Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки





Скачать 161.37 Kb.
НазваниеОценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки
Дата публикации07.07.2013
Размер161.37 Kb.
ТипРешение
100-bal.ru > Литература > Решение
ФГБОУВПО «Марийский государственный университет»

Факультет филологии и журналистики

Оценочные средства

по учебной дисциплине
Б.1.5 Педагогическая риторика

Направление подготовки 050100.62 Педагогическое образование

Профиль подготовки:

Технология и экономика

Технология и информатика
Квалификация (степень) выпускника Бакалавр
Кафедрарусского и общего языкознания
Курс - 1 семестр 2
Форма обучения - очная

Составитель:доцент, Ахмадуллина С.В., канд. пед. наук, доцент

Йошкар-Ола

2011

Рекомендованы к утверждению решением учебно-методической комиссии

факультета филологии и журналистики

протокол заседания № 1от

"__" сентября2011 г.

_________________ Удалов А.М.





Рассмотрены и одобрены на

заседании кафедры русского и общего языкознания

протокол заседания № 3от

"__" октября2011 г.

_________________ Валитов Г.Н.



СОГЛАСОВАНО с выпускающей кафедрой теории и методикитехнологии и профессионального образования

(название кафедры)



протокол заседания №__ от «__»___________200__г_____________________________________________________

(Ф.И.О. зав. кафедрой, подпись)




Сведения о переутверждении

на очередной учебный год и регистрация изменений


Учебный год

Решение кафедры

(№ протокола, дата заседания кафедры, Ф.И.О., подпись зав. кафедрой)

Автор изменения

(Ф.И.О., подпись)

Номер

изменения





































Оценочные средства по дисциплине

«Педагогическая риторика»
1. Текущий контроль успеваемостистудентов
1.1. Лекционные занятия
Вопросы для устного опроса (выборочной проверки)


  1. Дайте характеристику понятия «литературный язык». Назовите признаки литературного языка.

  2. Раскройте вопрос о происхождении литературного языка

  3. Устная и письменная разновидности литературного языка.

  4. Какова суть понятий «язык» и «речь».

  5. Перечислите функции языка.

  6. Дайте характеристику понятия «национальный язык».

  7. Дайте характеристику понятия «общение».

  8. Какова роль общения в социальной практике?

  9. Общение и коммуникация.

  10. Определите мотив и цель общения.

  11. Определите сущность, функции и средства общения.

  12. Назовите виды и формы общения.

  13. Коммуникативные и этические нормы общения.

  14. Характеристика учебно-речевых ситуаций общения.

  15. Педагогическое общение. Культура речевого поведения учителя.

  16. Понятие языковой нормы, ее значение.

  17. Дайте характеристику понятия «словарь». Назовите виды словарей.

  18. Дайте характеристику понятия «кодификация литературного языка».

  19. Охарактеризуйте систему языковых вариантов.

  20. Раскройте содержание понятий «норма ударения»; «норма произношения»; «лексическая сочетаемость»; «многословие»; «лексическая неполнота высказывания».

  21. Охарактеризуйте употребление: а) синонимов; б) омонимов; в) многозначных слов.

  22. Охарактеризуйте употребление: а) новых слов; б) устаревших слов; в) слов иноязычного происхождения; г) диалектизмов; д) разговорных и просторечных слов; е) профессионализмов и жаргонизмов; ж) фразеологизмов; з) клише и штампов.

  23. Что обозначает понятие «орфоэпическая норма»? Дайте полную характеристику орфоэпической языковой нормы.

  24. Что обозначает понятие «лексическая норма»? Дайте полную характеристику лексической языковой нормы.

  25. Что обозначает понятие «морфологическая норма»? Дайте полную характеристику морфологической языковой нормы.

  26. Что обозначает понятие «синтаксическая норма»? Дайте полную характеристику синтаксической языковой нормы.

  27. Что обозначает понятие «функциональные стили русского языка»? Дайте полную характеристику функциональных стилей речи: а) официально-деловой стиль; б) научный стиль; в) публицистический стиль; г) разговорный стиль; д) язык художественной литературы.определите сфера функционирования; жанровую дифференциацию и отбор языковых средств в этих стилях.

1.2. Практические (семинарские), лабораторные занятия

Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины
1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук.

2. Предмет, становление и основные этапы развития риторики.

3. Общая и частные риторики. Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме.

4. Понятие «риторический идеал»; его сущность и корни; основные признаки и критерии.

5. Этапы развития отечественной риторики в 17-18 вв. Риторика в России как учебный предмет (1620 г.).

6. Возникновение и развитие культуры речи как науки. Цели, задачи и содержание культуры речи как вузовской дисциплины.

7. Роль общения в социальной практике.

8. Общение и коммуникация. Мотив и цель общения.

9. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения.

10. Коммуникативные и этические нормы общения.

11. Учебно-речевые ситуации общения.

12. Педагогическое общение. Культура речевого поведения учителя.

13.Языковая норма, ее значение. Словари.

14. Кодификация литературного языка. Система языковых вариантов.

15. Орфоэпическая норма.

  • Норма ударения.

  • Норма произношения.

16. Лексическая норма.

  • Непонимание значения слова.

  • Лексическая сочетаемость.

  • Употребление: а) синонимов; б) омонимов; в) многозначных слов.

  • Многословие.

  • Лексическая неполнота высказывания.

  • Употребление: а) новых слов; б) устаревших слов; в) слов иноязычного происхождения; г) диалектизмов; д) разговорных и просторечных слов; е) профессионализмов и жаргонизмов; ж) фразеологизмов; з) клише и штампов.

17. Морфологическая норма.

  • Имя существительное.

  • Имя прилагательное.

  • Имя числительное.

  • Местоимение.

  • Глагол.

18. Синтаксическая норма.

  • Порядок слов.

  • Согласование сказуемого с подлежащим; определения с определяемым словом.

  • Норма управления.

  • «Нанизывание»: а) падежей; б) придаточных предложений с одинаковыми союзами.

  • Преобразование прямой речи в косвенную.

  • Употребление обособленных конструкций.

  • 19. Функциональные стили речи.

20. Официально-деловой функциональный стиль.

  • Сфера функционирования официально-делового стиля.

  • Лингвистические особенности официально-делового стиля.

  • Языковые формулы официальных документов.

  • Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

21. Научный функциональный стиль.

  • Сфера функционирования научного стиля.

  • Стилевые и жанровые особенности научного стиля.

  • Элементы различных языковых уровней в научной речи.

22. Публицистический функциональный стиль.

  • Сфера функционирования публицистического стиля.

  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  • Публицистический стиль в устной публичной речи.

23. Разговорная речь как особая функциональная разновидность русского литературного языка.

  • Норма в разговорной речи.

24. Язык художественной литературы, его особенности.

Практические задания по теме «Лексическая норма» (образцы)
Задание 1. Определите значения следующих слов. Составьте словосочетания.

  1. Абонемент, абонент, абстракция, аксиома, аллегория, альманах, амплуа, апогей, апостроф, апофеоз, ассоциация, баллотироваться, беллетристика, вираж, габарит, гамма, гарантия, гипотеза, глашатай, гравер, гравюра.

  2. Дебатировать, дебют, декларация, дилемма, дилетант, дубликат, закоснелый, закостенелый, заурядный, имитация, инверсия, инцидент, каламбур, кампания, кардинальный, клише, когорта, колосс, коммюнике, компания, компетентный, косный.

  3. Ландшафт, лаконичный, лейтмотив, лексикон, лучезарный, марево, маринист, меморандум, мемуары, мизерный, миссия, мораторий, мотель, нарочитый, невежа, невежда, нивелировать, нигилист.

  4. Обаяние, обоняние, огульный, околица, оптимальный, ореол, осенять, оснастка, острастка, палитра, парадокс, педант, плеяда, поделка, подоплека, постскриптум, преемник, прецедент, приоритет, прозорливый.


Задание 2. Укажите, в каких примерах ошибка связана с непониманием значения слова, а в каких – с неправомерным расширением или сужением его значения.

1.Бунин затрагивает темы бытия чиновников, учителей, обедневших дворян. 2. Любовь поэта к Родине часто возрождала его от упаднических настроений. 3. «Слово о полку Игореве» до сих пор привлекает внимание современников. 4. Перед началом учебы я обратно прочел рассказы А. Чехова. 5. Докладчики обычно фигурируют такими выражениями, как «имеет место», «оказывает помощь» и т.д.
Задание 3. С данными словами-паронимами составьте словосочетания.

  1. Бережный – бережливый, бракованный – браковочный, веский – весомый, выборный - выборочный, гнездо – гнездовье, драматический – драматичный, жилищный – жилой, задерживать – сдерживать.

  2. Изготовить – приготовить, мифический – мифологический, основание – обоснование, особый – особенный, подменить – заменить, представить – предоставить, романтичный - романтический, эффектный – эффективный.


Задание 4. Правильно сочетайте прилагательные с заключенными в скобки существительными.

Единый, один (момент, миг);

карий, коричневый (глаза, костюм);

крепкий, сильный (дружба, впечатление);

тяжелый, тяжкий (рюкзак, наказание);

истинный, настоящий, подлинный, натуральный, заправский (друг, человек, аметист, документ, охотник).
Задание 5. Правильно сочетайте глаголы с заключенными в скобки именами существительными.

Принять, предпринять (исследование, решение);

повысить, усилить (внимание, интерес);

исправить, устранить (ошибки, недочеты);

основать, обосновать (теорема, теория).
Задание 6. Укажите, какие из приведенных словосочетаний являются свободными, какие - фразеологически связанными.

  1. Белый танец, белая бумага, белая рубашка, белые воротнички, белый уголь, белые руки, белый билет, белая кость, белые стены, белый стих, белое вино, белая ворона, белое пятно, белый свет, белые мухи, белое золото.

  2. Золотое дно, золотой дождь, золотой мешок, золотые серьги, золотая молодежь, золотой телец, золотая осень, золотой фонд, золотая душа, золотые горы, золотая середина, золотые руки, золотая свадьба, золотой перстень.


Тесты (образцы)
Задание 1. Поставьте верное ударение.

Формировать, облегчить, принять, силен (в физике), намерение, прибывший, началась (лекция), я поняла, она так молода, принявший (на себя), верба, инструмент, искра, арбуз, простыня, простыни.
Задание 2. Есть ли ошибки в сочетании слов/выражений:

  • Я могу позволить рассказать о том, что …;

  • Этот пример показывает о том, что …;

  • Он получил более два миллиона тристо тысяч рублей;

  • Студент Иванов более лучше подготовлен нежели чем Петров;

  • Время провождения …;

  • Уважаемые судари и достопочтенные сударыни!;

  • Дамы и господа!;

  • Эта фирма более занчительнее, чем …;

  • В кинотеатре есть три зала: Красный, Зеленый и Малый;

  • Незаконные бандформирования;

  • Верный ленинец;

  • Эти идеалы были утопические.


Задание 3. Объясните значение / происхождение слов / выражений:

  • Под лежачий камень вода не течет;

  • останки / остатки / обломки;

  • Русь / русалка / русло / русые (волосы) / роса / Россия;

  • питаться акридами и диким медом;

  • афера / амфора;

  • сон в руку / вещий сон;

  • либерал / демократ / консерватор;

  • фаталист / фарс / фат / фатум;

  • на безрыбье и рак рыба;

  • танцевать от печки;

  • смотреть сквозь пальцы;

  • небо с овчинку покажется.


Задание 4. Найдите слово, выпадающее из логического ряда.

  1. Лев, лиса, жирафа, селедка, собака.

  2. Юпитер, Аполлон, Марс, Нептун, Меркурий.

  3. Циклоп, туф, краб, смарагд, жалюзи, гонг.

  4. Педантичность, уход, парфюмерия, пароход.


1.3. Самостоятельная работа
Вопросы и задания для собеседования по темам (проблемам) изучаемой дисциплины
1. Риторика и ее роль в развитии гуманитарных наук.

2. Предмет, становление и основные этапы развития риторики.

3. Общая и частные риторики. Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме.

4. Понятие «риторический идеал»; его сущность и корни; основные признаки и критерии.

5. Этапы развития отечественной риторики в 17-18 вв. Риторика в России как учебный предмет (1620 г.).

6. Возникновение и развитие культуры речи как науки. Цели, задачи и содержание культуры речи как вузовской дисциплины.

7. Роль общения в социальной практике.

8. Общение и коммуникация. Мотив и цель общения.

9. Сущность, функции и средства общения. Виды и формы общения.

10. Коммуникативные и этические нормы общения.

11. Учебно-речевые ситуации общения.

12. Педагогическое общение. Культура речевого поведения учителя.

13.Языковая норма, ее значение. Словари.

14. Кодификация литературного языка. Система языковых вариантов.

15. Орфоэпическая норма.

  • Норма ударения.

  • Норма произношения.

16. Лексическая норма.

  • Непонимание значения слова.

  • Лексическая сочетаемость.

