Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России





Скачать 322.49 Kb.
НазваниеРазвитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России
страница1/3
Дата публикации21.04.2015
Размер322.49 Kb.
ТипАвтореферат
100-bal.ru > Экономика > Автореферат
  1   2   3



На правах рукописи

Крамсков Антон Сергеевич

Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России

Специальность:

08.00.10 - финансы, денежное обращение и кредит

АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата экономических наук


Ростов-на-Дону-2008

Диссертационная работа выполнена в Ростовском институте сервиса

Южно-Российского государственного университета

экономики и сервиса


Научный руководитель:

доктор экономических наук, профессор

Клюкович Зинаида Александровна


Официальные

оппоненты:

доктор экономических наук, профессор

Кугаев Сергей Владимирович

кандидат экономических наук, доцент

Топорова Ирина Владиленовна


Ведущая организация:

Ростовский государственный

университет путей сообщения


Защита состоится « 30 » июня 2008 г. в 900 часов на заседании диссертационного совета Д.212.208.02 по экономическим наукам при Южном федеральном университете по адресу: 344006, г.Ростов-на-Дону, пер. Соборный, 26, ауд.307.

С диссертацией можно ознакомиться в Зональной научной библиотеке Южного Федерального университета (г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 148), с авторефератом на официальном сайте университета www.sfedu.ru.

Автореферат разослан « 29 » мая 2008 г.

Отзывы на автореферат, заверенные печатью, просим направлять по адресу: 344007, г. Ростов-на-Дону, ул. Горького, 88, экономический факультет, диссертационный совет Д.212.208.02, ауд.209. Ученому секретарю.
Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат экономических наук, доцент Малейко Л.П.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность исследования. Одной из главных задач институциональной реформы налоговой системы в посткризисной экономике России была и остается задача построения эффективной системы налогообложения. Отсутствие теоретических установок, нерешенность проблем организации, функционирования, координации, генезиса противоречий в соотношении прямых и косвенных налогов обуславливают необходимость разработки новой концепции. Важность рассматриваемой проблемы, ее практическая значимость, недостаточная изученность механизма прямого налогообложения в экономике России, необходимость формирования новых моделей придают теме исследования, большую значимость. Особую актуальность исследованию налоговых отношений придает то обстоятельство, что длительное время (1992 – 2001г.г.) доходы бюджетов всех уровней формировались на 60-70% из косвенных налогов. В последние годы доля прямых налогов в общем объеме территориальных доходов значительно увеличилась, а в ряде субъектов вышла на первое место (в исследуемом регионе НДФЛ составляет более 42% налоговых доходов).

Территориальное исследование преимуществ прямого налогообложения, его места и роли в налоговой системе России актуализирует обобщения по данной проблеме.

Степень разработанности проблемы. Анализ монографической и периодической литературы по проблеме диссертационной работы показал, что вопросами реформирования налоговой системы страны, развития и роли прямого налогообложения уделено в научной литературе достаточно много внимания.

Однако несмотря на наличие уже имеющейся исходной концептуально-методологической базы исследования, существуют теоретические недоработки, связанные с недостаточной проработкой методических основ формирования модели прямого налогообложения в условиях реформирования налоговой системы страны, осложняющие формирование системно-целостного представления о предмете исследования.

В исследуемой области научные публикации можно условно сгруппировать по следующим направлениям:

– среди классических теорий налогообложения необходимо выделить теорию А.Смита, Д.Риккардо;

– проблемам механизма взимания налогов посвящены работы Д.Боголепова, И.Тургенева;

– вопросы теории налогов широко отражены в трудах Дж.Стиглица, Д.Стюарта, Б.Франклина;

– в определение границ налогообложения существенный вклад внесли исследования известных ученых А.Лаффера, В.Петти, М.Фридмена;

– современные исследования теоретико-методологических подходов в налогообложении отражены в работах О.Богачевой, И.Горского, Ю.Данилевского, Ю.Любимцева, Л.Павловой, В.Панскова;

– современные модели налогообложения рассмотрены в трудах А.Брызгалина, А.Козырина, В.Князева, С.Пепеляева, В.Пушкаревой, Д.Черника, С.Шаталова.

– существенный вклад в исследование проблемы прямого налогообложения внесли работы Р.Гаджиева, О.Медведевой, С.Гуревича, И.Клементьева, А.Рашина, С.Рагимова.

Несмотря на разноаспектное рассмотрение актуальных проблем прямого налогообложения, вопросы направлений его реформирования являются во многом дискуссионными, что обусловлено существующим различием в методико-методологических подходах исследователей к их определению. Данное обстоятельство в сочетании с актуальностью диссертационной проблематики обусловили выбор темы, объекта и предмета исследования, формулировку его цели и задач.

Цель и задачи исследования. Цель диссертационного исследования заключается в том, чтобы на основе анализа эволюции налогообложения сформировать и обосновать методические и инструментальные подходы к формированию и развитию системы приоритетов и направлений прямого налогообложения в условиях рыночной экономики России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:

–определения сущности, функций назначения прямого налогообложения в рыночной экономике России;

– исследования соотношения прямого и косвенного налогообложения;

– рассмотрения прямого налогообложения в зарубежных странах;

– рассмотрения характеристики основных видов прямых налогов, применяемых на современном этапе;

– определения роли и места прямых налогов в практическом механизме налогообложения региона (на примере Ростовской области).

– определения тенденций в динамике практического налогообложения субъектов Федерации (на примере Ростовской области);

– обоснования направлений совершенствования налоговой системы в посткризисной экономике России;

– определения основных тенденций развития прямого налогообложения в Российской Федерации.

Объектом исследования является налоговая система Российской Федерации и современные тенденции ее развития в посткризисной экономике России.

Предметом исследования выступает совокупность экономических отношений, связанных с осуществлением деятельности по налогообложению, включая процессы перестройки и тенденции развития прямого налогообложения.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют концептуальные положения экономической теории, фундаментальные классические концепции по налогообложению отечественных и зарубежных ученых. Наиболее широко в работе использовался методологический аппарат теории налогообложения А.Смитта, Дж.Кейнса о государственном регулировании экономики, теории переложения А.Локка.

В основу диссертационной работы положены принципы системного подхода, институционального анализа, методы структурно-функционального исследования.

Инструментарно-методический аппарат работы. В процессе исследования закономерностей развития налоговой системы, системы прямого налогообложения, их институциональной основы, определения тенденций и особенностей функционирования использованы категориальный, субъектно-объектный, историко-генетический, комплексный, системный подходы, сравнительный анализ, динамические ряды.

Информационно–эмпирической базой исследования послужили данные Федерального агентства государственной статистики, Министерства финансов, Федеральной налоговой службы РФ, а также территориальных ИФНС, нормативные и директивные документы Президента и Правительства РФ, законодательные документы Российской Федерации, программные положения Правительства, Интернет-ресурсы, материалы научно-практических конференций по исследуемой проблеме, собственные расчеты соискателя за период 2003 – 2007 г.г.

Нормативно-правовую базу составили Конституция РФ, Гражданский, Налоговый, Бюджетный, Таможенный кодексы РФ, федеральные и региональные нормативные акты в области налогообложения.

Рабочая гипотеза диссертационного исследования состоит в разработке концептуальных принципов формирования системы прямого налогообложения, оптимальном соотношении его с косвенным, изменении методических подходов в формировании налогооблагаемых баз, упорядочении льгот по прямым налогам на основе выявленных закономерностей и специфики сложившихся институтов, функционирующих на отдельных территориях с обеспечением институционального единства и однородности налогового пространства в условиях рыночной экономики России.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Современный этап трансформационного процесса в налоговой системе России, начавшийся с 2001 года, по новому определяет роль и место прямых налогов, как одного из главных фискальных элементов налоговой системы, специфичных по определению сущностной характеристики, носящих безвозвратный характер, заключающейся в отчуждении собственности плательщика, но в отличие от косвенных налогов, при использовании прямых восполнение изъятой у плательщика собственности не компенсируется потребителем товара и не ведет к трансформации их экономической природы. В прямых налогах в наибольшей степени соизмеряются две функции – стимулирующая и контрольная, обеспечивающие рациональность налогового механизма, в связи с чем они не способствуют субъективистскому управлению перераспределением собственности.

2. При разработке оптимального сочетания прямых и косвенных налогов необходимо учитывать то обстоятельство, что прямые налоги, напрямую связанные с производством, значительно меньше влияют на его объемы, последующий процесс распределения и перераспределения совокупного общественного продукта. Налоговое переложение, характерное для косвенных налогов, относится к налоговым отношениям, представляющим одну из форм взаимодействия субъектов производства и потребителя, реализуется с помощью механизма цен, ведет к их последовательному цепному изменению. Усиление государственной налоговой политики развития прямого налогообложения направлено на увеличение платежеспособного спроса, сокращение налогового бремени населения, ужесточения контроля над денежной эмиссией, рост оборотных фондов за счет сокращения основных (в действующей налоговой системе из 15 налогов 13- прямые).

3. В модернизации налоговых систем развитых зарубежных стран одна из ведущих ролей отводится налоговым методам регулирования экономического развития, предусматривающим крупные изменения в области прямого налогообложения. Изменение соотношения прямых и косвенных налогов является следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс. Развитие прямого налогообложения с высокими прогрессивными ставками дало возможность переложить основную тяжесть налогов на наиболее обеспеченные слои населения и использовать аккумулированные государством финансовые ресурсы для реализации социальных программ, государственных заказов, капиталовложений.

4. Структурная трансформация прямого налогообложения территорий, видов и источников поступления прямых налогов оказала значительное влияние на муниципальные бюджеты, которые потеряли значительную часть налоговых доходов (отменены доли поступлений с налога на прибыль организаций и снижена доля НДФЛ). Кроме того, данная ситуация осложнена изменением льготного режима при освоении предприятиями новых мощностей (отменой инвестиционной льготы), что не позволяет им надежно и стабильно формировать финансовые ресурсы для исполнения расходных полномочий и требует возврата данной льготы, замененной 10% льготой по амортизационным отчислениям.

5. Региональная налоговая политика Ростовской области способствует реализации в сфере налоговых отношений стабильной тенденции по расширению границ прямого налогообложения, составляющего более 80% налоговых доходов региона, из которых более 40% приходится на долю налога на доходы физических лиц, что способствует увеличению налогового бремени населения и отрицательно воздействует на социальные процессы субъекта Федерации.

6. Совершенствование налоговой системы России вызвано отсутствием в налоговой политике единого подхода к формированию концепции эффективного налогообложения. Формирование у большинства субъектов налоговых отношений противоречивой и экономически неэффективной системы налогообложения не способствует социально-экономическому развитию регионов. Учет тенденций и закономерностей в практике межрегионального налогообложения, снижение доли косвенных налогов в общем объеме налоговых платежей будет повышать действенность налогообложения в налоговой системе.

7. Разработанная модель реформирования прямого налогообложения исследуемого региона, основанная на разработке критериев четкой видовой дифференциации налогов, усилении регулирующей роли федеральных прямых налогов, закрепления в них доли муниципальных территорий, восстановления инвестиционной льготы (налог на прибыль), что позволит территориям значительно увеличить доходную часть бюджета.

Научная новизна результатов диссертационного исследования, полученных лично соискателем, заключается в формировании системного подхода к созданию оптимальной модели развития прямого налогообложения, основанной на усилении регулирующей функции налогов, элементном обосновании налогооблагаемых баз, закреплении в ряде прямых налогов доли территорий, возврате инвестиционной льготы, выработке критериев по оценке решений о целесообразности и границах прямого и косвенного налогообложения.

