А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск





Скачать 117.9 Kb.
НазваниеА. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск
Дата публикации25.09.2013
Размер117.9 Kb.
ТипДокументы
100-bal.ru > Экономика > Документы
УДК 338
БЮДЖЕТНО-ПРОГРАММНАЯ РЕФОРМА:

МУНИЦИПАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ВТОРОГО ЭТАПА (2010-2012 гг.)
BUDGETARY AND PROGRAM REFORM: MUNICIPAL FEATURES OF THE SECOND STAGE (2010-2012)
А.А.Сапожников, д-р экон. наук

БрГУ, Братск

Sapozhnikov A. A., Doctor of Science in Economics,

Bratsk State University
Сегодня бюджетная и программная составляющие административной реформы, началом современного периода которой является 2004 год, объединили свои цели, задачи и инструментарий и трансформировались в единую бюджетно-программную реформу (БПР). Второй этап БПР (2010-2012 гг.) открывает программа по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года, утвержденная распоряжением правительства Российской Федерации от 30.06.2010 г. № 1101-р. Основными направлениями второго этапа БПР являются внедрение программно-целевых принципов организации деятельности государственных органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и переход к «программному» бюджету. Второй этап БПР совпал с началом реализации сибирского проекта «Малая Родина», целью которого является корректировка действующих комплексных программ социально-экономического развития муниципальных образований Сибирского федерального округа силами студентов вузов. Такая корректировка программ должна учитывать современные требования БПР.

Ключевые слова: административная реформа, бюджетно-программная реформа, программно-целевые принципы организации деятельности органов власти, «программный» бюджет, сибирский проект «Малая Родина», корректировка программ, современные требования, повышение эффективности бюджетных расходов.
Today budgetary and program components of administrative reform, the modern period beginning of which is 2004, have united the purposes, problems and toolkit and have been transformed to uniform budgetary-program reform (BPR). The second stage of BPR (2010-2012) reveals the Program of the Government of the Russian Federation on increase of efficiency of budgetary expenses on the period till 2012, confirmed by the order of the Government of the Russian Federation from 6/30/2010 N 1101-p. The basic directions of the second stage of BPR are: introduction of program-target principles of the activity organization of state structures of executive power and local governments and transition to "the program" budget. The second stage of BPR has coincided with the beginning of realization of the Siberian project «Small Native land» which purpose is updating of operating complex programs of social and economic development of municipal unions of the Siberian federal district by forces of higher education students. Such updating of programs should consider modern requirements of BPR.
Key words: administrative reform, budgetary and program reform, program-target principles of the organization of authorities activity, "the program" budget, the Siberian project «Small Native land», updating of programs, modern requirements, increase of budgetary expenses efficiency.
Административная реформа. Бюджетно-программная реформа является важнейшей составляющей комплексной административной реформы (реформы деятельности органов исполнительной власти всех уровней [7]), началом современного периода которой является 2004 год. Стартовыми программными документами здесь стали Указ президента Российской Федерации от 23.07.2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах» [1] и Концепция административной реформы в Российской Федерации в 2006-2010 годах (утверждена распоряжением правительства Российской Федерации от 25.10.2005 г. № 1789-р) [2].

Сегодня можно выделить (в методических целях) такие относительно самостоятельные составляющие (направления) административной реформы:

1) структурная реформа (совершенствование структуры, регламентация внутренней организации и взаимодействия органов исполнительной власти);

2) функциональная реформа (функциональный анализ, оптимизация количества и систематизация функций (полномочий) органов исполнительной власти);

3) регламентная реформа (вычленение управленческих функций и услуг и внедрение административных регламентов их исполнения и предоставления; создание многофункциональных центров);

4) программная реформа (внедрение метода целевого программирования во все элементы календарно-функциона-льного цикла управления; стратегические программы социально-экономи-ческого развития; ведомственные целевые программы; проекты основных направлений деятельности и карты проектов; долгосрочные целевые программы; государственные (муниципальные) программы);

5) бюджетная реформа (внедрение среднесрочного бюджетирования, ориентированного на результат; модернизация бюджетной классификации; доклады об основных направлениях и результатах деятельности; программные бюджеты);

6) служебная реформа (реформа государственной и муниципальной службы; реестры должностей и должностные регламенты; служебные контракты; программы индивидуального профессионального развития; кадровый резерв);

7) антикоррупционная реформа (систематизация борьбы с коррупционными проявлениями в органах власти; профессиональная этика; разрешение конфликта интересов);

8) информационная реформа (широкое внедрение информационных технологий; создание электронных органов власти);

9) автономная реформа (стандартизация потребительских услуг; автономизация деятельности бюджетных учреждений; государственное и муниципальное задание; казенные и бюджетные учреждения нового типа);

10) оценочная реформа (количественная оценка эффективности деятельности органов исполнительной власти всех уровней; бюджетное финансирование и оплата труда по конечным результатам);

11) энергоэффективная реформа (системное энергосбережение в бюджетных учреждениях и органах власти);

12) контрольная реформа (совершенствование системы внутреннего и внешнего бюджетно-финансового контроля).

Сегодня бюджетная и программная реформы объединили свои цели, задачи и инструментарий и трансформировались в единую бюджетно-программную реформу.

Первый этап бюджетно-программной реформы. Первый этап современного периода бюджетно-программной реформы (2004-2009 гг.) был начат принятием базового документа реформы – Концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004-2006 годах (утверждена постановлением правительства Российской Федерации от 22.05.2004 г. № 249) [3].

Концепцией [3] впервые официально введены ставшие сегодня обычными такие понятия, как «бюджеты действующих и принимаемых обязательств», «среднесрочное финансовое планирование», «бюджетирование, ориентированное на результат», «программно-целевые методы бюджетного планирования», «бюджетные целевые программы», «ведомственные целевые программы», «доклады о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования» и др.

Основные направления реализации Концепции [3] включали:

1) реформирование бюджетной классификации Российской Федерации и бюджетного учета;

2) выделение бюджетов действующих и принимаемых обязательств;

3) совершенствование среднесрочного финансового планирования;

4) совершенствование и расширение сферы применения программно-целевых методов бюджетного планирования;

5) упорядочение процедур составления и рассмотрения бюджета.

Результаты первого этапа бюджетно-программной реформы нашли свое отражение в разделе Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [4], где сказано, что в стране «формируется новая система государственного управления, опирающаяся на нормативно закрепленное разграничение полномочий Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. В процесс государственного управления внедряются современные методы и механизмы стратегического планирования и управления по результатам, идет их увязка с механизмами принятия бюджетных решений, в первую очередь в рамках программно-целевого подхода».

Второй этап бюджетно-программной реформы. В качестве обоснования необходимости реализации второго этапа бюджетно-программной реформы (2010-2012 гг.) в программе правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [5] сказано: «… не все заявленные планы были реализованы. Не удалось на практике применить ряд законодательно введенных норм, принципов и механизмов и урегулировать многие методические вопросы. Как следствие, в сфере управления общественными финансами сохраняется ряд … системных недостатков и нерешенных проблем». В частности, отмечено:

1) «стратегическое планирование остается слабо увязанным с бюджетным планированием, отсутствует оценка всего набора инструментов (бюджетных, налоговых, тарифных, таможенных, нормативного регулирования), применяемых для достижения целей государственной политики»;

2) «сохраняются условия и стимулы для неоправданного увеличения бюджетных расходов, не созданы условия для мотивации органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также бюджетных учреждений в повышении эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом»;

3) «структура и динамика расходов слабо увязаны с целями государственной политики»;

4) «отсутствуют действенные методики оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов»;

5) «планирование программных и непрограммных расходов, а также капитальных и текущих расходов (за исключением федеральных целевых программ) методологически не взаимоувязано»;

6) «не соответствует современным требованиям система государственного финансового контроля»;

7) «доходная база региональных и местных бюджетов остается нестабильной при низкой заинтересованности регионов и муниципалитетов в ее наращивании»;

8) «формальным и недостаточно увязанным с бюджетным процессом остается применение инструментов бюджетирования, ориентированного на результаты»;

9) «продолжает расти бюджетная сеть (перевод бюджетных учреждений в автономные учреждения произошел только в нескольких субъектах Российской Федерации и практически не состоялся на федеральном уровне)»;

10) «остается ограниченным опыт внедрения государственных (муниципальных) заданий».

На основании анализа проблем в программе [5] сделан общий вывод об увеличении актуальности в современных условиях «разработки и реализации системы мер по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также по модернизации управления общественными финансами Российской Федерации», которая «создаст организационные и правовые предпосылки для повышения эффективности бюджетных расходов по конкретным направлениям (отраслям экономики и социальной сферы) государственной политики».

Цели, условия, задачи и направления второго этапа бюджетно-программной реформы. Основной целью модернизации управления общественными финансами является «создание условий для повышения эффективности деятельности публично-правовых образований по выполнению государственных (муниципальных) функций и обеспечению потребностей граждан и общества в государственных (муниципальных) услугах, увеличению их доступности и качества, реализации долгосрочных приоритетов и целей социально-экономического развития» [5].

Базовым условием достижения поставленной цели является «обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации» [5].

В числе основных задач названо «обеспечение более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей», а в качестве обеспечивающих мероприятий – «формирование долгосрочного прогноза социально-экономи-ческого развития (на срок не менее 20 лет) и долгосрочной бюджетной стратегии Российской Федерации» и «установление правительством Российской Федерации среднесрочных (на срок до 6 лет) индикативных пределов (показателей) расходов по направлениям государственной политики (государственным программам)» [5].

В числе основных направлений второго этапа реформы названы [5]:

1) «внедрение программно-целевых принципов организации деятельности органов исполнительной власти и органов местного самоуправления»;

2) «применение в полном объеме всех норм бюджетного законодательства в части формирования 3-летнего бюджета»;

3) «переход к утверждению «программного» бюджета»;

4) «развитие новых форм оказания и финансового обеспечения государственных (муниципальных) услуг»;

5) «реформирование государственного (муниципального) финансового контроля и развитие внутреннего контроля»;

6) «создание информационной среды и технологий для реализации управленческих решений и повышения действенности общественного контроля за деятельностью органов государственной власти и органов местного самоуправления».

Особенности реализации бюджетно-программной реформы на муниципальном уровне. На муниципальном уровне реализация названных составляющих административной реформы проходит на фоне продолжающейся реформы местного самоуправления, введенной федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» [6], и имеет множество специфических особенностей.

Следует особо отметить, что большинство положений программы [5] ориентированы и на муниципальный уровень исполнительной власти. В пункте 3 распоряжения [5] прямо сказано: «Рекомендовать органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления разработать и реализовать аналогичные региональные и муниципальные программы по повышению эффективности расходов».

Это означает, что все названные выше положения в части развития бюджетно-программной реформы должны быть учтены уже сегодня при корректировке комплексных программ социально-экономического развития (КП СЭР) муниципальных образований Сибирского федерального округа в рамках реализации проекта «Малая Родина» [8]. При этом комплексные программы социально-экономического развития муниципальных образований следует рассматривать лишь как один из видов бюджетных программ.

Таким образом, сложилась объективная ситуация, требующая технической (как минимум, приведение в соответствие горизонта планирования) и существенной содержательной корректировки имеющихся КП СЭР муниципальных образований. Более того, стало очевидно, что необходим переход от одиночных программ (хотя и комплексных) к системе бюджетно-программных документов и построению системы муниципального целевого бюджетного программного управления (МЦБПУ)

В рамках проекта «Малая Родина» предполагалось проведение так называемого «объектного» совершенствования КП СЭР, суть которого состояла в предложении студентами мероприятий по созданию на территории муниципальных образований новых объектов экономической деятельности с выходом на разработку бизнес-идей по их созданию (упрощенных бизнес-планов).

Объектное совершенствование КП СЭР ориентировано на студентов различных специальностей (изучающих в той или иной мере экономику отрасли и отраслевых предприятий) и не требует профессиональных знаний в области целевого программного управления. Такой подход учитывает объективные возможности студентов и не противоречит общим принципам построения КП СЭР.

В Братском государственном университете в рамках проекта «Малая Родина» реализуется отличный от «объектного», так называемый «территориально-отраслевой» подход, предполагающий сначала административно-территори-альное, а затем объектно-отраслевое моделирование системы жизнедеятельности муниципальных районов, обеспечивающее возможность структурной корректировки КП СЭР и выход впоследствии на создание системы МЦБПУ.

На начальном этапе реализация проекта «Малая Родина» в силу ряда объективных причин была поручена факультету экономики и управления и кафедре «Государственное и муниципальное управление».

Наличие специальной подготовки студентов специальности «Государственное и муниципальное управление», а также многолетняя специализация кафедры «Государственное и муниципальное управление» на проблемах муниципального целевого программного управления позволили в краткие сроки разработать структуру и методику создание системы МЦБПУ. При этом учитывалось, что КП СЭР являются важнейшим стратегическим звеном системы МЦБПУ.

Таким образом, система МЦБПУ ориентирована на современное состояние целевого программного управления в муниципальных образованиях Сибирского федерального округа и использует его в качестве стартового. Структура и методика создание системы МЦБПУ также учитывает базовые инновации 2008-2010 годов в сфере стратегического управления социально-экономическим развитием страны, транслируя их на муниципальный уровень исполнительной власти.
Литература
1.О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах [Электронный ресурс] : указ Президента Рос. Федерации от 23 июля 2003 г. № 824. Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

2.О Концепции административной реформы в Российской Федерации в 2006 - 2010 годах [Электронный ресурс] : распоряжение Правительства Рос. Федерации от 25 окт. 2005 г. № 1789-р // Там же.

3. О мерах по повышению результативности бюджетных расходов [Электронный ресурс] : постановление Правительства Рос. Федерации от 22 мая 2004 г. № 249. Прил.: Концепция реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах ; Положение о докладах о результатах и основных направлениях деятельности субъектов бюджетного планирования ; План мероприятий по реализации концепции реформирования бюджетного процесса в Российской Федерации в 2004 - 2006 годах // Там же.

4. О концепции долгосрочного социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р // Там же.

5.Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года [Электронный ресурс]: распоряжение Правительства Рос. Федерации от 30 июня 2010 г. № 1101-р. Прил.: План мероприятий по реализации в 2010 году Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года // Там же.

6. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 окт. 2003 г. N 131-ФЗ // Там же.

7. Мокрый В.С., Сапожников А.А., Семкина О.С. Государственное и муниципальное управление: реализация реформ / под ред. А.А.Сапожникова. М.: КНОРУС, 2007. 216 с.

8. Сапожников А.А. Система участия студентов вузов в решении задач комплексного социально-экономического развития муниципальных образований Сибирского федерального округа : конспект лекции / Брат. гос. ун-т. Братск: Изд-во БрГУ, 2010. 20 с.

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconПамятка первокурсника 2011 Братск 2011 Памятка первокурсника 2011:...
От всей души поздравляю вас с началом нового, яркого и важного этапа вашей жизни. Искренне рад, что пройдет он в стенах Братского...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconГлухов В. В., канд экон наук, доцент, двфу; Рожков Ю. В., д-р экон наук, профессор
Международная научно – методическая конференция «Декабрьские чтения имени С. Б. Барнгольц»
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconВысшего профессионального образования
Методические указания по дипломному проектированию для студентов специальности «Финансы и кредит» / Сост. М. И. Черутова, О. Б. Никишина,...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconМетодические указания
Выпускная квалификационная работа : Методические указания / М. Р. Ерофеева, И. В. Камышникова. – Братск : гоу впо «БрГУ», 2009. 57...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconКомпьютерная верстка И. В. Кутумова Дизайн обложки Ф. Б. Денисов Выходные данные
Азоев Г. Л.  д-р экон наук, проф. Балашов В. В.  д-р экон наук, проф. Глазьев С. Ю.  акад. Ран
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconКомпьютерная верстка И. В. Кутумова Дизайн обложки Ф. Б. Денисов Выходные данные
Азоев Г. Л.  д-р экон наук, проф. Балашов В. В.  д-р экон наук, проф. Глазьев С. Ю.  акад. Ран
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconРоссийской Федерации Братский педагогический колледж
Курсовая работа. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для студентов специальности Дошкольное образование/ Сост....
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Азоев Г. Л.  д-р экон наук, проф. Балашов В. В.  д-р экон наук, проф. Глазьев С. Ю.  акад. Ран
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Азоев Г. Л.  д-р экон наук, проф. Балашов В. В.  д-р экон наук, проф. Глазьев С. Ю.  акад. Ран
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconАэрокосмического приборостроения
Составители: д-р экон наук, проф. В. Б. Сироткин, д-р экон наук, проф. С. Д. Бодрунов, ассистент В. А. Семёнова
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconРоссийской Федерации Братский педагогический колледж
Курсовая работа. Методические рекомендации по выполнению курсовой работы для специальности Документационное обеспечение управления...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconИ выполнению выпускной
Иу в. Д. Козловским, канд экон наук, доц., проф. Иу н. В. Зыковой, канд экон наук, проф. Иу е. Э. Осиповой, доц. Иу е. Ю. Ветошкиным...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconМетодические указания по подготовке к семинарским занятиям Кемерово 2010
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (тема 3); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (предисловие, тема 2); Е. А. Плосконосова,...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconУчебное пособие Для студентов вузов в 2-х частях
С. К. Ашванян, д-р экон наук, проф. (раздел 4,7); Т. А. Сапожникова, канд экон наук, доц. (введение, раздел 5,9 ); Е. А. Плосконосова,...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconКвалификационной работы по специальности
Института управления (г. Архангельск) З. Г. Облицовой, канд экон наук, доц кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита О. В. Икон-никовой,...
А. А. Сапожников, д-р экон наук БрГУ, Братск iconМетодические указания разработаны канд экон наук, доцентом Т. И....
Методические указания разработаны канд экон наук, доцентом Т. И. Никифоровой, ассистентом А. Б. Чернобровиной


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск