Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию





Скачать 242.54 Kb.
НазваниеР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Дата публикации20.04.2015
Размер242.54 Kb.
ТипИсследование
100-bal.ru > Экономика > Исследование
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

Р

ОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ




Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПЕЧАТИ»

УТВЕРЖДАЮ

Проректор по учебной работе

______________Т.В. Маркелова



«_____» ___________2010


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Наименование дисциплины _____Исследование систем управления
По направлению подготовки ___080100.62 Экономика
По профилю подготовки ________080101 «Бухгалтерский учет,

анализ и аудит»
Факультет Экономики и менеджмента

Кафедра Прикладной математики и моделирования систем

Квалификация (степень) выпускника бакалавр

Москва — 2010

Разработчик:

зав. каф. ПМиМС д.т.н., доцент Е.В. Никульчев
Рецензент:

проф. РГРТУ д.т.н., профессор В.В.Белов

проф. МГУП д.т.н., профессор А.П. Горяшко


    Рабочая программа обсуждена на заседании кафедры

    «Прикладная математика и моделирования систем» 19 ноября 2010, протокол № 4.

    Зав. кафедрой ________________/ Е.В. Никульчев /

    Одобрена Советом факультета

    Экономики и менеджмента «__» ноября 2010, протокол № __

    Председатель ______________/ О.В. Кублашвили /






Индекс по учебному плану

Цикл

Компонент

Базовая часть

вариативная часть

по выбору студента

Б.3.4.3

Гуманитарный и социальный

и экономический цикл










Математический и естественнонаучный цикл










Профессиональный цикл







×


Форма

обучения

курс

семестр

Трудоемкость дисциплины в часах

Форма

итогового

контроля

Всего часов

Аудиторных часов

Лекции

Семинарские (практически) занятия

Лабораторные занятия

Курсовая

Работа (проект)

Самостоятельная работа

Очная

3

5

72

34

17




17




38

зачет

Очно-заочная































Заочная
































1. Цели и задачи дисциплины:

Целью дисциплины «Исследование систем управления» является формирование научного представления об исследовательской деятельности, а также о современных методах исследования систем управления, развитие перспективного мышления и новаторского подхода к управлению; формирование навыков практического исследования систем управления и анализа существующих ситуаций в управлении.

Задачами изучения дисциплины являются:

  • формирование научного представления о системном подходе;

  • рассмотрение конкретных методов управления экономическими системами;

  • ознакомление с методами оценки качества функционирования и управления сложными объектами.


2. Место дисциплины в структуре ООП:

Дисциплина относится к факультативной части профессионального цикла дисциплин, для ее успешного освоения студент должен обладать знаниями и умениями, полученными при изучении дисциплин «Математический анализ», «Теория вероятностей и математическая статистика», «Методы оптимальных решений», «Линейная алгебра», «Статистика». Знания и умения, полученные в ходе изучения дисциплины «Исследование систем управления», будут полезными при изучении дисциплин «Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности», «Управленческий учет»
3. Требования к результатам освоения дисциплины:

    Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

    – владеет культурой мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК–1);

    – способен собрать и проанализировать исходные данные, необходимые для расчета экономических и социально-экономических показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов (ПК-1);

    – способен осуществлять сбор, анализ и обработку данных, необходимых для решения поставленных экономических задач (ПК-4);

    – способен на основе описания экономических процессов и явлений строить стандартные теоретические и эконометрические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты (ПК-6);

    – способен использовать для решения аналитических и исследовательских задач современные технические средства и информационные технологии (ПК-10);

    – способен критически оценить предлагаемые варианты управленческих решений и разработать и обосновать предложения по их совершенствованию с учетом критериев социально-экономической эффективности, рисков и возможных социально-экономических последствий (ПК-13).


В результате изучения дисциплины студент должен:

    Знать:

  • содержание общенаучных методов исследования систем управления;

  • функционально-логические основы исследования систем управле­ния;

  • порядок планирования и организации исследования систем управления, принципы оценки результатов исследования;

  • основы исследовательской деятельности;

  • методы системного анализа и теории управления;

  • основные методы исследования систем управления и их классификацию;

  • методы формализованного представления систем управления;



    Уметь:

  • применять методологию исследования к решению практических задач управления организациями;

  • планировать процесс функционирования систем управления;

  • применять методы системного анализа в исследовании управления;

  • исследовать и проектировать цели и функции управления;

  • исследовать и проектировать структуры управления;

  • исследовать и проектировать управленческие решения;

  • использовать методы и модели исследования систем управления в маркетинговой деятельности;



    Владеть:

  • методами системного анализа;

  • инструментальными средствами проектирования систем управления;

  • методами исследования структурно-сложных систем управления.



4. Объем дисциплины и виды учебной работы
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы.


Вид учебной работы

Всего часов

Семестры

6

Аудиторные занятия (всего)

34

34

В том числе:




Лекции

17

17

Практические занятия (ПЗ)





Семинары (С)





Лабораторные работы (ЛР)

17

17

Самостоятельная работа (всего)

38

38

В том числе:




Курсовой проект (работа)





Расчетно-графические работы





Реферат





Другие виды самостоятельной работы




Подготовка к лабораторным занятиям

20

20

Подготовка к промежуточной аттестации





Подготовка к зачету

18

18

Вид промежуточной аттестации (зачет, экзамен)

Зачет

Зачет

Общая трудоемкость 72 час

2 зач. ед.





5. Содержание дисциплины

5.1. Содержание разделов дисциплины

1. Система управления как объект и предмет исследования.

Общие понятия об управлении. Кибернетическое и экономическое понятие управления. Управление как целенаправленный процесс. Субъекты и объекты управления. Составляющие элементы системы управления. Цели и задачи управления. Принципы управления: сущность и классификация. Понятие и классификация функций управления (анализ, планирование, прогнозирование, регулирование, организация процессов, учет и контроль). Классификация систем. Основные информамерности систем. Система управления в качестве предмета исследования.

2. Системный подход в исследовании управления.

Сущность понятия «система». История и этапы развития системного подхода. Основные понятия и определение системного подхода. Система управления как объект исследования. Понятие системы управления. Сущность системного подхода к исследованию управления. Основные принципы системного подхода: принцип целостности, принцип совместимости элементов целого, принцип функционально-структурного строения целого, принцип развития, принцип лабилизации функций, принцип полифункциональности, принцип итеративности, принцип вероятностных оценок, принцип вариантности. Структурно-функциональный анализ систем управления. Дифференциация элементов системы управления и свойства ее целостности.

3. Методы социологических исследований систем управления.

Цель социологических исследований систем управления. Виды социологических исследований, используемых в изучении систем управления. Формы проведения социологического исследования: наблюдение, экспертные оценки и анкетирование, построение сценариев. Процедуры и организация социологических исследований. Социологические исследования и диагностика систем управления. Методические аспекты социологических исследований. Исследование организационной культуры. Контроль и диагностика конфликтов. Рефлексионное исследование систем управления. Эффективность и оценка результатов социологических исследований.

4. Изучение документов и тестирование в исследовании систем управления.

Методы изучения документов: сущность, факторы эффективности. Классификация документов. Информационность документов. Использование тестирования в исследовании реальных систем управления: персонал, связи, функции. Методы тестирования. Сущность и разновидности тестов. Содержание тестов. Принципы составления тестов. Обработка и оценка результатов тестового исследования.

5. Имитационное моделирование в исследовании систем управления.

Понятие модели. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических задач управления. Конструирование исследовательских моделей: принципы и практическая ценность. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления. Принципы и подходы к построению математических моделей. Этапы построения математической модели. Проверка адекватности модели исследуемому объекту.

6. Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.

Показатели состояния систем управления: состав, конкуренция, валидность. Классификация показателей системы управления. Показатели, характеристики и параметры системы управления. Глубина и объективность отражения свойств системы управления в показателях. Показатели статистики и динамики управления, элементов и связей, функционирования и развития. Анализ показателей.

7 Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления.

Методология и организация экспертных оценок. Информационное обеспечение экспертных исследований. Выбор проблем для экспертного обследования. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок. Принципы экспертизы. Этапы экспертизы. Состав экспертов. Требования, предъявляемые к эксперту. Организация форм работы эксперта. Типы шкал, используемые при экспертизе. Процедуры экспертных измерений: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение, непосредственная оценка. Обработка результатов экспертного обследования.

8. Диверсифицированные методы исследования систем управления.

Сущность и факторы диверсификации исследований. Состав и характеристика диверсифицированных методов исследования. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления. Интуиция в деятельности человека. Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности. Виды стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности. Условия выбора стратегии интуитивного поиска. Методы типа «мозговая атака» или «мозговой штурм»: сущность и содержание, этапы проведения. Подбор участников для групп «мозгового штурма».

9. Планирование процесса исследования систем управления.

Исследовательская гипотеза: сущность и роль в исследовании. Формирование исследовательских гипотез. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и программная и др. Разработка концепции исследования систем управления. Концепция исследования: признаки, принципы построения, роль в организации и методологии исследования. Планирование процесса исследования систем управления. План исследования: сущность, необходимость, роль и значение. Принципы планирования исследования. Виды плановых исследований. Математические методы планирования.

10. Прикладные направления исследования систем управления.

Маркетинговые исследования. Управленческий учет в системном исследовании. Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в системе управления.
5.2 Разделы дисциплины и междисциплинарные связи с обеспечиваемыми (последующими) дисциплинами

№ п/п

Наименование обеспе-чиваемых (последую-щих) дисциплин.

№ № разделов данной дисциплины, необходимых для изучения обеспечиваемых (последующих) дисциплин.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

1.

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности.




×




×




×

×

×

×

×

2.

Управленческий учет.

×

×

×

×

×

×




×

×

×


5.3. Разделы дисциплин и виды занятий

№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Лекц.

Практ.

зан.

Лаб.

зан.

Семинары

СРС

Все-го

час.

1.

Система управления как объект и предмет исследования.

1










2

3

2.

Системный подход в исследовании управления.

1

2







4

7

3.

Методы социологических исследований систем управления.

2

2







4

8

4.

Изучение документов и тестирование в исследовании систем управления.

2

2







4

8

5.

Имитационное моделирование в исследовании систем управления.

2

2







4

8

6.

Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.

2

2







4

8

7.

Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления.

2

2







4

8

8.

Диверсифицированные методы исследования систем управления.

2

2







4

8

9.

Планирование процесса исследования систем управления.

1

1







4

6

10.

Прикладные направления исследования систем управления.

2

2







4

8


6. Лабораторный практикум.

№ п/п

№ раздела дисциплины

Тематика лабораторных занятий

Трудо-емкость

(час.)

1.

2

Системный подход в исследовании управления.

2

2.

3

Методы социологических исследований систем управления.

2

3.

4

Изучение документов и тестирование в исследовании систем управления.

2

4.

5

Имитационное моделирование в исследовании систем управления.

2

5.

6

Параметрическое исследование и факторный анализ систем управления.

2

6.

7

Методы экспертных оценок и SWOT-анализа в исследовании систем управления.

2

7.

8

Диверсифицированные методы исследования систем управления.

2

8.

9

Планирование процесса исследования систем управления.

1

9.

10

Прикладные направления исследования систем управления.

2


7. Практические занятия (семинары)

Практические занятия (семинары) не предусмотрены.
8. Примерная тематика курсовых работ (проектов).

Курсовые работы (проекты) не предусмотрены.

9. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины:

а) основная литература

1. Фрейдина Е.В. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М.: Омега-Л, 2008.

2. Мишин М. Исследование систем управления: Учебное пособие. 2-е изд. — М.: Юнити–Дана, 2008.

3. Игнатьева А. В., Максимцов М. М. Исследование систем управления. 2-е изд.— М.: Юнити–Дана, 2008.

б) дополнительная литература

4. Глущенко В.Г., Глущенко И.И. Исследование систем управления. Учебное пособие для ВУЗов. — М.: Издательство: Крылья, 2004.

5. Мельников В.П. Исследование систем управления. — М.: Издательство: Академия, 2008.

3. Михайлов Л.М., Мишин В.М., Сисюк А.Я. Исследование систем управления: Учебное пособие. — М. Экзамен, 2009.

4. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М.: Издательско-Консалтинговое Предприятие «ДеКА », 2003.

5. Семёнов Г.В., Николаев М.В., Савеличев М.В. Исследование и оценка организационной эффективности систем управления: Учебное пособие. – Казань, Изд-во Казанск. ун-та, 2004.

6. Никульчев Е.В. Практикум по теории управления в среде MATLAB: Учебное пособие.— М.: МГАПИ, 2002.

в) программное обеспечение

  • MATLAB;

  • Control System Toolbox;

  • Statistic Toolbox.

г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы

http://matlab.exponenta.ru/.
10. Материально-техническое обеспечение дисциплины:

Набор демонстрационных программ в среде MATLAB, иллюстрирующие исследование функционирование систем управления

Авторский компьютерный практикум по теории управления в среде MATLAB
11. Методические рекомендации по организации изучения дисциплины:

Оценка качества освоения включает текущий контроль успеваемости, промежуточную аттестацию обучающихся. Текущий контроль и промежуточная аттестация включают типовые задания, контрольные работы, тесты, позволяющие оценить знания, умения и уровень приобретенных компетенций с высокой степенью объективности (надежности), обоснованности (валидности) и сопоставимости.

Примерный перечень вопросов для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине:

  1. Общие понятия об управлении.

  2. Кибернетическое и экономическое понятие управления.

  3. Управление как целенаправленный процесс.

  4. Субъекты и объекты управления.

  5. Составляющие элементы системы управления.

  6. Цели и задачи управления.

  7. Принципы управления: сущность и классификация.

  8. Понятие и классификация функций управления (анализ, планирование, прогнозирование, регулирование, организация процессов, учет и контроль).

  9. Классификация систем.

  10. Основные информамерности систем.

  11. Система управления в качестве предмета исследования.

  12. Сущность понятия «система».

  13. История и этапы развития системного подхода.

  14. Основные понятия и определение системного подхода.

  15. Система управления как объект исследования.

  16. Понятие системы управления.

  17. Сущность системного подхода к исследованию управления.

  18. Принцип целостности.

  19. Принцип совместимости элементов целого.

  20. Принцип функционально-структурного строения целого.

  21. Принцип развития.

  22. Принцип лабилизации функций.

  23. Принцип полифункциональности.

  24. Принцип итеративности.

  25. Принцип вероятностных оценок.

  26. Принцип вариантности.

  27. Структурно-функциональный анализ систем управления.

  28. Дифференциация элементов системы управ­ления и свойства ее целостности.

  29. Цель социологических исследований систем управления.

  30. Виды социологических исследований, используемых в изучении систем управления.

  31. Формы проведения социологического исследования: наблюдение, экспертные оценки и анкетирование, построение сценариев.

  32. Процедуры и организация социологических исследований.

  33. Социологические иссле­дования и диагностика систем управления.

  34. Методические аспекты социологических ис­следований.

  35. Исследование организационной культуры.

  36. Контроль и диагностика конфликтов.

  37. Рефлексионное исследование систем управления.

  38. Эффективность и оценка результатов социологических исследований.

  39. Методы изучения документов: сущность, факторы эффективности.

  40. Классификация документов.

  41. Информационность документов.

  42. Использование тестирования в исследовании реальных систем управления: персонал, связи, функции.

  43. Методы тестирования.

  44. Сущность и разновидности тестов.

  45. Содержание тестов.

  46. Принципы составления тестов.

  47. Обработка и оценка результатов тестового исследования.

  48. Понятие модели.

  49. Разновидности моделей и условия их использования в исследовании практических процессов управления.

  50. Конструирование исследовательских моделей: принципы и практическая ценность.

  51. Использование компьютерной техники при моделировании систем управления. Принципы и подходы к построению математических моделей.

  52. Этапы построения математической модели.

  53. Проверка адекватности модели исследуемому объекту .

  54. Показатели состояния систем управления: состав, конкуренция, валидность.

  55. Классификация показателей системы управления.

  56. Показатели, характеристики и параметры системы управления.

  57. Глубина и объективность отражения свойств системы управления в показателях.

  58. Показатели статистики и динамики управления, элементов и связей, функционирования и развития.

  59. Анализ показателей.

  60. Методология и организация экспертных оценок.

  61. Информационное обеспечение экспертных исследований.

  62. Выбор проблем для экспертного обследования.

  63. Обеспечение объективности и достоверности экспертных оценок.

  64. Принципы экспертизы.

  65. Этапы экспертизы.

  66. Состав экспертов.

  67. Требования, предъявляемые к эксперту.

  68. Организация форм работы эксперта.

  69. Типы шкал, используемые при экспертизе.

  70. Процедуры экспертных измерений: ранжирование, парное сравнение, последовательное сравнение, непосредственная оценка.

  71. Обработка результатов экспертного обследования.

  72. Сущность и факторы диверсификации исследований.

  73. Состав и характеристика диверсифицированных методов исследования.

  74. Методы интуитивного поиска в исследовании систем управления.

  75. Интуиция в деятельности человека.

  76. Сочетание интуиции и логики в творческой исследовательской деятельности.

  77. Виды стратегии интуитивного поиска в исследовательской деятельности.

  78. Условия выбора стратегии интуитивного поиска.

  79. Методы типа «мозговая атака» или «мозговой штурм»: сущность и содержание, этапы проведения.

  80. Подбор участников для групп «мозгового штурма».

  81. Исследовательская гипотеза: сущность и роль в исследовании.

  82. Формирование исследовательских гипотез.

  83. Виды гипотез: рабочая, установочная, теоретическая и практическая, прогностическая и программная и др.

  84. Разработка концепции исследования систем управления.

  85. Концепция исследования: признаки, принципы построения, роль в организации и методологии исследования.

  86. Планирование процесса исследования систем управления.

  87. План исследования: сущность, необходимость, роль и значение.

  88. Принципы планирования исследования.

  89. Виды плановых исследований.

  90. Математические методы планирования.

  91. Маркетинговые исследования.

  92. Управленческий учет в системном исследовании.

  93. Исследование и оценка деятельности конкретного подразделения в системе управления.


Протокол

согласования рабочей программы с другими дисциплинами специальности на 201 / 201 учебный год



Наименование дисциплин, изучение которых опирается на данную дисциплину

Кафедра

Предложения об изменениях в пропорциях материала, порядка изложения и т.д.

Принятое решение

(протокол N°. дата) кафедрой, разработавшей программу

1

2

3

4

Комплексный экономический анализ хозяйственной деятельности










Управленческий учет











Дополнения и изменения в рабочей программе

на 201 / 201 учебный год
В рабочую программу вносятся следующие изменения:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рабочая программа пересмотрена и одобрена на заседании
кафедры « »____________________201 г.


    Заведующий кафедрой ___________________/ /

    _______________________________________________________





Внесенные изменения утверждаю

Проректор по учебной работе

_______________Т.В. Маркелова



«_____»___________201 г.





Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Целью дисциплины «Математические модели в теории управления и исследование операций» является формирование представлений о методах...
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами...
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconР оссийской федерации федеральное агентство по образованию
Цель преподавания философии совершенствование духовной культуры, формирование философского мировоззрения студентов, овладение основами...
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconИнистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию Государственное...

Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской федерации федеральное агентство по образованию
Негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Федеральные органы управления образованием, образовательные учреждения, программы и проекты 3
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconРоссийской Федерации Федеральное агентство по образованию
Фгу «Государственный научно-исследовательский институт информационных технологий и телекоммуникаций»
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconПрограмма по дисциплине «Концептуальные основы домоведения»
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное агентство по образованию РФ
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconОбеспеченность электронными образовательными ресурсами
Федеральное агентство по образованию российской федерации фгоу впо южный Федеральный Университет
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconМинистерство образования и науки российской федерации федеральное агентство по образованию
Методы обследования и функциональная диагностика в терапии (73 вопроса)
Р оссийской федерации федеральное агентство по образованию iconФедеральное агентство по образованию Российской Федерации Государственное...
Помощник заместителя Министра экономического развития Российской Федерации Руководителя Росимущества


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск