| Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» Программа дисциплины [Введите название дисциплины] для направления/ специальности [код направления подготовки и «Название направления подготовки» ] подготовки бакалавра/ магистра/ специалиста
| Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский университет "Высшая школа экономики" Факультет философии отделение востоковедения Программа дисциплины ДУХОВНАЯ КУЛЬТУРА И ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ИЗУЧАЕМОГО РЕГИОНА
(Япония)
для направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра Автор программы:
Новикова Анна Андреевна alisitsyna@hse.ru
Одобрена на заседании кафедры цивилизационного развития Востока «___» января 2013 г
Зав. кафедрой Маслов А.А. Рекомендована секцией УМС «___»января 2013 г
Председатель Утверждена УС факультета философии «___»_____________2013 г. Ученый секретарь ________________________ [подпись]
Москва, 2013
Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.
1Область применения и нормативные ссылки Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям студента и определяет содержание и виды учебных занятий и отчетности.
Программа предназначена для студентов направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, изучающих Материальную культуру изучаемого региона.
Программа разработана в соответствии с:
Образовательным стандартом государственного образовательного бюджетного учреждения высшего профессионального образования «НИУ-ВШЭ), протокол заседания Ученого совета от 02.07.2010 г. № 15.
Образовательной программой направления 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра;
Рабочим учебным планом университета по направлению 032100.62 «Востоковедение, африканистика» подготовки бакалавра, утвержденным в 2011 г.
2Цели освоения дисциплины Цель курса – дать студентам, специализирующимся на изучении истории Японии, необходимые знания о духовной культуре и интеллекутальной истории изучаемой страны, основных факторах, обусловивших уникальные особенности их развития, и влиянии традиционной духовной культуры на современную духовную и интеллектуальную среду Японии. Содержанием курса являются: формирование традиционной японской духовной культуры, ее трансформация во времени и особенности на современном этапе; особенности заимствования континентальных азиатских и европейских философско-интеллектуальных традиций, синтез идей в рамках японской интеллектуальной среды, современный уровень развития академической и интеллектуальной среды, вклад японских мыслителей в мировую духовную культуру и интеллектуальное наследие. Курс состоит из лекций, семинаров и самостоятельных занятий. На самостоятельных занятиях студенты знакомятся с научной литературой по ключевым проблемам курса, готовят рефераты и письменные задания. От студентов требуется посещение лекций, подготовка не менее двух устных докладов и участие в обсуждениях поднимаемых на семинаре вопросов, обязательное участие в написании аттестационной работы, выполнение заданий преподавателя. Особо оценивается активная работа в течение курса (творческий подход к анализу изучаемых материалов, и использование при подготовке доклада нескольких источников, включая Интернет, способность четко и емко формулировать свои мысли), а также уровень подготовки докладов и качество реферата и итоговой письменной работы. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины В результате освоения дисциплины студент должен: • Владеть основными понятиями об истории формирования духовной и интеллектуальной традиции Японии.
• Иметь представление о характерных особенностях духовной культуры региона в сравнении с соседними странами и другими народами.
3Место дисциплины в структуре образовательной программы [Для ГОС:]
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарных и социально-экономических, математических и естественно научных, общепрофессиональных, специальных )] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.
[Для ФГОС:]
Настоящая дисциплина относится к циклу дисциплин [Укажите цикл дисциплин (гуманитарный, социальный и экономический, математический и естественно научный, профессиональный)] и блоку дисциплин, обеспечивающих ____ подготовку.
[Для НИУ:]
…
Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является базовой.
Для специализаций [Укажите название специализации, для образовательных программ со специализациями] настоящая дисциплина является дисциплиной по выбору.
Для специализаций Изучение данной дисциплины базируется на следующих дисциплинах:
[Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому предназначается ПУД ]
Для освоения учебной дисциплины, студенты должны владеть следующими знаниями и компетенциями:
[Перечислите основные знания и компетенции, которыми должен владеть студент после освоения дисциплин, на которых базируется данная УД]
Основные положения дисциплины должны быть использованы в дальнейшем при изучении следующих дисциплин:
[Перечислите дисциплины из РУПов/ БУПов для набора студентов, которому назначается ПУД ]
4Тематический план учебной дисциплины
№
пп
|
Название темы
|
Всего часов
| Аудиторные часы
| Самостоятельная работа
|
| Лекции
| Сем. и практ.
