Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования)





Скачать 358.76 Kb.
НазваниеИнтернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования)
страница1/4
Дата публикации07.07.2015
Размер358.76 Kb.
ТипПрограмма
100-bal.ru > Экономика > Программа
  1   2   3   4

Министерство Министерство общего и


экономики профессионального

Российской Федерации образования

Российской Федерации



Государственный университет-

Высшая школа экономики



Интернет-программа учебной дисциплины

«Социология хозяйственного развития»

для направления 521200 - «Социология»

(второй уровень высшего профессионального образования)
Автор программы:

к.э.н., доцент кафедры экономической социологии А.В.Шевчук

andreyshevchuk@mail.ru



Рекомендована УМС

Секция «социологии»

Председатель И.Ф. Девятко


Одобрена на заседании

кафедры экономической социологии

Зав. кафедрой В.В. Радаев


_________________

“___” __________ 2006 г.

__________________

“___” __________ 2006 г.



Утверждено УС факультета
________________
Ученый секретарь Г.В. Иванченко
________________ “___” __________ 2006 г.

Москва, 2006 г.

I. Организационно-методический раздел

Цель курса - формирование у студентов современного мировоззрения по проблемам организации хозяйственной жизни на основе рассмотрения эволюции хозяйственных моделей, выявления основных тенденций социально-экономического развития, универсального и особенного в хозяйственной жизни.

Задачи курса. Исходя из заявленной цели, в рамках курса решаются следующие задачи:

  • рассмотреть основные методологические подходы к изучению и периодизации хозяйственного развития;

  • рассмотреть эволюцию хозяйственных систем (технологии, оргстурктуры, социальные отношения, роль государства и т.п.);

  • рассмотреть конкретные примеры организации бизнеса и трудовых отношений в ведущих мировых компаниях (case-studies);

  • выявить основные проблемы, тенденции и сценарии хозяйственного развития в условиях постидустриализма и глобализации.

Методическая новизна курса. Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» является новой разработкой, позволяющей расширить круг научных и информационных источников по рассматриваемой проблематике и упростить доступ к ним. Главной новацией является то, что каждая тема обеспечена не только электронными версиями традиционных научных публикаций (статьи, монографии), но и другими релевантными Интернет-ресурсами, такими как персональные сайты, биографические справки и CV ведущих ученых; базы статистических данных, сайты научных центров и международных экономических организаций, аудио и видео материалы.

Место курса в системе формируемых инновационных квалификаций. «Социология хозяйственного развития» – самостоятельный раздел экономической социологии, который также может быть обозначен как «социология истории хозяйства». Вместе с тем он имеет ярко выраженный комплексный и междисциплинарный характер, продиктованный сложностью и многоаспектностью самого предмета изучения. Помимо собственно экономической социологии привлекаются наработки различных наук: социальной и экономической истории, эволюционной и институциональной экономики, политэкономии и др.

Курс «Социология хозяйственного развития» является обязательным для студентов 4 курса факультета социологии и нацелен на формирование у них следующих компетенций:

  • знание основных методологических подходов к изучению и периодизации социально-экономического развития, а также конкретных фактов из истории хозяйства;

  • умение применить экономсоциологический подход к анализу долгосрочной динамики процессов в конкретных сферах хозяйственной деятельности (в том числе на отдельных рынках);

  • навыки принятия организационных и индивидуальных хозяйственных решений в соответствии с передовым хозяйственным опытом.

II. Содержание курса

Новизна курса. Курс «социология хозяйственного развития» реализует экономсоциологический подход к анализу динамики хозяйственных процессов в долгосрочной перспективе. Он существенно отличается от традиционных исторического («нарративного») и экономического подхода. Главное внимание сконцентрировано на концептуализации этапов (стадий) хозяйственного развития. В зависимости от выбора исторического масштаба они могут охватывать периоды от многих столетий до нескольких десятилетий. Основной материал посвящен этапам и тенденциям развития современного хозяйства (последние два-три столетия). Анализируется взаимосвязь технологических, экономических и социальных перемен. Задачи курса включают как приобретение студентами конкретных знаний по данной проблематике, так и формирование целостного исторического мировоззрения. В Западной Европе и США подобные курсы стали неотъемлемой частью учебных планов и читаются в основном под названиями Industrial Sociology, Sociology of economic development и др. На социологическом факультете ГУ-ВШЭ курс является новой разработкой автора и читается с 2006 года.

Тематический план учебной дисциплины




Название темы


Всего часов


Аудиторные часы

Самосто-ятельная работа


Лекции

Сем. и практ. занятия



Подходы к изучению социально-экономического развития

14

2

2

10



Современная хозяйственная система

14

2

2

10



Этапы развития современного хозяйства

24

4

2

18



Постиндустриальное общество

14

2

2

10



Национальные хозяйственные модели

14

2

2

10



Глобализация

14

2

2

10



Глобальные проблемы современности и будущее капитализма

14

2

2

10




Итого

108

16

14

78

Содержание программы

Базовые учебники:

Иноземцев В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. М.: Логос, 2000. http://www.postindustrial.net/content2/show_content.php?table=books&lang=russian&books_id=34

Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Современная экономика и социология труда: Учеб. пособие М.: АНХ при Правительстве РФ, Экон-Информ, 2003. 230 с. http://www.ecsocman.edu.ru/db/msg/150966.html Обновленное издание: Попов Ю.Н., Шевчук А.В. Введение в социологию труда и занятости. М.: Дело, 2005.

Тема 1. Подходы к изучению социально-экономического развития

Специфика различных подходов к изучению развития хозяйства (исторический, экономический, социологический). Почему надо изучать историю хозяйства.

Краткий обзор и классификация теорий. Формационный подход, французская историческая школа «Анналы» (М.Блок, Ф.Бродель), концепции экономического роста, цивилизационные подходы (А.Тойнби, О.Шпенглер, Н.Я. Данилевский), мир-системный подход (Э.Валлерстайн), теории длинных волн, постиндустриальные теории, новая экономическая история (клиометрика) и др. Проблемы терминологии и периодизации социально-экономического развития.

Институциональное оформление хозяйственного процесса (К.Поланьи). Новейшие концепции институциональных изменений: «QWERTY-эффекты» и «Path Dependency».

Основная литература:

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и социальные науки. Препринт WP6/2005/04. М: ГУ ВШЭ, 2005. http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_2005_04.pdf

Радаев В.В. Экономическая социология: курс лекций / Уч. пособие. М.: Аспект Пресс, 2000. Гл. 17-18 http://www.ecsoc.ru/db/msg/9886/textlink или Радаев В. В. Экономическая социология. М., ГУ-ВШЭ, 2005. Гл. 23-24.

Дополнительная литература:

Афанасьев В.В. Историческая социология Данилевского, Шпенглера и Сорокина // Социологические исследования. 2005. № 5. С. 129-137. http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/220805.html

Блок М. Апология истории или ремесло историка. М., 1973. Гл.1. http://cmb.rsuh.ru/page/cmb/mb_apologia

Бентли Дж. Эссе по глобальной и сравнительной истории. Образы мировой истории в научных исследованиях двадцатого века. (интернет-публикация). http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/bentley.htm

Валлерстайн И. Анализ мировых систем: современное системное видение мирового сообщества. // Социология на пороге XXI века. Основные направления исследований. / Ред.-сост. С.И. Григорьев, Ж.Коэнен-Чуттер. М.: Русаки, 1999.

Иноземцев В.Л. За пределами экономического общества. Постиндустриальные теории и постэкономические тенденции в современном мире. М.: Academia – Наука, 1998. Гл.1-4. http://www.postindustrial.net/content2/show_content.php?table=books&lang=russian&books_id=29 или http://inozemtsev.net/index.php?page=books&m=books&show=books&id=30.

Ю.В.Латов Мы живем не в лучшем из миров! (популярное изложение QWERTY-номики и исследований Path Dependence) Доклад на Интернет-конференции «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития» (апрель-июнь 2005) http://ecsocman.edu.ru/db/msg/208637.html

Латов Ю.Н. Ретропрогнозирование: фантастика или наука? (интернет-публикация). http://ie.boom.ru/Latov/Retro.htm

Миронов Б.Н. Социология и историческая социология: взгляд историка // Социологические исследования. 2004. № 10. http://ecsocman.edu.ru/socis/msg/216246.html

Р.М.Нуреев, Ю.В.Латов Теория зависимости от предшествующего развития в контексте институциональной экономической истории. Доклад на Интернет-конференции «20 лет исследования QWERTY-эффектов и зависимости от предшествующего развития» (апрель-июнь 2005) http://ecsocman.edu.ru/db/msg/208637.html

Полетаев А.В. Клиометрика – новая экономическая история – историческая экономика // Истоки: вопросы истории народного хозяйства и экономической мысли. Вып. 1. М., 1989.

Руткевич А.М. Прошлое историка. Препринт WP6/2006/03. М: ГУ ВШЭ, 2006. http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_06_03.pdf

Савельева И.М., Полетаев А.В. Функции истории. Препринт WP6/2003/01. М: ГУ ВШЭ, 2003. http://new.hse.ru/sites/infospace/podrazd/uvp/id/preprints/DocLib/WP6_2003_01.pdf

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М.: Издательство «Глаголь», Издательство Санкт-Петербургского университета. С-Пб, 1995. Гл. 4–5. http://www.fond.ru/inst/danyl.htm

Тойнби А.Дж. Постижение истории. М.: Прогресс, 1991. С. 77–113. http://gumilevica.kulichki.net/Toynbee/

Шпенглер О. Закат Европы. М.: Наука, 1993. Т. 1. С. 69–79. http://www.aha.ru/~andrew_r/spengler/

Валлерстайн И. Миро-системный анализ. (интернет-публикация). http://www.nsu.ru/filf/rpha/papers/geoecon/waller.htm или http://history.tuad.nsk.ru/Author/Engl/W/WallersteinI/waller.htm (оригинал - Wallerstein I.. World-Systems Analysis // Social Theory Today/ Ed.by A.Giddens & J.H.Turner.- Cambridge: Polity Press,1987, - P.309 – 324).

Интернет-ресурсы

  1   2   3   4

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления 040200. 68 «Социология»...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления...
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов 040200. 68 «Социология» подготовки...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПримерной программы наименование дисциплины: Современные социологические...
«Историческая социология», «Социология культуры», «Этносоциология», «Организация, подготовка и презентация социологического исследования»,...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины «Экономическая социология-2» для направления 040200. 62 «Социология»
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Национальный исследовательский...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс рабочая программа для студентов направления 040100. 62 «Социология»
Кондаков В. А. Социология хозяйственного развития. Учебно-методический комплекс. Рабочая программа для студентов направления 040100....
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины «Социология молодежи» для направления 040200. 62 «Социология»
Программа предназначена для преподавателей, ведущих данную дисциплину, учебных ассистентов и студентов направления подготовки 040200....
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconПрограмма дисциплины Для направления 040100. 62 «Социология» Рекомендовано...
Селезнёва. Политическая социология. Рабочая программа дисциплины для студентов, обучающихся по направлению 040100. 62 «Социология»...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...
Интернет-программа учебной дисциплины «Социология хозяйственного развития» для направления 521200 «Социология» (второй уровень высшего профессионального образования) iconУчебно-методический комплекс Челябинск 2006 Содержание: Требование...
...


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск