Скачать 458.44 Kb.
|
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВПО «Саратовский государственный университет имени Н.Г. Чернышевского» Юридический факультет УТВЕРЖДАЮ ___________________________ "__" __________________20__ г. Рабочая программа дисциплины История политических учений Европы в XIX – начале XX вв. Направление подготовки 41.03.04 Политология (бакалавриат) Квалификация (степень) выпускника бакалавр политологии Форма обучения Очная Саратов, 2014 1. Цели освоения дисциплины Целью освоения дисциплины (модуля) «История политических учений Европы в XIX – начале XX вв.» является углубленное ознакомление бакалавров специальности «Политология» с достижениями западноевропейской политической мысли в области методологии и совершенствования предмета исследования в период становления в Европе современного политического знания (XIX- первая четвертьXX вв.), формирование у них устойчивого, системного и практически применимого знания основных учений и концепций мировой и отечественной политической мысли, привитие навыков работы с оригинальными научными текстами. 2.Место дисциплины в структуре ООП бакалавриата Курс относится к базовой (общепрофессиональной) части профессионального цикла. Курс является продолжением предшествующего ему курса истории политических учений Древности и Средневековья, в котором студентам сообщаются сведения по истории мировой политической мысли с древнейших времен до начала Нового времени, и предваряет курс «История политических учений России», который знакомит студентов с достижениями отечественной политической мысли с древнейших времен до начала 20 века. Курс «История политических учений Европы в XIX – начале XX вв» предусматривает необходимость для студентов использовать в своей работе на семинарских и лекционных занятиях конкретные знания по истории стран Западной Европы и России, полученных в ходе освоения курса отечественной истории, истории политических учений древности и средневековья. Бакалавр должен обладать знаниями в области общей периодизации и хронологии социально-политических процессов, пониманием специфики положения науки в культурном пространстве европейских стран и России в разные исторические эпохи, умением выделять в структуре первоисточника элементы, наиболее полно характеризующие теоретическую позицию того, или иного политического мыслителя. Курс обеспечивает студентов конкретными фактическими и теоретическими знаниями, применимыми при освоении курсов общей политологии, политической философии, политического менеджмента 3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины : В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями: Владением культурой мышления, способностью к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей ее достижения (ОК-1), Умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-2), Готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3), Стремлением к постоянному саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства; способностью критически оценить свои достоинства и недостатки, наметить пути и выбрать средства их развития и устранения (ОК-11), Пониманием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-12); Способностью к социальному взаимодействию, к сотрудничеству и разрешению конфликтов, к социальной мобильности, обладанию чувством социальной ответственности (ОК-13); Знанием основных положений и методов социальных, гуманитарных и экономических наук, способностью использовать их при решении социальных и профессиональных задач, способностью анализировать социально значимые проблемы и процессы (ОК-14); В результате освоения дисциплины выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями: владением навыками научных исследований политических процессов и отношений, методами анализа и интерпретации представлений о политике, государстве и власти (ПК-1); владением навыками участия в исследовательском процессе, представлением о методах современной политической науки и их применении в политологических исследованиях (ПК-2); политическому анализу и прогнозированию (представление об аналитической и прогностической функциях современной политологии, знание методов сбора и первичной обработки политической информации, методологии и методик политического анализа, освоение основных теоретико-методологических подходов в сфере политического прогнозирования) (ПК-10); способностью к участию в проведении политических кампаний, к использованию знаний об избирательных технологиях и других видах политической мобилизации (ПК-13); владением методиками социологического, политологического, политико-психологического анализа, подготовки справочного материала для аналитических разработок (ПК-14); В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать основные учения и концепции мировой и отечественной политической мысли Уметь работать с оригинальными научными текстами и содержащимися в них смысловыми конструкциями Владеть навыками творческой дискуссии по проблемам политической теории и политической практики, 4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетных единицы 144 часа.
Содержание учебной дисциплины Тема 1. Новые представления о предмете и методе в европейской политической науке XIX–XX вв. Политическая ситуация в Европе после Великой Французской революции. Имперская и национально-государственная альтернативы эволюции политических систем. Национально-государственный и социально-групповой интересы как ориентиры политики и основа ее легитимности. «Народ» как субъект политических отношений. Кризис классического рационализма. Движение политической мысли от идеи «общего блага» к идее национальной исключительности и борьбы за «жизненное пространство». Массовые протестные движения и новая структура политических конфликтов. Классовый интерес в политике. Пролетарское движение в Европейских странах и перспективы либерального парламентаризма. Романтический мистицизм и позитивизм как новые подходы к созданию универсальных объяснительных научных доктрин. Проблема рациональных и иррациональных мотиваций политического участия. Психологический фактор политики. Возможности прогнозирования политических процессов. Идеологический фактор политических процессов. Участие представителей политической науки в идеологическом творчестве. Проблема «партийности» политологических концепций. Формирование направлений (правоконсервативное, либеральное, социалистическое) в политологических исследованиях. Тема 2. Французский консерватизм в XIX веке. Особенности социально-политического развития Франции в период «Реставрации». Новые основания социальных конфликтов и новая роль дворянства. Проблема исторической преемственности политических функций дворянства. Оценка причин и социальных последствий Великой революции в творчестве Ж. де Местра. Проблема соотношения веры и разума в политическом поведении индивида. Договорная и органическая сущность государства. Мистические основания легитимности государственной власти. Клерикальная модель идеальной политической системы. Апология российской монархии в трудах Ж. де Местра. Связь личности семьи и государства как основа политического миропорядка в концепции Л. де Бональда. Монархия как результат божественного замысла и идеал политической организации. Влияние политических идей Ж. де Местра и Л. де Бональда на становление отечественного консерватизма и радикализма в XIX в. Имперская политика и имперская идеология «периода империализма». Влияние франко-русских и франко-прусских противоречий. Осмысление опыта Парижской Коммуны. Проблема влияния на политический процесс социальной психологии и мифологии. Рост националистических настроений во французском обществе на рубеже XIX – XX вв. Доктрина интегрального национализма Ш. Морраса. Оценка демократического процесса в Западной Европе. Недостатки демократических институтов. Арбитражная функция конституционной монархии в антагонистическом обществе. Нация как инструмент снятия антагонистических противоречий. Программа решения рабочего вопроса. Антиклерикальные тенденции интегрального национализма. Причины кризиса интегрального национализма после I Мировой войны. Проблема интегрирующей функции национализма в стратегии современных политических партий и движений в Европе и России. |
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «Политическая мифология» | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Общий менеджмент» относится к базовой части профессионального цикла ооп впо | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... «Теория политики», «Мировая политика и международные отношения», «Политический анализ и прогнозирование». Данный курс реализует... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Предлагаемый курс преследует цель дать студентам не только системные знания о теоретических проблемах политической географии, но... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Цель курса «Сравнительная политология» способствовать формированию у студентов представлений об основных концепциях и подходах к... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Безопасность жизнедеятельности» относится к базовой части профессионального цикла Б3+. Б. 3 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Целью преподавания является привитие студентам теоретических знаний, умений и навыков для решения практических вопросов и основных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Дисциплина «Концепции современного естествознания» относится к вариативной части цикла общих математических и естественнонаучных... | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 8 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 11 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 | ||
Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 7 | Российской федерации фгбоу впо «Саратовский государственный университет... Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины 10 |