занятия
|
|
| 3-й модуль
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ I Становление духовной и интеллектуальной культуры Японии в древности и Средние века
|
|
|
|
| 1.1
| Зарождение японской духовной культуры
| 4
| 2
| 2
|
| 1.2
| Континентальные учения: заимствованные элементы духовной культуры Китая
| 4
| 2
| 2
|
| 1.3
| Континентальные учения: буддизм
| 4
| 2
| 2
|
|
| Итого по разделу:
| 12
| 6
| 6
|
|
| РАЗДЕЛ II. Развитие японской мысли в XVII – первой половине XIX в.
|
|
|
|
| 2.1
| Конфуцианские школы в эпоху Токугава
| 4
| 2
| 2
|
| 2.2
| Школа «национальной науки» кокугаку
| 4
| 2
| 2
|
|
| Итого в модуле:
| 20
| 10
| 10
|
|
| 4-й модуль
|
|
|
|
|
| РАЗДЕЛ II. Развитие японской мысли в XVII – первой половине XIX в. (продолжение)
|
|
|
|
| 2.3
| «Наука горожан» эпохи Токугава
| 4
| 2
| 2
|
| 2.4
| Влияние европейской традиции на интеллектуальные течения эпохи Токугава
| 4
| 2
| 2
|
|
| Итого по разделу:
| 16
| 8
| 8
|
|
| РАЗДЕЛ III. Становление современной интеллектуальной традиции в Японии
|
|
|
|
| 3.1
| Направления развития мысли в Японии второй половины XIX в.
| 4
| 2
| 2
|
| 3.2
| Идеология, философия и религия в эпоху внешней экспансии
| 4
| 2
| 2
|
| 3.3
| Современная интеллектуальная культура Японии в контексте международной
| 4
| 2
| 2
|
|
| Итого по разделу
| 12
| 6
| 6
|
|
| Итого в модуле:
| 20
| 10
| 10
|
|
| ИТОГО:
| 40
| 20
| 20
|
|
РАЗДЕЛ I Становление духовной и интеллектуальной культуры Японии в древности и Средние века
Зарождение японской духовной культуры. Синто как одна из основ духовной культуры Японии. Синто как комплекс «доосевых» (К.Ясперс) культов. Адаптация синто к континентальным идеологическим течениям. Синто-буддийский и синто-даосский синкретизм.
Континентальные учения: заимствованные элементы духовной культуры Китая. Конфуцианство. Свод китайских классических текстов. Тексты, получившие наибольшее распространение в Японии.
Континентальные учения: буддизм. Историко-идеологические концепции буддизма. Роль буддизма в распространении континентальной культуры в XIV – XVI вв.
РАЗДЕЛ II. Развитие японской мысли в XVII – первой половине XIX в.
2.1 Конфуцианские школы в эпоху Токугава. Школа Чжуси в Китае и ее распространение в Японии. Фудзивара Сэйка. Хаяси Радзан. Араи Хакусэки. Школа Ван Янмина и ее распространение в Японии. Накаэ Тодзю, Кумадзава Бандзан. Школа Мито и концепция кокутай. Когаку («школа классической науки»). Ямага Соко, Ито Дзинсай. Сэйригаку.
2.2 Противостояние конфуцианству: Томинага Накамото. Андо Сёэки. Школа «национальной науки» кокугаку. Камо Мабути. Мотоори Норинага.
2.3 «Наука горожан» эпохи Токугава и распространение рационалистических идей. Исида Байган. Накаи Тикудзан, Накаи Рикэн. Ямагата Банто.
2.4 Влияние европейской традиции на интеллектуальные течения эпохи Токугава. Основные каналы передачи европейской мысли. Основные сферы заимствования: естественные науки, медицина, математика, астрономия. Формирование представлений о внешнем мире как об источнике угрозы (дискуссия о морской обороне). РАЗДЕЛ III. Становление современной интеллектуальной традиции в Японии
3.1 Направления развития мысли в Японии второй половины XIX в. Идейные течения периода бакумацу. Особенности восприятия европейской мысли. Японские просветители эпохи Мэйдзи и их социально-философские воззрения. Движение за народные права. Токутоми Сохо. Становление западной академической системы в Японии. Конфуцианство после реставрации Мэйдзи (Мотода Тоя, Накамура Кэйу).
