Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий»





НазваниеКонспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий»
страница1/10
Дата публикации29.09.2013
Размер0.84 Mb.
ТипКонспект
100-bal.ru > Экономика > Конспект
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


Фролова Т.А. 2012г.

Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий»


Содержание:


1

Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МП 2

Тема 2.ЕДИНЫЙ НАЛОГ НА ВМЕНЕННЫЙ ДОХОД 15

Тема 3. УПРОЩЕННАЯ СИСТЕМА НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ 26

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 40



Тема 1. ОРГАНИЗАЦИЯ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА НА МП

1. Критерии малого предприятия


Предприятия малого бизнеса являются важнейшей составной частью обширного комплекса всех предприятий Российской Федерации. С принятием Гражданского кодекса Российской Федерации, законов о земле, о предприятиях с разной формой собственности получили широкое развитие новые формы хозяйствования, были организованы малые предприятия и их ассоциации, в обращение введены ценные бумаги. С 1996г. существует Фонд поддержки малого предпринимательства.

Важная роль малого бизнеса заключается в том, что он достаточно гибок, обеспечивает значительное количество новых рабочих мест, насыщает рынок новыми товарами и услугами, удовлетворяет многочисленные нужды предприятий, выпускает специальные товары и услуги, обладает экономической свободой, деятельность носит инновационный характер.

Малый бизнес – это предпринимательская деятельность, осуществляемая субъектами рыночной экономики при определенных законом условиях. Как показывает опыт стран с высокоразвитой экономикой, малый бизнес является базовой составляющей рыночного хозяйства.

Как свидетельствует мировой опыт, эффективность функционирования этой экономической системы может быть достигнута только в том случае, если на всех основных рынках товаров и услуг экспансия крупных производителей уравновешивается необходимым количеством мелких и средних производителей, которые в решающей степени обеспечивают формирование и сохранение конкуренции и препятствуют тенденциям монополизации рынков. Но в то же самое время одной из немаловажных причин успешного развития малого и среднего бизнеса в странах с развитой экономикой является то, что крупный бизнес не только не противопоставляется мелкому, а культивируется принцип сочетания крупных и малых предприятий: крупные и малые предприятия не противостоят, а взаимодополняют друг друга.

К малому бизнесу относится каждое пятое предприятие, действующее в России.

Малый бизнес состоит из совокупности малых предприятий. Формы их организации весьма разнообразны. Они различаются по форме собственности, по организационно-правовой форме, по размерам, по территориальной принадлежности, по отношению к закону, по используемым технологиям, по отраслям.

В соответствии с федеральным законом №209-ФЗ от 24.07.2007г. «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» установлены критерии отнесения к малым предприятиям:

  1. Для юридических лиц суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований, иностранных юридических лиц, иностранных граждан, общественных фондов не должна превышать 25%, доля участия, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства, не должна превышать 25%.

  2. Средняя численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать:

  • от 100 до 250 человек включительно – для средних предприятий;

  • до 100 человек включительно – для малых предприятий;

  • до 15 человек – для микропредприятий.

  1. Выручка от реализации товаров без учета НДС или балансовая стоимость активов (остаточная стоимость основных средств и нематериальных активов) за предшествующий календарный год не должна превышать предельные значения, установленные Правительством РФ.1

На 2012г.:

    • 60 млн. руб. – для микропредприятий;

    • 400 млн. руб. – для малых предприятий;

    • 1000 млн. руб. – для средних предприятий.



В 2010 году Национальный институт системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) и Минэкономразвития опубликовали два отчета, которые посвящены влиянию кризиса на российский малый бизнес. Цифры в них приводятся различные. Так, Минэкономразвития говорит о значительно росте числа малых предприятий в России, а в НИСИПП обнаружили, что за последний год небольших компаний стало меньше.

По данным Минэкономразвития, в России работают около 1,3 миллиона малых предприятий и четыре миллиона индивидуальных предпринимателей.

Заслуга в растущей популярности малого бизнеса во многом принадлежит различным государственным программам поддержки предпринимательства, которые стали активно развиваться в кризис:

  • субсидии и льготы для желающих стать предпринимателем;

  • снижение административных барьеров малому бизнесу, уменьшение числа проверок со стороны контрольно-надзорных органов;

  • расширился список сфер деятельности с уведомительным порядком начала работы;

  • региональные власти могут самостоятельно снижать ставку налога с 15 до 5% тем малым предприятиям, которые используют упрощенную систему налогообложения.


Однако по данным НИСИПП в России на первое апреля 2010г. зарегистрировано 219,6 тысяч субъектов малого предпринимательства. Как видно, это в разы меньше данных Минэкономразвития. По всей видимости, расхождение в оценках обусловлено различиями в используемой методологии.

Кроме того, малый бизнес в России, по данным НИСИПП, демонстрирует отрицательную динамику. Так, субъектов малого предпринимательства на 01.04.2010г. оказалось на 3,5% меньше показателя годичной давности. Число МП уменьшилось за год на 5,6 единиц до 154,6 единиц на 100 тысяч россиян.

Среднесписочная численность занятых на МП за год снизилась на 4,3%, объем инвестиций в основой капитал снизился на 16,8%. А объем оборота малых предприятий в первом квартале 2010 года оказался на 3,5% выше показателя за аналогичный период прошлого года.2

Квартальный оборот малых предприятий, за первые три месяца 2010 года вырос на 3,5% по сравнению с показателем годичной давности. Одновременно средняя занятость на предприятиях малого бизнеса сократилась на 4,3%, а объем инвестиций в основной капитал уменьшился на 16,8%.

