ГОУВПО «Марийский государственный университет»
Факультет технологии и профессионального образования
УТВЕРЖДАЮ
Декан факультета технологии и
профессионального образования
_______________ /Смирнова Л.Г./
«_____»______________2011 г.
ОЦЕНОЧНЫЕ СРЕДСТВА
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Б.3.6.5. Методика обучения декоративно-прикладному творчеству Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование Профиль подготовки
Технология и экономика
Технология и информатика Квалификация (степень) выпускника Бакалавр Кафедра Теории и методики технологии и профессионального образования Курс - 4 семестр 1 Форма обучения - очная
Составитель доцент, Кузьмин Н.В., к.п.н., доцент Рецензент(ы)
Йошкар-Ола
2011
Рекомендована к утверждению решением учебно-методической комиссии
факультета технологии и профессионального образования
протокол заседания № ____ от
"___ "__ _______________ 2011 г.
_________________ Крылов Д.А.
|
| Рассмотрена и одобрена на
заседании кафедры теории и
методики технологии и
профессионального образования
протокол заседания № ___ от
" ___ " ___________ 2011 г.
_________________ Комелина В.А.
|
СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой Теории и методики технологии и профессионального образования протокол заседания №__ от «___»________ 2011 г _____________ Комелина В.А. Сведения о переутверждении программы
на очередной учебный год и регистрация изменений
Учебный год
| Решение кафедры
(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)
| Автор изменения
(Ф.И.О., подпись)
| Номер
изменения
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Темы рефератов
Организация занятий по ДПТ в классах (школах) с углубленным изучением ИЗО и в системе дополнительного образования.
Организация межпредметных связей на уроках декоративно-прикладного творчества.
«Народная живопись» как средство приобщения учащихся к национальной культуре.
Особенности организации уроков по лепке с использованием традиций народных промыслов.
Многообразие форм организации учебных занятий с использованием технологии художественной обработки текстиля.
Театральные куклы народов мира как средство изучения разнообразных художественных технологий и приобщения учащихся к национальным культурам.
Разные виды «батика» на уроках по декоративно-прикладному творчеству.
Японская техника «Оригами» как средство формирования образного и художественного мышления учащихся.
Древние художественные ремесла России в условиях организации современного урока по декоративно-прикладному творчеству.
Дымковская игрушка. Использование технологий ее изготовления в организации современного урока по ДПТ.
Классические традиции техники гобеленоплетения в организации современного урока по ДПТ.
Интегративные подходы к организации уроков по ДПТ с использованием материалов по народному фольклору и мифологии.
Технологии художественной обработки металла в организации уроков по ДПТ в условиях современной художественной школы.
Приемы старых мастеров по художественной обработке дерева в организации современного урока по ДПТ.
Традиции бисероплетения народов мира в организации уроков по ДПТ.
Традиционные и новые подходы к использованию техники «папье-маше» на уроках по ДПТ для детей разных возрастов.
Приемы работы с бумагой на уроках по ДПТ с детьми разных возрастов.
Традиции создания чеканных изделий в организации современного урока по ДПТ.
Народные промыслы как источник обогащения учебного материала по ДПТ.
Формирование у школьников навыков создания орнаментальной композиции с использованием традиций орнаментального декорирования предметов быта в культуре Башкирского народа.
Древняя техника вязания крючком в организации современных уроков по ДПТ.
Многообразие форм организации (форм) учебных занятий с использованием художественной обработки дерева.
Многообразие форм организации уроков, с использованием разных видов вышивки.
Техника «Соленое тесто» традиции и современные подходы использования в организации уроков по ДПТ.
Современные художественные материалы (пластика, пластинил) в создании творческих работ по мотивам народных на уроках по ДПТ.
Особенности колорита росписи «Полхово-Майдана» как средство формирования у школьников (приемов) навыков декоративной (живописи) работы с цветом.
Многообразие форм организации уроков с использованием материалов по орнаментальному искусству Башкортостана.
Контрольные вопросы и задания для контроля самостоятельной работы.
Изучение и анализ искусствоведческой, культурологической литературы по разделам курса
Проанализировать одну из современных учебных программ по декоративно-прикладному искусству или художественному труду.
Создать проект урока по ДПИ по самостоятельно выбранной теме
Составить свой вариант программы по ДПИ для общеобразовательной школы или художественного учебного заведения
Составить задания для использования на уроках по ДПИ по разделам: лепка; работа с бумагой; работа с текстилем; работа с красками; тема по выбору.
Показать на конкретном примере реализацию одного или двух дидактических принципов при организации разных форм урока по ДПИ
Создать эскиз интерьера кабинета ДПИ.
Самостоятельно выработать критерии оценки творческих или учебных работ школьников с учетом спец. задач урока (например, тематического решения образа в ДПИ в технике лоскутной аппликации или др.).
Привести конкретный пример межпредметной связи: ДПИ с дисциплинами общеобразовательного цикла в школе (выполнить письменно): раскрыть содержание и особенности, выбранной для примера межпредметной связи.
Подготовить доклад об истории возникновения и технологии народных промыслов по теме на выбор (представить в виде иллюстрированного реферата).
Подготовить доклад об истории возникновения и технологии народных промыслов по теме на выбор (представить в виде иллюстрированного реферата).
Вопросы для подготовки к экзамену.
Основное содержание обучения декоративно – прикладному творчеству в условиях среднего образования.
Правила составления плана – конспекта урока по ДПТ. Привести пример плана – конспекта урока, составленного самостоятельно.
Цели и задачи преподавания декоративно – прикладного искусства в условиях среднего, специального и дополнительного образования.
Реализация педагогического принципа «Учёт национально - регионального компонента» на уроках ДПТ.
Основное содержание обучения декоративно – прикладному творчеству в условиях дополнительного образования (кружки, студии, художественные школы).
Нетрадиционные и авторские подходы к проблемам обучения декоративно – прикладному творчеству в трудах Конышевой Н.М., Волкова И.П., Шпикаловой Т.Я., Неретиной Л.В. и др.
Форма и содержание государственных образовательных программ по декоративно – прикладному творчеству для общеобразовательных школ.
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по школьным дисциплинам художественного цикла.
Основное содержание и специфика современных авторских программ по обучению декоративно – прикладному искусству под авторством Неретиной Л.В., Шпикаловой Т.Я., Конышевой Н.М., Молчевой А.В. (Выбрать для анализа одну из предложенных программ).
Учёт успеваемости и критерии оценки творческих работ учащихся на уроках ДПТ.
Многообразие форм организации занятий по ДПТ. Содержание и специфика.
Основные приёмы и спецификация составления учебных программ по ДПТ.
Организация занятий по ДПТ в учреждениях дополнительного образования (кружки, художественные школы, детские лагеря отдыха, Изостудии и т.п.).
Организация междисциплинарных связей на уроках ДПТ. Привести конкретный пример.
Многообразие подходов к созданию проекта урока по ДПТ, с учётом педагогических принципов, функций декоративно – прикладного искусства, форм организации учебной работы, тематического содержания урока.
Междисциплинарные связи дисциплины ДПТ с дисциплинами общеобразовательного цикла. Привести конкретный пример.
Декоративно – прикладное творчество как учебный предмет, его общеобразовательные и воспитательные задачи.
Подготовка учителя к уроку ДПТ. Контроль учителя за учебным процессом.
Организация занятий по декоративно – прикладному творчеству в школе. Специфика форм и содержания.
Кабинет ДПТ, его оборудование, оформление и материально-учебная база.
Организация уроков по ДПТ с учётом педагогических принципов и особенностей содержания учебных тем предмета ДПТ.
Реализация педагогического принципа «Учёт национально- регионального компонента» на уроках ДПТ.
Организация занятий по ДПТ в средних общеобразовательных школах (классах) с углубленным изучением ИЗО и в системе дополнительного образования.
Особенности организации интегративного урока по ДПТ. Привести конкретный пример.
Особенности организации и содержания урока – беседы о декоративно – прикладном искусстве.
Реализация педагогического принципа «Учёт возрастных особенностей школьников» на уроках ДПТ.
Особенности организации урока по изготовлению художественного изделия.
Кабинет ДПТ, его оборудование. Оформление и материально-учебная база.
Декоративно – прикладное творчество как учебный предмет, его общеобразовательные и воспитательные задачи.
Междисциплинарные связи дисциплины «ДПТ» с дисциплинами общеобразовательного цикла. (Привести конкретный пример).
Роль художественно-прикладной деятельности в познании и развитии личности школьника.
Правила составления плана конспекта-урока по ДПТ. Привести пример плана конспекта – урока по ДПТ. Привести пример плана-конспекта урока, составленного самостоятельно.
Полифункциональность художественно- прикладной деятельности в условиях развивающего обучения (дидактическая, воспитательная, развивающая, активизирующая, эстетическая и др. функции).
Учёт успеваемости и критерии оценки творческих работ учащихся на уроках ДПТ.
Нетрадиционные и авторские подходы к проблемам обучения декоративно-прикладному творчеству в школе, в трудах Конышевой Н.М., Волкова И.П., Неретиной Л.В. и др.
Особенности организации интегративного урока по ДПТ. Привести конкретный пример.
Содержание основных дидактических принципов обучения художественным дисциплинам (принципы научности, последовательности, активности, сознательности, доступности, учёта возрастных особенностей и др.
Учитель как организатор и руководитель учебного процесса по школьным дисциплинам художественного цикла.
Форма и содержание государственных программ по декоративно - прикладному творчеству для общеобразовательных школ.
Подготовка учителя к уроку ДПТ, контроль учителя за учебным процессом.
|