3.2 Идеология, философия и религия в эпоху внешней экспансии. Синтез конфуцианства и европейских философских традиций (Иноуэ Тэцудзиро, Хаттори Унокити). Синтез буддизма и европейской философии (Нисида Китаро). Марксистские идеи в Японии.
3.3 Современная интеллектуальная культура Японии в контексте международной. Консервативная мысль в Японии в послевоенные годы. Религиозно-политические движения. Сока-гаккай. Критерии оценки знаний, навыков Итоговая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Посещение занятий
Работа на семинарах (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии)
Домашний реферат (до 10 тыс. знаков)
Письменный зачет (90 мин.)
Структура итоговой оценки
Посещаемость семинарских и лекционных занятий – 15%
Выступления на семинарских занятиях (доклады, ответы на вопросы, обсуждения, дискуссии и т.п.) – 20%
Написание реферата – 15%
Письменная зачетная работа по заранее предложенным вопросам (см. ниже, в билете один вопрос, одно тестовое задание, одно задание на разъяснение двух терминов или названий из словаря-минимума) – 50%
ЛИТЕРАТУРА Janson, Marius B. The Making of Modern Japan. – Cambridge (Mass.), London, 2002.
Радуль-Затуловский Я.Б. Конфуцианство и его распространение в Японии. -М., 2011. – 456 с. (или издание 1947 г.)
Нагата Х. История философской мысли Японии. – М.: Прогресс. 1991. – 416 с.
Нагата Х. История японского материализма. – М: Мысль, 1990. -
Толстогузов А.А. Японская историческая наука: очерки истории: проблемы изучения средних веков и феодализма. – М.: Вост. лит., 2005. – 566 с.
Арутюнов С.А., Светлов Г.Е. Старые и новые боги Японии. – М.: Наука, 1968. – 200 с.
Прасол А.Ф. Японское образование в эпоху Мэйдзи (1868 – 1912). - Владивосток, 2002. – 358 с.
Прасол А.Ф. Становление образования в Японии. – Владивосток, 2001. – 391 с.
Малявин В. Империя ученых. – М: Европа, 2007. – 384 с.
История японской культуры: учеб. пособие для вузов. Под ред. Мещерякова А.Н. – М.:Наталис, 2011. – 368 с.
Человек и мир в японской культуре. Под ред. Григорьевой Т.П. – М.: Вост. лит., 1985. – 280 с.
Трубникова Н.Н., Бачурин А.С. История религий Японии IX – XII вв. – М: Наталис, 2009. – 560 с.
Карелова Л.Б. Учение Исиды Байгана о постижении «сердца» и становление трудовой этики в Японии. – М, 2007. – 318 с.
Япония мнимая и реальная. Под ред. Засурского Я.Н. – М., 2002. – 197 с.
Державин И.К. Сока-гаккай – Комэйто: религиозно-политическое движение в послевоенной Японии. – М.:Наука, 1972.
Оцуки Гэнтаку, Симура Хроюки. Канкай ибун. «Удивительные сведения об окружающих [Землю] морях”. Пер., вступ. ст. и коммент. В.Н.Горегляда. – Спб., 2009. – 392 с.
Накорчевский А.А. Синто. – Спб: Азбука-классика, 2003 – 448 с.
Чегодарь Н.И. Литературная жизнь Японии между двумя мировыми войнами. – М.:Вост. лит., 2004. – 222 с.
Шуцкий Ю.К. Китайская классическая «Книга перемен». – Спб., 1992
Требования к письменному ответу на зачете: Время на выполнение заданий письменного зачета – 2 академических часа. Задание, предлагаемое на зачете, помимо контрольного вопроса (вопросов) включает также тест и перечень персоналий, терминов, названий из числа содержащихся в словаре, приложенном к методическим материалам к курсу, значения которых должны быть раскрыты в одном-трех предложениях. Оценка снижается за искажение фактов, неполное раскрытие темы вопроса, бессистемное изложение, некорректные формулировки, неверные ответы на вопросы тестов, неправильное раскрытие содержания предложенных терминов и названий.
Автор программы _____________________________
|