Эксперты НИСИПП сходятся во мнении, что российский малый бизнес находится в кризисе. Дополнительно об этом свидетельствует еще и то, что число малых предприятий растет, но их обороты сильно падают.

По данным Госкомстата на 01.01.2011г. в РФ число малых предприятий (без микропредприятий) составило 219,7 тысяч. В том числе:

  • в сфере обрабатывающего производства – 35,3 тыс. (16,1%);

  • оптовая и розничная торговля, ремонт автотранспортных средств, бытовых изделий – 65,5 тыс. (29,8%);

  • строительство – 30,9 тыс. (14,1%);

  • транспорт и связь – 12,6 тыс. (5,7%);

  • операции с недвижимым имуществом, аренда – 38,4 тыс. (17,5%).

По данным Госкомстата, по состоянию на 01.01.2011г. численность занятых на малых предприятиях работников составляла 6016,9 тыс. человек, оборот малых предприятий – 10247 млрд. руб., инвестиции в основной капитал – 258,4 млрд. руб.

За 2010 год число микропредприятий составило 1374,7 тысяч, среднесписочная численность работников – 4526,9 тысяч человек (без внешних совместителей), оборот – 8067,2 млрд. руб.

Однако численность малых предприятий невелика по сравнению с другими странами. На 10000 жителей в РФ приходится 62 зарегистрированных МП, в США – 214 предприятий с числом работников менее 20 человек, в Великобритании – 143 предприятия, Германии – 51, Италии – 693, в Венгрии – 810.

Качественные критерии малого бизнеса показаны в таблице 1.1.
Таблица 1.1


Наименование

Содержание


1.Единство функций собственности и управления.

Сосредоточение большей части уставного капитала или акций и основных управленческих функций в руках основателей предприятия или членов их семей.

2.Ограниченность источников финансирования.

Основные источники финансирования – собственные средства, небольшие кредиты банков, займы физических лиц.

3.Организационно-функциональная гибкость.

Структура управления и характер распределения обязанностей между работниками позволяет моделировать производственно-технологические процессы.

4.Гибкость номенклатуры.

Производство осуществляется по небольшой номенклатуре товаров (услуг), но постоянно обновляемому ассортименту.

5.Мобильность.

Происходит быстрое реагирование на изменение спроса и предложения на производимый продукт.

6.Узость рынков сбыта.

Относительно небольшие рынки сбыта, не дают возможности оказывать влияние на цены и объем продаж.

7.Персонифицированный подход к клиентам.

Узость рынка принуждает к индивидуальному подходу к каждому клиенту.

8.Личностный характер отношений внутри предприятия.

Небольшой размер трудового коллектива порождает доверительный характер отношений между хозяином и работником, что обеспечивает объективную оценку деятельности каждого работника, высокую мотивацию и удовлетворенность трудом.

9.Ключевая роль руководителя.

Руководитель непосредственно участвует в производственном процессе и несет ответственность за результаты финансово-хозяйственной деятельности.

10.Юридическая и управленческая независимость.

Малые предприятия редко являются частью крупного бизнеса.

11.Преобладающая доля оборотного капитала.

Высокая доля оборотного капитала по сравнению с основными фондами.

12.Уязвимость для внешних факторов.

Недостаточная устойчивость в кризисных условиях, уязвимость перед контролирующими и проверяющими органами.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10

Добавить документ в свой блог или на сайт

Похожие:

Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу «Внутризаводское электроснабжение и режимы» для специальности
Курс «Внутризаводское электроснабжение и режимы» является одним из основных курсов в системе подготовке инженера по специальности...
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу хозяйственного права тема Понятие хозяйственного права
Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций Тема Введение. Характеристика предприятий выпускающих бытовую одежду
Методические указания предназначены для студентов, обучающихся по направлению 020400. 68 «Биология»
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций для студентов по дисциплине «Налоги и налогообложение»
Содержание пособия позволяет студенту самостоятельно изучить пропущенный учебный материал или познакомиться с дополнительным материалом,...
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу «Организация ЭВМ и систем» для студентов...

Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу «Организация ЭВМ и систем» для студентов...

Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине бухгалтерский учет, отчетность и налогообложение
Упрощенная форма бухгалтерского учета на предприятиях малого бизнеса. Налогообложение предприятий, относящихся к субъектам малого...
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу “Технология лекаственных форм и галеновых...
Конспект лекций по курсу “Технология лекаственных форм и галеновых препаратов” для студентов специальности «Технология фармацевтических...
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconПлан-конспект лекций по курсу: " Проектирование механосборочных цехов...
Цели и задачи изучения темы
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconО. И. Литвинова
Роль маркетингового управления в обеспечении эффективности и устойчивости деятельности малых предприятий
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу «эконометрика» для студентов III курса дневного...
Печатается по решению кафедры прогнозирования и статистики: протокол №6 от 07. 03. 2003 г
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconПрограмма по формированию навыков безопасного поведения на дорогах...
Машина предназначена для малых и средних предприятий, а также для выездной торговли. Относится к классу автономных ккм
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconВопросы к гэк для магистрантов Гражданский процесс
Кафедра Истории, социологии и права Назаров Андрей Александрович конспект лекций по курсу хозяйственного права
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу опд. Ф. 11. Операционные системы
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №23
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconС. П. Филин Концепции современного естествознания: конспект лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования РФ и...
Конспект лекций по курсу «Бухучет и налогообложение для малых предприятий» iconКонспект лекций по курсу сд. Ф корпоративные информационные системы
Д. В. Колесов, Р. Д. Маш, И. Н. Беляев «Биология. Человек», Изд-во «Дрофа», Москва, 2010


Школьные материалы


При копировании материала укажите ссылку © 2013
контакты
100-bal.ru
Поиск