МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет
имени Н.Г. Чернышевского»
Юридический факультет
УТВЕРЖДАЮ
___________________________
"__" __________________20__ г.
Рабочая программа дисциплины
Общий менеджмент
Направление подготовки
38.05.02 Таможенное дело (специалитет) Квалификация (степень) выпускника
Специалист Форма обучения
заочная
Саратов,
2014
1. Цели и задачи дисциплины
привитие студентам системного видения организации, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента;
совершенствование знаний в области теории управления, повышение компетентности обучающихся на основе практического освоения современных методов и технологий принятия управленческих решений.
Задачи изучения дисциплины «Общий менеджмент»
изучение истории развития менеджмента, рассмотрение основных принципов и функций управленческой деятельности, закономерностей, методов управления организацией;
изучение типов организаций по взаимодействию с внешней средой и человеком, а также видов организационных структур и тенденций их эволюции в рыночной экономике, анализ принципов и методов проектирования организационных структур и организационной культуры;
рассмотрение основ организационного поведения, методов управления конфликтами, принятия управленческих решений, мотивирования и стимулирования персонала;
изучение и практическое применение современных методов, инструментальных средств и технологий принятия управленческих решений.
2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ООП ВПО.
Для изучения дисциплины необходимо обладать знаниями, полученными при изучении дисциплин: – гуманитарного, социального и экономического цикла: «Экономическая теория» (базовая часть), «Теория государственного управления» (базовая часть), – математического и естественнонаучного цикла: «Основы системного анализа» (базовая часть).
Учебная дисциплина «Общий менеджмент» является предшествующей для дисциплин профессионального цикла: «Таможенный менеджмент» модуля «Общий и таможенный менеджмент», модуля «Управление таможенным делом» (базовая часть).
Для изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен: знать: типы экономических систем и основные экономические институты общества, основные законы развития экономики и механизмы функционирования и регулирования рыночного хозяйства; уметь: выявлять и анализировать основные тенденции развития экономик Российской Федерации и стран мира; анализировать мировые товарные рынки; владеть: понятийным аппаратом экономической теории и основными приемами анализа микро- и макроэкономических процессов;
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Общий менеджмент»
Процесс изучения дисциплины в соответствии с ФГОС ВПО по специальности 036401 «Таможенное дело» направлен на формирование следующих компетенций (элементов компетенций):
общекультурных (ОК):
-способность совершенствовать и развивать свой интеллектуальный, общекультурный и морально-психологический уровень (ОК-1);
-способность проявлять гражданскую позицию и ответственное отношение к исполнению обязанностей (ОК-2);
-владение культурой взаимоотношений, взаимопонимания и сотрудничества, способностью предотвращать конфликтные ситуации, уважительно относиться к окружающим (ОК-3);
-способность анализировать социально значимые проблемы и процессы, использовать на практике методы гуманитарных, социальных и экономических наук в различных видах жизнедеятельности (ОК-5);
профессиональных (ПК):
-способность самостоятельно повышать уровень профессиональных знаний, реализуя специальные средства и методы получения нового знания, и использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности (ПК-1), в части теоретических основ общего менеджмента;
-способность на научной основе организовать свой труд, самостоятельно оценивать результаты своей деятельности (ПК-6);
-умение осуществлять подготовку типовых решений по управлению деятельностью таможенных органов и их структурными подразделениями (ПК-29);
-умение оценивать качество и эффективность деятельности таможенных органов (ПК-30);
-умение планировать, организовывать, координировать, стимулировать и контролировать деятельность персонала структурного подразделения таможенного органа (ПК-31);
-умение осуществлять отбор, расстановку кадров, планировать профессиональное обучение и проводить аттестацию персонала таможенных органов (ПК-32);
-умение оценивать состояние и перспективы развития таможенных органов, планировать и прогнозировать деятельность их структурных подразделений (ПК-33);
-владение навыками по планированию и организации исследований в области управления, внедрению инноваций в области профессиональной деятельности, управлению инновационными проектами (ПК-34);
-владение навыками по организации взаимодействия в области профессиональной деятельности (ПК-35);
-способность определять место и роль таможенных органов в системе государственного управления (ПК-36).
В результате изучения дисциплины «Общий менеджмент» студент должен:
знать:
теоретические основы общего менеджмента;
общие положения теории менеджмента, сущность организации, ее признаки, принципы принятия и реализации управленческих решений, основные функции менеджмента, принципы взаимодействия человека и организации, основы группового поведения и управления конфликтами, факторы эффективности управленческой деятельности;
основные положения теории систем, институциализации, управления рисками, управления государственными услугами;
характеристики инструментальных средств и технологий формирования индивидуальных и групповых управленческих решений;
уметь:
выбирать и формулировать цели, стоящие перед организацией;
систематизировать и обобщать информацию для решения управленческих задач;
формулировать проблемы, управленческие задачи и инструментально разрабатывать их решения с учетом факторов риска и неопределенности;
классифицировать и выбирать методы для управления структурными подразделениями;
владеть:
– инструментами решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений в таможенном деле;
владеть навыками:
самостоятельного овладения новыми знаниями, используя современные образовательные технологии;
профессиональной аргументации при разборе стандартных ситуаций в сфере предстоящей деятельности в области управления;
по применению положений современных теорий менеджмента (институциализации, управления государственными услугами, ситуационного управления и др.);
по выбору инструментальных средств для решения практических задач подготовки и принятия управленческих решений.
4. Структура и содержание дисциплины «Общий менеджмент»
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 72 часа.
№
п/п
| Раздел дисциплины
| Семестр
| Неделя семестра
| Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)
| Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра)
Формы промежуточной аттестации (по семестрам)
| лекц
| прак
| сам
раб
| лабраб
|
| 1
| Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий, основные проблемы и принципы
| 4
|
| 1
|
|
|
| Контроль посещаемости лекции
| 2
| Основные научные школы и направления в менеджменте
| 4
|
| 1
|
|
|
| Контроль посещаемости лекции
| 3
| Внешняя и внутренняя среда организации
| 5
|
| 1
| 1
| 16
| 1
| Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации
| 4
| Функции управления
| 5
|
| 1
| 1
| 16
| 1
| Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, тестирование
| 5
| Связующие процессы в менеджменте
| 5
|
| 1
| 1
| 8
|
| Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации
| 6
| Групповая динамика и лидерство в менеджменте
| 5
|
| 1
| 1
| 8
|
| Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, тестирование
| 7
| Этика и культура менеджмента
| 5
|
|
|
| 8
|
| Формы текущего контроля успеваемости: контрольные вопросы, контроль самостоятельной подготовки и участия в семинарских занятиях, реферат, презентации
|
| Промежуточная аттестация
|
|
|
|
|
|
| Форма промежуточной аттестации - зачет (4 часа)
|
| Всего - 72
|
|
| 6
| 4
| 56
| 2
|
|
Содержание дисциплины «Общий менеджмент»
Тема 1. Предмет и содержание современного менеджмента: система понятий, основные проблемы и принципы
Общее управление и менеджмент. Категориальный аппарат современного менеджмента. Организация: виды, общие характеристики.
Менеджмент: вид деятельности и система управления. Предмет, функции и методы менеджмента.
Роль менеджера в организации. Характерные черты и содержание управленческого труда. Многообразие ролей менеджера в современной организации.
Менеджмент как рациональный феномен и как искусство. Тема 2. Основные научные школы и направления в менеджменте
Эволюция управленческой мысли в 20 веке. Общие принципы системы научного управления Ф.У. Тейлора.
Классическая (административная) школа менеджмента). Функции и универсальные принципы управления А. Файоля. Принципы производительности Г. Эмерсона. Учение М. Вебера об идеальной бюрократической организации управления.
Школа человеческих отношений (неоклассическая школа). Доктрина человеческих отношений Э. Мэйо и Хотторнский эксперимент.
Проблема социального взаимодействия, мотивации и организационного поведения в исследованиях А. Маслоу и Д. МакГрегора (поведенческий подход).
Школа науки управления (количественный подход). Использование количественных методов при принятии управленческих решений.
Системный, процессный и ситуационный подходы к управлению.
Направления и тенденции развития современного менеджмента. Тема 3. Внешняя и внутренняя среда организации
Организация как открытая система. Факторы и переменные внешней и внутренней среды.
Внешняя среда прямого (поставщики, конкуренты, правительственные органы, общества потребителей и др.) и косвенного (социальные, технологические, экономические, политические и др. факторы) воздействия.
Основные переменные внутренней среды организации: цели, структура, задачи, технологии, люди и др.
Связь между внутренней и внешней средой организации. Тема 4. Функции управления
Природа и состав функций менеджмента. Планирование. Содержание и сущность планирования. Основные элементы и этапы процесса планирования. Универсальные принципы и основные методы планирования. Классификация планов организации. Современные подходы к стратегическому планированию. Целеполагание: миссия, видение и цели. Дерево целей. Модель стратегического планирования. Анализ факторов внешней и внутренней среды. Стратегические альтернативы. Реализация стратегии.
Организация. Организационная структура и структура управления организацией. Определение понятий: полномочия, ответственность, делегирование и власть. Принципы построения и характеристики структур управления. Иерархические и органические структуры управления. Выбор структуры управления. Виды структур управления: линейно-функциональная, дивизиональная, проектная и матричная. Современные тенденции развития организационных структур управления.
Мотивация. Теории содержания мотивации: пирамида потребностей А. Маслоу; теория приобретенных потребностей Д. МакКлелланда; двухфакторная теория Ф. Герцберга и др. Теории процесса мотивации: ожидания В. Врума; постановки целей Э. Локка; справедливости Д.Адамса. Модель мотивации Л.Портера – Э. Лоулера. Комплексная модель мотивации Э. Шейна.
Контроль. Сущность и смысл контроля. Предварительный, текущий и заключительный контроль. Модель процесса контроля. Поведенческие аспекты контроля. Характеристики эффективного контроля. Информационно-управляющие системы в планировании и контроле. Тема 5. Связующие процессы в менеджменте
Коммуникации и принятие решений как связующие процессы в менеджменте. Коммуникации в менеджменте. Коммуникационный процесс, базовые элементы и основные этапы. Коммуни-кационная структура управления организацией, Коммуникационные каналы и сети.
Процесс обмена информацией как система с обратной связью. Межличностные и организационные коммуникации. Преграды в коммуникациях. Основные направления совершенствования коммуникаций в организациях.
Определение основных понятий процесса принятия решений: проблема, возможность, проблемная ситуация, решение. Основные факторы, вызывающие проблемы. Этапы и стадии решения проблемы. Требования к решениям. Классификация решений. Управленческие решения. Решения, типичные для функций управления. Подходы к принятию решений. Рациональная модель принятия решений. Альтернативные модели принятия решений. Модели и методы принятия решений.
Тема 6. Групповая динамика и лидерство в менеджменте
Проблема группы в менеджменте. Понятие «групповая динамика». Назначение групп с точки зрения организации и индивида. Классификация групп. Контекстуальные и внутренние факторы групповой эффективности. Стадии развития группы. Конфликты и стрессы при групповом взаимо-действии. Техники структурирования групповой работы.
Команда как специальный вид группы. Распределение ролей в эффективной команде. Основные принципы командообразования. Достоинства и недостатки командной работы.
Лидерство как сторона групповой динамики. Природа и содержание лидерства. Лидерство и эффективность управления. Основные подходы в изучении лидерства; теория лидерских качеств, концепции лидерского поведения (К. Левина, Р. Лай-керта, Блейка и Дж. Моутон), ситуационные теории лидерства (Танненбаума – Шмидта, Херсея и Бланшарда, Врума – Йеттона – Яго). Новые теории лидерства: атрибутивное, харизматическое, на основе видения.
Лидерство и власть. Основные формы власти и влияния. Ответственное и эффективное использование власти в организации Тема 7. Этика и культура менеджмента
Культура организации: сущность, функции, элементы, технология, место в системе управления. Понятие и структура организационной культуры. Субъективная и объективная организационные культуры. Стиль руководства и организационная культура. Развитие организационной культуры. Влияние культуры на организационную эффективность. Этические принципы управленческой деятельности. Стиль и культура менеджмента; факторы эффективного менеджмента |