Элементы научной новизны состоят в следующем:

1. Обоснован подход к теоретическим положениям сущности и природы прямых налогов, позволяющий рассматривать их как системообразующий элемент налоговой системы в контексте выделения в исследовании основных качественных и количественных характеристик прямых налогов.

2. Определена структурная трансформация налогообложения на региональном уровне по видам налогов и источникам поступления, режимам льготирования, составу налогооблагаемых баз, их доли в общем объеме налоговых платежей, при приоритетности прямого налогообложения, составляющего более 80%, с преимущественной ролью налога на доходы физических лиц в объеме более 40%, значительно увеличивающего налоговое бремя физических лиц и отрицательно воздействующего на социальные процессы субъекта Федерации.

3. Обоснован вывод о целесообразности изменения долевых соотношений при распределении налоговых поступлений от прямых налогов и закрепления в них доли муниципальных территорий, что позволит сократить объем целевых дотаций вышестоящего бюджета, уменьшит необходимость введения новых налогов, улучшит прогноз муниципалитетов в части формирования собственных средств (возврат муниципальным образованиям 2% доли налога на прибыль и 20% доли НДФЛ).

4. Предложена модель институциональной трансформации прямого налогообложения, базирующаяся на теоретико-методологическом подходе к совершенствованию прямого налогообложения, включающая инструментарий распределения налоговых доходов между бюджетами и её реализации на стратегическом уровне субъекта Федерации.

Теоретическая значимость исследования состоит в разработке стратегии, обеспечивающей конструктивный подход в становлении и развитии системы регионального налогообложения, его механизма действия при сохранении целостности единой налоговой системы.

Теоретические выводы, сделанные в результате исследования, могут быть использованы в учебном процессе при совершенствовании программ учебных курсов по теории налогов, специальных теоретических курсов «Налоги и налогообложение», «Налоговое планирование», «Налогообложение предприятий и организаций», при разработке государственных и региональных концепций развития системы налогообложения, финансовой стратегии устойчивого развития экономики территорий.

Практическая значимость исследования заключается в разработке рекомендаций по совершенствованию прямого налогообложения. Выводы, предложенные рекомендации могут быть использованы при дальнейшем исследовании различных областей налоговой политики, бюджетно-налогового механизма, территориальных проблем, при выработке дальнейшей стратегии и корректировке курса экономических реформ.

Апробация работы. Основные теоретические и практические результаты диссертационного исследования были представлены на ряде межвузовских научно-практических конференций, проводимых на Юге России в 2005-2007гг. По материалам исследования опубликовано 7 работ общим объемом 4,9 п.л. из них автора - 3,95 п.л.

Структура диссертационной работы отражает логику, порядок исследования и алгоритм решения поставленных задач. Диссертация состоит из введения, семи параграфов, объединенных в три главы, заключения, списка использованных источников и литературы из 177 наименований, она включает 22 рисунка, 10 таблиц, 4 Приложения.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во введении обосновывается актуальность темы диссертационной работы, определяется степень разработанности поставленной проблемы, формулируется цель и задачи исследования, излагаются основные положения, выносимые на защиту, элементы научной новизны, теоретическая и практическая значимость работы.

В первой главе “Теоретико-методологические подходы к формированию прямого налогообложения выявлена сущность прямого налогообложения, определены его функции и назначение, исследовано соотношение прямого и косвенного налогообложения, а также отражено прямое налогообложение в зарубежных странах.

Экономическое содержание налогов влияет на уровень развития государства, состояние его финансов и экономики, формы общественных отношений. Виды взимаемых налогов позволяют иметь представление о стадии развития государства. Если в налоговой системе превалируют косвенные налоги, то это свидетельствует о слаборазвитости государства в экономическом отношении. Если же в структуре налогов преобладают прямые налоги (в первую очередь подоходный налог с граждан), то это служит важнейшим признаком финансово-экономической стабильности государства.

Совокупность налогов, используемых в Российской практике налогообложения, может быть классифицирована по определенным признакам.

До настоящего времени вопрос отсутствия критериев о классификации налогов на прямые и косвенные остается дискуссионным. В диссертационной работе рассмотрены основные признаки деления налогов на вышеуказанные виды.

В финансовой науке каждая форма налогообложения имеет свои преимущества и недостатки, и для построения налоговой системы в соответствии с принципами налогообложения необходимо сочетать обе формы обложения, но с преобладанием прямой, направленной на укрепление экономики государства. На основе проведенного исследования выделены основные особенности прямых налогов.

Прямые налоги выражают денежные отношения, возникающие между государством и налогоплательщиками. В отличие от косвенных, субъектами денежных отношений при взимании прямых налогов выступают товаропроизводители и конкретные плательщики налогов – юридические и физические лица.

В отличие от косвенных налогов, при сборе прямых отношения не возникают между товаропроизводителем и конкретным потребителем, что значительно снижает возможность возникновения экономических нарушений.

В отличие от косвенных, при функционировании прямых налогов не возникают прецеденты переложения налога первоначальным плательщиком на потребителя, что ведет к повышению цен и тарифов.

Если косвенные налоги взимаются постепенно, что не способствует быстрому наполнению бюджета, то прямые налоги более предсказуемы и быстрее собираемы.

В отличие от косвенных, прямые налоги не способствуют «многократности» налогообложения, как, например, было до 2004 г, когда на цену товара начислялись НДС, акциз, налог с продаж.

В отличие от косвенных, прямые более контролируемы, т.к. они адресно-конкретны, всегда увязываются с доходами плательщиков. Последствия взимания косвенных налогов трудно прогнозировать. При взимании прямых налогов государство точно знает, кто платит налоги, в каком размере, из каких источников.

В диссертации отражены функции, назначения налогов, показаны особенности их реализации в прямых налогах.

В работе исследовано соотношение прямых и косвенных налогов, базирующихся на целевом условии, границы применения систем, фактически возможных максимальных налоговых поступлениях от оптимального сочетания данных видов налогов и наибольшем социальном эффекте их долевого взаимодействия.

Прямое налогообложение является гибким инструментом в налоговом механизме, т.к. эффективно снижает налоговое бремя на производство в связи с их безвозвратным характером.

Так, при снижении ставок налога на прибыль, доходы физических лиц предприятие может получить больше средств в собственное распоряжение.

В отличие от прямого, косвенное налогообложение сдерживает продвижение товара от продавца к потребителю, поскольку косвенные налоги имеют индифферентный характер.

Косвенные, по сравнению с прямыми, утяжеляют цену товара или услуги, но при реализации происходит возмещение начисленного налога, что позволяет говорить о реализации, стимулирующей функции косвенных налогов, т.к. хозяйствующий субъект должен производить или брать на реализацию конкурентоспособную продукцию с позиции качества и цены. Взаимосвязь двух видов очевидна в виду того, что косвенные налоги начисляются на сформированную цену, в которую входит прибыль. На практике происходит смена ролей прямых и косвенных налогов; между прямыми и косвенными налогами наблюдаются структурные связи и объективно обусловленная взаимозависимость.

Так, снижение ставки НДС приводило к снижению цен на рынке товаров и услуг и соответственно повысило покупательные возможности хозяйствующих субъектов.

В то же время нельзя не учитывать, что косвенные налоги, применяемые в условиях галопирующей инфляции, являются более надежным источником доходов, нежели прямые, т.к. они более абстрагированы от элементов цены.

Положительная роль косвенного налогообложения проявляется в том, что оно фильтрует вторичный денежный поток, осаживая в бюджетную систему часть доходов, ушедших из-под прямого налогообложения. Например, доходы физических лиц, не попавших под прямое налогообложение, чаще используются на потребление, которое в основной массе облагается косвенными налогами.

