Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю





НазваниеРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю
страница1/7
Дата публикации02.03.2016
Размер0.49 Mb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Право > Документы
  1   2   3   4   5   6   7
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет

имени Н.Г. Чернышевского»
Экономический факультет

УТВЕРЖДАЮ

___________________________

"__" __________________20__ г.


Рабочая программа дисциплины

Основы управления персоналом

Направление подготовки

Управление персоналом
Профиль подготовки

Управление персоналом организации

Квалификация (степень) выпускника

Бакалавр
Форма обучения

Очная

Саратов,

2013 год


1.Цель и задачи дисциплины

Учебная дисциплина «Основы управления персоналом» является одной из профилирующих дисциплин при подготовке бакалавров, специализирующихся на управлении персоналом. Целью преподавания является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных задач управления персоналом эффективного использования способностей сотрудников предприятия.

Задачи учебной дисциплины:

В процессе изучения курса студенты должны научиться:

  • выявлять особенности персонала предприятия как объекта управления, место и роль управления персоналом в системе управления предприятиями, принципы управления персоналом;

  • знать влияние рыночных условий и многообразие организационно-правовых форм предприятий на кадровую политику и процесс планирования персонала;

  • определять потребность в рабочих, инженерах, менеджерах различной квалификации, исходя из стратегии деятельности фирмы;

  • анализировать рынок труда и сферу занятости;

  • производить отбор и адаптацию персонала;

  • планировать карьеру сотрудников фирмы, их профессиональный и административный рост;

  • управлять производительностью труда, разрабатывать системы мотивации эффективной деятельности, обосновывать структуру доходов, степень их дифференциации, проектировать систему оплаты труда;

  • оценивать эффективность управления персоналом.

2. Место дисциплины в структуре ОПП

«Основы управления персоналом» относится в соответствии с Федеральным Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования к профессионального цикла,базовая часть и связаны с другими дисциплинами учебного плана:

  • в теоретико-методическом отношении – с социологией и экономической теорией;

  • в методическом отношении – с экономикой труда, инновационным менеджментом;

  • в отношении эффективного и качественного использования трудового потенциала персонала предприятий и организации – со стратегическим менеджментом, организационной культурой, компьютерными информационными системами делопроизводства персонала, теорией управленческих решений.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Основы управления персоналом».

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

  • знает и умеет использовать нормативные правовые документы в своей профессиональной деятельности (ОК-10);

  • осознание основ современной философии и концепций управления персоналом, сущностей и задач , закономерностей, принципов и методов управления персоналом,умение применять теоретические положения в управленческой деятельности по отношению к персоналу (ОК-22)

  • знание основ организационного проектирования системы и процессов управления персоналом, умение осуществлять распределение функций, полномочий и ответственности на основе их делегирования (ПК-73);

  • способность вносить вклад в планирование, создание и реализацию проектов в области управления персоналом (ПК-74);

В результате изучения дисциплины «Основы управления персоналом» студент должен знать:


  • внешнюю и внутреннюю среду предприятия или организации, ключевые элементы и оценивать их влияние на предприятие, организацию персонала;

  • состояние и тенденции развития рынка труда с точки зрения обеспечения потребности предприятия или организации в персонале;

  • методы разработки и реализации мероприятий по совершенствованию организации труда персонала;

  • методы разработки и реализации программы профессионального развития персонала и оценивать их эффективность;

  • методы оценки рисков, социальную и экономическую эффективность принимаемых решений в управлении персоналом;

  • методы разработки и реализации мероприятий по совершенствованию мотивации и стимулированию персонала предприятия или организации;

  • Использовать различные методы текущей деловой оценки (в т.ч. аттестации) персонала.

В результате овладения профессиональными знаниями по дисциплине «Основы управления персоналом» студент должен уметь:

  • реализовывать основные управленческие функции в сфере управления персоналом;

  • разрабатывать и реализовывать стратегии управления персоналом;

  • анализировать экономическую и социальную эффективность деятельности подразделений по управлению персоналом.

В результате овладения профессиональными знаниями по дисциплине «Основы управления персоналом» студент должен владеть:

  • современными технологиями управления развитием персоналом;

  • современными технологиями управления поведением персонала.


4. Структура и содержание дисциплины «Основы управления персоналом»

Общая трудоемкость дисциплины составляет 6 зачетных единиц 216 часов. Дисциплина реализуется на 2 курсе (2 семестр). Лекции – 36 часов, практические занятия – 36, самостоятельная работа – 108 часа.




п/п

Раздел дисциплины

Семестр

Неделя семестра

Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах)

Формы текущего контроля успеваемости (по неделям

по семестрам)

Лекция

Сем.

.занятие

Практ. занятие

Самост. работа

1

1. Управление персоналом: место и роль в системе управления предприятиями и организациями

6

1-6

6







8

Реферат

Тест

2

2. История становления и развития управления персоналом

6

7-11

6

6




8

Тест

Дом.задания

Реферат

3

3. Обеспечение системы управления персоналом

6

12-16

6

6




8

Тест

Зачет

4

4. Анализ и проектирование рабочих мест (должностей). Должностные инструкции

6

17-18




6





8

Тест

Дом.задание

Реферат


5


5. Планирование персонала



7


1-3



4



4






6


Тест

Дом.задание

Реферат

6

6. Формы, методы привлечения, профессионального отбора и найма работников

7

4-6

4

4




6

Реферат

опрос

7

7. Повышение квалификации персонала. Планирование и развитие деловой карьеры. Высвобождение работников

7

7-9

4

4




6

Реферат

опрос

8

8. Оценка персонала

7

10-12










8

опрос

9

9. Оплата труда и компенсация

7

13










6

опрос

10

10. Оценка эффективности управления персоналом

7

14-15

6

6




8

Практ.работа опрос

11

Промежуточная аттестация

7

16









36


экзамен


12

ВСЕГО:







36

36




108

180

Содержание дисциплины


№ п/п

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Управление персоналом: место и роль в системе управления предприятиями и организациями

Основы управления персоналом – часть менеджмента. Цели и задачи управления персоналом. Управление персоналом как система. Интеграционный подход к системе управления персоналом. Классификация признаков систем управления персоналом. Персонал предприятия как объект управления. Концепции управления персоналом. Методы управления персоналом. Кадровая политика предприятия.

2.

История становления и развития управления персоналом

Эволюция теории управления персоналом. Зарождение теории управления персоналом в рамках классической школы менеджмента. Принципы научного менеджмента Фр.Тейлор. Административная школа управления. А.Файоль как основатель административной школы. Школа «человеческих» отношений и ее значение для развития теории управления персоналом. Школа организационного поведения. Теория бюрократии М.Вебера. Управление персоналом и управление человеческими ресурсами. Управленческая мысль во второй половине XX века. Системный подход (понятие открытой организации, подсистем и границ организации). Два стиля управления персоналом и их основные черты. Характеристики управления персоналом. Системы управления персоналом в Японии и США.

3.

Обеспечение системы управления персоналом

Кадровое, делопроизводственное, информационное, техническое, нормативно-методическое и правовое обеспечение системы управления персоналом.

4.

Анализ и проектирование рабочих мест (должностей). Должностные инструкции

Разделение труда на предприятии.

Организационная структура управления предприятием.

Классификация деятельности и функций. Анализ рабочих мест.

Описание рабочих мест.

Спецификация рабочих мест.

Проектирование рабочих мет (разработка системы должностей и должностных инструкций).

5.

Планирование персонала

Сущность, цели и задачи кадрового планирования.

Оперативный план работы с персоналом. Маркетинг персонала.

Определение потребности в персонале.

Анализ и планирование показателей по труду, расходов на персонал.

Основы нормативного подхода к планированию персонала.

6.

Формы, методы привлечения, профессионального отбора и найма работников

Рынок труда и взаимодействие с его операторами.

Конкурентоспособность предприятия на рынке труда.

Критерии отбора кандидатов на вакантные рабочие места.

Источники найма работников и их эффективность.

Методы привлечения кандидатов.

Процесс отбора персонала в организацию. Контракт и контрактная система.

Трудовая адаптация и ориентация новых работников.

7.

Повышение квалификации персонала. Планирование и развитие деловой карьеры. Высвобождение работников

Определение потребностей в профессиональном обучении. Цели профессионального обучения и критерии оценки его эффективности. Методы профессионального обучения, методы оценки программ обучения. Бюджет профессионального обучения. Планирование карьеры сотрудников (план замещения ключевых должностей, подбор и планы развития кандидатов в руководящий резерв). Процесс сокращения численности и системы управления.

8.

Оценка персонала

Цели оценки персонала. Аттестация и оценка результатов труда. Проблемы и ошибки оценки. Процесс оценки. Методы оценки: традиционные и нетрадиционные. Сообщение результатов оценки. Специфика оценки менеджеров и руководителей: критерии оценки, методы, процессы.

9.

Оплата труда и компенсация

Понятие компенсаций и компенсационного пакета. Управление трудовой мотивацией. Структура дохода сотрудника предприятия. Формы и системы заработной платы. Структура фондов оплаты труда. Традиционная система компенсации. «Нетрадиционные » системы компенсации. Управление системой льгот и выплат.

10.

Оценка эффективности управления персоналом

Понятие эффективности, критерии и показатели. Существующие подходы к оценке эффективности управления персоналом: отечественный и зарубежный опыт. Управление персоналом и конкурентоспособность предприятия. Концепция и методика оценки эффективности системы управления персоналом на основе оценки конкурентоспособности.


6. Практические занятия (семинары)

Семестр

Наименование раздела дисциплины

Содержание раздела дисциплины

1

Анализ и проектирование рабочих мест (должностей)

  1. Задача «Разработка организационной структуры фирмы и штатного расписания ».

  2. Составление должностных инструкций (обсуждение и выдача задания).

  3. Практическое использование методики локальной классификации деятельности и ее функций (обсуждение и выдача задания)

2

Планирование персонала. Подбор кадров, прием на работу. Увольнение

  1. Расчет текущей и перспективной потребности в кадрах (обсуждение и выдача задания).

  2. Разработка требований к кандидатам на занятие вакантных рабочих мест (обсуждение и выдача задания).

  3. Анализ источника найма работников для конкретного случая.

  4. Анализ методов привлечения кандидатов для конкретного случая.

  5. Разработка рекламной кампании по набору кадров в организацию (обсуждение и выдача задания).

  6. Разработка схемы отбора персонала в организацию (обсуждение и выдача задания).

  7. Разработка общей и специализированной программы ориентации новых работников (обсуждение и выдача задания).

  8. Разработка программы увольнения (сокращение численности) работников.

  9. Обсуждение практических ситуаций.

  10. Деловая игра «Прием на работу».

3.

Повышение квалификации. Планирование развитие карьеры.

  1. Обсуждение практических ситуаций (определение потребности в профессиональном обучении, целей повышения квалификации и т.д.).

  2. Задача «Критерии оценки эффективности программы обучения работников».

  3. Разработка программы профессионального обучения/повышения квалификации работников: содержание программы, методы обучения, разработка оценочных моделей, бюджет профессионального обучения – (обсуждение и выдача задания).

  4. Разработка индивидуальных планов развития работников фирмы («кейс-стадиз»).

  5. Задача на определение ключевых должностей и плана их замещения.

  6. Задача «Подбор кандидатов в руководящий резерв и подготовка планов их развития (этапы развития деловой карьеры работника)»

4.

Оценка персонала.

  1. Обсуждение практических ситуаций.

  2. Задача на разработку плана-графика аттестации персонала (выдача задания).

  3. Задача на выбор метода оценки персона (обсуждение и выдача задания).

  4. Задача «Установление стандартов» результативности труда и критерии ее оценки» (обсуждение и выдача задания).

  5. Деловая ситуация «Выбор оценщиков».

  6. Разработка формы оценочного листа.

  7. Упражнение «Профессиональная диагностика руководителя».

  8. Деловые игры «Методы профессиональной диагностики руководителя» (метод «кейс-стадиз», ролевой метод, метод «баскетбольной корзины», метод управленческих игр, метод моделирования поведения менеджера).

5.

Мотивация результатов труда персонала. Системы оплаты труда, компенсаций.

  1. Обсуждение практических ситуаций.

  2. Разработка традиционной системы компенсации (обсуждение и выдача задания).

  3. Разработка системы льгот и выплат (обсуждение и выдача задания).

  4. Применение методики локальной классификации деятельности и функций для определения заработной платы и премий сотрудникам (обсуждение и выдача задания).

  5. Обсуждение, изучение «нетрадиционных» методов компенсации. Разбор конкретных случаев.

  6. Изучение нетрадиционных систем заработной платы (Отечественный и зарубежный опыт).

6.

Оценка эффективности системы управления персоналом

1. Решение задачи оценки эффективности системы управления персоналом на основе расчета интегрального показателя конкурентоспособности предприятия.



САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

Тема 1. Управление персоналом в системе управления инновационной организацией


При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

    • человеческий фактор и его роль в развитии инновационной организации;

    • управление персоналом в системе управления инновационной организацией;

    • задачи и принципы управления персоналом в инновационной организации;

    • классификация персонала в инновационной организации.


Основные понятия: персонал; кадры; человеческие ресурсы; трудовые ресурсы; управление персоналом; управление человеческими ресурсами; экономически активное население; занятые; трудовой потенциал; управленческий персонал; движение персонала; профессия; специальность; должность; уровень квалификации.
Вопросы для самоконтроля

    1. Сформулируйте два подхода к термину «управление человеческими ресурсами».

    2. Чем объясняется возрастание роли человеческого фактора в развитии инновационной организации?

    3. Сформулируйте основную цель управления персоналом инновационной организации.

    4. В чем состоит основное отличие государственных служащих от работников частного сектора?



Тема 2. История развития науки о персонале. Современные концепции управления персоналом

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • история развития наук о труде;

  • основные этапы развития науки о персонале;

  • современные концепции управления персоналом.


Основные понятия: концепция управления; качество персонала.

Вопросы для самоконтроля

    1. Перечислите основные этапы развития науки о персонале.

    2. В чем выражается подход к персоналу как ресурсу?

    3. В чем отличие концепции управления человеческими ресурсами от концепции управления персоналом?

    4. Какая концепция целесообразна для предприятий с массовым (серийным) характером производства?

    5. Какая концепция управления персоналом целесообразна для государственных учреждений?

    6. Какая концепция управления персоналом целесообразна для коммерческих структур в условиях рыночной конкуренции?



Тема 3. Управление персоналом как система

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • принципы формирования системы управления персоналом;

  • методы изучения состояния действующей системы управления персоналом;

  • методы управления персоналом, их характеристика:

  • административные;

  • экономические;

  • социально-психологические.


Основные понятия: система; элементы; связи; внешнее окружение; границы системы; методы управления персоналом.

Вопросы для самоконтроля

1. Каковы цели и функции системы управления персоналом?

2. Раскройте состав функциональных подсистем системы управления персоналом.

3. Охарактеризуйте пять основных способов административного воздействия на персонал:

  • организационные,

  • распорядительные,

  • материальная ответственность и взыскания,

  • дисциплинарная ответственность и взыскания,

  • административная ответственность.

  1. Предложите обоснование негативного и позитивного воздействия экономических методов управления.

    1. Обоснуйте, почему социально-психологические методы представляют собой наиболее тонкий инструмент воздействия на социальные группы людей и личность человека.



Тема 4. Стратегия управления персоналом

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • стратегическое управление: цели, задачи и виды;

  • взаимосвязь стратегии управления инновационной организацией и стратегии управления персоналом;

  • кадровая политика организации – основа формирования стратегии управления персоналом;

  • виды стратегии управления персоналом.


Основные понятия: стратегия; стратегия управления персоналом; кадровая политика

Вопросы для самоконтроля

  1. Определите цели, задачи и виды стратегического управления.

  2. Перечислите факторы, влияющие на выбор стратегии управления персоналом.

  3. Какие факторы (внутренние или внешние) могут стать определяющими при выборе стратегии управления персоналом?

  4. Перечислите основные виды стратегий управления персоналом.

  5. Перечислите основные критерии выбора стратегии управления персоналом.

  6. Что такое кадровая политика организации? Виды кадровой политики.

  7. Охарактеризуйте основные направления кадровой политики организации.

  8. Назовите характерные особенности открытой и закрытой кадровой стратегии в организациях.


Тема 5. Организация управления персоналом

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • основные цели и направления деятельности службы управления персоналом;

  • месторасположение службы управления персоналом в организации;

  • организационная структура службы управления персоналом;

  • задача кадровых служб на разных стадиях развития организации:

    • стадия становления организации

    • стадия интенсивного роста

    • стадия стабильного развития

    • стадия спада (кризиса)


Основные понятия: организация управления персоналом; служба управления персоналом; линейный руководитель.

Вопросы для самоконтроля

  1. Когда начали возникать первые отделы управления персоналом?

  2. Чем отличается в настоящее время состав функций служб управления персоналом в отечественных и зарубежных компаниях?

  3. Раскройте основные варианты включения службы управления персоналом в общую структуру управления организацией.

  4. Опишите основные варианты видоизменения структуры службы управления персоналом в зависимости от особенностей (размера, финансовых возможностей и т.п.) организации.

  5. Охарактеризуйте количественный состав работников служб управления персоналом в России и за рубежом.

  6. От чего зависит штатный состав работников службы управления персоналом?

  7. Какие специалисты необходимы службам управления персоналом для эффективного выполнения функций?

  8. Назовите квалификационные требования и должностные обязанности менеджера по персоналу.



Тема 6. Нормативно-методическое обеспечение управления персоналом

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • классификация и общая характеристика нормативно-методических документов;

  • организационно-методические документы.


Основные понятия: организационная структура; положение о структурном подразделении; правила внутреннего распорядка; штатное расписание; трудовой договор; коллективный договор; должностная инструкция; рабочее время; рабочее место; функциональные обязанности; квалификационные требования.

Вопросы для самоконтроля

  1. Перечислите основные задачи нормативно-методического обеспечения системы управления персоналом.

  2. Приведите примеры нормативно-справочных документов.

  3. Приведите примеры организационных, организационно-методических документов.

  4. Приведите примеры экономических, технико-экономических и технических документов.

  5. Объясните цели и задачи составления должностной инструкции.

  6. Назовите нормативно-правовые документы, на основе которых составляется должностная инструкция.

  7. К какой группе документов относится Положение о структурном подразделении?

  8. Назовите и прокомментируйте основные законодательные нормы, содержащиеся в законодательстве Российской Федерации о работе с персональной информацией.

  9. Назовите и прокомментируйте основные законодательные нормы, которые регулируют отношения в области управления кадрами государственной и муниципальной службы.


Тема 7. Маркетинг персонала

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • маркетинг персонала: понятие, основные задачи;

  • функции маркетинга персонала: информационная и коммуникационная;

  • основные этапы маркетинговой деятельности в области персонала;

  • пути удовлетворения потребности в персонале.


Основные понятия: маркетинг персонала; внешней и внутренней среды организации; имидж организации; внутренний рынок труда; внешний рынок труда; кадровый потенциал организации.


Вопросы для самоконтроля

  1. Что представляет собой маркетинговая концепция управления персоналом?

  2. Какие частные функции включает в себя информационная функция маркетинга персонала?

  3. Что является предметом анализа при изучении внешнего и внутреннего рынка труда?

  4. Раскройте содержание коммуникационной функции маркетинга персонала.

  5. Какие целевые группы выделяются при сегментировании рынка труда?


Тема 8. Кадровое планирование

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • цели, задачи и виды кадрового планирования;

  • планирование потребности в персонале;

  • методы расчета численности персонала.


Основные понятия: планирование персонала; качественная потребность в персонале; количественная потребность в персонале.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какова цель планирования персонала?

  2. Перечислите методы планирования персонала.

  3. В чем заключается сущность определения потребности в персонала?

  4. Перечислите этапы процесса планирования.


Тема 12. Управление профессиональным развитием персонала

При изучении данной темы необходимо обратить внимание на следующие вопросы:

  • профессиональное развитие персонала: задачи, направления;

  • концепция непрерывного обучения персонала;

  • определение потребности в профессиональной подготовки и переподготовки персонала;

  • факторы, определяющие потребность в обучении и повышении квалификации;

  • оценка эффективности обучения;

  • методы профессионального обучения.


Основные понятия: профессиональное развитие; профессиональное обучение; подготовка персонала; переподготовка персонала; повышение квалификации.

  1   2   3   4   5   6   7

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология»
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...

Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Предлагаемый курс преследует цель дать студентам не только системные знания о теоретических проблемах политической географии, но...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
«Теория политики», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ и прогнозирование». Данный курс реализует...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconРоссийской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет...
Цель курса «Сравнительная политология» способствовать формированию у студентов представлений об основных концепциях и подходах к...
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского» Экономический факультет утверждаю iconФгбоу впо «Саратовский государственный университет имени Н. Г. Чернышевского»...
«Экономика» (степень (квалификация «магистр»), «основной формой планирования и корректировки индивидуальных планов научно-исследовательской...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск