей. 7 Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления. Методология и организация экспертных оценок. Информационное обеспечение экспертных исследований. Выбор проблем для экспертного обследования. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок. Принципы экспертизы. Этапы экспертизы. Состав экспертов. Требования, предъявляемые к эксперту. Организация форм работы эксперта. Типы шкал, используемые при экспертизе. Процедуры экспертных измерений: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение, непосредственная оценка. Обработка результатов экспертного обследования. 8. Диверсифицированные методы исследования систем управления. Сущность и факторы диверсификации исследований. Состав и характеристика диверсифицированных методов исследования. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Интуиция в деятельности человека. Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности. Виды стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности. Условия выбора стратегии интуитивного поиска. Методы типа «мозговая атака» или «мозговой штурм»: сущность и содержание, этапы проведения. Подбор участников для групп «мозгового штурма». 9. Планирование процесса исследования систем управления. Исследовательская гипотеза: сущность и роль в исследовании. Формирование исследовательских гипотез. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и программная и др. Разработка концепции исследования систем управления. Концепция исследования: признаки, принципы построения, роль в организации и методологии исследования. Планирование процесса исследования систем управления. План исследования: сущность, необходимость, роль и значение. Принципы планирования исследования. Виды плановых исследований. Математические методы планирования. 10. Прикладные направления исследования систем управления. Маркетинговые исследования. Управленческий учет в системном исследовании. Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в системе управления. 5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами
5.3. Разделы дисциплин и виды занятий
6. Лабораторный практикум.
7. Практические занятия (семинары) Практические занятия (семинары) не предусмотрены. 8. Примерная тематика курсовых работ (проектов). Курсовые работы (проекты) не предусмотрены. 9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины: а) основная литература 1. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2008. 2. Мишин М. Исследование систем управления: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Юнити–Дана, 2008. 3. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. 2-е изд.— М.: Юнити–Дана, 2008. б) дополнительная литература 4. Глущенко В.Г., Глущенко И.И. Исследование систем управления. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Издательство: Крылья, 2004. 5. Мельников В.П. Исследование систем управления. — М.: Издательство: Академия, 2008. 3. Михайлов Л.М., Мишин В.М., Сисюк А.Я. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М. Экзамен, 2009. 4. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА », 2003. 5. Семёнов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. – Казань, Изд-во Казанск. ун-та, 2004. 6. Никульчев Е.В. Практикум по теории управления в среде MATLAB: Учебное пособие.— М.: МГАПИ, 2002. в) программное обеспечение
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы http://matlab.exponenta.ru/. 10. Материально-техническое обеспечение дисциплины: Набор демонстрационных программ в среде MATLAB, иллюстрирующие исследование функционирование систем управления Авторский компьютерный практикум по теории управления в среде MATLAB 11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины: Оценка качества освоения включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль и промежуточная аттестация включают типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций с высокой степенью объективности (надежности), обоснованности (валидности) и сопоставимости. Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине:
Протокол согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 201 / 201 учебный год
Дополнения и изменения в рабочей программе на 201 / 201 учебный год В рабочую программу вносятся следующие изменения: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании кафедры « »____________________201 г. Заведующий кафедрой ___________________/ / _______________________________________________________ Внесенные изменения утверждаю Проректор по учебной работе_______________Т.В. Маркелова«_____»___________201 г. |
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Целью дисциплины «Математические модели в теории управления и исследование операций» является формирование представлений о методах... | ||
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами... | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию | Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | ||
Инистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное... | ||
Российской федерации федеральное агентство по образованию Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3 | ||
Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | Российской Федерации Федеральное агентство по образованию Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций» | ||
Программа по дисциплине «Концептуальные основы домоведения» Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ | Обеспеченность электронными образовательными ресурсами Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет | ||
Министерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса) | Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное... Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества |