Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования





Скачать 219.98 Kb.
НазваниеПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Дата публикации02.03.2016
Размер219.98 Kb.
ТипПрограмма дисциплины
100-bal.ru > Экономика > Программа дисциплины
Правительство Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего профессионального образования

"Национальный исследовательский университет

"Высшая школа экономики"

Нижегородский филиал

Факультет экономики

Программа дисциплины

«История, религия и культура»

для направления 080100.62 "Экономика"

подготовки бакалавров

Автор программы:

Кочеров С.Н. д.ф.н., профессор

Одобрена на заседании кафедры « 25 » августа 2014г. .

Зав. кафедрой Шпилев Д.А.

Рекомендована секцией УМС «___»___________ 2014г.

Председатель Бикметова Т.И.

Утверждена УМС НИУ ВШЭ – Нижний Новгород «___» ____________ 2014г.

Председатель Бухаров В.М.

Нижний Новгород, 2014

Настоящая программа не может быть использована другими подразделениями университета и другими вузами без разрешения кафедры-разработчика программы.

1. Область применения и нормативные ссылки

Настоящая программа учебной дисциплины устанавливает минимальные требования к знаниям и умениям бакалавра по научному направлению 080100.62 «Экономика».

Программа предназначена для преподавателей, ведущих дисциплину «История, религия и культура», и бакалавров данного научного направления.

Программа разработана в соответствии c:

  • Образовательным стандартом федерального государственного образовательного автономного учреждения высшего профессионального образования Высшей школы экономики, в отношении которого установлена категория «национальный исследовательский университет» по направлению 080100.62 «Экономика»

  • Учебным планом НИУ ВШЭ по направлению подготовки 080100.62 «Экономика», утвержденным в 2011г.

2. Цели освоения дисциплины

Программа предназначена для бакалавров, обучающихся научному направлению 080100.62 «Экономика» НИУ ВШЭ и соответствует требованиям ФГОС ВПО и ОС НИУ ВШЭ.

Цель учебного курса «История, религия и культура» – формирование у студентов целостного представления об эволюции религиозных и культурных ценностей, оказавших наиболее существенное влияние на развитие человечества. Изучение данного курса способствует пониманию роли религии и культуры в истории, помогает студентам решать важные для них проблемы мировоззренческого выбора и активизирует их творческий потенциал. Курс развивает общую культуру студента и культуру профессиональной деятельности, повышает осознание значимости религии и культуры в истории общества, формирует уважительное отношение к духовному наследию человечества и родной страны.

Основная задача курса – знакомство бакалавров с определением и особенностями религии и культуры, основными этапами их развития и механизмами их взаимодействия в историческом континууме, а также их значением для современности.

В процессе изучения дисциплины используются как активные, так и интерактивные формы проведения занятий – лекции, семинары, тематические дискуссии, диспуты, обсуждение выступлений бакалавров; написание рефератов.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетные единицы (108 академических часов).

3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины

В результате освоения дисциплины бакалавр должен:

Знать:

- важнейшие этапы и периоды развития религии и культуры, основные закономерности взаимовлияния религии и культуры в истории, особенности религиозно-культурных процессов в современности в контексте глобализации.

Уметь:

- кратко характеризовать изученные в ходе занятий типы религий и культур, выявлять сходства и различия между мировыми религиями и культурами ведущих цивилизаций, толерантно воспринимать религиозные и культурные различия, уважительно и бережно относится к историческому наследию и религиозно-культурным традициям.

Иметь навыки:

- формулирования и обоснования личной позиции по проблемам социокультурного характера, оценивания достижений религий и культур через понимание исторического контекста их создания, понимания поливариантности развития религий и культур, диалога с представителями разных культур и религиозных конфессий, ориентации в новой социокультурной информации.