  • Употребление: а) синонимов; б) омонимов; в) многозначных слов.

  • Многословие.

  • Лексическая неполнота высказывания.

  • Употребление: а) новых слов; б) устаревших слов; в) слов иноязычного происхождения; г) диалектизмов; д) разговорных и просторечных слов; е) профессионализмов и жаргонизмов; ж) фразеологизмов; з) клише и штампов.

17. Морфологическая норма.

  • Имя существительное.

  • Имя прилагательное.

  • Имя числительное.

  • Местоимение.

  • Глагол.

18. Синтаксическая норма.

  • Порядок слов.

  • Согласование сказуемого с подлежащим; определения с определяемым словом.

  • Норма управления.

  • «Нанизывание»: а) падежей; б) придаточных предложений с одинаковыми союзами.

  • Преобразование прямой речи в косвенную.

  • Употребление обособленных конструкций.

19. Функциональные стили речи.

20. Официально-деловой функциональный стиль.

  • Сфера функционирования официально-делового стиля.

  • Лингвистические особенности официально-делового стиля.

  • Языковые формулы официальных документов.

  • Правила оформления документов. Речевой этикет в документе.

21. Научный функциональный стиль.

  • Сфера функционирования научного стиля.

  • Стилевые и жанровые особенности научного стиля.

  • Элементы различных языковых уровней в научной речи.

22. Публицистический функциональный стиль.

  • Сфера функционирования публицистического стиля.

  • Жанровая дифференциация и отбор языковых средств в публицистическом стиле.

  • Публицистический стиль в устной публичной речи.

23. Разговорная речь как особая функциональная разновидность русского литературного языка.

  • Норма в разговорной речи.

24. Язык художественной литературы, его особенности.

Темы рефератов и докладов
1. Учебные книги по риторике (17-19 вв.): содержание, способы преподнесения материала, задачи и упражнения, иллюстративный материал.

2. Общение, его виды. Практический выход:

написание страниц учебника;

разработка урока;

разработка заданий для сборника коммуникативных задач.

3. Правила общения.

4. Условия успешного общения.

5. Подготовка речи: выбор темы, определение цели, поиск материала.

6. Функционально-смысловые типы речи.

7. Правильность речи.

8. Языковая норма, ее значение.

9. Функционально-стилистическая дифференциация современного русского литературного языка.

10. Взаимодействие функциональных стилей современного русского литературного языка.

11. Сфера функционирования и жанровое разнообразие официально-делового стиля.

12. Языковые формулы официальных документов.

13. Речевые нормы учебной и научной сфер деятельности.

14. Публицистический стиль в устной публичной речи.

15. Разговорная речь – особая функциональная разновидность русского литературного языка.

16. Роль функциональных стилей в речевой культуре.


2. Промежуточная аттестация студентов

Вопросы и задания к зачету
1. Сущность языка. Язык как система. Функции языка.

  1. Русский литературный язык. Происхождение русского литературного языка.

  2. Язык и речь. Роль языка и речи в общении.

  3. Национальный язык. Формы существования национального языка.

  4. Современный русский литературный язык; его функции.

  5. Риторика. Основные этапы развития риторики.

  6. Общая и частные риторики.

  7. Школы риторики и красноречия в Древней Греции и Риме.

  8. Риторический идеал. Основные признаки и критерии риторического идеала.

10. Этапы развития отечественной риторики в 17-18 вв.

11. Понятие «культура речи». Возникновение и развитие культуры речи как науки.

  1. Культура речи как вузовская дисциплина: цели, задачи и содержание.

  2. Общение. Роль общения в социальной практике.

  3. Общение и коммуникация.

  4. Сущность, функции и средства общения.

  5. Виды и формы общения.

  6. Педагогическое общение.

  7. Коммуникативная и речевая ситуация.

  8. Мотив и цель общения.

  9. Коммуниканты. Коммуникативные и этические нормы общения.

  10. Учебно-речевые ситуации общения.

  11. Культура речевого поведения учителя.

  12. Текст (высказывание) как единица общения. Типология текстов.

  13. Основные признаки и категории текста.

  14. Речевая деятельность. Виды речевой деятельности.

  15. Порождение и интерпретация текстов как компоненты коммуникативно-познавательной деятельности.

  16. Этапы создания и восприятия текстов.

  17. Коммуникативные качества речи.

  18. Вербальный и невербальный аспекты общения.

  19. Невербальные средства общения.

  20. Языковая норма. Значение языковой нормы.

  21. Кодификация литературного языка. Система языковых вариантов.

  22. Орфоэпическая норма.

  23. Лексическая норма.

  24. Морфологическая норма.

  25. Синтаксическая норма.

  26. Функционально-стилистическая дифференциация современного русского литературного языка.

  27. Официально-деловой стиль.

  28. Научный стиль.

  29. Публицистический стиль.

  30. Разговорная речь.

  31. Язык художественной литературы.



Тесты для проведения зачета (образцы)
Задание 1 (выберите один вариант ответа).

В научном стиле различают следующиеподстили …

Варианты ответов:

  1. собственно научный, научно-фантастический и юрисдикционный

  2. собственно научный, дипломатический и политико-агитационный

  3. собственно научный, научно-технический, научно-учебный и научно-популярный

  4. собственно научный, судебно-процессуальный и канцелярский.


Задание 2 (выберите несколько вариантов ответа).

К частным деловым бумагам не относятся

Варианты ответов:

  1. заявление

  2. резюме

  3. указ

  4. отчет.


Задание 3(выберите один вариант ответа).

Разбор аргументов противника, как реально возникших, так и тех, которые могут прийти в голову, содержится в …

Варианты ответов:

  1. заключении

  2. опровержении

  3. доказательстве

  4. воззвании


Задание 4(выберите один вариант ответа).

Не принято задавать в ходе собеседования вопрос …

Варианты ответов:

  1. Каковы Ваши интересы вне работы?

  2. Какое у Вас вероисповедание?

  3. Какой у Вас опыт работы?

  4. Каковы Ваши главные сильные стороны?


Задание 5 (выберите один вариант ответа).

К Орфоэпическому словарю следует обратиться для выбора правильного варианта из ряда слов …

Варианты ответов:

  1. вымещать – срывать

  2. акушер – акушёр

  3. мрачный – весёлый

  4. встряхнуть – стряхнуть.


Задание 6 (выберите один вариант ответа).

Под правильностью речи понимают …

Варианты ответов:

  1. владение нормами литературного языка

  2. соответствие слов и выражений целям и условиям общения

  3. использование слов в соответствии с их лексическим значением

  4. воздействие на эмоции и чувства аудитории.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 1 Введение в профессионально...
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Социальная психология...
Автор: Сауткин A. А., кандидат философских наук, доцент кафедры «Социальных наук»
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 19 Основы медицинских...
А-39 Экология: Учебник для вузов/Т. А. Акимова, В. В. Хаскин. Под ред. В. В. Хаскина. – М.: Юнити. – 1998. – 455с
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconКонтрольно-оценочные средства по учебной дисциплине
Контрольно-оценочные средства (кос) предназначены для контроля и оценки образовательных достижений обучающихся, освоивших программу...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 8 Русский язык и культура речи Направление подготовки
«050703-Дошкольная педагогика и психология». В данном комплексе представлены программа курса, методические рекомендации по изучению...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 зоопсихология Направление...
Методические рекомендации предназначены для медицинских работников, оказывающих первичную медико-санитарную помощь: врачей стоматологического...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине Экспериментальная психология...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов по специальности 030501. 65...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 25 Индивидуальный творческий...
Проверка и оценка знаний дают необходимую информацию для организации учебно-воспитательного процесса и руководства им. Результат...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconУчебно-методический комплекс по дисциплине «Социолингвистика» Направление подготовки
Оценочные и диагностические средства итоговой аттестации и учебно-методическое обеспечение их проведения
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 2 Педагогика Направление подготовки
В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 13 Введение в профессию...
В описания тестов по возможности включен как стимульный материал, так и бланки ответов, предназначение, порядок проведения и обработки...
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине б 17. Основы рисунка Направление подготовки
Одной из важнейших задач школы является воспитание культурного, всесторонне развитого человека, воспринимающего мир как единое целое....
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconЛитература Направление подготовки 44. 03. 01 Педагогическое образование
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 13
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине
Контрольные вопросы и задания для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconЛ. М. Струминская контрольная работа по дисциплине
Оценочные средства для контроля успеваемости и результатов освоения учебной дисциплины 28
Оценочные средства по учебной дисциплине б 5 Педагогическая риторика Направление подготовки iconОценочные средства по учебной дисциплине
Сформируйте понятие «дизайн». В чем заключаются, на ваш взгляд основные задачи дизайна?


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск