Скачать 160.36 Kb.
|
Оборотная сторона титульного листа РПУД I. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) II. Рабочая программа пересмотрена на заседании кафедры: Протокол от «_____» _________________ 20__ г. № ______ Заведующий кафедрой _______________________ __________________ (подпись) (И.О. Фамилия) Аннотация рабочей программы учебной дисциплины«Институциональная экономика» по направлению подготовки 080100.68 «Экономика» (степень магистр) по магистерской программе «Международная экономика» Цель изучения дисциплины – дать студентам представление об основных понятиях и закономерностях институциональной и современной неоинституциональной теории. Включение институтов позволяет расширить круг проблем и инструментов для их решения в экономике. В курсе используются результаты новейших исследований ученых-экономистов. Задачи дисциплины – ознакомить студентов с основными институциональными подходами в различных предметах исследования, дать представления о сущности институционального анализа основных экономических агентов. Место дисциплины в структуре ОП магистратуры Учебная дисциплина «Институциональная экономика» является дисциплиной базовой части профессионального цикла ООП. Связь с другими дисциплинами учебного плана: УМКД опирается на знания, полученные в ходе изучения дисциплин: «Методология и проектирование социально-экономических систем», «Деятельность международных компаний в глобальной среде», «Эконометрика (продвинутый уровень)». Курс может быть полезным при изучении дисциплины «Анализ международных рынков», а также для активного участия в научно-исследовательских семинарах. Знания, приобретенные при изучении УМКД, могут найти применение при выполнении индивидуальных заданий, расчетных блоков в курсовом проектировании и в магистерской диссертации. Требования к результатам освоения дисциплины В результате освоения дисциплины должны быть сформированы следующие компетенции: - способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный и общекультурный уровень (ОК-1); - владеть навыками публичной и научной речи (ОК-6); - способность обобщать и критически оценивать результаты, полученные отечественными и зарубежными исследователями, выявлять перспективные направления, составлять программу исследований (ПК-1); - способность обосновывать актуальность, теоретическую и практическую значимость избранной темы научного исследования (ПК-2); - способность проводить самостоятельные исследования в соответствии с разработанной программой (ПК-3); - способность представлять результаты проведенного исследования научному сообществу в виде статьи или доклада (ПК-4); - способность самостоятельно осуществлять подготовку заданий и разрабатывать проектные решения с учетом фактора неопределенности, разрабатывать соответствующие методические и нормативные документы, а также предложения и мероприятия по реализации разработанных проектов и программ (ПК-7); - способность оценивать эффективность проектов с учетом фактора неопределенности (ПК-8); - способность разрабатывать стратегии поведения экономических агентов на различных рынках (ПК-9). В результате освоения дисциплины магистр должен: Знать:
Уметь:
Владеть:
(14 часов)Тема 1. Эволюция институциональной теории. (2 часа) Становление исторической школы институционализма. Основные традиционные институционалисты. Торстейн Веблен. Уэсли Клэр Митчелл. Джон Ричард Коммонс. Карл-Август Виттфогель. Гуннар Мюрдаль. Джон Кеннет Гэлбрейт. Роберт Хейлбронер. Теоретические подходы к изучению институциональной структуры общества. Тема 2. Классификация институциональных концепций. (2 часа) 1. Неоклассика и неоинституционализм: единство и различия. 2. Концепции конвергенции, постиндустриального, постэкономического общества, экономика глобальных проблем. 3. Теория экономической политики. 4. Экономика права. 5. Новая экономическая история. Тема 3. Модели поведения человека в неоинституциональной экономике. (1 час) 1. Модель экономического человека в ортодоксальном экономиксе. 2. Альтернативные модели экономического человека. 2.1. Экономический человек. 2.2. Социологический человек. 3. Эволюция института хозяйственной этики. Тема 4. Трансакционные издержки (1 час) 1. Теоретические понятия трансакции. 1.1. Три основных вида трансакций. 1.2. Трансакция сделки. 1.3. Трансакция управления. 1.4. Трансакция рационирования. 2. Специфические механизмы управления договорными отношениями. Тема 5. Институциональная теория хозяйственного развития России (1 час) 1. Основные направления неоинституциональных исследований в России. 1.1. Теория прав собственности. 2. Анализ социальной адаптации населения к рынку. 3. Теория трансакционных издержек. Тема 6. Системы, структуры, функции: понятия системного анализа институтов (1 час) 1. Понятие системосодержащего пространства. 2. Геометрическое пространство. 3. Целевое или функциональное пространство. 4. Понятие системообразующего признака. Тема 7. Теория экономических организаций. (1 час) 1. Организация как экономический феномен. 1.1. Классификация институциональных форм организации в зависимости от наличия процессов производства, реализации и воспроизводства. 1.2. Организация как система социальных отношений. Тема 8. Организация и теория групп. (1 час) 1. Организация и группы. 1.1. Социальная группа. 1.2. Первичные группы. 1.3. Вторичные группы. Тема 9. Фирма как экономическая организация. (1 час) 1. Контрактная теория фирмы: формальная форма, неформальные договоры. 2. Теория принципала-агента. 2.1. Принципал – владелец. 2.2. Агент - доверенное лицо (управляющий). Тема 10. Государство в концепциях институционализма. (1 час) 1. Государство как агентство по производству общественных благ. 2. Производство и защита правил как общественное благо. 2.1. Социальный контракт. 2.2. Вертикальный социальный контракт. 2.3. Горизонтальный социальный контракт. 2.4. Постконституционный договор. 3. Модель консенсусной демократии. Тема 11.Институциональные изменения. (2 часа) 1. Механизм институциональных изменений. 2. Институциональная метаконкуренция. 3. Влияние государства на процесс формирования институтов. 4. Анализ институциональной структуры экономики стран мира. 4.1. Экзогенный подход. 4.2. Эндогенный подход.
(14 часов) Занятие 1. Эволюция институциональной теории (2 часа), с использованием методов активного обучения 1. Историческая школа: становление институционализма. 2. «Старый институционализм»: подходы, концепции. 3. Новая институциональная экономика. 4. Новейший институциональный подход. Используются методы активного обучения (МАО): мозговой штурм, коллективная мыслительная деятельность. Занятие 2. Классификация институциональных концепций (2 часа), с использованием методов активного обучения 1. Неоклассика и неоинституционализм: единство и различия. 2. Классификация институциональных концепций (Р.М. Нуреев). Используются методы активного обучения (МАО): диалог, дискуссия. Занятие 3. Модели поведения человека в неоинституциональной экономике (2 часа), с использованием методов активного обучения 1. Модель экономического человека. 2. Рациональность как норма поведения. 3. Поведенческие предпосылки институционального анализа 4. Институт хозяйственной этики и экономическое поведение. Занятие 4. Трансакционные издержки (1час) 1. Понятие и виды трансакций. 2. Понятие трансакционных издержек. 3. Трансакционные издержки и спецификация (размывание) прав собственности. 4. Внешние эффекты и трансакционные издержки. Теорема Коуза. 5. Трансакционные издержки и контрактные отношения. Занятие 5. Институциональная теория хозяйственного развития России (1 час), с использованием методов активного обучения 1. Основные направления неоинституциональных исследований в России. 2. Положения институциональной теории хозяйственного развития России. Занятие 6. Системы, структуры, функции: понятия системного анализа институтов (1 час), с использованием методов активного обучения 1. Понятие системосодержащего пространства. Структуризация системы. Процессный подход. 2. Формальная модель институционального направления экономики. Занятие 7. Теория экономических организаций (1 час), с использованием методов активного обучения 1. Организация в институциональной среде. 2. Дихотомия: институты и организации. 3. Контроль и власть в хозяйственной организации. Занятие 8. Организация и теория групп (1 час), с использованием методов активного обучения 1. Организация и группы. 2. Традиционная теория групп. 3. Большие группы. 4. Малые группы. Занятие 9.Фирма как экономическая организация (1 час), с использованием методов активного обучения 1. Контрактная теория фирмы. 2. Теория принципала-агента. 3. Альтернативные цели фирм. Занятие 10. Государство в концепциях институционализма(1 час), с использованием методов активного обучения 1. Создание общественных благ как функция государства. 2. Спонтанный экономический порядок и идеальные типы государства. 3. Этапы и движущие силы эволюции реального государства. 4. Методы эмпирического анализа государства. Используются методы активного обучения (МАО): мозговой штурм, коллективная мыслительная деятельность. Занятие 11.Институциональные изменения (1 час), с использованием методов активного обучения 1. Механизм институциональных изменений. 2. Государство и институциональные изменения. 3. Институциональные изменения в условиях переходной экономики.
Вопросы для подготовки к экзамену
Не предусмотрены
Основная
Дополнительная
Электронные ресурсы
|
Учебной дисциплины (модуля) «Институциональная экономика» по направлению... Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» сформировать следующие компетенции | Рабочая программа учебной дисциплины «институциональная экономика» «Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также... | ||
Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | Программа учебной дисциплины институциональная экономика Институциональная структура экономики определяет стимулы участников экономической деятельности, их возможности и те трансакционные... | ||
Программа дисциплины Институциональная экономика 2 для направления... Курс институциональная экономика предназначен для студентов магистратуры направления «Экономика» магистерской программы «Прикладная... | Учебной дисциплины пс рпуд рабочая программа учебной дисциплины (модуля)... Ожидаемые результаты образования и компетенции студента по завершении освоения программы учебной дисциплины (модуля) 4 | ||
Московский гуманитарно-экономический институт Рабочая программа учебной дисциплины «Институциональная экономика». – Новороссийск : нф мгэи, 2015. 70 с | Пояснительная записка 3 Цели и задачи освоения дисциплины «Институциональная экономика» Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «институциональная экономика» 3 | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд рекомендовано Математические методы в экономике, экономика труда, экономика организаций и предприятий, бухгалтерский учет, анализ и аудит, налоги... | Институциональная экономика Дисциплина «Институциональная экономика» относится к учебным дисциплинам базовой части профессионального цикла ооп направления 080100... | ||
Рабочая программа учебной дисциплины (рпуд) «Аутсортинг в транспортно-логистическом бизнесе» Рабочая программа учебной дисциплины составлена в соответствии с требованиями федерального государственного стандарта высшего профессионального... | Рабочая программа дисциплины институциональная экономика направление... Темы дисциплины и виды занятий (учебно-тематический план) | ||
Рабочая программа учебной дисциплины пс рпуд пс рпуд Компетенции студента, формируемые в результате освоения учебной дисциплины (модуля) / ожидаемые результаты образования и компетенции... | Планируемые результаты обучения Цель освоения дисциплины «Институциональная экономика» «Институциональная экономика» – сформировать у студентов навыки институционального анализа ситуаций хозяйственной жизни, а также... | ||
Рабочая программа дисциплины (с дополнениями и изменениями) б в.... «Экономической теории», «Институциональная экономика», «Региональная экономика» и других. Программа данного курса тесно связана с... | Программа дисциплины «Институциональная экономика» для направления 040100. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... |