Скачать 213.85 Kb.
|
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет экономики Программа дисциплины Микроэкономический анализ банковской сферы: институциональный аспект для направления 080100.62 Экономика подготовки бакалавра Автор программы: Семенова М.В., кандидат экономических наук, msemenova@hse.ru Одобрена на заседании кафедры институциональной экономики «28»марта 2012 г Зав. кафедрой Кузьминов Я.И. Рекомендована секцией УМС [Введите название секции УМС] «___»____________ 20 г Председатель [Введите И.О. Фамилия] Утверждена УС факультета [Введите название факультета] «___»_____________20 г. Ученый секретарь [Введите И.О. Фамилия] ________________________ [подпись] Москва, 2012 Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы. 1Область применения и нормативные ссылкиНастоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности. Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100.62 Экономика, изучающих дисциплину Микроэкономический анализ банковской сферы: институциональный аспект. Программа разработана в соответствии с:
2Цели освоения дисциплиныЦелями освоения дисциплины Микроэкономический анализ банковской сферы: институциональный аспект являются ознакомление студентов с базовыми подходами к моделированию различных аспектов взаимодействий агентов в банковской сфере с использованием теоретических подходов и инструментария институционального анализа (в частности, теории контрактов), а также выработка навыков по использованию теоретических выводов и результатов при анализе эмпирических данных и, таким образом, по проведению полноценных академических исследований в данной области. Основные задачи дисциплины:
3Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплиныВ результате освоения дисциплины студент должен: получить представление о:
уметь:
В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:
4Место дисциплины в структуре образовательной программыДля специализаций направления подготовки 080100.62 Экономика настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору. Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
5Тематический план учебной дисциплины[Тематический план отражает содержание дисциплины (перечень разделов), структурированное по видам учебных занятий с указанием их объемов в соответствии с РУП]
6Формы контроля знаний студентов
6.1Критерии оценки знаний, навыковТекущий контроль включает в себя оценку за реферат и за домашнее задание. В качестве домашнего задания студенты готовят аналитические отчеты по академическим статьям, посвященным эмпирическим исследованиям в банковской сфере. Домашнее задание оценивается по 10-балльной шкале. При оценивании домашнего задание акцент делается на умение раскрыть основную идею статьи в краткой форме (предполагается, что работа не должна превышать 3-4 страниц), на логичность повествования, на обоснованность сделанных утверждений. За дословный перевод статьи ставится оценка 0 баллов. Реферат представляет собой проект теоретического или эмпирического исследования на тему, предложенную студентом в рамках тематики курса. Реферат включает в себя следующие части:
Оценка за реферат формируется путем суммирования баллов за все части и округления по математическому правилу округления. Зачет представляет собой письменную работу, состоящую из 5 заданий. Каждое задание оценивается, исходя из максимума в 2 балла. Оценка за работу формируется путем суммирования баллов за все задания и округления по математическому правилу округления. Критерий оценки – полнота изложения, его логичность, масштаб и уместность использования обязательной и дополнительной литературы по курсу. 7Содержание дисциплиныРаздел 1 Теория контрактов и рынки банковских услуг. Функции банков (8 часов) Тема 1 (4 часа) Введение в курс. Цели и задачи курса. Структура курса. Типология контрагентов и их взаимоотношений в банковской сфере. Теория контрактов и ее применение для анализа этих взаимоотношений. Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Разделы 1.1-1.5 Тема 2 (2 часа) Банк как фирма. Особенности моделирования «производства» и конкуренции на рынках банковских услуг. Опыт эмпирического анализа «продукта» банка как фирмы.Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Разделы 3.1-3.4 Mester, L.M. (1992). Traditional and non-traditional banking: an information-theoretic approach. Journal of Banking and Finance, 16, pp. 545-566. Тема 3 (2 часа) Банк как институт, решающий проблему шоков ликвидности (поставщик ликвидности). Шоки ликвидности и фирма (модель Холмстрома-Тироля). Шоки ликвидности и потребитель (Модель Даймонда-Дибвига). Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Разделы 2.2, 2.6 Diamond D.W., Dybvig Ph.H. (1983) “Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity”, Journal of Political Economy, 91(3), 401-419 Holmstrőm B., Tirole J. (1998) “Private and Public Supply of Liquidity”, Journal of Political Economy, 106(1), 1-40 Раздел 2 Рынок кредитов (16 часов) Тема 4 (2 часа) Асимметрия информации на рынке кредитования. Неблагоприятный отбор на рынке кредитов. Рационирование кредита как способ решения проблемы неблагоприятного отбора. Модель Стиглица-Вайса. Литература: Stiglitz J.E., Weiss A. (1981) Credit rationing in Markets with Imperfect Information, American Economic Review, 71(3): 393-410 Тема 5 (2 часа) Асимметрия информации на рынке кредитования. Банк как субъект полномочий по мониторингу. Модель Даймонда. Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Раздел 2.4 Diamond D.W. (1984) “Financial Intermediation and Delegated Monitoring” Journal of Political Economy, 51(3), 928-956 Тема 6 (2 часа) Асимметрия информации на рынке кредитования. Затраты на мониторинг в условиях неопределенности (модели с costly state verification). Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Разделы 4.2-4.3 Gale, Hellwig (1985) Insentive compatible debt contract: the one-period problem. Review of economic studies, 52, 647-663 Townsend (1979) Optimal contracts and competitive markets with costly state verification. Journal of Economic Theory, 21(2), 265-293 Тема 7 (2 часа) Моральный риск на рынке кредитов. Моделирование оптимальных контрактов и стимулов заемщика. Банковский кредит как способ решения проблемы морального риска. Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Раздел 4.4 Boot A.W.A, Thakor A.V., Udell G. F. (1991) Credible commitments, contract enforcement problems and banks: Intermediation as credibility assurance, Journal of Banking and Finance, 15: 605-632 Innes (1991) Limited liability and incentive contracting with ex ante action choices. Journal of Economic theory, 52(1), 45-67 Тема 8 (2 часа) Банк как поставщик информации. Информационная рента и стимулы заемщиков. Литература: Leeland H.E., Pyle W. (1977) Information Asymmetries, Financial Structure and Financial Intermediation, Journal of Finance, 32(2): 371-387 Sharpe S. A. (1990) Asymmetric Information, Bank Lending and Implicit Contracts: A Stylized Model of Customer Relationships, Journal of Finance, 45(4), pp. 1069-1087 Тема 9 (2 часа) Проблема заложника (hold-up) и relationship banking: роль длительности взаимодействия банка и заемщика, количества банков у одного заемщика, издержек переключения (switching costs).Литература: Degryse H, Ongena S (2002) Distance, Lending Relationships and Competition, Tilburg University Center for Economic Research Discussion Paper № 2002-16 Ferri G., Murro P., Rotondi Z., (2010) Do Firm-Bank `Odd Couples' Exacerbate Credit Rationing? S.E.R.I.E.S. Working paper №0031 Godlewski Ch.J. Sanditov B., Burger-Helmchen T., (2010) Bank lending networks, experience, reputation, and borrowing costs. LaRGE Working Paper №2010-07 Тема 10 (4 часа) Кредитные бюро. Роль института информационного посредничества в решении проблемы асимметрии информации на рынке кредитования. Модели Падиллы-Пагано. Межстрановой анализ роли информационного посредничества. Кредитные бюро в России. Литература: Padilla A.J, Pagano, M. (1997) "Endogenous Communication Among Lenders and Entrepreneurial Incentives", The Review of Financial Studies, Vol. 10, No. 1, pp. 205-236 Padilla A.J, Pagano, M. (1999) "Sharing Default Information as a Borrower Discipline Device", CSEF Working Paper 21 Cheng, X. Degryse, H.A. (2010) Information Sharing and Credit Rationing: Evidence from the Introduction of a Public Credit Registry. European Banking Center Discussion Paper № 2010–07S Раздел 3 Рынок вкладов (6 часов) Тема 11 (6 часов) Асимметрия информации на рынке банковских вкладов. Теория банковских паник. Информационные сигналы и набеги вкладчиков. Система страхования вкладов. Влияние системы страхования на российский рынок банковских вкладов. Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Разделы 7.1, 7.6 Chari V.V., Jagannathan R., “Banking Panics, Information, and Rational Expectations Equilibrium” The Journal of Finance, Vol. 43, No. 3, Papers and Proceedings of the Forty-Seventh Annual Meeting of the American Finance Association, Chicago, Illinois, December 28-30, 1987. (Jul., 1988), pp. 749-761 Jacklin Ch. J., Bhattacharya S., “Distinguishing Panics and Information-based Bank Runs: Welfare and Policy Implications”, The Journal of Political Economy, Vol. 96, No. 3. (Jun., 1988), pp. 568-592. Postlewaite A., Vives X., “Bank Runs as an Equilibrium Phenomenon” The Journal of Political Economy, Vol. 95, No. 3. (Jun., 1987), pp. 485-491 Раздел 4 Регулирование банковской деятельности (4 часа) Тема 12 (4 часа) Банк как институт по управлению рисками. Регулирование деятельности банков. Базель и Базель II. Рыночная дисциплина как пример регулирования со стороны рынка. Рыночная дисциплина в России. Литература: Freixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Разделы 7.2, 7.7, глава 9. Hosono, K., Iwaki, H., Tsuru, K., (2004) “Bank Regulation and Market Discipline around the World”, RIETI Discussion Paper Series 04-E-031 8Образовательные технологииВ рамках темы 11 проводится интерактивная игра-эксперимент «Набег вкладчиков в аудитории». Цель эксперимента – на практике продемонстрировать студентам, каким образом возникают набеги вкладчиков и банковские паники в моделях с проблемой координации (модель Даймонда-Дибвига) и с изменением рисков банков (модели Джеклин-Бхаттачарья и последователей). Наглядность обеспечивается за счет того, что студенты, играя роль вкладчиков и принимая решения о закрытии вкладов, в конце игры могут видеть результат того или иного решения и то, как он зависит от решений других игроков. Концепция базируется на идее эксперимента. Студентам предлагается представить себя в роли вкладчиков банков разных размеров. Затем последовательно моделируются различные модификации двухпериодной модели Даймонда-Дибвига, и вкладчики в каждой из ситуаций принимают решение о том, закрывать ли им свой вклад в первом периоде (раньше срока, рискуя инициировать набег вкладчиков), либо во втором периоде (как предполагается договором вклада). Вкладчикам запрещено общаться друг с другом, вкладчики одного банка не знакомы между собой (изначально «составы» банков не известны, вкладчик попадает в тот или иной банк случайным образом). Количество раундов игры может варьироваться в зависимости от того, на какие именно эффекты (различные информационные сигналы, шоки ликвидности, ненулевые издержки на получение информации) нужно обратить особое внимание студентов. После окончания игры студентам показывают результаты: возникновение набегов в каждом из раундов, выигрыши игроков. Далее полученные результаты обсуждаются в аудитории, выявляются основные причины возникновения набегов вкладчиков и банковских паник. Игра-эксперимент состоит из следующих этапов: 1. Студенты получают бланки с таблицами возможных выигрышей и индивидуальные номера. Таблицы выигрышей показывают, как изменится выигрыш вкладчика в зависимости от того, сколько вкладчиков закрывает свой вклад в тот же период, когда и он сам, а также – для случая закрытия вклада во второй период – от того, сколько вкладчиков закрыли вклады раньше срока. Номера, которые распределяются случайным образом, содержат в себе информацию о банке, а также некоторые индивидуальные характеристики (шок ликвидности, уровень финансовой грамотности), которые оказываются важными в ходе игры. 2. Студентам объясняются правила игры. В каждом из раундов игры им нужно приять решение о том, в каком периоде (1-м или 2-м) они зарывают вклады. Решение необходимо указать в бланке. Общение запрещено, если студенты совещаются, либо озвучивают громко какую-либо стратегию, эксперимент прекращается (игра некооперативная, решения должны приниматься независимо). 3. Игра начинается с классической модели Даймонда-Дибвига с проблемой координации. Каждый новый раунд вносит некоторые изменения, которые могут повлиять на решение вкладчиков. Так, в данной игре предполагаются следующие изменения: - появление определенности относительно размера банка (количества вкладчиков в нем) - информация о количестве вкладчиков с шоком ликвидности (некоторые вкладчики вынуждены закрыть вклады раньше срока по причинам, не связанным с банком) - снижение доходности инвестиционных проектов банка - увеличение штрафа за досрочное закрытие инвестиционных проектов банка - появление рисков инвестиционных проектов (доходность может быть получена с вероятностью, отличной от 100%) - изменение волатильности доходности - появление информационных сигналов об изменении рисков и издержек получения информации о реализации инвестиционного проекта - различия в издержках получения информации (разная степень финансовой грамотности вкладчиков) Очевидно, что можно моделировать множество других ситуаций, меняя параметры модели и добавляя в нее новые компоненты. 4. После окончания игры подсчитываются результаты. Неопределенность относительно доходности инвестиций (для тех раундов, в которых она присутствует) разрешается с использование генератора случайных чисел. 5. Обсуждаются итоги игры. Выясняется, как оптимизировать поведение вкладчиков, когда набег вкладчиков – результат негативных ожиданий или низкой финансовой грамотности, а когда – равновесие в игре с проблемой координации. Студенты отслеживают, каким образом получен тот или иной результат: на практике получается своеобразный эффект «наблюдения за скачками»: студенты наблюдают, как меняется их выигрыш в зависимости от решений других вкладчиков, задумываются, почему получилось так, а не иначе, где их ошибка, где – ошибка другого вкладчика, а где – неблагоприятные макроэкономические условия. Таким образом, стартует дискуссия, которая продолжается после того, как все результаты подсчитаны. Идея игры почерпнута в: Madies Ph (2006) An Experimental Exploration of Self-Fulfilling Bank Panics: Their Occurrence, Persistence, and Prevention, Journal of Business, 79(4), pp.1831-1866 Литература: Diamond D.W., Dybvig Ph.H. (1983) “Bank Runs, Deposit Insurance, and Liquidity”, Journal of Political Economy, 91(3), 401-419 Jacklin Ch. J., Bhattacharya S., “Distinguishing Panics and Information-based Bank Runs: Welfare and Policy Implications”, The Journal of Political Economy, Vol. 96, No. 3. (Jun., 1988), pp. 568-592. Postlewaite A., Vives X., “Bank Runs as an Equilibrium Phenomenon” The Journal of Political Economy, Vol. 95, No. 3. (Jun., 1987), pp. 485-491 9Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента9.1Тематика заданий текущего контроляДомашнее задание. Студенты готовят аналитические отчеты по эмпирическим статьям. Список статей предлагается преподавателем и составляется с учетом актуальных на момент проведения курса проблем в банковской сфере. Примеры статей, которые могут быть предложены для домашнего задания: Barth J.R., Caprio G. Jr., Levine R. (2004) "Bank regulation and supervision: what works best?" Journal of Financial Intermediation 13 (2004) 205-248 Demirgüç-Kunt A. Detragiache E. Tressel T., Banking on the principles: Compliance with Basel Core Principles and bank soundness, Journal of Financial Intermediation, Volume 17, Issue 4, October 2008, Pages 511-542 Hosono, K., H. Iwaki, Tsuru K. (2004) Bank Regulation and Market Discipline around the World, RIETI Discussion Paper Series 04-E-031. Реферат. Реферат вырабатывает у студентов навыки, которые необходимы для написания самостоятельных исследовательских работ (например, выпускных квалификационных работ). Темы рефератов могут быть предложены студентами (при согласовании с преподавателем). Реферат представляет собой проект теоретического или эмпирического исследования. 9.2Вопросы для оценки качества освоения дисциплиныПримерный перечень вопросов к зачету (экзамену) по всему курсу для самопроверки студентов.
10 Порядок формирования оценок по дисциплине Накопленная оценка (за различные формы текущего контроля) учитывает результаты студента следующим образом: Онакопленная= 0,5* Ореферат + 0,5* Одом.задание Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом: Орезульт = 0,6* Онакопл + 0,4*·Озач Способ округления накопленной оценки промежуточного контроля и результирующей оценки: арифметический. На пересдаче студенту не предоставляется возможность получить дополнительный балл для компенсации оценки за текущий контроль. ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая, при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей. 11Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины11.1Базовый учебникFreixas, X., Rochet, J-Ch. (2008). Microeconomics of banking. 2nd edition. Cambridge, MA: MIT Press Доступна электронная версия учебника. 11.2Дополнительная литератураВсе источники доступны в сети Интернет (доступ – во внутренней сети НИУ-ВШЭ, если не приведена прямая ссылка):
11.3Дистанционная поддержка дисциплиныСлайды к лекциям вывешиваются на странице курса на портале НИУ ВШЭ: http://www.hse.ru/org/hse/mab/ Статьи для подготовки рефератов можно подобрать в библиотеке «Институты банковского сектора»: http://lia.econline.edu.ru/ 12Материально-техническое обеспечение дисциплиныДля проведения лекций по курсу необходим мультимедийный проектор и ноутбук. |
Программа дисциплины Финансовые рынки и институты для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Экономика»,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 «Финансы... | ||
Программа дисциплины Английский язык, 4 курс, экономика, 080100,... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Правительство Российской Федерации Нижегородский филиал Федерального... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 080100... | ||
Программа дисциплины для направления/ специальности подготовки бакалавра/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 080100. 68 Экономика,... | Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100.... Программа дисциплины Основы социальной политики для направления 080100. 62 – Социология подготовки бакалавра | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для студентов направления 032100. 62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную... | ||
Программа дисциплины Иностранный язык (китайский) для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки | Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | ||
Программа дисциплины иностранный язык (английский) для направления 080100. 62 «Экономика» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки/ специальности... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 032100. 62 «Востоковедение,... | ||
Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 033000. 62 "Культурология"... | Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 030100. 62 «Философия»... |