Установлено, что в системе налогов России превалирующий характер имеют прямые налоги, что объясняется: выведением из НК РФ таможенных пошлин являющихся, косвенным налогом, (их удельный вес доходил до 40%) и приоритетностью прямых налогов (из 15 действующих налогов 13 – прямые).

Решение проблемы определения в России прямого или косвенного налогообложения может быть связанно с изучением зарубежного опыта, исследованного в диссертационной работе. Соотношения прямых и косвенных налогов в разных странах имеют определенные особенности.

Так, в США, Японии, Канаде, Англии преобладают прямые налоги, а во Франции — косвенные; Германия, Италия имеют достаточно уравновешенную структуру налогов (доля косвенных налогов в Германии —45,2%, в Италии — 48,9%).

Анализ эволюции структуры налоговых систем развитых стран и современная практика налогообложения свидетельствуют о закономерной зависимости соотношения прямых и косвенных налогов по следующим причинам: жизненного уровня преобладающей части населения; совершенства механизма взимания налогов, его способности свести к минимуму уклонение от налогообложения; уровня налоговой культуры; общей ориентации западных обществ на социальный компромисс, решение наиболее острых социальных проблем; традиции налогообложения.

Изменение соотношения между прямыми и косвенными налогами в пользу первых стало также следствием роста ориентации западных обществ на социальный компромисс, что обусловило подчинение налоговых систем принципу социальной справедливости.
  1   2   3

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconРазвитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России
Защита состоится «6» ноября 2007 г в 900 часов на заседании диссертационного совета Д. 212. 208. 02 по экономическим наукам при Южном...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России icon1. Развитие и особенности правового регулирования лизинговой деятельности в России
Достоинства и недостатки механизма налогообложения в России операций международного лизинга
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconТема практического занятия
Тема Возникновение и развитие налогообложения. Основные теории налогообложения
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconНалогообложение регионов России: эволюция, приоритеты, направления реформирования
Охватывает исследование особенностей организации налогообложения в регионах рф, отражает динамику практического налогообложения субъектов...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconВыбираем режим налогообложения – второй урок
В этой статье рассмотрим упрощенную систему налогообложения (усн) и патентную систему налогообложения
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconРабочая программа по дисциплине сд. В. 10. 03 Зарубежная практика налогообложения
Целью преподавания дисциплины является изучение экономических основ формирования налоговых систем России и зарубежных стран. А также...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconМежду российской федерацией и великим герцогством люксембург об избежании...
Российская Федерация и Великое Герцогство Люксембург, желая заключить Соглашение об избежании двойного налогообложения и предотвращении...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconПрограмма по спецкурсу «правовое регулирование избежания двойного...
Постоянное местопребывание (резидентство) и наличие постоянного представительства/постоянной базы как основания для налогообложения...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconРеферат по экономике Инновационная экономика России. Инновации в медицине
Открывающиеся перед человечеством новые инновационные и технологические возможности вместе с кардинальными трансформациями в экономике,...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconТема Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
Назовите основные этапы развития финансовой системы, укажите их взаимосвязь с развитием налогообложения
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconТема Экономическая сущность налогов и основы налогообложения
Назовите основные этапы развития финансовой системы, укажите их взаимосвязь с развитием налогообложения
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России icon11. Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход...
В отличие от уже рассмотренной нами упрощенной системы налогообложения (усно) система налогообложения в виде единого налога на вмененный...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России icon1. Болевые точки российского кризиса
России, возможные сценарии государственной экономической политики, а также формулируются предложения по антикризисным мерам и «повестке...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России icon1. Болевые точки российского кризиса
России, возможные сценарии государственной экономической политики, а также формулируются предложения по антикризисным мерам и «повестке...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconПубличный отчет муниципального
России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе...
Развитие прямого налогообложения в посткризисной экономике России iconОценочные средства по дисциплине
России. Он включает общие представления об экономике как хозяйстве и науке, об экономике семьи, фирмы и государства, в том числе...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск