Скачать 358.76 Kb.
|
Министерство Министерство общего иэкономики профессионального Российской Федерации образованияРоссийской ФедерацииГосударственный университет-Высшая школа экономикиИнтернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 - «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) Автор программы: к.э.н., доцент кафедры экономической социологии А.В.Шевчук andreyshevchuk@mail.ru
Утверждено УС факультета ________________ Ученый секретарь Г.В. Иванченко ________________ “___” __________ 2006 г. Москва, 2006 г. I. Организационно-методический раздел Цель курса - формирование у студентов современного мировоззрения по проблемам организации хозяйственной жизни на основе рассмотрения эволюции хозяйственных моделей, выявления основных тенденций социально-экономического развития, универсального и особенного в хозяйственной жизни. Задачи курса. Исходя из заявленной цели, в рамках курса решаются следующие задачи:
Методическая новизна курса. Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» является новой разработкой, позволяющей расширить круг научных и информационных источников по рассматриваемой проблематике и упростить доступ к ним. Главной новацией является то, что каждая тема обеспечена не только электронными версиями традиционных научных публикаций (статьи, монографии), но и другими релевантными Интернет-ресурсами, такими как персональные сайты, биографические справки и CV ведущих ученых; базы статистических данных, сайты научных центров и международных экономических организаций, аудио и видео материалы. Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций. «Социология хозяйственного развития» – самостоятельный раздел экономической социологии, который также может быть обозначен как «социология истории хозяйства». Вместе с тем он имеет ярко выраженный комплексный и междисциплинарный характер, продиктованный сложностью и многоаспектностью самого предмета изучения. Помимо собственно экономической социологии привлекаются наработки различных наук: социальной и экономической истории, эволюционной и институциональной экономики, политэкономии и др. Курс «Социология хозяйственного развития» является обязательным для студентов 4 курса факультета социологии и нацелен на формирование у них следующих компетенций:
II. Содержание курса Новизна курса. Курс «социология хозяйственного развития» реализует экономсоциологический подход к анализу динамики хозяйственных процессов в долгосрочной перспективе. Он существенно отличается от традиционных исторического («нарративного») и экономического подхода. Главное внимание сконцентрировано на концептуализации этапов (стадий) хозяйственного развития. В зависимости от выбора исторического масштаба они могут охватывать периоды от многих столетий до нескольких десятилетий. Основной материал посвящен этапам и тенденциям развития современного хозяйства (последние два-три столетия). Анализируется взаимосвязь технологических, экономических и социальных перемен. Задачи курса включают как приобретение студентами конкретных знаний по данной проблематике, так и формирование целостного исторического мировоззрения. В Западной Европе и США подобные курсы стали неотъемлемой частью учебных планов и читаются в основном под названиями Industrial Sociology, Sociology of economic development и др. На социологическом факультете ГУ-ВШЭ курс является новой разработкой автора и читается с 2006 года. Тематический план учебной дисциплины
Содержание программы Базовые учебники: Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. http://www.postindustrial.net/content2/show_content.php?table=books&lang=russian&books_id=34 Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие М.: АНХ при Правительстве РФ, Экон-Информ, 2003. 230 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html Обновленное издание: Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М.: Дело, 2005. Тема 1. Подходы к изучению социально-экономического развития Специфика различных подходов к изучению развития хозяйства (исторический, экономический, социологический). Почему надо изучать историю хозяйства. Краткий обзор и классификация теорий. Формационный подход, французская историческая школа «Анналы» (М.Блок, Ф.Бродель), концепции экономического роста, цивилизационные подходы (А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Я. Данилевский), мир-системный подход (Э.Валлерстайн), теории длинных волн, постиндустриальные теории, новая экономическая история (клиометрика) и др. Проблемы терминологии и периодизации социально-экономического развития. Институциональное оформление хозяйственного процесса (К.Поланьи). Новейшие концепции институциональных изменений: «QWERTY-эффекты» и «Path Dependency». Основная литература: Савельева И.М., Полетаев А.В. История и социальные науки. Препринт WP6/2005/04. М: ГУ ВШЭ, 2005. http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_2005_04.pdf Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций / Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. Гл. 17-18 http://www.ecsoc.ru/db/msg/9886/textlink или Радаев В. В. Экономическая социология. М., ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 23-24. Дополнительная литература: Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 129-137. http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/220805.html Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. Гл.1. http://cmb.rsuh.ru/page/cmb/mb_apologia Бентли Дж. Эссе по глобальной и сравнительной истории. Образы мировой истории в научных исследованиях двадцатого века. (интернет-публикация). http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/bentley.htm Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества. // Социология на пороге XXI века. Основные направления исследований. / Ред.-сост. С.И. Григорьев, Ж.Коэнен-Чуттер. М.: Русаки, 1999. Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia – Наука, 1998. Гл.1-4. http://www.postindustrial.net/content2/show_content.php?table=books&lang=russian&books_id=29 или http://inozemtsev.net/index.php?page=books&m=books&show=books&id=30. Ю.В.Латов Мы живем не в лучшем из миров! (популярное изложение QWERTY-номики и исследований Path Dependence) Доклад на Интернет-конференции «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития» (апрель-июнь 2005) http://ecsocman.edu.ru/db/msg/208637.html Латов Ю.Н. Ретропрогнозирование: фантастика или наука? (интернет-публикация). http://ie.boom.ru/Latov/Retro.htm Миронов Б.Н. Социология и историческая социология: взгляд историка // Социологические исследования. 2004. № 10. http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/216246.html Р.М.Нуреев, Ю.В.Латов Теория зависимости от предшествующего развития в контексте институциональной экономической истории. Доклад на Интернет-конференции «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития» (апрель-июнь 2005) http://ecsocman.edu.ru/db/msg/208637.html Полетаев А.В. Клиометрика – новая экономическая история – историческая экономика // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М., 1989. Руткевич А.М. Прошлое историка. Препринт WP6/2006/03. М: ГУ ВШЭ, 2006. http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_06_03.pdf Савельева И.М., Полетаев А.В. Функции истории. Препринт WP6/2003/01. М: ГУ ВШЭ, 2003. http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_2003_01.pdf Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Издательство «Глаголь», Издательство Санкт-Петербургского университета. С-Пб, 1995. Гл. 4–5. http://www.fond.ru/inst/danyl.htm Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 77–113. http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/ Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993. Т. 1. С. 69–79. http://www.aha.ru/~andrew_r/spengler/ Валлерстайн И. Миро-системный анализ. (интернет-публикация). http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm или http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/W/WallersteinI/waller.htm (оригинал - Wallerstein I.. World-Systems Analysis // Social Theory Today/ Ed.by A.Giddens & J.H.Turner.- Cambridge: Polity Press,1987, - P.309 – 324). Интернет-ресурсы
|
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»... | ||
Программа дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления... Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 040200. 68 «Социология» подготовки... | Примерной программы наименование дисциплины: Современные социологические... «Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,... | ||
Программа дисциплины «Экономическая социология-2» для направления 040200. 62 «Социология» Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский... | Учебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 040100. 62 «Социология» Кондаков В. А. Социология хозяйственного развития. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040100.... | ||
Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | Программа дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология» Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200.... | ||
Программа дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано... Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | ||
Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... | Учебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование... ... |