В результате освоения дисциплины студент осваивает следующие компетенции:

Компетенция

Код по ОС НИУ

Дескрипторы – основные признаки освоения (показатели достижения результата)

Формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенции

Владеет культурой критического мышления, способен к обобщению, анализу, восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения

Способен анализировать социально-значимые проблемы и процессы, происходящие в обществе, и прогнозировать возможное их развитие в будущем

СЛК-1

СЛК-4


Выделяет важнейшие этапы и периоды развития религии и культуры и понимает взаимосвязи между ними, понимает закономерности взаимовлияния религии и культуры в истории, представляет особенности религиозно-культурных процессов в современности.

Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения религиоведческой и культурологической литературы, написание эссе.

Готов к кооперации с коллегами, работе в коллективе

Способен, используя отечественные и зарубежные источники информации, собрать необходимые данные проанализировать их и подготовить информационный обзор и/или аналитический отчет.

СЛК -7

ПК-9

Демонстрирует способность характеризовать типы религий и культур, навыки оценивания достижений религий и культур через понимание исторического контекста их создания, использует полученные знания в диалоге с представителями разных культур и религиозных конфессий.

Лекционные и семинарские занятия, философские практикумы, самостоятельное освоение специальных вопросов на основе изучения религиоведческой и культурологической литературы, написание эссе.

4.​ Место дисциплины в структуре образовательной программы

Для студентов направления 080100.62 «Экономика» данная дисциплина является вариативной и относится к гуманитарному, социальному и экономическому циклу бакалаврской подготовки.

Содержание преподаваемого материала рассчитано на студентов, ранее не изучавших курс религии и культуры в историческом контексте. Содержание данной дисциплины является базовым для формирования у студента целостного представления, как о теоретических, так и о практических сторонах изучаемого направления. Необходимость ее преподавания связана с тем, что в условиях мировоззренческого кризиса интеграция гуманитарного и экономического знания является условием воспитания полноценного, всесторонне развитого члена общества и подготовки специалистов высокого уровня, востребованных на рынке труда.

5​. Тематический план учебной дисциплины



Темы

Название раздела и темы

Всего часов

Аудиторные часы

Самостоя​тельная работа

Лекции

Семинары

Практические занятия

1

Религия и культура, их материальные и духовные истоки

10

2

2




6

2

Религия и культура цивилизаций древнего Востока

14

2

2




10

3

Религия и культура античности

14

2

2




10

4

Мировые религии в культуре средних веков и Нового времени

36

6

6




24

5

Взаимосвязь религии и культуры в истории России

20

2

2




16

6

Религия и культура в современном обществе

14

2

2




10




Итого

108

3 з.е.

16


16





76


6.​ Формы контроля знаний студентов

Тип

контроля

Форма контроля

1 год

Параметры

1













Текущий

Домашнее задание

2 нед.









Доклад, устное выступление на 10 минут

Эссе

6 нед.










Анализ не менее 5 источников: 3-5 тыс. знаков

Итоговый

Экзамен

*










Письменный тест(30 мин.) или устное собеседование по контрольным вопросам курса

a.​ Критерии оценки знаний, навыков

Студент должен продемонстрировать на текущем контроле в ходе семинарских занятий:

Знание важнейших этапов и периодов развития религии и культуры, а также умение распознавать специфику религиозно-культурных процессов в историческом контексте (2 б.) + Умение демонстрировать знание причинно-следственных связей в экономике, религии и культуре общества и применять их для решения теоретических и прикладных проблем (4 б.) + Умение интерпретировать и обосновывать закономерности взаимовлияния религии и культуры в истории (2 б.) + Показать навыки толерантного восприятия религиозных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и религиозно-культурным традициям (2 б.).

Следовательно, зачитываемыми по текущему контролю являются оценки от 4 до 10 баллов.

Студент должен продемонстрировать при написании эссе:

Умение находить, перерабатывать в контексте поставленной в работе проблемы и системно представлять собранную информацию по теме эссе (3 б.) + Умение анализировать подходы и основания представленной в работе информации и давать ей обоснованные оценки (3 б.) + Навык видеть применение полученной и переработанной информации для осмысления современных теоретических, прикладных и профессиональных проблем (3 б.) + Навык письменной научной коммуникации как с точки зрения содержания эссе, так и его формы (1 б.).

Следовательно, зачитываемыми по эссе являются оценки от 4 до 10 баллов.

Студент должен продемонстрировать на итоговом контроле:

Знание важнейших этапов и периодов развития религии и культуры, специфики религиозно-культурных процессов в историческом контексте, закономерностей взаимовлияния религии и культуры в истории (4 б.) + Умение демонстрировать знание причинно-следственных связей в экономике, религии и культуре общества и применять их для решения теоретических и прикладных проблем (4 б.) + Навыки толерантного восприятия религиозных и культурных различий, уважительного и бережного отношения к историческому наследию и религиозно-культурным традициям (2 б.).

Следовательно, зачитываемыми по итоговому контролю являются оценки от 4 до 10 баллов.

б. Порядок формирования оценок по дисциплине

Преподаватель оценивает работу студентов на семинарских занятиях: оценивается активность в дискуссиях, круглых столах, работа в малых группах. Оценки за работу на семинарских и практических занятиях преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за работу на семинарских занятиях определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О аудиторная.

Преподаватель оценивает самостоятельную работу студентов: оценивается правильность выполнения теста, полнота освещения темы доклада для выступления на семинарском занятии, умение работать с первоисточниками. Оценки за самостоятельную работу студента преподаватель выставляет в рабочую ведомость. Накопленная оценка по 10-ти балльной шкале за самостоятельную работу определяется перед промежуточным или итоговым контролем – О сам. работа.

Накопленная оценка за текущий контроль учитывает результаты студента по текущему контролю следующим образом:

О накопленная= 0,6 О текущий + 0,2 О ауд + 0,2 О сам . работа

где О текущий  рассчитывается как взвешенная сумма всех форм текущего контроля, предусмотренных в РУП

О текущий = 0,2 О доклад + 0,3 О тест + 0,5 Оэссе

Способ округления накопленной оценки текущего контроля: в пользу студента.

Результирующая оценка за дисциплину рассчитывается следующим образом:

О результ = 0,6 О накопл + 0,4 О итоговый

Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине: в пользу студента.

7​. Содержание дисциплины

Тема 1. Религия и культура, их материальные и духовные истоки.

Понятие и функции культуры. Основные параметры культуры. Время культуры как важнейший аспект модели мира. «Осевое время» К. Ясперса. Сущность и задачи религии. Структура религии (религиозное сознание, религиозная деятельность, религиозные отношения, религиозные организации). Специфика религиозного мировоззрения. Экономика как вид культуры. Богатство и бедность как категории культуры. Религия и действительность. Компенсаторная роль религии.

Литература:

1. Багдасарьян М.Г. Культурология. Учебник и практикум – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

2. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

3. Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии. Учебник для бакалавров. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2013.

4. История религии: В 2 т. Учебник для бакалавров. 4-е изд. пер. и доп. / отв. ред. Яблоков И.Н. / - М., 2014. – Т. 1.

Тема 2. Религия и культура цивилизаций древнего Востока.

Восток и Запад как культурно-исторические понятия. Социальная структура восточных деспотий и ее отражение в религиозных системах. Боги и герои шумеров, египтян, вавилонян, ассирийцев, иранцев. Иудаизм - национальная религия евреев. Идея «богоизбранности» еврейского народа. Религиозно-культурное воздействие иудаизма на страны и народы Востока и Запада. Индийская религиозно-мистическая философия. Йога. Учение Будды. Джайнизм. Индуизм. Религиозное и светское в культуре народов Индии. Религия и культура в Китае. Конфуций и конфуцианство. Дао и даосизм. Культурно-религиозное наследие Китая. Религиозные, религиозно-мистические, религиозно-этические и оккультные учения Востока в духовной жизни Запада.

Литература:

1. Багдасарьян М.Г. Культурология. Учебник и практикум – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

2. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

3. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990.

4. История религии: В 2 т. Учебник для бакалавров. 4-е изд. пер. и доп. / отв. ред. Яблоков И.Н. / - М., 2014. – Т. 1.

5. Мифы народов мира: В 2-х т. – М., 1987.

Тема 3. Религия и культура античности.

Религия и мифология в Древней Греции. Олимпийский пантеон. Мистерии и культы. Мифология как духовная основа древнегреческой культуры. Светское и религиозное в культуре Древней Греции. Религия и мифология в Древнем Риме. Место религии в общественной и духовной жизни римского общества. Кризис религиозной системы в Римской империи как отражение кризиса античной цивилизации. Восточные культы в Римской империи. Религиозный синкретизм. Раннее христианство как духовная революция. Иисус Христос как религиозный реформатор. Превращение христианства в официальную религию Римской империи. Христианство и античная культура. Античные истоки западной культуры.

Литература:

1. Багдасарьян М.Г. Культурология. Учебник и практикум – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

2. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. – М., 1988.

3. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

4. История религии: В 2 т. Учебник для бакалавров. 4-е изд. пер. и доп. / отв. ред. Яблоков И.Н. / - М., 2014. – Т. 1.

5. Мифы народов мира: В 2-х т. – М., 1987.

6. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. Книга 1 и 2. – М., 1992.

Тема 4. Мировые религии в культуре средних веков и Нового времени.

Христианство как мировая религия. «Священное писание». «Священное предание»: учение «отцов церкви» и решения Вселенских Соборов. «Великий раскол» христианства на православие и католичество. Христианство – религиозная основа европейской цивилизации. Православие и католицизм как религиозное выражение социокультурного своеобразия Запада и Востока Европы. Протестантизм - буржуазная разновидность христианства. Христианская цивилизация как культурно-историческое явление.

Ислам как мировая религия. Пророк Мухаммед и возникновение ислама. Арабские завоевания и их роль в распространении ислама. Основные направления в исламе: суннизм, шиизм, суфизм. Мир исламской культуры.

Буддизм как мировая религия. Два основных направления в буддизме: хинаяна и махаяна. Тантризм. Буддийская космология и мифология. Философия буддизма. Сотериология. Религиозно-этическое учение. Буддизм в Китае. Роль буддийских монастырей в жизни страны. Буддизм в Японии. Самурайский кодекс поведения. Мир буддийской культуры.

Литература:

1. Буддизм: история и культура. – М., 1989.

2. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. – М., 1991.

3. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

4. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

5. История религии: В 2 т. Учебник для бакалавров. 4-е изд. пер. и доп. / отв. ред. Яблоков И.Н. / - М., 2014. – Т. 1,2.

6. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. Сборник статей. – М., 1997.

7. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1988.

8. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М., 1990.

Тема 5. Взаимосвязь религии и культуры в истории России.

Славянское язычество как древнейший пласт духовной культуры русского народа. Христианизация Древней Руси как культурно-исторический процесс. Православие и православная культура в X-XIII веках. Православная церковь и ее роль в духовной жизни Московской Руси XIV-XVI веков. Русская православная церковь в XVII веке. Раскол русской церкви и возникновение старообрядческого движения. Русская православная церковь в XVIII-начале ХХ веков. Русская православная церковь в советский период (1917-1993 гг.). Православие в духовной жизни современной России. Православие, ислам и буддизм, культурно-историческая связь между ними в истории России.

Литература:

1. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М., 1995.

2. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. – М., 1991.

3. Введение христианства на Руси. – М., 1987.

4. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Учебник для бакалавров. – 5-е изд., пер. и доп. – М., 2013.

5. Русское православие: вехи истории. – М., 1989.

6. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

Тема 6. Религия и культура в современном обществе.

Современные проблемы религии и культуры. Понижение значения религиозной веры на Западе и «религиозное возрождение» на Востоке. Взаимодействие культур. Деньги и их культурно-историческая роль в обществе. Наука и образование как ценности культуры. Глобализация культурных процессов. Споры о культурном прогрессе. Цивилизационные концепции. Молодежная культура как феномен новейшего времени. Проблема национального самоопределения и цивилизационной идентичности. Религия и культура как духовный опыт человечества.

Литература:

1. Багдасарьян М.Г. Культурология. Учебник и практикум – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

2. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

3. Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии. Учебник для бакалавров. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2013.

4. История религии: В 2 т. Учебник для бакалавров. 4-е изд. пер. и доп. / отв. ред. Яблоков И.Н. / - М., 2014. – Т. 2.

8​. Образовательные технологии

В ходе занятий используются активные и интерактивные формы проведения занятий – практикумы, разбор источников по курсу «История, религия и культура», круглые столы.

8.1 Методические указания студентам

Важную часть обучения составляет самостоятельная работа студента. Подготовка к семинарским занятиям, изучение дополнительным материалов по изучаемой теме позволяет студентам приобрести дополнительные навыки и знания.

«Самостоятельная работа студентов осуществляется в соответствии с «Методическими рекомендациями по организации самостоятельной работы студентов НИУ ВШЭ – Нижний Новгород», утвержденными УМС от 30.04.2014, протокол № 4».

9. Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента

9.1. Тематика заданий текущего контроля

9.1.1. Задания для самостоятельной работы:

Разделы и темы для самостоятельного изучения

Виды и содержание самостоятельной работы

Тема 2.  Религия и культура цивилизаций древнего Востока

Конспект оригинального философско-религиозного источника данной эпохи (по выбору студента)

Тема 4. Мировые религии

Таблица, характеризующая сходства и отличия между тремя мировыми религиями в отношении приоритетов, моральных качеств и смысла жизни человека

Тема 6. Религия и культура в современном обществе.

Письменный доклад на тему «Основные тенденции в духовной жизни современного российского общества»

9.1.2. Тематика «круглых столов»

• Предполагают ли друг друга религиозность и нравственность?

• Согласны ли Вы с Б. Франклином в том, что «атеизм подобен тонкому льду: один человек по нему пройдет, а целый народ провалится»?

9.1.3. Тематика эссе:

1. Сущность религии как явления духовной культуры.

2. Религия и культура.

3. Место и роль религии в культурно-историческом процессе.

4. Религия и социальный прогресс.

5. Происхождение религии и ее ранние формы.

6. Первобытные верования и их пережитки в современном сознании.

7. Первобытное искусство и его связь с первобытными верованиями и культами.

8. Мифология и духовная культура древнего мира.

9. Магия и ее разновидности.

10. Шаманство как ранняя форма мистицизма.

11. Религия и культура в древних цивилизациях Востока.

12. Иудаизм - национальная религия еврейского народа.

13. Индийская система йога и ее влияние на культуру Запада.

14. Учение Будды и ранний буддизм.

15. Конфуций и конфуцианство.

16. Даосизм.

17. Чань-буддизм на Востоке и Западе.

18. Воинские искусства Востока и их связь с даосизмом и буддизмом.

19. Религия и мифология в Древней Греции.

20. Раннее христианство как духовная революция.

21. Иисус Христос как религиозный реформатор.

22. Христианство и античная культура.

23. Христианство как мировая религия.

24. Христианство - религиозная основа европейской цивилизации.

25. Ислам как мировая религия.

26. Пророк Мухаммед и возникновение ислама.

27. Мир исламской культуры

28. Исламская цивилизация как составная часть всемирной цивилизации.

29. Буддизм как мировая религия.

30. Мир буддийской культуры.

31. Библия - великий памятник мировой культуры.

32. Библейские образы и сюжеты в памятниках мировой культуры.

33. Коран как великий религиозный и литературный памятник мировой культуры.

34. Буддийский канон и духовная культура народов Востока.

35. «Веды» как религиозно-исторический памятник.

36. Славянское язычество как древнейший пласт духовной культуры русского народа.

37. Христианизация Руси как культурно-исторический процесс.

38. Место и роль православия в духовной культуре восточнославянских народов.

39. Старообрядчество - крупнейшее религиозно-общественное движение в России.

40. Церковная реформа патриарха Никона и раскол русской церкви.

41. Православие в духовной жизни современной России.

42. Католицизм и православие как религиозное выражение социокультурного своеобразия Запада и Востока Европы.

43. Русское православное зодчество.

44. Русская икона как предмет культа и произведения искусства.

45. Монастыри и их роль в духовной жизни России.

46. Мистика и мистицизм в истории духовной культуры.

47. Мистицизм и современная наука.

48. Неоязыческие движения, течения и культы.

49. Мистика в современной духовной жизни России.

50. Религиозный и светский гуманизм.

51. Свободомыслие как духовная ценность.

52. Атеизм как альтернатива религии.

53. Свобода совести: право мировоззренческого выбора.

54. Свобода совести и ее реализация в современной России.

55. Место и роль католической церкви в современном мире.

56. Протестантизм как разновидность христианства.

Тема для каждого студента может быть конкретизирована и утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.

9. 2. Вопросы для оценки качества освоения дисциплины:

  1. Сущность религии. Религиозные потребности и социальные функции религии.

  2. Социальные, гносеологические и психологические предпосылки религии.

  3. Культура как социальное явление. Социальные функции культуры.

  4. Культура древнего Востока (на примере одной из восточных цивилизаций).

  5. Особенности античной культуры и античной мифологии.

  6. Культурная картина мира средневековой Европы.

  7. Гуманизм как идейная основа культуры эпохи Возрождения.

  8. Интеллектуальная культура эпохи Просвещения.

  9. Религия в системе культуры. Соотношение религии и культуры. Особенности религиозной культуры.

  10. Генезис религии. Основные формы первобытной религии.

  11. Особенности национальных религий (дать характеристику одной из национальных религий).

  12. Буддизм: происхождение вероучения, культ, основные направления. Буддизм в современном мире.

  13. Ислам: происхождение, вероучение, культ. Ислам в современном мире. Ислам в России.

  14. Священное писание и священное предание ислама. Коран, Сунна, Шариат, их роль в формировании мусульманского образа жизни.

  15. Христианство: общественно-исторические предпосылки, причины возникновения и идейно-теоретические предпосылки.

  16. Библия как культурно-исторический памятник. Значение Нового Завета в составе Библии.

  17. Католицизм: специфика вероучения культа, организации. Католицизм в современном мире.

  18. Православие: возникновение, особенности вероучения и культа. Православие в современном мире.

  19. Русская православная церковь в отечественной истории. Принятие христианства на Руси.

  20. Развитие русского православия в Киевской и Московской Руси.

  21. Протестантизм. Особенности вероучения и культа. Основные течения в протестантизме. Протестантизм в России.

  22. Старообрядчество: история возникновения и эволюция. Особенности вероучения и культа.

  23. Русская православная церковь в Российской империи.

  24. Русская православная церковь в советский период и в современных условиях.

  25. Свободомыслие как явление духовной культуры. Социальная и идейная обусловленность свободомыслия. Формы проявления свободомыслия по отношению к религии.

  26. Атеизм как форма свободомыслия. Возникновение атеизма в Европе в 17-19 вв. Особенности атеизма. К. Маркс и Ф. Энгельс. Секуляризация в современном мире.

  27. Массовая культура: причины возникновения и основные направления.

  28. Молодежные субкультуры и контркультуры XX-XXI века.



10.​ Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

  1. Основная литература


1. Багдасарьян М.Г. Культурология. Учебник и практикум – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

2. Гуревич П.С. Религиоведение. Учебник для бакалавров. – 3-е изд. пер. и доп. – М., 2014.

3. Дианова В.М., Солонин Ю.Н. История культурологии. Учебник для бакалавров. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 2013.

4. История религии: В 2 т. Учебник для бакалавров. 4-е изд. пер. и доп. / отв. ред. Яблоков И.Н. / - М., 2014. – Т. 2.

5. Культурология. Учебник для вузов. – 3-е изд., испр. и доп. /отв. ред. Солонин Ю.Н. – М., 2014.

b. Дополнительная литература (для самостоятельного изучения)

1. Белякова Г.С. Славянская мифология. – М., 1995.

2. Библейская энциклопедия. Труд и издание Архимандрита Никифора. Репринтное издание. – М., 1990.

3. Библия и русская литература. Хрестоматия. – СПб, 1995.

4. Библия. Книги священного писания Ветхого и Нового завета. – М., 1991.

5. Буддизм: история и культура. – М., 1989.

6. Булгаков С. Православие. Очерки учения православной церкви. – М., 1991.

7. Васильев Л.С. История религии Востока. – М., 1983.

8. Введение христианства на Руси. – М., 1987.

9. Винничук Л. Люди, нравы и обычаи древней Греции и Рима. – М., 1988.

10. Григулевич И.Р. Инквизиция. – М., 1985.

11. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. – М., 1990.

12. Древности славян и Руси. – М., 1988.

13. Ерасов Б.С. Культура, религия и цивилизация на Востоке. – М., 1990.

14. Житие протопопа Аввакума, им самим написанное и другие его сочинения. – М., 1991.

15. Запад и Восток. Традиции и современность. – М., 1993.

16. Ильина Т.В. История искусства Западной Европы. От античности до наших дней. Учебник для бакалавров. – 6-е изд., пер. и доп. – М., 2014.

17. Ильина Т.В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия. Учебник для бакалавров. – 5-е изд., пер. и доп. – М., 2013.

18. Керам. К.В. Боги, гробницы, ученые. – М., 1990.

19. Кириллова Н.В. Медиакультура: теория, история, практика. Учебное пособие для студентов гуманитарных вузов. – М., 2008.

20. Клибанов А.И. Духовная культура средневековой Руси. – М., 1994.

21. Культура Возрождения и религиозная жизнь эпохи. Сборник статей. – М., 1997.

22. Лазарев В.Н. Русская иконопись. Часть 1-6. От истоков до начала XVI в. – М., 1983.

23. Лихачев Д.С. Великое наследие: классические произведения литературы Древней Руси. – М., 1980.

24. Лицинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. – М., 1983.

25. Лозинский С.Г. История папства. – М., 1988.

26. Миловидов В.Ф. Современное старообрядчество. – М., 1979.

27. Мифы народов мира. Энциклопедия. В 2-х томах. – М., 1987.

28. Новейший словарь религиоведения / ред. С. Смоленский/. – М., 2010.

29. Панова В.Ф., Вахтин Ю.Б. Жизнь Мухаммеда. – М., 1990.

30. Переломов Л.С. Слово Конфуция. – М., 1992.

31. Рабинович В.Л. Алхимия как феномен средневековой культуры. – М., 1979.

32. Русская православная церковь. – М., 1988.

33. Русское православие: вехи истории. – М., 1989

34. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси. – М., 1988.

35. Семенов Ю.И. На заре человеческой истории. – М., 1989.

36. Трубецкой Е.Н. Три очерка о русской иконе. – М., 1991.

37. Фрезер Д. Золотая ветвь. – М., 1980.

38. Художественный язык средневековья. – М., 1982.

39. Штраус Д.Ф. Жизнь Иисуса. Книга 1 и 2. – М., 1992.

40. Языкович В.Р. Религиоведение. – М., 2012.

c. Справочники, словари, энциклопедии

Народы и религии мира: Энциклопедия / гл. ред. В. А. Тишков/. – М., 1999.

d. Интернет-ресурсы

Электронная версия учебника Канке В.А.: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/kanke/

Национальная философская энциклопедия: http://terme.ru/dictionary

Электронная философская библиотека: http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/index_philos.php;

http://www.philosophy.ru/library/catalog.html.

e. Электронные ресурсы НИУ ВШЭ (НЭБ)

Dialectical Anthropology, 2003-2008

Economics and Philosophy, 2003-2008

11. Материально-техническое обеспечение дисциплины

Для лекционных и семинарских занятий используется проектор, экран, ноутбук, подсобные материалы для проведения семинарских занятий и тестов.

Автор программы С.Н. Кочеров

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПрограмма дисциплины «Сценарный трейдинг» Правительство Российской...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...

Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Государственное образовательное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования
Правительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования iconПравительство Российской Федерации Федеральное государственное автономное...
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск